Основные положения, методы и техники гештальт-терапии. Техники гештальт-терапии

Гештальт-терапия и гештальтпсихология является особым направлением в психологии, которое берет свое начало в Германии. Главной идеей в гештальтпсихологии является способность саморегулирования человеческого организма, то есть человек обязан отвечать за свои действия, нести ответственность. Основатели гештальт подхода разработали методику работы с пациентами, что помогло целостно решать вопрос изучения ряда психологических аспектов, происходящих в человеческом организме.

Гештальтпсихология не делит сознание на его составные компоненты. Представители теории считают, что восприятие не может создаваться или формироваться исключительно через человеческие ощущения, а свойства различных фигур, характеризуя только ее отдельные компоненты, описывать нельзя. Сознание из частей своего рода мозаики формирует целостное, создавая гештальт.

Понятие гештальт

Первый вопрос, который интересует многих. Что такое гештальт? Термин гештальт произошел от нем. слова «gestalt», что означает «форма», «фигура». Гештальтом называют структурные формирования из различных частиц, составляющих единое целое. Именно это понятие лежит в основе практик гештальт-терапии.

Каждый человек должен понимать и осознавать, что же ему в действительности нужно, что он ощущает и чувствует. Гештальтпсихология не заостряет особое внимание на максимально быстром решении незначительных по ее меркам проблем. Простыми словами описать не так просто. Психологический подход подразумевает нечто большее. При работе с психологами, человек сможет совсем иначе взглянуть на свою жизнь, пересмотреть собственные жизненные позиции и полноценно погрузиться в условия реального мира.

Суть гештальт подхода состоит в том, чтобы человек правильно воспринимал окружающий его мир как подчиненную определенным принципам целостную структуру, а не как отдельные компоненты. Понятие гештальт, как и сама гештальтпсихология, является противником, так называемой, структурной психологии. Она не поддерживает принципы разделения, дробления человеческого сознания на отдельные компоненты и создания из них сложных психофеноменов.

Основные идеи

В гештальт-психологии самым главным объектом, с которым ведется работа, является сознание человека. Оно выступает единым динамическим целым, где каждый элемент вступает в тесное взаимодействие друг с другом.

Если говорить простыми словами, то подход в гештальт-психологии к основному объекту работы можно сравнить с человеческим организмом. Он является единым целым, хотя и состоит из разных компонентов. Но каждая система и орган четко и безотказно взаимодействуют между собой долгие годы, создавая единое целое.

Гештальтпсихология включает в себя ряд основных идей, объектов и инструментов, представляющих собой главные аспекты данного психологического направления:

  • Гештальт. Он представляет собой единицу сознания и целостную структуру образа.
  • Предмет данного направления психологии — это человеческое сознание. Построение понимания предмета осуществляется по принципу его целостности.
  • Познавательным методом в гештальт-психологии выступает описание, а также наблюдение собственных восприятий. Начало восприятия человек берет не от собственных ощущений, поскольку в реальном мире они отсутствуют, а от отражений воздушных колебаний и их давления.
  • Зрительное восприятие. Данное восприятие выступает как ведущий или основной психопроцесс, определяющий текущий уровень развития психики человека. К примеру, каждый из нас регулярно получает внушительное количество всевозможной информации, воспринимая и обрабатывая ее с помощью зрительных органов.
  • Мышление. Представляет собой не просто набор навыков, которые были сформированы в сознании человека, а это сложный процесс разрешения задач, который осуществляется с помощью структурирования особых полей — через так называемый инсайт в реальном мире.

Законы и принципы

В основе данного психологического подхода лежат основные законы гештальта.

Первым законом психологического учения является так называемый закон фона и фигур. Любой из нас воспринимает различные фигуры как своего рода замкнутые и целые объекты. Что же касается фона, то это нечто, что постоянно располагается сзади фигуры.

Вторым законом выступает транспозиция. Психика человека реагирует, то есть отвечает не на каждый отдельно взятый раздражитель, а на определенное их соотношение. Суть заключается в следующем — элементы можно объединить, если между ними присутствуют хоть какие-нибудь признаки схожести. Это может быть симметрия, близость, одинаковый цвет и пр.

Еще один важный закон — это закон прегнантности. Среди всевозможных перцептивных альтернатив имеется тенденция воспринимать наиболее простые и стабильные фигуры.

Закон константности или постоянства. Суть или смысл закона базируется на том, что все устремляется к константе.

Закон близости заключается в том, что мозг человека объединяет все окружающие структурные элементы в цельные образы, как в пространстве, так и во времени.

Последним, но не менее значимым законом в гештальтпсихологии является закон замыкания. Он предусматривает заполнение имеющихся в воспринимаемом человеком объекте пробелов. Иногда мы воспринимаем непонятные для нас вещи и образы, которые мозг пытается как-то изменить, трансформировать. То есть осуществляется определенный процесс преобразования непонятного объекта в такой объект, который вполне доступен нашему восприятию или пониманию. В некоторых случаях это представляет потенциальную угрозу. Мы видим то, чего нет.

Такие понятия, как качество, константа, а также фигура и фон, являются неотъемлемыми частями гештальта. Изучив их, вы сможете понять, что же такое гештальт-психология, и в чем заключаются ее главные особенности.

Основные положения и принципы гештальт-терапии

Свойства психологического восприятия, такие как константа, фигуры или фон, вступают во взаимодействие, принося новые определенные свойства воспринимаемым образам и объектам. Именно это и является гештальтом, то есть качеством формы. Чтобы достичь желаемой целостности, а также упорядоченности, используют несколько основные принципы гештальта:

  • Близость. Этот принцип заключается в том, что все располагаемое в непосредственной близости друг от друга воспринимается всегда как нечто единое целое.
  • Принцип схожести основан на понимании и восприятии вместе всего, что похоже по своему цвету, форме, а также размеру или иным признакам.
  • Целостность. У данного принципа восприятие склонно к стремлению упрощать и объединять в единое целое.
  • Смежность представляет собой близость между образами, возникающими в окружающем пространстве и данный момент времени. Примечательно, что смежности могут влиять на человеческие восприятия.
  • Речь идет о ситуациях, когда одно произошедшее событие повлекло за собой другое.
  • Общая зона. Данный принцип формирует повседневное восприятие человека, идущее совместно с ранее приобретенным человеком опытом.

Что такое гештальт терапия?

Широкое использование гештальтпсихологии во многом объясняется тем, что она способна решить ряд человеческих проблем. Задачей гештальтпсихологии является осознание собственных переживаний и выбор оптимального пути их решения.

Не удивительно, что ее активно применяют в практике психотерапевтической деятельности. На основе принципов гештальтпсихологии была разработана одна из самых популярных и эффективных методик современной психологии. Это направление получило вполне справедливое название гештальт терапия. Основы гештальт терапии были разработаны психологом Фридриком Перлзом, его женой Лаурой и Полом Гудменом.

Виды

Различают несколько видов терапии, среди которых:

  • групповая гештальт терапия;
  • семейная;
  • парная;
  • детская;
  • индивидуальная.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется групповая гештальт терапия, но специалисты также не исключают пользу гештальт самотерапии. Изучив техники гештальт самотерапии, человек с их помощью может разобраться в себе, собственных проблемах и найти пути их решения.

В семейной, парной, детской и групповой гештальт-терапии основным действующим лицом выступает терапевт. Он проводит сеансы гештальт-терапии с детьми и взрослыми, осуществляет семейную гештальт-терапию, помогает в подборе путей решения проблем зависти, паники, конкуренции, помогает при обиде и в борьбе со стыдом.

Семейные, а также парные занятия полезны для обоих пациентов. Причем один человек может иметь проблемы, а задача остальных участников занятий – помочь ему, оказать поддержку.

Ведь как мужская, так и женская половина пациентов могут оказывать сопротивления в гештальт-терапии, потому групповые сеансы порой лучше заменить на индивидуальные беседы или парные приемы. Так партнер или член семьи послужит стимулом для раскрытия проблемы и поиска ее решения.

Также семейные и парные занятия направлены на решение внутренних проблем, которые негативно влияют на взаимоотношения между мужем и женой, либо родителями и детьми.

Роль гештальт-терапевта

Гештальт консультанты — это специалисты, которые практикуют применение методов гештальт терапии. При работе со сновидениями в гештальт-терапии или других методах терапии с пациентами, терапевт позиционирует себя как часть терапевтического лечения, взаимодействия. В случае применения специалистом методов гештальт-терапии в психологическом консультировании, соблюдая основные положения гештальта, псхотерапевт обязан раскрываться настолько же полноценно перед пациентом, как и пациент раскрывается перед ним. Опираясь на принципы гештальт-терапии, в ходе сеансов индивидуальной или групповой гештальт терапии достигается решение проблем, с которыми столкнулся пациент.

Первое, что следует определить специалисту в области психологии, это суть проблемы. Без этого начинать работы с устранением проблем взрослого человека или ребенка невозможно. К примеру, при панических атаках гештальт терапия готова предложить эффективные и действенные методы борьбы с подобными явлениями.

Различные упражнения данной психотерапии основаны на принципах «здесь и сейчас», «я – ты».

Принцип гештальт терапии «здесь и сейчас» является основополагающей концепцией, ведь мы живем именно здесь и сейчас. И если изменить прошлое мы не может, зачем так много внимания и энергии уделять ему?! Человеку следует думать о настоящем, а также о том, как приступы зависти, необоснованная паника или конкуренция может отразиться на нем в будущем.

Принцип «я – ты» демонстрирует стремление к естественному и открытому контакту личности с окружающим его обществом, подавляя в себе чувства зависти и конкуренции, на принципе основаны занятия групповой гештальт терапии.

Подобные подходы и принципы при работе гештальт терапевта с пациентами и субличностями помогает им иначе взглянуть на происходящее, дать более объективную оценку собственным действиям, ощущениям, переживаниям и восприятиям. Собственно, это и является основной гештальттерапии, которую пациент постигает на приеме у терапевта.

Техника проведения сеансов

Цикл контакта является основным понятием гештальт терапии. Что такое цикл контакта? Это модель, которая описывает вполне естественный процесс удовлетворения человеческих потребностей, процесс формирования и деструкции фигуры. Об этом говорится в теории «Self» одного из сооснователей терапии — П. Гудмана. Появление self в гештальт терапии существенно повлияло на технику сеансов.

Осваивая технику гештальт терапии, терапевту важно выявить и узучить все механизмы прерывания контакта, причем каждый механизм требует определенного подхода. Прерыванием является нарушение естественных обменов человека с окружающей его средой, а также нарушения в процессах сознания.

Самые распространенные механизмы прерывания контакта в гештальт терапии: конфлюэнция (слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия и эготизм.

Каждый из данных механизмов возникает в конкретной фазе цикла контакта. Конфлуенция формируется на этапе преконтакта, и проявляется тем, что человек не может осознать свои чувства и ощущения. На этапе контактирования контакт терапевта с пациентом затрудняют интроекция или проекция. На завершающем этапе контактирования, в случае уклонения субличности от прямого способа удовлетворения потребности возникает дефлексия или ретрофлексия, и, как результат, происходит обращение возбуждения пациента на самого себя. Эготизм возникает уже на в фазе постконтакта, в том случае, если опыт, полученный на предшествующих эпапах цикла, не усваивается в self и отвергается пациентом.

Прерывание контакта может в том случае, если у терапевта не достаточно опыта работы с механизмами прерывания, и он сам непроизвольно поддерживает механизмы прерывания контакта клиента.

Индивидуальные сеансы гештальт терапии и занятия в группах являются экспериментальными, экзистециональными подходами в психологии и консультировании, которые, в первую очередь, опираются на опыт.

Цель методики состоит в том, чтобы расширить собственное человеческое сознание путем осмысления жизни, а также улучшить взаимосвязь с миром и окружающими людьми.

Психология — это сложная и многогранная наука, в которой в настоящее время широко используется принцип гештальт терапии. Нужно лишь грамотно подобрать технику терапии, которая эффективно подействует в конкретном случае при работе с пациентом, его проблемами, переживаниями.

Техники, используемые в гештальт-терапии, группируются вокруг двух главных направлений работы. Их называют принципами и играми. Принципы вводятся на начальной стадии терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.

Основными принципами гештальт-терапии являются следующие:
1. Принцип "сейчас". "Сейчас" - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого явялется частью "сейчас", а то, что происходило несколько минут назад, не является "сейчас".
2. Принцип "я - ты". Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу -конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения говорить прямо и откровенно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению.
3. Принцип субъективизации высказываний. Психотерапевт предлагает пациенту заменить объективизированные формы ("что-то давит в груди") на субъективизированные ("я подавляю себя").
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Технические процедуры называются гештальт-играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники группы "примеряют" различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание ("ага-переживание") - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: "Ага!". По Ф.Перлзу, "ага" - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда "закрывается" гештальт, "звучит" этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное.

Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные.

Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, "нападающим" и "защищающимся". Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент ("горячий стул"), располагается пустой стул, на который "сажают" воображаемого "собеседника". Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группам.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т.п. Чаще всего, это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.
Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: "Я обижен.".
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается "разыграть проекцию", т.е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: "Я испытываю к тебе жалость", просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами "душечки" предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра "Старый заброшенный магазин". Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, а затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с этими предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные проблемы.

В гештальт-терапии большое внимание уделяется работе со сновидениями пациентов. Перефразируя З.Фрейда, Ф.Перлз говорил, что "сон - это королевская дорога к интеграции личности". В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того, чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов, может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

Гештальт терапия - это форма терапии, вобравшая в себя и обобщившая различные психотерапевтические методы лечения. В переводе с немецкого языка слово «gestalt» означает «фигура», «форма». В основе гештальт терапии лежит целостный подход к человеку и его проблеме с учетом телесных, духовных, социальных аспектов. Основное внимание направлено не на поиск причин возникновения проблемы, а на попытке осознать сиюминутные ощущения человека, что он чувствует в данный момент и как можно что-то изменить к лучшему.

Основателем гештальт терапии является немецкий психоаналитик Фриц (Фредерик Соломон) Перлз, который окончательно сформулировал принципы терапии в своей работе в 1951 году. Главной целью нового метода лечения Перлз обозначил достижение «здоровой личности» (нем. gute gestalt) – отсюда и появилось название гештальт терапия.

В настоящее время последователи Перлза пытаются и дальше совершенствовать методы гештальт терапии, применяемые для лечения заболеваний психики, например, шизофрении , шизоидного невроза .

Основные положения

Гештальт-терапия базируется на способности психики человека к саморегуляции и адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Человек должен осознавать последствия за собственные поступки, цели, желания. Психотерапевт сосредотачивает внимание пациента на осознании и оценке ощущений, которые чувствует пациент «здесь и сейчас».

Очень важно, чтобы пациент сам осознал свои истинные потребности. Например, при наличии у пациента алкогольной или наркотической зависимости, он должен осознать, что алкоголь или наркотики – это не истинная потребность его организма, есть что-то более значимое. Для такого осознания необходим положительный практический опыт взаимодействия с окружающей средой, например, новое интересное хобби. Основная цель – восприятие чего-то нового, развитие творческого мышления, побуждение к росту, развитию личности. Помогает обозначить истинные потребности пациента экспериментальный анализ.

Суть гештальт терапии заключается в получении пациентом способности концентрироваться на новом положительном опыте, осознавать его значимость на телесном, интеллектуальном и эмоциональном уровнях, понимать, что в жизни существует выбор. Свой стиль жизни можно изменить в соответствии с новыми ощущениями, полученными в результате практического опыта взаимодействия с теми элементами окружающего мира, которым раньше не придавалось должной значимости.

Техники гештальт терапии

Главные техники гештальт терапии, можно разделить на две основные части: принципы и игры. Принципы – это вспомогательные средства, опираясь на которые, пациент способен привести в порядок свои мысли и чувства и играть по правилам.

Принципы гештальт терапии:

  • Первый принцип - понимание настоящего. Важно, чтобы пациент осознал, что происходит в конкретный момент. Он должен уметь абстрагироваться от прошлого и будущего.
  • Второй принцип - «я» и «ты». Пациент не просто кому-то говорит, а адресует свои слова конкретному человеку, сидящему напротив, которого должен называть по имени.
  • Третий принцип - пациент должен «перевоплощаться» и говорить не от своего имени, а от имени образа, в который он «перевоплотился». Пациент не говорит: «Моя рука дрожит», но говорит: «Я дрожу».
  • Четвертый принцип - использование потока сознания. Пациент должен рассказать о своих эмоциях и показать то, что он переживает, например, наглядно изобразить страх.
  • Пятый принцип - пациенту запрещается говорить о других рядом находящихся людях, но он должен обращаться непосредственно к ним.
  • Шестой принцип опирается на вопросы пациента. Терапевт пытается отделить важные вопросы от незначительных.

Игры

В гештальт терапии применяют много различных игр. Например, игра «Я буду за это ответственным» используется на занятиях групповой терапии для создания определенного настроения. При этом пациент к каждой высказанной им мысли должен добавлять: «...и я буду за это ответственным». Другие игры - «Монолог» (развернутое высказывание от первого лица), «Кружок» (пациент должен откровенно сказать каждому члену группы, какие чувства он к нему испытывает), «У меня есть тайна» (пациент рассказывает как реагировали бы другие, если бы они знали тайну, которую он желает сохранить), «Советы супругам» (во время игры супруги должны завязать откровенный диалог). Гештальт терапия использует и другие подобные игры. Кроме того, терапевт может придумывать новые игры, соответствующие проблемам пациентов и их жизненным ситуациям.

Упражнения гештальт-терапии

  • Горячий стул – все участники группы располагаются на стульях, стоящих по кругу. В центре круга стоит еще один стул, который называется «горячим». Один из участников группы садится на горячий стул, причем по своему желанию. Сидящий на горячем стуле начинает рассказывать о своих проблемах, остальные задают ему вопросы, на которые должны быть даны откровенные ответы. Человек на горячем стуле должен ощутить теплоту, понять, что его проблемы кого-то волнуют, стать уверенным в себе, осознать, что его проблемы преодолимы.
  • Ассоциации – психотерапевт или один участник группы называет понятие или термин, вызывающий негативные эмоции, например, «страх», а другой подбирает к нему позитивную ассоциацию, например, «преодоленный страх».
  • Незаконченные фразы – скажите другим участникам группы то, что о них думаете. Ваши фразы должны начинаться со слов: мне нравится, что ты…, меня злит, что ты…, я удивлен, что ты… и т.д.
  • Человек, которого не хватает – участник закрывает глаза и представляет человека, которого ему не хватило в прошлом, например, старшего брата или наставника. Затем участник рассказывает группе о том, как этот человек мог бы повлиять или предупредить проблему.
  • Обратные эмоции – участник выражает словами свои чувства и эмоции, которые он испытал при выслушивании проблемы других участников. Затем пытается изобразить противоположную эмоцию и исследует новые ощущения.
  • Реверсия – игра в противоположность. Например, правильной девушке предлагают побыть стервой, а верующему – грешником.
  • За и против – после выслушивания проблемы одного из участников группа делится на тех, кто критикует и тех, кто защищает. Каждая группа приводит свои аргументы, дискуссия и споры приветствуются.
  • Челнок – данное упражнение гештальт терапии можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. Потребуется два стула – «горячий» и «пустой». Суть заключается в том, что человек сидит на «горячем» стуле и рассказывает вымышленному собеседнику на пустом стуле о своей проблеме. Затем пересаживается на пустой стул, пытается выслушать сказанное и воспринять со стороны слушателя, дать совет, задать уточняющий вопрос. Затем снова на «горячий» стул, снова на пустой и т.д.

Принимая участие в различных играх, пациент должен понять, что реальная жизнь - это та же игра, в которой принимают участие настоящие люди, и что одни из этих игр для него приемлемы, а другие нет. Терапия должна научить людей менять неудовлетворяющую их игру и не бояться меняться самим, чтобы жизнь стала полноценной. Человек должен избавиться от комплексов и научиться быть свободным от навязываемых обществом предубеждений. Кроме того, во время терапии человек учится принимать своих близких такими, какими они являются, и не пытаться их изменить.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В соответствии с гуманистической концепцией, истиной сущностью человека является свобода формировать и переформировывать свою жизнь и идентичность. Личность находится в непрерывном процессе изменения и развития. Люди - это «открытые системы», непрерывно взаимодействующие с окружающей средой, воспринимающие факты, развивающиеся и меняющиеся по мере творческой переработки бесконечного потока информации.

Наиболее подходящей метафорой для определения личности в гуманистических подходах является образ реки. На ее сущность в каждый данный момент влияет то, где она была, куда направляется, где находится и что с ней происходило или произойдет в любой период прошлого или будущего.

Гуманисты считают, что если события раннего детства продолжают оказывать влияние на уже взрослого человека, то это происходит потому, что сам человек как автор своей судьбы все еще (зачастую бессознательно) позволяет им воздействовать на себя. Личность - это главным образом то, что создается внутри нас благодаря опыту, а также то, что человек активно поддерживает путем выбора. Главный упор на развитие, изменение и выбор означает, что гуманистические подходы уделяют основное внимание креативности и достижению человеком своего полного потенциала. С гуманистическим терапевтическим подходом тесно связаны: экзистенциальный подход, клиент-центрированный и гештальт-терапия. Несмотря на общие подходы, каждый из них имеет свои цели и механизмы терапии.

1. Гештальт-терапия

Гештальт-терапия - это экзистенциальный, экспериентальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Эксперименты гештальтпсихологов (гештальтпсихология - направление психологической мысли, которое возникло в начале XX в. и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить понимание целого) показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Гештальпсихолог Курт Левин разрабатывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды.

Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия». Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.

В целом, теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях: Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться. Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность Сближение и адекватное взаимодействие с объектом приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается. Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии - это расширение осознания. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания. Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия. Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему личному субъективному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение.

Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознавания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых. В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.

С самого начала своего развития гештальт-терапия ассимилировала техники, почерпнутые из разных терапевтических систем. Так Перлз активно использовал техники психодрамы, приспособив их для своих целей. В дальнейшем гештальт-терапевты заимствовали техники телесной терапии, танцевальной терапии, различных видов арт-терапии (рисунок, музыкотерапия). В гештальт-сеансе терапевт может использовать любые технические приемы, но использование техник подчиняется стратегическим целям гештальт-терапии. Гештальт-сеансы способны вызывать бурные эмоциональные переживания, давать опыт нового чувствования, в целом, терапевтический процесс - это длительная, кропотливая работа, которая может продолжаться от месяцев до лет. Это связано с тем, что осознавание не всегда приятно, а зачастую болезненно и мы стремимся прерывать его. Требуется время, чтобы проработать все необходимые избегания сознавания. Однако определенные положительные результаты можно получить и при участии в краткосрочных терапевтических курсах или интенсивных групповых тренингах.

Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем. Области применения современной гештальт-терапии: клиническая психотерапия; семейная терапия; тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации; тренинги для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров); гештальт-педагогика; консультирование организаций.

Нормальная саморегуляция предполагает полное осознание. Перлз выделяет три зоны осознавания: внешний мир, внутренний мир тела, мир мыслей и фантазий. Последний должен быть посредником между внешним и телесным миром, однако при неврозе он искажен травматическим опытом и скорее мешает саморегуляции. Перлз различает 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции.

1) Конфлуэнция - полное слияние, выражающееся в стирании границ между «Я» и окружением, конформности и симбиозе.

2) Интроекция - пассивное усвоение чужого. Наиболее ранние интроекты - родительские поучения, некритически усвоенные и неотличимые от собственных убеждений.

3) Проекция - приписывание своего другому. При этом человек отчуждает присущие ему качества, не соответствующие его Я-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются проектами.

4) Ретрофлексия - «поворот на себя». Происходит при блокаде потребности, с превращением межличностного конфликта во внутриличностный, что сопровождается мышечными зажимами.

5) Дефлексия - хаотичные связи с окружающими с уклонением от реальных контактов, заменой их ритуальными формами общения, болтливостью, сглаживанием конфликтов.

Указанные механизмы в процессе психотерапии выступают как сопротивление. Современными авторами описаны дополнительно такие виды сопротивлений, как профлексия, эготизм и обесценивание. Профлексия является комбинацией проекции и ретрофлексией, при этом человек делает другому то, что хотел бы получить от него для себя, т.е. просьба ретрофлексируется, а потребность проецируется в адрес другого. Эготизм ограждает человека от интимных контактов с другими людьми, а обесценивание помогает снять с себя ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и положительные.

В результате действия описанных механизмов личность фрагментируется, дробится на упрощенные дихотомии: мужское - женское, активное - пассивное. Зависимость - отчужденность, рациональность - эмоциональность, эгоизм - бескорыстие и т.п. В ряду подобных дихотомий Перлз придает особое значение такой игре, как «Собака сверху - Собака снизу», т.е. нападающее и сдающееся начало. Фрагментированная личность диагностируется, в частности, по рассогласованию между вербальными и невербальными проявлениями. Методы гештальт-терапии (последние годы - в сочетании с трансактным анализом), широко применяются в групповой терапии неврозов и психосоматических расстройств, в семейной терапии, а также для личностного развития. Цель гештальт-группы - научить членов группы уделять внимание текущим переживаниям, чтобы они могли осознать и интегрировать отчужденные аспекты своей личности. Задачи гештальт-группы состоят в ассимиляции интроектов, замене проекций прямым самовыражением, ослаблении ретрофлексивного напряжения, установления целенаправленных равноправных связей с окружающими.

Выделяют пять основных функций гештальт-группы:

1) средство психологической поддержки участников;

2) основа для получения участниками опыта «здесь и теперь»;

3) условия для осознания участниками переживаемого ими «здесь и теперь» опыта;

4) группа как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы;

5) группа как динамичный и актуальный процесс межличностных отношений.

Терапевтический процесс движется с поверхности вглубь, проходя четыре уровня:

1) Клише, где действия заменены ритуалами.

2) Игра роли с поиском подходящего по сценарию партнера.

3) Тупик, когда человек оказывается без роли и переживает чувство пустоты и страха смерти (антиэкзистенциальный уровень или уровень фобического избегания).

4) Внутренний взрыв (подавленных чувств: горя, гнева, радости, оргазма).

гештальт психологический целостный

2. Основные понятия гештальт-терапии

К основным понятиям гештальт-терапии относят: фигуру, фон, осознание, сосредоточение на настоящем, полярность, защитные функции, зрелость и ряд других.

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции из всей информации человек выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Собственно это и составляет фигуру. Остальная информация временно отодвигается на задний план и выступает в качестве фона. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. Нередко фигура и фон меняются местами, что является основой саморегуляции психики.

В качестве фигуры могут выступать потребность, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными. Как только потребность удовлетворяется, то теряется ее значимость и она отодвигается на задний план.

Иногда потребность по каким-то причинам удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, неотреагированным и соответственно не может уступить место другому. Неудовлетворенная потребность может стать причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать негативное воздействие на текущие психические процессы и даже привести к невротическим проявлениям. Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сформировав гештальт более четким, и в конечном итоге его нейтрализовать.

Осознание и сосредоточение на настоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом, получившим название «здесь и теперь». Перлз учил: «Нет ничего кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее… Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

Чтобы распознавать состояние равновесия или его нарушение, а также находить то, что необходимо для восстановления этого равновесия, человек, прежде всего, должен осознавать себя. Здесь понятие «осознание» используется в широком значении, охватывающем такие смысловые категории, как «знать», «различать», «отдавать отчет». Интегрирующий поток информации, составляющий основу саморегуляции, начинается на уровне, когда мысль еще не облечена вербально. Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз, вместе с тем, подчеркивал, что существует граница контакта между индивидуумом, его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна, что дает ему возможность как контакта со средой, так и отход от нее.

Контакт сопровождается формированием гештальта, отход, соответственно, его завершением. Движущей силой ритма «контакт-отход» считается доминирующая потребность, на ограничение, завершение или нейтрализацию которой направляются все усилия организма.

Следует заметить, что для удовлетворения своих потребностей человек постоянно должен быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. У невротической личности эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, поскольку она сталкивается с не до конца сформированными и незавершенными гештальтами.

Неврозы возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне, зоне фантазий, когда исключаются события, происходящие во внутренней и внешней зонах. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику в нем достаточно трудно жить. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто осознать настоящее. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить здесь и теперь. Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных, вытесненных сознанием травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознавании настоящего и жить настоящим.

Осознавать, означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром (третья зона). Перлз ввел понятие «ответственность», за которой стоит способность человека отвечать за происходящее и выбирать стратегию поведения. По мнению автора, чем четче человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь, за свои желания, действия, другими словами опираться на себя.

Полярности или противоположности. Противоположности, по мнению Перлза, не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития человека и регулирования его поведения.

Каждый из нас может одновременно, и любить, и ненавидеть, испытывать чувство радости и огорчения, то есть испытывать амбивалентность своих чувств. Важно понять, что эти противоположности не являются неприемлемыми, а наоборот, помогают сформировать и в конечном итоге завершить гештальт. Только когда мы полностью осознаем противоположные полюсы своего «Я», своих стремлений и желаний, тогда мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.

Противопоставление полярных сторон нашего «Я», «нападающего» и «защищающегося», которые должны сосуществовать вместе, наиболее распространено в гештальт-терапии. «Нападающий» аналогично фрейдовскому «сверх-Я», или сознанию, характеризуется авторитарностью, самодовольством и требовательностью. «Защищающийся» принимает оборонительную позицию, оправдывается, чувствует свое бессилие.

В процессе терапии часто обсуждается борьба между двумя подобными противоположностями, сосуществующими у пациента. Этот вид групповой работы получил название «игра в самобичевание». Когда «нападающий» и «защищающийся» ведут внутри нас свою борьбу, мы испытываем чувство вины, становимся пассивными, подавленными, неспособными к принятию решений.

Понятие противоположностей можно применить и к функционированию личности. Личность рассматривается как некое целостное образование, состоящее из двух компонентов - «Я» и «Оно». Когда индивидуум действует по побуждениям из области «Я», он способен дифференцировать себя и других. Подобный жесткий барьер в нашем опыте, граница «Я», возникает для того, чтобы мы могли ощутить свою неповторимость, нетождественность с остальным миром. Когда же индивидуум действует по побуждениям из области «Оно», он оказывается тесно связанным со своим окружением, граница «Я» становится расплывчатой и гибкой, может даже появиться чувство идентичности с внешним миром. Эти взаимодополняющие друг друга аспекты функционирования личности как раз и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Стремления из области «Я» позволяют более четко выделить фигуру из фона, сформировать ее; в свою очередь, стремления из области «Оно» завершают гештальт и возвращают фигуру в фоновое окружение.

Зрелость. Перлз определяет зрелость как психическое здоровье, как способность перейти с опоры на внешнюю среду к опоре на себя. Для того чтобы достичь здоровья, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием для опоры на себя является состояние равновесия. Условием достижения равновесия является осознавание иерархии потребностей. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным, протеканием и отчетливым формированием гештальтов. Таков, по мнению Перлза, путь к зрелости и здоровью. Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того, чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои внутренние ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой человек не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из жизненного или ситуативного тупика. Некоторые люди, не способные, а зачастую не желающие, идти на риск, взяв на себя тем самым ответственность за конечный результат, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного».

3. Основные принципы гештальт-терапии

Для понимания сущности гештальт-терапии рассмотрим основные принципы, которые, в отличие от других принципов такого рода, не представляют собой собрания жестких, директивных указаний. Они всего лишь дают предварительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют или нет расширению осознания ситуации и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.

Принцип «сейчас» или «здесь и теперь». Принцип «сейчас», или концентрация на настоящем моменте, является, пожалуй, самым важным принципом гештальт-терапии. Он берет свое начало в традициях дзен-буддизма и ряде других восточных практик, которые с присущей Перлзу тщательностью и основательностью, были им изучены. Суть данного принципа состоит в том, что в процессе сеанса терапевт часто обращается с просьбой определить, что пациент в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. В случае появления в процессе работы материала, связанного с какими-либо важными аспектами личности, терапевтом предпринимаются усилия перенести этот материал в настоящее время.

Принцип «я и ты» отражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Пациенты свои высказывания, касающиеся других, очень часто направляют не по адресу, выявляя тем самым свои опасения и нежелание говорить прямо и недвусмысленно.

Боязнь контакта, его избегание, поверхностная или искаженная коммуникация с окружающими поддерживают чувство изоляции и одиночества пациента. Поэтому в процессе сеанса терапевт побуждает участников предпринимать попытки к непосредственному контакту и общению, настаивая адресовать конкретные высказывания к конкретным лицам, которых они касаются уже в первой фазе работы. При этом организуются непосредственные ситуации, направленные на установление контакта между отдельными лицами посредством серии коротких вербальных и невербальных упражнений в парах и тройках.

Принцип субъективизации высказываний. Этот принцип связан с ответственностью и причастностью пациента к происходящему. Достаточно часто люди говорят о собственном теле, чувствах, мыслях и поведении с определенной дистанции, находясь как бы в стороне. То есть, искусственно создается конфликт пациента с существенными для него проблемами избегания ответственности за собственное решение, а в конечном итоге за себя. Обращение внимания на форму высказывания может помочь пациенту рассматривать себя как субъекта, а не отчужденного от себя объекта, с которым «делаются» или «происходят» разные, не относящиеся к нему вещи.

Непрерывность осознания. Осознание как основа терапевтической работы означает намеренную концентрацию на спонтанном потоке содержания переживаний, полный контроль происходящим в данную минуту. Этот метод подводит индивида к собственному опыту и отказу от нескончаемых вербализаций, выяснений и интерпретаций ситуации. Осознанность чувств, телесных ощущений и наблюдений представляют собой наиболее определенную часть нашего познания, что создает основу для ориентации человека в своем внутреннем мире и в связях «Я» с окружением. Использование осознания помогает перенести акцент с вопроса «почему» на вопрос «что» и «как» происходит. Поскольку каждое действие может иметь множество причин, то и выяснение всех этих причин уводит все дальше от понимания сущности самого действия.

4. Методы гештальт-терапии

В гештальт-терапии существуют общие принципы построения психотерапевтического процесса. Они касаются, прежде всего, определенных речевых конструкций.

1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».

2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».

3. Выяснение того, что стоит за словом «это».

4. Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.

5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.

6. Замена вопроса на утверждение.

Такие конструкции основаны на базовой идее гешталь-терапии, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. В языке фиксируется человеческий опыт, но, в то же время он дает возможность передавать интроекты. В процессе взаимодействия с социумом, человек все более отдаляется от своих чувств. Особый интерес для работы представляет вербальная конструкция «должен». Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то чего он хочет, соответственно, как плохое. Таким образом, люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов, неких табу, устоявшихся в обществе. Одна из таких техник работы с речью называется «Сила речи». Выражения типа «Я обязан…», «Я не могу…», «Мне не нужно…» и «Я боюсь…» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить, как вам хочется. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства, действия.

Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии - это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя. «Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», - говорит клиент. Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.

В гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника. В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?». Таким образом, клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от неопределенных чувств к реальной, присущей в настоящем эмоции. Обеспечивая поочередные переводы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реальностью. Техника «Хождение по кругу» «рондо» создает условие для выражения определенного отношения или чувства непосредственно каждому участнику процесса, что зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими. Многократное повторение фразы, выражающей глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента. Совершение таких «раундов» в группе может включать также и невербальные действия (мимика, жесты, локомоции).

«Незаконченное дело» как правило, применяется в самом начале работы с клиентом. Оно предназначено для завершения разного рода ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких незаконченных вопросов, связанных с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками, друзьями, коллегами и т. д. По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области отношений - это невысказанные когда-либо жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и непродуктивно поглощают энергию пациента, поскольку он к ним постоянно возвращается. В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным.

«У меня есть тайна». В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.

«Репетиция». Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к встрече с этими ситуациями. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства и даже деструктивного поведения. Репетиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и пути их эффективного решения.

«Проверка готового мнения». Иногда, в словах улавливается какое-то туманное неопределенное сообщение, некая недоговоренность. Тогда можно воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить его вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если ты согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы». В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою интерпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

«Направление поведения». В ряде ситуаций через инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент, пациенту предлагается выполнить определенные действия. Такие инструкции, конечно же, не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они лишь указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.

«Домашняя работа». Действия пациента и терапевта во время очередных занятий не создают полных условий, необходимых для глубоких терапевтических перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения. Однако они требуют продолжения и развития в условиях повседневной жизни. Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета. Домашняя работа пациента должна быть направлена на решение его проблемы.

Технические процедуры терапии называются играми и представляют собой эксперименты с различными ролями, отождествления со значимыми чувствами, отчужденными субличностями и интроектами. Цель игр - закрытие гештальтов; критерием достижения цели является «ага-переживание» (ср. с инсайтом). Некоторые упражнения выполняются в парах, подгруппах или всей группой.

Для расширения границ контактов применяются специальные упражнения: длительное жевание, многократное открывание и закрывание глаз, фокусирование взгляда, оглядывание по сторонам, прислушивание к звучанию речи, повторение сказанного, прочувствование собственных движений (например, вращение глазами, головой, тазом). Одновременно повышается доверие к другому человеку совместными физическими упражнениями: прикосновениями, взаимными толчками и т.п. Применяют также релаксацию, дыхательные упражнения, приемы телесной терапии, психогимнастики, танцевальной терапии.

Широко применяются в гештальт-терапии метафоры. Примером может служить метафора интеграции. Челночным методом выявляются конфликтующие субличности участника. При этом участник попеременно садится то на «горячий» стул, воспроизводя свою доминирующую часть, то на «пустой стул», где говорит от лица подавленной части. После этого на одинаковом расстоянии от «горячего» и «пустого» стула ставится третий стул, на который усаживается участник. Он берет все хорошее (качества, умения) с первого стула левой рукой, затем все хорошее со второго правой рукой. После этого руки соединяются, наступает интеграция субличностей. Эта же метафора может быть визуальной: представить сумку, куда складывается все нужное для сотрудничества обеих частей.

Наиболее часто в гештальт-группах пользуются следующие метафоры: - Группа как здание, в котором каждый участник выступает его частью. - Группа в кругосветном путешествии меняет средства передвижения. - Группа как детский сад, школа, фирма, тюрьма. - Группа как коммунальная квартира. - Группа разыгрывает ритуал похорон участника, обеспокоенного своей смертностью. - Группа как зоопарк и бездомные животные. - Группа участвует в карнавале. - Группа как организм человека или животного. - Группа разыгрывает процесс зачатия ребенка, развития эмбриона и рождения. - Группа изображает развитие человека в различных возрастах.

Большое внимание уделяется фантазиям и сновидениям, которые переносятся на реальную почву, в настоящее время, с возвращением личности тех их фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы. Основные цели фантазирования - контакт с неприемлемыми событиями, чувствами или личными качествами, контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией, исследование неизвестного, исследование новых или неизвестных аспектов личности. Сновидения рассматривают как проекцию, как возможность осознания актуальных взаимоотношений с другими и терапевтом для понимания экзистенциальной позиции индивида. Анализ переноса заменяется фокусированием на контакте: с собственными функциями, с терапевтом, с членами группы. Работа с контактом проходит через ряд этапов: выявление потребности; попытка удовлетворить потребность; мобилизация внутренней борьбы; утверждение темы (объединяющей потребность и сопротивление); тупик (кризис); катарсис; озарение; признание (удовольствие от нового восприятия себя и окружающего).

Список литературы

1. Ахмедов Т. Введение в общую психотерапию: Учебное пособие. - М.: АСТ, 2005. - 414с.

2. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М.: Либрис, 1996. - 240с.

3. Психологический словарь / Под ред. В. Давыдова и др. - М..: Педагогика, 1983. - 448с.

4. Тодд Дж, Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии.- М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 761с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История создания гештальт-терапии. Изучение процессов восприятия и ощущения, основные принципы и законы, методологический подход. Гештальт-группы в современной групповой психотерапии. Суть положений теории Ф. Перлза, понятие ретрофлексии и интроекции.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    История возникновения гештальт-психологии. Гештальт-терапия как развитие идей гештальт-психологии. Цель применения ее методик, а также практические примеры применения в терапии. Критическое осмысление отдельных моментов гештальт-подхода в психологии.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Теоретические истоки и понятия гештальт-терапии. Рассмотрение концепции здоровой личности. Модель терапевтического процесса и отношений. Сфера применения и эффективность гештальт-терапии, ее сравнение с психоанализом и гуманистической психологией.

    реферат , добавлен 07.09.2012

    Цель гештальт-терапии: помочь человеку обрести самого себя, стать аутентичным. Понятие аутентичности. Теоретические истоки гештальт-терапевтического направления. Генезис невроза. Слияние (конфлюэнция). Интроекция. Проекция. Ретрофлексия. Дефлексия.

    конспект произведения , добавлен 05.01.2008

    Истоки создания и предпосылки возникновения гештальт-терапии. Основные концепции гештальт-психологии и их влияние на идеи гештальт-терапии. Фредерик и Лаура Перлз - основатели гештальт-терапии. Влияние П. Гудмена и И. Фрома на теорию гештальт-терапии.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2014

    Характеристика гештальт-психотерапии, ее основных задач, механизмов терапевтического процесса и основных, применяемых техник. Основные понятия теории гештальт-психологии и ее основные цели. Механизмы терапевтического процесса в гештальт-терапии.

    реферат , добавлен 22.03.2009

    Практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям. Объективное наличие психологических проблем. Психологическое консультирование в рамках гештальтпсихологии. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии.

    реферат , добавлен 20.02.2012

    Основные понятие и общие положения гештальт-психологии, ее главная цель и формы проведения. Способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность является основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт.

    реферат , добавлен 28.05.2009

    Пассивная адаптация и творческое приспособление как виды контакта со средой. Потенциал отношений между терапевтом и клиентом, осознание пациентом своей личности. Понятие сопротивления в гештальт-терапии и описание механизмов прерывания контакта.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2012

    Исследование проблем современного человекознания. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. Классификация психологических методов по Б.Г. Ананьеву. Гештальт-терапия как создание и укрепление человеком целостного образа своей личности.

Гештальт терапия Перлза

Гештальт-терапия – определенное направление в психологии, которое основывается на психоанализе, экзистенциализме, телесно-ориентированной терапии, а также восточных методах правильного развития сознания.

Основные понятия гештальт терапии

В основу этого направления психотерапии легли определенные принципы и понятия:

Целостность . Человек является целостным существом, поэтому всяческое его расчленение на составляющие, например, психику и тело, душу и тело – это определенно искусственные приемы, которые не могут помочь понять внутренний мир. Личность и окружающая ее среда объединены в один гештальт – некое единое поле.

Возникновение и разрушение гештальт-структур . Человек живет исходя из различных потребностей, которые занимают важное место в сфере его приоритетов – фигура резко выделяется из общего фона.

Незавершенный гештальт. Это источник особого напряжения, которые отбирает всю жизненную энергию человека. Каждый довольно часто формирует разные незавершенные ситуации, которые негативно влияют на постоянное психологическое состояние.

Контакт и его граница . Люди постоянно контактируют с чем-то: окружающей средой, животными, растениями и другими людьми, еще разными полями – информационным, биоэнергетическим, психологическим. Место встречи каждого человека с его окружением называется основной границей контакта.

Осознанность . Она не имеет ничего общего с интеллектуальными знаниями о себе и внешнем мире. Осознавание человека тесно связано с пребыванием людей в настоящем моменте, когда он живет не своей механической жизнью, а действует из своего непосредственного сознания, находясь в состоянии полной бдительности, осознанности.

Здесь-и-сейчас . Этот принцип означает, что все поистине важное для человека происходит именно в настоящем времени. Как правило, разум уводит всех в прошлое или же будущее, но именно такое мышление забирает лучшие моменты жизни.

Ответственность . Это качество человека рождается из его осознанности. Чем яснее вы осознаете окружающую действительность, тем более ответственно он относится к своей жизни.

Основные техники гештальт терапии

Психодрама – специальная групповая терапия, которая используется для правильного завершения неоконченных действий и решения ситуаций с помощью определенных ролевых игр, представлений театрального характера и драматического самовыражения. Во время использования такой техники чаще всего разыгрывают определенные сценки, которые дают возможность прожить драматические события из прошлого пациента, внутренний конфликт или сновидение. Игры отражают ситуацию из жизни или выводят на поверхность все внутренние боли, зажимы и травмы.

Пустой или горячий стул – техника, которая часто используется на тренингах. Во время нее один из участников должен представить на пустом стуле человека, с которым надо проработать отношения, героя своих снов или же какую-то часть свой индивидуальности. Затем надо обратиться к представленному образу. Во время такой специфической беседы проявляются стереотипы и штампы в поведении, возникают довольно сильные эмоции, которые трудно увидеть в простых диалогах.

Арт-терапия – техника психологической помощи, которая основывается на искусстве и творчестве. Основная цель способа – содействие гармоническому развитию человек посредством роста его способностей к интересному самовыражению. Основная ценность такой терапии заключается именно в том, что она позволяет символически выразить и полностью оценить самые разные чувства: страх, любовь, тревогу, гнев, счастье и ненависть.

Основные методы гештальт терапии

Психологическое консультирование – метод направлен на разрешение самых разных трудностей: индивидуальных, межличностных и семейных. Терапевт помогает правильно преодолевать стрессовые ситуации или жизненные кризисы, найти выход из трудных ситуаций. Внимание каждого клиента фокусируется на личных переживаниях в настоящем времени. Так происходит осознание и полное понимание сложившейся негативной ситуации, что ведет к ее непременному разрешению.

Телесно-ориентированный метод дает возможность достичь полного исцеления психики человека через правильную работу с его телом. В человеческом теле постоянно хранится множество интересных воспоминаний: ключевые события, чувства и переживания. Если взаимодействовать с телом, получается доступ к глубокому уровню подсознания, которое есть в теле. Так вы сможете выявить все причины возникающих с вами проблем.

Гештальт-терапия призывает людей узнавать себя и принимать такими, какими они являются в действительности. Этот подход позволяет идти вперед, придерживаясь индивидуального потока, а не растрачивать энергию и силы, стараясь его перебороть «на свою переделку».