Комедия недоросль читать краткое содержание по главам. Д

Меню статьи:

Сокращенный вариант статьи:

Эпоха Просвещения славится памятниками литературы. Один из них – легендарная пьеса «Недоросль», краткое содержание которой читатель сможет увидеть ниже. Автор произведения – Денис Фонвизин, русский писатель, вошедший в историю литературы как мастер комедии.

Этимология слова «недоросль» и смысл пьесы

Комедийность, юмор произведения Фонвизина частично связан с этимологией слова «недоросль». Необычное для уха современного человека слово в эпоху Просвещения в Российской империи означало юного аристократа, который не получил знака о том, что окончил обучение. Эти знаки – удостоверения – давались учителями своим ученикам. Быть недорослем означало не поступить на службу, не вступить в брак за неимением необходимых документов. В определенном смысле, наличие такого культурного феномена, как недоросль, подчеркивало важность образования и воспитания во времена Просвещения. Закон о том, что дворяне, не получившие образование и удостоверения об «учености», не имеют права на службу и вступлении в брак принадлежит к петровским временам.

Стиль, который избрал для текста писатель, литературные критики относят к популярному в это время классицизму. В частности, автор наградил персонажей яркими фамилиями, намекающими на черты, выразителями которых являются герои в данной пьесе. Часто такие фамилии называют «говорящими». Кроме того, Фонвизин придерживается канона, характерного для классицистической литературы. Речь идет о том, что в пьесах классицизма наблюдается единство времени, когда происходят описываемые события, места, а также действий героев. Персонажи, к слову сказать, делятся на носителей выраженных отрицательных и положительных черт.

Основные идеи «Недоросля» Фонвизина

Дата написания пьесы – 1781 год. В центре сюжета – проблемы, связанные с традиционным воспитанием и образованием дворянского сословия. В этом контексте, произведение Фонвизина напоминает не менее известную пьесу французского писателя Мольера «Мещанин во дворянстве». «Недоросль» затрагивает проблемы глупости, провинциальности, злонравия и лени представителей дворянской среды.

Главные герои комедии Дениса Фонвизина

Образ госпожи Простаковой , которая приходилась помещику Простакову женой. Женщина отличалась активными, грубыми чертами, не имела образования. Простакову интересуют исключительно вопросы наживы и корысти, героиня эгоистична, своенравна, глупа и скупа. Альтруизм и добродетельность не входят в круг интересов Простаковой. Методы решения проблем у женщины простые – это сила и хитрость.

Предлагаем ознакомиться с в комедии Дениса Фонвизина “Недоросль”

Образ Митрофана Простакова – отпрыска Простаковых.
Именно Митрофан характеризуется автором как недоросль, о Митрофане написана пьеса Фонвизина. Молодому человеку исполнилось 16 лет, однако глупость и уровень инфантилизма не позволяют говорить о Митрофане как о человеке взрослом и зрелом. Глупость – качество, унаследованное героем от матери и отца. Для Митрофана характера безвольность, лень, неумение думать и размышлять, отсутствие собственного, аргументированного мнения. Юноша соглашается с тем, что говорят другие персонажи. В итоге, Митрофан соглашается на службу в армии: конечно же, это решение не принадлежит герою, а навязано извне.

Образ Правдина – это воплощение характерных положительных черт государственных чиновников нового «образца». Правдин был постояльцем в доме у Простаковых. Изначально бюрократ прибывает в именье Простаковых с целью понять причину беспорядков, а также разобраться в проблеме, связанной с жестоким обращением с обслугой. Госпожа Простакова в обращении с челядью не церемонилась. Правдин – носитель явно положительных черт, поскольку герой изображен человеком высоких моральных качеств, образованным и хорошо воспитанным мужчиной. Правдин – это иллюстрация так называемого «нового дворянства», для которых огромное значение имело образование. Правдин также воплощает метафору правды и буквы закона.

Образ Стародума также принадлежит в когорте положительных персонажей «Недоросли». Герой – это воплощение высокой нравственности, зрелости, мудрости, ума. Для Стародума характерно соблюдение строгих, непоколебимых принципов. Обман и хитрость – запрещенные приемы для Стародума. Мужчина опекает девушку – Софью, которой приходится дядей.

Для образа Софьи также характерна честность, правдивость, доброта. Девушка воплощает исключительно положительные черты. Софья – честная и добропорядочная героиня. Родители девушки умерли, после чего опеку над племянницей взял Стародум. В дальнейшем, Софья проникается симпатией и любовью к Милону.

Образ Милона – суженого, жениха племянницы Стародума – принадлежит к категории положительных персонажей. Герой честный, добродетельный, добрый, отзывчивый. Софья не видела жениха достаточно долгое время. Милон служит в качестве офицера, отличается высокими принципами, стойкими нравственными ориентирами. Для героя характерны смелость, храбрость и честь.

Образ Скотинина говорит сам за себя уже из-за фамилии, которой автор наградил персонажа. Скотинин приходится Простаковой братом. Герой отличается теми же чертами, что и все Простаковы: глупость, корыстолюбие, склонность ко лжи, любовь к наживе, скупость, лесть.

Также в пьесе действует ряд второстепенных персонажей, среди которых особое внимание заслуживают:
Господин Простаков – безвольный супруг властной жены. В доме всеми делами заправляет Простакова, не допуская мужа к решению каких-либо вопросов по хозяйству. Простаков – мужчина без образования, не имеет собственного мнения, находится под управлением супруги.

Еремеевна , служившая нянечкой у сына Простаковых.

Кутейкин – это образ нерадивого, лживого человека. Герой – бывший семинарист, который не окончил учебу. Однако Кутейкин все же претендует на то, чтобы учить других грамматике. Человек это жадный, корыстолюбивый, эгоистичный. Кутейкин большинство проблем решает с помощью хитрости.

У Стародума служил конюх по имени Вральман (простец по характеру, но мастер лжи, о чем говорит фамилия героя; Вральман выдавал себя за немца – знатока хороших манер). Также герой второго плана – это преподаватель арифметики Цыфиркин (в прошлом, герой служил в армии в качестве сержанта, теперь же Цыфиркин находится в отставке; это честный, добрый персонаж). Вральман и Цыфиркин учат уму-разуму Митрофана.

А также Тришка, служивший у Простаковых портным.

События Действия Первого

Начало произведения Фонвизина – это сцена, в которой Простакова отругала портного, который пошил недостаточно качественные одежды для сына барыни – Митрофана. Тришка ранее говорил Простаковой, что шьет он плохо. Супруг – господин Простаков – подтвердил, что кафтан сшит недобросовестно. Тогда барыня решается на наказание нерадивого портного. От мнения Простаковых отличается точка зрения Скотинина, который считает, что кафтан вышел приличным. Между тем, Тришку все равно просят уйти.

Митрофан и Простаковы

Митрофан – сынок Простаковых – капризное дитя. Родители считают, что юноша болеет, потому что тот, якобы, нормально не спит, плохо ест и жалуется на проблемы в самочувствии. На самом же деле, ночью Митрофану снилось, что отец получает побои от матери, а перед сном юноша отужинал и напился квасу. После того, как мать одарила сына любящими объятиями, чадо убежало в сторону голубятни.

Разговор о судьбе Софьи

Далее следует разговор между Простаковыми и Скотининым. Последний говорит, что не прочь взять в жену Софью – сироту, находящуюся на попечении дяди, который, по слухам, пропал где-то в Сибири. Стародум уехал, а вестей от него Софья не получала. Между тем, Скотинин заинтересован в девушке вовсе не из-за качеств Софьи или красоты, но потому, что в деревне Стародума – приданом Софьи – большое количество свиней.

Появление Стародума

Планы Скотинина нарушаются внезапным появлением Стародума. Софья получает письмо от дяди, однако Простаковы стараются убедить девушку, что письмо – поддельное, и на самом деле текст написал некий почитатель Софьи. Тогда девушка отдает письмо Простаковым, но оказывается, что те не умеют читать.

События Действия Второго

В этой части комедии Фонвизина выясняется факт старой дружбы между Милоном и Правдиным. Оказывается, что приезд Правдина в село не случаен. Герой собирается показать Простаковой – зазнайке, презренной фурии, где ее настоящее место. Военный же говорит, что держит путь к Москве, ожидая встретить там любимую, с которой не виделся уже много лет. Родители возлюбленной Милона погибли, после этого девушка жила у единственного родственника – дяди.

Встреча Милона и Софьи

Судьба приводит Софью к Милону. Возлюбленные встретились совершенно случайно и теперь счастливы воссоединению. Девушка поведала суженому, что барыня задумала женить на ней сыночка. Митрофану 16 лет и юноша ужасно глуп. В этот момент мимо проходит Скотинин. Герой тревожится, что, в конце концов, уедет из деревни с пустыми руками, не заполучив ни жену, ни деньги. Из-за подначивания Милона и Правдина Скотинин затевает ссору с сестрой. Старые друзья сообщили Скотинину, что тот – только безвольная игрушка в руках сестры. Скотинин теряет самообладание.

Образ Еремеевны

Вскрывается инфантилизм Митрофана. Юноша гуляет с няней. Еремеевна проявляла себя женщиной мудрой и зрелой. Женщина снабжает воспитанника напутствием: учеба – свет. Однако юнец ленится: нет у мальчика желания учиться. Митрофан ссориться со Скотининым. Предмет ссоры – свадьба и богатая наследница Софья. Еремеевна удерживает героев от драки. Скотитин злится и покидает сцену.

Знакомство Правдина и учителей Митрофана

Простаковы приходят на смену Скотинину. Барыня лестно отзывается о Софье перед Милоном. Также барыня убеждает Милона, что ей жаль: она не успела вовремя оказать достойную встречу Милону. После этого на сцене появляются Цыфиркин с Кутейкиным. Правдин узнает настоящие факты биографии преподавателей мальчика Простаковых, а также то, как героям удалось попасть на службу к Простаковым.

События Действия Третьего

Мудрость Стародума

В деревню возвращается Стародум. Правдин узнает об этом событии первым, так как видит карету, в которой прибыл герой. Правдин поведал Стародуму о коварных планах Простаковых, которые помещики надеялись реализовать относительно Софьи.

Мудрый дядя Сони отвечает Правдину, что нужно руководствоваться рациональностью в действиях. Нельзя слушаться первого порыва, первой сильной эмоции.

В качестве примера Стародум приводит Правдину события из собственной жизни, демонстрируя, что в поступках следует избегать горячности. Путешествуя, герой понял, насколько разными бывают люди.

Встреча Стародума и Софьи

Родственники рады снова быть вместе. Дядя говорит племяннице, что отъезд был связан с целью раздобыть средства. Работа в Сибири – единственный честный способ заработать достаточно денег, иначе пришлось бы жертвовать совестью, а этого Стародум допустить не мог.

Простаковы встречают Стародума

Пока Стародум говорил с Правдиным и Софьей, барыня подралась со Скотининым. Драчуны миряться с помощью Милона. Еремеевна, основываясь на приказе барыни, зовет господина Простакова и Митрофана. Льстивые и лицемерные герои «искренне» и громко встречают Стародума, оказывая мужчине различные почести. Младший Простаков – безвольный юнец – мимикрирует под мать, повторяя все действия Простаковой, называя Стародума вторым отцом. Герой удивляется странным приветствиям и словам лицемерного семейства.

Планы на Софью

Дядя собирается увезти племянницу в область Москвы, чтобы выдать замуж. Девушка не ведает о том, что Стародум решил женить на ней Милона, но соглашается с решением любимого дяди. Тем временем барыня со Скотининым переубеждают мужчину увозить племянницу. Стародуму не нравятся неграмотные Простаковы, но барыня убеждает героя, что Митрофан показывает успехи в науках, занимаясь с учителями.

Учеба Митрофана

Стародума спасает Правдин, увещевав Простакову оставить гостя в покое и дать Стародуму отдохнуть после долгого, изнурительного пути. На сцене, после ухода дяди Сони, Правдина и Простаковой, на сцену выходят учителя Митрофана. Учитель математики жалуется коллеге, что сынишка Простаковых глуп, за несколько лет юнец так и не выучился арифметическим и грамматическим премудростям. Виною в нерадивости ученика немец, поскольку Вральман запрещает применять к Митрофану телесные наказания. По мнению же преподавателей математики и грамоты, мальчишку без побоев наукам научить не удастся.

Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с Дениса Фонвизина

На сцене появляются мать и сын. Матушка убеждает Митрофана, что тот должен учиться, или хотя бы притворяться, что учится. Цыфиркин задает Митрофану задачи по арифметике, однако у матери юнца собственная логика решения математических задач. Простакова учит сына не делиться, все брать себе. А математика, по мнению женщины, наука глупая, неправильная.

Кутейкин силится обучить Митрофана премудростям грамоты, однако Вральман мешает процессу обучения, поскольку считает, что мальчику стоит водить дружбу с подобными себе – неграмотными людьми. Мать поддерживает мнение Вральмана. Тут Вральман, увлекшись рассказом о свой жизни, вдруг признается, что служил извозчиком, однако барыня не заметила лжи «немца». Учителя бранятся, а преподаватели арифметики и грамматики и вовсе хотят избить Вральмана. Но тот успевает сбежать.

События Действия Четвертого

Размышления о добродетелях

Стародум разговаривает с племянницей. Предмет беседы – вопрос добродетели, проблема нравственного падения людей. Стародум говорит, что благородство и богатство не присваиваются человеку эгоистичному и корыстному. Эти качества присущи лишь тем, кто заботиться о ближних, о друзьях, родственниках, соотечественниках. Должность следует давать за дела, плохо, когда в должности нет ничего, кроме названия. Также Стародум учит племянницу премудростям жизни замужней женщины. Семья – это партнерские отношения, в которых мужу и жене следует проявлять внимание друг к другу, взаимопонимание и взаимопомощь, прислушиваться и уметь услышать. Необходимо, чтобы супруги поддерживали друг друга. Вопрос происхождения – это не главное в браке. Главное же – любовь, искренние чувства.

Беседа Стародума и Милона

Стародум получает извещение, в котором говорится, что юноша, которого тот заприметил как будущего супруга для племянницы, является Милоном. Дядя Софьи беседует с Милоном. Стародуму нравится суженый Сони. Мудрый мужчина видит в Милоне человека высоких моральных качеств, благородных порывов и стойких нравственных принципов. Стародум дает Софье и Милону свое благословение.

Притязания на руку Софьи

Беседу Милона и Стародума прерывает Скотинин. Герой старается продемонстрировать собственные положительные стороны и качества, чтобы вынудить Стародума передумать и выдать племянницу за него. Однако мужчина только развеселился от нелепого поведения, демонстрируемого Скотининым.

Появляются Простаковы с компании Правдина. Барыня восхваляет ученость и старательность Митрофана. Тогда Правдину приходит в голову мысль о проверке знаний юнца. Младший Простаков, между тем, отвечает неверно на все заданные вопросы. Но барыня выгораживает сына, оправдывая отсутствие знаний у Митрофана разными отговорками.

Простаковы выведывают у дяди Софьи, кому же девушка достанется в жены. Дядя отвечает, что девушка уже помолвлена и скоро выезжает вместе с женихом в Москву. У Простаковых и Скотинина созрел план: похитить девушку.

События Действия Пятого

Философская пауза от Фонвизина

Мудрый дядя беседует с Правдиным. В разговоре поднимаются вопросы правды, благоразумия, честной и добродетельной жизни. Эти качества выступают залогом благополучия не только отдельной семьи, но и государства в целом. Читателю, знакомому с восточной философией, а также с учением китайского мудреца Конфуция, нетрудно будет заметить схожесть взглядов Стародума и азиатского философа. Государство держится на честных, достойных, образованных и хорошо воспитанных людях.

Попытка похищения Софьи

Еремеевна, выполняя приказ барыни, собиралась похитить Софью. Однако жених девушки вовремя подоспел и помешал женщине увести невесту. На шум пришли Правдин со Стародумом. Чиновник считает, что дядя и жених Софьи вполне могли бы привлечь несостоявшихся похитителей к ответственности, так как похищение – это преступление. По мнению Правдина, дядя девушки мог бы потребовать наказания правонарушителей. Барыня умоляет Соню простить ее. Софья – добрая натура – прощает горе-похитителей. Однако барыня не учится на ошибках, стремясь наказать челядь, которую Простакова винит в неудаче.

Итоги и торжество справедливости

Попытка наказать слуг пресекается Правдиным, потому что герой как раз получил извещение: беспредел в поместье Простаковых вынудил государство назначить для безграмотных господ опекуна. Попечителем оказался Правдин, который отныне будет контролировать дела в поместье нерадивого семейства. Барыня просит чиновника дать трехдневную отсрочку, но строгий мужчина не покоряется Простаковой. После этого героиня просит Правдина решить проблему с задолженностью по оплате учителям Митрофана. Правдин обещает самостоятельно разобраться с этим вопросом.

На сцене появляются три учителя Митрофана. Чиновник обнаруживает ложь Вральмана: в процессе разбирательств оказалось, что «немец» ранее ухаживал за Стародумовскими лошадьми. Соответственно, барыня узнала, что Вральман далек от высокой культуры, Германии и аристократических манер. Вральман решается вновь служить дяде Софьи. Цыфиркин – человек честный. Мужчина считает, что не должен брать плату за труд, поскольку усилия учителя математики не принесли плодов: юнец не познал азы арифметики. Правдин со Стародумом уважают учителя за то, что тот проявил честность и справедливость. Учитель грамматики же, напротив, желает получить денежное вознаграждение, но остается без денег.

Финал

Краткое содержание «Недоросля» Фонвизина заканчивается на сборах Софьи и жениха – Милона – в дорогу. Дядя девушки уезжает вместе с возлюбленными. Митрофану надоела чрезмерная опека матери. Юноша пытается вырваться из родного дома, чем вызывает недоумение и неодобрение отца. Правдин считает, что для мальчишки полезно послужить в армии. Юноша согласился на службу. Барыня расстроена: женщина отчаялась, считая, что все планы разрушены. Однако Стародум уверен: история завершилась совершенно справедливо.

Сокращенный вариант статьи.

Действие первое: знакомство с обитателями деревни Простаковых

События разворачиваются в деревне Простаковых, зажиточных помещиков. С первых же мгновений пьесы мы знакомимся с ее главными обитателями – госпожой и господином Простаковыми и их сыном Митрофаном, которого в семье любовно кличут Митрофанушкой, ведь он еще недоросль. Все заняты примеркой нового кафтана, который портной Тришка сшил для молодого барина. Госпожа Простакова в бешенстве, потому что обновка плохо сидит на Митрофане. Тришка отчаянно оправдывается тем, что он дескать самоучка и с него взятки гладки: “Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет”. А господин Простаков, будучи подкаблучником и слабовольным человеком, жутко боится высказать собственное мнение, которого у него давным-давно пропало. “При твоих глазах, – лепечет он елейно женушке, – мои ничего не видят”.

Ситуацию с кафтаном спасает вошедший в комнату брат госпожи Простаковой – Тарас Скотинин. Он басит, что кафтан племяннику впору и вообще нечего говорить о таких мелочах, когда на кону важное предприятие – сегодня Скотинин собирается сговориться (то есть сделать предложение) с Софьей. Софья – сирота, ее родители умерли, и она унаследовала поместье с деревеньками, которыми пока что управляют Простаковы. Эта воспитанная, образованная, честная девушка резко контрастирует с обществом, в котором она невольно оказалась. Стоит ли говорить, что Скотинина привлекают не ее добродетели, а приданое. Кроме того, у брата Простаковой есть одна страсть – свинки, он их безумно обожает, а в деревнях Софьи, говорят, водятся прехорошенькие хрюшки.

Однако утро, которое сулило столько сладостных надежд для Тараса Скотинина, готовилось разрушить его далеко идущие планы. Софья получила письмо от Стародума, своего горячо любимого дяди. Он отправился в вынужденную поездку в Сибирь и длительное время не поддерживал связь, потому все свыклись с мыслью, что Стародум умер. Каким же было удивление Простаковых и Скотинина, когда из письма они узнали, что Стародум не только не погиб, но также пребывает в добром здравии и спешит повидаться со своей племянницей. Кроме того, дядя нажил солидное состояние (10 тысяч доходу) и делает Софью своей наследницей.

Получается, что Софья – теперь не просто сиротка с небольшой деревенькой, а богатая госпожа. Такую добычу Простакова уже не хочет отдавать своему братцу и решает сосватать Софью Митрофанушке!

Справка. Недоросль – отнюдь не жаргонизм, так в XVIII веке называли юношей, не достигших совершеннолетия и еще не поступивших на государственную службу. Есть и другое значение, которое Фонвизин зашил в смысл названия своей пьесы: недорослем также называли глуповатого недоучку.

Действие второе: три жениха для Софьи

В начале второго действия мы знакомимся с Милоном – молодым офицером, влюбленным в Софью. Чувства молодых людей взаимны, но пока что жизненные обстоятельства не позволяют им быть вместе. Вот уже полгода пара была в разлуке, но, по счастливому стечению обстоятельств, Милон пребывает вместе с полком именно в деревню Простаковых.

Мы застаем молодого офицера за разговором с Правдиным – государственным чиновником, который приехал в имение, чтобы разобраться в барских делах. Милон рассказывает Правдину о девушке, в которую влюблен, но именно в этот момент появляется Софья. Радость от долгожданной встречи влюбленных была слишком короткой, ведь тут же их разговор нарушил Тарас Скотинин, по-прежнему имеющий виды на Софью. Из-за своей тупости и ограниченности, брат Простаковой не догадывается о связи Милона с Софьей, а потому наивно, как довольный ребенок, рассказывает, как счастливо будет жить его будущая жена. Счастье по-скотинински, надо сказать, предмет весьма сомнительного толка.

Молодые люди, не щадя размечтавшегося “жениха”, сообщают, что у него есть соперник – его родной племянник, недоросль Митрофанушка, который также соблазнился завидным состоянием Софьи. Скотинин тут же отправляется выяснять отношения с наглецом и едва не навешивает родственничку оплеух, но его закрывает грудью старуха Еремеевна. Впрочем, няне все равно достается от госпожи Простаковой за то, что та заступалась за “ребенка” без должной прыти. Заплаканную старушку успокаивают Митрофановы учителя Кутейкин и Цыфиркин.

Еремеевна. Нелегкая меня не приберет. Сорок лет служу, а милость все та же …
Кутейкин. А велика ль благостыня?
Еремеевна. По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день.

Действие третье: возвращение Стародума и учение Митрофанушки

Наконец в деревню Простаковых приезжает Стародум. Первым, кого встречает дальний путник, становится Правдин. Между ними завязывается разговор, в котором Стародум рассказывает о своей жизни и службе. Его речи мудры и афористичны, он – голос морали произведения.

“Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки и пуговицы”

Вскоре появляется Софья. Нежная встреча дяди и племянницы доказывает, что эти люди искренне тосковали друг по другу и рады наконец-то оказаться вместе. Правда, Стародум сообщает, что нашел отличную партию для Софьи, чем немало пугает племянницу, ведь ее сердце уже отдано Милону.

С шумом и криками входит Простакова, она отчитывает Скотинина за давешнее нападение на Митрофанушку. Госпожа еще не знает, что перед ней богач Стародум, потому ведет себя грубо и вызывающе, но как только почетный гость представляется, бедняжка принимается источать елейные приветствия и даже лезет обниматься.

Чтобы произвести хорошее впечатление на гостя, от которого во многом зависит будущая свадьба Митрофана с Софьей, Простакова уговаривает сына поучиться для виду, последний разочек.

Сцена “учения” Митрофана показывает, насколько бестолковы занятия барского отпрыска. В уголке пристраивается и сама Простакова, она вяжет кошелек, “чтобы Софьюшкины денежки было куды покласть”. А когда Цыфиркин задает Митрофану задачу на деление, матушка авторитетно поучает, чтобы чадо ни с кем не делилось, а затем резюмирует:

Действие четвертое: счастливое стечение обстоятельств

Софья и Стародум наконец-то остаются наедине, у них накопилась масса тем для разговора. Дядюшка делится с племянницей своей жизненной мудростью, говорит о благонравии и добродетели, которые являются главными человеческими ценностями. Говорит об уме, который, однако, не имеет никакого значения, если он не подкреплен добрым сердцем.

“Умы, развращенные в своих понятиях, сердца, развращенные в своих чувствах. О, мой друг! Умей различить, умей остановиться с теми, в которых дружба была бы надежною порукою за твой ум и сердце”

Ну, и, конечно же, как не поговорить с девушкой на выданье о любви и браке. В современном обществе практически забыли, что эти две реалии должны идти рука об руку. Брак без любви – пустышка, пытка для двоих людей, которых объединило социальное положение, чины, “хорошие перспективы”, но никак не душевное родство.

После такого разговора Софья больше не в силах таиться от дяди – они с Милоном открывают свои чувства перед Стародумом. Что за чудо! Старик счастлив, ведь это тот молодой человек, племянник его приятеля Честена, которого он прочил племяннице в мужья.

Стародум дает молодым свое благословение. Все трое несказанно счастливы. Однако большое семейство Простаковых по-прежнему остается в сладостном неведении о том, что Софья обручена. Стародум не отказывает себе в возможности немного позабавиться и потянуть интригу, однако потом раскрывает карты – Софья сговорена! Но госпожа Простакова, как утопающий, что в отчаянии хватается за соломинку, решается на последний отчаянный шаг – сегодня ночью они выкрадут Софью и насильно обвенчают ее с Митрофаном.

Действие пятое: крах планов Простаковой и предательство Митрофанушки

План Простаковой украсть Софью и отдать ее за Митрофана рассыпался – Милон спас свою возлюбленную из рук челяди, уже тянувшей упирающуюся девушку к карете. Весь дом всполошился. Госпожа Простакова раскаивается, падает в ноги Стародуму и Милону (Еще бы! Он, оказывается, жених Софьи). Правдин собирается судить Простакову по закону, но великодушные Софья и Стародум ее прощают.

Оправившись от потрясения, Простакова собирается выместить зло на своих слугах, которые не сумели справиться с заданием, но и тут ее ждала неудача – Правдин сообщает, что по правительственному указу он берет в опеку дом и деревни Простаковой. Госпожа больше здесь не госпожа и никакой власти над слугами не имеет.

Барских учителей также отпускают. Кутейкин, помимо жалованья, требует денег за стоптанные сапоги, Цыфиркин отказывается от вознаграждения, потому что Митрофан так ничему и не научился, значит он не выполнил свою главную преподавательскую задачу. Тронутый честностью учителя, Стародум платит ему из своего кармана. А вот Вральмана, любимого учителя Митрофана, который разрешал ему попросту ничего не делать, выводят на чистую воду.


Денис Иванович Фонвизин

Недоросль

Комедия в пяти действиях

Действующие лица

Простаков.

Г-жа Простакова , жена его.

Митрофан , сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофанова.

Правдин.

Стародум.

Софья , племянница Стародума.

Милон .

Скотинин , брат г-жи Простаковой.

Кутейкин , семинарист.

Цыфиркин , отставной сержант.

Вральман , учитель.

Тришка , портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.


Действие в деревне Простаковых.

Действие первое

Явление I

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.


Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане) . Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.


Митрофан отходит.

Явление II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.


Г-жа Простакова (Тришке) . А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает) . Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

Явление III

Те же и Простаков.


Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь) . Ме… мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

Явление IV

Те же и Скотинин.


Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…

Г-жа Простакова. Так авось-либо Господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.


Митрофан с Еремеевною отходят.

Явление V

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин.


Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину) . Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…

План пересказа

1. Простакова недовольна кафтаном, сшитым для ее сына портным Тришкой.
2. Скотинин, брат Простаковой, мечтает из корыстных побуждений жениться на Софье.
3. Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Правдин при всех читает его вслух.
4. Правдин в разговоре с Милоном говорит о цели своего приезда.
5. Софья и Милон встречаются. Они давно любят друг друга.
6. Скотинин сватается к Софье и узнает, что Простакова прочит Софью Митрофану в жены.
7. Скотинин бросается на Митрофана, Еремеевна заслоняет его.
8. Беседа Правдина и Стародума о взглядах на жизнь.
9. Все герои комедии выражают свое отношение к Стародуму.
10. Экзамен Митрофана.
11. Беседа Софьи и Стародума о нравственных основах жизни.
12. Стародум соглашается на брак Софьи с Милоном.
13. Скотинин и Простакова сватают Софью.
14. Стародум узнает о том, что Простакова хотела тайно обвенчать Митрофана и Софью.
15. Правдин сообщает об опеке имения Простаковой.
16. Отъезд Стародума, Милона и Софьи.
17. Разочарование Простаковой.

Пересказ
Действие 1

Простакова и Еремеевна осматривают на Митрофане только что сшитый кафтан. Простакова говорит, что он плохо сшит, и велит Еремеевне позвать портного Тришку. Тришка начинает оправдываться, что он самоучка, поэтому кафтан лучше отдать настоящему портному, который сошьет лучше. Но Простакова только ругается. Появляется Простаков. Он во всем подчиняется своей жене, поэтому не может сказать ничего вразумительного про кафтан. Простакова приказывает наказать Тришку за плохую работу. Но тут приходит брат Простаковой, Скотинин, и просит в день его сватовства никого не наказывать, а отложить до завтрашнего дня, тогда он ей в этом поможет.

Митрофан жалуется, что вчера вечером мало поел, поэтому ему снились сны, как матушка бьет батюшку, говорит, что ему было очень жаль матушку, так как она устала от битья.

Скотинин интересуется, где его невеста, не пора ли ей сказать, что ее выдают замуж. Простаков рассказывает, что Софья осталась сироткой, а ее дядя Стародум уехал в Сибирь и там умер, и теперь она живет у Простаковых, а они следят за ее имением. Простакова спрашивает, на самом ли деле Скотинину так понравилась Софья. Тот отвечает, что ему не невеста нравится, а то, что находится в ее деревне, т.е. свиньи, которых он очень любит.

Входит Софья, на ходу читающая письмо. Простакова узнает, что письмо от дяди Софьи Стародума, и чуть в обморок не падает. Она начинает уверять Софью, что ее дядя уже давно умер, по нему даже молебен отслужили, высказывает предположение, что письмо любовное, написанное офицером, который сватался к Софье. Простакова вырывает у Софьи письмо и велит мужу или брату прочесть его, но ни один из них грамоте не обучен, как и она сама. Софья хочет прочесть им письмо, но Простакова решает дождаться учителя Митрофанушки. Она рассказывает, каких учителей выписала для сына, каким наукам они его обучают и сколько платят им за это.

Приходит Правдин, гость Простаковых. Хозяйка представляет его Скотинину, который расспрашивает его, есть ли в его поместье свиньи. Простакова просит Правдина прочесть письмо. Тут все узнают, что Стародум вернулся из Сибири, что он нажил честным трудом десять тысяч и хочет сделать Софью своей наследницей. Новость потрясает всех. Простакова обнимает Софью и говорит, что теперь ей надо найти достойного жениха и что именно такую невесту она и хотела бы для своего сына. Простакова отводит Софью в свою комнату.

Прибегает слуга и говорит, что в деревню приехали солдаты на постой. Простаков пугается этой новости, так как боится, что солдаты совсем разорят его. Правдин предлагает пойти к их офицеру. Скотинин понимает, что пока он не может посвататься к Софье, и уходит на скотный двор, смотреть свиней.

Действие 2

Правдин встречается с командиром прибывших солдат, Милоном. Из их разговора становится ясно, что Правдин является членом наместничества и должен ознакомиться с делами местного дворянства. Он поражен тем, насколько глуп здешний помещик и сколько зла в его жене. Милон сообщает, что должен скоро уехать, поскольку хочет разыскать девушку, в которую влюблен. После смерти ее матери ее забрали к себе какие-то дальние родственники, и теперь Милон боится, что они пользуются ее сиротством и «содержат ее в тиранстве». Появляется Софья, в которой Милон узнает свою возлюбленную.

Софья и Милон радуются внезапной встрече. Софья рассказывает, как ей тяжело жилось после их разлуки, как Простакова, узнав, что она теперь богатая наследница, прочит ее в невесты своему сыну, поэтому стала ласкова с ней до низости. Милон начинает ревновать Софью, но она и Правдин успокаивают его, рассказав, что собой представляет Митрофан. К ним подходит Скотинин. Он жалуется, что сестра обещала ему невесту, а теперь говорит, что ему лучше свиньями обзавестись, чем женой. Потом, обращаясь к Софье, обещает ей, что никто не заберет ее у него. Софья возмущена тем, что ее сватают за Скотинина, а Скотинин описывает, как ей хорошо будет жить у него, на ее деньги он собирается купить столько свиней, сколько еще ни у кого нет. Вмешивается Правдин и говорит, что Простакова хочет Софью отдать за Митрофана. Скотинин обещает переломать ему кости.

Появляются Митрофан и Ереемеевна, которая просит его еще немного поучиться. Скотинин, узнав, что Митрофан хочет жениться, набрасывается на него с кулаками. Еремеевна заслоняет собой Митрофанушку. Все трое ругаются. Скотинин уходит, появляются Простаковы. Жена ругает мужа за то, что тот упустил офицера, и теперь они не знают, где его искать. Но тут они видят Милона, и Простакова начинает хвалить его солдат и извиняться за своего мужа, потому что он потерял Милона из вида. Она рассказывает, как готовила комнату к приезду Стародума, ведь он для них любезный гость. Она отправляет Софью посмотреть на комнату дяди, а мужа отсылает за ней следом.

За спиной Простаковой появляются Кутейкин и Цыфиркин, учителя Митрофана. Милон узнает в Цыфиркине бывшего солдата. Учитель начинает рассказывать, что теперь он зарабатывает на жизнь преподаванием арифметики, жалуется, что Митрофан плохо понимает дроби. А Кутейкин рассказывает, как учился в семинарии. Правдин хочет увести Милона в свою комнату, но Простакова приглашает их отобедать вместе со всей семьей. Простакова уговаривает Митрофана приняться за учение. Но сынок не хочет учиться, начинает грозить, что утопится в реке. Еремеевна во всем обвиняет Скотинина: это он напугал бедного мальчика. Простакова обещает разобраться с братцем.

Действие 3

Правдин встречает Стародума в доме Простаковых. Стародум возмущен поведением здешних хозяев, которые посмели забрать к себе его племянницу и распоряжаться ее имуществом. Стародум рассказывает Правдину, как в молодости он дружил с одним образованным молодым офицером, графом. Когда пришла весть о войне, Стародум обрадовался и решил отправиться в армию, чтобы служить отечеству, а его друг отказался ехать с ним. С тех пор Стародум испытывал к нему только презрение.

На войне Стародум несколько раз был ранен, командиры хвалили его за храбрость и воинские заслуги. И вдруг Стародум узнает, что вместо него новый чин получил его бывший друг. Он решил уйти в отставку и «поехал ко двору». Но и там он не задержался, так как не привык к дворцовым интригам, не привык использовать людей в своих целях и не хотел, чтобы использовали его. Он говорит, что отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, зато свое сердце принес домой неповрежденно, как и свою душу, свою честь, свои правила.

Входит Софья. Увидев Стародума, бросается к нему в объятья. Стародум говорит, что уехал для того, чтобы в Сибири заработать денег, потому что только там можно сделать это, не потеряв свою душу. Теперь, когда у Софьи такое богатое приданное, она может выйти замуж за человека, к которому у нее лежит сердце, пусть даже этот человек не имеет состояния. Главное, чтобы он был честным.

На сцене появляются дерущиеся Простакова и Скотинин и Милон, который разнимает их. Стародум смеется над ними. Сначала Простакова сердится на него, но когда узнает, что это дядя Софьи, пугается и начинает кланяться перед ним. Она велит Еремеевне позвать мужа и сына, потому что к ним «пожаловал их второй родитель». Стародум же отвечает, что они даже не знакомы. Простакова бросается обнимать Стародума. Тот пытается вырваться и попадает в объятья Скотинина, а в дверях появляются Митрофан и Простаков, которые также ждут своей очереди. Митрофан хочет поцеловать у Стародума руку, называет его вторым отцом. Милон огорчен тем, что теперь не сможет представиться гостю, потому что сквозь Простаковых не пробьешься. Правдин обещает познакомить его позже.

Стародум объявляет, что собирается отвезти Софью в Москву, поскольку там нашел ей хорошего жениха. Все герои в смятении. И тут Стародум говорит, что Софья сама может выбрать себе жениха. Скотинин начинает расхваливать себя, а Простакова — своего сыночка. Опять возникает разговор о воспитании Митрофанушки. Простакова хочет показать, чему он успел научиться, но Стародум изъявляет желание отдохнуть после поездки.

Приходят Кутейкин и Цыфиркин. Они жалуются друг другу, что денег у них мало, а немец Вральман мешает им учить Митрофана, Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы для вида, чтобы до Стародума дошли об этом слухи. Митрофан кричит, что не хочет учиться, а хочет жениться, но все равно садится за доску. А Простакова тем временем шьет кошелек, в который собирается сложить деньги Софьи.

Цыфиркин задает Митрофану задачку, сколько денег достанется ему и двум его учителям, если они найдут триста рублей. Простакова велит Митрофану никому деньги не отдавать, а все забрать себе. Тогда Цыфиркин спрашивает у Митрофана, сколько он будет получать в год, если к его жалованию в десять рублей прибавить еще десять. Но Простакова опять вмешивается и говорит, что не добавит ему ни гроша, так что и решать такую задачу не надо. Кутейкин пытается учить Митрофана грамоте, но тут приходит Вральман и заявляет, что своим учением они совсем утомили бедного ребенка. Велит немедленно все прекратить, так как учение вредно для головы. Простакова соглашается с немцем. Вральман утверждает, что для Митрофана главное — выучиться манерам, чтобы его приняли в обществе, и что сам Вральман знает это общество очень хорошо, так как вхож в него. Но во время разговора он чуть не пробалтывается, что на самом деле был простым кучером. Простакова и Митрофан уходят. А Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана с бранью, грозятся его побить. Вральман убегает.

Действие 4

Софья и Стародум встречаются в гостиной. Софья просит, чтобы дядя дал ей советы, которым она будет следовать в своей жизни. Стародум объясняет племяннице, что значит жить по совести, что такое честь дворянина и человека вообще, почему люди завидуют друг другу. Потом он говорит, что нынешние браки несчастливы оттого, что люди женятся не по любви, а по расчету. Стародум хвалит Софью за то, что выросла честным и добрым человеком.

Камердинер приносит Стародуму письмо из Москвы. Оно от его давнего друга, который пишет про своего племянника Милона и просит отдать за него Софью. Когда девушка возвращается, Стародум рассказывает ей про молодого человека, которого прочит ей в мужья, но не называет его имени. Софья немного опечалена и хочет рассказать про своего возлюбленного. Но тут приходят Правдин и Милон. Стародум очень рад знакомству с племянником своего друга и после разговора с ним понимает, что он человек чести и храбрый офицер. Милон просит руки Софьи. Узнав, что молодые люди уже давно любят друг друга, Стародум соглашается на их брак, тем более, что сам хотел отдать Софью за Милона.

Появляется Скотинин и прямо с порога просит Стародума отдать за него Софью. Стародум смеется над ним, но тот думает, что это от большого расположения к нему. Приходят Простаковы и Митрофан с Еремеевной. Простакова опять начинает описывать достоинства своего сына, рассказывает, чему он научился. Правдин спрашивает у Митрофана: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?» Митрофан отвечает, что прилагательное, потому что ее к стене прилагают. Его спрашивают, что он знает из истории, но он, кроме сказок, ничего вспомнить не может. Что такое география, он вообще не знает, ему не надо знать, где какой город находится, потому что извозчик его и так довезет.

Простакова докладывает, что к Правдину приехал какой-то человек с письмом, и тот поспешил уйти. Милон также уходит, взорами прощаясь с Софьей. Простакова спрашивает, понравился ли Стародуму ее сын, а Скотинин все расхваливает себя. Затем Простакова спрашивает, не хочет ли Стародум отдать Софью за Митрофанушку, но тот отвечает отказом. Услышав это, Скотинин опять начинает свататься, но слышит тот же ответ. Стародум объявляет им обоим, что Софья уже помолвлена. Скотинин говорит, что завтра утром снова придет к старику, чтобы уговорить его. Простакова приказывает Еремеевне следить за спальней Софьи, в сенях разместить прислугу, чтобы она смотрела за гостями, а у заднего крыльца велит поставить карету, в которую спрячут Софью. Она еще надеется сделать девушку женой своего сына.

Действие 5

На следующее утро Правдин и Стародум встречаются в доме Простаковых, и Правдин рассказывает про письмо, которое получил вчера. Оказывается, ему поручена опека над имением и людьми Простаковых, если хозяйка начнет зверствовать и впадет в бешенство. Стародум радуется этому известию: наконец-то нашлась управа на таких людей, как Простакова. Тут они слышат шум. В комнату вбегают Милон, Софья и Еремеевна, которая хватает Софью за платье. Милон со шпагой в руке кричит, что перебьет всех, кто посмеет притронуться к Софье. Еремеевна признается, что Софью хотели везти венчаться с Мит-рофаном. Вбегает Простакова. Она ругает Милона за то, что тот мешает ее людям исполнить приказ. Правдин говорит Милону и Стародуму, что за оскорбление, нанесенное Софье, они могут подать в суд на Простаковых. Хозяйка, ее муж и Митрофан падают в ноги Стародуму и просят простить их. Услышав, что и Софья, и Стародум не сердятся больше на них, Простакова собирается наказать своих слуг за то, что те не смогли удержать Софью. Тогда Правдин объявляет, что именем закона он берет опеку над имением в свои руки, а Простаковы теперь здесь не хозяева. Скотинин хочет поскорее уйти, чтобы и его не наказали. Простакова просит оставить ей имение хотя бы на три дня, но Правдин отказывает. Он говорит, что теперь сам наведет везде порядок, и велит позвать учителей, которым надо заплатить за работу. Те приходят и заявляют, что не возьмут денег за учебу, поскольку Митрофан ничему не научился. Но Правдин, Стародум и Милон все равно дают им денег.

Приходит Вральман, и Стародум узнает в нем своего бывшего кучера. Тот просит снова взять его к себе на службу, ведь ему теперь некуда идти. Стародум соглашается. Стародум собирается уехать вместе с Софьей и Милоном.

Простакова хочет обнять сына, он теперь ее единственное утешение в жизни. Но Митрофан отказывается от матери. Та падает в обморок. Все собравшиеся осуждают поведение Митрофана. Правдин велит Митрофану идти служить в армию. Простакова очнулась и начала плакать, что теперь у нее нет ни дома, ни сына. Стародум, указывая на нее, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!»

Действие первое

Явление I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана - за отцом.

Явление II Простакова, называя Тришку «скотом» и «воровской харей», ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает: «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего».

Явление III Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: «При твоих глазах, мои ничего не видят». Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.

Явление IV Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата». Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит «изряднехонько». Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына «мое утешение» и отправляет его порезвиться.

Явление V Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за её деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него «смертная охота». Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.

Явление VI Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.

Явление VII Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья - «наследница дохода с десяти тысяч». Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.

Явление VIII Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж её успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.

Действие второе

Явление I Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец «злобе жены и глупости мужа». Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.

Явление II Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что её судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.

Явление III Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что её у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.

Явление IV Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он её обзывает «старой хрычовкой». Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.

Явление V Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется её дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.

Явление VI Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за «ребенка». Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю.

Действие третье

Явление I Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил «душу, честь и правила». Стародум выносит приговор царствующему дому: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Явление II Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает её, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо её выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.

Явление III Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон её понимает.

Явление IV Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, «как благородная». Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.

Явление V Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т. к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец её всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.

Явление VI Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.

Явление VII Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.

Явление VIII Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.

Явление IX Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока.

Действие четвёртое

Явление I Софья читает книгу и ждет дядю.

Явление II Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор «Телемака» не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье - это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, - это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.

Явление III Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.

Явление IV Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.

Явление V Софья признается Стародуму в любви к Милону.

Явление VI Правдин представляет Стародуму Милона. Софья говорит, что её мать любила его, как родного сына. Милон высказывает свои взгляды на службу и человека, близкие взглядам Стародума. Милон показывает себя образованным и рассудительным молодым человеком. Он нравится Стародуму, и тот благословляет Софью и Милона на брак.

Явление VII Появляется Скотинин и просит благословить его и Софью. Он показывает себя абсолютным глупцом. Стародум смеется.

Явление VIII Гж. Простакова интересуется, не помешал ли кто отдыхать Стародуму; она всех заставляла ходить на цыпочках, дабы не потревожить такого дорогого гостя. Простакова опять просит Стародума проэкзаменовать Митрофана. Митрофан показывает абсолютное незнание элементарных вещей. Мать, защищая сына, говорит, что век люди жили без наук, и он благополучно проживет.

Явление IX Простакова интересуется, узнал ли Стародум её сына. Тот отвечает, что узнал обоих как нельзя лучше. На вопрос Митрофана он отвечает, что Софье не бывать за ним, она уже сговорена за другого. Простакова бегает в злобе по комнате и строит планы: украсть Софью в шесть утра, до того, как она уедет с дядей.

Действие пятое

Явление I Правдин и Стародум беседуют о том, как можно положить конец злонравию Простаковой. Правдину поручено взять имение в опеку. Правдин и Стародум рассуждают о добродетелях царя, которому доверены жизни подданных, сколь велик душой он должен быть. Далее, они переходят к рассуждению о дворянах, «кои должны быть благонравны».

Явление II Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном.

Явление III Правдин уверен, что это преступление дает повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде.

Явление IV Но Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своем унижении. Скотинин ничего не понимает в происходящем. Простакова встает с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые «выпустили Софью из рук». Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достает бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.

Явление V Простакова просит Правдина помиловать или дать отсрочку, хотя бы на три дня. Он и трех часов не дает.

Явление VI Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Кутейкин требует за свою работу деньги, а Простакова говорит, что он ничему Митрофана не научил. Тот возражает, что не его в том вина. Цыфиркин отказывается от денег, т. к. за три года Митрофан ничего не усвоил путного. Правдин стыдит Кутейкина и награждает Цыфиркина за добрую душу. Милон также дает ему денег. Вральман просится к Стародуму кучером.

Явление VII Карета Стародума подана, и Вральман готов занять место кучера: Стародум берет его к себе на службу.

Явление последнее Стародум, Софья, Милон прощаются с Правдиным. Простакова кидается к Митрофану, её последней надежде, а Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Простакова убита «предательством сына». Даже Софья кидается её утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды».

Поместье Простаковых. Простакова ругает крепостного Тришку, так как тот неправильно пошил кафтан её сыночку Митрофану. Крепостной объясняет, что заранее предупреждал о том, что он не учился шитью. Господин Простаков, давно вошедший в послушание к своей супруге, присоединяется к жене и говорит, что кафтан некрасив. Так же высказывается и брат Простаковай – Скотинин.

В поместье живет девушка Софья. Она давным –давно потеряла отца и полгода как умерла ее мать. Простаковы приютили девушку, хотя не по своей любезности, а потому что София обладает довольно неплохим наследием. Из родственников у Софии остался дядя, но от него уже давно нет никаких известий и все подозревают, что он умер.

Господин Скотинин желает жениться на Софии, так как в ее деревнях порядочное количество свиней. София в неведении этого…

София получает письмо от дядьки, но так как необразованна, прочесть его не имеет возможности. Госпожа Простакова говорит, что дядюшка пишет письмо любовного характера, но содержание этого письма совсем другого характера. В этом письме написано, то наследие Софьи увеличится, так как дядя все свое состояние завещает ей. Простакова принимает решение женить на Софии своего сына.

Рядом с деревней Простаковых проходит путь солдат. Милон – офицер здоровается со своим знакомым Правдиным и пока находится в деревне, видит свою возлюбленную Софию, которую забрали из родной деревне и увезли в неизвестном направлении.

Начинается суматоха. София говорит Мирону, что ее хотят выдать замуж за сына госпожи. Скотинин говорит, что он первый которому посватали Софию, но узнает, что Простакова передумала. Митрофана ведут учиться к его учителям(Сидорыч, Панфутич), но учиться он отказывается. Мать обещает сыну скорую свадьбу если он возьмется за ум.

Заезжает господин Стародум. Он беседует с Правдиным, вспоминает об отце, и проникается воспоминаниями, насколько хороши были те времена. Дядя имеет желание забрать Софию с собой и таким образом спасти ее от семьи, в которой она сейчас прибывает, так как он был ранен и освобожден от службы и теперь имеет возможность заниматься племянницей.

Найдя Софию, он обещает, что скоро они покинут это поместье. Госпожа Простакова видит Стародума, которого ни разу не встречала до этого и всячески старается ему угодить, ввиду того что очень хочет поженить сына на богатой девушке.

Дядя говорит, что завтра же они с Софией поедут в Москву и там ее ожидает прекрасный достойный мужчина, чем очень огорчает племянницу, но как только замечает, что она расстроилась, объясняет, что выбор это лишь ее право и он не будет мешать, если у нее есть уже другой жених. Об этом узнают все в поместье и суматоха вновь набирает свои обороты. Простакова показывает Стародуму какой у нее прекрасный сын, и какой у него хороший учитель Адам Адамыч.

Но сына учат уже очень давно, но никаких новых умений ему обучение нескольких лет не дало, т.к Вральман мешает учебе. Госпожа все таки уговаривает сыночка поучиться, но как только Цыфиркин дает ему задачи, она вмешивается и объясняет, что арифметика Митрофану не нужна. Учитель заканчивает урок.

У митрофана начинается следующий урок. Кутейкин читает строки а Митрофан бездумно повторяет за ним. Вральман наблюдая за обучением объсняет Простаковой, что и без грамоты с арифметикой можно неплохо прожить и отпускает «молодое дарование» поиграть. Учителя очень расстроены и желают поквитаться с Вральманом. Но как только они приступают к открытым действиям, Вральман сбегает.

Стародум застает Софию за чтением книги о воспитании и заводит с ней беседу. Стародум получает письмо от дяди Милона, в котором тот предлагает женить их воспитанников, но, начиная разговор об этом с Софией, смущает ее. Правдин приводит Милона к дяде Софии и тот узнает, что мать Софии очень любила его, почти как родного сына. Стародум понимает, что Милон может стать прекрасным супругом для его племянницы. В то же время Милон упоминает Стародуму, что чувства у них с Софией взаимны, и дядя с радостью принимает решение о согласии на их брак.

Никто не подозревает, что сватовство уже прошло и поэтому все пытаются угодить приехавшему дядюшке. Скотинин рассказывает о том, как древен его род. Простакова показывает своего «ученого» сыночка. Но вскоре он отказывает всем, объясняя, что решение уже принято и не в их сторону и сообщает, что они с Софией покинут их поместье рано утром. Правдину вручают пакет, что в любом случае он получит в все владения, все что принадлежит Простаковым, если что то будет угрожать людям.

Софию тащат к карете жениться на Митрофане. Милон помогает ей освободиться. Павдин, видя эту картину обещает, что мать Митрофана ответит за свои действия в суде. Простакова раскаивается. Господин Правдин берет под свою опеку поместье.


Скотинин уезжает. Правдин распускает учителей Митрофана. Стародум понимает, что Вральман его бывший кучер, и вновь принимает его на эту должность. Митрофана решают отдать в армию, а его мать остается ни с чем.

Краткий пересказ "Недоросль" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.