Волевой акт и его структура.

Воля

Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

Воля -- это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

основные функции воли:1) выбор мотивов и целей;2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевой акт и его структура

Волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах

В простом волевом акте побуждение к действию направлено на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие. Простой волевой акт имеет две фазы:1) возникновение побуждения и осознание цели;2) достижение цели.

Сложную волевое действие характеризует опосредованное сознательный процесс: действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, планирования. Такое действие требует значительного напряжения сил, терпения, настойчивости, умения организовать себя на выполнение действия.

В сложной волевой действия выделяют четыре фазы:1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;2) стадия обдумывания и борьба мотивов;3) принятие решения;4) выполнение.

1. Первая, начальная фаза волевого акта заключается в предыдущей постановке цели. Необходимым условием постановки цели является возникновение определенного мотива, побуждения и связанного с ним стремления. Стремление, переживаемое человеком, может по-разному осознаваться ней и по-разному влиять на ее деятельность. В зависимости от характера его осознания стремление может выражаться в форме влечения, желания и хотения.

Процесс постановки цели связано с возникновением осознанного действенного желания или хотения.

Следует отметить, однако, что в сложном волевом акте и возникшее активное желание не всегда сразу приводит к соответствующим действиям, поступкам. Это бывает тогда, когда у человека одновременно появляется несколько желаний, побуждений, которые противоречат друг другу. При этом противоречивые желания могут касаться как самой цели, так и средств ее реализации.

2. В таких случаях происходит выбор цели и выбор средств ее достижения, что является содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств воздействия возникает необходимость в обсуждении их приемлемости, которое предусматривает взвешивания различных доводов за и против выдвинутых целей или средств их достижения, требует оценки противоречивых желаний, анализ обстоятельств, рассуждения, напряженной работы мышления.

Выбор принятой цели часто характеризуется ярко выраженной борьбой мотивов. Эта борьба отражает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, желаний, стремлений, которые сталкиваются, вступают в конфликт между собой. Например, желание пойти на прогулку с друзьями или остаться помочь матери. . В том случае, когда цель ясна и приемлемая, может возникнуть борьба между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например, как подготовиться к занятию - законспектировать вопрос самостоятельно или списать.

Волевые качества личности и их формирование

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Целеустремленность -- волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность -- волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость -- это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Настойчивость -- волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли -- упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество -- импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность -- это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Самостоятельность -- волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Дисциплинированность -- это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.

Функции эмоций.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции - это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

2. Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Основными особенностями настроений являются:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно не ярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Настроения - всегда более или менее продолжительные состояния. Само их название указывает на то, что соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Кратковременные эмоциональные состояния никто не назовет настроениями.

3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настроение, мы, как правило, слабо сознаем причины, его вызвавшие. Часто мы находимся в том или другом настроении, не отдавая себе отчета в источниках этого состояния, не связывая его с определенными объектами, явлениями или событиями. «Человек чувствует себя печальным, когда тело недомогает, хотя он еще совершенно не знает, отчего это происходит» (Р. Декарт). Наоборот, когда человеку разъясняют причину его настроения, это настроение нередко быстро у него проходит.

4.Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. При одном настроении выполняемая работа кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц; при другом настроении та же самая работа становится тяжелой, неприятной и те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

По своему характеру настроения, как и все эмоции, бывают стенические, возбуждающие энергию и повышающие жизнедеятельность организма, и астенические. Несмотря на свою слабую интенсивность, настроения играют огромную роль в жизни и деятельности людей. Человек всегда находится в том или другом настроении, и, конечно, для успешности его жизнедеятельности лучше, если это будет настроение бодрости, энергии, и, наоборот, хуже, когда это настроение вялости и упадка энергии.

Когда человек находится в астеническом настроении, любая его деятельность протекает неудачно. Если во время работы он испытывает эмоциональное состояние вялости, это настроение будет оказывать отрицательное влияние на продуктивность его труда.

Поэтому так важно поддерживать жизнерадостное, бодрое, приподнятое настроение, как у себя лично, так и у окружающих людей, как во время работы, учебных занятий, так и в быту и во всех других случаях жизни.

Важно уметь управлять своими настроениями, а для этого необходимо знать причины и обстоятельства, которые их вызывают. Различают следующие группы таких причин:

а) различные органические процессы и состояния. Например, болезненное состояние вызывает плохое настроение; наоборот, когда человек здоров, хорошо выспался, у него появляется настроение жизнерадостности и бодрости. Болезненные процессы в организме часто являются причиной астенических настроений, которые могут длиться долгое время. Поэтому, стремясь поддерживать стенические настроения, необходимо заботиться об укреплении здоровья человека. Физическая культура и спорт, укрепляя здоровье человека и повышая жизнедеятельность организма, являются важным источником бодрого, жизнерадостного настроения;

б) особенности окружающей человека внешней среды, в которой ему приходится жить и работать. Внешние раздражения являются очень сильными возбудителями настроений: чистота или грязь, шум или тишина, чистый или спертый воздух, бодрая или раздражающая музыка, окраска стен помещений, в которых приходится жить и работать, архитектурные формы зданий и т. д.- все это определенным образом действует на нервную систему человека и вызывает соответствующие эмоциональные состояния.

Известно, что постановщик пьесы тщательно продумывает тона и краски, которые должны господствовать в декорациях того или другого акта пьесы в связи с его содержанием. Он заботится о том, чтобы не было противоречия между настроением, которое должна вызвать пьеса своим содержанием, и ее внешним оформлением. Точно так же далеко не безразлично для настроения физкультурников н спортсменов, как внешне оформлены спортивные залы, стадионы, гимнастические площадки и другие спортивные сооружения, окрашены ли они в мягкие или кричащие тона и т. д.;

в) особенности взаимоотношений между людьми . Настроение людей, с которыми мы общаемся, часто невольно передается и нам. Когда человек встречает у других людей приветливое к себе отношение, у него создается стеническое настроение, и, наоборот, проявленное по отношению к нему неуважение, раздраженное, злое лицо собеседника часто вызывает плохое настроение. Каждый человек является членом того или другого общественного коллектива, и от того, как он ведет себя в обществе, зависит продуктивность не только его личного труда, но и того коллектива, в котором он находится. Отсюда вытекает очень важное требование к поддержанию надлежащих норм поведения в отношениях между людьми. В социалистическом обществе человек заботится о том, чтобы его поведение по отношению к товарищам по работе создавало у них бодрое настроение, радость труда, стремление энергично работать, преодолевать трудности. Важно при этом избегать нетактичности, грубости и невнимания по отношению к другим людям;

г) эмоционально окрашенные мысли и представления , в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей, их предполагаемыми или действительными чувствами и отношениями к нам и т. д. Выступая в трудном спортивном соревновании, спортсмен может быть охвачен мыслью о превосходстве своего противника, об ожидающих его неудачах, о возможности той или другой травмы и т. д. Эти мысли создадут у него тревожное настроение, мешающее ему активно и в полную силу проявить себя во время соревнования. Достаточно, однако, проявить необходимые усилия и отрешиться от этих нежелательных мыслей и представлений, заменить их противоположными - и настроение изменится

3. Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

1. 4. Волевой акт - силовой способ принятия личного решения, решения Я.

Волевая акт - это момент волевого, а не полевого (импульсивного, ситуативного) поведения. И это силовое, а не мирное принятие личного решения.

Поведение, состоящее из волевых актов - волевое поведение.

Д.Н. Узнадзе выделяет три основных характеристики волевого акта:

1. В акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте Субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и Мотивы своей неверными, хотя вам, конечно, очень не хочется этого делать. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность, на какое-то время отстраниться от обычного слитного сосуществования субъекта деятельности. В этом смысле можно говорить о волевом акте как о совершенно особом состоянии сознания.

2. Воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, Человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто.

3. Воля переживается как активность Я. Например, человек чувствует жажду. Он встает, берег графин с водой, наливает и пьет. В таком типе поведения отсутствуют все перечисленные Узнадзе атрибуты волевого акта: нет ни субъективного разделения субъекта и ситуации, ни сколько-нибудь выраженной ориентации в будущее, ни активности субъекта. Другими словами, при обычном (импульсивном) поведении его источником переживается скорее сама потребность, чем активное Я. Волевое же поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса и, следовательно, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Что это за источник? По мысли Д.Н.Узнадзе, таким источником является Личность человека.

Стадии волевого акта

С.Л.Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

3. Решение.

4. Выполнение.

Что касается третьего пункта ("Решение"), то процесс принятия решения может протекать различно.

· В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию».

· Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешения того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

· В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов.

Акт принятия решения характеризуется чувством-переживанием, когда человек чувствует, что дальнейших ход событий зависит от него.

«Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».

Борьба мотивов

Волевое поведение, как и любая целенаправленая деятельность, использует внутренний интеллектуальный план (ВИП), но не всякая целенаправленная деятельность является волевым поведением.

У девушки может быть цель и замечательный сознательный план, но действовать она будет, исходя из текущих эмоций... "Это выше меня!" Это - полевое, а не волевое поведение. (смотри Позиция Жертвы)

Если в борьбе мотивов (борьбе разнонаправленных мотивационных тенденций). верх берут непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), это не волевое поведение. Побеждает сознательно поставленная цель - волевое.

5. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности , определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность .

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия . Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить"" те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели . Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность , понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений , когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность , проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь .

3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость , а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность -- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели . Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели .

Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности .

Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела .

Самоконтроль -- это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач . В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

Страница 5 из 7

Волевые действия и поступки многообразны. Обычно выделяют:

  1. простой волевой акт;
  2. сложный волевой акт;
  3. особо значимый волевой акт, совершаемый при мобилизации всех сил личности.

Простой волевой акт состоит из двух тесно связанных этапов побуждения к действию и непосредственного действия, не предваряемых сколько-нибудь сложным и сознательным процессом. Простой волевой акт не осложнен трудностями, требующими существенных волевых усилий, борьбой мотивов.
В сложном волевом акте выделяют три этапа - подготовительный, основной, заключительный; каждый из них в свою очередь расчленяется на более или менее сложные составные элементы.
Подготовительный этап, кроме стадии возникновения побуждения и предварительной постановки цели, может включать еще обсуждение цели действий и борьбу мотивов, принятие решения и планирование. В зависимости от обстоятельств эти стадии приобретают больший или меньший удельный вес. Сложный волевой акт начинается с возникновения и осознания побуждения, постановки цели. Однако от осознания побуждения и постановки цели к ее осуществлению человек переходит не сразу. Прежде чем действовать, он начинает размышлять, обдумывать все «за» и «против», проводит большую умственную работу по обоснованию своих желаний.
Особенно напряженно и трудно протекает этот процесс, когда человеку приходится выбирать между узко личными мотивами и общественным долгом, между доводами разума и чувствами. Столкновение взаимоисключающих или несовпадающих побуждений, из которых человек должен сделать выбор, называется борьбой мотивов. Упрощенным и неверным будет представление, будто в сознании человека имеются независимые от личности мотивы, имеющие определенную силу, которые сталкиваются, один мотив вытесняется другим и в результате принимается решение. «На самом деле то, что принято называть «борьбой мотивов», всегда является внутренней борьбой или конфликтом личности. Не мотивы борются, а человек напряженно размышляет, сопоставляя разные мотивы, он борется сам с собой».
Процесс принятия решения может выделяться как особая стадия волевого действия, требующая не только максимальной осознанности, но и решительности, ответственности личности. Проследим это на примере явки с повинной осужденного 3., который длительное время находился в местах заключения и решил порвать с преступным прошлым. «Какая же это честная жизнь, если за мной будет висеть преступление, - рассуждал он. - Всю жизнь ходи и оглядывайся, не проговорись, не обмолвись... Но ведь свобода недалеко, всего 6 месяцев осталось до «звонка». Если же я явлюсь с повинной, то пиши пропало... Еще года два-три придется хлебать тюремную похлебку. А если выйду, да потом о моем прошлом узнают? Тогда припаяют на всю катушку, под верхний обрез статьи... Придется потом трубить лет десять и на особом режиме... Как же я тогда буду смотреть в глаза воспитателям, которые за меня ручаются? Нарушители вой поднимут: «Был председателем совета коллектива, призывал к честности, а сам такой же, как и мы...». Выйду, а меня снова посадят... Как оправдаюсь перед детьми, женой, мамой? Я же давал им обещание... Они ждут. Лучше тут признаться, дома не будут знать. А что им скажу, почему меня задержали? Посоветуюсь с начальником отряда... А может быть все обойдется? Столько лет прошло, люди, наверное, забыли. А я же сам себя посажу. Вот будет дело...Что же лучше? Рисковать или не надо? Нет, не буду рисковать. Если явлюсь, то учтут чистосердечное раскаяние. И начальник отряда об этом говорил. Не надо обманывать людей, тебе доверяющих. Это лучше... Была ни была! Надо являться. Пусть будет так. Чем-то надо жертвовать. Пойду сейчас к администрации, а то еще передумаю...».
В данном случае каждый из мотивов сохранял свою силу до конца принятия решения, ни одна возможность не отпала сама по себе. Поэтому, принимая решение, осужденный вынужден был принести в жертву другие свои желания и хотения, понимая необходимость этого. Принятие решения потребовало от него усилий, способности вовремя прекратить колебания, подчинить намеченной цели все остальное. Принятие решения сопровождалось у него глубокими переживаниями, состоянием напряжения.
Такие волевые поступки с глубокими внутренними противоречиями и конфликтами, требующими особой решительности при принятии решения, в жизни не только возможны, но порой и неизбежны. Поэтому важно выработать у осужденного умение вовремя отметать колебания, утверждаться в действиях, побуждаемых не мимолетными влечениями, какими бы привлекательными они ни были, а принципиальными соображениями и чувством долга. Вслед за принятием решения планируются пути, изыскиваются способы и средства достижения цели.
Основной этап включает исполнение принятого решения. Личность подчиняет свое поведение поставленной задаче и заранее предусмотренным способом контролирует и корректирует свои действия, поступки, поведение в соответствии с обстановкой. Исполнение принятого решения в сложном волевом действии сопряжено с преодолением самых значительных объективных (внешних) и субъективных (внутренних) препятствий (трудностей).
К внешним относятся те препятствия, которые не зависят от действующего человека: трудности работы, сопротивление других людей, разного рода помехи и т. д.
К внутренним препятствиям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, отсутствия знаний, опыта и т. д. Внутренние трудности обычно проявляются в борьбе мотивов, укоренившихся старых и нарождающихся новых привычек, в борьбе желаний, стремлений, сложившихся в прошлом представлений и пробудившихся чувств совести, стыда, долга. В большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в единстве.
Возьмем, к примеру, отказ осужденного от воровских «законов» и традиций или добровольное погашение иска. Здесь много трудностей субъективного порядка. Традиции и привычки тянут к прошлому, мешает чувство страха, возникшее под воздействием угрозы со стороны отрицательной части осужденных, возмещение ущерба связано с существенным ограничением материального положения. Но стыд и совесть, пробудившиеся у человека, заставляют его сделать этот решительный шаг. Переживая и преодолевая трудности, осужденный совершает волевой поступок.
Исполнение принятого решения в сложном волевом действии осуществляется, как правило, последовательно путем преодоления возникающего при конфликтах внутреннего напряжения и, следовательно, постоянным поддержанием волевого усилия.
Волевое усилие как психическое состояние определяет специфику воли. Когда человек стремится подчинить одни мотивы другим и когда побежденные мотивы продолжают жить в сознании, чтобы сохранить в силе принятое решение, всегда требуются волевые усилия. Волевое усилие проявляется уже на подготовительном этапе волевого действия (на стадии борьбы мотивов, принятия решения и планирования). Особенно часто оно возникает в ходе исполнения принятого решения; в борьбе с трудностями, в состоянии волевых усилий куются и шлифуются волевые качества личности.
Заключительный этап сложного волевого акта характеризуется подведением итогов содеянного. Совершив волевой поступок, человек задумывается над его результатом, анализирует своп промах» и удачи, дает себе обещание не повторять ошибок. Все это способствует накоплению опыта волевого поведения, обеспечивает прекращение трудного для человека волевого действия (поступка) в легкое, привычное.
Особо значимый волевой акт. Нередко бывают случаи, когда волевой поступок совершается в предельно короткое время, при мобилизации всех сил личности, как душевный порыв. В этих условиях границы этапов волевого действия и поведения стираются, все стадии и этапы как бы сращиваются, взаимопроникают. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, когда самому спасающему угрожает опасность.
Так, осужденный П., проезжая на машине через мост, увидел перед собой неожиданно появившуюся из-за перил группу подростков. Не раздумывая, он принимает единственно верное решение: направляет машину с моста в реку.
Несколько отрицательно настроенных осужденных открыто угрожали расправой работнику колонии. Это заметил оказавшийся поблизости осужденный П. Он немедленно, рискуя быть убитым, отвел опасность от работника НТК. Его смелые действия ошеломили вооруженных ножами бандитов.
Для подобных волевых поступков характерны особые психические состояния, обострение психических процессов, усиление мускульного и психического напряжения, повышение общего тонуса организма, расход большого количества энергии, мобилизация волевых усилий.


В зависимости от степени осознанности потребностей стремления к цели разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана (осмысление цели действия).

Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний, называется борьбой мотивов.

Принятие решения действовать и исполнение самого решения, требующего определенных волевых усилий, составляет основной момент волевой деятельности человека.

Заключительный этап волевого действия может подучить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии (внешнее волевое действие), в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (внутреннее волевое действие).

Волевое действие может реализовываться в простых и сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сложным сознательным мыслительным процессом. Цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, она осуществляется при помощи привычных действий, которые осуществляются почти автоматически.

В сложном волевом акте между импульсом и действием находится опосредующий действие сложный сознательный процесс. Ему предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятия решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана действий. Волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз.

Сложный волевой акт включает четыре стадии:

Возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

Обсуждение и борьба мотивов;

Решение;

Исполнение.

Содержание первой фазы – возникновение побуждения и осознание цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном волевом действии различные фазы могут в зависимости от условий приобретать больший или меньший удельный вес, иногда сосредотачивая в себе весь волевой акт, иногда вовсе выпадая. Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, который соединяет сознательный выбор и решение. Это не значит, что борьба мотивов является его основной частью. Основными частями волевого акта являются исходная и завершающая фазы – сознание цели и настойчивость в ее достижении.

Содержание второй фазы обусловлено потребностью в том, чтобы учесть последствия, которые влечет осуществление желания. Она превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания; желательное действие может в определенных условиях привести к нежелательным последствиям.

Перед действием необходимо произвести выбор. Выбор требует оценки. Когда человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения, порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Решение этого вопроса протекает по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании, и волевой акт совершается без особого решения. Так случается, когда побуждение человека не встречает никакого внутреннего противодействия. Иногда решение поступает как бы само собой, оно является полным разрешением конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Бывает и так, что при самом принятии решения каждый из мотивов продолжает сохранять свою силу. Тогда решение в пользу одного из мотивов принимается потому, что осознана необходимость или целесообразность пренебречь другими и принести их в жертву.

Всякое волевое действие в качестве отправной точки предполагает состояние, которое складывается в результате предшествующей ему длительной и сложной внутренней работы и которое характеризуется как состояние готовности, мобилизованности. Из-за сложности задачи, отдаленности цели исполнение решения растягивается на более или менее длительное время, от решения отделяется намерение. Иногда возможно целенаправленное, сознательно регулируемое действие, в котором намерение практически не выделяется как особый момент.

Но в сложных ситуациях намерение является внутренней подготовкой отсроченного или затрудненного действия. Иногда даже намерения становится недостаточно, необходимо наметить путь и средства, пригодные для достижения, - т.е. составить план.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы подсознательному контролю и меняя окружающее в соответствии с замыслом.

Волевое действие (преднамеренное или произвольное) – это сознательно регулируемое действие, связанное с проявлением волевого усилия. Простое волевое действие состоит из двух зве- ньев: постановки цели и исполнения. Для сложного волевого действия характерно то, что ему «...предшествует учет его по- следствий и осознание мотивов, принятие решения, возникнове- ние намерения его осуществить, составление плана для его осу- ществления».

Простое волевое действие включает:

1.возникновение мотива и постановка цели действия.

2.принятие решения.

3.выполнение действия.

Сложное волевое действие включает:

1.возникновение побуждения- волевое поведение начинается с возникновения побуждений, сила и направленность, которого определяется конкретными потребностями, ценностями, обязательностями человека.

2.осознание ряда возможностей реализации мотива – данный этап связан с работой мышления и предполагает анализ различных вариантов реализации побуждений.

3.борьба мотивов – один из ключевых процессов сложного волевого действия. Борьба мотивов возникает в ситуации, когда у человека актуализируются одинаковые по силе мотивы, но связанные с различными направлениями деятельности.

4.принятие решения или постановка цели- значит, сделать выбор в пользу одной альтернативы, отказавшись от других, и таким образом создать идеальный, желаемы образ результата.

5.выполнение действий

Потребности. Процесс образования и развития потребностей. Характерные особенности потребностей.

Потребность- состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Процесс образования и развития потребностей очень сложен и многогранен. Во-первых, он может быть связан с изменением положения человека в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. В каждый возрастной период в соответствии с требованиями социального окружения человек занимает различные позиции и исполняет различные социальные роли. Человек только тогда испытывает удовольствие, ощущает себя комфортно и бывает удовлетворен собой, когда он способен соответствовать предъявляемым к нему требованиям.



Во-вторых, новые потребности могут возникать в процессе усвоения человеком новых форм поведения, овладения готовыми ценностями культуры, приобретения определенных умений и навыков.

В-третьих, может происходить развитие самих потребностей от элементарных к более сложным, качественно новым формам.В-четвертых, изменяется или развивается сама структура мотивационно-потребностной сферы: как правило, с возрастом изменяются ведущие, доминирующие потребности и их соподчиненность.

В-пятых, в отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в своем числе биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений. Общественное производство создает новые предметы потребления, способствуя увеличению потребности людей.

Характерными особенностями потребностей , как психических состояний, являются:
а) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.); в связи с этим различают предметные и функциональные потребности (например, потребность в движении);

б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

в) эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к нахождению и реализации необходимых для этого путей ; благодаря этому потребности являются одним из самых сильных мотивов волевых действий;

г) ослабление, иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния (например, чувство отвращения к пище в состоянии пресыщения) при удовлетворении потребности;

д) повторное возникновение, когда нужда, лежащая в основе потребности, вновь дает о себе знать ; повторность потребностей является важным их признаком, а однократная, носившая эпизодический характер и больше не повторившаяся нужда в чем-либо не превращается в потребность и не может служить для характеристики психологических особенностей личности человека.

Нужно с самого начала различать потребность как внутреннее условие, как одну из обязательных предпосылок деятельности и потребность того, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде.