Какие бывают эмоции? Список эмоций.

Положительные и отрицательные эмоции

Различают положительные и отрицательные эмоции. Высокое мастерство водителя позволяет ему относительно легко управлять автомобилем и испытывать при этом удовольствие, чувство удовлетворения и гордости. Однако преобладающими в деятельности водителя, особенно при недостатке опыта или несоответствия его психологических качеств требованиям водительской, деятельности, все же являются отрицательные эмоции: страх, неуверенность, сомнение и т. д. Причиной отрицательных эмоций являются часто и неожиданно возникающие опасные ситуации, работа в условиях навязанного темпа при дефиците времени, плохая видимость и недостаток информации о дорожной обстановке, неудовлетворительное состояние дороги, высокая ответственность за пассажиров, частое принятие весьма ответственных решений, болезненное состояние, утомление и т. д. Повышенное нервное напряжение водителей с преобладанием отрицательных эмоций отмечается при движении в плотном транспортном потоке или в колонне. В таких условиях водитель вынужден продолжительное время выдерживать скорость транспортного потока, которая нередко не соответствует уровню его мастерства и психологическим особенностям. Неудачно сложившаяся обстановка на работе или угроза наказания со стороны администрации, семейные неурядицы, конфликтные ситуации в пути следования также могут быть причинами возникновения отрицательных эмоций, снижающих работоспособность.

Согласно информационной теории эмоций, разработанной российским физиологом П. В. Симоновым, эмоции возникают, когда потребности ор­ганизма не удовлетворяются и он вынужден удовлетворять их в условиях хронического дефицита информации. Другой российский физиолог, П. К. Анохин, считает, что эмоции являются побудительным рефлекторным механизмом, направленным на удовлетворение потребностей. В свете этих теорий можно полагать, что причиной отрицательных эмоций водителя может быть недостаток информации или недостаток времени для получения информации, необходимой для правильной оценки дорожной обстановки, а следовательно, и для своевременного выполнения управляющих действий. У молодого неопытного водителя отрицательные эмоции более выражены, так как он не может получить нужную информацию из своего прошлого опыта. Во всех таких случаях водитель не удовлетворяет свои потребности по обеспечению собственной безопасности и безопасности других участников движения, в результате чего возникают отрицательные эмоции и нервное напряжение.

Эмоциональные переживания выражаются не только в субъективных чувствах. Они всегда связаны с физиологическими процессами и изменениями в организме, что находит и внешнее выражение. При одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других бледнеет. Эмоции сопровождаются мимикой, т. е. выражением лица, и пантомимикой - жестами, позой, изменением тона и громкости голоса, темпа и выразительности речи. Отмечается изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, изменение тонуса мышц, потливость и даже изменение состава крови. Специальными исследованиями установлено, что частота пульса водителя колеблется от 70 до 145 ударов в минуту. При спусках, подъемах и даже на прямых участках дороги при скорости 90 − 150 км/ч частота пульса увеличивается на 60 − 80 ударов в минуту. На автомобильных соревнованиях частота пульса у спортсмена возрастает до 200 ударов в минуту и более. Причинами эмоционального возбуждения водителей могут быть и самые обычные дорожные ситуации, которым сам водитель не придает значения. Так, например, французские ученые наблюдали, что частота пульса у водителей после обычного движения в городе при выезде на скоростную автостраду увеличивалась с 73 до 115 ударов в минуту. Особенно сильное эмоциональное возбуждение возникает при внезапном усложнении дорожной обстановки. Экспериментально установлено, что неожиданный занос автомобиля вызывает сильное эмоциональное возбуждение, которое особенно выражено у неопытных водителей. Даже при имитации заноса на автомобильном тренажере частота пульса возрастает на 25 − 40 ударов в минуту.

Под влиянием эмоций человек быстро подготавливается для выполнения большой физической или умственной работы. При этом мобилизуются резервные возможности организма, которые могут потребоваться для действия в неожиданных, опасных ситуациях. Экспериментальные исследования показали, что эмоциональные реакции ярости и страха связаны с увеличением выделения надпочечниками гормона адреналина. Появление в крови повышенного количества адреналина влечет за собой усиленное образование в крови сахара. Это увеличивает силу и работоспособность мышц, так как сахар − один из главных источников мышечной энергии, а адреналин, кроме того, способен очень быстро восстанавливать работоспособность утомленных мышц. Количество адреналиноподобных веществ в крови в рабочее время по сравнению с дорабочим временем увеличивается у водителей грузовых автомобилей на 100 %, пригородных автобусов − на 141 %, городских автобусов - на 200 %, водителей таксомоторов − на 210%. Приведенные данные свидетельствуют о значительном эмоциональном напряжении водителей, особенно пассажирского городского транспорта, даже в обычных условиях их деятельности.

Таким образом, эмоции не только получают внешнее выражение, но и вызывают перестройку жизненно важных физиологических функций, что способствует мобилизации резервных возможностей организма. Это выражается также в обострении слуха и зрения. В поведении человека появляется общая собранность, повышенная бдительность и осторожность, ускоряются процессы мышления, уменьшается время сенсомоторных реакций, увеличиваются мышечная сила и выносливость, повышаются интенсивность внимания и скорость его переключения, возрастают физическая и умственная работоспособность.

Стрессы

В особенно значимых, ответственных и угрожающих ситуациях возникает эмоциональное состояние, которое называется стрессом. Стресс в переводе с английского - напряжение. Этот термин введен в 1935 г. канадским ученым Гансом Селье. Различают эвстресс и дистресс. Эвстресс - это хороший стресс, при котором происходит мобилизация резервов организма, что помогает человеку избежать опасности и бороться за жизнь. Примером такой мобилизации может быть известный случай, когда человек при виде несущегося на него быка перепрыгнул через забор такой высоты, что многие месяцы спустя каждый раз, проходя мимо, останавливался и долго глядел на этот высокий забор в полном недоумении. Дистресс - плохой стресс, приводящий к резкому снижению психофизиологических возможностей организма. В результате человек ничего не предпринимает для своего спасения или его бессмысленные действия только усугубляют опасную ситуацию.



Эмоции, которые возникают при эвстрессе, называются стеническими эмоциями, они повышают жизнедеятельность и дееспособность организма. При дистрессе эмоции носят астенический характер, они снижают психофизиологические возможности человека. В трудных, опасных ситуациях эти эмоции иногда приводят к полной дезорганизации поведения. Лицо человека при дистрессе напоминает застывшую маску, движения становятся несоразмерными, плохо координированными, резкими и неточными. Отмечается сужение объема внимания, замедляется его распределение и переключение. Нарушается память, что выражается в забывании очередных действий и порядка их выполнения. Нарушается мышление, что приводит к неправильной оценке дорожной обстановки, замедленному принятию решений и их невыполнению. Такое состояние может возникнуть у курсанта в сложных дорожных ситуациях при обучении его практическому вождению или у неопытного, начинающего водителя, что может быть причиной ошибок или полного бездействия. Так, известен случай, когда водитель в аварийной ситуации, ничего не предпринимая для предотвращения неблагоприятного исхода, положил голову на рулевое колесо и в такой позе оставался до момента своей гибели.

Деление стресса на плохой и хороший весьма условно, так как многое зависит от степени нервного напряжения и его продолжительности. Нередко в начале наступает реакция мобилизации, что выражается в повышении всех жизненных процессов (эвстресс), а затем, если эмоциональный фактор продолжает действовать, наступает истощение приспособительных возможностей организма и дезорганизация поведения (дистресс). В опасных ситуациях возникает страх, но степень выраженности страха у разных людей неодинакова. Одни могут преодолеть чувство страха, другим это не удается. В последнем случае человек теряет хладнокровие и инициативу, появляется суетливость, что приводит к необдуманным и неадекватным действиям. Самая сильная и острая форма страха - паника, которая чаще проявляется у группы лиц, но может быть и у одного человека. Паника особенно опасна, если она возникает у водителя в опасных ситуациях, так как он в таком состоянии теряет способность правильно оценить обстановку, свои возможности и выполнить необходимые управляющие действия для предотвращения ДТП.

Однако отрицательные эмоции и даже страх не всегда оказывают неблагоприятное воздействие. Все зависит от степени нервно-психического напряжения и его продолжительности. Если человек способен преодолеть страх и отрицательные эмоции, то это может, как и при положительных эмоциях, повысить его психофизиологические возможности. Многие считают, что сильное нервное напряжение, особенно связанное с отрицательными эмоциями, всегда вредно для человека, и поэтому рекомендуют для сохранения здоровья избегать отрицательных эмоций. Такие советы ведут к социальной пассивности и равнодушию, так как человек, следующий им, никогда не встанет на защиту правого дела и не поможет другому, если это связано с нервным напряжением. Такое аморальное поведение не помогает сохранению здоровья, так как активная жизненная позиция и связанное с ней нервное напряжение тренируют устойчивость организма к стрессовым ситуациям и воздействию болезнетворных факторов. У лиц, которые активно действуют в опасных ситуациях, нервно-психические нарушения отмечаются значительно реже и менее выражены. Так, например, у летчиков, которые при аварии в полете ведут напряженную борьбу за предотвращение катастрофы, нарушения со стороны нервно-психической сферы нередко отсутствуют или выражены слабее, чем у других членов экипажа, которые, зная о грозящей опасности, никаких активных действий не предпринимают.

Человек в процессе своей жизни нередко испытывает большие нервные перегрузки, но это не вызывает никаких нарушений в функционировании организма, если их воздействие непродолжительно и если работа организована ритмично. Но при значительном нервном напряжении, когда нет ритма и регулярных перерывов, даже при менее продолжительном воздействии таких факторов наступает утомление нервных клеток коры головного мозга и снижение функциональных возможностей организма. Большое нервное напряжение часто возникает у водителей в сложных дорожных условиях и, особенно, в неожиданных опасных ситуациях. Однако в большинстве случаев водители успешно преодолевают возникающее при этом нервное напряжение и своевременными действиями предупреждают неблагоприятное развитие событий. Многое зависит и от опыта водителя, его профессионального мастерства. Новичок, для которого каждая такая ситуация возникает впервые, естественно, испытывает большее нервное напряжение, что при недостатке мастерства нередко приводит к ошибкам и ДТП.

Есть категория людей, у которых как положительные, так и отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение у таких людей возникает даже по незначительному поводу, очень быстро, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Таких людей называют неуравновешенными или эмоционально неустойчивыми. Установлено, что водители, которые из-за эмоциональной неустойчивости совершают неблаговидные поступки в личной жизни, чаще являются нарушителями Правил дорожного движения и участниками ДТП. Эмоционально неуравновешенных людей не принимают в авиационные училища, так как они отсеиваются при поступлении, не выдержав проверки методами психофизиологического отбора. Не допускаются они и к работе машинистами на железнодорожном транспорте. Однако таких людей нередко можно встретить за рулем автомобиля. Это создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.

Водителя с высоким эмоциональным возбуждением раздражает каждая мелочь: пешеход, медленно переходящий дорогу; автомобиль, мешающий обгону; поврежденные участки дороги; запрещающий сигнал светофора и т. д. Это опасно, так как может быть причиной неадекватных действий, приводящих к ДТП. Водитель должен постоянно контролировать свои эмоциональные реакции и усилием воли подавлять излишнее нервное возбуждение. Для этого нужно учиться преодолевать отрицательные эмоции и воспитывать такие волевые качества, как уверенность в своих силах, настойчивость в достижении поставленной цели, мужество, чувство долга, самообладание, выдержка. В состоянии чрезмерно сильного нервного возбуждения водитель не должен садиться за руль автомобиля, так как это создает угрозу для безопасности дорожного движения.

Эмоциональную устойчивость можно воспитывать. Волевой человек при большом желании и настойчивости может преодолевать свою эмоциональную неуравновешенность. Для этого нужно как на работе, так и в повседневной жизни учиться владеть собой, т. е. не впадать в чрезмерный восторг при положительных эмоциях и не падать духом при неудачах. Следует постоянно контролировать свое поведение, свои реакции на все, что может вызвать неадекватные эмоции. Нужно научиться сдерживать себя.

Чтобы предупреждать нервно-психические травмы водителей, вся система организации дорожного движения должна быть продумана так, чтобы не вызывать у водителей отрицательных эмоций. В этой системе должна быть предусмотрена ясность дорожных знаков, их хорошая видимость и количество, не превышающее необходимый минимум. Разметка проезжей части дороги должна облегчать, а не затруднять работу водителя. Не должно быть устрашающих плакатов и излишней, ненужной информации. Взаимоотношения водителей с начальством, друг с другом, пешеходами и сотрудниками ГИБДД должны носить корректный характер.

Воля

Для безопасности дорожного движения большое значение имеет способность водителя в опасных дорожных ситуациях преодолевать эмоциональное напряжение, чувство страха и адекватными действиями предупреждать ДТП. Такое поведение обеспечивается эмоционально-волевой устойчивостью, которая представляет собой взаимодействие эмоций и воли.

Воля - это способность человека контролировать свою деятельность и сознательно, направлять ее на достижение поставленной цели. Действия, связанные с преодолением внутренних и внешних препятствий, называются волевыми. Для их выполнения необходимо особое напряжение психики, т. е. волевое усилие. Известный кинорежиссер А. П. Довженко, работая над сценарием фильма «Повесть пламенных лет», спросил своего консультанта -армейского хирурга; «Что Вас больше всего поразило в людях на фронте?». И тот ответил: «Воля! Человек на фронте - это воля. Есть воля, - есть человек! Нет воли, - нет человека!». И действительно, нельзя успешно воевать, не преодолев чувства страха, а для этого нужна воля. И в мирное время, в опасных экстремальных условиях действия человека зависят от его эмоционально-волевой устойчивости. Для водителя, который часто попадает в опасные ситуации, это качество особенно значимо.

К волевым качествам относятся дисциплинированность, настойчивость, решительность, самообладание, смелость.

Дисциплинированность - это подчинение своих действий и поступков требованиям законов, правил и нормативов. Дисциплинированность выражается в добросовестном исполнении служебных обязанностей, точном выполнении распоряжений и указаний, определяющих исполнительность. Дисциплинированность водителя выражается в строгом выполнении всех Правил дорожного движения, в соблюдении технических норм и правил эксплуатации автомобиля, в культуре поведения и опрятности одежды. Дисциплинированность - это и исполнительность проявляющаяся в старательном исполнении принимаемых решений, полном и качественном завершении начатого дела.

Недисциплинированность − это сознательное нарушение известных водителю правил и ограничений, например управление автомобилем в болезненном состоянии или после употребления алкоголя, выезд в рейс на технически неисправном автомобиле, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение допустимой скорости и т. д. Недисциплинированными обычно бывают люди морально неустойчивые, легкомысленно относящиеся к своему долгу, не уважающие товарищей по работе.

Однако иногда водитель может нарушать существующие правила и допускать ошибки вследствие недостаточной подготовленности или в результате ограниченных психофизиологических возможностей. К последним относятся: замедленные психомоторные реакции, снижение слуха, нарушение функций ночного или цветного зрения и т. д. Например, при экстренном торможении водитель не учитывает, что у него замедленная реакция, тормозить начинает поздно и в результате происходит наезд на впереди идущее транспортное средство. Выполнение сложного маневра или вождение на большой скорости при отсутствии необходимых навыков и опыта можно также отнести к неумышленной недисциплинированности. Естественно, что отношение к таким нарушениям должно быть иным, чем к проявлениям явной недисциплинированности.

Причиной недисциплинированности молодых неопытных водителей чаще всего является переоценка ими своих возможностей. Проработав самостоятельно несколько месяцев, они считают, что полностью овладели вождением, и позволяют себе выполнять маневры, которые доступны только опытным водителям (лихие повороты, обгоны на большой скорости и т. д.). Такие нарушения нельзя считать злостными. Для предупреждения их необходимы меры воспитания и контроля как во время обучения, так и в первые месяцы самостоятельной работы.

Дисциплинированность, как волевое качество, воспитывается требовательностью и развивает требовательность к себе. Всякое невыполнению задуманного или невыполнение распоряжений, требований, правил приводит к снижению дисциплины, а высокая требовательность к себе, укрепляя дисциплину, закаляет волю.

Настойчивость выражается в способности длительно и упорно, преодолевая все препятствия, выполнять принятое решение. Настойчивость - это систематическое проявление волевых усилий для достижения поставленной цели. С настойчивостью связано еще одно волевое качество − терпение. Водителю в дальнем рейсе, в сложных метеорологических условиях, на плохой дороге, при частых поломках автомобиля требуется большая настойчивость и великое терпение, чтобы в заданный срок доставить по назначению пассажиров или груз. От настойчивости необходимо отличать упрямство, которое проявляется в стремлении поступать по своему, не считаясь с мнением более опытных товарищей, с внешними условиями и целесообразностью своих действий, хотя они явно не лучшие или даже неправильные, в признании только собственного мнения и правильности только собственных действий. Такое поведение за рулем автомобиля представляет серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Водитель не только должен быть настойчивым, когда это необходимо, но и должен уметь своевременно отказаться от принятого решения и действий, если этого требуют изменившиеся условия и дорожная обстановка. Так, например, он должен, если даже очень спешит и опаздывает, снизить скорость или прекратить обгон, когда это создает угрозу для безопасности других участников движения.

Решительность - это способность своевременно принимать обоснованные, смелые и устойчивые решения и без колебаний выполнять их. Ненужная торопливость − признак скорее слабости, а не силы воли. Подлинная решительность предполагает умение задержать решение, если это возможно, до момента, когда оно может быть вынесено более обоснованно, с учетом всех обстоятельств. Но решительность предполагает и способность к риску и немедленному принятию решения, когда ждать нельзя. Решительный человек твердый в своих решениях, а нерешительный колеблется до и после принятия решения, что иногда приводит к необоснованному изменению принятого решения и ошибочным действиям. Решительность имеет особое значение для водителя в сложных ситуациях. И если он не может в таких случаях быстро решать и действовать, то он или ничего не делает, или не заканчивает разные, иногда противоположные по целям действия, что нередко и является причиной ДТП. Такая нерешительность чаще отмечается у неопытных водителей, которые не уверены, что они смогут в сложившихся условиях правильно выполнить тот или иной маневр.

От решительности следует отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений и необдуманными действиями. Импульсивный водитель не дает себе труда перед выполнением какого-либо маневра обдумать его последствия. Он действует быстро, но так же быстро и раскаивается в только что сделанном, так как подобные действия нередко создают критические дорожные ситуации. Такая поспешность в решениях и действиях иногда объясняется нерешительностью, и тем, что принятие решения для водителя представляет большие трудности, и он стремится быстрее избавиться от такого состояния. Самообладание - это власть человека над самим собой, выражающаяся в подавлении чувства страха, боли, гнева, усталости, препятствующих достижению поставленной цели. Инстинкт самосохранения - естественное свойство человека. Людей, которые относились бы к грозящей опасности равнодушно, нет. Вся разница между так называемыми «храбрыми» и «трусливыми» заключается в умении или, наоборот, в неумении действовать, несмотря на опасность, разумно и в соответствии с велением своего долга(воинского, служебного, гражданского, морального). Хорошо сказал об этом Д.А.Фурманов в романе «Чапаев»: «Это одна рыцарская болтовня, будто есть совершенно спокойные в бою под огнем. Эдаких пней в роду человеческом не имеется. Можно привыкнуть казаться спокойным, можно держаться с достоинством, можно сдерживать себя и не поддаваться воздействию внешних обстоятельств, - это вопрос иной, но спокойных перед боем нет, не бывает и не может быть». Самообладание является основой смелости, ведь человек вопреки страху преодолевает опасные для его жизни и благополучия препятствия. Смелый, с высоким самообладанием водитель в неожиданной опасной обстановке не только мобилизует свои силы и возможности, проявляя при этом энергию и активность, но и способен сдерживать неадекватные действия и поступки.

Воля выражается в волевых действиях, которые всегда направлены на достижение сознательно поставленных целей и исходят из определенных мотивов. Мотив - это ответ на вопрос: почему и ради чего человек хочет добиться поставленной цели? Воля тесно связана с чувствами и мыслями человека.

Волевые действия всегда связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий. Во всяком волевом акте необходимо выделять подготовительный период, в течение которого человек внутренне готовит себя к совершению волевого действия. Этот период характеризуется двумя моментами: борьбой мотивов и решением. В подготовительном периоде человек оценивает значение каждого из мотивов, представляет себе возможные последствия при выборе того или иного мотива и только тогда приходит к окончательному решению.

Например, водитель постоянно решает вопросы: обгонять впереди идущий автомобиль или не обгонять? преодолевать подъем сходу или переходить на низшую передачу? уменьшать скорость перед небольшим поворотом или не уменьшать? и т.д.

Борьба мотивов всегда должна заканчиваться решением, которое является толчком к действию. В волевом акте наиболее важное значение имеет исполнение принятого решения. В деятельности водителя нередко возникают дорожные ситуации, которые требуют принятия мгновенных решений. Однако решение может откладываться из-за неожиданно возникающих трудностей. Умение преодолевать эти трудности и быстро выполнять необходимые управляющие действия в критических дорожных ситуациях характеризует силу воли водителя.

Волевые качества развиваются и совершенствуются при преодолении препятствий и трудностей на пути к достижению цели. Чем отчетливее у человека цель и чем больше усилий требуется для ее достижения, тем больше шансов выработать сильную волю. Каждое волевое действие представляет лишь звено, отдельное проявление волевой деятельности человека, поэтому различают волевые действия, при которых цель достигается однократным решением, и волевую деятельность, требующую многих волевых актов. Воспитание воли достигается ее систематической тренировкой. Неправильно думать, что воля воспитывается только в исключительных, особенных обстоятельствах. Нужно учиться принимать решения, пользуясь каждым случаем, и следить за тем, чтобы не отступать от них даже в мелочах до достижения поставленной цели. Не следует давать слово, если нет уверенности сдержать его, а дав слово, надо стремиться во что бы то ни стало выполнить его. Необходимо тренировать волю в борьбе со своими недостатками, подмечать их и стараться выправлять упорной повседневной работой. Так, человеку вспыльчивому, невыдержанному необходимо сдерживать себя и не допускать импульсивных действий и поступков в любой обстановке. Нужно стремиться преодолевать такие недостатки, как неуверенность, недисциплинированность, небрежность, нерешительность, неаккуратность и т.п.

Однако воспитание воли достигнет цели, если это будет проводиться непрерывно, каждый день и при критической оценке каждого своего действия и поступка. Тренировка воли в обыденной, повседневной жизни дает положительный перенос на поведение и действия в экстремальных условиях, когда к волевым качествам предъявляются особенно высокие требования. Водитель, не преодолевший свою импульсивность в обычных жизненных ситуациях, может при неожиданном усложнении дорожной обстановки своими поспешными и непродуманными действиями создать аварийную обстановку. Вместе с тем волевые качества особенно хорошо тренируемы при деятельности, предъявляющей к человеку высокие требования. К такого рода деятельности относится и работа водителя. Необходимо, чтобы он в течение рабочего времени сознательно контролировал свое поведение, активно преодолевал медлительность, поспешность, нерешительность, гнев, раздражительность, другие свойственные ему отрицательные качества и строго выполнял Правила дорожного движения.

Вряд ли найдутся классификации эмоций, удовлетворяющие всех исследователей. Одни считают их проявлением перцептивно-когнитивных процессов. Другие уверены, что есть некие базовые эмоции, такие как радость и печаль, гнев, удивление и прочие.

В статье рассмотрим, какие бывают основные из них: классификацию, виды, характер проявления и роль в развитии личности. Подробно остановимся на предложенной шкале эмоций по Изарду.

Критериями, включающими это свойство, являются:

  • отчетливые нервные составляющие;
  • осознанные переживания;
  • выразительная мимика;
  • появление вследствие эволюционно-биологических процессов;
  • наличие мотивирующего, организационного и адаптирующего начала.

Итак, эмоцией может быть переживание подчас руководящее восприятием, действием и мышлением. Базовые эмоции проявляются в результате нейронных программ, какие есть у личности с рождения. Так, при ощущении гнева, у людей на лице появляется характерный оскал, показывающий инстинкт готовности броситься на противника. Некоторые при возникновении этой эмоции, поджимают губы, пряча таким образом, свой гнев.

С возрастом люди учатся управлять эмоциями. Это касается только внешних проявлений. Тем, кому присуща чрезмерная восприимчивость и излишняя возбудимость, характерно очень динамичное видение действительности. Оно приобретает свойство омраченности, когда одолевает печаль. Бывает и наоборот, когда все вокруг, словно расцветает и окрашивается цветами радуги. Каждое переживание по-разному действует на личность.

К. Изардом предлагается следующая классификация эмоций, где он различает основные из них:

  • радость;
  • печаль;
  • удивление;
  • отвращение;
  • гнев;
  • страдание;
  • презрение;
  • вина;
  • стыд;
  • смущение;
  • интерес.

Эмоциональные проявления со знаком «плюс»

Базовые эмоции могут переходить в иные состояния комплексного характера. Так, тревожность появляется из вины, страха, интереса и даже гнева. Каждая из них создает чувства в зависимости от того, какие выражаются те или иные основные свойства. К примеру, с радостью у человека могут ощущаться восторг, экстаз, удовлетворение, ликование. Рассмотрим базовые эмоции подробнее.

  • Через интерес легче осваивается новое, развиваются умения и навыки, мотивируется обучение.
  • Появление радости связывают с возможностью удовлетворения какой-то потребности, наступление которой не было гарантировано.
  • Отдельная классификация эмоции принадлежит удивлению. Его относят к нейтральным проявлениям. Удивление подчас становится реакцией на появившиеся неожиданно обстоятельства.

Эмоциональные проявления со знаком «минус»

Классификация эмоций, относящаяся к базовым со знаком минус, следующая.

  • Гнев - отрицательное проявление. Он появляется неожиданно, как результат препятствия к удовлетворению важной для субъекта составляющей.
  • Страдание тоже имеет отрицательную природу. У личности она возникает тогда, когда невозможно удовлетворить свои потребности. В основном проходит в виде эмоционального стресса.
  • Отвращение вызывается предметами, столкновение с которыми противоречит нравственно-идеологическим или эстетическим критериям.
  • Если это чувствуется вместе с гневом, то поведению присуща сильная агрессивность.
  • Страх появляется тогда, когда есть информация об угрозе благополучия, запрете реализации необходимых потребностей. При этом переживании человек настроен на неблагополучный исход, и на данном основании действует.
  • Презрение появляется между субъектами вследствие существования разных позиций, поведения и жизненных ориентиров. Другие личности воспринимаются, как не соответствующие собственным нормам.
  • Стыд выражается в осознании несоответствия поступков, мыслей и внешности ожиданиям других людей, так и своим представлениям о нормальном поведении или внешнем виде.
  • Печаль нередко связана с завершением чего-либо вместе с утратой и потерей. Из-за этого организм теряет внутреннюю и внешнюю поддержку. Печаль сопровождается болью и пустотой, что иногда приводит к чувству вины.

Телесное восприятие

К какой категории не относилась бы классификация эмоции, замечено, что всегда изменяется электрическая лицевая активность. Перемены есть и в мозгу, дыхании, кровоснабжении. Сердцебиение у человека, испытывающего гнев или испуг, бывает чаще на сорок - шестьдесят ударов.

Такие резкие нарушения свидетельствует, что в данном процессе участвуют разные системы организма. Это влияет на:

  • мышление;
  • восприятие;
  • поведение;
  • а в крайних негативных случаях появляются изменения психосоматического характера.

Эмоции вызывают настолько серьезные физиологические перемены, что обойти их вниманием нельзя. Невыраженный эмоциональный процесс, который не осознается, нередко даже не замечается. Но это не значит, что он не влияет на организм. Пусть они не столь бурные, как интенсивные эмоции. Зато по продолжительности могут быть гораздо дольше.

Это и создает настроение. А если оно продиктовано негативными эмоциями, то становится опасным для здоровья и приводит к таким печальным последствиям, как душевные и физические расстройства.

Исследования показали, что повышенная эмоциональность влияет даже на иммунитет, понижая порог сопротивляемости к болезням. Так, если печаль или тревога чувствуются на протяжении длительного времени, то вероятность заразиться ОРЗ может быть в разы больше. В организме всегда присутствуют возбудители - вирусы. Но при нормальном самочувствии, они не развиваются. Однако печаль, стресс и прочее становится благоприятной средой для развития болезней.

Развитие личности

Роль эмоций и чувств в жизни человека в связи с развитием личности определяется двумя моментами. Огромное влияние оказывает свойство наследственного характера. Генетические предпосылки в большей степени формируют порог переживания.

Важен и приобретенный опыт, а также знание человека соответствующей сферы. Проведенные наблюдения в дошкольных учреждениях детей в возрасте от полугода до двух лет, пребывающих в сходных условиях, показали, что эмоциональный диапазон у них отличается.

Вспыльчивые, улыбчивые и пугливые малыши по-разному воспринимаются. От того, какие эмоции превалируют у ребенка, зависит его социализация и успех. Установлено, что это влияет даже на развитие интеллекта. Неэмоциональный ребенок или тот, у которого часто наблюдается уныние или печаль, исследует мир и интересуется им меньше, чем веселый и наполненный положительными эмоциями, сверстник.

Перцептивно-когнитивные процессы

Принцип эмоциональности выражается в зарядке энергией, организации мышления и деятельности. Так, интенсивно переживаемое чувство способствует приливу энергии. Однако, этим влияние не ограничивается. Эмоции побуждают индивида к активности. От этого зависит его мышление и действия.

Фундаментальные эмоции влияют на восприятие. У радостного человека все переживается, словно в розовом свете. А у того, который постоянно чувствует печаль или страх, восприятие сильно сужается. Для испытывающего гнев, окружающая действительность видится в черном свете.

Более полувека назад К.Изардом и другими исследователями был поставлен эксперимент, где исследовался принцип эмоциональности личности, с точки зрения того, какие перцептивно-когнитивные признаки выявлялись.

  • Испытуемым, которых разделили на группы, раздали стереоскопы с фотографиями людей в разных эмоциональных состояниях.
  • В одной группе экспериментатору следовало быть уважительным и любезным. В результате испытуемые оценивали изображения чаще как удовлетворенные и радостные.
  • В другой - он проявлял открытую враждебность, и участникам больше виделись люди в стереоскопе, у которых на лицах отражалась печаль, злоба и сердитость.

Физиология эмоций

Виды и роль эмоций в жизни человека важны, с точки зрения науки. Но, главное, это то, как они влияют на здоровье. Если эмоциональный диапазон долгое время смещен в сторону негативных переживаний, то результатом могут быть изменения в гипоталамусе, гиппокампе, миндалине, перегородке и иных структурах. Поэтому остановить застойные отрицательные базовые эмоции за один миг, увы, не получится. Для этого организму должны быть созданы такие условия, при которых возможна полная замена афферентации.

Примечательно, что положительные эмоции не могут быть суммированы так же, как отрицательные. Они очень приятны для личности, но проходят, не накладывая отпечаток одного на другое, как негативные.

Отрицательные виды и роль эмоций в жизни человека опасны, в первую очередь, своей способностью умножаться. Тем самым они могут наносить значительный вред здоровью человека.

По мнению российского психолога Нины Рубштейн, в свойство эмоции входит сила, необходимая для воплощения действий. Иногда люди, которым присуща повышенная эмоциональность, действуют в автоматическом и даже бессознательном режиме без понимания побуждающей причины. Только спустя какой-то промежуток времени приходит ясность того, что руководило поступком. Способность же личности распознавать признаки и понимать эмоции - уже половина пройденного пути к обретению внутренней свободы.

Негативные эмоции - это отрицательная ответная реакция на событие которое не совсем согласуется или полностью противоречит внутренним установкам самого человека.
Фактически негативная эмоциональная реакция — это отрицательная энергия направленная на осуждение и отрицание события. Программы эмоций, или так называемые ШОРТ КОДЫ, или инструкции как действовать в той или иной ситуации, живут в подсознании и памяти человека. ШОРТ КОДЫ — короткие и емкие указания, как правильно действовать в той или иной ситуации, на основе записанных данных предыдущего опыта, либо основываясь на ассоциативном логическом строении.
В зависимости от ситуации вербальные негативные эмоции человека сопровождаются невербальными. Это может быть негативная мимика, кривляния и дополнительные звуки, жесты и взгляды.
Более детально на физическом уровне — эмоциональный всплеск и эмоциональный ответ, он фактически автоматический. Если Вам нахамили, внутри тут же вскипает гнев, энергия гнева наполняет сознание и тело. Кроме всего прочего, при большом эмоциональном всплеске, при помощи нашей эндокринной системы, в кровь выбрасывается огромное количество различных гормонов. Используя необходимое количество гормонов как для вербального ответа при помощи речи, мобилизация всевозможных физических сил, эмоция постепенно спадает. Разрушение человека происходи собственными гормонами, которые в зависимости от периода жизни и состояния печени и легких могут оставаться в крови и продолжать всячески возбуждать как нервную систему так и физическое состояние.

Негативные эмоции напрямую разрушают чувства, живущие такие как Любовь, Благодарность, Уважение, Дружбу.

Негативные эмоции разрушают взаимоотношения и семью, чистую радость и удовлетворение жизнью и являются прямой причиной конфликтов и преступлений на бытовой почве. Рассмотрим основные —
Эмоция Обиды, Эмоция Страха,Эмоция Гнева, Эмоция Злости, Эмоция Зависти, Эмоция Агрессии, Эмоция Ненависти, Эмоция Раздражения, Эмоция Беспокойства, Эмоция Вины,Эмоция Неуважения, Высокомерия, Презрения, Эмоция Отвращения, Эмоция Ревности, Эмоция Жалости.
Есть и другие не менее значительные эмоции относящиеся к отрицательным. Очень часто, негативные свойства характера человека и отрицательные эмоции сплетаются в одно целое. Так эмоции Страх — соответствует свойство характера Трусость,эмоции Обида — соответствует свойство характера Обидчивость,эмоции
Агрессия — соответствует свойство характера Агрессивность. Это говорит лишь о том, что эмоциональные всплески и энергетика стали отражаться в самой сути человека, проникать своими корнями даже в Характерные черты человека и его поведение.
Чаще всего, такие эмоциональные и характерные свойства человека, отражаются на самом читаемой части человека — на лице. Мы, на уровне подсознания считываем те самые едва уловимые черточки, складки на лице собеседника или просто знакомого, можем точно сказать — подлец он или нет, трус он или храбрец, честен или он бесчестен.
Работающие в подсознании, негативные разрушительные программы, которые при их реализации человеком, вырабатывают негативную энергию — разрушающуют сознание, психику, всё позитивное в человеке, в том числе и жизнь.
Программы страха - вырабатывают парализующие эмоции страха и соответствующую разрушающую энергию. Программы зависти - вырабатывают разъедающие эмоции зависти и энергию злости. Программы агрессивности - энергию агрессии и насилия.

Откуда берутся негативные эмоции и как с ними бороться и нужно ли?

В основе каждой негативной эмоции - лежит своя опасная программа ШОРТ КОД выполнения. Большинство эмоций передаются нам с генами, примерное соотношение 78% гены, остальная часть — приобретенная реакция и Эмоция. Автоматически копировать и перенимать поведение родителей или одного из них — это свойственно всем живым существам. Люди легко учатся прежде всего тому, что у них постоянно перед глазами, особенно в детстве реакция и поведение родителей, окружение, социум. Все это легко записывается, а затем повторяется.

Почему негативных эмоций так много? Почему так сложно от них избавляться? Как они появляются? Что с ними делать?

Там, где есть сам человек там есть и позитивные эмоции и негативные эмоции. У человека есть большая слабость, брешь, пробел в знаниях, убеждениях, в качествах и навыках если часть эмоций гипертрофирована и сильно увеличена.
Устранять и совершенствовать себя можно, главное увидеть — что именно мешает. Очень часто диагностику может поставить либо Коуч, либо психоаналитик.
Цель саморазвития и самосовершенствования - шаг за шагом заменять негативные эмоции, агрессивные и слабые реакции на реакции сильные, эффективные, контролируемые, на эмоции позитивные, которые не разрушают, а усиливают человека.
В современном обществе накопилось огромное количество видов негативных эмоций. Они оправдываются большинством людей и просто не осознаются. Чаще всего люди не понимают всего вреда разрушений, которые причиняются негативными эмоциями, продолжая оправдывать негатив нелепыми оправданиями, что страх это полезно, а ревность это нормально, и животная агрессивность это естественно.

Чтобы научиться избавляться от негативных эмоций, чтобы научиться управлять собой - нужно в первую очередь перестать оправдывать и транслировать любой внутренний негатив.

С негативными эмоциями необходимо работать, программы работы и высокая эффективность с новыми методиками есть у нас на сайте. Коуч — человек и специалист, который серьезно и на профессиональном уровне перепрограммирует и даст рекомендации поддержки уровня.

Самостоятельная работа возможна, но она менее эффективна так как большинство людей не владеют необходимыми знаниями, техниками изменения себя, методами перепрограммирования своего подсознания.
И конечно же у большинства людей отсутствуют какие-либо навыки управления собой, способности контроля эмоций. Люди элементарно не знают на что эти негативные программы и эмоции нужно заменять. Мало серьезных учителей и грамотных наставников, которые этому могут научить.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Эмоции Положительные Эмоции Мыслительный Процесс Как Самопознание Простые и сложные понятия Основные ценности в жизни Основные ценности Характер и качество Личности Убеждения Основные цели человека Чувства Отрицательные свойства Характера Положительные Чувства Отрицательные Чувства 7 Смертных Грехов Твои Сильные Стороны Добро и Зло Положительные Свойства Характера Поступки Деньги Что такое Что значит Сортировать Название Похожие

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.

И эмоции у человека? Именно этому вопросу мы и решили посвятить сегодняшнюю статью. Ведь без этих составляющих мы были бы не людьми, а машинами, которые не живут, а просто существуют.

Какие бывают органы чувств?

Как известно, всю информацию об окружающем мире человек узнает через собственные К ним относятся следующие:

  • глаза;
  • язык;
  • кожа.

Благодаря этим органам люди ощущают и видят окружающие их предметы, а также слышат звуки и чувствуют вкус. Следует отметить, что это далеко не полный список. Хотя именно его принято называть основным. Так какие бывают чувства и ощущения у человека, у которого функционируют не только вышепредставленные, но и другие органы? Рассмотрим ответ на поставленный вопрос более подробно.

Глаза

Ощущения зрения, а точнее цвета и света, наиболее многочисленны и многообразны. Благодаря представленному органу люди получают около 70% информации об окружающей среде. Учеными было установлено, что число зрительных ощущений (различных качеств) взрослого человека, в среднем, достигает 35 тысяч. Следует также отметить, что именно зрение играет существенную роль при восприятии пространства. Что же касается ощущения цвета, то оно полностью зависит от длины световой волны, которая раздражает сетчатку глаза, а интенсивность - от ее амплитуды или так называемого размаха.

Уши

Слух (тоны и шумы) дает человеку примерно 20 тысяч различных состояний сознания. Такое ощущение вызывается воздушными волнами, которые идут от звучащего тела. Его качество полностью зависит от величины волны, сила - от амплитуды, а тембр (или звуковая окраска) - от формы.

Нос

Ощущения обоняния довольно разнообразны, и их очень сложно классифицировать. Они возникают при раздражении верхней части полости носа, а также слизистой оболочки нёба. Этот эффект происходит за счет растворения мельчайших пахучих веществ.

Язык

Благодаря этому органу человек может различать разные вкусы, а именно сладкий, соленый, кислый и горький.

Кожа

Осязательные ощущения распадаются на чувства давления, боли, температуры и проч. Они возникают во время раздражения расположенных в тканях нервных окончаний, которые имеют особое строение.

Какие бывают чувства у человека? Помимо всех вышеперечисленных, у людей имеются и такие чувства, как:

  • Статические (положение тела в пространстве и ощущение его равновесия). Такое чувство возникает во время раздражения нервных окончаний, которые расположены в полукружных каналах уха.
  • Мышечные, суставные и сухожильные. Они очень сложно наблюдаемые, однако носят характер внутреннего давления, напряжения и даже скольжения.
  • Органические или соматические. К таким чувствам можно отнести голод, тошноту, ощущения дыхания, и проч.

Какие бывают чувства и эмоции?

Эмоции и внутренние чувства человека отражают его отношение к какому-либо событию или ситуации в жизни. Причем два названных состояния довольно сильно отличаются друг от друга. Так, эмоции представляют собой непосредственную реакцию на что-либо. Происходит это на животном уровне. Что же касается чувств, то это продукт мышления, накопленного опыта, переживаний и т. д.

Какие чувства бывают у человека? Ответить однозначно на поставленный вопрос довольно сложно. Ведь чувств и эмоций у людей очень много. Они дают человеку информацию о потребностях, а также обратную связь на происходящее. Благодаря этому люди могут понять, что они делают правильно, а в чем ошибаются. После осознания возникших чувств человек дает себе право на любую эмоцию, и тем самым он начинает понимать, что происходит в реальности.

Перечень основных эмоций и чувств

Какие бывают чувства и эмоции у человека? Перечислить их все просто невозможно. В связи с этим мы решили назвать только некоторые. Причем все они делятся на три разные группы.

Положительные:

  • удовольствие;
  • ликование;
  • радость;
  • гордость;
  • восторг;
  • доверие;
  • уверенность;
  • восхищение;
  • симпатия;
  • любовь (или привязанность);
  • любовь (половое влечение к партнеру);
  • уважение;
  • благодарность (или признательность);
  • умиление;
  • самодовольство;
  • нежность;
  • злорадство;
  • блаженство;
  • чувство удовлетворенной мести;
  • чувство удовлетворенности собой;
  • чувство облегчения;
  • предвкушение;
  • чувство безопасности.

Отрицательные:

Нейтральные:

  • удивление;
  • любопытство;
  • изумление;
  • спокойно-созерцательное настроение;
  • безразличие.

Теперь вам известно, какие бывают чувства у человека. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но каждый из нас хоть раз в жизни испытывал их на себе. Негативные эмоции, которые игнорируются и не осознаются нами, не исчезают просто так. Ведь тело и душа едины, и если последняя долго страдает, то тело берет на себя какую-то часть ее тяжелой ноши. И совсем не зря говорят, что все болезни от нервов. Влияние негативных эмоций на благополучие и здоровье человека уже давно является научным фактом. Что же касается положительных чувств, то польза от них понятна всем. Ведь, переживая радость, счастье и прочие эмоции, человек буквально закрепляет в своей памяти желаемые виды поведения (чувства успеха, благополучия, доверия к миру, окружающим людям и т. д.).

Нейтральные чувства также помогают людям выражать свое отношение к увиденному, услышанному и проч. Кстати, такие эмоции могут выступать неким трамплином к дальнейшим положительным или отрицательным проявлениям.

Таким образом, анализируя свое поведение и отношение к происходящим событиям, человек может становиться лучше, хуже или оставаться прежним. Именно эти свойства отличают людей от животных.