Мебель и оборудование интерьера в средние века. Дизайн кухни в средневековом стиле: роскошь и пафос Мебель эпохи Возрождения

Романский стиль средневековой эпохи характеризуют: узорность, язычество, животный мир и сочетание ярких красок. Архитектура того времени не отличалась изяществом, а скорее несла оборонительные функции. Замки, крепости, церкви и монастыри тяжелели массивными и статичными формами. Роскошью интерьера и великолепными росписями в декорировании комнат и мебели выделялись только императорские и королевские дворцы.

Как такового понятия "мебель" не существовало в принципе. Грубо обтесанные стволы деревьев, стоящие на ветвях исполняли функции скамьи, что, очевидно, впоследствии послужило прототипом трехногого стула. Мебель романского стиля создавалась, в основном, для церквей: шкафы, сундуки, скамьи, пюпитры и другие изделия. Предметы как домашнего обихода так и дворцовая мебель раннего средневековья были просты и отвечали своему назначению. Сундук использовали не только как шкаф для хранения вещей, посуды и домашней утвари, но, и как кровать, и как место для сидения, и в качестве чемодана для длительных путешествий. Вся романская мебель стояла у стены вплотную, и только позднее изделия стали расставлять несколько свободнее.

Отделывая мебель, широко используют металл и роспись, окрашивая изделия яркими цветами. Архитектурные мотивы с растительным орнаментом обогащают мебель романского стиля. В создании орнаментов пропорции не соблюдались, но в изображении людей, животных и мистических чудовищ ощущается живость фантазии художников. Романская мебель не отвечала целям комфорта и уюта, она была простой, массивной и функциональной в соответствии с культурой и исторически сложившейся ситуации средневековья.

Мебель романского стиля многое заимствовала у византийской культуры, хотя все лучшее, что было создано в эту эпоху было робкой попыткой воссоздать дух античности.

Готика появилась в период развития западноевропейского феодализма (XI-XIII в.в. н. э.), когда рост и развитие больших феодальных городов стало мощной политической и социальной силой, меняя облик всей средневековой Европы.

Для мебели готического стиля характерными являются церковные мотивы в качестве декоративной отделки - остроконечные купола, изображения церковной утвари. Уже к концу средневековья мебельная отрасль практически полностью сформировалась и в ней присутствуют почти все современные аналоги мебели.

Именно тогда появилась возможность конструировать мебель не из цельных кусков дерева, которая получалась очень массивной и тяжеловесной, а из легких и тонких досок. Для декора в основном используют пластичные филенки в виде ажурного или лиственного орнаментов, ленточного плетения, помимо этого каркас готической мебели украшается разнообразными архитектурными мотивами - башенками, стрелами, иногда целыми замками, что несколько облегчает внешний вид изделий.

Готическая мебель становится более разнообразной по назначению, что свидетельствовало о большом внимании, уделяемому развитию быта, но пока неизменным артибутом любого жилища, как обычных простолюдинов, так и знати остается сундук, который использовался также в качестве мебели для сидения, теперь он начинает отделываться с применением различных рамок и филенок. Были изобретены новые типы мебели, такие как шкаф для посуды - буфет, креденц или дрессуар.

Романский стиль в интерьере сформировался в католических европейских странах в XI-XII вв. под сильным влиянием византийского направления в оформлении домов средневековой аристократии. В то время такой тип дизайна назывался «римский» и складывался на основе возрождающегося интереса к античному наследию. И действительно, романские интерьеры немного напоминают внутреннее убранство древнеримских вилл. С течением столетий романский стиль стал совершенно самостоятельным направлением.

В каждом уголке Европы формировалось собственное направление в рамках романтизма. Его характерные особенности проявлялись и в древнерусском зодчестве, и в архитектуре Италии, Англии или Франции. В Средние века создание внутренних интерьеров было доступно только немногим сословиям, поэтому основной упор делался на декорирование церквей и замков. В современном мире дотошное следование канонам романского стиля почти невозможно, да и уместным будет только в домах истинных поклонников средневековой тематики. Зато отдельные элементы применяются довольно часто для создания сдержанных и благородных помещений.

Романский стиль появился еще в 11 веке

Оформление в Романском стиле может многое сказать о хозяевах

Дерево в сочетании с камнем выглядит очень дорого и красиво

Это одно из древнейших направлений дизайна, поэтому его основные черты давно устоялись и легко узнаваемы. К ним относятся:

  • простота интерьера и отделки помещения;
  • минимальное количество предметов декора;
  • резная линия в форме зигзага для украшения помещения;
  • темная деревянная мебель;
  • обязательный элемент – статуи в античном стиле, бюсты мыслителей и поэтов древности;
  • крупные вазы, овальные зеркала, светильники и подсвечники из бронзы;
  • для отделки пола и стен используются керамическая плитка, деревянные панели, штукатурка, мозаика.

В Романском стиле очень мало элементов декора

Чаще всего для отделки пола используют плитку либо дерево

Особенности декорирования

Потолок можно выполнить в форме узоров

Мебель имеет простую и грубую форму

Для отделки стен используют камень либо штукатурку

Дом в романском стиле

Средневековые интерьеры больше подходят для декорирования коттеджей и загородных домов, в маленьком пространстве стандартных городских квартир трудно создать величественное убранство древнего замка. Зато при оформлении дома, еще на этапе его строительства можно учесть некоторые особенности, например, сделать толстые стены и полукруглые окна.

Само здание должно гармонично вписываться в окружающую природу, сочетать простой архитектурный облик с лаконичной внешней отделкой. При этом внутренне убранство дома выглядит совсем иначе: его выделяет на фоне других направлений элегантность и величественность. В силу богатых исторических традиций облик романского интерьера отличается некоторой монументальностью.

Не забывайте о том, что средневековая архитектура – это храмы, построенные для общения с богом, и крепости, созданные для защиты от врагов. Само предназначение архитектурных комплексов не предполагает витиеватого внешнего облика.

Романский стиль больше подходит для загородных домов и коттеджей

Внутренняя и внешняя отделка чаще всего отличаются

Отделка пола

Романский стиль в интерьере требует несколько скупой отделки напольного покрытия. Лучше всего подойдет для этих целей облицовочный камень или не слишком яркая мозаика. Поскольку такой пол получается довольно холодным (как в смысле его температуры, так и его внешнего вида), вполне допускаются различные ковры и даже шкуры животных.

В современных домах можно использовать плитку черного и белого цвета или паркет из темных пород дерева. В мозаичных узорах чаще всего встречаются зодиакальные знаки (Средневековье – период расцвета астрологии), звезды и геометрические фигуры в разных сочетаниях.

Чаще всего для отделки пола используют плитку

Дерево для отделки пола так же подходит для Романского стиля

Особой чертой Романского стиля является темное дерево

Декорирование потолка

Характерными для данного стилистического направления считаются высокие сводчатые потолки, цвет которых часто совпадает с цветом стен. Для оживления поверхности широко применяются:

  • деревянные вставки;
  • грубые подпорки;
  • фрески;
  • художественные росписи, вошедшие в моду еще в эпоху Ренессанса.

Обычно потолки в таком стиле высокие

Так же уместно использование деревянных вставок

Отделка стен

Как правило, дизайнеры советуют использовать материалы, имитирующие камень и создающие иллюзию, что комната находится в средневековом замке. Поэтому ни обои, ни краска не будут аутентичными. Зато выгодно будут выглядеть такие варианты оформления, как:

  • облицовочный камень;
  • деревянные модули;
  • бежевая, серая или светло-коричневая штукатурка.

Чтобы избежать монотонности стен, можно декорировать их фресками, гобеленами, светильниками, росписью, витражами из цветного стекла или картинами в массивных рамах, написанными в духе мастеров Возрождения.

Характерной чертой средневековых интерьеров является настенный орнамент с растительными узорами, фигурками животных, геометрическими фигурами, переплетенными искусными завитками.

Для отделки стен лучше всего использовать камень либо дерево

Стены можно декорировать различными предметами

Так же отделку можно провести штукатуркой

Как правильно выбрать мебель?

Аутентичная средневековая мебель вряд ли придется по вкусу современному человеку, привыкшему к комфорту. Столы и шкафы, сколоченные из грубых досок, диваны и стулья без тканевой обивки, нельзя назвать удобными. Для современного дизайна в романском стиле пригодны, пожалуй, только крупные сундуки или комоды, украшенные чугунной обивкой. Остальную обстановку комнат лучше просто стилизовать под Средневековье.

Стоит избегать причудливых форм мебели: только простые формы и плавные линии. Возможна отделка предметов меблировки железными деталями или окрашивание в белый, красный, коричневый или черный цвет.

Внешняя простота мебели может сочетаться с высоким качеством материала и красивыми украшениями: дорогие породы дерева, декорированные искусной резьбой причудливым растительным орнаментом, придадут аскетической средневековой атмосфере роскоши и элегантности.

Мебель лучше использовать из темного дерева

Обычно мебель используют без оббивки

Романский стиль в интерьере кухни

Если кухня небольшого размера, для создания удачного дизайна в средневековых традициях лучше совместить ее с гостиной или столовой. Рабочую зону, все подвесные шкафчики стоит выбрать деревянными. Холодильник должен быть либо стилизован под дерево, либо спрятан в шкаф, как и остальные предметы бытовой техники. Газовые плиты и посудомоечные машины вряд ли будут гармонично выглядеть на фоне каменных стен и потолочных сводов, стилизованных под архитектурные особенности старинных европейских замков и крепостей.

В обеденной зоне аутентично будет смотреть грубоватый стол, окруженный множеством массивных стульев. Для освещения пространства лучше использовать крупную потолочную люстру с лампочками, напоминающими пламя свечи.

На стенах обычно используют рисунки

Гостиную можно совместить с кухней

Керамогранит отлично подойдет для отделки

Оформление средневековой спальни

Центральный элемент внутреннего убранства романской спальни – массивная, широкая кровать, часто с балдахином. Если в древности балдахины имели важную практическую ценность в деле борьбы с насекомыми, то в наши дни они предоставляют возможность проявить свою фантазию и индивидуальность. Красивым способом украсить комнату станет покрывало из натуральной ткани, на котором расставлены многочисленные подушки разного размера.

Любая спальня – прекрасное место для использования текстиля даже в довольно сдержанном средневековом дизайне. Можно декорировать окна тяжелыми шторами из плотных тканей с ламбрекенами, кистями, фалдами. Не менее уместными будут и многослойные портьеры. Обязательными в декорировании являются подхваты для штор.

Свечи отлично дополнят стилистику комнаты

Кровать в комнате должна быть большой

Как оформить ванную комнату?

Ванная – поистине уникальное помещение для выбранного направления. Ее функциональное предназначение чуждо средневековой эпохе. В католических странах гигиенические процедуры считались ублажением плоти, едва ли не грехом, рыцари хвалились тем, что годами не снимали сапоги. Но такое противоречие не помешает современному дизайнеру выдержать ванную в романском стиле, применяя его основные черты.

Для ванной нужно выбрать большое помещение, в котором центральное место непременно займет ванна, выложенная плиткой или камнем. Для декорирования подойдут каменные мыльницы и дозаторы, подсвечники и подставки.

Современные условия жизни предъявляют определенные требования к комфорту, не всегда совместимые с романским стилем. Но его отдельные черты становятся все более популярными, превращают в очередной тренд дизайнерской моды.

Видео: Романский стиль

Когда Одоакр, предводитель герулов, в 476 году прогнал последнего западно-римского императора, он отослал инсигнии, знаки императорской власти, в Константинополь; для Запада же этот факт означал конец более чем шестивекового господства Рима над Западной Европой. Бесконечные войны и споры на счет территориальных притязаний неизбежно разрушали классическое наследие региона, а это, в свою очередь, отрицательно сказалось на всех видах искусства.

Хотя империя продолжала существовать на востоке, с центром в Константинополе, ее греческо-эллинистическую составляющую ныне потеснили христианские идеалы римских правителей. Христианство определяло также и характер культуры на Западе, где возрастала мощь пап. Стабильность была обусловлена продолжавшейся жизнью Римской империи в Византии, новый расцвет которой обозначился в конце VIII века. Старая классическая эстетика сплавилась с восточными влияниями, обусловив сложение более линеарного стиля и более абстрактного, геометрического характера декора. В византийских интерьерах мозаика стала более яркой и многоцветной, чем в предшествующих по времени интерьерах римлян, и использовалась намного чаще для украшения стен, нежели пола.

Створки триптиха с живописью на дереве. Обе эти створки расписаны мастером из Флемаля (вероятно, этот художник Робер Кампен). На них представлены заказчик Генрих Верль со своим святым патроном Иоанном Крестителем и Святая Варвара. 1438 г. В.101 см; ш.47 см (каждая).

ВИЗАНТИЙСКАЯ МЕБЕЛЬ.

Торговцы мебели в Византии различали изделия столяров, которые изготавливали стандартную мебель для обычных потребителей, и изделия краснодеревщиков, точнее, отражающие веяния в архитектуре и устремления гордой, элитарной культуры. Форма стула с египетской X - образной рамой сохранилась, дополненная завершениями с изображениями голов и лап животных, хотя дерево использовали более тяжелое, чем прежде, а порой даже отделывали металлом.

Стулья оставались символом власти и в качестве таковых зачастую отличались монументальностью и по размерам, и по статусу. Мудреные столы, снабженные съемной подставкой для чтения, демонстрируют гораздо большее внимание к утилитарным функциям объекта. Обеденные столы были очень низкими, в соответствии с античной манерой принимать пищу полулежа, опираясь на один локоть, - этой практике до сих пор следуют многие жители Малой Азии. Самым распространенным предметом обстановки был сундук. Роскошные экземпляры включали декор в виде интарсий или вставки из цветных камней, слоновой кости и драгоценных металлов.

Коронационное кресло. Этот стул в Вестминстерском аббатстве был сделан для Эдуарда I, чтобы поместить в нем шотландскую реликвию - священный камень, отнятый у шотландцев в 1297 г. Около 1300 г.

МЕБЕЛЬ НА ЗАПАДЕ.

Сундук, в том числе дорожный, или кофр, был также самым распространенным образцом мебели и в Западной Европе. Основной вариант деревянного короба состоял из шести сбитых гвоздями досок или даже из выдолбленной колоды. У многих людей из предметов обстановки часто имелся такой сундук. А землевладельцы побогаче обычно владели дюжиной сундуков.

Многие сеньоры вели кочевой образ жизни, переезжая ради постоянного контроля над своими владениями с места на место. Поэтому мебель по большей части делали пригодной для транспортировки. Ковры, настенные драпировки и подушки обычно брали с собой, везя от одного дома к другому. Сундуки, предназначенные для надежной перевозки имущества, имели выпуклые крышки, чтобы с них скатывалась дождевая вода, и декорировали их редко, разве, что обтягивали кожей. Сундуки, составляющие домашнюю мебель, имели более удобные плоские крышки.

РАСТУЩИЙ ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ.

По мере того как столяры совершенствовали свои рабочие навыки, сундуки становились все более красивыми. В сундуке-ларе, первые упоминания о котором относятся к XIII веку, использовались примитивные соединения частей типа ласточкина хвоста, но усиление шпонками делало их гораздо более крепкими и прочными, чем в аналогичных изделиях предшествующего времени.

Резной сундук. Этот французский сундук сделан из дерева грецкого ореха и богато декорирован резьбой в духе поздней, «пламенеющей» готики, воспроизводя изощренную кладку на фасадах и в окнах готических соборов. Конец XV в.

ГОТИКА.

Готический стиль - доминирующая эстетика Средневековья - понимался как антитеза цивилизованному классическому миру. Это было норманнское нововведение, в котором каролингские и бургундские художественные традиции сплавились с исламскими элементами сарацинской Сицилии. Величайшим достижением готического искусства стали соборы заальпийской Европы, и элементы этой церковной архитектуры образовали основу дизайна готической мебели.

Основным элементом готического стиля была стрельчатая арка, заменившая полуциркульную римскую арку. Это нововведение было инженерного свойства: церкви могли быть отныне шире, поскольку вес перекрытий можно распределить по ряду свободно стоящих столбов и соединяющих их ребер, вместо того чтобы делать массивные, толстые стены. Эта архитектурная структура получила отражение и в ажурной кладке больших оконных проемов соборов и церквей, а характерные для нее мотивы трифолия и квадрифолия так же хорошо подходили к украшению скамей и столов. Для хранения священнических риз все чаще использовался вертикально стоящий шкаф.

Еще одним новшеством периода готики стал буфет, название которого (cupboard) происходит от его первоначальной функции: в богатых домах он предназначался для показа ценного серебряного блюда (cups). У английских и фламандских мастеров региональные варианты стиля включали предпочтение филенчатой отделки.

За исключением Италии, где доминирующей модой оставался романский стиль, готика процветала в Европе до конца XV века и оставалась в ходу даже после того, как влияние Ренессанса повернуло северян лицом к классической традиции.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ.

Вопреки распространенному отношению к готическому стилю как жесткому и мрачному, интерьеры и мебель той поры были исключительно светлыми и многоцветными. Краснодеревщики обычно работали с местными породами: в Англии в северных частях Европы - дуб, в альпийском регионе - сосна и прочие хвойные породы, в Средиземноморье - фруктовые деревья. Сохранившаяся средневековая мебель, сделанная из дуба, всегда выглядит очень темной из-за патины времени, но свежеобработанный дуб производит гораздо более легкое впечатление. Кроме того, многие предметы мебели ярко раскрашивались, в том числе основными цветами и позолотой. Особенно часто получали раскраску сундуки. Хотя до сегодняшнего дня сохранилось мало образцов, и поныне можно видеть следы средневековой живописи на потолках и стенах церквей.

Церковная скамья, сделанная во Франции. Эта профилированная дубовая скамья-сундук имеет филенки и ажурный резной узор.

РЕНЕССАНСНАЯ ИТАЛИЯ.

Деятели Итальянского Возрождения осознавали, что они вступают в новую, современную эпоху, пусть даже способствуя закладке только ее основ. Леонардо Бруни первым представил историю как триаду, состоящую из античности, современности и вклинившейся между ними середины, «темного века», или Средневековья, что отражало негативное отношение к этой эпохе и научного знания, и художественной практики, отныне ориентированных на классику.

ДУХ ПОЗНАНИЯ.

В конце XIV века влиятельный город - государство Флоренция вышел из периода социальных неурядиц и невзгод, связанных с чумой, и вступил в полосу дотоле неведомого процветания. Совершенно особая итальянская городская культура и особенно республиканские устремления флорентийцев стали почвой для формирования философии гражданского гуманизма, питавшего ренессансную мысль. Университеты и торговое сословие начали переоценку науки, философии, искусства и дизайна античной Греции и Древнего Рима, а богатая Флоренция стала центром притяжения для многих художников. Все они надеялись на заказы купеческих домов, жаждавших продемонстрировать свой успех и хороший вкус. Тот же дух научного познания, который вел к потрясающим открытиям Коперника, Везалия и Галилея, направлял и ход развития искусств. Андреа Палладио разрабатывал теорию архитектурных пропорций, опираясь на изучение образцов классического зодчества, а Филиппо Брунеллески сформулировал законы линейной перспективы. Художники отказались от вытянутых, стилизованных фигур средневековой живописи, перейдя к более точному изображению человеческого тела, подкрепляя свои навыки достижениями анатомии.

Майоликовая тарелка. Термин «майолика» применяется для обозначения характерно ренессансной керамики с белой глазурью. Белизну дает добавляемый в глазурь оксид олова. На этой тарелке изображен художник, расписывающий тарелку в той же технике. Около 1510 г.

ВЗРЫВ МЕЦЕНАТСВА.

Все вышеозначенные процессы оказали неизбежное влияние на мебель. Горожане отстраивали пышные ратуши и палаццо, наполняли новое пространство предметами мебели и произведениями декоративного искусства, отражавшими их социальные притязания. Богатейшие семейства, такие как Медичи во Флоренции, Монтефельтро в Урбино и Фарнезе в Риме, нанимали виднейших художников и ремесленников для создания монументальных предметов обстановки.

Стол из мрамора и алебастра. Этот стол сделан Фарнезе в Риме по рисунку архитектора Джакомо Бароцци да Виньола (1507 - 1573 г.) В.96 см; ш.381 см; г.168 см.

СВАДЕБНЫЕ СУНДУКИ.

Кассоне (cassone), или свадебный сундук, принадлежал к числу наиболее ценимых вещей в любом доме, и в таком случае на его украшение затрат не жалели. Боковые стороны часто покрывали расписными или позолоченными gesso, встроенными в рельефный орнамент или полностью скульптурными, с изображениями героев и сюжетов классической античности. В Италии для украшения таких сундуков приглашались лучшие художники и скульпторы, и те образцы, которые дожили до наших дней, раскрывают богатство декора, сравняться с которым может лишь религиозное искусство той эпохи.

ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Мебель, которую часто делали из ореха или ивы, получала декор маркетри и инкрустации из слоновой кости, камня или драгоценных пород дерева, вроде эбенового, а также искусную резьбу, часто с гротесками. Орнамент с гротесками (слово происходит от итальянского grottesco) исполнял роль шутливой игры со смещением границ между миром природы и миром человека. Сиденье, вырезанное в форме открытой створки раковины, одновременно и забавляет и заставляет задуматься. Декоративная мебель помещалась в такие же декоративные интерьеры, где стены порой являли собой смело задуманные обманки (trompe loeil), которые выглядели то, как приоткрытые дверцы шкафа, то, как окна с открывающимися пейзажными далями.

Рабочий кабинет герцога Урбинского во дворце Урбино. Стены реконструированного кабинета украшены деревянными панелями с инкрустацией из разных пород - ореха, березы, розового дерева, дуба и фруктовых деревьев с основой из древесины грецкого ореха. Обманки изображают шкаф с инструментами ученого.

Стул gqbello. Этот стул, сделанный в XV веке во Флоренции, выполнен из ореха с включением резьбы и инкрустации. 1489 - 1491 г.

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ.

Искусство Возрождения, подобно стилю готики в Средние века, определялось ходом развития архитектуры. Ввод колонн, принципиального элемента греческого или римского здания, отныне стал характерен и для мебельного дизайна. Особенно ценились кариатиды - колонноподобные опоры, изображавшие женские фигуры. Стул, традиционное выражение социального статуса и власти, пережил пору Ренессанса процесс демократии, превратившись в привычный атрибут домашней жизни. Аналой, или стул с X - образной рамой, сделанный из двух пар коротких брусьев, пересекающихся в центральной точке и связанных перекладиной, стал широко распространенным. Наиболее пышные образцы покрывались тонким слоем серебра или обтягивались бархатом, но большинство стульев представляли собой более скромные предметы. Первоначальная форма аналоя заимствована у античности, а кожаное сиденье, натянутое между двумя X - рамами, использовалось в ренессансной Италии так же часто, как и в античной Греции. Пристенный стул называемый sgabello, был в исходном виде табуретом с восьмиугольным сиденьем и длинной декоративной спинкой-планкой. Иногда эту спинку могли удалять, превращая стул в табурет.

РЕНЕССАНСНАЯ ЕВРОПА.

Гуманистическая ученость в сочетании с покровительством сильных мира сего способствовала утверждению идеалов Возрождения, уже укоренившихся к югу от Альп, во Франции и Северной Европе. Притязания Франции на Неаполитанское королевство и оказание влияния на прочие итальянские государства привели к серии военных кампаний и взятия под французский контроль части полуострова. Это усилило интеллектуальный и художественный обмен между Францией и центрами ренессансной культуры в Италии, прежде всего Флоренцией и Римом.

РЕНЕССАНС ПРИХОДИТ ВО ФРАНЦИЮ.

Продолжительное папское правление в Авиньонском анклаве и после переноса папского престола обратно в Рим обеспечило сильное итальянское влияние во Франции. Многие из художников, прибывших для выполнения крупного заказа, фресок папского дворца в Авиньоне, приехали из Сиены. Эту традицию с энтузиазмом продолжил Франциск I, когда пригласил итальянских знаменитостей, вроде Бенвенуто Челлини, Франческо Приматиччо и Николо дель Аббате, для отделки интерьеров нового замка в Фонтенбло.

Продолжительная работа итальянцев в этой резиденции обеспечила формирование целой художественной школы, и затем стиль Фонтенбло стал распространяться по всей заальпийской Европе. Это была специфически французская интерпретация итальянского маньеризма.

Галерея Франциска I в замке Фонтенбло. Галерею украшают 12 фресковых композиций, помещенных в скульптурные обрамления; внизу проходят резные панели орехового дерева. Эта самая роскошная из подобных галерей во французских замках; с нею во Францию пришел стиль итальянского маньеризма. Около 1533 - 1540 г.

Замок Шамбор, построенный Франциском I в долине Луары, - это, возможно, лучший пример ренессансной архитектуры во Франции. Мебель Французского Возрождения развивалась в основном в створе архитектурных процессов. Жак Андруэ дю Серсо публиковал труды, включавшие рисунки с предметами мебели. Многие из его гравюр, представляющих архитектурные детали, были приспособлены и для декоративного использования в мебели. Он черпал вдохновение в античности, в особенности увлекаясь листьями аканфа, перьями и мотивами геральдики. Экзотические и фантастические животные были любимыми темами у мастеров декоративной резьбы. Орех вытеснил дуб, став главной древесиной у мебельщиков.

Замок Шамбор, построенный в 1519 - 1547 годах. Это одно из самых прекрасных творений ренессансной архитектуры во Франции.

НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ.

Идеалы итальянского Возрождения впервые достигли немецкоязычных стран благодаря художникам, как Альбрехт Дюрер, который дважды посетил Италию. Однако на мебельный дизайн более непосредственное влияние оказало творчество «малых мастеров» или Kleinmeister, базировавшихся в Нюрнберге, Вестфалии и Нидерландах и занимавшихся орнаментом. Они делали гравюры на металле или дереве с узорами, перерабатывающими мотивы классической античности и итальянские образцы. Эти узоры составлялись из непрерывных лент цветочных мотивов, птиц, животных, обнаженных фигур, вазонов и трофеев.

Однако существование мощных гильдий в таких городах, как, например Берлин, означало, что введение мебели нового типа задерживалось из-за того, что рисунки установленного образца, по которым проверялось соответствие соискателя на звание мастера, редко изменялись. Города Нюрнберг и Аугсбург, где не было гильдий, прославились своими краснодеревщиками, такими как Петр Флётнер и Лоренц Штёр, который опубликовал ксилографии с рисунками для интарсий: подобным образом украшенные панели были популярны в Аугсбурге.

НОВЫЕ СТИЛИ.

С точки зрения конструкции развитие ренессансной мебели можно рассматривать как эволюцию средневекового стула-трона, обычно имевшего основание в виде сундука, в более легкий вариант, с опорами вокруг нижней планки. Большей популярностью стали пользоваться открытые подлокотники, отражая ту тенденцию к более легкой мебели.

Французский стул caquetoire (болтовня) создавался как отклик на меняющиеся вкусы, он имел широкое, трапециевидное сиденье, чтобы на нем красиво располагались свободно ниспадающие складки дамских платьев. Более привычной становилась обивка, хотя большинство стульев и скамей пока что имели твердые, деревянные поверхности.

Caquetoire, или «стул болтовни». Этот стул, сделанный из ореха, имеет крепкую X - образную раму с прямоугольной планкой для спины и подлокотниками, завершающимися завитками. Сиденье выполнено из кожи. XVI в. В.85 см; ш.50 см; г.60 см.

Развивались и новые типы корпусной мебели, вроде кухонного шкафа, отпочковавшегося от средневекового буфета; его делали из различных комбинаций опор, полок и закрытых кабинетов с дверцами. Кабинет, который в средневековой Европе использовали для хранения и показа серебряного блюда, стал более пышным. Семейные сокровища времен Ренессанса обычно включали ювелирные украшения и различные художественные безделушки; для их надежного хранения требовалось много небольших ящиков. Эти ящики часто обтягивали изнутри тканью, чтобы защитить содержимое. В Южной Германии буфеты, первоначально создававшиеся установкой одного ящика поверх другого, достигли более полезного использования своей вместимости, при отсутствии разделяющего верхнюю и нижнюю секции фриза, хотя старая форма оставалась популярной и после 1600 года.

Длинные обеденные столы еще изготавливали с простой столешницей, установленной на козлы, как то делали в Средние века. В богатых домах не было строгого выделения обеденной зоны, поэтому столы по мере необходимости переносили на иное место.

Буфет по образцу Петера Флётнера. Этот массивный, с тщательно выполненной резьбой двухсекционный буфет, решенный в виде панелей, сделан в Южной Германии и имеет, подчеркнуто архитектурный облик.

→ Дизайн


Мебель и оборудование интерьера в средние века


В исторической науке средними веками называют эпоху феодализма, которая в Европе длилась несколько столетий от конца V в. до XVII-XVIII вв.

Византия - одна из значимых мировых цивилизаций, которая оставила после себя многочисленные памятники архитектуры, произведения прикладного искусства и др.

По сравнению с греко-римской византийская мебель значительно проще по форме (рис. 2.9). Большое распространение получают табуреты, складные стулья, сундуки, кровати. Художественный эффект достигался обильным декорированием изделий цветной росписью, слоновой костью, инкрустацией смальтой, драгоценными камнями и металлами.

В решении интерьера и меблировки дворцов и жилищ византийцы продолжали римские традиции, однако возрастало влияние восточной роскоши. Использовались шелковые ткани с богатым узором, низкие и мягкие тахты и диваны.

Рис. 2.9. Византийское кресло, VI в. н. э.

Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы с X по XI в. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не создавал условий для возникновения благоустроенного жилища, и само понятие «мебель» еще не существовало. У очагов сидели на скамьях, грубо обтесанных чурбанах.

В этот период мебель создавали в основном для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д.

Сундук был универсальным бытовым мебельным изделием (рис. 2.10,а). Он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для путешествий. Первые сундуки выдалбливали из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, часто украшая резьбой из клиновидных зарубок. Позднее сундуки стали оковывать металлом, ставить на колеса или на довольно высокие ножки.

Мебель для сидения изготовляли из набора точеных стержней или досок. Кроме стульев и кресел (рис. 2.10,6) на четырех ножках был широко распространен точеный трехногий табурет. К стульям часто изготовляли скамеечки для ног.

Повернутый на бок кованый сундук явился прототипом шкафа (рис. 2.10,в). Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древнеримского саркофага.

Кровати создавались византийского типа. Позднее под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью появляется балдахин, который создавал иллюзию безопасности.

Столы простые, дощатой конструкции. Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух дощатых боковинах, соединенных для прочности массивными брусками. Более сложны по конструкции круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе с массой столярных консолей.

Формы романской мебели просты, лаконичны и примитивны. Мотивы орнамента заимствованы из архитектуры (рис. 2.11). Мебель окрашивали в яркие цвета.

Роскошь убранства интерьера достигалась дорогими скатертями, покрывалами, бытовой утварью, выполненной из. драгоценных материалов.

Готический стиль сформировался по мере роста монастырей и их богатств в результате паломничества и крестовых походов.

В готическом интерьере городских домов большую роль играли массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и балками. Композиционным центром интерьеров являлся камин.

Рис. 2.10. Романская мебель: а - сундук; б - стул; в - шкаф

Важная роль отводилась посуде (кувшины, подносы, кружки, блюда), которые, как и другие предметы, размещались на полках. Главная роль в оборудовании интерьера продолжала принадлежать сундукам, которые расставляли вдоль стен.

В убранстве интерьеров большое значение имели ткани, которыми обтягивали стены. С середины XIV в. начали изготовлять тканые ковры (шпалеры) с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. Широко применяли ткани для скатертей, покрывал кроватей, сундуков и сидений.

Рис. 2.11. Примеры орнаментации романской мебели: а -ларь; б-стул

Развитию мебели городских жилищ способствовало возрождение рамочно-филенчатой вязки. Теперь мебель конструировали не из толстых брусков, которые делали ее тяжеловесной, а из тонких пиленых досок (рис 2.12). В отделке мебели использовались архитектурные и натуралистичные растительные орнаменты.

Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан остается сундук, часто с рамками и филенками, которые украшаются стрельчатыми сводами, имеют” цоколь и приближаются к форме шкафа.

Появляются и новые типы мебели, например различные шкафы для посуды: буфет, шкаф-поставец, дрессуар (вид поставца). В XV в. появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами.

В конструкции готических столов возросло число разновидностей. На боковых щитах столов появилась плоская резьба, а их среднюю часть стали облегчать проемом в виде двойного или одинарного готического окна с решеткой переплета. Появляется ранняя форма письменного стола с поднимающейся крышкой, под которой находились отделения и маленькие ящички. Были также распространены столы на четырех наклонных ножках, соединенных внизу проножкой.

Рис. 2.12. Готический стиль в предметно-пространственной среде:
а - фрагмент интерьера храма в Амьене; б- кровать; б - готическое кресло

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, но длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Основная форма готического кресла появилась из формы сундука с высокой глухой спинкой и подлокотниками. Сиденье подъемное (рис. 2.13,а). Верх спинки заканчивается горизонтальным карнизом с резным гребнем над ним. Отдельные части кресла украшают обильной рельефной резьбой. Гладкое досчатое сиденье было жестким, нижний ящик мешал ногам, а резная отвесная спинка не была удобной.

Каркас мебели украшали архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками, что придавало изделию легкость. Для украшения мебели использовали также форму стрельчатых арок, ниш, затем стали появляться изображения фигур.

Рис. 2.13. Мебель французской готики:
а - шкаф; б - кресло; в - сундук

Наиболее изящна по пропорциям, подбору украшений и соразмерности отдельных частей французская готическая мебель (рис. 2.13 и 2.14). Ее отличают элегантность форм и утонченность деталей.

Индия. Представление о характере индийского городского жилого дома и его интерьере дают изображения на рельефах и каменная скульптура. Городские дома многоэтажные, с балконами, открытыми галереями, украшенные богатой орнаментикой.

Для украшения мебели применяли лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости, резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.

Мебель для сидения на скрещенных ножках. Часто использовались подушки. С IV в. до н. э. под влиянием греческого искусства широкое распространение получают низкая кровать с плетеным ложем, табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем (рис. 2.15).

Рис. 2.14. Готическая мебель в стиле Тюдор:
а - кресло; б- мотивы готического орнамента; в ~- шкаф; г - треугольное кресло; д - ларь из древесины дуба

Китай. Искусство мебели в Китае уходит своими корнями в далекую древность. Оно тесно связано с развитием архитектуры и интерьером жилища.

Мебель (рис. 2.16) представлена разнообразными лежаками и кроватями с плетеными или плоскими деревянными ложами. Кровать часто снабжают ограждением - реечным или тканым. Стулья и кресла первоначально были низкими, а затем приобрели традиционную форму. Шкаф щитовой конструкции был прямоугольной формы, а затем появились криволинейные очертания и рамочная конструкция.

Рис. 2.15. Индийская мебель: а - церемониальное кресло; б- кровать; в - табурет

Мебель изготовляли из разнообразных материалов: древесины, различных волокон (плетеная мебель), фарфора и камня. Фурнитура выполнялась из сплава меди и никеля с добавлением цинка. Особой известностью пользовалась китайская лаковая мебель.

Мебель отделывали также инкрустацией цветной древесиной, костью, рогом, перламутром, раковинами, полудрагоценными камнями и металлом.

Япония. Японский дом - это дом-комната (рис. 2.17), т. е. каждое здание имеет внутри только одно помещение. Для подразделения внутреннего пространства используют передвижные стены и ширмы, что позволяет быстро трансформировать это пространство и дает возможность разнообразно использовать одно и то же помещение в зависимости от времени суток и потребности.

Рис. 2.16. Китайская мебель:
а- набор табуретов (низких столов) из семи предметов, черный лак с позолотой; б - парадная кровать; в - бамбуковое кресло

Другая особенность, оказавшая большое воздействие на конструкцию и эстетические свойства дома и сада, - обычай сидеть на покрытом циновками полу. Расчет на фигуру сидящего на полу человека определил пропорциональное решение интерьера, высоту помещений, масштаб вещей. Обычай сидеть на полу не требовал специальной мебели - стульев, кресел, диванов и постоянного стола для трапезы.

Рис. 2.17. Интерьер японского дома

Основные материалы в японском доме - полированное некрашеное дерево и бумага. Пол сплошь покрывают татами - толстыми матами из рисовой соломы. Под татами находится деревянная решетка. Татами имеет строго определенный размер (205×199 см) и служит модулем всего жилища, являясь основой системы стандартизации японской архитектуры.

В интерьере японского дома широко распространены невысокие бумажные фонарики. Для трапезы служат лаковые сервировочные столики, к которым садятся прямо на циновки или на плоские ватные или сплетенные из соломы или травы подушки (дзабу-тон). Спальные матрацы покрывают ватными почти квадратными одеялами (футон). В древности подушкой служила деревянная лакированная подставка с мягким вращающимся валиком. Постельные принадлежности убирают на день в стенные ниши. Для работы используют специальные столы высотой 20-40 см удлиненной формы с выдвижными ящиками (рис. 2.18).

Характерная и центральная деталь интерьера - ниша (токоно-ма), где располагаются скромные, но изысканные украшения - свиток живописи, ваза с цветами. Рядом может быть другая ниша с Z-образно расположенными полками (тигандана).

Рис. 2.18. Мебель и оборудование японского жилого дома:
а - бумажный светильник; б- сервировочный столик; в- подставка для головы; г - рабочий стол с выдвижными ящиками; д- встроенное оборудование (токоно-ма); е - лакированный шкаф

Для японской мебели характерны неправильные, асимметричные комбинации элементов и их ритмичное построение, изящная, основанная на естественных формах орнаментика, высокий художественный вкус, продуманность и завершенность проработки всех деталей, единство формы, материала и отделки.

Этот период находит свое развитие в тех самых "темных веках" раннего средневековья, о которых известно не очень много, большая часть информации о том времени уже отнесена к мифам и сказкам, которые словно живут в руинах старинных замков и монастырей, в легендах о славных рыцарских ристалищах и походах в далекие земли, о спрятанных сокровищах и поиске Священного Грааля.

Чтобы ознакомиться с деревянными интерьерами и мебелью тех загадочных и давно минувших средних веков, нам нужно остановиться на внутреннем деревянном убранстве крепостных замков и церквей. В замках феодалов для проживания строили " жилые башни". Главным помещением в этих башнях был высокий, достаточно темный зал, огороженный каменными стенами с колоннами, каминами и фресками, при этом этот зал все равно оставался достаточно холодным и мрачным помещением, особенно зимой его было практически невозможно прогреть. Уже позже отделываются деревянная обшивкой , потолочные балки, образующие деревянный потолок, раскрашивались в разные оттенки, пол при этом уже начали покрывать керамической плиткой, коврами. Также в центре этой особо укрепленной башни находился колодец, позволяющий осажденным в крепости людям всегда иметь питьевую воду. Разумеется в центральном зале башни всегда располагался камин, комплексная отделка которого - это отдельная интересная тема.
В средневековых городах сперва также были достаточно скромные деревянные интерьеры. Сами комнаты были узкие, темные; деревянная мебель в них была примитивная, даже более скромная, чем в самом начале античного опыта изготовления мебели. Краски романского стиля яркие, насыщенные, чрезмерно броские. С характерными для романского периода мебельными формами мы можем судить по обстановке церквей: это кресла для клироса, мебель ризниц. Это, наверное, наиболее часто встречающиеся предметы интерьера того периода. (о других периодах в истории развития мебели и столярного ремесла в целом вы можете прочитать в других разделах нашего сайта)

Стремление людей к роскошной мебели в этот период истории выглядет незначительным, что вполне бъясняется суровыми реалиями того времени, соответственно и само мебельное производство находилось в достаточно зачаточном состоянии, совес не продолжая славные столярные традиции Античности. Шкафы романского периода сделаны грубым плотницким инструментом из толстых, достаточно неаккуратных досок, элементы конструкции соединялись между собой коваными металлическими полосками. О более сложных соединениях и использовании филенок речь на то время вообще даже не шла.

В Западной Европе XI - XIII веков мебель была достаточно проста и ее было очень мало даже во дворцах. На протяжении длительного отрезка времени вырабатывались устойчивые, неизменные формы предметов. Романская мебель точно соответствовала своей эпохи и менталитету средних веков, отвечая самым простым критериям - практичность и надежность. Она была целиком произведением народного искусства, особенно крестьянская. Главными предметами деревянного интерьера домов жителей средневековья были сундук, который часто заменял собой стул и стол, кровать и бывало, что и шкаф (сундук, поставленный вертикально, явился прототипом первого шкафа). Прямоугольные столы делали с двумя боковыми щитами вместо ножек, соединенными брусками, которые заклинивались деревянными клиньями. Столы делались очень простыми, чаще всего они представляли собой съемную доску на двух козлах. Очень часто в изготовлении романской мебели использовалась оковка поверхности деревянного изделия железными полосами. Из точеных прямых брусков делали стулья и скамьи, кресла. Характерен табурет на трех ножках. Стулья бчасто не покрывались обивкой, они в основном были покрыты достаточно толстым слоем краски. Прямые спинки, ножки - точеные. Затем уже стала использоваться и резьба по дереву (это разного рода стилизованные листья, мифические животные, орнаменты). Материалом для изготовления мебели служили дуб, ель, кедр (подробнее о различных породах древесины, используемой в столярном ремесле читайте ). Делали ее в основном плотники и кузнецы.

Сейчас нам трудно представить, что какой-либо из элементов деревянного интерьера того периода мы можем использовать в современном столярном ремесле. Но комоды, обитые металлическими коваными полосками, кресла, больше похожие на трон, громоздкие шкафы, выполненные с применением полного перечня технологий по искусственному состаривания древесины, могут придать вашему домашнему кабинету или библиотеку особую индивидуальную изюминку, создав атмосферу глубокой сказочной старины. Прекрасно будет смотреться и стол, массивный и нарочито-грубый, окованный железом, занимающий центральную часть кабинета. Находясь за ним, хозяин такого домашнего кабинета будет чувствовать себя настоящим королем положения.

Также неплохо буддет смотреться комплексная отделка в таком стиле интерьера деревом вокруг домашнего камина . Здесь уже можно развернуть настоящий домашний очаг, наподобии таких, какие были в замках рыцарей и королей в эпоху раннего средневековья.