Интересные факты из истории экономических санкций. Санкции против РФ: список, предпосылки и прочие интересные факты

Черногория, Исландия, Албания, Норвегия и Украина присоединилась к индивидуальным санкциям Евросоюза, принятым 17 марта и расширенным 21 марта.

12 апреля Канада ввела санкции в отношении главы избирательной комиссии Севастополя Валерия Медведева и его коллеги из избирательной комиссии Крыма Михаила Малышева, а также в отношении нефтегазовой компании "Черноморнефтегаз".

28 апреля власти США вновь расширили санкционный список, включив в него еще семь граждан РФ и 17 компаний. Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни объяснил это тем, что Россия "не сделала ничего, чтобы соблюсти женевские обязательства". Также Карни обвинил Москву в причастности к насилию на востоке Украины. Санкции затронули вице-премьера РФ Дмитрия Козака, главу Роснефти Игоря Сечина, первого замглавы администрации Кремля Вячеслава Володина. В список также вошли полпред президента в КФО Олег Белавенцев, глава ФСО Евгений Муров, глава "Ростеха" Сергей Чемезов и глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.

В этот же день, 28 апреля , решение о расширении санкционного списка принял Евросоюз, а 29 апреля были опубликованы имена попавших в список. ЕС расширил санкционный список еще на 15 человек. В него вошли вице-премьер Дмитрий Козак, начальник генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, начальник ГРУ Игорь Сергун, постпред президента России в Крыму Олег Белавенцев, глава министерства по делам Крыма Олег Савельев, вице-спикер Госдумы Людмила Швецова, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, врио губернатора Севастополя Сергей Меняйло, сенатор в Совфеде от Крыма и Севастополя Ольга Коватиди, представитель ополченцев Луганска Герман Прокопьев, народный губернатор Луганской области Валерий Болотов, лидеры так называемой Донецкой народной республики Андрей Пургин и Денис Пушилин, заместитель руководителя народного ополчения Донбасса Сергей Цыплаков, руководитель народной обороны Донбасса в Славянске Игорь Стрелков.

В санкционный список Канады вошли депутаты Госдумы Владимир Жириновский и Алексей Пушков, первый замглавы администрации Кремля Вячеслав Володин, вице-премьер РФ Дмитрий Козак, член комитета по международным делам Госдумы Александр Бабаков, полпред президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев, глава ФСО Евгений Муров, а также братья Ротенберги.

В списке компаний оказались Экспобанк и Росэнергобанк.

Япония ввела дополнительные санкции против 23 правительственных чиновников РФ, которые могли быть причастны к нарушению суверенитета Украины. Имена чиновников не сообщались.

Власти Швейцарии расширили на 15 человек список лиц, в отношении которых действуют финансовые ограничения, в ответ на расширенный список ЕС.

Премьер-министр Канады заявил, что санкции вводятся против 16 российских "субъектов" и распространяются на следующие российские банки и юридические лица: ИнвестКапиталБанк, Собинбанк, банк "Северный морской путь", компании "Акваника", ООО "Авиа Групп", ООО "Авиа Групп Норд", ЗАО "ЗЕСТ", ООО "Сахатранс", ООО "Стройгазмонтаж", ООО "Инвестиционная компания Аброс", группу "Волга", компанию "Стройтрансгаз холдинг" и ее четыре дочерних предприятия.

Совет ЕС по иностранным делам включил еще 13 человек в список санкций ЕС против лиц, виновных, по его мнению, в дестабилизации ситуации на Украине. В список вошли первый замглавы администрации Кремля Вячеслав Володин, командующий ВДВ генерал-полковник России Владимир Шаманов и глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Кроме этого в санкционный список попали прокурор Крыма Наталья Поклонская, прокурор Севастополя Игорь Шевченко, и.о. начальника Федеральной миграционной службы России по Республике Крым Петр Ярош, и.о. начальника миграционной службы Севастополя Олег Козюра. ЕС также решил заморозить активы двух компаний из Севастополя и Крыма — "Феодосия" и "Черноморнефтегаз".

Власти Канады объявили о введении дополнительных санкций в отношении шести граждан России и шести украинских сторонников федерализации. В список санкций с российской стороны вошли: начальник российского генштаба Валерий Герасимов, командующий вооруженными силами самопровозглашенной Донецкой народной республики Игорь Гиркин (Стрелков), исполняющий обязанности губернатора Севастополя Сергей Меняйло, вице-спикеры Госдумы Сергей Неверов и Людмила Швецова, российский министр по делам Крыма Олег Савельев, 1-й член Совета Федерации Федерального собрания РФ от исполнительной власти Республики Крым Ольга Коватиди.

Власти Швейцарии расширили на 13 человек список лиц, в отношении которых действуют финансовые и визовые ограничения, в ответ на расширенный список ЕС.

Черногория, Исландия, Албания, Лихтенштейн и Норвегия присоединились к исполнению новых санкционных списков Евросоюза.

Австралия ввела финансовые санкции против 50 россиян и 11 компаний из-за ситуации на Украине. Ранее, в марте, власти Австралии заявляли о скором вводе санкций против 12 российских и украинских чиновников.

Австралийское правительство приняло решение расширить санкции еще на 38 лиц и ввести ограничения для 11 компаний. Имена попавших в "черные списки" тогда не указывались.

В отношении советника президента РФ Сергея Глазьева, главы Совфеда Валентины Матвиенко, сенатора Андрея Клишаса, спикера Госдумы Сергея Нарышкина, депутатов Елены Мизулиной и Алексея Пушкова, вице-премьеров Дмитрия Рогозина и Дмитрия Козака, помощников президента РФ Владислава Суркова, Владимира Кожина и Андрея Фурсенко, главы администрации президента РФ Сергея Иванова, первых замглавы администрации Кремля Вячеслава Володина и Алексея Громова, и.о. главы Крыма Сергея Аксенова, бизнесменов Юрия Ковальчука, Аркадия и Бориса Ротенбергов, Геннадия Тимченко, главы РЖД Владимира Якунина, а также ряда лидеров непризнанных ДНР и ЛНР. В этот список также попали Банк Россия, ИнвестКапиталБанк, СМП-банк, ООО "Стройгазмонтаж", ООО "Авиа Групп Норд", Стройтрансгаз групп, Волга-Групп, Черноморнефтегаз, а также другие компании и лица.

Канада ввела дополнительные экономические санкции и запрет на въезд на территорию страны для 11 граждан РФ.

Вашингтон синхронизировал свой санкционный список с европейским. США наложили визовые и финансовые ограничения на вице-спикера российской Госдумы Сергея Неверова, федерального министра по делам Крыма Олега Савельева, а также премьера самопровозглашенной Донецкой республики Александра Бородая, ранее подпавших под санкции Евросоюза. Кроме того, санкции США распространились на Донецкую и Луганскую республики целиком и на помощника президента России Игоря Щеголева.

Американские власти также в отношении ряда российских оборонных и сырьевых компаний. В санкционный список попали концерн "Алмаз-Антей", Уралвагонзавод, НПО Машиностроения и несколько структур "Ростеха": концерны "Калашников" (бывший "Ижмаш"), "Созвездие", "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ), "Базальт" и Конструкторское бюро приборостроения.

Под санкциями оказались крупнейшая российская нефтекомпания "Роснефть" и крупнейший в России независимый производитель газа "Новатэк", нефтяной терминал Феодосии, а также российский банк развития "Внешэкономбанк" и один из крупнейших в стране коммерческих банков "Газпромбанк". Санкции в отношении российских банков предполагают не заморозку активов, а запрет получать американские кредиты более чем на 90 дней.

Европейские лидеры на своем саммите ограничились тем, что договорились расширить критерии санкций и только к концу июля составить список компаний и лиц, в том числе российских, которые попадут под точечные ограничительные меры Евросоюза.

Канада вслед за США включила в свой санкционный список ряд российских оборонных и сырьевых компаний и банков. Под санкции подпали, в частности, "Газпромбанк", "Внешэкономбанк" и второй по величине производитель газа в России "Новатэк". Канадский премьер объяснил, что санкции предполагают прекращение кредитования энергетических компаний и финансовых учреждений, которые попали в черный список.

В санкционный список ЕС были добавлены 15 имен и 18 юридических лиц. Среди них — директор ФСБ Александр Бортников, директор Службы внешней разведки России Михаил Фрадков, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев, член Совбеза Борис Грызлов, сотрудник ФСБ Сергей Беседа и депутат Госдумы Михаил Дегтярев. Среди компаний — "Керченская паромная переправа", "Севастопольский морской торговый порт", "Керченский морской торговый порт", госпредприятие "Универсал-Авиа", санаторий "Нижняя Ореанда", "Азовский ликероводочный завод", национальное производственно-аграрное объединение "Массандра", агрофирма "Магарач" и завод шампанских вин "Новый свет".

Минфин США объявил о введении санкций против Банка Москвы, ВТБ и Россельхозбанка, а также Объединенной судостроительной корпорации РФ.

ЕС ввел в действие очередные экономические санкции против России, которые будут применяться в течение года. Евросоюз ограничил доступ к рынкам капитала ЕС российских государственных банков. Это входящие в пятерку крупнейших кредитных институтов РФ Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, а также госкорпорация Внешэкономбанк. Евросоюз опубликовал перечень товаров, которые не могут быть экспортированы для ряда проектов в нефтяной отрасли РФ. Он состоит из 30 позиций, в нем указаны, в том числе, некоторые виды труб и средств бурения. Под ограничение попали новые контракты на импорт и экспорт вооружений с РФ и на продажу России товаров двойного назначения для оборонного сектора.

Евросоюз также российский оборонный концерн "Алмаз-Антей", летающую в Крым низкобюджетную авиакомпанию "Добролет" и Российский национальный коммерческий банк. В список вошли первый замглавы администрации президента России Алексей Громов, четыре российских бизнесмена — акционеры банка "Россия" Юрий Ковальчук и Николай Шамалов, бизнесмены Аркадий Ротенберг и Константин Малофеев, а также два представителя самопровозглашенных на востоке Украины народных республик.

На инвестиции в Крым.

Правительство Швейцарии расширило санкционный список в связи с позицией России по Украине и добавило в него 26 граждан России и Украины и 18 компаний. В список, в частности, включены: премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Александр Бородай, директор Службы внешней разведки России Михаил Фрадков, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

В этот же день, правительство Японии утвердило дополнительные санкции против 40 физических лиц и крымских компаний "Черноморнефтегаз" и "Феодосия". Санкции предполагают замораживание активов экс-президента Украины Виктора Януковича, временно исполняющего обязанности главы Республики Крым Сергея Аксёнова, председателя Госсовета республики Владимира Константинова, бывшего зампреда совмина Крыма Рустама Темиргалиева, заместителя командующего Черноморского флота Дениса Березовского, экс-губернатора Севастополя Алексея Чалого, экс-начальника службы безопасности Севастополя Петра Зимы, советника спикера Госсовета Республики Крым Юрия Жеребцова, сенаторов от Республики Крым Сергея Цекова и Ольги Ковитиди, главы республиканского ЦИК Михаила Малышева, главы избиркома Севастополя Валерия Медведева, губернатора Севастополя Сергея Меняйло.

Под также попали начальник Федеральной миграционной службы России по Республике Крым Петр Ярош, глава севастопольского управления ФМС Олег Кожура, прокурор Крыма Наталья Поклонская, прокурор Севастополя Игорь Шевченко. В санкционном списке также значатся командующий силами самообороны провозглашенной Донецкой народной неспублики Игорь Стрелков (Гиркин), атаман Всевеликого Войска Донского Николай Козицын.

Канада расширила санкционный список в отношении России, включив в него 19 граждан России и Украины, а также пять российских банков. Среди российских банков, попавших в список: Банк Москвы, Россельхозбанк, Российский национальный коммерческий банк и банк ВТБ. Под действие канадских санкций попал ряд российских силовиков, в частности директор ФСБ Александр Бортников, директор СВР Михаил Фрадков, член Совета безопасности РФ Борис Грызлов, секретарь Совбеза Николай Патрушев, руководитель 5-го управления ФСБ Сергей Беседа, руководитель погранслужбы ФСБ РФ Владимир Кулишов, заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев, и депутат Госдумы Михаил Дегтярев. Кроме этого, в списке оказались губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, глава Чечни Рамзан Кадыров, помощник президента и экс-глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, российский бизнесмен Константин Малофеев и акционер банка "Россия" Николай Шамалов. В списке фигурируют также глава МВД Крыма Сергей Абисов, один из лидеров самопровозглашенной ДНР Павел Губарев, его супруга, министр иностранных дел ДНР Екатерина Губарева, спикер верховного совета ДНР Борис Литвинов и сотрудница пресс-службы ЛНР Оксана Чигрина.

Кроме этого, в список попали несколько крымских компаний: Керченский торговый порт и Керченская паромная переправа, а также винодельческий комбинат "Массандра", винный завод "Новый Свет", коммерческий порт Севастополя, Национальный институт винограда и вина "Магарач", авиакомпания "Универсал-Авиа". В списке также фигурируют российская авиакомпания "Добролет", Объединенная судостроительная корпорация.

Верховная рада Украины приняла закон "О санкциях", который предусматривает возможность введения в отношении России более 20 видов санкций, включая прекращение транзита энергоресурсов. закон подписал президент Украины Петр Порошенко, 12 сентября закон вступил в силу.

1 сентября Австралия ввела запрет на поставки России вооружения и оборудования для нефтегазовой сферы, доступ российских государственных банков на австралийский рынок капитала, инвестиции в Крым или торговлю с ним. Санкционный список был расширен на 63 физических лица и 21 компанию и организацию.

Кроме того, Австралия урана в Россию.

12 сентября Евросоюз опубликовал новый санкционный список. Под санкции ЕС попали "Роснефть", "Транснефть", "Газпром нефть". ЕС запретил поставлять товары двойного назначения девяти компаниям оборонного сектора РФ, в список в частности, попали Оборонпром, Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК), Уралвагонзавод, "Концерн Калашникова".

ЕС европейским компаниям предоставлять российским партнерам услуги по разведке и производству глубоководной и арктической нефти, а также для проектов сланцевой нефти.

Евросоюз к кредитам ряда госбанков РФ и снизил срок займов.

В новый попали депутаты ГД Светлана Журова, Николай Левичев, Игорь Лебедев, Иван Мельников, Александр Бабаков.

CША блокировали доступные американской юрисдикции активы пяти российских оборонных компаний. В санкционный список попали "Алмаз-Антей" (один из крупнейших мировых производителей систем ПВО), Научно-исследовательский институт приборостроения (производитель систем для боевых самолетов и систем ПВО), Мытищинский машиностроительный завод, Машиностроительный завод имени Калинина, а также компания, обозначенная как "Исследовательско-производственный центр в Долгопрудном".

США по доступу к рынку капитала для 6 банков РФ. Санкции затрагивают Сбербанк, ВТБ и его дочерний Банк Москвы, Газпромбанк, Россельхозбанк, Внешэкономбанк.

Новые санкции США с российскими компаниями по добыче нефти, в том числе с Газпром Нефтью, Лукойлом и Роснефтью. Кроме этого, в списке фигурирует Газпром, Сургутнефтегаз, Транснефть, Ростех.

Канада объявила о расширении списка санкций в отношении России. В новый санкционный список попал Сбербанк и пять оборонных предприятий РФ: "Исследовательско-производственный центр в Долгопрудном", ОАО "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина" (МЗиК), ОАО "Мытищинский машиностроительный завод", ОАО "Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова" (НИИП) и ОАО "Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники "Альтаир" (ОАО "МНИИРЭ "Альтаир"). В список лиц, кому был запрещен въезд на территорию Канады, а также заморожены возможные активы, попали замминистра обороны РФ Юрий Садовенко, замминистра обороны РФ Дмитрий Булгаков, первый заместитель генштаба ВС РФ Николай Богдановский и главком Сухопутных войск РФ Олег Салюков.

Страны — кандидаты в члены ЕС Черногория, Исландия и Албания, а также Лихтенштейн, Норвегия, члены Европейской экономической зоны и Украина присоединились к пакету санкций Евросоюза в отношении России от 12 сентября.

Евросоюз включил в санкционный список кандидатов на прошедших 2 ноября выборах глав и парламентов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик и представителей руководства ЛНР и ДНР. Попавшими под санкции организациями стали общественные организации ДНР "Донецкая республика" и "Свободный Донбасс", от ЛНР — "Мир Луганщине", "Народный союз" и "Луганский экономический союз". Всего в списке значится 13 фамилий и 5 общественных организаций. Фигурантам списка запрещен въезд в ЕС, а их активы на территории Евросоюза заморожены.

Правительство Японии ввело санкции в отношении ряда лиц и организаций в Донбассе. Всего в списке — 26 человек, а также 14 организаций.

Президент США Барак Обама объявил, что подписал указ о новых санкциях против России и присоединившегося к ней Крыма.

Указ запрещает новые инвестиции жителей США в Крымский регион Украины, импорт товаров, услуг, технологий в США из Крыма, а также экспорт, реэкспорт, продажу и поставки товаров, услуг и технологий из США или лицами, проживающими в США, в Крымский регион.

Распространяется на банки, функционирующие в Крыму, а также на финансовые учреждения, прямо или косвенно осуществляющие операции с Крымом.

С этого же дня США против 24 граждан России и Украины, а также ряда компаний. Среди оказавшихся под санкциями — фонд Marshall Capital Partners Константина Малофеева. Также в список санкций попали ряд лидеров Крыма и Донбасса, а также байкерская организация "Ночные волки".

Канада дополнила санкционный список еще 11 гражданами РФ. В него попали 10 парламентариев, cреди которых — вице-спикер Государственной думы и руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев, депутаты Леонид Калашников (КПРФ), Игорь Лебедев (ЛДПР), Олег Лебедев (ЛДПР), заместитель председателя Госдумы Николай Левичев ("Справедливая Россия"), первый зампред Госдумы Иван Мельников (КПРФ), депутаты Виктор Водолацкий ("Единая Россия"), Светлана Журова ("Единая Россия") и Владимир Никитин (КПРФ). Кроме того, в список попали заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев, а также глава представительства самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) в РФ Андрей Родкин. Таким образом, число физических лиц, которые попали под канадские санкции, достигло 77 человек. Новый пакет санкций также предусматривает ограничения на экспорт технологий, которые используются в нефтяной и газовой отраслях.

Вступили в силу санкции ЕС против экономики и туротрасли Крыма. В частности, судам, предоставляющим круизные услуги, запрещено входить в порты Севастополя, Керчи, Ялты, Феодосии, Евпатории, Черноморска и порт Камыш-Бурун. Кроме того, Евросоюз расширил более чем в шесть раз список товаров и технологий, запрещенных к поставкам в Крым и для использования в Крыму в сферах транспорта, телекоммуникаций, энергетики и разведки, добычи и производства нефти, газа и минеральных ископаемых. В список было внесено более 160 позиций.

Из-за санкций США две международные платежные системы — Visa и MasterCard — приняли решение приостановить обслуживание карт российских банков, работающих на территории Крыма.

Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини подтвердила продление индивидуальных санкций против России и ополченцев Донбасса до сентября 2015 года.

Евросоюз обнародовал новый список индивидуальных санкций против лиц, которых ЕС считает ответственными за дестабилизацию ситуации на Украине.

Канада объявила о введении новых санкций в отношении 37 физических лиц и 17 организаций из РФ и Украины.

Стало известно, что указом 13660 от 6 марта 2014 года президент США Барак Обама продлил санкции против России на год.

Ответные санкции России

20 марта в ответ на санкционные меры против ряда российских официальных лиц и депутатов Федерального Собрания МИД РФ опубликовал список официальных лиц и членов Конгресса США, которым закрывается въезд в Российскую Федерацию. В список вошли девять человек.

24 март а в ответ на санкции Канады МИД РФ опубликовал список 13 канадских официальных лиц, депутатов парламента и общественных деятелей Канады, которым закрывается въезд в Россию.

1 апреля этот список пополнился 10 именами, среди них — экс-премьер Украины Юлия Тимошенко и лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош.

Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил, что Москва приняла ответные меры на расширение санкционных списков со стороны США, ЕС и Канады, они во многом зеркальны. При этом Россия не будет обнародовать имена конкретных лиц, против которых вводит санкции в ответ на санкционные списки западных стран. Как сообщили в МИДе, фигуранты "стоп-листа" узнают о том, что они в российском "черном списке", когда будут пересекать российскую границу".

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров ввёл санкции против президента США Барака Обамы, председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, председателя Евросовета Хермана Ван Ромпёя, верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и председателя Европарламента Мартина Шульца. Кадыров поручил заморозить их банковские счета и любые активы, перечисленным политикам запрещен въезд в Чеченскую Республику.

Россия на год ограничила импорт ряда товаров из стран, которые ввели против нее санкции.

Президент России Владимир Путин 6 августа подписал указ о применении отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности. В соответствующий список попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры и молочная продукция, орехи и другие продукты.

Утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

Позднее из списка были исключены товары, которые по той или иной причине России трудно заместить.

11 августа правительство РФ ограничило государственные закупки иностранных товаров легкой промышленности. Согласно перечню товаров, к закупкам, не относящимся к государственному оборонному заказу, не допускаются зарубежные ткани, одежда верхняя и спецодежда, одежда из кожи, белье нательное, обувь, изделия из меха и другие. Ограничение не касается товаров, произведенных на территории Белоруссии и Казахстана и товаров, не производящихся в РФ.

Послу Японии в РФ Тикахито Хараде был вручен список японских граждан, которым ограничен въезд в Россию в ответ на санкции Токио.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Санкции против других стран существуют уже сотни лет. Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить.

Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй, введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны.

Например, страны, торговавшие с Китаем, периодически вводили запреты на ношение шелковой одежды, дабы подорвать экономику и уменьшить влияние Поднебесной Империи.

Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил "континентальную блокаду", запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары.

Использование подобных политических методов привело ко многим конфликтам и войнам. Постепенно в мире возобладала точка зрения, согласно которой свободная торговля выгодна всем - и продавцам, и покупателям.

Стратегия применения торговых санкций против недружественных государств была впервые разработана и использована на практике тогдашней супердержавой - Британской Империей - в конце 19 века. В 1888 году население Великобритании составляло всего 2% от населения земного шара, но на долю этой страны приходилось 54% всех промышленных товаров, циркулирующих в мире. Этот рекордный показатель более никогда и никем не был превзойден.

Торговые санкции были одним из наиболее часто применяемых Великобританией инструментов для давления на другие государства. Британский философ Томас Хаксли в 1890 году записал мысль, которая стала своеобразным идеологическим обоснованием всех торговых войн: "Наш народ - народ покупателей. Покупатели хотят приобретать лучшие товары по лучшим ценам. Тоже самого хотят и жители других государств. Если их правители будут препятствовать нам продавать им товары, то 5 или 6 миллионов англичан очень скоро не будут иметь средств для пропитания. Поэтому мы должны защищать наши магазины от товаров, которые предлагают нам такие государства и стремиться повлиять на их правителей".

Однако Первая Мировая Война возродила дух изоляционизма. Согласно американскому исследователю Джону Смиту, директору Института Экономической Демократии, одной из причин начала Первой и Второй Мировой войны стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами мира.

К примеру, необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией (1914) тогдашними политиками обосновывалось необходимостью "защиты национальных торговых интересов против германской экспансии".

Мировая экономическая депрессия 1920-х и, особенно, 1930-х годов привела к тому, что многие страны повысили таможенные тарифы и понизили квоты на ввоз импортных товаров. Это было одним из главных причин начала Второй Мировой Войны. К примеру, вступлению Японии во Вторую Мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами.

Любопытно, что после начала Японией военных действий, США, тогда еще не участвовавшие в войне, ввели санкции на поставки нефтепродуктов в Японию. Япония, практически лишенная собственных источников нефти, сочла это актом экономической агрессии, что решающим образом повлияло на стратегический выбор "страны восходящего солнца". В 1941 году японцы атаковали США, а не СССР, главные силы которого вели бои с германскими нацистами.

После Второй Мировой Войны страны Запада решили, что кооперация поможет всем участникам мировой экономики больше, чем изоляция, тем более, что главный противник - СССР, фактически, проводил изоляционистскую политику. В конце 1940-х-1950-х годов международная торговля начала снова набирать обороты, кроме того были впервые созданы международные структуры, которые регулировали торговые отношения и боролись с изоляционизмом. Это кардинально изменило мировую экономику.

По данным Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию, в 1913 году, перед началом Первой Мировой войны, доля экспорта в общем валовом национальном продукте (ВВП) страны Западной Европы составляла 8,8% (на долю стран этого региона приходилось более 60% мирового экспорта). В 1950 году она составила 8,8% (41% мирового экспорта), а к 1973 году достигла 18,7% (соответственно, почти 46%). Ныне она составляет, примерно, 42%.

Для сравнения, для Российской Империи в 1913 году этот показатель был равен 2,5% (4,1% мирового экспорта). Для СССР в 1950 году - 2,1% (5%), в 1973 году вырос до скромных 6,2% (7,5% мирового экспорта).

Тем не менее, институт экономических санкций не исчез. Санкции применяют международные организации, политические блоки, отдельные страны. Иногда санкции наносят колоссальный ущерб.

К примеру, 20 октября 1973 года арабские страны-экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов в США. Этот шаг был предпринят в знак протеста против американской поддержки Израиля. В результате, мировые цены на нефть выросли в несколько раз. В 1974 -1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. Больше всего от этого, в стратегической перспективе, пострадали сами арабские государства.

После "нефтяной атаки", Запад кардинально изменил свою энергетическую политику: автомашины - главные потребители нефти стали более экономичными, страны-импортеры начали активно искать альтернативные источники нефти, а исследовательские организации получили колоссальные средства на поиск иных источников энергии, способных заменить нефть. Кроме того, эмбарго 1973 года надолго ухудшило отношения арабских государств с Западом и на несколько лет лишило их доступа к инвестициям и технологиям.

Американский кнут

Санкции становятся все более популярным инструментом внешней политики США. Соединенные Штаты стали гораздо чаще применять санкции после окончания "холодной войны". Так, в период с 1918 по 1992 год (84 года) США применяли санкции 54 раз. В то время как после 1993 года по 2002 год (9 лет) они пользовались этим инструментом 61 раз.

Есть много причин, почему США вводят санкции. Главными причинами ныне являются поддержка тем или иным государством терроризма, нелегальная торговля наркотиками и алмазами, нарушения прав человека, нелегальная торговля оружием и военными технологиями, незаконное создание оружия массового уничтожения и так далее. При этом, санкции не всегда влияют на все аспекты торговли. Например, США ввели ряд финансовых санкций против Гамбии и Бурунди, но не запретили торговлю с ними.

По состоянию на 1997 год (более свежая статистика такого рода недоступна), 42% населения мира проживало в государствах, которые подвергались различного рода санкциям со стороны США. По данным Исследовательской Службы Конгресса США (Congressional Research Service), в этом году США поддерживали 197 различных видов международных санкций: это могли быть санкции на поставку тем или иным странам оружия, технологий, на приобретение товаров, произведенных в этих странах и так далее.

В 1990-е годы, Конгресс США пытался несколько раз изменить процедуру введения экономических санкций, чтобы сделать её более сложной и исключить возможность ее свободного использования администрацией США. В те же годы, США приняли принципиальное решение, что продовольствие и медицинские товары не могут быть предметом санкций.

При этом, институт санкций высоко оценивают представители обоих крупнейших партий США. К примеру, конгрессмены, принадлежащие к Демократической партии, в 1980-е годы активно настаивали на необходимости введения санкций против ЮАР. В 1990-е годы республиканцы настойчиво пытались установить санкции в отношении государств, где гонениям подвергаются христиане.

Как показали исследования Организации Международных Инвестиций, даже местные органы власти США подключились к этому процессу. Более 25 городов США установили санкции против других стран: более всего страдают от этого Мьянма (Бирма), Нигерия, Китай, Индонезия и Куба. Хотя такого рода санкции могут казаться бессмысленными, многие эксперты считают, что угроза введения санкций со стороны мегаполисов, таких как Нью-Йорк и Лос-Анджелес против финансовых структур Швейцарии, заставила швейцарских банкиров признать финансовые претензии жертв Холокоста и рассекретить информацию о вкладах, сделанных нацистами.

В январе 1980 г., в ответ на вторжение советских войск в Афганистан, президент США Джимми Картер объявил о введение санкций против СССР. Первый пакет санкций был чувствительным, но не смертельным для советской экономики. США прекратили выдачу лицензий на продажу высоких технологий в СССР, был ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия, а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.

В декабре 1981 г. президент Рональд Рейган объявил о введении второго пакета санкций против СССР. Поводом послужило «введение чрезвычайного положения в Польше». Новые санкции затронули электронный и нефтегазовый сектор. Американским компаниям было запрещено поставлять в СССР соответствующее оборудование и технологии. Чуть позже было сделано исключение для ряда договоров, заключенных до введения санкций. Это позволило достроить одну из двух запланированных веток советского экспортного газопровода Уренгой — Помары — Ужгород.

С учетом уже ведущейся войны в Афганистане, СССР не стал использовать для подавления антиправительственных выступлений в Польше полномасштабное военное вторжение по сценарию Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г. Вместо этого власть в Варшаве перешла к Военному совету национального спасения , который под управлением СССР и при поддержке советского “Военторга” развязал в стране волну гибридных репрессий. Прямое участие СССР в этих событиях формально не признавалось, что не помешало США ответить введением новых санкций.

В июне 1982 г. власти США ужесточили эмбарго, распространив запрет не только на продукцию американских фирм, но и на оборудование, производимое их филиалами за рубежом и иностранными компаниями по американским лицензиям. В ноябре 1982 г. список экспортных ограничений в отношении СССР был дополнительно расширен. Также были введены ограничения на льготное кредитование СССР.

Санкционная политика носила комплексный характер. Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), включающий 17 западных государств, разработал стратегию «контролируемого технологического отставания», согласно которой техника и технология могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска. Параллельно с технологическими ограничениями, была запущена долгосрочная программа по снижению энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР. Сегодня более четверти энергии в Евросоюзе производится из возобновляемых источников.

СССР отреагировал на ограничительную политику Запада традиционными заявлениями о двойных стандартах, несправедливости и абсурдности выдвинутых обвинений. Внутри страны населению объяснили, что санкции это попытка недобросовестной конкуренции со стороны геополитического противника. Действия СССР подавались как зеркальные по отношению к действиям США, а санкции трактовались как попытка ограничить независимую внешнюю политику СССР.

В стране пропагандировалась атмосфера «намсанкциинипочем». С бравурными отчетами о том, как именно мы плевали на западные ограничения. Постепенно антисанкционная политика распространилась на все сферы общественной жизни, включая культуру и спорт.

Нельзя сказать, чтобы власти СССР не представляли себе долговременные последствия санкционной политики США. Просто там мыслили категориями мировой войны с Западом. В рамках этой войны отказ от силового контроля соседних стран в обмен на отмену санкций не рассматривался в принципе. Это поражение, капитуляция и геополитическая катастрофа, которые нельзя допустить. Вместо этого планировался асимметричный ответ силами советских спецслужб, который в длительной перспективе приводил к поражению Запада.

Подробно подрывную деятельность КГБ в США описывает в своем интервью 1984 года Юрий Безменов. Для тех, кто не знает английский, в интервью есть русские субтитры.

Юрий Безменов - специалист советской пропаганды, дезинформации и подрывных действий, сотрудник КГБ, работал под прикрытием Агенства печати «Новости» в посольстве СССР в Индии. В 1970 году бежал в Канаду, где некоторое время жил под другим именем. После того, как КГБ его разоблачило, публично раскрыл некоторую информацию о советской пропаганде и диверсионной деятельности в других странах.

Ниже небольшая цитата из интервью, который поясняет суть асимметричного ответа СССР в противостоянии с США.

Идеологическая обработка или психологическая война это публичный процесс, который легко проследить. Он означает влияние на восприятие реальности каждого человека таким образом, чтобы несмотря на обилие информации, люди не имели возможности делать разумные выводы, которые соответствовали бы интересам их близких, их ближайшего окружения и родного государства.

Подобные вещи происходят и в США. Когда народ приводит государство к кризису, выбирая правительство, которое задаривает людей обещаниями о земном рае. Если удаётся дестабилизировать экономику, изменить концепцию свободного рынка и создать правительство во главе с «добрым» диктатором, который раздаёт множество обещаний, выполнение которых на самом деле не предполагается, то нет никаких препятствий, чтобы создать иллюзию того, что положение находится под контролем. Взращивается целое поколение людей, которые уверены, что они живут во времена благоденствия и покоя. Вместе с тем, в реальности, США живёт в состоянии постоянной, необъявленной, тотальной войны, а инициатор этой войны это не внешний враг, а всемирная коммунистическая система.

СССР пытался уничтожить США до того, как США уничтожит СССР. Никакой иной результат противостояния двух супердержав в Кремле не рассматривали. В прошлый раз победили США, в этот раз есть все шансы взять реванш. Бывшие чекисты действительно так мыслят. Это для них важнее здоровья их близких, благосостояния их ближайшего окружения и интересов родного государства. Вернее, они именно так видели интересы СССР и сейчас видят интересы Российской Федерации. И готовы жертвовать жизнями и благосостоянием собственных граждан ради достижения этих интересов.

КОКОМ принял решение о частичной отмене ограничений на поставку товаров в СССР и страны Восточной Европы в мае 1991 г. До конца этого года перестали существовать СССР, СЭВ и Варшавский Договор. Это не столько результат санкций, сколько плата за попытку советского руководства реализовать утопическую идею, невзирая на цену этой реализации.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2018 года министерство торговли США объявило о решении наложить санкции на 12 российских компаний, которые, с точки зрения Вашингтона, действуют вразрез с интересами национальной безопасности Соединенных Штатов. В черные списки попали компании «Аэрокомпозит» , «Дайвтехносервис», Научно-производственное предприятие (НПП) «Гамма», научно-исследовательский институт «Вектор», компания Nilco Group ("Нилко груп"), Обнинское научно- производственное предприятие «Технология» , научно- производственное предприятие подводных технологий «Океанос», конструкторское бюро «Авиадвигатель» , группа компаний «Инфотекс», компании «Сайрус Системс», Научно- производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» и Воронежский НИИ «Вега». Для всех этих организаций теперь будет действовать так называемая презумпция отказа на экспорт им американской продукции двойного назначения. Среди причин введения ограничений: содействие «деятельности злонамеренных российских субъектов в киберпространстве», «поставки оборудования и оказание поддержки ВМФ России» и «поддержка российской военной аэрокосмической отрасли». Ожидается, что санкции будут введены в силу 26 сентября.

2 августа 2017 г. президент США Дональд Трамп подписал закон «о противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России (а также Ирана и Северной Кореи), принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные. Так, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека «на оккупированной территории», в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США, вмешательстве в американские выборы 2016 г., в коррупции и проч. Закон предусматривает замораживание активов и усложнение процесса получения кредитов российскими предприятиями, а также распространяет действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые оформлены после 29 января 2018 г.). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).

В январе 2018 г. в дополнение к закону (вступил в силу 29 января) был опубликован список, получивший в СМИ название «кремлевский». В него были внесены члены российского правительства , в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев , руководство президентской администрации , руководители ряда госкорпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет $1 млрд и более - всего 210 человек. На них не распространяются какие-либо ограничения или запреты, но попадание в этот список может стать в будущем основанием для возможного введения санкций.

13 сентября 2018 г. Дональд Трамп подписал указ об автоматическом введении санкций против иностранных физических лиц и компаний, уличенных в попытках вмешательства в промежуточные выборы в Конгресс в 2018 г., а 20 сентября - указ об ужесточении соблюдения режима американских санкций в отношении России в связи с «агрессией на Украине».

Первые санкционные списки были опубликованы в октябре и декабре 2017 г. и вступили в силу вместе с законом CAATSA. Затем появились списки, составленные на основании разных статей этого закона в связи с обвинениями в угрозе национальной безопасности США, вмешательстве в американские выборы, кибератаках и проч. В частности, в них числятся концерны «Калашников» и "Ижмаш" , корпорация «МиГ» , компании «Сухой» и «Вертолеты России», оборонные предприятия "Опытное конструкторское бюро «Новатор» . В черный список занесены

Введение западом антироссийских санкций и ответных контрсанкций со стороны Москвы является подходящим поводом внимательнее посмотреть на историю экономических санкций и подвести итоги, какова эффективность подобных мер. Экономические санкции в той или иной форме применяются государствами в качестве способа политического принуждения не одну тысячу лет.

Мегарская псефизма.

Восходит по крайней мере к 432 г. до н.э., когда афинский государственный деятель Перикл предложил, а Ассамблея приняла, так называемый «Мегарскую псефизму». Это было довольно необычным решением. Официальной причиной указа послужило предоставление убежища афинским рабам, а также убийство жителями города Мегары афинского глашатая. В наказание мегарским купцам запрещалось торговать на рынках Афин и в портах контролируемого Афинами морского союза. Другими словами, Мегарская псефизма была чем-то наподобие современного торгового эмбарго. Такого рода санкции, хотя и были уже известны на древнем Ближнем Востоке, никогда не применялись в греческом мире, а введение торговых санкции в мирное время являлось неслыханным делом как на Востоке, так и Западе.

Запрет Мегаре торговать с процветающей Афинской державой нанёс её экономике страшный удар и вынудил обратиться к своему союзнику Спарте. Спартанцы опасались, что теперь афиняне, воспользовавшись мегарским прецедентом, под любым предлогом смогут закрывать свои порты для кораблей других государств, чтобы добиться уступчивости от этого города. Вкупе с другими противоречиями данное обстоятельство привело к началу военного конфликта – Пелопонесской войне (431–404 до н. э.). В ее ходе при поддержки Персии Спарта восстановила свой флот, лишая Афины превосходства на море. В конечном итоге после поражения на море Афины объявили о капитуляции.

Континентальная Ассоциация.

США были первой нацией современности, решившей использовать экономические меры в качестве замены, а не прелюдии к войне.

В 1774 году Первый Континентальный конгресс американских колоний разработал Континентальную Ассоциацию – документ, санкционирующий торговый бойкот с Великобританией. Вводился полный запрет как на покупку английских товаров, так и продажу американских товаров англичанам. Конгресс надеялся путем введения экономических санкций принудить Великобританию изменить свою политику в отношении колоний и, в частности, отменить Недопустимые акты (1774), принятые британским парламентом.

Эмбарго оказалось довольно эффективным – торговля с Великобританией резко обвалилась. Тем не менее, вопреки ожиданиям Конгресса, Континентальная Ассоциация спровоцировала Великобританию на введении карательных санкций в отношении «взбунтовавшихся» колоний. Английский парламент принял закон, запрещающий американским колониям торговать с кем-либо, кроме Англии. Британский флот перекрыл внешнюю торговлю и парализовал океанский рыбный промысел колоний.

Эмбарго вскоре было отменено, когда Конгресс убедился, что таким образом Америке наносится гораздо больше вреда, чем Великобритании. После продолжительных дебатов, порты Америки были открыты для всех стран, кроме Великобритании, и Конгресс вскоре обратился к французам с просьбой оказать военно-морскую помощь по разблокированию американские портов.

Несмотря на провал экономических санкций, большинство членов Конгресса были по-прежнему убеждены в том, что США могли бы умело пользоваться экономическими рычагами. Они помнили, что британцы отменили Штемпельный акт (1765) и Закон Тауншенда (1767), частично, в ответ на бойкот их товаров.

Континентальная система.

История экономических санкций знает не мало случаев, когда торговое эмбарго используется как метод решения споров между великими державами. Например, во время наполеоновских войн, в ответ на британскую военно-морскую блокаду, Наполеон установил широкомасштабное эмбарго, известное как Континентальная система.

В ноябре 1806 года Наполеон издал Берлинский декрет, запрещающий его союзникам и недавно завоеванным странам вести торговлю с англичанами. Император полагал, что в результате эмбарго на торговлю с европейскими странами, находящимися под его контролем, в Великобритании ускорится инфляция и увеличится долговая нагрузка, что подорвет ее военное могущество.

Эмбарго побудило британских купцов искать новые рынки и заниматься контрабандой с континентальной Европой. Исключительно сухопутные таможенные органы Наполеона не могли остановить британских контрабандистов, тем более, что они действовали при попустительстве местных властей. Хотя британский экспорт на континент упал, тем не менее, с остальным миром торговля значительно увеличился, возмещая большую часть потерь.

В тоже время, блокада оказала негативное влияние на саму Францию. Судостроение и связанные с ним отрасли, такие как изготовление канатов, сократилось. Пострадали и другие отрасли промышленности, зависящие от зарубежных рынков, такие как производство льняных материалов. Из-за ограничения экспорта и потери прибыли, многие предприятия были закрыты. Юг Франции, особенно портовые города Марселе и Бордо, а также город Ла-Рошель, несли большие потери от сокращения торговли. Кроме того, цены на основные продукты питания выросли на большей части континентальной Европы.

Ущерб, наносимый санкциями торговле и промышленности самой Франции, вынудил Наполеона прибегнуть к системе выдачи лицензий на право приобретения запрещенных товаров, что существенным образом ослабляло действие эмбарго. Это свидетельствует о том, что экономические санкции нанесли вреда больше собственной экономике, чем английской.

Мирные блокады.

История экономических санкций 19-го века ознаменована многочисленными «мирными блокадами» – мероприятиями, предусматривающими развертывание военно-морских сил страной или коалицией стран для пресечения торговых сношений с определенными портами или прибрежными районами государств, с которым эти страны не находились в состоянии войны.

Хотя в основном военно-морские блокады связаны с военными конфликтами, с течением времени мирные блокады превращаются в инструмент принуждения, предназначенный для давления на непокорные государства, чтобы заставить погасить свои долги, выплатить репарации, а также для решения других международных споров. Такие блокады, как правило, инициировались государствами, силы которых в военном отношении намного превосходили силы изолируемых стран.

Первая зафиксированная мирная блокада датируется 1827 годом, когда, в период греческой национально-освободительной борьбы за независимость от Турции, Великобритания, Франция и Россия развернули флот у греческого побережья для пресечения поставок оружия и подкреплений турецким и египетским военным, сражающимся в Греции.

Хотя ни одна из трех великих держав не была в состоянии войны с Турцией и хотя их флотам было приказано избегать вооруженных столкновений, союзные адмиралы, по-видимому, решили форсировать бой с турецким флотом. После того, как египетский корвет открыл огонь, блокирующие силы дали ответный без объявления войны. Наваринское сражение окончилось через четыре часа, полным разгромом всего турецко-египетского флота и потерей 7000 человек. Союзники не потеряли ни одного судна и менее 200 человек убитыми. Таким образом, первая мирная блокада закончилась не совсем мирно.

С 1827 до начала Первой мировой войны мирные блокады устанавливалась более 20 раз. Они, как правило, осуществлялись сильными европейскими государствами против слабых европейских стран и развивающиеся стран Латинской Америки и Азии. Очевидно, что великие державы нашли удобное оружие, которое они посчитали экономически эффективным.

Экономические санкции Лиги Наций.

Официальное юридическое обсуждение законности мирных блокад, или экономических санкций в целом, не велось до начала двадцатого века и учреждения Лиги Наций, а позже ООН. Если говорить о Лиги Наций, право применения санкций прежде всего оговариваются в статье 16 Устава Лиги. В этой статье предписывается введение коллективных экономических и военных действий против государства, которое прибегло к войне в нарушение Устава Лиги, требующего разрешать споры мирным путем.

Под эгидой Лиги Наций коллективные санкции устанавливались четыре раза: в 1921 г. против Югославии, в 1925 г. против Греции, в 1932-1935 гг. против Парагвая и Боливии из-за Чакской войны и самая неудачная, инициированная Великобританией против Италии в 1935-1936 гг. после итальянского вторжения в Эфиопию. В последнем случае санкции оказались неэффективными, поскольку другие европейские страны отказались придерживаться ограничений, введенных Лигой.

Экономические санкции ООН.

После Второй Мировой войны на смену Лиги Наций создается ООН, полномочия которой по введению и исполнению санкций, в том числе с применением вооруженных сил, закреплены в главе VII Устава этой организации и резолюции 378 (V) 1950 года – Единство в пользу мира.

В период холодной войны с 1946 по 1990 год санкции ООН были применены только два раза – в отношении Южной Родезии и ЮАР. Тогда как 1990-е годы стали новой эрой в . В самом деле, можно насчитать не менее 15 случаев введения санкций, например, против Ирака, бывшая Югославия, Ливии, Гаити, Сомали и Либерии, фракция УНИТА в Анголе, Руанды и Сьерра-Леоне.

Ярким примером неэффективности экономических санкций служат акции Запада против Ирака. После аннексии Кувейта в 1990 г. Ираку были перекрыты каналы поставки нефти, обеспечивавшей не менее 60% ВВП страны. Несмотря на падение жизненного уровня, нехватку продовольствия, резкую девальвацию национальной валюты, режим Хусейна лишь укреплялся и все активнее поддерживался населением. По этой причине Вашингтон решил прибегнуть к силовым действиям.

Экономические санкции СССР.

СССР в период своей истории также использовал механизм экономических санкций. В 1923-1927г. вводится запрет на импорт товаров из Швейцарии в ответ на убийство советского дипломата. В 1930-1933 гг. США и ряд других стран ввели протекционистские меры против советского экспорта. В качестве контрмер предписывалось максимально сократить размещение заказов и производство закупок в этих странах, прекратить использование транспортных услуг этих стран, ввести ограничения на транзит.

В 1980 г. правительство Маргарет Тэтчер ввело ряд мер, направленных на свертывание британо-советских отношений по различным направлениям. Ответной мерой СССР стало сокращение размещения заказов в Великобритании и переориентации их в другие страны. Под давлением британских деловые кругов, опасавшихся лишиться своих позиций на советском рынке, в 1981 г. Великобритания предприняла шаги по налаживанию двусторонних отношений.

Заключение.

Обобщая уроки истории экономических санкций , нельзя отрицать негативное влияние, оказываемое на экономику стран, подвергшихся их воздействию. Однако, политические цели достигаются лишь в очень редких случаях. Подвергнутые санкциям страны с течением времени успешно адаптируются к новым условиям.

Вместе с тем, страны, вводящие санкции, зачастую сами несут существенные потери, уступая свои позиции конкурентам из не поддержавших санкции стран. При этом официальным властям приходится всячески скрывать неблагоприятные последствия для собственной экономики.

Результаты санкций часто настолько невразумительны, что некоторые эксперты приходят к мнению: данные меры реализуются лишь для того, чтобы правительство могло сказать своим избирателям – «мы что-то делаем».