Медовый Спас: традиции, обычаи и советы по выбору меда. Освящение меда на медовый спас

14 августа 2018 года православные верующие отмечают первый из трех Спасов – Медовый Спас или Маковей. Второй Спас нужно отмечать 19 августа – Яблочный Спас, и третий 29 августа — Ореховый Спас.

Первый Спас имеет еще несколько названий, пришедших из давних времен: Спас Всемилостевейший, Маковый Спас, Спас на Воде или Мокрый Спас, Пчелиный праздник, Каллиник. Однако основное название, которое известно всем - это Медовый Спас или Маковея.

Медовым его назвали потому что именно 14 августа можно было есть мед и нужно было собрать весь мед до последней капли. По поверьям, на следующий день соседские пчелы могли «украсть» мед.

Маковея же назвали в память о нескольких мучениках Маккавеев. Этот праздник ассоциировался с маками, созвучными с их именами.

В старину, чтобы посвятить мед, нужно было сделать целый обряд. Ранним утром пасечники осеняли себя крестным знаком и шли выбирать улей, мед из которого нужно было нести в церковь. Выбор улья выпадал на самый богатый по запасу медом. Пробовать его до освящения ни в коем случае нельзя было. Большие куски сот с медом несли в церковь на богослужение. Священник, который проводил освящение, забирал в церковь часть свежайшего лакомства.

Некоторая часть раздавалась нищим. Известна поговорка, дошедшая до наших времен: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Затем свою долю получали ребятишки, которые поджидали пчеловодов на пасеках. В благодарность за угощение они пели обрядовую песню:

Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета - долгие годы!
А и долго ему жить - Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить -
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!

Вот только после этого хозяева могли приступить к празднованию.

Обычаи и традиции

По обыкновению, в этот день святили и мак. Так же в церковь несли букеты цветов – Маковейчики. Этот оберег, созданный лично руками хозяйки дома, стоял целый год возле икон. Обязательно на следующий год, перед занесением следующего Маковейчика, засохший букет сжигали. Когда-то строго придерживались составления букета. Количество трав и цветов должно было равняться семнадцати, а сам букет перевязан только красной лентой. Каждый цветок или трава символизировали какую-то защиту либо то, что хозяйка «звала» в дом:

Калина – продлевала красоту женщин;

Рута и ноготки – защищали от болезней;

Колоски овса и рожи – вели к большому урожаю и достатку еды в семье;

Мята и мелисса – к успокоению;

Полынь – защищала от ссор и нечистой силы;

Маки – обязательный компонент общей защиты дома.

В этот день считалось, что вода набирает волшебные свойства. Отсюда и еще одно название: Мокрый Спас или Спас на воде. Священники освящали колодцы. Также чистились старые. Люди купались сами и купали своих животных, прямо загоняя их стадами в водоемы.

Молодые люди устанавливали высокие кресты, украшали их маками и свечами и гуляли возле них целую ночь. Так они прощались с летом.

Как соблюдать праздник

14 августа верующие несут в церковь освящать мед, мак и Маковейчики. В этот день первой пищей обязательно является сочетание меда и мака. В Первый Спас начинается Успенский пост. Блюда праздника не должны быть жирными. Блины, пирожки, каши, грибы, овощи да картошка — основа правильного питания в празднование.

На Маковея обязательно посыпали дом маком, который оберегает дом от силы нечистой и всяких несчастий. Также с этой целью засыпали мак в обувь. Собирали цветы в Маковейчики и хранили букет целый год.

Купаться после Медового Спаса нельзя уже. Считалось, что вода после праздника слишком становилась прохладной и можно было простудиться. А вот во время праздника нужно обязательно искупаться.

Этот день в большей части проводили в тишине. Так как мед нужно было собрать весь, то делалось это молча, чтобы не прогневить пчел. Также делали запасы воска для свечей.

В этот праздник нельзя убирать, стирать и шить.

Стараться не ссориться, иначе легкое недоразумение может перейти в длинный конфликт.

Конечно же, нельзя злиться и желать зло в этот светлый день – все вернется во сто крат.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

14 августа 2015 года Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. А в народе этот день чаще называют - Спас.

Следует знать, что Медовый Спас - это первый день Успенского поста, который заканчивается 27 августа накануне Успения.

Медовый Спас в 2015 году выпадает на пятницу. Все три так или иначе увязаны не только с великими православными праздниками — Вынесением Креста Господня и началом Успенского поста (Медовый Спас), Преображением Господним (Яблочный Спас) и Успением Богородицы (Ореховый Спас), но и с сельскими полевыми работами, а именно — сбором урожая: мёда, винограда, груш, яблок, зерна.

Главное, чтобы за религиозным ритуалом освящения плодов люди не забывали о значении и торжественности этих православных праздников .

Успенский Пост — это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Поэтому он очень строгий.

Строгий, но сладкий, - как и жизнь достойных людей, верующих православных христиан после смерт.

Что можно есть в Успенский пост:

* по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение (а это — хлеб, овощи и фрукты);

* во вторник и четверг можно кушать горячую пищу, но без растительного масла;

* в субботу и воскресенье — горячую пищу с растительным маслом;

* лишь в праздник Преображения Господня и в праздник Успения Богородицы можно кушать еще и рыбу.


Почему Спас называют Медовым, Маковым и Спасом на Воде.

В различных регионах Медовый Спас также могут называть Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей. Поэтому в Медовый Спас принято святить не только мёд, но и воду, и еще - мак.

Медовый Спас называют так потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд.

По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь.

После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю».

Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом - «На первый Спас и нищий медку попробует!».

А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке.

Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в рука - они получали «ребячью долю».

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей или Маковый Спас — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

В этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды.

После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

Первый С пас называют Мокрым, потому что, по установлению Церкви, в этот день совершались крестные ходы на воду, молебны и водосвятия на реках, озерах, освящались колодцы. По данным А. С. Ермолова, до Первого, как после Крещения Господня, «по три дня белье не прут» (т. е. не стирают и не полощут в водоемах), чтобы не грязнить освящаемую при водосвятии воду.

Купание в освященной воде считалось полезным для людей (от лихорадки, от сглаза и пр.) и скота (особенно лошадей). Интересно, что место, где совершалось водосвятие, могли называть Иорданью, по аналогии с Крещенской прорубью. Говорили даже, что «на Спас в Ердани купаться — незамоленные грехи простятся».

Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купали в последний раз. Если после Первого выкупать лошадь,— объясняли крестьяне,— то она не переживет предстоящей зимней стужи, у нее «кровь застынет».


Слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

Прилагательное («медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество», многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Этот праздник был установлен в 1164 году Андреем Боголюбским и отмечался в первый день Успенского поста.

В этот день во всех храмах совершается малое освящение воды и меда.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храмосвятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…


Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви , которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей. И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.


Приметы на Медовый Спас.

Начинаются Спасовки или Спасы — народное первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки. Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По народной этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд (Медовый Спас), яблоки (Яблочный Спас), хлеб, орехи (Ореховый или Хлебный Спас).

После Медового Спаса уже не купались : лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей.

Со Спаса начинаются проводы лета . Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Традиции на Медовый Спас.

На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются : женщинам прощаются все их невымоленные грехи.По традиции в этот день совершаетсямалое освящение воды, а также мёда нового сбора , благословляется его употребление в пищу —пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком .Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

В церкви также освещались венки из колосьев с новым зерном , первые плоды урожая. В этот день в центральной и южной полосах России устраивали первый посев озимой ржи.

Накануне Маковия готовят «маковийский цветок» : букет, состоящий из разных цветов и растений, включая мяту, чабрец и календулу. Каждое растение обладает своим магическим значением, и их все вместе, с несколькими головками мака, освящают в церкви. После этого освященные маковые головки хранят дома для спокойствия и благополучия в семье. В народной медицине букетик сухих головок ставят у кровати тех, кто страдает бессонницей - для спокойного сна.

Весной освященный мак рассеивают на огороде , а девушки вплетают в волосы засушенные цветы - для того, чтобы не выпадали волосы.

Мед святили в новой посуде, которая еще не была в употреблении , куда пчеловод в чистой одежде клал часть сот из самого богатого улья. Освященным медом было принято угощать нищих, им также поминали родителей. Часть меда оставалась в церкви, им угощался причт, нищие и дети.

В этот день устраивали так называемые «вдовьи и сиротские помочи» - то есть помогали им по хозяйству, приносили угощение:«Ты - за себя, Мы - за тебя, А Христов Спас - За всех нас!»

Медовый Спас весьма богат на магические заговоры и обряды, которые непосредственно необходимо проводить именно 14 августа.

В день праздника совершенно все православные освящают в церкви мед, воду, мак, для того чтобы уже после использовать их в разнообразных магических обрядах.


Маковейчик - оберег на Медовый Спас.

В праздник Медового Спаса - 14 августа издавна создавали уникальные обереги, так называемые - Маковейчики. Они, в свою очередь, защищали и оберегали семью от различных бед и неурядиц, причем на протяжении всего года.

В современное время такие букетики весьма легко приобрести, ведь продают их практически на каждом шагу. Но я думаю, абсолютно каждый согласиться, что собранный именно своими руками букетик-оберег, будет и выглядеть красивее и принесет невероятную пользу душе и сердцу.

На Руси точно знали, что оберег на Медовый Спас просто обязана сделать каждая молодая красавица или женщина. Зачастую Маковейчики делали именно из 17 трав. Конечно, число составляющих меняется, но совершенно обязательно в нем должны присутствовать следующие компоненты:

1. Символ невероятной красоты, искренней любви и верности друг другу - Калина ;

2. Символ яркого солнца, тепла и взаимной благодарности - Подсолнух ;

3. Крепкая защита от разнообразных болезней и недуг - Рута, Ноготки (Календула );

4. Для отличного урожая и достатка - Овес ;

5. Для того чтобы в семье всегда присутствовал мир, покой, понимание и обязательно доверие - Мята ;

6. Чтобы как говорится: «роду не было переводу» - Душица (Материнка );

7. Искреннюю ласку и нежность прибавит - Ласковец ;

8. Большое количество кавалеров предполагает присутствие - Тирлича ;

9. В случае ссоры, примирение благоволит - Донник ;

10. Маковые головки - обязательная составляющая букетика, также отлично помогает при бессоннице маленького ребенка, если положить освященную маковую головку под подушку малыша;

11. Веточка полыни - от нечистой силы.

После того как будите иметь все перечисленные выше травы, хорошенько обвяжите их красной лентой. Маковейчик волшебный букетик-оберег готов! Далее его необходимо освятить в церкви на Медовый Спас и беречь его на протяжении всего года. Ведь такой букетик защитит не только ваш дом, но и всех членов семьи от всяческих неурядиц и болезней. Когда букетик высохнет, отличное место его хранения - подоконник.

Медовый Cпас: обереги и талисманы.

В христианской религии и наших славянских традициях, существуют такие праздники, которые наделяют нас большой силой и энергетикой. К примеру, это праздники Ивана Купала, Рождество, Водохрещенье. Есть в этом перечне и Медовый Спас, когда можно и даже нужно делать разные охранные атрибуты.

Медовый Спас имеет и еще одно известное название - Маковей, ведь именно в этот день собирают первый урожай мака и несут его в церковь вместе с медом, чтобы освятить. Мак - это древний и очень могущественный оберег славян, который способен защитить от нечисти, сглаза и порчи, от нежелательных приходов душ умерших родственников. Поэтому многие обереги и делали из мака.

Возьмите высохшие маковые коробочки с семенами мака внутри в количестве трех штук и перевяжите их красной, зеленой и желтой нитками - они символизируют силы земли, солнца и природы. Такой простой оберег помещается над входной дверью и отпугивает от вашего жилья нечистых, незваных гостей с плохими помыслами.

Рано утром, когда только всходит солнце, женщины и девушки шли в поле и лес, где собирали букет из 12 трав. Эти травы имеют не только лечебное свойство, но и являются сильнейшим охранным талисманом для семьи. Как правило, такой оберег должна делать старшая женщина в роду или мама.

Травы для талисмана:

- калина , как символ красоты и молодости;

- подсолнух , символ солнца и тепла;

- календула и рута , способны защитить вас от болезни;

- материнка (душица) для беременности и продолжения рода;

- колоски овса помогают урожайности вашего огорода и сада;

- мята принесет в семью счастье, покой и спокойствие;

- ласковец помогает вернуть в семью ласку и нежность;

- тирлич подарит хорошего мужа;

- донник предотвращает ссоры и помогает в примирении;

Веточки полыни защитят и отведут дурной глаз;

- маковые головки защитят от негативной энергии, потустороннего мира.

Такой букетик необходимо перевязать красной лентой, сходить с ним в церковь и освятить его, а когда вернетесь домой, то поставьте его около двери, можно в гостиной и на кухне. Целый год, до следующего праздника Медовый Спас, этот оберег будет защищать вас, вашу семью и дом.

Сделайте детский талисман, который защитит ребенка от сглаза и ночных кошмаров. Из натуральной ткани нужно сшить небольшую игрушечку или простой мешочек, которые наполняются сухой травой полыни и освященным маком, затем перевяжите его красной лентой и подвесьте около кровати малыша. Можно сделать еще один талисман - поменьше, чтобы он помещался в карман и тогда ребенок будет постоянно носить его с собой. По силе такой оберег сравним с булавкой, которая является очень мощной защитой от порчи и сглаза.

На Медовый Спас принято печь сладкую сдобу с медом и маком. Сделайте столько маленьких коржиков на меду с маком, сколько членов в вашей семье, еще по пряничку для дома и хозяйственных построек, бани. Эти печенюшки нужно освятить в церкви, принести домой и отложить отдельно на подоконник, чтобы они высохли. Такие талисманы предотвращают беду и болезни, защищают от негативного воздействия. На следующий Маковей, через год, эти печеньки отдают домашней скотине, а если такой нет, то скармливают уличным животным.

Можно сделать мощный оберег из веточек орешника и коробочек мака. Найдите под орехом сухие веточки и наломайте из них буквально по 5-10 см несколько кусочков, которые нужно вместе с парой маковых головок обвязать зеленой, красной и желтой нитью или ленточками. Такой оберег прячут под порогом, и он защитит вас от плохих людей, горя и отведет беду от близких, которые отправляются в дальнюю дорогу.

Заговор на удачное замужество читаемый в Медовый Спас.

Заговор на удачное замужество читаемый в Медовый Спас исключительно делается намед . Мать дочери читает на мед:

Затем после того, как мед заговорен, необходимо с дочкой сесть пить чай. Мед можно и на хлеб намазать и в чай положить и просто так съесть. Главное, чтобы ваша дочь побольше его съела, от этого зависит ее будущая семейная жизнь.


Мед является достаточно сильным энергетическим материалом, который может не только укрепить ваше здоровье, но и избавить от многочисленных неурядиц и проблем. Храниться он, в свою очередь, достаточно долго, и им можно запастись впрок.

Заговор на мед усмирить поссорившихся.

В том случае если в вашем доме произошла ссора, сделайте следующее: заварите чай и добавьте в него непосредственно одну чайную ложку меда, при этом сказав такой заговор Медового Спаса: «Мед, смягчи ты пыл разгневавшегося, усмири его и убери все обиды».

Заговор на мед от простуды.

Заболевший человек намного быстрее выздоровеет, если предложить ему теплое молоко с заговоренным медом. Над медом необходимо прочитать заговор именно три раза:

«Болезнь-колдунья, слезь с меня!

Уходи прочь за болота, за леса, навсегда!

Весьма горька ты на вкус, а я медком подслащусь и молочком теплым я согреюсь!

Да будет так!»

Ритуал привлечения счастья на Медовый Спас.

Существует достаточно особенный ритуал привлечения счастья, который выполняется именно 14 августа, то есть в день Медового Спаса. Для ритуала, который непосредственно проводят на растущей Луне, необходимо иметь: цветочный, пчелиный, липовый мед, также чуть березовой коры и родниковую воду. Точно в полдень в день праздника именно в левую руку надо взять подготовленную березовую кору, правой рукой, в свою очередь, обмажьте эту кору всеми тремя видами меда. После приложите кору к своему лбу и читайте заговор привлечения счастья:

«Во мне - и счастье, и радость и благо.

От меня - худо, горе и скверна.

Как весьма сладки три медка - и пчелиный, и цветочный, и липовый.

Так пусть же и моя жизнь будет наполнена всеми этими тремя радостями».

Далее хорошенько умойтесь заранее набранной родниковой водой в кастрюле и очень хорошо вымойте в ней березовую кору. После вылейте данную воду под совершенно любой березкой, а кору следует иметь всегда при себе. И именно эта березовая кора будет служить вам отличным талисманом невероятного счастья и благополучия.

Обряд на примирение.

Этот обряд на Медовый Спас выглядит следующим образом: необходимо прочитать на мак заговор именно 9 раз и уже после подложить его в карман либо же обувь нужному человеку.

«Как Ярило - весьма любо и дорого всему живому,

Как жалеет мать дитя свое,

Так пусть и я раба Божья (имя),

Буду весьма мила для раба Божьего (имя человека с которым вы хотите наладить отношения).

Аминь. Аминь. Аминь».

Ритуал - защита от порчи.

В любой день именно на восходе солнца взять мак, отличный вариант, если мак освящен в церкви, и после заговорить его такими словами:

«Сею, сею, сею мак. Пусть будет так, а кому не так, то пусть собирает сей мак.

Мак сей не соберут, а порчу с рабы Божьей (полное имя) заберут.

Аминь. Аминь. Аминь ».

После необходимо высыпать данный заговоренный мак в такие места с откуда его вообще невозможно будет вымести, к примеру, это будет щель между стеной и плинтусом, либо под обои и так далее. Этот ритуал необходимо начинать именно от входной двери вашего жилья и передвигаться по периметру только лишь по часовой стрелке. Брать надо мак большим, средним и указательным пальцем правой руки. В том случае если данный ритуал выполняет левша, то брать мак нужно левой рукой.

Ритуал силы на мед.

Так мед имеет необыкновенную энергетику солнца, то для следующего ритуала он подойдет как нельзя лучше, ведь солнечная энергия усиливает его необычайные свойства.

Ритуал силы на мед выполняют ровно в полдень. Необходимо вынести небольшую баночку с медом на солнечный свет, открыв баночку, поднесите ее к губам и весьма тихонько прошепчите на мед, следующий крайне старинный заговор:

«Как медок весьма сладок, во рту приспевает,

Так пусть моя сила ко мне прибывает.

Никто рта на нее не разевает,

Лишь мне медовая сладость душу греет, тело лечит.

Да будет так!»

Для того чтобы совершенно никто не мог перехватить вашу силу, необходимо данный ритуал выполнять в особой тайне.

После того как совершите этот ритуал на Медовый Спас, надо закрыть баночку с медом и поставить ее в достаточно укромное место, для того, чтобы ее никто не видел и тем более не трогал. Далее начиная именно с четвертого дня, перед утренним завтраком, то есть совершенно натощак, ешьте по одной чайной ложечке этот заговоренный мед. И вы весьма сразу почувствует в себе прибавление необыкновенной силы и бодрости.

А когда мед в этой баночке подойдет к концу, можно прочитать заговор на следующую баночку меда, ведь если у вас нет аллергии, то мед можно кушать практически постоянно.


Обряд на мак на торговлю.

Следующий обряд на мак на Медовый Спас действует до следующей растущей Луны. После же его можно выполнять еще. Необходимо купить лишь один стакан мака и носовой платочек. Расстелить купленный платочек на своем прилавке и высыпать на него абсолютно весь мак из стакана. Далее прошепчите над маком именно 9 раз такие слова: «Кто на мой мак наступит, тот весь товар мой купит».

И после надо совершенно каждый день сыпать данный мак перед своим прилавком.


Что приготовить на Медовый Спас.

В этот праздничный день готовят блюда и напитки из меда, пекут пироги или пряники, для украшения и начинки используют зерна мака. Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку рецептов, что уместно и можно приготовить на Медовый Спас.

  • Сбитень

Ингредиенты:
1,5 л. воды,
500 гр. мёда,
5 гр. гвоздики,
5 гр. корицы,
5 гр. имбиря,
5 гр. душистого перца,
50 гр. дрожжей.
Приготовление:
Доведите воду до кипения, добавьте в нее мёд и снова доведите до кипения, постоянно снимая пену. Затем добавьте имбирь, гвоздику, душистый перец и корицу. Снова всё прокипятите и охладите. Разведите дрожжи в небольшом количестве теплой воды и смешайте с медовым отваром. Готовый сбитень разлейте по бутылкам и оставьте на 12 часов в теплом месте. Затем плотно закройте бутылки и оставьте в холоде на 2-3 недели, чтобы сбитень созрел.

Медовый квас.

Ингредиенты :
5 л. воды,
800 гр. мёда,
25 гр. дрожжей,
2 лимона.
Приготовление:
Вскипятите воду, выложите в нее мед и тщательно размешайте. Остудите мёд до температуры 20 °С, добавьте дрожжи, сок 2 лимонов и оставьте при комнатной температуре на 10-12 часов. Готовый квас остудите в холодильнике, разлейте по бутылкам или сразу подавайте к столу.

Пряники медовые.

Ингредиенты:
500 гр. мёда,
500 гр. ржаной муки,
1 ст.л. смеси из корицы, гвоздики, имбиря и кардамона,
2 ст.л. коньяка или водки,
2 ст.л. крахмала,
растительное масло.
Приготовление:
Смешайте муку и пряности, на маленьком огне растопите мёд и доведите его до кипения, добавьте к нему муку и очень быстро начинайте размешивать до тех пор, пока тесто не побелеет. Затем добавьте водку или коньяк, вымесите тесто до гладкости и положите в холодильник на несколько часов. Раскатайте тесто, подсыпая к нему крахмал, с помощью форм для печенья вырежьте пряники, выложите их на смазанный маслом противень и, не подрумянивая, доведите до готовности в духовке.

Салат из моркови, соевого соуса меда и чеснока.

Ингредиенты:
морковь — 2 шт (крупные)
соевый соус - 1-2 ст. л.
жидкий мед — 11,5 ст. л.
чеснок — 1-2 зубчика
оливковое масло — 1 ст. л.
вода — 1-2 ст. л.
Приготовление:
1. Очищенные один зубчик чеснока и морковь натрите на крупной терке, затем обжарьте на оливковом масле в течении двух-трех минут.
2. Добавьте к чесноку и моркови немного соевого соуса и меда, добавите потом добавить немного соевого соуса и меда, еще один зубчик чеснока (выдавите его через чеснокодавку), перемешаете все ингредиенты и накройте сковороду крышкой. Пусть поджариться еще минуты три.
3. По истечению трех минут попробуйте содержимое сковороды, и по необходимости добавьте еще чуть-чуть соевого соуса, меда, чеснока, плюс 1-2 ст. л. воды. Накройте сковороду крышкой и тушите на маленьком огне до полной готовности.
Подавать это блюдо можно как закуску, или как гарнир к мясу или рыбе.

Маковый пирог.

Ингридиенты:
Сахар - 180 - 200г
Яйца - 4 шт.
Сливочное масло - 120г
Мука - 250г
Мак - 100-130г
Разрыхлитель теста - 1 ст. лож.
Вода -60 мл
Ванильный сахар - 7г
Растительное масло для формы
Манная крупа
Сахарная пудра для посыпки

Как приготовить маковый пирог:
В небольшой кастрюле соединить мак с 3 столовыми ложками сахара. Добавить воду и перемешать. Посуду с маковой смесью поставить на огонь и довести до кипения. Уменьшить огонь и варить 5 минут. Снять с огня и оставить, чтобы мак «набух» и масса полностью остыла. Сливочное масло комнатной температуры растереть с частью сахара (2-3 ст. лож.). Желтки отделить от белков и добавить в сливочную смесь. Содержимое тщательно перемешать (можно взбить миксером или венчиком). Всыпать просеянную муку и снова перемешать. Должна получиться довольно густая масса. В сухой и обезжиренной миске смешать охлажденные белки с ванильным сахаром и остатком сахарного песка. При помощи миксера взбить белки с остальными ингредиентами (сахар и ванилин) в устойчивый крем. В полученное тесто (из шага 6) добавить остывшую маковую массу и все тщательно перемешать. Вмешать в тесто разрыхлитель. Добавить взбитые белки и аккуратными движениями (чтобы не нарушить воздушную консистенцию) перемешать содержимое. Форму для выпечки смазать растительным маслом и посыпать манной крупой. Перелить готовое тесто и разровнять. Поместить форму в горячую духовку. Выпекать маковый пирог до готовности при температуре 180 0С примерно 40-50 минут. Готовый маковый пирог извлечь из духовки и оставить в форме, чтобы немного остыл.
Перед подачей маковый пирог посыпать сахарной пудрой и нарезать на порционные куски.

Маковый рулет.

Ингридиенты:
2 штуки яйца
50 грамм сахар
6 грамм дрожжи
150 грамм масло сливочное
0.5 стаканов молоко
1 щепотка соль
150 грамм мак
Приготовление:
В миску налейте молоко или воду, насыпьте дрожжи и оставляем минут на десть растворяться. В чистую тарелку с помощью мелкого сита просеиваем муку и добавляем соли и сахара. Потом с водой начинаем замешивать тесто. Вливаем дрожжи, растопленное в сотейнике сливочное масло на среднем огне, соль и все перемешиваем. Потом на столе руками замешиваем упругое тесто, постоянно присыпаем его мукой, оно не должно в итоге прилипать к рукам. После его формируем в комочек и оставляем в глубокой миске, края которой смазаны растительным маслом. Накрываем полотенцем или хлопковой тканью. Оставляем в теплом месте на некоторое время, тесто должно подойти и увеличиться в два раза.
Мак запарьте и измельчите. Для этого мак заливаем кипятком, даем ему постоять минут десять или пятнадцать, а после выпаривайте на небольшом огне лишнюю воду. С помощью блендера мак измельчаем почти в пюре. Всыпаем потом в него сахар. А тем временем раскатываем все тесто в пласт, толщина которого полтора сантиметра. Выложите на него готовую начинку и сверните в рулет. Заранее разогреваем духовку, Потом смазываем противень растительным маслом и выкладываем на него рулет. Выпекаем в течение минут сорока, поднявшийся рулет смазываем взбитым яйцом и продолжайте запекать до готовности.


Капли меда янтарями падают в бидон.
Раздаётся над лугами колокольный звон.
Сколь целителен и вкусен освящённый мёд!
К водосвятью православных колокол зовёт

Там, за пасекой, церквушка - дерево, уют.
Богомольные старушки туески несут.
Благодати волны льются из счастливых глаз.
Золотые пчёлки вьются. То-медовый Спас.

По-особенному как-то лики зрят с икон.
Распылён лучом сквозь окна золотистый фон.

ОСВЯЩЕНИЕ МЁДА

Дорогие братья и сестры!

14 августа (вторник) сего года в день празднования Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

в Тихвинском Храме п. Нерастанное по окончании Божественной Литургии состоится

ОСВЯЩЕНИЕ МЁДА !

Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.

Но общее, «простецкое» название это дня – Медовый Спас.

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события, так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение, как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью .

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались опасные эпидемии, принято было износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа.

Кажется, в нынешних обстоятельствах небывалой жары, засухи, и опустошительных пожаров… в обстоятельствах чрезвычайных и, очевидно,попущенных Богом для нашего вразумления , самое время и нам явить свою веру и упование на силу Божию. Вообще природные катаклизмы позволяют человеку почувствовать своё реальное положение перед лицом стихии, которая служит лишь напоминанием о Властителе всех стихий, о Творце, без которого человек «не может творити ничесоже».

«Кого Бог любит, того наказывает», – эти слова Священного Писания вполне применимы и к нынешней ситуации. Но как эти слова понимать, как увидеть любовь в приключающихся скорбях и напастях? Любовь проявляется в том, что Господь даёт нам шанс пока не поздно задуматься о главном: о вечной душе, о цели её существования, о необходимости строить свою жизнь сообразно с Божьим замыслом о мире и человеке. Ведь после смерти поздно будет предпринимать попытки хоть что-то исправить. Вот и получается, что наказание – это очевидный дар, отеческое напоминание о необходимости переосмысления, преображения жизни.

Изнесение Честных древ для нас это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявления благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда пожары, засуха, жара – орудия казни Господней, – могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Второе событие, вспоминаемое сегодня, совершилось в 1158 году. Тогда в один день, но в разных местах император византийский Мануил и русский князь Андрей Боголюбский со своими войсками силою не столько оружия, сколько горячей веры и упования на Бога, одержали победу над врагами своего Отечества: император Мануил над сарацинами, а князь Андрей над волжскими болгарами. Тогда, в ознаменование высшей, небесной помощи и спасения, от полковых хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошёл яркий свет, причём как среди ромейский войск, так и в русском стане. В память об этом событии греческим и русским священноначалием согласно было установлено Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Ну и третья история дня – это память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.


К этому дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот двухнедельный и строгий подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа. Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына и не только Сына, а предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира. Конечно эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя , Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном. Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Но почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом?

К этому времени поспевает мёд нового сбора и это конечно дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

- По-че-му Бог из-гнал Ада-ма и Еву из рая?
- По-то-му что они яб-лоч-ко до Спа-са ску-ша-ли…

Цер-ков-ный анек-дот

Сра-зу ска-жу, что всё ни-же-из-ло-жен-ное - моё су-гу-бо част-ное мне-ние, ко-то-рое очень силь-но рас-хо-дит-ся со сло-жив-шей-ся тра-ди-ци-ей.

У всех, да-же нецер-ков-ных лю-дей, на слу-ху на-зва-ния: «Ме-до-вый Спас», «Яб-лоч-ный Спас» (есть ещё «Оре-хо-вый» или «Хлеб-ный» - 29 ав-гу-ста). Все зна-ют, что эти дни в цер-ков-ном ка-лен-да-ре спе-ци-аль-но при-уро-че-ны для освя-ще-ния мё-да и яб-лок, по-это-му тол-пы лю-дей при-хо-дят в хра-мы «свя-тить» их.

Но мне ка-жет-ся, что са-ми сло-во-со-че-та-ния: «Ме-до-вый Спас», «Яб-лоч-ный Спас» - ко-щун-ствен-ны. Спас - это ведь не на-зва-ние дня неде-ли, это Хри-стос, Он не мо-жет быть ме-до-вым, яб-лоч-ным или оре-хо-вым. Он мо-жет быть «слад-чай-шим», как Его зо-вёт цер-ков-ная по-э-зия (в ака-фи-сте Иису-су Слад-чай-ше-му), но не фрук-то-вым. При-сва-и-вая на-род-ные на-зва-ния дню про-ис-хож-де-ния (из-не-се-ния) Чест-ных Древ Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня (14 ав-гу-ста) и Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня (19 ав-гу-ста) мы про-сто уби-ра-ем Хри-ста из это-го празд-ни-ка. А что оста-ёт-ся? Ме-док и яб-ло-ко… Ведь лю-бой нор-маль-ный свя-щен-ник это под-твер-дит: ка-ков про-цент хри-сти-ан, при-шед-ших в эти дни в храм про-сла-вить Спа-са-Хри-ста, по срав-не-нию с тол-пой языч-ни-ков, при-шед-ших освя-тить про-дук-ты, ко-то-рые «нель-зя бы-ло ку-шать до спа-са»? Очень ма-лень-кий про-цент. Но нас это не очень вол-ну-ет, ведь по-сле языч-ни-ков оста-ют-ся на сто-лах ме-ды и фрук-ты… Как лю-бят по-рой го-во-рить: «не нам су-дить, у ко-го ка-кая ве-ра». Мо-жет быть. Но нам, свя-щен-ни-кам, по-ло-же-но при-учать хри-сти-ан от-вра-щать-ся от язы-че-ских воз-зре-ний.
Лич-но я бы во-об-ще от-ме-нил освя-ще-ние мё-да и яб-лок (мо-же-те ки-нуть в ме-ня са-мым гни-лым огрыз-ком). Ка-кой в этом смысл? Я по-ни-маю, ко-гда па-сеч-ни-ки и са-до-во-ды при-но-сят в храм на-чат-ки сво-е-го уро-жая, чтобы по-бла-го-да-рить Бо-га за Его да-ры и при-не-сти Ему и Церк-ви в жерт-ву ма-лую часть от сво-их тру-дов. Да, в та-ком слу-чае освя-ще-ние пло-дов име-ет хри-сти-ан-ский смысл. Но ко-гда го-ро-жане бе-гут на ба-зар за мё-дом или яб-ло-ка-ми для то-го, чтобы по-том их освя-тить - то за-чем это нуж-но? В чём тут смысл? А со-вер-шать бес-смыс-лен-ные дей-ствия - не по-хри-сти-ан-ски.
Так-же ча-сто лю-бят ука-зы-вать, что мы освя-ща-ем яб-ло-ки по-то-му, что по уста-ву их мож-но вку-шать толь-ко по-сле Пре-об-ра-же-ния. Но устав-то пи-сан для мо-на-хов, ко-то-рые к это-му вре-ме-ни со-би-ра-ли пло-ды, за-тем при-но-си-ли их к Бо-гу в храм, освя-ща-ли, а за-тем вку-ша-ли в тра-пез-ной. По-это-му мо-нах, жу-ю-щий яб-ло-ко до по-ло-жен-но-го мо-мен-та, со-вер-ша-ет грех тай-но-яде-ния и непо-слу-ша-ния уста-ву. Вот в чём смысл это-го дей-ствия - в вос-пи-та-нии мо-на-хов, в бла-го-чи-нии. Но ка-кое от-но-ше-ние это всё име-ет к ми-ря-нам? Да ни-ка-ко-го. Укреп-ле-нию язы-че-ства спо-соб-ству-ет и толь-ко. Ведь есть стра-ны, в ко-то-рых (страш-но ска-зать) и мё-да-то с яб-ло-ка-ми нет… Как же им, бед-ным, быть? Спе-ци-аль-но им-пор-ти-ро-вать?
Мне по-па-да-лась ин-фор-ма-ция, что в Ав-стра-лии пра-во-слав-ные освя-ща-ют пло-ды на… Сре-те-ние Гос-подне, ибо в Юж-ном по-лу-ша-рии пло-ды по-спе-ва-ют к это-му вре-ме-ни. И ни-че-го, жи-вут се-бе без «яб-лоч-но-го спа-са»…
Но у нас ни-ко-гда не из-ме-нит-ся эта тра-ди-ция. Ибо ес-ли от-ме-нить все освя-ще-ния ку-ли-чи-ков, яи-чек, яб-ло-чек (а кое-где и ма-ка, чет-вер-го-вой со-ли и про-чих чу-дес), то кто же нам бу-дет при-но-сить до-хо-ды и про-пи-та-ние?.. Пра-виль-но од-на-жды за-ме-тил диа-кон Ан-дрей Ку-ра-ев: «Цер-ковь жи-вёт на день-ги ате-и-стов»…
Ко-го воз-му-ща-ет по-доб-ное по-пра-ние освя-ти-тель-ной тра-ди-ции но-га-ми свя-щен-ни-ка, то-му на-по-ми-наю пер-вые стро-ки мо-ей за-мет-ки.

Священник Алексий