Отчет по мероприятию о лекарственных травах. Централизованная библиотечная система мишкинского района

«Я не степью хожу, я хожу по аптеке
Разбираясь в её травяной картотеке».
С. Кирсанов

Изначально растения были для людей не только источником питания, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней, сохранить жизненную активность и долголетие. Все врачи древности обращались к растениям. Лекарственные растения наделялись таинственной силой, их целебное действие связывались со сверхъестественными свойствами. В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зелёный мир – это своего рода аптека.

22 апреля в Покровской сельской библиотеке совместно с Немировской сельской библиотекой в рамках всероссийской акции «Библионочь – 2017» состоялся экологический праздник для читателей старшего поколения.

Гостей в библиотеке встречала Марья-травница (Воротникова М.А) она пригласила гостей пройти в зал и там поделилась с ними семенами и лекарственными травами.
Затем заведующая Покровской библиотекой (Малышева Л.В.) рассказала о первом лекаре-травнике Пантелеймоне-святом, о лекарственных травах Подмосковья и их пользе.


Затем все участники праздника были приглашены на чаепитие. За столом проводились различные конкурсы: «Узнай по описанию», «Расскажи о своём любимом рецепте». С большим интересом гости слушали рассказ Депутатовой Л.И. о сроках сбора лекарственных растений. Все с удовольствием читали стихи о природе, о родном крае. Очень интересно прошёл музыкальный конкурс «Спой песню о цветах или деревьях».


Для гостей были организованы книжные выставки, стенды на тему лекарственных растений. Большим успехом пользовалась выставка участницы Сергийчик Г.И «Чудесный бисер». Вечер прошёл в тёплой и дружеской обстановке, все гости были очень довольны.


Присутствовало 15 человек

Подготовили и провели мероприятие Малышева Л.В. и Воротникова М. А.

Кириленко Л.К.

педагог дополнительного образования

Донецкого ЭНЦ

СЦЕНАРИЙ

круглого стола в кружке

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Тема: «Аптекарский огород»

Цель:

Закрепить представление детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правила использования;

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Задачи:

Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений, правилами и сроками сбора;

Развивать познавательную деятельность кружковцев;

Развивать умения применять знания, полученные на занятиях кружка;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Подготовительный этап:

- подборка стихов о лекарственных растениях;

Подборка иллюстраций лекарственных растений;

Приготовление чая и посуды для его дегустации.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением лекарственных растений;

Выставка травяных сборов лекарственных растений;

Видеофильм «Лекарственные растения».

Стихотворения о лекарственных растениях: Е. Евтушенко, Ю.Ким, Н.Заболоцкого, Э.Вакс, А.Барто.

Участники: председатель «Круглого стола», руководитель кружка, гости, члены кружка.

Вступительное слово руководителя кружка. Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже лечатся растениями, а среди великого множества нужные для себя находят. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 растений.

Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветками, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встречает куст боярышника…

«Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства!»

Сейчас мы проведем с вами круглый стол, который посвящен царству лекарственных растений. На круглый стол к нам пришли гости: цветовод, эколог, турист, ну и, конечно же, фитотерапевт. А председателем круглого стола будет.

(Затем председатель круглого стола представляет участников встречи).

Председатель: Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке. Целебные свойства лекарственных растений обусловлены активными веществами, которые образуются в растениях. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах. Эти вещества помогают справиться больному организму с недугом (это гликозиды, алкалоиды, дубильные вещества, микро- и макроэлементы и другие).

А теперь слово представляется участникам Круглого стола.

Цветовод (показывает рисунки, на котором изображен шиповник, а на столе стоит стакан с плодами шиповника). Задает залу загадку:

«На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы – коготочки

Стерегут цветочки».

Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета куст шиповника украшают душистые цветки, которые напоминают розу. Лекарственным сырьем являются плоды различной формы и величины (показывает стакан с плодами). Плоды шиповника собирают до заморозков при полной их спелости. В домашних условиях плоды сушат при температуре 90-100 градусов Цельсия, не допуская подгорания. Правильно высушенные плоды должны иметь буровато-красноватый или желтый цвет. Препараты из плодов шиповника обладают желчегонным, противовоспалительным, мочегонным, кровеостанавливающим действием. Их применяют при язвенной болезни желудка, профилактике язв, при заболеваниях, связанных с дефицитом витамина С. Особенно в детском возрасте. Сваренные с медом лепестки цветков обладают профилактическим действием.

Народный целитель (показывает иллюстрацию с изображением растения «мать и мачеха»):

Едва в апреле снег растаял

На склонах или вдоль дорог

Глянь! Весна уж примеряет

Из мать и мачехи венок!

Что же это за растение? Снег только что сошел, а на солнечном припеке уже появились первые желтые цветочки на голых стебельках (показывает рисунок растения). Когда цветки оцветут, то на их месте появятся белывен пуховые шарики, а в них парашютики с семенами. При первом небольшом ветерке разлетятся они в разные стороны, а там, где были желтые цветочки, появятся зеленые листья. (Задает вопрос залу: «А кто из вас знает, почему растение получило такое название?»)

Кружковцы из зала : Одна сторона – нижняя у листьев опушенная, теплая при прикосновении – «мать», ругая – зеленая, холодная – «мачеха».

Народный целитель: Листья мать и мачехи заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Турист (показывает рисунок валерианы лекарственной) и задает загадку:

Кошачья травка –

Больным поправка,

Корешок в аптечку,

Чтобы помочь сердечку.

Ну, конечно же, вы сразу узнали это растение. А вот что оно

представляет из себя. Это стройное растение высотой от 15 до 45 см с коротким ползучим корневищем. Красивые перистые листья, бледно-розовые или бледно-сиреневые душистые соцветия – зонтики. Искать его надо на сырых местах, у водоемов среди зарослей кустарника. Лекарственным сырьем служат двулетние корневища с корнем. Сырья требуется много, поэтому растение сейчас выращивают и на полях. Валериану лекарственную применяют при бессонице, нервном потрясении и тяжелых переживаниях.

В разговор вступает Биолог. А я загадаю вам такую загадку:

«Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой

Стоит под горой»

Конечно же вы все догадались, что речь идет о березе. А что это за дерево?

(кружковец из зала: «Это лесная красавица. На земле насчитывается около 120 видов берез, только они не все с белой корой. У некоторых берез она желтая или совсем темная, почти черная»).

Биолог продолжает. Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. С незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане. Листья берез обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы. Настои из березовых почек и молодых листьев применялись внутрь от простуды, ломоты в суставах, при болезнях желудка как мочегонное, потогонное, желчегонное средство. Особенно полезно употребление березового сока, который собирают ранней весной. Он вызывает общеукрепляющее действие, повышает сопротивляемость организма.

Эколог. А какой вред наносится дереву при сборе березового сока! Повреждается кора, нарушается защитная функция дерева. Сбор березового сока проводится только со старых деревьев, которые подлежат вырубке.

Председатель: « Люди добрые, по чести приношу такие вести.

Что послушать их не грех Радость будет здесь для всех.

К вам приехал мудрый, славный врач великий,

Что исправно исцелит любой недуг».

Врач (задает загадку и показывает залу рисунок).

Листочки парные –

Цветки янтарные,

Плоды коварные.

И лечат и калечат.

(из зала кружковцы: «Это зверобой»).

Врач: « Да, это зверобой. Народ считает его средством от 90 болезней. «Как без муки нельзя испечь хлеба, так и без зверобоя нельзя лечить некоторые болезни», - гласит народная мудрость. Лекарственным сырьем служит трава. Собирают ее во время цветения, срезая только верхнюю часть длиной 10-20 см. Сушат ее в сушилках при температуре 50-60 градусов Цельсия на чердаках и под навесом. Это растение обладает сильным бактерицидным действием, используется как вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное средство, для полоскания десен и полости рта. Зверобойным маслом смазывают пораженные участки кожи, раны.

Выходят ученики , у которых в руках рисунки растений со словами: «А почему нас забыли пригласить на круглый стол? Какой аптекарский огород без нас?»

Первый ученик с рисунком растения «пастушья сумка»:

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства,

Быть может, взгляните не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае – он салат к столу.

Сорняк живуч,

Семян так много в плоде

Похожем на суму.

Второй ученик. А я расскажу про липу.

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет!

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Третий ученик (показывает рисунок одуванчика).

Такого модника как этот

Еще не видела земля.

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять.

Это одуванчик. О лекарственных растениях одуванчика знали еще и древние греки и применяли его широко и разнообразно. В народной медицине одуванчик считают «эликсиром жизни». Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье. А какой весенний салат без листьев одуванчика?! Ведь это кладезь витаминов!

Биолог. Созревшие семена разносятся ветром, отсюда и произошло это название «одуванчик».

Четвертый ученик: А я расскажу о таком растении, как чистотел.

Эта травка не проста,

И зелена, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело!

Используется у чистотела надземная часть растения и корни.Из него изготавливают препараты для лечения бородавок, заболеваний печени и желчного пузыря. Это многолетнее травянистое растение с красивыми листьями и ярко-желтыми цветочками. Растет чистотел в парках, садах, на огородах и дачах.

Пятый ученик. Ну, а какой же аптекарский огород без калины (показывает рисунок и держит кисть калины).

Собирать мою кору

Нужно раннею весною.

Остановят кровь

При кровотеченьи мною.

Чудодейственный отвар

Может пить и млад и стар!

Ну, а осенью подарок,

Кисти ягод огневых,

Рвите на зиму, ребята,

Много витаминов в них!

Надземная часть растений накапливает максимальное количество веществ чаще всего в период цветения – в это время их и нужно собирать. Корни и корневища – поздней осенью, после увядания надземной части. Почки собирают ранней весной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост (март-апрель), а у березы и сосны – еще раньше.

Надземную часть растений надо собирать в хорошую ясную погоду, так как увлажненные росой или дождем они портятся и теряют свои лечебные свойства. Подземные части растений собирают в любую погоду, а перед сушкой их надо мыть от земли.

А как надо правильно сушить лекарственные растения? Ведь от этого зависят их полезные свойства Перед сушкой растения сортируют. Веточки с почками срезают и связывают в пучки, которые сушат на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. После сушки растения обмолачивают. Быстро сохнут растения на чердаке, Хранят в бумажных и матерчатых мешочках, коробочках, в сухих, темных, чистых помещениях.

Слово берет Эколог. Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать и о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица земли, если человеке будет варварсчки уничтожать их, не заботясь о воспроизведении. Вот что по этому поводу может сказать вам ландыш майский.

Шестой ученик (с рисунком ландыша майского обращается к залу):

У меня к ребятам просьба убедительная есть:

Рвут весной нас повсюду, вянем мы в букетах зря,

Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!

Должен всем вам сказать, что нельзя нас собирать!

Эколог. При сборе цветов и заготовке листьев и стеблей как лекарственного сырья необходимо оставлять нетронутыми несколько цветущих растений для семенного размножения. При заготовке листьев следует собирать только нижние, чтобы не повредить цветению и плодоношению. Заготовки почек ведутся на густо насажденных лесосеках или во время рубки деревьев. При сборе плодов многолетних растений нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветви, а при сборе семян однолетних растений обязательно необходимо оставить и посеять часть семян.

Председатель . Мы обсудили многие вопросы, связанные с лекарственными растениями, узнали много нового и интересного. Ну, а теперь я приглашаю всех участников Круглого стола в наш кинозал на просмотр видеофильма о лекарственных растениях. А после просмотра видеофильма будет сюрприз – угощение отваром шиповника и липы с яблоками и печеньем.

Внеклассное мероприятие

«Лекарственные растения Хабароского края». 3 класс

Учитель МОУ СОШ № 32 г. Комсомольск – на – Амуре

Кадыкова Елена Николаевна

Цели:

Познакомить со знаменитыми и интересными травяными растениями нашего края, с их лечебными свойствами;

Расширить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края;

Установление причинной связи между отдельными элементами природы;

Развитие познавательные способностей уч – ся, коммуникативные навыки общения, любознательность;

Воспитание чувства патриотизма к родной природе,

бережного отношения к ней, охрана и разумное использование её богатств.

1. Введение в тему. (Под музыку) Слайд (лес)

У: Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке.

Разбираюсь в её

Травяной картотеки.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты неписанный странный рецепт.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

О чём сти-е? (о природе, растениях)

У: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы, мир Флоры. Слайд (Флора) В нём нет ни единого бесполезного растения.

Тема урока (читаем хором)- «Лесная аптека на службе человека». Слайд)

Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.

2. Работа в парах.

А путешествовать будем под девизом….-Собери пословицу и узнаешь.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. (Слайд)

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли?

3. У: Отгадай кроссворд . Слайд

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)

4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик)

5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

8.У забора живёт, никого не признаёт,

Не собака, а кусает и погладить не даёт. (Крапива)

Вывод : Людей, собирателей лек. трав называли «травниками». (Появл. на доске слово травник)

Что объединяет все слова- отгадки? (Это лек. травы)

4. «Из мира истории » (рассказывает ученик)

Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений. (Появляется на доске слово Гиппократ)

5. Встреча с травницей и её внуками.

У: - Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая много знает о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего края?

Но она придет с внуками, которым она передаёт свои знания.

Встречайте! (Звучит музыка. Входят в класс)

Егоровна: Меня зовут бабушка Егоровна. А это мои продолжатели.

Чтобы познать секреты леч. трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

О каком доме идёт речь – угадайте!

Загадка. (Внук)

Дом со всех сторон открыт, Дом резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Чтение стих.- я (Внуки)

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

Все лечебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Внук: С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая, кто это такая?

6. Физ-ка

Найдите ответ, он спрятан возле вас.

Звучит музыка, появляется Ромашка.

Слайд. (С фото и текстом)

Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.

Учитель: Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка: Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна.

1 –ый –Лечит кашель

2 – ой – Снимает жар

3 – ий – Используют при мытье волос
4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.

5 – ый – Лечит зубную боль

7. Ромашка : Запомните простое народное средство.

Если болит горло.

Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.

Егоровна: Ребята, а вы знаете лекарственные растения?

8. Попробуйте угадать и запомнить лечебные свойства этих растений.

Работа в группах. (У каждой группы карточка)

1. Растения, которым сводят бородавки. (Чистотел)

2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)

3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. (Щавель)

4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».

А как звучит его научное название? (Алоэ)

5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. (Берёза)

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)

- Назвать лишнее слово. (Алоэ)

Молодцы!

Внук.

Тонкий стебель у дорожки, н а конце его серёжки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

9. Физ – ка.(дети ищут ответ)

Звучит музыка, появляется Подорожник. (Слайд)

10. Подорожник: Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Учитель: Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?

П: А это я хочу спросить у ребят.

Вывод:

Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок – срочно беги ко мне!

11. Егоровна : Послушайте моё народное средство.

Вы натёрли ногу – о несчастье.

Нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.

12. Музыка. Входит Ландыш. (Без короны)

Загадка. (Слайд)

Расцветаю я весной,

Только снег сойдёт лесной.

И на каждом стебле в ряд,

Словно лампочки горят.

Учитель: Ой, а ты кто?

Слайд только с текстом.

13. Ландыш : Я – лек.растение, означает «лилия долин,», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я – лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы – колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя – я занесён в Красную книгу. (Показать)

Ландыш: Кто же я? (Ландыш) – надевает корону

Слайд с иллюстрацией и текстом.

Ландыш применяют:

Для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе,

Действует как успокаивающее средство.

Девушки соком ландыша натирали щёки, чтобы быть румяными.

Хором! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды.

Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно!

Учитель: Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? (Он ядовит)

14. Ядовитые растения.

Назовите растения, которые губительны для человека, но являются лекарством или пищей для животных.

Слайд. Вороний глаз.(Фото)

Вороний глаз ---- птицы ----лекарство

Слайд. Волчье лыко (Фото)

Волчье лыко ------- нектар -------пчёлы, муравьи

Вывод.

У: Ребята, а давайте проведём небольшой экзамен для наших гостей – Бабушке Егоровне и её внукам.

15. Экзамен.

1.Это жгучее растение, при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. (Крапива)

2. Сладкое вещество, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд)

3.В нём большое количество крахмала, можно вылечить желудочные заболевания.

(Картофель)

4.Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды. (Малина, клюква, мать и мачеха, мята)

Ну, молодцы, настоящие целители!

16. Музыка. Появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника, Мать- и мачеха.

У: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?

Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!

Шиповник.

Где – то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Меня зовут царем кустов

За цвет и за запах

Моих лепестков.

Хот куст мой зеленый

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!

Мать – и – мачеха.

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

Учитель. Знаем, ты Мать – и – мачеха!

Мать – и – мачеха . Если кашель вас замучил, воспаленье началось,

Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.

Брусника.

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

Учитель. Ты Брусника! 7

А как ты помогаешь людям?

Брусника.

Жар, головные боли, плохой аппетит.

Выпей отвар моих листьев,

Мгновенно забудешь о них.

Тысячелистник.

Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.

Учитель. А как ты можешь

помочь, Тысячелистник?

Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю:

раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

Давайте все лекарственные растения попросим выйти на середину класса и поблагодарить их за целебные свойства, которые помогают человеку

поправить своё здоровья.

Музыка (взялись за руки)

17. Итог .

Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди – ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не трогай

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка! 8

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

Егоровна: Не хочется чаю с печеньем, с пирожным,

Я снова скучаю о чае таёжном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом,

Но можно и с мятой, малиной, медком.

Я всех вас хочу угостить кипятком,

С волшебным, таёжным, лесным запашком.

28.04.2017 Акция «День экологических знаний» «Природа лечит. Лекарственные растения»

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, растения. Это – природа! О красоте русской природы можно говорить бесконечно. Она щедра и бескорыстна. Но чтобы сберечь, понимать природу, её нужно знать. С этой целью пожилые люди, читатели Камеевской сельской библиотеки, присоединились к всероссийской акции «День экологических знаний» по теме: «Природа лечит. Лекарственные растения». И на эту тему орформили книжку- раскладушку.

Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров - «золота», - что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. «Путешествие в страну лекарственных растений» - так называлась первая страничка нашей книжки- раскладушки. Гости узнали много нового о лекарственных растениях, которые растут не только в лесу, на полях и лугах нашей необъятной России, но и даже возле своего двора можно найти очень много полезных растений. Презентация дала возможность познакомиться с некоторыми из них воочию.

Второй страничкой книжки стала презентация выставки «Матушка -природа для лечения народа», где была
представлена литература, раскрывающая многообразие зеленых великанов, информацию о травах, о полезных и вредных комнатных растениях и о правилах сбора и хранения целебных растений.

Нашу третью страницу посвятили охране дикорастущих лекарственных растений. Лекарственные растения, находящиеся под угрозой исчезновения, и редкие виды, внесенные в Красные книги, находятся под охраной государств. К числу редких видов относятся растения, численность и ареал которых имеют постоянную тенденцию к сокращению.

В настоящее время краснокнижными видами являются: жень - шень, заманиха высокая, левзея сафлоровидная, диоскорея кавказкая, мачок желтый, красавка-белладонна и некоторые виды ятрышника. Кроме того, строгой охране и ограниченной заготовке подлежат около 40 видов лекарственных растений, среди которых: ландыш майский, горицвет весенний, наперстянка крупноцветковая и другие растения. Запрещается заготовка сырья без специальной лицензии и ограничены: распашка земель, выпас скота, сенокошение, осушение болот, использование ядохимикатов, отдых населения, застройка, движение механизированного автотранспорта. Обо всем этом мы узнали, посмотрев видеоролик «Растения Красной книги».

На четвертой странице , мы вместе погуляли на свежем воздухе. Давно уже известно, что свежий воздух полезен для здоровья! Так – то оно так, только вот часто ли мы задумываемся над, тем, что именно «свежий воздух» все реже и реже попадает к нам в легкие? С каждым годом все больше людей переезжает из каменных джунглей за город. Это
вызвано самыми разнообразными причинами, однако в большинстве случаев подобное объясняется нежеланием граждан дышать загазованным воздухом. Стоит лишь только кому-то произнести слово «город», как сразу в голове воспроизводится картина вечных выхлопных газов и дыма, идущего из труб заводов и фабрик. Воздух в сельской местности разительно отличается от городского, и к одним из таких мест относится и наше село, со своим лесом, янтарной речкой Бирь и бескрайними полями. Для сохранения этой красоты и чистого воздуха, жители села организовывают субботники, заботятся о чистоте реки, проводят в школах занятия, посвященные экологическому воспитанию подрастающего поколения, а в библиотеках- акции по экологии. Так же жители села, дети и взрослые, совместно с лесниками участвуют в посадке хвойных и лиственных пород деревьев возле проживаемой местности. Ведь в сосновых и еловых лесах дышать намного лучше. И это не просто ощущение. Именно хвойники подавляют бактерии, вызывающие болезни и благоприятно влияют на нервную систему организма. Наши жители и пенсионеры активно пользуются дарами природы, зимой катаются на лыжах, а летом регулярно прогуливаются возле речки и леса. Активные участницей среди пожилых людей это Татьяна Изиляева, Елена Валитова и Антонида Апсатарова, бывшая учительница физкультуры с. Камеево. Она поделилась перед гостями своими навыками скандинавской ходьбы и показала для начинающих как пользоваться скандинавскими палками.

Каждый из нас интуитивно чувствует, что в природе и ее творениях скрыты целебные силы, которых не заменить никакими синтетическими препаратами. Кто не прикладывал к ссадинам лист подорожника? Не ел малину при простуде? Не пил настойку валерианы? Участники мероприятия, листая пятую страницу книжки- раскладушки, привели свои примеры лечения заболеваний народными средствами, отварами и настоями из трав, которые хорошо известны и произрастают в нашей местности. Рассказали о свойствах лекарственных растений, которые растут на наших участках - это календула, смородина, малина, шиповник и так далее. Светлана Бикбулатова вспомнила случаи из своей жизни, когда ей на помощь приходили лекарственные растения и о правилах сбора этого природного дара.

До сих пор ведутся споры о том, верить или не верить производителям БАД по поводу эффективности их продукции. На шестой странице книги мы рассмотрели деятельность корпорации «Сибирское здоровье», отзывы врачей о ее продукции, отрицательные моменты самолечения, а также постарались понять роль БАД в жизни человека. Анна Алимпиева консультант корпорации «Сибирское здоровье» говорит о том, что компания «Сибирское здоровье» была основана в Новосибирске в 1996 году и на данный момент является ведущим российским разработчиком и производителем оздоровительной продукции и косметики, подтвержденной патентами. Сырье для производства поставляется из Горного Алтая, Байкала и других заповедных районов Сибири: используются лекарственные травы, их коренья, ягоды, цветки и семена. Так же она ознакомила нас с правилами приема лекарств на основе растений.

На седьмой странице участников ждала игра «Зеленая аптека». Участники с большим удовольствием решали кроссворды, без ошибок отвечали на вопросы викторины, соревновались в знаниях луговых и лесных цветов. Называли лекарственные растения, и какими лечебными свойствами они обладают. Также разгадывали загадки, вспоминали пословицы и читали стихотворения «Луговые травы», «Лесной чай», «Целебные травы». По итогам игры наше жюри бывший фельдшер Камеевской СВА Людмила Мусалина (пенсионерка на заслуженном отдыхе) всех игроков признала лучшими травниками села.

Восьмая страничка книги была самой вкусной. Елена Шамиданова для своих читателей открыла импровизированный фитобар под названием «От болезней всех полезней». Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб. Много интересного об истории появления на Руси традиций чаепития узнали участники акции, посетив фитобар. Любительница чаепития Зоя Васильевна Биктимирова продемонстрировала мастер- класс по завариванию чая. Научила, как готовить тонизирующие напитки, придающие бодрость и энергию жизни. А отличным дополнением к горячему чаю стали прекрасные пироги от всех наших гостей. Долго сидели у самовара, пили чай и замечательно, душевно пели песни.

В последней странице книги, лекарственные растения дали наказ, которые мы должны помнить, и тогда природа будет нам благодарна.

Увидел молодой росток – не трогай и не рви!

Пройди-ка мимо, улыбнись, скажи ему: «Живи!»

Пройдут недели иль года, и вырастет там целебная трава.

Лес зелёный охраняй! Никого не обижай!

Не губи деревья ты! Сохрани в лесу цветы!

Ты пришёл за помощью к природе – добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не рви, не трогай,

Помни, нужно много лет ещё,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка, не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей – всё, что зовётся Родиной твоей!

Библиотекарь Камеевской библиотеки Е. Шамиданова.