Основные реформы, проведенные в ходе перестройки. Экономические и политические реформы периода «перестройки

К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

Производительность труда в СССР в 1986 году составляла треть от американской, в сельском хозяйстве - менее 15% к уровню США. По объему потребляемых надушу населения товаров и услуг СССР занимал 50-60 место в мире.

По официальным данным, в 1989 году 41 млн человек в СССР имели доход ниже прожиточного минимума - 78 рублей. В США, где порог бедности - годовой доход в 11,612$ на семью из 4 человек, в 1987 году насчитывалось 32,5 млн человек (Широкое хождение в это время имел анекдот - в СССР ничего нет, зато всё дешево, на Западе все есть, но очень дорого). По уровню детской смертности СССР находился на 50 месте в мире, после Маврикия и Барбадоса, по средней продолжительности жизни - на 32 месте.

В марте 1985 года, после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы четыре периода.

  • 1 этап - март 1985-январь 1987 гг . Этот этап проходил под лозунгами - «ускорение» и «больше социализма».
  • 2 этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги -»больше демократии» и «гласность».
  • 3 этап - 1989-1990 гг . Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
  • 4 этап - 1990-1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» СССР на базе опережающего развития машиностроения.

В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий, государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции).

В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами.

Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Следствием его воплощения в жизнь стало резкое повышение цен на водку и сокращение времени продажи спиртных напитков в магазинах. Результаты не замедлили сказаться, в магазинах появились огромные очереди за спиртным, народ перешел на самогон (в 1987 году для изготовления самогона было истрачено 1,4 млн тонн сахара или годовой бюджет его потребления Украиной с 50 млн населением). Преступность на почве пьянства ушла с улиц и пришла в семью.

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.
Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг, преимущественно в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания. В СССР появились, впервые за многие десятилетия, официально разрешенные «частники».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход на внешний рынок.

В 1988 голу был принят Закон «О кооперации в СССР». Наконец, в 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.

Все эти уступки «капитализму» осуществлялись по принципу - шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5% трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2% земли и 3% скота.
В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой сласть понимала «здоровую» критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным идеалом - «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни». В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н. Бухарин, А. Рыков, Г. Зиновьев, Л. Каменев.

Начали публиковаться запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Рыбакова, Дудинцева, Приставкина, Гранина, Мандельштама, Галича, Бродского, Солженицина, Некрасова, Оруэла. Кестлера. На телевидении появились программы «Двенадцатый этаж», «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи».
В 1987 году начались и первые политические изменения, сначала робкие и половинчатые. Январский Пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в общественно-политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов.

Собственно политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М. Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, совместить должность первого секретаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании, поста Президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная власть -> Съезд народных депутатов СССР Верховный Совет СССР

Исполнительная власть -> Президент СССР

На Третьем съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М. Горбачев.

В 1988-1989 гг., с принятием целого пакета законов: о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т.д. был существенно либерализирован политический климат в стране, что, в свою очередь, резко активизировало политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций, в частности. С 1989 года понятия - рынок, политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление во внешней политике прочно прописались в политическом лексиконе.

Выборы депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР в 1989 году, работа 1-3 съездов ясно показали, что страна вступила в полосу открытого противостояния между различными политическими силами, которое проходило на фоне углубляющегося экономического кризиса. Социальную напряженность усиливали систематические дефициты отдельных товаров: лето 1989 года - сахара, моющих средств, осень 1989 года - чайный кризис, лето 1990 года - табачный кризис.

Весной 1990 года правительство Н. Рыжкова предоставило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. Народ отреагировал на нее тем, что смел все, что еще оставалось на полках магазинов.

В противовес программе Совмина, летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством С. Шаталина - Г. Явлинского. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

Наконец, осенью 1990 года М. Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную, Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М. Горбачева в стране стал стремительно падать.

1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М. Горбачева с Президентом США Р. Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана.

В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР.

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть (преимущественно мирным путем) коммунистические партии в странах Восточной Европы. Впечатляющим доказательством отказа СССР от прежней внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить эти революции. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

Перестройка в СССР 1985-1991 годов - масштабные перемены в экономической, политической, а также идеологической жизни страны, достигнутые путем внедрения кардинально новых реформ. Целью реформ была всецелая демократизация политического, общественного и экономического строя, сложившегося в Советском Союзе. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с историей Перестройки в СССР 1985-1991 годов.

Этапы

Основные этапы Перестройки в СССР 1985-1991 годов:

  1. Март 1985 - начало 1987 гг. Лозунгами этого этапа стали фразы: «ускорение» и «больше социализма».
  2. 1987-1988 гг. На этом этапе появились новые лозунги: «гласность» и «больше демократии».
  3. 1989-1990 гг. Этап «разброда и шатания». Единый прежде лагерь перестройки раскололся. Политическое и национальное противостояние начало набирать обороты.
  4. 1990-1991 гг. Данный период ознаменовался крахом социализма, политическим банкротством КПСС и, как следствие, распадом Советского Союза.

Причины перестройки в СССР

Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников - Ю. А. Андропова. Есть также мнение, что с 1983 по 1985 годы Перестройка переживала «эмбриональный период», пока СССР входил в стадию реформирования. Так или иначе, в силу отсутствия экономических стимулов к труду, разорительной гонки вооружений, огромных расходов на военные действия в Афганистане, и нарастающего отставания от Запада в сфере науки и техники, на заре 1990-х годов Советский Союз нуждался в широкомасштабном реформировании. Разрыв между лозунгами правительства и реальной ситуацией был огромен. В обществе росло недоверие к коммунистической идеологии. Все эти факты и стали причинами Перестройки в СССР.

Начало перемен

В марте 1985 года М. С. Горбачева избрали на пост генсека ЦК КПСС. В следующем месяце новое руководство СССР провозгласило курс на ускоренное развитие страны в социальной и экономической сфере. С этого и началась реальная Перестройка. «Гласность» и «ускорение» в результате станут ее главными символами. В обществе все чаще можно было услышать лозунги типа: «мы ждем изменений». Горбачев тоже понимал, что изменения крайне необходимы государству. Со времен Хрущева он был первым генсеком ЦК КПСС, который не брезговал общением с простым народом. Путешествуя по стране, он выходил к людям, чтобы спросить об их проблемах.

Работая над выполнением поставленного курса по развитию и внедрению реформ Перестройки в СССР 1985-1991 года, руководство страны пришло к выводу, что отрасли экономики нужно перевести на новые способы хозяйствования. С 1986 по 1989 гг. постепенно издавались законы о государственных предприятиях, индивидуальном труде, кооперативах, а также о трудовых конфликтах. Последний закон предусматривал право рабочих на забастовку. В рамках экономических преобразований были внедрены: госприемка продукции, хозяйственный расчет и самофинансирование, а также назначение директоров предприятий по результатам выборов.

Стоит признать, что все указанные меры мало того что не привели к главной цели Перестройки в СССР 1985-1991 годов - положительным улучшениям экономического положения страны, так еще и ухудшили ситуацию. Причиной тому стали: «сырость» реформ, значительное расходование бюджета, а также увеличение количества денег в руках простого населения. Из-за государственных поставок продукции нарушились установленные между предприятиями связи. Дефицит потребительских товаров усилился.

«Гласность»

С экономической точки зрения, Перестройка началась с «ускорения развития». В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности». Под этим он подразумевал, что народ должен знать обо всех государственных событиях прошлого и процессах настоящего. В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Культура в годы Перестройки СССР (1985-1991 гг.) начала «оживать». Власть изменила свое отношение к диссидентам. Лагеря для политзаключенных постепенно начали закрываться.

Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году. К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов. Репертуар театральных и кинематографических деятелей значительно расширился. Процессы «гласности» нашли проявление в журнальных и газетных публикациях, а также на телевидении. Большой популярностью пользовался еженедельник «Московские новости» и журнал «Огонек».

Политические преобразования

Политика Перестройки в СССР 1985-1991 годов предполагала раскрепощение общества, а также его избавление от партийной опеки. Вследствие этого на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости политических преобразований. Важнейшими событиями во внутриполитической жизни СССР стали: одобрение реформы государственного строя, принятие поправок к конституции и принятие закона о выборах депутатов. Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. Высшим законодательным органом власти стал Съезд народных депутатов. Он выдвигал в Верховный Совет своих представителей.

Весной 1989 года состоялись выборы членов Съезда народных депутатов. В состав съезда была включена легальная оппозиция. В ее главе были поставлены: известный на весь мир ученый и правозащитник академик А. Сахаров, бывший секретарь Московского горкома партии Б. Ельцин и экономист Г. Попов. Распространение «гласности» и плюрализма мнений привело к созданию многочисленных объединений, часть и которых были национальными.

Внешняя политика

В годы Перестройки коренным образом изменился курс внешней политики советского союза. Правительство отказалось от конфронтации в отношениях с Западом, прекратило вмешиваться в локальные конфликты и пересмотрело свои взаимосвязи со странами социалистического лагеря. Новый вектор внешнеполитического развития базировался не на «классовом подходе», а на общечеловеческих ценностях. По мнению Горбачева, отношения между государствами должны были базироваться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора путей развития в каждом отдельном государстве и коллективной ответственности стран за решение глобальных вопросов.

Горбачев был инициатором создания общеевропейского дома. Он регулярно встречался с правителями Америки: Рейганом (до 1988 года) и Бушем (с 1989 года). На этих встречах политики обсуждали вопросы разоружения. Советско-американские отношения были «разморожены». В 1987 году были подписаны договоры об уничтожении ракет и ПРО. В 1990 году политики подписали договор о сокращении количества стратегического вооружения.

В годы Перестройки Горбачев смог установить доверительные отношения с главами ведущих государств Европы: Германии (Г. Коль), Великобритании (М. Тэтчер) и Франции (Ф. Миттеран). В 1990 году участники Совещания по безопасности Европы подписали договор о снижении количества обычного вооружения на территории Европы. СССР начал выводить своих солдат с Афганистана и Монголии. На протяжении 1990-1991 годов были распущены как политические, так и военные структуры Варшавского договора. Военный блок, фактически, прекратил свое существование. Политика «нового мышления» принесла принципиальные изменения в международные отношения. Это было концом холодной войны.

Национальные движения и политическая борьба

В Советском Союзе, как в многонациональном государстве, всегда существовали национальные противоречия. Особые обороты они набирали в условиях кризисов (политических или экономических) и радикальных перемен. Занимаясь строительством социализма, власть мало внимания уделяла историческим особенностям народов. Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства. Особо сильное давление власти оказывали на буддизм, ислам и шаманизм. Среди народов Западной Украины, Молдавии и Прибалтики, которые присоединились к СССР накануне ВОВ, были очень распространены антисоциалистические и антисоветские настроения.

На советскую власть были сильно обижены народы, депортированные в годы войны: чеченцы, крымские татары, ингуши, карачаевцы, калмыки, балкарцы, турки-месхетинцы и прочие. Во времена Перестройки в СССР 1985-1991 годов в стране были исторические конфликты между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, Грузией и Арменией, и прочие.

Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений. Наиболее значимыми из них были: «Народные фронты» стран Прибалтики, армянский комитет «Карабах», украинский «Рух» и российское сообщество «Память». К оппозиционному движению привлекались широкие массы.

Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Еще в 1988 году в Нагорном Карабахе развернулись трагические события. Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации. Вслед за ними в азербайджанском Сумгаите и узбекской Фергане произошли погромы. Апогеем национального недовольства стали вооруженные столкновения в Карабахе.

В ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонии было провозглашено верховенство республиканского закона над общесоюзным. В следующем году Верховная Рада Азербайджана провозгласила суверенитет своей республики, а Армянское общественное движение стало выступать за независимость Армении и отделение ее от Советского Союза. В конце 1989 года Коммунистическая партия Литвы заявила о своей самостоятельности.

Выборы 1990-го

Во времена избирательной кампании 1990 года было ярко выражено противостояние между партийным аппаратом и оппозиционными силами. Оппозиция получила избирательный блок «Демократическая Россия», который стал для нее не иначе как организационным центром, а позже превратился в общественное движение. В феврале 1990 года состоялось множество митингов, участники которых добивались ликвидации монополии Коммунистической партии на власть.

Депутатские выборы в Украине, Белоруссии и РСФСР стали первыми истинно-демократическими выборами. Порядка 30% должностей в высших законодательных органах получили депутаты с демократической ориентацией. Эти выборы стали отличной иллюстрацией кризиса власти партийной верхушки. Общество потребовало отмену 6-й статьи Конституции Советского Союза, провозглашающей верховенство КПСС. Так в СССР начала формироваться многопартийная система. Главные реформаторы - Б. Ельцин и Г. Попов, получили высокие посты. Ельцин стал председателем Верховного Совета, а Попов - мэром Москвы.

Начало распада СССР

М. С. Горбачев и Перестройка в СССР 1985-1991 годов у многих ассоциируются с распадом Советского Союза. Все началось в 1990 году, когда национальные движения стали набирать все больших оборотов. В январе, вследствие армянских погромов, в Баку ввели войска. Военная операция, сопровождающаяся большим количеством жертв, лишь на время отвлекла общественность от вопроса о независимости Азербайджана. Приблизительно тогда же литовские парламентарии проголосовали за независимость республики, в результате чего в Вильнюс вошли советские войска. Следом за Литвой аналогичное решение приняли парламенты Латвии и Эстонии. Летом 1990 года Верховный Совет России и Верховная Рада Украины, приняли декларации о суверенитете. Весной следующего года в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии прошли референдумы о независимости.

Осень 1990 года. М. С. Горбачев, которого на съезде народных депутатов избрали президентом СССР, вынуждено провел реорганизацию органов власти. С тех пор исполнительные органы находились в непосредственном подчинении президенту. Был учрежден Совет Федерации - новый совещательный орган, в состав которого вошли главы союзных республик. Затем началась разработка и обсуждение нового Союзного договора, регламентирующего отношения между республиками СССР.

В марте 1991 года состоялся первый в истории СССР референдум, в котором граждане стран должны были высказаться касательно сохранения Советского Союза как федерации суверенных республик. Шесть союзных республик (Армения, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония и Грузия) из 15, отказались принимать участие в референдуме. 76% опрошенных проголосовали за сохранение СССР. Параллельно был организован Всероссийский референдум, по результатам которого был введен пост президента республики.

Выборы президента России

12 июня 1991 года прошли всенародные выборы первого президента в истории России. По результатам голосования этот почетный пост достался Б. Н. Ельцину, которого поддержали 57% избирателей. Так Москва стала столицей двух президентов: российского и общесоюзного. Согласовать позиции двух лидеров было проблематично, особенно учитывая тот факт, что их отношения были далеко не самыми «гладкими».

Августовский путч

К концу лета 1991 года политическая ситуация в стране сильно усугубилась. 20 августа после острых дискуссий руководство девяти республик договорилось о подписании обновленного Союзного договора, который, по сути, означал переход к настоящему федеративному государству. Ряд государственных структур СССР был устранен или заменен на новые.

Партийно-государственное руководство, посчитав, что лишь решительные меры приведут к сохранению политических позиций Коммунистической партии и остановке распада СССР, прибегли к силовым методам управления. В ночь с 18 на 19 августа, когда президент СССР находился на отдыхе в Крыму, они образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Новоиспеченный комитет объявил чрезвычайное положение в некоторых районах страны; объявил о расформировании властных структур, девствующих в разрез с Конституцией 1977 года; воспрепятствовал деятельности оппозиционных структур; запретил собрания, демонстрации и митинги; взял под жесткий контроль средства массовой информации; и, наконец, ввел войска в Москву. А. И. Лукьянов - Председатель Верховного совета Советского Союза, поддержал ГКЧП, хотя сам не вошел в его состав.

Б. Ельцин вместе с руководством России возглавил сопротивление КГЧП. В обращении к народу они призывали его не подчиняться незаконным решениям комитета, интерпретировав его действия не иначе, как антиконституционный переворот. Ельцина поддержало более 70% москвичей, а также жители ряда других регионов. Десятки тысяч мирных россиян, выражая поддержку Ельцину, были готовы встать на оборону Кремля с оружием в руках. Испугавшись развязывания гражданской войны, ГКЧП после трех дней противостояния начал выводить войска из столицы. 21 августа членов комитета арестовали.

Руководство России использовало августовский путч для разгрома КПСС. Ельцин издал указ, согласно которому партия должна приостановить свою деятельность на территории России. Имущество Коммунистической партии национализировали, а средства арестовали. Либералы, которые пришли к власти в центральной части страны, забрали у руководства КПСС рычаги управления силовыми структурами и средствами массовой информации. Президентство Горбачева были лишь формальным. Основное количество республик отказалось от заключения Союзного договора после августовских событий. О «гласности» и «ускорении» Перестройки уже никто не думал. На повестку дня стал вопрос о дальнейшей судьбе СССР.

Окончательный распад

В последние месяцы 1991 года Советский Союз окончательно распался. Съезд народных депутатов распустили, Верховный Совет радикально реформировали, большинство союзных министерств ликвидировали, а вместо кабинета министров создали межреспубликанский экономический комитет. Государственный совет СССР, в который вошел президент Советского Союза и главы союзных республик, стал высшим органом по управлению внутренней и внешней политикой. Первым решением Государственного совета стало признание независимости стран Прибалтики.

1 декабря 1991 года на Украине провели референдум. Более 80% опрошенных высказались за независимость государства. В результате Украина также приняла решение не подписывать Союзный договор.

7-8 декабря 1991 года Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, встретились в Беловежской пуще. По результатам переговоров политики объявили о прекращении существования Советского Союза и об образовании СНГ (Союза независимых государств). Сначала в СНГ вошли только Россия, Украина и Беларусь, но в дальнейшем к нему присоединилась все государства, входящие ранее в Советский Союз, кроме прибалтийских.

Итоги Перестройки в СССР 1985-1991 годов

Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла.

Положительные итоги перестройки:

  1. Жертв сталинизма полностью реабилитировали.
  2. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой.
  3. Однопартийную систему ликвидировали.
  4. Появилась возможность беспрепятственного въезда/выезда в/со страны.
  5. Служба в армии для студентов, проходящих обучение, была отменена.
  6. Женщин перестали зажать в тюрьму за супружескую измену.
  7. Был разрешен рок.
  8. Формально прекратилась «холодная война».

Конечно же, Перестройка в СССР 1985-1991 годов имела и негативные последствия.

Вот лишь основные из них:

  1. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.
  2. Международный долг страны вырос, по меньшей мере, в три раза.
  3. Темп экономического роста страны упал едва ли не до нуля - государство попросту замерло.

Ну, и главный негативный итог Перестройки в СССР 1985-1991 гг. - распад СССР.

Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы факторов: неудачи экономических реформ, неэффективность унитарной централизаторской модели государственного управления, осуществлявшейся в горбачевский период; кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; отсутствие разработанной национальной политики; движение за национальное самоопределение республик, активизация местных политических элит, лидеров национальных движений; внешнеполитический фактор. Определенную роль в разрушении СССР сыграли субъективные причины: менталитет самого лидера перестройки и связанные с этим ошибки, непоследовательность в проведении курса реформ. К осени 1988 г. произошел раскол в лагере демократов. В нем выделилось радикальное крыло (во главе с лидерами - А.А. Сахаровым и Б.Н. Ельциным). Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете. Их деятельность ускорила начало дезинтеграционного процесса на территории СССР. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС. В течение 1989-1990гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. 19-21 августа 1991 г. произошла попытка переворота консервативными руководителями СССР с целью сорвать намеченное на 20 августа заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС.23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. В сентябре был распущен Съезд народных депутатов СССР. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики.8 декабря 1991 г. на Минской встрече трех президентов - России, Украины и Белоруссии было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали "Беловежское соглашение". Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические контакты между республиками (суверенными государствами), последовал разрыв кооперационных связей. На территории постсоветского пространства произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией). Возникла проблема беженцев.

К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидации власти КПСС и распаду СССР.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.

В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система. Общество стало открытым внешнему миру Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник/ В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. - М.: КноРус, 2005.-С.359.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей.

При этом расширения и углубления преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись сверху, перестройка была подхвачены и развита снизу, что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.

Политика гласности, направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г.

Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы, не совместимой с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы.

Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Конечно, безошибочных реформ не бывает. Но наша страна прошла уже длительный путь - 10 лет активных усилий по проведению всеобъемлющих реформ. За этот период было достигнуто многое - пробивают себе дорогу многие демократические свободы, сломана мощнейшая партийно-административная машина по руководству обществом и экономикой. Однако, мы не испытали удовлетворенности произошедшими преобразованиями. В политике: авторитарные тенденции на фоне дезорганизации и беспорядка. В то время в России фактически отсутствовало разделение властей. Законодательная власть не имела возможности контролировать исполнительную. В своём том составе парламент не мог реализовать даже те ограниченные возможности, которыми он располагал (как это показала, в частности, кавказская война). Судебная система не обеспечивала ни эффективной борьбы с преступниками, ни защиты прав граждан. Руки президента были развязаны до такой степени, что это уже стало представлять угрозу для национальной безопасности и стабильности такой огромной страны как Россия. Правительство было формально ответственно перед Государственной Думой, но оно не имело своей политики, поскольку целиком зависело от президента. Президент не присягал на новой Конституции, не избирался народом после того, как отменил старую Конституцию, процедура конституционного отрешения его от должности практически нереализуема. Административный произвол господствовал не только на федеральном уровне, но и в регионах, где представительные органы ослаблены, а местное самоуправление так и не введено. Усиление исполнительной вертикали не принесло долгожданного порядка. Скорее наоборот: освободившись от контроля извне, власть перестала контролировать себя изнутри, что привело к ее разложению. Произошло самое опасное - утрата контроля над передачей властных полномочий, которые порой даруются власть имущими (начиная с президента) “с барского плеча" либо просто растекаются по непредсказуемым направлениям, рано или поздно попадая в нечистые руки. На всех уровнях власть имеет избыточные бюрократические структуры. Все это - питательная среда для процветания коррупции и организованной преступности. Полным ходом пошло сращивание мафии с государственными органами. Милиция превращалась в наемную силу, обслуживающую либо власть имущих, либо организованную преступность. Честные профессионалы ушли из правоохранительных органов, отчаявшись обрести поддержку и понимание своих проблем у политического руководства страны. В результате государство оказалось бессильным, а граждане беззащитными перед разгулом преступности. Политическое руководство оказалось не готово признавать ошибки, эффективно их искоренять, оно все больше было озабочено проблемой сохранения власти. Добиваясь этой цели, оно пошло на сближение с самыми реакционными националистическими силами, пытаясь восстановить пошатнувшийся авторитет безответственными средствами, вплоть до развязывания кавказской войны, создает административными методами “партию власти”. Все это свидетельствует о том, что не только руководство, но и вся политическая система России пережила глубочайший кризис. В экономике: отсутствовал фундамент для экономического роста. Шесть лет продолжался спад производства, на четвертый год - высочайшими двузначными темпами. Отсюда неполная занятость и рост официальной безработицы, крайне низкая зарплата, господство на рынке импортных, зачастую сомнительного качества, товаров. Долгое время (более трех лет) держался опасно высокий уровень инфляции. В результате таяли сбережения населения, раз за разом накатывалась волна финансовых спекуляций, уменьшались возможности долгосрочных инвестиций людей в образование, покупку жилья, товаров длительного пользования. Правительство в этой ситуации видело своей главной целью сбить инфляцию любой ценой. Используя почти только монетарные методы, руководство России каждый раз проваливало амбициозные планы по сокращению роста цен. Однако, средства, которые оно использовало привели к росту неплатежей между предприятиями и недоимкам в бюджет, кризису банковского сектора, задержкам с выплатой пенсий и зарплаты на крупных предприятиях, падению доходов основной массы населения, и в конечном счете - опять к повышению инфляции. Резко ухудшилось финансовое положение предприятий и государства в целом, сократились инвестиции и углубился спад производства. Как следствие, инфляционное давление вновь увеличилось. Экономика оказалась в порочном круге: спад спровоцировал инфляцию, инфляция - дальнейший спад. Единственный сектор экономики, который быстро стал развиваться - это теневая экономика в торговле, финансовых услугах, внешнеэкономической деятельности. Этот теневой сектор, получая сверхдоходы, практически не платил налогов. За счет этих денег подкупались государственные чиновники, финансировалась организованная преступность, огромные средства уходили на приобретение предметов роскоши, покупку недвижимости за рубежом при обнищании значительной массы населения. “Грязные” деньги все больше рвались к власти. Видимое благополучие - дорогие импортные товары, роскошные гостиницы, казино, мерседесы - достигалось за счет частичного перераспределения доходов, выручаемых от разницы между мировыми и внутренними ценами на энергоресурсы. Как только этот резерв будет исчерпан и цены сравняются - экономический кризис обострится еще больше. Тот строй, который начал формироваться в стране в 90-е, более всего напоминает период “дикого" капитализма, который развитые страны пережили еще 100-200 лет назад. Велась жестокая и порой кровавая борьба за передел сфер влияния, за доступ к природным ресурсам и государственной собственности. Коммерческие структуры сращивались с государственной властью, в том числе на самом высоком уровне, формируются государственно-монополистические экономические группировки. Российский гражданин выброшен из процесса этой грандиозной дележки собственности. Ценности демократии, индивидуальных прав и свобод человека, честной конкуренции все более оказываются пустыми разговорами. В реальности же создается сверхмонополизированная “мафиозная” экономика и олигархическое криминально-полицейское государство, равнодушное (а подчас и враждебное) к интересам основной массы населения. В обществе: нарастает разочарование и недовольство. Цены продолжают расти и правительство уверяет нас в том, что это - плата за наше приближение к лучшей жизни. Зарплата не поспевает за ценами, тем более, что выплачивается она с огромными опозданиями, то есть в обесцененном виде. Массовое обнищание происходит на фоне сверхобогащения (чаще всего - незаконного) немногочисленных привилегированных групп. Это вызывает у людей острейшее чувство социальной несправедливости. Преступность принимает все более разнообразные личины. Государство же спокойно взирает на то, как мошеннические финансовые компании-пирамиды одна вослед за другой обирают доверившихся им граждан. Многие люди пытаются проявить себя на ниве предпринимательства. Но здесь их подстерегают рэкетиры, коррумпированные чиновники и огромные налоги, которые нужны правительству для того, чтобы сбалансировать бюджет. При этом от налогового бремени страдает не тот, кто получает колоссальные и уходящие из-под контроля доходы, а тот, кто в силу своей честности беззащитен перед налоговым произволом государства Орлов, А.С. Основы курса истории России: учеб, пособие / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. - М.: Простор, 2005.-435 с..

В 1985 г. была предпринята новая попытка осуществить модернизацию советского общества. К власти пришла команда М.С.Горбачева. Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм, на базе которого была сформулирована концепция «возврата России в цивилизацию» и ориентации на общечеловеческие ценности.

Необратимость процесса перестройки объясняется в первую очередь тем, что широкое распространение получила гласность. Первоначально М.С.Горбачев видел главное содержание гласности в обновлении коммунистической идеологии. Гласность имела свои издержки – не все были готовы к радикальной переоценке ценностей, что привело к резкому столкновению интересов различных социальных групп. Широкое распространение гласности способствовало появлению политического плюрализма и раскрепощению сознания людей.

«Перестройка» в политической сфере началась с традиционного лозунга «повышения руководящей роли КПСС» и «совершенствования советской политической системы». При этом базовые социалистические ценности и тезисы («Советский Союз – самая передовая и демократическая страна в мире», «социализм имеет огромные преимущества перед капитализмом» и др.) не подвергались сомнению. Постепенно к М.С.Горбачеву пришло понимание, что советская политическая система глубоко деформирована в результате сталинского правления. Предпринимается попытка перестроить тоталитарную политическую систему в демократическую с всевластием Советов. В широком смысле выдвигалась задача реформирования советской системы, перестройки сталинского административного социализма в демократический социализм с «человеческим лицом», который был «задуман Лениным».

В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС были разработаны следующие меры, направленные на активизацию деятельности партийных и общественных организаций: альтернативные выборы; тайное голосование при избрании ответственных партийных работников; выборы кандидатов на самом предприятии; введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями. В результате никаких изменений в политической системе и обществе не произошло – народ не поддержал старые лозунги.

В 1988 г. на Х1Х Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Провозгласили курс на создание правового государства и гражданского общества. Предполагалось учреждение съезда народных депутатов и превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент. Вводился принцип альтернативности в избирательную систему. В результате начались изменения государственно-политической системы.

Росла оппозиция М.С.Горбачеву: 1. «справа» - коммунисты–ортодоксы, выступающие в защиту И.В.Сталина и традиционного социализма (Н.Андреева и др.); национал-патриоты, отстаивающие идеи русской самобытности, выступающие против «вестернизации России» (Ю.Бондарев, И.Глазунов и др.). 2. оппозиция «слева» - коммунисты-реформаторы радикального толка, критиковавшие М.С.Горбачева за медлительность и половинчатость реформ (Б.Ельцин, Ю.Афанасьев и др.) Стали активно возникать неформальные движения: народные фронты, клубы, кружки и т.п.


На заключительном этапе перестройки шел активно процесс демократизации: избирательная компания по выборам депутатов; работа съездов народных депутатов; утверждался политический плюрализм и многопартийность; реабилитация жертв политических репрессий. Важную роль сыграло принятие закона «О печати» (август 1990 г.) и закона «Об общественных организациях» (октябрь 1990 г.), которые способствовали широкому распространению свободы слова и созданию партий.

Политические преобразования, изначально направленные на разрушение казарменной политической системы и сплочение советского народа вокруг коммунистов–реформаторов, вскоре стали представлять угрозу для самой власти КПСС. Введение поста Президента СССР и отмена 6-й статьи Конституции не смогли компенсировать падение авторитета власти. Политика гласности привела к подрыву социалистических ценностей.

Федеральные и межнациональные отношения в этот период переживали глубокий кризис. Демократизация обнаружила пороки советского федерализма и вызвала рост национального самосознания и национализма. Разгорелись межнациональные конфликты (Карабах, Абхазия, Узбекистан, Таджикистан). Началось вытеснение русских из республик. К власти в республиках пришли национал-радикалы. Активизировался «парад суверенитетов» и «война законов». Действия союзного центра были непоследовательными и противоречивыми: не предпринимались своевременные шаги по недопущению межнациональных столкновений; с большим опозданием началась работа по разработке нового союзного договора. В конечном итоге эти процессы привели к распаду СССР.

В целом политическая реформа периода «перестройки» способствовала трансформации советской политической системы, подрыву власти КПСС, возникновению оппозиции, политического плюрализма и многопартийности. Углубление процесса демократизации привело к краху КПСС, распаду СССР и образованию на его месте новых независимых государств, в том числе России.

Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти. Впервые общественность узнала о том, что в 1985 году было совершено 2080 тыс. преступлений, а в 1990 - 2787 тыс., при этом осуждено было в 1985 г. 1269 тыс., а в 1990 - 820 тыс. человек. Количество осужденных оказалось сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть годами политических репрессий.

К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы:

  • - отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе;
  • - формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия;
  • - демократизация органов государственной власти;
  • - расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере;
  • - перестройка национальных отношений на демократической основе.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в отставку" третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы. В их числе закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР", который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон "О выборах народных депутатов", утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: "Народный фронт Эстонии", "Народный фронт Латвии", "Саюдис" (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял "Демсоюз", выступающий за смену модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести: "Российское христианско-демократическое движение", "Христианско-демократический союз России", "Христианско-демократическую партию России" и др. Первыми представителями либерального направления стали "Демократическая партия Советского Союза", "Демократическая партия", "Либерально-демократическая партия" и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря - "Демократическая партия России", а в ноябре - "Республиканская партия Российской Федерации". В октябре 1990 года на базе движения избирателей "Демократическая Россия" (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-демократической партией России". В июне 1990 года была основана "Социалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистического революционного союза".

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 - нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, "Демократическое движение коммунистов", центристское, "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя.

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития:

  • · реформаторско-демократическая. Представленная партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой.
  • · национально-патриотическая. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса.
  • · традиционно-коммунистическая. Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.

Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.