Консультация для родителей дети с ограниченными возможностями. Консультирование родителей детей с овз

Первый этап консультирования

Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями, сталкивается с тем, что традиционные позитивные семейные ценности оказывается трудно реализовать. Именно эти ограничения становятся предметом обсуждения на первых стадиях консультирования. Этот этап работы с семьей зарубежные коллеги часто называют инсталляцией надежды. Ниже приведен перечень основных стереотипов родителей, на которые может натолкнуться специалист в ходе семейной терапии и обсуждении вопросов подготовки к семейной жизни.

Дети вырастают и покидают дом, давая тем самым родителям свободу – Многие дети с тем или иным видом инвалидности, наоборот, скорее всего, будут нуждаться в усилении заботы и внимания. Некоторые из них не смогут быть достаточно сильными для того, чтобы покинуть родителей и стать самостоятельными. Прямым следствием такой установки становится сопротивление родителей вмешательству со стороны специалистов.

Дети – лучшее вложение в обеспечение будущего . Для многих родителей характерно «экономическое» отношение к собственным детям. Само по себе это отношение обладает рядом изъянов, но инвалидность, как и любая другая серьезная болезнь, заставляет серьезно пересмотреть планы на будущее. Однако убежденность в том, что дети – лучший банковский вклад, остается на уровне общего отношения и даже обостряется. Многое из запланированного ранее (до рождения ребенка или получения им травмы) может стать недоступным. В этой ситуации родители могут повести себя двояко: они могут отказаться видеть объективные ограничения, связанные с инвалидностью ребенка, или, наоборот, и семья, и ребенок приучаются жить, не загадывая далеко на будущее. В любом случае, именно эта установка провоцирует внутреннюю неприязнь к ребенку - носителю болезни.

Родители так привязаны к своим детям, что чувствуют все переживания их ребенка. В семьях, где ребенок имеет инвалидность, родители должны находить баланс между тем, чтобы быть всецело преданным своему ребенку, и дать ему (и себе) необходимый опыт независимой друг от друга жизни. Также нельзя забывать, что в этой ситуации сепарация может быть воспринята ребенком как отказ от него в самые трудные минуты его жизни.

Социальные службы и специалисты не могут помочь, если речь идет о ситуации инвалидности («Если это нельзя полностью исправить, зачем нужна помощь?»). Многие родители, когда сталкиваются с проблемой, полностью изменяющей их прежнюю жизнь, отказываются от помощи, считая, что в такой ситуации ни они, ни другие не могут помочь и изменить стуацию к лучшему.

Когда ребенок болен, родители должны пожертвовать собой. Родители способны на бессмысленные жесты , например, уйти с работы, чтобы больше времени посвящать ребенку. В случае обострения болезни или усиления признаков инвалидности родители «наказывают» себя, запрещая обычные семейные радости.

Моего ребенка никто не будет любить, скорее всего, люди будут относиться к нему с брезгливой жалостью. Эта установка мешает родителям включиться в активное взаимодействие со средой и даже собственными членами семьи. Например, мать отгораживает себя от всех других членов семьи, подчеркивая неспособность других любить ребенка так, как его любит она. Понимание того, что люди могут любить и выказывать симпатию, поддержку и принятие по-разному, чаще всего отсутствует, также как и понимание того, что ребенок нуждается в разных «любовях» со стороны членов семьи . Консультант может обратить внимание на чувства других членов семьи: «А как ваш муж (старший сын) справляется с этой ситуацией?», «Что могло бы помочь им справиться с этой ситуацией?».

На втором этапе консультирования специалисту, скорее всего, придется включиться в «Как говорить о дефекте ребенка в семье?» Для многих семей характерно табуирование обсуждения дефекта и его возможных последствий. Чтобы начать такой разговор, консультант может спросить: «Как вы справляетесь с тем, что ребенок может (не получить образования, не найти спутника жизни, умереть, пережить рецидив болезни и т.д.)?», «Что помогает Вам справиться?». Если родители выказывают страх в отношении обсуждения с ребенком его особенностей, можно спросить их: «Как вы думаете, когда ребенок будет готов к обсуждению проблем, связанных с его инвалидностью?». Скорее всего, родители определят некий отдаленный возраст. «Что поможет вам понять, что он уже достаточно взрослый для таких разговоров?». Обычно родители указывают на то, что ребенок начинает задавать вопросы. «А если он начнет задавать вопросы раньше?», «Ждете ли вы, когда ребенок спросит о чем-то, или можете сами начать разговор?». Основным доводом со стороны родителей становится страх расстроить ребенка: «Я боюсь сделать ему больно». Консультант вправе заметить, что ребенок может оказаться более расстроенным в ситуации, когда он не будет знать, что с ним происходит , и каковы его ограничения. Для позитивной дискуссии консультант может использовать следующие вопросы:

«Что дает вам уверенность думать, что ребенок не думает о своей инвалидности?»;

«Как вы думаете, что изменится в лучшую сторону, если все члены семьи будут знать особенности дефекта и его повседневные проявления?»;

«Как вы думаете, кому станет легче всего, если с темы инвалидности будет снято табу?».

Психопросвещение как метод работы с семьей

Обучение членов семьи знаниям относительно особенностей ребенка и приемам помощи основывается на обобщении данных, полученных в ходе предыдущих этапов работы . Теоретическая информационная часть материала должна иллюстрироваться теми фактами, которые специалист выявил на стадии оценки. Чтобы психопросвещение не стало формальностью, специалист может использовать библиотерапию и терапию посредством просмотра художественных фильмов.

В фокусе внимания психопросвещения чаще всего оказывается чувство вины родителей, со-зависимость и упреки со стороны членов семьи друг другу. Психопросвещение в первую очередь направлено на формирование рефлексии родителей относительно природы своих деструктивных чувств. Важно дать родителям почувствовать, что они не только реципиенты помощи, но и активные участники процесса расширения ресурсной базы. Возможно, члены семьи сумеют перераспределить нагрузку, связанную с уходом и воспитанием ребенка, найти пути вовлечения всех членов семьи в воспитание ребенка. В центре внимания должна находиться эмоциональная жизнь каждого из членов семьи. Ниже предложено две методики оздоровления эмоциональной жизни семьи.

Кресло идентичности

Итак, как же говорить с родителями ребенка о его проблемах? Удачной моделью становится «кресло идентичности» исследователя Дж. Лэйка, который применил эту модель в работе с детьми и родителями, пережившими утрату. Основу личности человека предложено понимать как кресло, которое имеет спинку и подлокотники (поддержку), сиденье (основу) и 4 ножки (которые придают устойчивость спинке и сиденью). Консультант может начать рисовать модель перед родителями, начав с сиденья. Сиденье - это идентичность, которая может обновляться, включать все новые и новые качества, в зависимости от того, в какую ситуацию попадает человек – должен ли он вырабатывать к себе отношение как ученику, специалисту, члену семьи и т.д. Первая ножка кресла – это базовое доверие, формирование привязанности, основанной на уверенности в любви близких людей и открытости в отношениях. Вторая ножка кресла – автономия, способность действовать независимо. Третья – инициатива, готовность быть активным в выстраивании отношений, решении проблем. Последняя – оснащенность человека ресурсами. В качестве «подлокотников» кресла рассматриваются связь между поколениями, готовность участвовать в строительстве идентичности человека другого поколения, и интеграция своего прошлого опыта и надежд на будущее в настоящее. Спинка кресла – это интимность, т.е. предельная открытость другому и готовность принять его открытость.

Психолого- педагогическое сопровождение семей детей с собыми образовательными потребностями, определено следующими видами деятельности педагога-психолога :


  • Подготовка и выступление на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе».

  • Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению

  • Круглый стол для родителей:

  • «Как взаимодействовать с тревожными детьми»

  • «Как взаимодействовать с агрессивными детьми»

  • Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.

  • Индивидуальные консультации для родителей особых детей по:

  • обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей.

  • повышению самооценки детей.

  • Групповая консультация для родителей детей-инвалидов:

  • «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей».

  • «Упрямый ребенок»

  • «Организация летнего отдыха»

  • Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения»

  • Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»

  • Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.
План работы социального педагога по оказанию помощи семьям в социальных вопросах:

  • Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей перед началом учебного года.

  • Социально – педагогическое сопровождение детей-инвалидов с привлечением родителей (психолого-медико-педагогические консилиумы, советы профилактики).

  • Беседа с родителями с целью выяснения индивидуальных особенностей и возможностей их детей для очередного освидетельствования детей-инвалидов.

  • Информирование родителей об имеющихся правах и льготах детей-инвалидов, помощь в их обеспечении и защите.

  • Информирование родителей на школьных собраниях и в ходе индивидуальных бесед о правах и гарантиях, предоставляемых детям инвалидам и их семьям, об учреждениях, оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги детям инвалидам и их родителям.

  • Содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Индивидуальные беседы с родителями детей-инвалидов, уклоняющихся от исполнения обязанности по воспитанию, обучению детей

  • Осуществление контроля над законными представителями за условиями содержания, воспитания и образования опекаемых детей- инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе .

  • Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей –инвалидовна темы:

  • «Профилактика жестокого обращения с детьми»

  • «Международные, государственные основы защиты прав ребёнка – инвалида».

  • «Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья».

  • «Методы коррекции девиантного поведения ребёнка-инвалида».

  • «Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни»

  • «Влияние вредных привычек на растущий организм ребёнка»

  • «Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья при выборе будущей профессии».

  • Взаимодействие с родителями по вопросу постановки на воинский учёт детей-инвалидов достигших 16-летнего возраста.

  • Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей-инвалидов, выборе образовательного учреждения, в котором их дети могут продолжить обучение.

  • Организация экскурсии для родителей детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе, в ПУ с целью профориентации и определения дальнейшего места их обучения в соответствии с индивидуальными возможностями их здоровья.

  • Анкетирование родителей на тему: «Занятость детей-инвалидов в летнее время»

  • Беседа с родителями, составление катамнеза выпускников - детей-инвалидов, закончивших школу, отслеживание их дальнейшее обучение, трудоустройство.

  • Если ребенок с особыми образовательными нуждами, обучающийся в инклюзивной школе, испытывает сложности в овладении процессами чтения и письма, речевым общением в целом, родители могут получить квалифицированную помощь учителя – логопеда . Взаимодействие и оказание логопедической помощи семьямосуществляется через следующие виды деятельности:

  • Диагностика устной и письменной речи учащихся на начало учебного года. Информирование родителей о результатах диагностики .

  • Консультирование родителей. Темы консультаций:

  • Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

  • Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.

  • Схема классического логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта

  • Леворукий ребенок в школе

  • Формирование словаря у учащихся с системным недоразвитием речи

  • Как организовать логопедические занятия дома

  • Закрепление произношения звуков в повседневной речи.

  • Русские народные потешки, прибаутки, поговорки и скороговорки

  • Упражнения для формирования навыков письменной речи

  • Формирование связной речи.

  • Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков

  • Информирование родителей детей-инвалидов о результатах аналитико-диагностической деятельности на конец учебного года.

  • Выступления на классных и родительских собраниях по вопросам развития речи у детей.

  • Оказание консультативных услуг родителям
При имеющихся у ребенка нарушениях пространственной ориентировки, мелкой моторики, мыслительной деятельности, необходима помощь учителя-дефектолога . Оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов по вопросам психологической поддержки и социальной адаптации их детей выражено в плане работы учителя-дефектолога:

  • Прогностическое консультирование родителей. Составление рекомендаций для родителей по результатам педагогической диагностики.

  • Консультирование родителей по вопросам развития и коррекции детей-инвалидов. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка-инвалида и его проблем.

  • Пополнение и корректировка данных о детях-инвалидах с целью профилактики вторичных, третичных нарушений развития детей-инвалидов.

  • Анкетирование родителей для корректировки индивидуального маршрута обучения ребенка.

  • Обеспечение индивидуального, вариативного обучения и воспитания

  • Ознакомление родителей с индивидуальными планами коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов. Корректировка планов по запросу родителей.

  • Индивидуальное консультирование родителей по вопросам применения методов и приемов оказания помощи в занятиях с детьми.

  • Проведение занятий с детьми-инвалидами в присутствии их родителей

  • Пропаганда знаний о приемах и методах семейного воспитания детей-инвалидов на родительских собраниях:

  • Воспитание интереса к учению.

  • Особенности формирования навыков чтения и письма.

  • Развитие крупной и мелкой моторики детей.

  • Соматическая ослабленность детей-инвалидов.

  • Составление рекомендаций для родителей по указанным проблемам
Следует отметить, что только комплексный подход и преемственность в работе специалистов по оказанию психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество сделать более успешным.

Светлана Пименова
Консультация для родителей «Ребенок с ОВЗ»

Дети с ОВЗ. Кто они?

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит : ограниченные возможности здоровья.

К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

С расстройством поведения и общения;

С нарушениями слуха;

С нарушениями зрения;

С речевыми дисфункциями;

С изменениями опорно-двигательного аппарата;

С отсталостью умственного развития;

С задержкой психического развития;

Комплексные нарушения.

Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития.

Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром . Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Роль родителей

Как быть родителям , у которых ребенок с ОВЗ . Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя» . Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку , несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей , стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви , но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка , просто потому, что ребенок есть , такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей –

не забывайте о себе!

Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка . Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка , и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка .

Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители , у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком , но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку , ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Ребенок и природа» Консультация для родителей «Ребенок и природа» Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Неусидчивость: в каком случае следует обращаться к врачу Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки.

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Результат воспитания зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи. Даже само понимание того, в каком состоянии родители находятся, производит терапевтический эффект. Все негативные переживания имеют право на существование, человек не робот, и он не может реагировать по-другому. Эмоции, которые испытывают родители, очень неприятные и тяжелые, но все, же они имеют право на существование потому, что они попали в ситуацию психологической травмы, а при этом возникают именно такие переживания.

Принять ситуацию, это не значит бездействовать, напротив, это означает действовать, исходя из тех условий, в которые они попали, искать оптимальное взвешенное решение. Родители должны осознать истинное состояние ребёнка, принять и осуществить, рекомендованные врачом, психологом, педагогом-дефектологом, логопедом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребёнка. Семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ, необходимо понять себя, свои переживания, не загонять эти переживания в «угол». Обратиться за помощью к специалисту – не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации.

Как помочь родителям в сложившейся ситуации?

Для того что бы помочь себе справиться с этим тяжелым эмоциональным состоянием, следуйте некоторым советам.

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками.

Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.

Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

В результате следования этим простым советам произойдёт трансформация негативных родительских ожиданий и представлений о ребенке в позитивные. Постепенно устранятся чувства вины, депрессивного фона настроения, страхи и комплексы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».

Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.

Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.

Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю») или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

Развитие самостоятельности через предоставление помощи;

Обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

Формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

Исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

Исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

Рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

Активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Всем понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Основная идея – наладить социальную жизнь детей.

Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем, и на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и обнадеживающе. На практике все обстоит гораздо хуже: большинство российских ДОУ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности групп детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности; специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят, педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы.

НО … взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Детство – важнейший период

Человеческой жизни:

Не подготовка к будущей жизни,

А самая настоящая, яркая.

Самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.


Консультация для родителей:

"Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ"

Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Большое значение по данному вопросу имеют правовые принципы, заложенные в Конвенции о правах ребенка, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской федерации».

В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. Дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных школах и при этом большая часть школьников не готова соответствовать предъявляемым требованиям и быть успешными в образовательном процессе.

Л.С. Выготский выдвигает положение о том, что «ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитый, чем его нормальные сверстники, но иначе развитый»

Специфика состояния психического здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется в первую очередь недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, недоразвитием познавательной деятельности при дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.

Ребенок начинает восприниматься, как носитель иных, не свойственных данной семье качеств («Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой»)». Если ребёнок умственно отсталый, то родители даже боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. В поведении родителей, воспитывающих проблемных детей, наблюдается ряд типичных особенностей: не умеют производить совместную деятельность; неэмоциональный характер сотрудничества; неадекватность родительской позиции; неадекватный стиль воспитания; недостаточность общения с ребенком; низкая социальная активность.

Доминирующим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья, является гиперопека . Этот тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной ему преданности.

Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности их пространственной ориентировки детей. Дети привыкают к тому, что им постоянно оказывают помощь в передвижении, они привыкают делать либо с помощью взрослого, либо вообще не делать.В связи с этим, у детей с проблемами зрения развиваются эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких.

Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе.

Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера.

Выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения:

1. Принятие ребенка и его дефекта. Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.

2. Реакция отрицания. Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У ребенка могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь. Ребёнок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость.

4. Скрытое отречение. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Следует отметить, что появление в семье больного всегда изменяет сложившуюся структуру семейных отношений.

Структура проблемной семьи, имеющей ребенка с ОВЗ:

Супружеская модель: МУЖ-ЖЕНА; супружеские отношения либо разрушаются, исчезают близость и любовь; либо остаются на уровне «отец-мать»;

Родительская модель: ОТЕЦ-МАТЬ; образуется модель отношений: мать – больной с ОВЗ; отец отдаляется и объединяется со здоровым ребёнком;

Детская система: ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК-БОЛЬНОЙ РЕБЁНОК; каждый родитель объединяется только с одним ребёнком, дети друг с другом не контактируют, часто здоровый ребёнок стыдится больного и не поддерживают никаких с ним отношений.

Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. В семье происходят различные циклы жизненного развития. Только преодолевая трудности, семья может успешно развиваться дальше и становиться все более высокоорганизованной и сплочённой.

Развитие обычной семьи разделяется на следующие циклы: брак, рождение детей, поступление в школу, подростковый возраст, выход в жизнь подросших детей, постродительский период (стадия пустого гнезда), старение.

Семья с ребенком с ОВЗ имеет своё специфичное развитие. Фаза «Негативизм»: в семье рождается ребёнок с ОВЗ и семья переживает состояние растерянности и шока. Родители не могут принять случившийся факт. Возникает чувство вины, собственной неполноценности, негативизм и отрицание поставленного диагноза.

Следующая фаза развития семьи: «Отрицание». Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги, иногда семья отказывается от необходимых обследований. Третья фаза: «Хроническая печаль».

Четвертая фаза: «Зрелая адаптация». Родители реально оценивают жизненную ситуацию, руководствуются интересами самого ребенка, устанавливают необходимые контакты со специалистами.

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Мужчина обеспечивает экономическую базу семьи. Его жизнь не подвергается большим изменениям. Больше происходит воздействие стресса на женщину. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Это испытание оказывает также деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Довольно часто это заканчивается разводом семьи. Неполные семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, составляют от 30 до 40%.

У детей с психофизическими нарушениями конституциональные особенности усиливаются из-за наличия дефекта. У слепых в личностном общении доминирует неуверенность, робость, тревога. Лишь у некоторых детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами.

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются девиации в личностном развитии, по причине использования родителями неправильные модели воспитания. Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития. Противоречивое воспитание. Ребенок с особенностями в развитии вызывает у членов семьи разногласия в воспитании. Родители пытаются быть более строгими и требовательными, а одновременно бабушка и дедушка занимают более мягкую позицию и разрешают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка нет адекватной оценки своего поведения, своих поступков, возможностей и качеств. Ребёнок учится хитрить и «лавировать» между взрослыми. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Это приводит к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или близкие постоянно возлагают на ребенка обязанности и ответственность, с которой ребенку трудно справиться. У ребенка возникает заниженная самооценка. Авторитарная гиперсоциализация . Это проявляется, когда родители имеют высокий социальный статус. Они переоценивают возможности своего ребенка. Воспитание в «культе» болезни . Родители относятся к ребенку как к больному. При таком отношении у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, даже перед простой простудой. Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такая материнская «слепая» любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви. Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Гипоопека. Это встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков). Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом.

Основное направление, которого должен придерживаться педагог в процессе взаимодействия – это побуждать развитие структуры семьи, искать разные соответствующие способы воздействия.

Прежде всего самое лучшее, что возможно в данном случае – это сотрудничество педагога с родителями и всей семьёй. Побуждать родителей на восстановление супружеских отношений, на психологическое «возвращение» дистанцированного отца и менять позицию коалиции «мать - больной ребенок» как симбиотического слияния на дружеское взаимодействие.

Нужно стремиться привлекать семью в жизнь класса, в общение с другими членами коллектива класса, школы. В процессе общения будет происходить обмен мнений, информаций, родительским опытом. Родители, принимая участие в различных мероприятиях, видят положительный опыт успешной интеграции других детей в социум, их умение свободно и безбоязненно передвигаться в пространстве. Всё это будет побуждать стремиться в воспитании их детей применять успешный опыт и приёмы по воспитанию самостоятельности и ответственности детей.

Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья

Уважаемые родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей.
Что не может сделать один, мы делаем вместе!

1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам дошкольного учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации, участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребёнком.
Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.

Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог или те родители, у которых ребёнок с похожими трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий период.
Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.

2. Читайте . Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаём, мы привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся, перестаём поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и заниматься с ребёнком. А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое.

3. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя – логопеда . Нарушения речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребёнка в выполнении артикуляционной гимнастики и других заданий учителя-логопеда.

4. ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ . Самооценка ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например, задайте своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду.
Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память.

Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях, его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти, что ответить в том или ином случае. Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре (приход в гости, поздравление с днем рождения, звонок по телефону маме на работу, разговор с чужим человеком на улице и т.п.), а потом и в реальной ситуации. На первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте ребёнка. Учите просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Ребёнку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

5. Что делать НЕ НАДО . Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Ребёнок в 4-5 лет может и должен самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть пыль и протереть полы. Ребёнок – ваш главный помощник. Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность, делает ребёнка самостоятельным и менее зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в действиях и принятии доступных ему решений.

Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже нужны.

Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит ребёнку ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря – понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное, когда и почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.

Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения.

6. Помните о домашних занятиях . При задержке психического развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях. Для этого специалисты дают вам домашние задания на повторение изученной темы.
Первоначально задания выполняются ребёнком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

Важно определить, кто именно из взрослых будет заниматься с ребёнком по заданию дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка без лишних слов, помогает усвоению учебного материала. Занятия должны носить занимательный характер обязательно! Мы не учимся, мы – играем.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь, что вам все понятно. В затруднительных случаях консультируйтесь у педагога. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
И главное - занятия должны быть регулярными. Вспоминать узнанное, закреплять знания вполне возможно во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

Игры и занятия должны быть разнообразными, чередуйте занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления. Чтобы ребёнку было легче удерживать внимание, не забывайте про «переменки» - через 8-10 минут после начала занятий поиграйте в подвижную игру, сделайте несколько физических упражнений.

Выделите дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха. Позвольте ребёнку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.
Будьте терпеливы с ребёнком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребёнка преодолевать трудности.
Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.

7. Развивайте у детей специальные умения и навыки . Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.

8. Помните о своих интересах и желаниях . Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.

9. Отслеживайте, как идет развитие ребёнка . Вспомните школьные годы и заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового в поведении, эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой дневник – ваш стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие, сможете понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а что скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте специалистом по своему ребёнку. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.

10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям . Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие.

Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее лучше всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю опору на всю жизнь.
Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми.
Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребёнку в присутствии незнакомых людей и вашего ребёнка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений.
Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей , к которым направляют специалисты. Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребёнка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.