Игра викторина целебные растения вокруг нас сценарий. Викторина по лекарственным растениям методическая разработка (старшая группа) на тему

ЦЕЛИ ИГРЫ:

  1. Образовательные: ознакомление со способами сохранения и укрепления своего здоровья с помощью полезных растений; расширение кругозора учащихся.
  2. Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; развитие навыка поиска информации; развитие навыка работы в группе, коммуникативных способностей; развитие речи, внимания, памяти, мышления и творческих способностей учащихся.
  3. Воспитательные: привитие любви к живой природе; воспитание культуры поведения; воспитание самодисциплины, ответственности, доброжелательности и взаимопомощи; воспитание уверенности в своих силах.

ПОДГОТОВКА ИГРЫ

  1. Учащиеся организуют 2 команды игроков по 7 человек, остальные учащиеся становятся болельщиками, игроки придумывают командам название, девиз, изготавливают эмблемы.
  2. Жюри готовит грамоты для награждения победителей, участников и самых активных болельщиков.
  3. Учитель подбирает фактический материал, составляет задания для конкурсов, готовит раздаточный материал, создает слайд-презентацию (Приложение № 7) , подбирает музыкальное сопровождение, составляет комментарии по оцениванию для жюри, оформляет помещение для проведения игры.

ХОД ИГРЫ

1. Вступительное слово

Ведущий приветствует всех присутствующих, объявляет игрокам и болельщикам тему и цель игры, представляет жюри, знакомит со структурой игры и желает удачи участникам. (Слайд № 1). Польза, которую приносят растения, очень велика и многообразна. Сегодня мы остановимся на том, какую пользу растения могут принести нашему здоровью. Выполняя различные задания нашей игры, вы узнаете как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья. Поэтому, девизом сегодняшней игры являются слова: “Твое здоровье – в твоих руках!”. (Слайд № 2). На столе у каждой команды находится большой лист бумаги, на котором в течение игры вам предстоит создать коллаж, посвященный нашей сегодняшней теме. Коллаж – это творческий жанр, когда произведение создается из вырезанных изображений, наклеенных на бумагу. Вы можете дополнить его своими рисунками и записями. Вместе с листом бумаги вы получили набор материалов и рекомендации для составления коллажа. (Приложение № 1). В конце игры каждая команда получит право представить и “защитить” свою работу.

Победителей, самых активных участников игры и болельщиков ждут призы.

Во время игры постарайтесь быть внимательными, организованными и активными. Желаю вам успеха!

2. Представление команд

Команды сообщают своё название, произносят девиз, демонстрируют эмблему.

Оценка задания.

Жюри оценивает: соответствие теме, оригинальность, артистичность, оформление. Максимальная оценка – 5 баллов.

3. Конкурс “Деревья-целители”

Командам выдаются карточки – пазлы и изображения деревьев, по 5 каждой команде. (Приложение № 2).

Задание: (Слайд № 4). Соберите пазлы и получите информацию о влиянии деревьев на здоровье человека. Поделитесь со всеми полученной информацией. Продемонстрируйте изображение этого дерева. Музыкальное сопровождение.

№ 1 – береза, № 2 – ива, № 3 – сосна, № 4 – рябина, № 5 – дуб,

№ 6 – ель, № 7 – клен, № 8 – тополь, № 9 – лиственница, № 10 – липа.

Оценка задания.

Жюри оценивает: правильность сборки – 1 балл за каждый пазл, правильность определения деревьев – 1 балл за каждое дерево, быстроту выполнения задания – 1 балл. Максимальная оценка – 11 баллов.

4. Конкурс “Овощи на страже здоровья”

Овощи – древнейшая пища человека. В нашей стране возделывается 80 видов овощей, а в мире более 600! (Слайд № 5). В их состав входит множество микроэлементов и витаминов, необходимых для сохранения здоровья.

Командам выдаются листы справочной информации и изображения овощей, по 10 каждой команде. (Приложение № 3).

Задание: (Слайд № 6). С ейчас вам предстоит выступить в роли экспертов по овощам. Составьте рекомендации по питанию. Какие из овощей вы посоветуете включить в рацион питания людям: а) с избыточной массой тела, б) недавно перенесшим простудное заболевание. Используйте справочную информацию.

Оценка задания.

5. Конкурс для болельщиков “Загадочные овощи”

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос (морковь)

В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена (тыква)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах (капуста)

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон (лук)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок –
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький (огурец)

Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (чеснок)

Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка (картошка)

Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен.
Все, от взрослых до ребят
С холодцом его едят (хрен)

Над землей трава,
Под землей бордовая голова (свекла)

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)

Оценка задания.

6. Конкурс “Лечебный десерт”

Или фрукты вместо таблеток. Фрукты, как и овощи, являются для организма источником витаминов и минеральных солей. Но их употребление может не только сохранить здоровье, но и порой заменить дорогостоящие медицинские препараты. (Слайд № 7). На столы команд ставятся чаши с фруктами: а) клюква, яблоко, мандарин, банан, хурма; б) гранат, апельсин, груша, киви, виноград и выдаются информационные листы. (Приложение № 4).

Задание: Перед вами фрукты, которые доступны в свободной продаже даже зимой. (Слайд № 8). Используя информационный материал, выясните, какое влияние они оказывают на организм человека. Музыкальное сопровождение.

Оценка задания.

Жюри оценивает: информацию о влиянии фрукта – 1 балл за каждый фрукт, аргументированность, убедительность – 1 балл, быстроту выполнения задания – 1 балл.

Максимальная оценка – 7 баллов.

7. Конкурс “Домашний доктор”

Оказывается, полезные для здоровья вещества есть не только в съедобных пищевых растениях. Обитатели наших подоконников тоже могут быть очень полезными. (Слайд № 9). Например, хлорофитум очищает воздух помещений от табачного дыма!

Задание: (Слайд № 10). Разгадайте ребусы и узнайте, какие еще комнатные растения обладают лечебными свойствами. Расскажите всем, о том, что вам удалось узнать.

Представители команд вытягивают по две карточки с ребусами. (Приложение № 5).

№ 1 – каланхое, № 2 – сансевьера, № 3 – золотой ус, № 4 – алое. (Слайд № 11)

Оценка задания.

Жюри оценивает: правильность разгадывания ребуса – 2 балла за ребус, убедительность, выразительность при описании свойств – 1 балл, быстроту выполнения задания – 1 балл.

Максимальная оценка – 6 баллов.

8. Конкурс для болельщиков “Растения-загадки”

Проводится одновременно с предыдущим конкурсом, в то время, когда игроки выполняют задание.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка (одуванчик)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит (крапива)

Цветы ангельские,
Когти дьявольские (роза, шиповник)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит (ива)

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи (ромашка)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок (лиственница)

“Кошачья травка” -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку (валериана)

Оценка задания.

За правильную отгадку – 1 балл. Заработанные баллы дарятся команде игроков, за которую “болеет” отгадавший.

9. Конкурс “Зеленая аптека”

Мы выращиваем множество растений, а дикорастущих – еще больше. (Слайд № 12). И очень многие из них – лекарственные. Да вы наверняка и сами их знаете! Вот сейчас мы и проверим, хорошо ли вы знаете своих ближайших соседей.

Задание: (Слайд № 13). Внимательно смотрите на экран, узнайте и назовите лекарственные растения, отметьте, как его используют в народной медицине. (Слайды № 14 – № 21).

Изображения показываются командам по очереди.

Оценка задания.

Жюри оценивает: правильность определения растения – 1 балл, лечебные свойства – 1 балл. Максимальная оценка – 8 баллов.

10. Конкурс “Лесное меню”.

Ученые подсчитали, что в растительном царстве овощными, съедобными свойствами обладают около 1200 растений. Зная такие растения, человек никогда не останется голодным. Более того, дикорастущие травы часто содержат такие вещества, которые никогда не попадают на наш стол с традиционными продуктами. (Слайд № 22).

Задание: Слушайте и смотрите внимательно, затем вам предстоит ответить на вопросы.

Одуванчик. (Слайд № 23). Это самый известный съедобный цветок. В его листьях много кальция, железа, марганца, фосфора и витаминов В 2 и С. Небольшой секрет: его листья надо собирать весной, пока одуванчики еще не зацвели, а горечь удаляется при вымачивании в холодной воде в течение 20 – 25 минут. Из листьев готовят салаты, например такой, листья одуванчика, чеснок, тертая морковь и майонез. Возможно сочетание с листьями крапивы. А из соцветий делают варенье – “одуванчиковый мед”, который повышает иммунитет и напоминает зимой о лете.

Кипрей, иван-чай. (Слайд № 24). Растетна вырубках, насыпях и склонах. Все части растения употребляют в пищу. Листья и цветки – весной и летом, а корни – осенью. Заваривают чай из листьев и бутонов. Варят зеленые щи, делают салаты из листьев и соцветий, которые содержат много витамина С. Корни употребляют в сыром и вареном виде вместо спаржи и капусты. Из высушенных корней делают муку, из которой готовят каши, пекут хлеб, блины, лепешки. Из поджаренных корней получают заменитель кофе. Кипрей имеет и лекарственное значение: чай – болеутоляющее средство, помогает от бессонницы, головной боли.

Крапива. (Слайд № 25). По питательности крапива близка зеленому гороху, молодой фасоли и капусте. Витамина С в ней в два раза больше чем в черной смородине, а витамина А больше, чем в моркови и облепихе. В пищу употребляют молодые листья, собранные до цветения. Из молодых листьев варят очень вкусные зеленые щи, и даже засаливают и заквашивают на зиму!

Пастушья сумка. (Слайд № 26). И кормилица, и врачевательница. Весной её листочки появляются одними из первых. За лето успевает вырасти четыре поколения, поэтому всегда можно найти её молодые листочки. Из листьев готовят: салаты, щи, борщи, начинку для пирожков. Семена используют как специи, вместо горчицы и перца.

Представители команд вытягивают листочки с вопросами:

  1. Какие части одуванчика человек использует в пищу?
  2. Какие блюда готовят из одуванчика?
  3. Из какого дикорастущего растения моно приготовить чай и кофе?
  4. Какую часть растения кипрей используют для получения муки?
  5. Какими витаминами богаты листья крапивы?
  6. Как запасают крапиву на зиму?
  7. Семена какого дикорастущего растения могут использоваться в качестве специй?
  8. Почему в течение всего лета можно собирать молодые листья пастушьей сумки?

Оценка задания.

Жюри оценивает: правильность ответа – 1 балл за каждый ответ.

11. Информационный блок “Аромотерапия”

(Слайд № 27).

На стол ставится аромолампа, в чашу которой вместе с водой добавлено несколько капель эфирного масла лимона, зажигается свечка в основании аромолампы.

Аромотерапия – один из видов физиотерапии, который в лечебных целях использует эфирные масла растений. Эфирные масла – это летучие пахучие вещества, извлекаемые из некоторых видов растений, при комнатной температуре обычно представляют собой жидкости с характерным для каждой из них запахом... Поэтому аромотерапию часто называют лечением запахами. Эфирные масла могут содержаться в самых разных частях и органах растений: в цветках, листьях, корнях, плодах и семенах. Как действуют эфирные масла? Носовые нервы соединяют полость носа с лимбической системой мозга, которая оказывает заметное влияние на выполнение организмом ряда функций, в том числе она отвечает за наше самочувствие и поведение. Также доказано, что эфирные масла часто обладают антисептическими свойствами, защищая организм от внутренних и внешних инфекций. Практически все эфирные масла имеют бактерицидное действие, а некоторые их виды также уничтожают вирусы (эвкалиптовое масло) и грибки (масла из мяты перечной и чабреца).

Обратите внимание на экран, на нем представлены эфирные масла, которые вы можете использовать сами. Эфирное масло апельсина благоприятно действует на нервную систему детей, повышает концентрацию внимания, помогает при простуде. Эфирное масло мяты стимулирует при умственных переутомлениях, смягчает состояние напряжения, освежает и бодрит. Эфирное масло лимона помогает при усталости, при простудных заболеваниях, усиливает жизненный интерес, побуждает к творчеству.

В нашей лампе находится эфирное масло лимона. Пока работает аромолампа, вы можете вдыхать его аромат. Сейчас как раз самое время проявить свою творческую активность и завершить свой коллаж.

12. Конкурс для болельщиков “Знатоки”

Пока команды готовятся представить нам свои коллажи, предлагаю вам проверить свои знания, ответить на вопросы и заработать дополнительные баллы.

  1. У какого дерева самая мощная энергетика? (дуб)
  2. Что такое фитонциды? (вещества растений, убивающие микробов)
  3. Какой овощ нужно есть с маслом или сметаной? (морковь)
  4. Назовите овощи, обладающие сильными бактерицидными свойствами. (лук, чеснок)
  5. Какой фрукт защищает стенки желудка от острой пищи? (банан)
  6. За что киви называют “витаминной бомбой”? (содержит витамина С больше, чем в других фруктах)
  7. Эфирные масла каких растений способствуют профилактике простудных заболеваний? (апельсин, лимон, эвкалипт)

Оценка задания.

За правильный ответ – 1 балл. Заработанные баллы дарятся команде игроков.

13. Конкурс “Коллаж”.

Представители каждой команды прикрепляют свой коллаж на доске, рассказывают о его основной идее. (Приложение 8) – моменты игры.

Оценка задания.

Жюри оценивает: оформление, содержание, соответствие теме, представление.

Максимальная оценка – 5 баллов.

14. Заключительное слово ведущего

Наша игра подходит к концу, уже завершены конкурсные испытания, жюри сейчас подводит итоги. Через несколько минут мы узнаем, кто же стал сегодня победителем игры. Но самое главное, сегодня мы еще раз убедились, что человек и природа едины, что нельзя терять эту хрупкую связь, и что растения могут нам в этом помочь. Вы познакомились с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Благодарю участников и болельщиков за интересную игру, и хочу всем пожелать: “Будьте здоровы!” (Слайд № 28).

15. Награждение участников, победителей, самых активных игроков и болельщиков.

Жюри объявляет самого активного болельщика, самого активного игрока, общий счет игры. Вручает участникам и победителям грамоты, мандарины и сладкие призы.

Список использованной литературы:

  1. А.М.Носов Лекарственные растения.– М.:Изд-во Эксмо, – 2006;
  2. Деревья лечат. – СПб.:Лениздат, “Ленинград”, 2005;
  3. Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2005
  4. Лечимся без химии.Травы с эффектом антибиотиков / Под ред. В.Бородина.– Эксмо. 2006;
  5. М.А. Гуленкова, Н.Г.Замятина, М.Н.Сергеева Атлас родной природы. Лекарственные растения.: Учебное пособие для школьников младших и средних классов.– М.: Эгмонт Россия, 2002;
  6. Орлова Ж.И. Все об овощах. – М.: Пищевая пром-сть, 1978;
  7. Свиридонов Г.М. Родники здоровья.– М.: Мол. Гвардия, 233с.,ил. – (Эврика);
  8. Стрижев А.Н. Рассказы об овощах. – 2-е изд., доп. М.: Моск. Рабочий, 1985;
  9. Твой первый атлас-определитель. Растения / сост. В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2008;
  10. Филиппова И.А. Доктор на подоконнике. Лечебные свойства комнатных растений. – СПб.: ИГ “ВЕСЬ”, 2004. – 128с., ил. – (Серия: кладовые природы ).
  11. Энциклопедия домашних лекарственных растений. – СПб.:Лениздат, “Ленинград”, 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. Аромотерапия и психология. http://aromaplus.ru/plus.php
  2. Биологически активные вещества в растениях. Эфирные масла. http://askflower.ru/fytoarticles/8.html
  3. Все о лекарственных растениях. http://www.usefulbooks.info/
  4. Геннадий Михайлович Свиридонов "Лесной огород". http://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st000.shtml
  5. Деревья-доноры. http://www.florets.ru/tainy-rastenii/derevjya-donory.html
  6. Дикие растения – дары природы. http://rostok.ecosem.ru/rastenie.htm
  7. Дикорастущие съедобные растения.Автор – Берсон Гарри Залманович. http://www.skitalets.ru/books/dikorast_rast/index.htm
  8. Овощи на грядке и вашем столе. Дикорастущие съедобные растения. http://www.daryogoroda.ru/category/dikorastushhie-sedobnye-rasteniya/
  9. Полезные растения. http://www.nedug.ru/library/Default.aspx?ID=1937
  10. Полезные растения в вашем доме. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2344
  11. Растения-спасители. Владимир Небайкин. http://botsad.ru/p_papers18.htm
  12. Съедобные дикорастущие растения. http://www.greenrussia.ru/sedob_rastenia.php
  13. Съедобные цветы. http://www.proflowers.ru/articles/571.html
  14. Удивительные свойства комнатных растений. http://amaranthus.ru/stat/dom-rast/

Викторина для учащихся объединения «Игровая экология» с ответами по
теме «Лекарственные Растения»
1. Из волокна какой травы сделаны паруса первого американского
военного корабля, первый флаг США и первые джинсы «Levis»? (Из волокон
конопли)
2. Какое растение, согласно библейской легенде, Бог вырастил за одну
ночь для пророка Ионы? (Тыква)
3. На каком континенте был окультурен подсолнечник? (Северная
Америка)
4. В какой стране был окультурен лен? (Египет)
5. Как по­другому называется земляной орех? (Арахис)
6. Какое растение представляет собой смесь гриба и водоросли?
(Лишайник)
7. Какое растение имеет самые крупные плоды? (Тыква)
8. На Троицу раньше пели такую песню:
«Я пойду, пойду, погуляю,
Белую березу заломаю».
Зачем ломали в этот день ветки березы? (Их разбрасывали по полям, чтобы
почва была плодородной и чтобы сохранить влажность земли)
9. Какие деревья растут в соленой воде? (Это мангровые деревья. Они
растут в соленых болотах морского побережья Центральной Америки, во
Флориде и в Африке)
10. На флаге какого государства изображен кленовый лист? (Канада)
11. На флаге какого острова изображены пальмовые ветви? (Кипр)
12. Название этого известного растения, которое растет в лесу и в садах,
дословно переводится с латинского «блестящая лошадь», так как было
замечено, что, если кормить лошадей плодами, побегами, листьями этого
растения, то шкура лошадей начинает блестеть. Что это за чудо природы?
(Облепиха)
13. Из какого дерева были сделаны:
­ Палица Геракла. (Ясень)
­ Скипетр Юпитера. (Кипарис)
­ Мачта корабля аргонавтов. (Дуб)
­ Троянский конь. (Ель)
­ Стрелы Амура. (Кедр)
14. Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году?
(Липа)
15. Какое растение, дающее сырье для изготовления тканей, цветет только
полдня? (Лен)
16. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)
17. Какие два хищных растения растут в нашей стране? (У нас на моховых
болотах растет росянка. Она ловит и съедает садящихся на ее круглые

клейкие листочки комаров, мошек, мух и других насекомых. В реках и озерах
растет пузырчатка; она ловит забирающихся в ее пузырьки водяных рачков,
насекомых и мальков)
18. Какой гриб называют «заячья картошка»? (Гриб ­ дождевик)
19. Что такое «чертов табачок»? (Споры гриба­дождевика. Спелый
дождевик лопается от легкого удара и из него вырывается облако пыли -
«чертов табачок»)
20. О каком растении эта загадка: «Однолетняя трава - выше двора»? (О
хмеле)
21. Современная медицина считает единственным средством от бородавок
ядовитое растение с желтыми цветочками. Даже новейшие препараты
основаны на веществах, содержащихся в нем. Что это за растение? (Чистотел)
22. По русской народной примете, лето начинается, когда зацветает
культурный кустарник, и кончается, когда отцветает полевой цветок.
Назовите и кустарник, и цветок. (Сирень и Иван­чай)
23. На каком растении сидит орел на гербе Мексики? (На кактусе)
24. Друиды считали, что это дерево, если его часто обнимать, позволит
человеку полюбить себя так, что его полюбит судьба. Что это за дерево?
(Сосна)
25. В Японии выращивают в цветочных горшках настоящие деревья,
правда, небольшой высоты. Как называется такое дерево? (Банзай)
26. Каких деревьев больше всего в тех лесах, где строят санатории для
больных туберкулезом? (Сосен. Они прекрасно очищают воздух от
многочисленных бактерий)
27. Когда цветет мох? (Никогда. Мох - это низшее растение, оно не имеет
цветков)
28. У какого растения позаимствовал идею застежки­липучки швейцарец
Жорж де Мостроль? (У репейника)
29. Какое дерево во Франции называют «деревом мудрости» и в
лекарственных целях используют его листья, сок, почки и корень? (Береза)
30. Семенами какого водного цветка в старину пользовались певицы для
укрепления голоса? (Кувшинка)
31. Для чего кофейному дереву кофеин? (Для борьбы с насекомыми,
уничтожающими листья)
32. Назовите растение: то же, что белладонна, но по­ русски. (Красавка)
33. Какой экзотический плод по­другому называется «аллигаторова
груша»? (Авокадо)
34. Что такое плод арбуза с точки зрения ботаника? (Ягода)
35. Какое дерево - самое распространенное в России? (Лиственница)
36. В какое дерево превратилась, согласно легенде, спасавшаяся от
Аполлона нимфа Дафна? (Лавровое)
37. Как по­другому называется растение «сладкий картофель»? (Батат)
38. Съедобны ли плоды японской вишни - сакуры? (Нет)

39. Как по­другому называется кунжут? (Сезам)
40. Как называется наука, изучающая грибы? (Микология)
41. У какого дерева самая легкая древесина? (У балъса)
42. Как ботаники называют по­научному плод груши, айвы, рябины?
(Яблоко)
43. Как по­другому называется растение репейник? (Лопух)
44. Его плоды, длинные, похожие на огурцы, едят люди и животные. Для
обезьян это излюбленное лакомство. Его древесина не горит, а листья опадают
не зимой, а летом. Что это за дерево? (Баобаб)
45. Хулсын - по­калмыцки «камыш или тростник». Переведите с
калмыцкого слово «ханхулсын» («Царь камыш», Бамбук)
46. Царь Алексей Михайлович, узнав, что в Астрахани умеют растить
«великую ягоду», приказал доставить умельцев ко двору, чтобы они
продолжили дело в Москве. Что за «великую ягоду» растили астраханцы для
царя? (Арбуз)
47. О каком представителе царства растений писал Игорь Кочуровский:
«Она в зеленом девичьем берете,
Где на пригорке сосен стройный ряд,
Надев косы серебряный наряд,
Незримые раскидывает сети.
Как разгадаешь, по какой примете,
Что вся она предательство и яд»?
(О бледной поганке)
48. В средние века это растение неоднократно спасало многие народы
Европы от голода. Французы называли его «прекрасной девой», а англичане -
«добрым Генрихом». Его русское название происходит от царевны Лебедь.
Назовите это растение. (Лебеда)
49. В переводе с узбекского это растение называется «мышиный» (так его
назвали по форме цветка). Узбеки называют его «лошадиное ухо» (по форме
листа). Мы же называем это растение по месту, где оно растет. О каком
растении идет речь? (Подорожник)
50. В Африке есть кустарник со странным названием - «подожди
немного». Почему его так назвали? (Он колючий, его шипы вонзаются в
одежду и не отпускают человека)

Интегрированная игра-викторина для школьников с ответами "Лекарственные растения".

Николаева Татьяна, ученица 7 класса, МОУ "Школа №101" города Донецка Донецкой области.
Руководитель :Фролова Валентина Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, МОУ "Школа №101" города Донецка Донецкой области.
Описание : викторина, составленная ученицей 7 класса, может быть использована учителями природоведческого цикла, а также учителями русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности, на элективных курсах, факультативах, кружках при проведении познавательных и развлекательных мероприятий по ознакомлению с окружающим миром. В ходе мероприятия осуществляются межпредметные связи: с литературой-выразительное чтение, загадки, пословицы; с русским языком-составление предложений по каждой иллюстрации с употреблением слов на изученные правила из любого раздела русского языка.
Цель: формирование потребности в приобретении новых знаний о лекарственных растениях, способах их получения путём самообразования; развитие речи.
Задачи : пробудить познавательный интерес к лекарственным растениям;
расширить знания детей о лекарственных растениях в медицине;
определить значение растительного лекарственного сырья в жизни человека;
развивать внимание, память. любознательность, умение задавать вопросы, выражать свои мысли устно и письменно;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе.

Проведение викторины.

Вступительное слово учителя.
Растительный мир насчитывает более 400 тысяч растений. Многие из них обладают целебными свойствами.
-Какие растения являются лекарственными?
-Какие из лекарственных растений вы знаете?
Ваши знания мы проверим при помощи викторины о лекарственных растениях. Так как эти растения у нас сегодня главные герои, мы для удобства выделили их большой буквой. По каждой иллюстрации вы будете составлять предложения, используя разряды прилагательных.

Лекарственные растения

.
1. Где используется Алтей? (В фармацевтической промышленности, в изготовлении верёвки и грубой бумаги, при уходе за волосами и кожей, добавляют в муку). Составьте предложение.

2. Назовите полезные свойства Жасмина. (Жасминовый аромат считается сильнейшим антидепрессантом. Он лечит неврозы, бессонницу, способен бодрить лучше, чем кофе). Составьте предложение о жасмине.


3. Где произрастает Зверобой? Каково его лечебное значение?(В Европейской части России, в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе). Лечит мигрень, кашель, заболевание почек и печени. Составьте предложение о растении.


4. Как выглядит Лаванда? (Вечнозелёный кустарник с тёмно-зелёными листьями, прямыми стеблями и нежно-фиолетовыми цветками). Составьте предложение.


5. Чем полезен Шалфей для женщин? (Он омолаживает женский организм, способствует генерации клеток, укреплению суставов, хрящей и соединительной ткани). Составьте предложение о растении.


6. В качестве чего используется Можжевельник? (Плоды можжевельника применяют для ароматизации блюд из дичи, мяса. Для приготовления приправы используют молотые высушенные ягоды). Составьте предложение о растении.


7. Почему растение Мать-и-мачеха имеет такое название? Какую пользу приносит данное растение? (Это оригинальное название «мать-и мачеха» связано с разными на ощупь листьями. С внешней стороны лист у растения мягкий и тёплый, а с внутренней-шершавый и прохладный на ощупь, что и вызвало ассоциации с материнским теплом и холодностью мачехи). Используется для лечения многих заболеваний: бронхиальной астмы, заболеваний желудочно-кишечного тракта, золотухи, почек, ожогов, мозолей. Свежий сок из листьев можно закапывать в нос при простудных воспалительных заболеваниях. Составьте предложение о растении.


8. Какие витамины и минеральные вещества входят в состав Люцерны? (Витамины группы В, аскорбиновая кислота, витамины Е, С, Д и К, каротин). Кроме того - углеводы, эфирные и жирные масла, жирные и органические кислоты, глициды, антоцианы, биофлавоноиды. Из минеральных элементов люцерна богата магнием, кремнием, железом, хлором, марганцем, фосфором, цинком). Составьте предложение о растении.


Загадка.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
9.Какие виды Подорожника бывают? (Подорожник большой, средний, ланцетолистный, блошиный и другие). Составьте предложение о растении.


Загадка
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
10. Как чаще всего называют Календулу? (Ноготки).Назовите её свойства. (Растение обладает противовоспалительными, ранозаживляющими, бактерицидными, спазмолитическими, желчегонными свойствами). Составьте предложение о растении.


11. Как Бузина используется в кулинарии? (Из ягод делают кисели, компоты, варенье, а также лимонады и горькие настойки). Составьте предложение о растении.


12.Куда добавляют Имбирь? (В мясные и овощные блюда, холодные и горячие закуски, соленья и маринады, пряники). Составьте предложение о растении.


13.Куда добавляют мятное масло? (В шампуни и кремы, косметические продукты, в мыловарение). Составьте предложение о растении.


14.Когда и чем полезна Эхинацея?(Настой эхинацеи особенно полезен и даже необходим нашему организму зимой; он защищает от вирусов и простуды, повышает иммунитет, избавляет от усталости, помогает бороться с зимней депрессией, придаёт бодрости и стимулирует физическую активность). Составьте предложение о растении.


15. Знаменателем чего является Цикорий? (Кофе). Расскажите о пользе этого растения.


16. Как на Руси называли Чистотел? (Эту траву называли «подтынником из-за её широкой распространённости, живучести и способности прорастать абсолютно везде, даже под тыном). Составьте предложение о растении.


17. Какое известное и распространённое блюдо делают из Щавеля? (Зелёный борщ или щи).


18.Где можно встретить семена Мака? (В кондитерских изделиях).

Составьте предложение о растении.
19.Какое народное название имеет Ольха? (Елоха, вильха, лешенник, олешник, волька). Что является противопоказанием для использования препаратов ольхи? (Повышенная свёртываемость крови). Расскажите о лекарственных свойствах ольхи.


20. Как принимают Иван-чай? (В виде отваров и настоек для приёма внутрь, компрессов и полосканий).


Итог занятия. Чтение стихотворений учащимися о бережном отношении к природе.
-Какое главное правило мы обязаны помнить по отношению к богатствам растительного мира? (Соблюдать правила поведения в природе и бережно относиться ко всем живым организмам).
Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем: "Значение лекарственных растений в современной медицине" или "Лекарственные растения леса".

Викторина: « Лекарственные растения»

Цель: выявить знания детей о лекарственных растениях, их пользе.

Вопросы к викторине:

  1. В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение? (чистотел);
  2. Достаточно съесть 5-7 ягод в день или заварить их вместе с чаем, и они насытят вас витаминами. Что это за ягода? (рябина);
  3. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама (мать – и – мачеха);
  4. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны (подорожник);
  5. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? (одуванчик);
  6. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы (мята);
  7. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами (шиповник);
  8. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? (ноготки);
  9. Это растение – прекрасное бактерицидное средство, препятствующее гниению (крапива);
  10. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы (зверобой);
  11. Какая ягода заменяет лимон? (клюква);
  12. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице);
  13. Когда следует собирать лекарственное сырьё? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса).
  14. Назовите правила сушки лекарственного сырья? (Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других...

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Викторина "Лекарственные растения"

1. Возраст 3-4 года2. Вид занятия - интегрированное Задачи: Образовательные: Формировать представление детей о водоплавающих птицах, расширять словарь детей, используя слова - клюв, к...

Цель игры-конкурса: закрепить знания учащихся о лекарственных растениях и об их целебных свойствах.

Оборудование: вывеска с названием темы игры-конкурса, таблица с названием номинаций и количеством очков, иллюстрации о лекарственных растениях, информация на темы: «Лекарственные растения в годы Великой Отечественной войны»; «Народные приметы и поговорки о лекарственных растениях», домик с вывеской «Аптека», кресло, столик, пузырьки с лекарствами, костюмы участников сказки.

Подготовительная работа: За 1 месяц до проведения мероприятия участникам дается задание: прочитать книги о растениях леса, подготовить эмблему команды, её объяснение и вспомнить как можно больше песен, в которых упоминаются растения. Заранее готовится и конкурс актёрского мастерства. Эти конкурсы проводятся в перерыве между вопросами и их итоги подводятся отдельно.

ПРАВИЛА ИГРЫ

В игре участвуют две команды. Каждая команда выбирает себе название. По жребию определяется, какая команда будет отвечать первой. Перед каждым ответом команда сама выбирает название этапа и цену вопроса. Команда, ответившая правильно, имеет право выбирать следующий вопрос. При неправильном ответе право выбора вопроса переходит к другой команде.

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ЛАНДЫШ»

Мы взяли название «Ландыш»!

Нам нравится этот цветок!

Весной украшает он землю,

Так нежен его лепесток!

Он запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной!

Болезни сердца лечит он

И с детства каждому знаком!

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ПОДОРОЖНИК»

Чтоб в этом конкурсе участие принять,

Мы стали думать, как команду нам назвать.

Решили назвать «Подорожник»

В природе такой он хороший!

Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь у дороги!

Может кашель оно лечить,

Раны заживляет,

От укусов насекомых

Нас он защищает!

Есть множество цветов:

Красивых, осторожных,

Но нам приятней всех обычный подорожник!

1 этап - «Викторина»

Вопросы:

На 5 баллов: Дерево получило своё название из-за липкого сока и клейкости молодых листочков. В научной медицине используются цветки этого дерева вместе с прицветником от простуды и жара. (Липа).

На 10 баллов: В старину год у славян начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а этим деревом. Это дерево – символ света, сияния, чистоты, женственности. На Троицу из этого дерева плели венки и вокруг него водили хороводы. В медицине его почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, от простуды в качестве отхаркивающего средства. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита. (Берёза).

На 20 баллов: В старину это растение применяли от 99 болезней. Сейчас его используют против длительно незаживающих ран и язв и в стоматологии. Название этого растения связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. (Зверобой)

На 30 баллов: Крупное дерево до 30-40 м. высотой. Кора желтовато-розовая. Это дерево любят за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит оно человеку. Писатель Пришвин назвал это дерево самым прекрасным и свободным деревом России. Из него делают скипидар, канифоль, дёготь. Древесина этого дерева используется для строительства. Почки этого дерева используют при заболеваниях горла и лёгких, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева.(Сосна).

На 40 баллов: Это белый цветок, латинское название которого в латинском переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Многие поэты и композиторы посвятили этому цветку свои произведения. Все части этого растения ядовиты. В медицине он применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство. (Ландыш).

2 этап - Легенды о растениях

Вопросы:

На 5 баллов: Земля была богатой и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на краю леса скромный цветок. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки и водили хороводы, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому спутнику. Сам он мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землёй. Тогда этот цветок сделал своим детям пушистые парашютики и разослал их во все концы света с наказом творить добро (Одуванчик).

На 10 баллов: Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на имя Романушка. Красные грозди этого дерева привлекают птиц. (Рябина).

На 20 баллов: Молодого парня Садко полюбила водяная царевна Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы – символ верности, любви и нежности (Ландыш).

На 30 баллов: Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным её богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала девушка атаману, но однажды ночью слуги атамана выкрали девушку из дома. Долго держал он её в темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник).

На 40 баллов: Однажды в жаркий день Венера решила искупаться. Выбрала самый отдалённый грот, чтобы никто не мог посмотреть, долго и с удовольствием купалась. И вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на неё. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Воззвала она к Юпитеру и тот превратил людей в цветы, которые похож на широко открытые, удивленные и любопытные глаза людей (Фиалка, анютины глазки).

3 этап - Загадки о растениях

На 5 баллов:

С молоком, а не коровушка;

Летает, а не совушка (одуванчик).

На 10 баллов:

«Кошачья травка» –

Больным поправка.

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку (валериана).

На 20 баллов:

Цветок - как бубенчик,

Беленький венчик…

Цветёт он не пышно,

Звенит ли - не слышно (ландыш).

На 30 баллов:

Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым (чистотел)

На 40 баллов:

Найду синенький цветок,

Найду стебель, как пруток,

Брошу корень на поджарку

Да в кофейник, на заварку (цикорий)

4 этап - Угадай растение по картинке

Командам предлагаются несколько иллюстраций лекарственных растений, по которым нужно угадать название растения.

На 5 баллов: василёк

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: пижма

На 30 баллов: цикорий

На 40 баллов: белена

5 этап - Доктор Айболит

На этом этапе нужно угадать, от каких болезней применяется лекарственное растение.

На 5 баллов: подорожник

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: липа

На 30 баллов: шиповник

На 40 баллов: крапива

Конкурс актёрского мастерства

Участники игры показывают инсценировку, а жюри ставит оценку по пятибалльной системе каждому участнику, учитывая его костюм и актёрское мастерство.

ИНСЦЕНИРОВКА.

Ведущий:

Вьётся тропка в тёмной чаще

Под листвою шелестящей.

Скрыт от взора человека

Домик с вывеской «АПТЕКА».

В домике одна, без страха,

Проживает черепаха.

Заболеет зверь иль птица,

Он сюда скорее мчится…

(Выбегает, озираясь, заяц. Черепаха размешивает ложечкой в чашке лекарство).

Черепаха:

Здравствуй, зайчик длинноухий!

Что ты хочешь от старухи?

Ведущий:

Бедный зайчик чуть не плачет.

Заяц:

Ой, скорей лекарство дай!

Сердце прямо так и скачет,

Слышал я собачий лай!

Черепаха:

Дам лекарство, как не дать!

Это, зайчик мой, пустяк,

Но оно, ты должен знать –

Не спасает от собак.

Выпей, брат, из этой склянки

Две, три капли валерьянки.

(Капает из пипетки в стаканчик)

Ведущий:

Зайчик выпил, ободрился

И спокойно удалился.

(Идёт медведица с палкой)

Медведица:

Что со мною? Ай-ай-ай!

Черепаха отворяй!

Вся горю я как в огне,

Помоги скорее мне.

Черепаха:

На, малины, липы цвет

И температуры нет!

Ведущий:

Вдруг лиса бежит, кричит:

Лиса:

Открывай скорее дверь!

Ведущий:

Черепаха говорит:

Черепаха:

Кто там – птица или зверь?

(В домик заходит лиса)

Лиса:

Пострадала я, бедняжка,

Пострадала очень тяжко.

Вся в ужасных синяках,

Чуть держусь я на ногах.

Черепаха:

Сделаешь компресс из лука,

Вот и минет скоро мука!

Ведущий:

В огород она пошла

Лука с грядок принесла,

А лисицу голод гложет.

Лиса:

Мясо может мне поможет?

Черепаха:

Мясо тоже можно дать,

Коль желаешь, я не прочь,

Рада всем тебе помочь.

Вместе с луком мясо тоже

К синякам твоим приложим.

Ведущий:

Но лиса, всё мясо съев,

И на лук не посмотрев,

Вдруг куда-то быстро скрылась,

Черепаха удивилась…

(Входят белка с ёжиком)

Ведущий:

Белка беленьким платочком

Подвязала обе щёчки.

Белка:

Твёрдый жёлудь мне попался,

Хрустнул зуб и зашатался,

Так болит, нет сил терпеть,

Может, зуб мой посмотреть?

Ведущий:

Бедный ёжик заявил:

Ёжик:

Я вот лапку занозил.

И теперь на костыле

Ковыляю по земле.

Ведущий:

Черепаха им сказала:

Черепаха:

Ну, кого лечить сначала?

Первым делом для зубов

Дам шалфея и грибов.

А потом уж не спеша,

Лапку вылечу ежа.

Ведущий:

Вдруг в окно влетает птица,

в кресло старое садится.

Филин:

Узнаёшь? Я твой сосед,

Очень нужен твой совет.

Черепаха:

Здравствуй, филин, друг ушастый,

Расскажи мне, что с тобой?

Филин:

Днём и ночью кашель частый

Нарушает мой покой!

Ведущий:

Черепаха в тот же миг,

Взяв одну из толстых книг,

В ней находит предписанье:

Черепаха:

Нужно делать полосканье,

Пить ромашковый настой.

Будет вновь здоров больной.

Филин:

Вот спасибо за совет!

Ведущий:

Прохрипел старик в ответ.

Черепаха:

Уж сегодня я устала,

Поработала немало.

Очень хочется мне спать,

Лягу я теперь в кровать.

(Сильный стук в дверь)

Волк:

Волку отворяй, старуха!

У меня распухло брюхо!

Черепаха:

Пей настой их горицвета.

Волк:

Нет, мне не подходит это.

Черепаха:

Ну, возьми напиток мятный!

Волк:

Нет, он тоже неприятный!

(Щелкает зубами)

Волк:

Лишь когда тебя я съем,

Буду вновь здоров совсем!

(Черепаха всхлипывает, трёт глаза кулаком. Прилетает Филин)

Филин:

Что ты делаешь, злодей,

Здесь у запертых дверей?

Волк:

Эту дверь хочу разбить,

Черепахой закусить!

(Филин кружит вокруг домика, размахивает крыльями)

Филин:

Птицы, звери, выходите,

Черепаху защитите!

Выходите все, кто смел!

Ведущий:

Лес тревожно загудел.

Смотрит филин – там и тут

Звери к домику бегут.

Белка:

Все её мы защитим!

Ёжик:

На тебя мы налетим!

Лиса:

Будем грызть тебя зубами!

Медведица:

Будем рвать тебя когтями!

Ведущий:

Волк от страха задрожал

И куда-то убежал.

Снова тётя черепаха

В домике живёт без страха

И встречает всех с приветом,

Помогает всем советом.

В конце игры-конкурса жюри подсчитывает общее количество баллов, подводит итоги и награждает победителей.