Как открутить если не откручивается. Как открутить заржавевшую гайку

Иногда приходится выполнить разборку устаревших раковин, шкафов, кронштейнов, которые собраны посредством резьбовых соединений.

Если подобное соединение располагается в сырой комнате, и никто долгое время не трогал (к тому же, оно было закручено без смазки), то раскрутить его не получиться: болт намертво «приростает» к гайке. В таком случае говорят "гайка прикипела".

Естественно, в большинстве случаев, гайку очень легко срезать болгаркой либо срубить с помощью зубила и молотка. Однако как открутить гайку, если болт нужно оставить целым?

Для начала, нужно знать: не стоит применять обычный рожковый ключ, так им можно сорвать грани прикипевшей гайки. Именно поэтому, по возможности, применяйте накидной ключ.

Резьбовое соединение, в процессе, выкручивания должно быть надежно зафиксировано. Зажмите его в тисках.

Также нужно понять, что самое главное - разрушить структуру самой ржавчины. Для этой цели существуют несколько методов. Если какой-то из них не помогает, следует переходить к следующему.

Способ первый

Постучите по всем граням гайки молотком. Стучите аккуратно, чтобы случайно не сорвать грани, а также не погнуть болт. Впоследствии попытайтесь потихоньку открутить гайку.

Способ второй

Прогрейте прикипевшую гайку. Это сделать также можно с помощью строительного фена, мощной зажигалки и так далее.

Перед тем как начнете прогревать, переубедитесь, что неподалеку нет легковоспламеняющихся веществ.

В процессе нагревания структура ржавчины немножко нарушится, гайка расширится, а ее также можно будет опробовать сдвинуть с места.

Откручивайте нагретую гайку - не дожидайтесь, пока она остынет. В противном случае придется начинать все сначала.

Способ третий

Налейте на видимую часть резьбового соединения керосин (взамен керосина также можно пользоваться каким-то моющим средством, аэрозолем WD-40, есть сообщения об успешном применении Кока-Колы), потом постучать по граням, чтобы жидкость лучше проникла в пространство между болтом и гайкой, выждать несколько минут и пробовать отвинчивать.

Если есть такая возможность, то можно полностью опустить резьбовое соединение в соответствующую емкость с керосином либо замотать это место ветошью, пропитанной им же на какое-то время. После этого гайку пробуют отвинчивать.

Еще один способ

Создайте с помощью малюсенького заточенного зубила зазубрины на любой грани гайки. Приложите под углом друг за другом к зазубрине на любой грани минусовую отвертку или зубило и немного постукивайте молотом, пока гайка не сдвинется с места.


Соединения под днищем и в колёсных арках машины особенно подвержены окислению и ржавчине, так что открутитьзаржавевшие болты или гайки именно в этих местах становится порой очень сложно. Тем не менее, возможность открутитьзаржавевший или окислившийся болт или гайку почти всегда есть, за довольно редкими исключениями (болт сорвался, например). Для этого мы будем использовать самые разные способы и перечислим их ниже - их можно и нужно сочетать, и все они по-разному действенны.

Итак, как открутить прикипевший болт или гайку и что делать, если они совсем не откручиваются, несмотря на тщетные попытки? Давайте по порядку от самых действенных способ откручивания заржавевших/окислившихся резьбовых соединений к менее действенным.

Помните, что нельзя прилагать слишком больших усилий, особенно, в случае с небольшими гайками и болтами и если в перспективе Вы можете не найти им замену или такая замена обойдётся слишком дорого. Есть вероятность сломать болт - особенно, если он сильно проржавел.

Откручиваем гайку "Вэдэшкой"

Самый, пожалуй, действенный способ открутить заржавевший болт или гайку - использовать чудодейственное средство - WD-40, в простонародье называемое "Вэдэшкой". Эта субстанция, действительно, является чудодейственной по своим свойствам, обладая высочайшей проникающей и очищающей способностью. Просто побрызгайте немного состава наприкипевший болт или гайку и выждите время примерно в 20-30 минут. WD-40 разъест ржавчину или другой налёт, проникнув глубоко в соединение резьбы. Затем просто попытайтесь снова открутить гайку или болт - чаще всего они он сдастся под натиском такого симбиоза химии и физической силы.


Стоит самый небольшой (подойдёт для экстренных случаев) баллончик "Вэдэшки" около 100 рублей, а найти её можно практически в любом хозяйственном или автомагазине.

Если WD-40 нет под рукой

Между тем, "Вэдэшку" можно заменить рядом веществ. Помогут открутить прикипевшую гайку или болт также:

  • бензин, солярка или керосин,
  • слабая кислота (неагрессивная, в идеале уксусная),
  • Coca-cola.

Все эти вещества также обладают достаточно неплохой проникающей и очищающе-разъедающей способностью. Кока-кола входит в число таковых жидкостей, благодаря ортофосфорной кислоте в своём составе - именно она и имеем эффект разъедания ржавчины и накипи другой природы.

Однако, в отличие от "Вэдэшки", специально созданной для таких задач, указанные жидкости всё же требуют более интенсивного воздействия на неоткручиваемые резьбовые соединения. Лучше всего прикипевшие детали поместить в ёмкость с такими жидкостями, если они уже отделены от автомобиля. Если нет, то можно обильно смочить тряпку в жидкости и обмотать заржавевший болт ей. Ждать тоже придётся подольше - до суток.

Все нижеследующие способы открутить прикипевший болт или гайку можно (и нужно) совмещать с одним из вышеприведённых.

Закрутить, чтобы открутить!

Иногда для требуемой задачи приходится решать прямо противоположные задачи. Вот и в нашем случае, если гайка илиболт никак не желают откручиваться, нужно применить усилие в обратную сторону - попытаться закрутить. Нередко болт илигайка срываются только в этом случае, и затем их достаточно легко становится открутить. Опять же, не переусердствуйте - сорвать резьбу, закручивая, ещё проще.


Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием

Ещё один действенный вариант - несильно постучать по болту или по гайке, чтобы открутить их. Данный способ откручивания особенно более вероятно срабатывает, если на резьбу изначально воздействовать WD-шкой или другой разъедающей ржавчину жидкостью, после выжидания небольшого времени. Накипь или ржавчина отходят от поверхности металла при постукивании, и потому открутить злополучный болт становится намного легче.

Можно также постукивать по гайке или болту в то время, когда на неё воздействует сила - т.е. одной рукой Вы пытаетесь силой открутить болт или гайку, а другой рукой или с помощью напарника слегка постукиваете. Главное здесь не переусердствовать и не испортить таким методом резьбу, ведь тогда открутить вовсе ничего не удастся.

Если никак не откручивается

Увы, но если болт или гайка не откручиваются ни одним из приведённых способы, то придётся их удалить другими способами. Для этого нам потребуется "болгарка". В случае с гайкой необходимо обрезать одну из её граней, разорвав окружность этой гайки, если это можно сделать, не задев соседние детали. Если не удаётся, то можно обрезать её максимально поперёк её плоскости, не задевая соседние детали.

В случае с болтом нам потребуется дрель. Нужно высверлить ножку болта по направлению от шляпки к его концу - т.е. сверлить вдоль сам стержень болта. Для этого нужно подобрать сверло с таким диаметром, чтобы оно было максимально близко к диаметру болта, но в то же время не испортило резьбу. Опустошённый изнутри болт либо гораздо легче открутится, либо сломается и извлечётся частями из отверстия.

И, конечно же, открутив или более жёстким образом удалив гайку или болт, уделите должное внимание вновь закручиваемым соединениям - почистите их от ржавчины или другого налёта, смажьте графитовой смазкой и позаботьтесь, что одели пыльник на соединение, при его наличии.

Пункт первый. (Господи, пронеси!)
Бывает так, что тяжело открутить гайку. Для этого применяют всякие насадки на ключ, типа трубы, которые увеличивают плечо силы, но это весьма чревато поломкой шпильки/болта (чаще всего), срывом резьбы или граней гайки.
Чтобы открутить сильно заржавевшую гайку надо:
1) Обстучать её с боков, по плоским граням, как на рисунке. Надо стучать не очень сильно, чтобы не повредить геометрию гайки.

2) Попробовать открутить просто ключем или головкой с обычным воротком, без всеких труб и удлинителей.
Внимание! Когда откручиваете заржавевшие гайки, используйте только накидной ключ-петлю, или головку! Ни в коем случае не откручивайте их рожковым ключом или пассатижами, чревато вторым пунктом!!!
3) Смочить гайку специальным составом, помогающим откручивать: WD-40, продаётся в любом автомагазине, стоит в районе ста рублей, либо простой тормозухой. Убедитесь, что раствор проник между гайкой и резьбой! Немного погулять.
4) Теперь можно откручивать!

Пункт второй. (Ёшкин кот!)
Ну вот, к несчастью мы добрались до второго пункта! Когда или грани "слизаны" или резьба сорвана или гайка всё равно не откручивается, несмотря на ужимки и прыжки п.1. Это конечно, сложнее, но человеку всё равно по-силам! В этом случае нужно немного побольше инструмента, так что желательно это делать в гараже или на месте стоянки.
Что же, не стоит терять голову, поехали:
Когда гайка всё равно не откручивается, мы поступаем одним из следующих методов:
1) В идеале, если есть газовая сварка или газовый резак (на пропане или ацетилене) можно нагреть гайку до красного цвета, тогда она легко открутится. Самый лёгкий метод, но нужен этот самый резак, что, естественно редкость!
2) Берём зубило, прикладываем его как на рисунке и пробуем открутить гайку ударом молотка по зубилу. Если получится, то гайку придётся выкинуть и купить новую, зато профит-то, профит!

3) Берём ножовку по железу или болгарку и спиливаем гайку как на рисунке, стараясь не покалечить болт/шпильку. После этого по гайке достаточно будет легко тюкнуть молотком и она открутится вручную! Этот метод стопроцентный, если позволяет место расположения гайки.

Пункт третий. (Всё, капец!)
Самый неприятный исход при откручивании гайки, когда отломилась шпилька, на которую эта самая гайка и надевается. Это прискорбно, но не смертельно, как думают начинающие автолюбители. Я знал человека, который, заломив шпильку на помпе, продал машину за копейки. Не поступайте так, друзья, это всё решается и лечится!
В основном вся проблема только во времени. Так, если гайку открутить занимает секунд 20-30, то с заломленной шпилькой придётся повозится опытному человеку, при наличии всех нужных инструментов и деталей минут десять с перекуром (если шпилько на "удобном" месте)
В лучшем случае, если торчит достаточно резьбы шпильки, на неё можно накрутить две гайки и вывернуть её. А по закону подлости чаще бывает что шпилька ломается "под корень", в таком случае читаем далее.
Потребуется следующее:
- Дрель (шуруповёрт)
- Набор свёрл по металлу
- Метчик по диаметру шпильки
- Сама шпилька
Как правило, дрель, метчик и свёрла можно попросить у соседа, если своих нет, а шпильку придётся купить новую.
Для начала сверлим "центрующее" отверстие по осевой линии заломленной шпильки. Это самый важный этап, и самый ответственный. Прежде чем сверлить, набейте лунку по центру шпильки, что бы сверло не съехало. Просверлите маленьким свёрлышком на глубину 1-2 см. Здесь самое важное! Если съехала центровка, то везите машину в сервис, здесь без координатного станка не обойтись! Если сломали сверло в отверстии, то же самое- в сервис! В этих случаях уже реально проще отдать 300 рублей за работу профессионалов.
Ну, а в нашем случае, надеюсь, всё обойдётся без эксцессов, и мы продолжаем высверливать далее. Как только "центрующее" отверстие готово, сверлим уже на полную глубину залегания шпильки свёрлами, с диаметром, постепенно приближающимся к диаметру шпильки.
Когда отверстие готово, метчиком "прогоняем" резьбу. Вот и всё, заворачиваем шпильку и наслаждаемся!

Пара общих советов:
- При демонтаже любых деталей, при возможности всегда прогоняйте резьбу на болтах и гайках соответственно лерками или метчиками. Это избавит их от "накипи", коррозии, грязи, что продлит жизнь резьбовому соединению и облегчит последующий демонтаж. Когда прикручиваете деталь на место, обязательно смажте резьбу графитовой смазкой! Особенно на коллекторах, выпускных трубах и прочих высоко температурных объектах. Это не даст "привариться" гайкам.
- Обязательно пристёгивайтесь, помните, что нет ничего важнее и дорожи жизни и здоровья!

Буду рад критике и дополнениям!

UPD. Shajtan подсказал, что ещё для удаления сломанных шпилек существует т.н. экстрактор, который забивается в высверленное в шпильке отверстие. Его плюс - отверстие не надо точно центровать.
Бывают с резьбой или обоюдоострыми гранями. На мой взгляд с гранями получше.
Вот они.

Как безопасно открутить заржавевшие болт и гайку на машине

Изобретение гайки? крепежного изделия с резьбовым отверстием? с древнейших времен приписывают самому Архимеду. Первые изделия были выполнены из дерева, видимо, поэтому великий мыслитель не оставил ответа на вопрос, как все-таки открутить гайку, покрытую ржавчиной.

Как открутить гайку покрытую ржавчиной

Если вы столкнулись с проблемой заржавевшей гайки, попробуйте сначала открутить ее не шестигранным накидным ключом, а рожковым. При этом не стоит использовать всю силу, потому что есть вероятность повреждения резьбы и самой детали. Гайка и болт, поврежденные процессом окисления, увеличиваются в размерах, поэтому открутить деталь вручную без применения каких-либо дополнительных инструментов невозможно. Далее, можно отправиться в ближайший сервис, где придется отстегнуть определенную сумму, а можно справиться с проблемой самостоятельно в домашних условиях.

Вариантов откручивания заржавевшей гайки именно таким способом предостаточно. Здесь вам на помощь придут как специальные средства. которые можно купить в ближайшем автомаркете, так и подручные. Первыми в рейтинге популярности стоят общедоступные - бензин. масло. керосин, тормозная жидкость. Также подойдет и популярный напиток кока-кола, который имеет в своем составе ортофосфорную кислоту. Эффект будет лучше, если вам удастся поместить заржавевшую деталь прямо в емкость с вышеназванными средствами. Если же такой возможности нет, старайтесь как можно тщательнее смочить заржавевшую гайку, чтобы жидкость попала на резьбу и внутрь соединения. Среди жидкостей заслуженной славой пользуется спрей WD-40.

Спрей WD-40 для смачивания ржавой гайки

Не пытайтесь сразу же открутить деталь, подверженную коррозией, так вы можете навредить, деформируя ее. Дайте гайке и болту настояться в растворе в течение нескольких часов, лучше всего, конечно, оставить на ночь, если позволяет время. Постучите по периметру молоточком, а затем приступайте к откручиванию. Делайте это постепенно, старайтесь раскачать гайку. Такой способ помогает в большинстве случаев, но если ваша проблема осталось нерешенной, стоит обратиться к другим способам.

Совет второй. Разогреть и охладить ржавую деталь

Для того чтобы увеличить температуру заржавевшей гайки можно воспользоваться сразу несколькими способами. Во-первых, если есть такая возможность, поджечь саму деталь, обработанную одним из перечисленных растворов. Во-вторых, приложить к гайке паяльник, сильно нагретый. В результате теплового воздействия на заржавевшую деталь металл увеличивается в размерах, расширяется.

Здесь опять же есть два способа - либо попытаться сразу открутить ее, либо капнуть бензин, керосин, скипидар, олеиновой кислоты в зазор, и только потом отвернуть ее ключом. В некоторых случаях может помочь и обратная процедура - охлаждение. Но ее с натяжкой можно назвать сверхэффективной из-за того, что разница температур льда и металла небольшая.

Этот способ не такой популярный, как первые два, да и используют его в последнюю очередь. Вся суть заключается в том, что из воска (можно использовать и пластилин) нужно слепить форму, напоминающую «чашечку», бортики которой будут выше уровня гайки на пару миллиметров. В эту чашечку нужно будет залить серную кислоту, предварительно разбавленную, и положить туда небольшой кусочек цинка. Таким образом, мы создаем подобие гальванического элемента, который может помочь открутить заржавевшую гайку.

Секретный прием-использование восковой «чашечки»

По материалам сайта: http://365cars.ru

Большинство владельцев старых автомобилей сталкивались с такой проблемой. Бывает, что резьбовое соединение просто зарастает ржавчиной и очистка резьбы и торца гайки не дает никаких результатов. Не отчаивайтесь, если у Вас возникла подобная проблема. Её решение существует. Так что же делать, если под рукой нет никаких новых супер средств, которые сейчас предлагают хозяйственные и строительные магазины, а раскрутить заржавевшее соединение необходимо поскорей? Есть очень простой способ!

Возьмите пищевую соду и уксусную кислоту. Купите в аптеке одноразовый шприц. Еще будут нужны металлическая щетка, чистая вода и накидной ключ. Согласитесь, найти вышеперечисленное несложно? Итак, начнем.

Для начала очистите окончание резьбы и гайку от ржавчины с помощью металлической щетки. Потом тщательно вычистите всю ржавчину, чтобы была видна резьба на окончании соединения. Затем наберите в шприц с иглой уксус. Далее смочите с помощью шприца всю поверхность гайки, а также видимую часть резьбы, через которую нужно будет скрутить гайку. После это ждем минут двадцать и смачиваем гайку и резьбу еще раз. Теперь ожидаем ещё два часа. Этого времени будет достаточно для проникновения уксуса в ржавчину и разрушения её. По истечении двух часов еще раз смочите гайку и резьбу уксусом и можете с помощью ключа попытаться немного её открутить. Главное не перепутайте направление скручивания гайки.

Блог о ремонте и строительстве своими руками. отделка, строительство, ремонт, квартиры, дом

Правую резьбу нужно раскручивать против часовой стрелки, левую — по часовой.

Если гайка поддалась и начала понемногу откручиваться, вставьте шприц с уксусом в образовавшийся зазор и обильно смочите уксусом. Подождите пять минут и можно продолжать раскручивать соединение. Раскручивание нужно производить покачиванием гайки в одну и другую сторону. Это улучшит смазку трущихся поверхностей и не даст резьбе сорваться. После того как скрутили гайку нужно нейтрализовать действие кислоты.

Смешайте воду и с пищевой содой в емкости и погрузите в неё все детали смоченные кислотой. Шипение указывает на наличие реакции. Продолжайте процедуру до тех пор, пока шипение полностью не прекратиться. После этого промойте все детали под проточной водой и протрите насухо. Затем нанесите смазку на все детали, это будет своего рода консервация до последующей сборки. Таким простым способом можно раскрутить любые заржавевшие резьбовые соединения, поэтому этот вариант может пригодиться и в быту.

Как открутить ржавую гайку?

В случае, если ржавая гайка не откручивается, не стоит горячиться и пытаться ее сорвать – существует масса эффективных способов вывернуть ее без лишней траты сил.
Основной причиной заклинивания заржавевших соединений является коррозия металла. В процессе ржавления металла продукты его окислительной реакции, а проще говоря – ржавчина, многократно увеличиваются в объеме, намертво схватывая между собой детали, сопряженные резьбовым соединением.
Дополнительно усугубляет ситуацию попадание на резьбовые поверхности мелких частиц пыли и грязи.
Выбор инструмента
Успешность откручивания трудно поддающихся резьбовых соединений во многом зависит от используемого инструмента.

Не стоит пытаться отвернуть ржавую гайку при помощи рожкового ключа. Слабость конструкции такого инструмента приведет к тому, что губки ключа попросту разойдутся в стороны и перепрыгнут через грань гайки да и незначительная длина инструмента не позволит приложить необходимое усилие.
В такой ситуации лучше остановить свой выбор на накидных ключах или использовать набор головок с воротком – и грани гайки будут целыми, и руки.
Что касается целостности рук. Во избежание травм, при откручивании резьбовых соединений в труднодоступных местах, прикладывая рукой усилие к инструменту, следует избегать посторонних предметов в направлении движения руки с ключом или воротком.
Растворение ржавчины
Если, несмотря на прилагаемые титанические усилия, гайка все же не откручивается, не стоит насиловать инструмент и изнурять себя непомерными физическими нагрузками. Достаточно смочить заржавевшую резьбу жидкостью, способной частично растворить ржавчину и тем самым уменьшить силы трения.
Арсенал таких жидкостей достаточно широк: от специальных преобразователей ржавчины и всем известного WD-40 до бензина, солярки, керосина, скипидара и тормозной жидкости. Кстати, эффективно воздействует на ржавчину обычный столовый уксус и спиртовой раствор йода из автомобильной аптечки. В крайнем случае, подойдет даже Кока-Кола, содержащие ортофосфорную кислоту.
Обильно смочив заржавленное соединение и выждав от 10 минут до получаса, можно брать в руки инструмент и пробовать откручивать упрямую гайку. Если же и после этого резьба не поддается, а время позволяет, целесообразно обмотать резьбовое соединение салфеткой, смоченной в одной из перечисленных жидкостей и оставить ее на часок-другой.
Большинство гаек после такой процедуры медленно, но откручиваются, особенно если воздействовать на них, работая инструментом взад-вперед, то есть враскачку.
Вместо откручивания – закручивание
Оригинальный и очень полезный способ, позволяющий разрушить слой ржавчины, используя вместо откручивания незначительное закручивание гайки.
После того, как гайка хоть немного сдвинется с места в сторону закручивания, она, хоть и туго, но начнет выворачиваться.
Обстукивание граней
Для этой процедуры понадобится небольшой 100-граммовый молоток. Нанося легкие удары молотком по граням гайки, следует поочередно перемещаться от одной грани к другой по кругу. Возникшие в процессе обстукивания микротрещины медленно, но неизбежно приведут к деформации и разрушению ржавчины.
Главное – избегать сильных ударов молотком, от которых могут пострадать грани гайки, согнуться болт или даже разрушиться деталь, скрепленная ими.
Нагревание
При помощи источника тепла (газовой горелки, паяльной лампы, зажигалки, спички, свечки, паяльника, строительного фена или обыкновенного кипятка) необходимо нагреть гайку, стараясь чтобы при этом не нагрелся болт или шпилька, на которой она «сидит».
При нагревании гайка расширится и увеличится в объеме, став на несколько микрон шире болта, что значительно облегчит процесс ее откручивания.К тому же из-за неравномерного нагревания слой ржавчины на резьбовом соединении разрушится и потеряет былую крепость.
Будьте предельно осторожны при работе с открытым огнем и нагревательными приборами!
Разрушение
Способ нежелательный, но в некоторых случаях иногда единственный, способный разрешить проблему заржавевших резьбовых соединений.
Вооружившись молотком и острым зубилом, необходимо пробить канавки на гранях неподатливой гайки. Равномерное внедрение зубила со всех сторон приведет к ее деформации и увеличению внутреннего диаметра, что позволит без особых усилий свинтить ее с резьбы.
В конце-концов резьбовое соединение можно разрушить, перепилив болт болгаркой или ножовкой по металлу, гайку можно сбить, перерубив болт острым зубилом, ее можно распилить напополам вдоль оси болта, а также попытаться высверлить при помощи электродрели. Во всех этих случаях гайка и болт, по завершении работ будут безнадежно испорченными.

Как открутить заржавевший болт или гайку на автомобиле

Самый главный элемент мебели, качественный и красивый, в вашей квартире

Шкафы-купе позволяют максимально качественно использовать пространство и освободить его для жизни. В Москве многие приобретают готовые шкафы-купе у производителей, использующих качественные материалы.

Свайный фундамент

Фундамент – это неотъемлемая часть большинства капитальных зданий и сооружений. Он принимает на себя нагрузку от элементов зданий и сооружений, расположенных над ним.

Как открутить заржавевший болт.

И перед началом строительства здания необходимо определиться с типом фундамента, на котором оно будет строиться.

Как установить смеситель

Установка смесителя для санузла - дело простое. Главное здесь - расстояние между отводами горячей и холодной воды. В смесителе оно должно совпадать с аналогом на стене. Но прежде чем разбирать этот вопрос, давайте узнаем, какие вообще бывают смесители?

Компьютерные и офисные столы

Компьютерные и офисные столы являются стандартным атрибутом для каждого рабочего места. Офисный стол присутствует в каждом помещении, будь то огромный офис или маленький рабочий уголок у вас дома.

Строительство дома – дорогое удовольствие?

Не всегда желания и возможности совпадают. Это может касаться и возведения дома, в котором вы в дальнейшем планируете жить вместе с многочисленным или не очень семейством. И в этом случае решение купить газобетонные блоки, уже зарекомендовавшие себя на рынке только с положительной стороны, и строить самостоятельно, является не только лучшим, но и, возможно, единственно правильным.

Иногда необходимо разобрать устаревшие раковины, шкафы, кронштейны. Долгое время они пылились в сырых комнатах, резьбовые соединения ржавели, и никому до этого не было дела. Но тут появилась такая необходимость: разобрать, и не просто срезать гайки болгаркой или срубить молотком и зубилом, а сохранить болт. И как открутить прикипевшую гайку?
Для начала несколько основных моментов, которые нужно учесть, чтобы открутить ржавую гайку, не повредив ее.
Во-первых, рожковый ключ лучше заменить накидным. Так больше шансов сохранить грани гайки в целости и сохранности.
Во-вторых, резьбовое соединение во время выкручивания нужно тщательно зафиксировать. Если надо, даже зажать в тисках.
Чтобы разобраться, как открутить заржавевшую гайку, нужно усвоить одну закономерность: повреждение структуры ржавчины в месте соединения позволит воздействовать на нарезку. Воспользоваться можно несколькими способами: если не работает один, то переходим ко второму.
Первый способ
Перед откручиванием старой гайки нужно со всех сторон аккуратно пройтись молотком. Такая процедура облегчает процесс откручивания. Можно попробовать еще закрутить слегка гайку. Если она сдвинулась с места, то должна и отвинтиться. Не давите на гайку слишком сильно, чтобы не повредить ее грани. Если все вышеописанные действия ни к чему не привели, переходите ко второму способу.
Второй способ
Прикипевшую гайку прогрейте с помощью фена, зажигалки и других средств. Этот способ требует соблюдения правил безопасности: поблизости не должно быть легко воспламеняющихся предметов. Процесс нагревания немного разрушит структуру ржавчины и расширит саму гайку. Теперь попробуйте сдвинуть ее с места, пока она горячая. Если гайка остынет, она снова зажмет резьбу. Не получилось? Переходим к третьему способу.
Третий способ
Смочите видимую часть резьбы керосином или другим видом хорошо проникающей смазки. Постучите по гайке легонько молотком, чтобы жидкость проникла в резьбу между гайкой и болтом. Если есть возможность, замотайте резьбовое соединение пропитанной керосином тряпкой. Теперь пробуйте отвинчивать. Ни к чему не привело? Переходите к способу номер четыре.
Четвертый способ
Маленьким заточенным зубилом создайте зазубрины на одной из граней гайки. Приложите под углом к зазубрине минусовую отвертку, вдоль рукоятки которой имеется стальной стержень по всей длине, и слегка постукивайте молотком до тех пор, пока гайка не повернется. Для большого болта лучше воспользоваться вместо отвертки зубило. Этот способ считается варварским, а потому применять его нужно в последнюю очередь. Он, конечно, безотказный: гайка обязательно под таким напором открутится. Но вряд ли после такого воздействия она будет пригодна к чему-либо.
Чтобы впоследствии резьба не ржавела, в качестве профилактики нужно смазывать ее перед закручиванием моторным маслом или солидолом. Такая обработка поможет сохранить резьбу на долги годы от коррозии.