Православные Иконы Пресвятой Богородицы. Икона божья мать - значение

Карандеевская чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

В Михаило-Архангельской церкви с.Терновое Инжавинского района Тамбовской области (Кирсановское благочиние) находится Карандеевская чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

_________________________________________________

Описание иконы Богородицы:

В Тамбовской епархии очень почитается Карандеевская чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Приведём краткую историю чудотворной иконы.

Помещик Павлов, получивший в свое владение село Карандеевка, задумал построить в деревне храм, но денег на постройку у него не было. Его жена часто молилась у иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и просила помощи в этом Богоугодном деле. Однажды ей приснилось, что сельский староста подает ей бумагу, на которой надписано: «Строй, строй мне церковь, Я тебя всю жизнь не оставлю». Внизу подпись: «Богородица». Вскоре после этого был хороший урожай гречихи. На вырученные от продажи гречихи деньги Павлов в 1865 году построил храм в селе Карандеевка. Там и поместили икону. (Икона - около 1,3 метра в высоту.)

Много чудесных случаев было связано с этой иконой. Приведём лишь несколько свидетельств из книги «Кирсанов Православный»:

«Жена приходского священника была слепа. Однажды, во время всенощной, она молилась у Карандеевской иконы об исцелении. После помазания - прозрела. С тех пор в Карандеевке установили особый день празднования иконе – 1-ая пятница по Троице.

Крестьянин Саратовской губернии Балашовского уезда с. Колена Андрей Петрович Безполов не ходил три года. Никто ему не мог помочь. В 1872 году привезли его в Карандеевку. После молебна и помазания он выздоровел.

Крестьянку с. Мучкап Лукерию Феофанову мучили сильные головные боли. В 1875 году она пошла в Карандеевку. После молебна и окропления святой водой она получила облегчение а, искупавшись в р. Вороне, почувствовала себя совершенно здоровой. В течение трех лет каждый год она приходила на праздник, но на четвертый год не пошла, и сильные головные боли возвратились. Исцеление пришло после возобновления паломничества.

Дворянка с. Грушевка А.А. Муратова 10 лет была глуха. По совету своей знакомой Кириаковой пошла в Карандеевку. Участвовала во всех торжествах. После того, как ей помазали уши, выздоровела.

Кирсановскому купцу Ивану Николаевичу Крюченкову грозила смерть в результате гангрены правой руки. Доктора советовали отрезать. Крюченков не согласился и решил умереть без ампутации. Вел он нетрезвый образ жизни, но был религиозен, ни одной праздничной службы не пропускал. И вот, выйдя как-то в предсмертной тоске на крыльцо дома, увидел, как народ идет в Карандеевку. Иван решил пойти с ними. Отстоял литургию, молебен, участвовал в крестном ходе, купался в реке Вороне, а когда снял повязки, то рука оказалась совершенно здоровой. Произошло это в 1880 году».

В 1932 году по распоряжению властей храм в селе Карандеевка закрыли, чудотворную икону Божией Матери разрубили на три части и раскидали вблизи реки Вороны. Благочестивая женщина Евдокия Толстых нашла в поле у реки две части иконы. (Евдокия рассказывала, что, проходя мимо, она услышала женский плач, приблизившись к тому месту, откуда доносился плач – обнаружила часть иконы, вскоре нашла и другую часть.) Третью часть иконы пришлось дописать.

Весть о чудесном обретении иконы быстро разлетелась по всей округе, люди верили, что святыня оградит их от зла в годы безверия, когда церкви повсеместно закрывались. Так и случилось. Представители власти запретами, угрозами, арестами пытались вытравить веру из сердец людей, но по милости Божией, благодаря святыне вера не угасала. Чудотворная икона объединяла людей.

Икона долгое время хранилась у Евдокии дома. Каждый год в первую пятницу по Троице жители села совершали крестный ход с иконой на реку. (Первое время торжественно окунали в воду части иконы (вероятно, в это время молили Богородицу об освящении воды), позже окунали в воду копию иконы.)

Один благочестивый мирянин, бывший учитель, фронтовик – Димитрий Яковлевич – соорудил для чудотворной иконы молельное помещение, там и хранилась святыня долгое время, а на источник выносили копию этой иконы.

Несколько раз хранителя иконы арестовывали, также как и других участников стихийно возникших крестных ходов, которые продолжались ежегодно. Удивительная радость и единодушное ликование людей, приходящих со всей округи за десятки километров, сопровождали эти крестные ходы. Местные жители говорили: «Мы икону никуда не отдадим, с тех пор как она у нас, у нас не одного пожара не было». Дом раба Божия Димитрия стоял на горе, рядом находился св. колодец, внизу река. Крестный ход с участием священников, архиереев шел к реке, освящали воду, список иконы погружали в реку, потом проходили под иконой. Многие ночевали в деревне. Пюхтицкая монахиня В. рассказывала, что, будучи маловерующей, однажды стала свидетельницей этого знаменательного события. Она была поражена радостным единением людей. После молитвы перед чудотворным образом Матери Божией в селе Терновом она и её сестра уверовали в Бога. Монахиня В. видела, что не каждому Матушка Божия позволяла брать святую воду из источника: при раздаче святой воды в руках у одного мужчины бутылка как бы взорвалась, рассыпалась; когда он попросил другую, произошло то же самое. Все это произвело на девушек неизгладимое впечатление, в тот же день они познакомились с подвижницей Марией. Прозорливая старица Мария (Матвеева) из села Семеновка очень почитала этот чудотворный образ, она часто посылала страждущих в село Карандеевка, чтобы они помолились около чудотворной иконы. (Список с чудотворной иконы хранился в доме старицы Марии, а после кончины подвижницы был передан в Пюхтицкий монастырь.)

В 1948 году власти, оказав давление на архиерея, запретили священникам участвовать в крестном ходе и стали требовать, чтобы икону поместили в церковь с. Терновое. Икону отнять не удалось, но крестные ходы на реку прекратились.

В конце двадцатого века р.Б. Димитрий принес икону в ближайший храм Михаила Архангела в село Терновое, сказав, что слабеет. (В том же году р.Б. Димитрий скончался.) С тех пор икона находится в этом храме.

Администрация сайта благодарит Кулебанова Андрея, прихожанина Христорождественского кафедрального храма Уваровской епархии Тамбовской митрополии за предоставленные материалы по этой иконе Божией Матери.

Икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых иконописных образов среди Православного мира. Именно образ Пресвятой Богородицы всегда был, есть и будет символом заступницы и хранительницы русского народа. Достаточно лишь вспомнить тот факт, как икона Казанской Божьей матери, по историческим сведениям, помогала русскому народу победить в Великой Отечественной войне. На войну войска вступали с высокоподнятой иконой Пресвятой Богородицы, а именно Казанской Божьей матери. Тоже было и при отечественной войне 1812 года. С тех пор и повелось, что образ Богоматери стал являться защитницей и покровительницей земли Русской, а ее икона — символом веры и упования на спасение всех православных людей.



Но, не смотря на указанное общее значение, существует несколько разновидностей икон Девы Марии и вариаций их иконописи, и у каждого вида имеется свое особенное значение для православного верующего. Ниже мы приведем иконографические типы изображений Пресвятой Богородицы и их догматическое значение.

Существует пять видов изображения Божьей матери, визуализируемых в иконографии:

1. Одигитрия (Путеводительница);

2. Елеуса (Умиление);

3. Оранта, Панагия и Знамение (Молящаяся);

4. Панахранта и Всецарица (Всемилостивая);

5. Агиосоритисса (Заступница).

Первый тип — Путеводительница

Одигтрия — самый распространенный вид иконописи Божьей матери, по некоторым сведениям, впервые написанный евангелистом Лукой. Данный тип обычно изображается следующим образом: Пресвятая Богородица показана по пояс или же в случае иконы Казанской Божьей матери - по плечи, реже — во весь рост. Характерным признаком ее расположения считается легкий наклон головы в сторону своего сына Иисуса Христа. Держит Богоматерь его на левой руке, а правой рукой указывает на него. Иисус Христос же в левой руке держит свиток, реже — книгу, что символизирует образ Христа Вседержителя.

Значение данного типа икон — взаимные отношения матери и сына. Но смысловая нагрузка в данном случае не выражение безграничной любви, как в других иконах святых, а указание на Иисуса Христа, как царя Вседержителя. С догматической точки зрения — это значение явления в мир Небесного Царя и Судьи и указание на него Девой Марией как на истинный Путь для каждого верующего. Потому данный тип иконографии и называется Путеводительница.

Второй тип — Умиление

Елеуса всегда изображается так: Дева Мария прижимает к своей щеке Иисуса Христа, тем самым проявляя к нему свою любовь, нежность и сострадание. В данном типе изображения между сыном и матерью нет расстояния, что символизирует безграничную любовь и единение. И поскольку образ Божьей Матери является символом и идеалом рода человеческого (Церкви земной), а Иисус символом Церкви Небесной, данный тип иконописи Пресвятой Богородицы имеет значение единения небесного и земного, божественного и человеческого. Также, одно из основных значений - выражение безграничной любви Бога к людям, так как любовь и сострадание Девы Марии, изображаемое на иконе напоминает нам о его великой жертве ради спасения всего человечества.

Третий тип — Молящаяся

Есть три подвида данного типа изображения Богоматери в иконописи - Оранта, Панагия и Знамение. Наиболее популярное — Знамение. Дева Мария изображается по пояс или во весь рост с поднятыми вверх руками, а Иисус Христос изображается по середине на уровне груди своей матери и его голова находится в святом ореоле (медальоне). Значение этого подтипа икон — Благовещение Девы Марии о рождении Иисуса Христа, предзнаменование Рождества Христова и последующих событий, происходящих после него. Данный тип иконографии Богородицы Девы отличает ее от других икон монументальностью и симметричностью в изображении.

Четвертый тип — Всемилостивая

В данном типе изображения Богоматерь восседает на троне или престоле, который символизирует ее царственное величие, а на коленях она держит сына Иисуса Христа. Значение этой иконы — величие Девы Марии, как всемилостивой царицы и заступницы земной.

Пятый тип — Заступница

В пятом типе Агиосоритиссы Богоматерь изображается без своего сына Иисуса Христа. Образ ее выполняется в полный рост и повернут вправо, а руки воздаются к Богу, в одной из которых может находиться свиток с молитвой. Значение иконы — моление о заступничестве человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

Итак, мы рассмотрели 5 видов иконописи Богоматери в православной традиции и их догматическое значение. Но в народе также существует свои значения, приписываемые каждой из них. Мы уже писали о силе и , и иконы Божьей Матери здесь не исключение, а скорее наоборот — показатель. У каждой из представленных типов икон свои чудотворные свойства.

Одной из немногих, кто способен намолить иконы, является Марфа Ивановна . Ее способность наделять иконы велими возможностями уже давно не стоит под сомнением. Таким огромным количством спасенных судеб не может похвастаться, пожалуй, никто. Именно она первая поняла, что к каждому человеку нужен индивидуальный подход, а значит и намоление иконы необходимо делать индивидуально для каждого человека. Намоленные Марфой Ивановной иконы будут служить зищитой на протяжении очень долгих лет.

Рассмотрим молитвы иконе Божьей Матери, а также наиболее популярные иконы и приметы связанные с ними.

Мы приведем лишь один пример для иллюстрации того, что язык иконологии имеет сложность и глубину в раскрытии учения Церкви. Все мы знаем множество почитаемых икон Богородицы - древних, прославившихся чудотворениями, красивых и очень разнообразных. Эти иконы имеют имена, как правило, по месту обретения или чудотворения. Например, иконы Богородицы - Владимирская, Донская. Тихвинская, и т.д.
Но большинство икон Богородицы объединены общей для всех них идеей – отношением Богоматери и Младенца (Логоса Иисуса Христа). Отношения Богоматери и Младенца являют образ возрастания Младенца Христа в душе христианина.

«Умиление» - первый тип икон Пресвятой Богородицы.

К первому типу - «Умиление», относятся иконы, где Матерь и Младенец обнимают друг друга. Богородица поддерживает Младенца обеими руками. Младенец еще очень привязан к Матери и зависим. Она питает и охраняет Его от мира. Для нас эти отношения важны, так как на духовном пути каждый христианин проходит этап воцерковления, когда его душа встречает (рождает) Логоса, когда человек открывает для себя возможность веры и умиляется, и чувствует какую-то внутреннюю радость и любовь, и сострадание миру. В это время человеку особенно понятно, что являет икона Богородицы «умиление» и ему особенно хочется молиться перед Ней.

«Одигитрия» - второй тип икон Пресвятой Богородицы.

Под вторым типом можно объединить иконы, где отношения Богородицы и Христа подчеркивают Его возрастани. Христос в большей степени обращен к молящемуся. Богородица держит Его одной рукой, а другой указует на Него. Младенец в одной руке держит свиток с Учением, а другой рукой благословляет. Иконы этого типа тоже многообразны и имеют много имен (по месту обретения), но все они объединяются названием «Одигитрия», что переводится как «путеводительница». На этом этапе верующий начинает осознавать свой духовный путь – служение, он устремлен к познанию глубин своей веры.
37. Икона Богородицы «Одигитрия», Смоленская. 38. Икона Богородицы «Одигитрия», Грузинская». 39. Икона Богородицы «Одигитрия».

«Оранта» - третий тип икон Пресвятой Богородицы.

Третий тип икон Девы – Матери и Христа – Логоса можно объединить общим названием «Оранта» (по-русски «Знамение»). На иконах этого типа Богородица не держит Младенца руками. Она предстоит в молитве, являет Его миру как Спасителя. Младенец благословляет обеими руками. Для христианина - это такое состояние жизни, когда он может сказать словами апостола Павла: «Не я живу, но живет во мне Христос ». Все устремления души верующего обращены к служению Богу и спасению человека.
43. Икона Богородицы «Знамение» - «Оранта Великая Панагия». 44. Икона Богородицы «Знамение». 45. Икона Богородицы «Знамение». 46. Икона Богородицы «Знамение».

«Начало» и «Конец» ряда икон Пресвятой Богородицы.

Кроме трех основных типов икон Пресвятой Богородицы, имеются иконы, на которых выражено промежуточное состояние. Следует дополнить ряд из выше упомянутых трех типов икон Богородицы, иконами, как бы дополняющими этот ряд с «начала" и с «конца». С «начала» можно расположить иконы символизирующие «Благовещение» (девственное зачатие Младенца).

А завершить ряд икон иконами Христа во Славе, на престоле, где Богородица предстоит Христу – Царю Славы.

Богородица выше ангельских чинов.

Православная Церковь делает особый акцент на том, что Богородица – Дева-Матерь выше ангельских чинов, и Слава Ее более всех человеков, так как через Нее воплотился и вочеловечился Христос – Сын Божий, соединив вновь природу человеческую с ее Творцом.

Это являет икона «Успение», где не смерть, а успение приводит Душу ко Христу, и Он приходит и восхищает Ее в Царство Небесное.

Источники.

Галлерея Икон Пресвятой Богородицы - Иконостас.

(Щелкните на миниатюре внизу, чтобы посмотреть увеличенное изображение)