Император Мэйдзи: биография, творчество, карьера, личная жизнь.


Сегодня Япония считается одним из самых развитых государств в мире. А всего 150 лет назад страна Восходящего Солнца была аграрной окраиной, изолированной от всякого влияния извне. Ситуацию в корне сумел переломать император Мэйдзи. Он не только сменил кимоно на европейский военный мундир, но и превратил Японию в мощную державу.




В середине XIX века Япония представляла собой плачевное зрелище. Состоящая из 250 феодальных областей, отсталая в технологическом плане, изолированная от внешнего мира - казалось, что страна застыла в состоянии тысячелетней давности. Все изменилось с началом правления императора Мэйдзи.

Наследник престола родился 3 ноября 1852 года. Юный Муцухито носил титул принца, хоть его мать Есико была всего-навсего наложницей. Дело в том, что все остальные сыновья императора умерли в раннем детстве, поэтому Муцухито готовили к роли правителя страны и «живого бога на земле». Когда молодой Муцухито стал императором, он избрал путь под названием «Мэйдзи», что означает «Просвещенное правление» (в Японии принято называть монархов не прижизненными именами, а по девизу правления).



На то время императоры Японии фактически не занимались государственными делами. В их обязанности входило проведение ритуалов, направленных на процветание страны и защиты ее от неурожая и прочих бедствий. До середины XIX века императоры почти никогда не покидали дворец Госё в Киото. Исключение составляли только пожары во дворце или же смерть правителя.



В действительности управляли страной военачальники-феодалы, называвшиеся сёгунами. К моменту рождения Муцухито во главе государства был сёгун Токугава из династии, правившей с XVII века.

В 1840-е-1860-е гг. западные страны начали выходить на рынки Китая, Кореи, Японии. Островная страна долго не желала устанавливать торговые отношения с иностранцами, но все-таки ей пришлось подчиниться. Против американского и европейского флота японцы мало что могли сделать. Начало торговых отношений было положено, но вместо прогресса в стране стала ухудшаться экономика. Росло недовольство правлением сёгуната Токугава.



В 1867 году после очередного повышения налогов сёгуном в Киото недовольная аристократия стала готовить мятеж. Восставшие делали акцент на том, что пора «возвращаться к истокам», т. е. к единоличному правлению императора. Один из придворных писал: «На небесах не может быть двух солнц. На земле не может быть двух монархов. Ни одна страна не может выжить, если правительственные указы не исходят из одного источника. Поэтому я желаю, чтобы мы, действуя решительно, уничтожили сёгунат». Лидером переворота, получившего название Реставрация, стал Мэйдзи.



За время правления императора Мэйдзи страна Восходящего солнца из аграрной страны превратилась мощную державу. Реальная власть сосредоточилась в руках императора, нескольких аристократов и бывших самураев. Были проведены реформы во всех отраслях страны. Улучшилась система образования, развивалась торговля с Европой и Америкой, создавались новая армия и флот по немецкому и британскому образцам.



Реформы проводились повсеместно, не обошли они и императора лично. Мэйдзи должен был своим видом демонстрировать перемены. Если в прежние годы он носил только традиционные одеяния, стягивал волосы в пучок и чернил зубы, то после 1873 года внешний облик императора в корне изменился. Он переоделся в европейский военный мундир, сделал короткую стрижку, отрастил усы. Постепенно придворные также сменили свое облачение.

Все японские императоры считались потомками древних божеств, поэтому простым людям смотреть на них запрещалось. Считалось, что можно ослепнуть от внутреннего благодатного света, излучаемого правителем. Мэйдзи стал первым правителем, который позволил написать два своих портрета и сделать фотографии. Более того, он появлялся на публичных церемониях.



Когда император Мэйдзи умер, его похороны превратились в многомиллионную процессию людей, желавших в последний раз увидеть своего правителя. Этот факт стал первым в истории Японии, потому что с прежними императорами дело обстояло иначе. Раньше об их кончине становилось известно через несколько недель после реальной смерти, а на похоронах присутствовали только несколько приближенных лиц.

После смерти императора Мэйдзи в 1912 году в газете New York Times появилась статья, освещавшая это событие. В конце было написано: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней - новая Япония».



Несмотря на всю свою прогрессивность, японцы бережно относятся к традициям. В стране Восходящего солнца

200-летний период правления сёгуната Токугава закончился реставрацией Мэйдзи (1868–1889 гг.) и восстановлением императорской власти.

В 1869 году, после окончательного свержения власти сёгуната Токугава, императорская особа была провозглашена священной и неприкосновенной, обладающей правами главы государства и правительства, а также верховного главнокомандующего. Основной призыв той эпохи звучал как «Богатая страна - сильная армия».

Эпоха Мэйдзи - уникальный исторический период кардинальных реформ и перемен, когда за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная страна вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Япония усилиями императора превратилась в «просвещенное государство» - Мэйдзи (этот девиз записывается двумя иероглифами - «свет» и «правление»).

Япония переняла многие достижения и опыт Запада и встала на путь такой широкомасштабной модернизации, какой современная история еще не знала. В результате стране удалось за несколько десятилетий перешагнуть от Средневековья к современности, изменить политическую, экономическую структуры, внести преобразования в промышленную, военную, культурную и социальную сферы и коренным образом перестроить традиционное японское общество.

В 1869 году Император Муцухито перенес столицу в Эдо, переименовав его в Токио («восточная столица»).

Япония начала активную борьбу за свое положение на китайских и корейских землях. После побед в Японо-китайской (1894–1895 гг.) и Русско-японской войнах (1904–1905 гг.) Страну восходящего солнца стали причислять к великим державам. Япония приступила к индустриализации. Военные победы способствовали проникновению экономических и культурных ресурсов в страну. Начался длительный период вывоза национальных богатств Кореи в Японию, а также активное развитие торговых отношений с Китаем.

Именно эпоха Мэйдзи стала периодом взаимопроникновения японской и западной культур. Многое изменилось, появились новые мотивы, новые техники. Художники из других стран обратили внимание на японскую культуру и привнесли элементы японского стиля в живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Особенно ярко японские мотивы проявились в новом стиле - ар-нуво (в России получившем название «модерн»).

Процесс ассимиляции западного влияния включал возникновение новых форм, сочетающих возвращение к собственным традициям и использование новых западных веяний. В частности, были предприняты успешные попытки работы с новыми техниками живописи, давно известными в Европе. Японские художники освоили живопись маслом. Японская живопись эпохи Мэйдзи испытала влияние таких европейских школ, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. В 1887 году в Токио была учреждена новая школа изящных искусств национального направления, а в 1907 году возник первый официальный «Салон искусств».

Скульптура как жанр искусства не пользовалась большой популярностью в конце 19 - начале 20 вв., но, несмотря на это, в этой области также проводились эксперименты. Небольшие бронзовые скульптуры той эпохи демонстрируют свойственное японцам чувство линии и цвета, что проявляется в использовании мягкой зеленой или теплой коричневой патины. Развивалась также резьба по дереву.

Существенно новым направлением стала новая гравюра, получившая название «авторская печать» сосаку-ханга, появившаяся в первое десятилетие ХХ в. Ханга - это любая гравюра, в дословном переводе - «печать с доски» (сосаку - авторская, ханга -гравюра).

Художники, находящиеся под сильным влиянием западной живописи, осознали важность собственного художественного наследия, и нашли в гравюре новые возможности для выражения своих творческих идеалов. Традиционная гравюра была продукцией массовой печати, в создании которой наблюдалось чёткое разделение труда художников, резчиков и печатников для оптимизации и удешевления производства. Гравюры сосаку-ханга расценивалась художниками как авторские произведения искусства, в которых все этапы работы - от творческого замысла до печати - производились одним мастером гравюры. При работе с сосаку-ханга применялись многие современные западные техники гравюры, в то же время сохранялись самые высокие достижения традиционной японской ксилографии. В том числе, были продолжены эксперименты с деревянными печатными досками, которые позволяют создать уникальные эффекты фактуры поверхности печатного листа. В авторской гравюре появились новые темы и сюжеты.

В самом начале своего творческого пути художники сталкивались со значительными препятствиями, связанными с издавна устоявшимися нормами разделения искусства на жанры (гравюра до конца XIX века относилась к «низким жанрам» и не входила в состав «Изящных искусств», бидзюцу), но в дальнейшем этот стиль работы приобрел большую популярность.

Несколько месяцев назад неожиданно для себя "подсел" на японскую тематику. Вообще Дальний Восток не люблю, ну как-то неинтересен, сложно объяснит почему, но не так давно в журнале "The New Times" попалась интересная аннотация книги А.Н. Мещерякова "Император Мейдзи и его Япония". Приобрести ее оказалось делом непростым, тираж всего в 1 тыс. экз., не во всех книжных она есть, зато везде мелькают издания про Атлантиду, инопланетян и Русь и др., но это так, к слову.

В монографии идет разбор событий ускоренной модернизации второй половины XIX в. Содержание книги разбито по годам правления Муцухито, вплоть до его смерти. Имеется также раздел, показывающий Японию до реформации, это довольно полезно для сравнения.

Реформация в России при Александре II и при Муцухито в Японии. На самом деле Россия и Япония второй половины XIX в. имеет много общего. Да, стартовая база была несопоставимой, все же Россия в образовательном, экономическом и военном плане была на две головы выше, но это превосходство России идет в плюс японцам. За ничтожный отрезок в 30 лет Япония превратилась из страны, где на вооружении были луки и стрелы, в страну, с мощно развитой сетью железных дорог, регулярной армией, высоким уровнем образования и промышленностью. Россия в то время совершает скачок в промышленности, развивает правовую базу, местное самоуправление и переходит на капиталистическо-буржуазный тип развития. Вот только итог развития у двух стран оказался несколько иным. Сейчас Япония это Honda и Sony, Canon и Toyota, высокие научные исследования и 1-место в мире по продолжительности жизни.
А Россия? - спросите вы. Россия это автоваз, Газпрем, житель Мордовии Депардье и место между Вост.Тимором и Ираком по уровню медицины. Увы, но похвастаться высоким уровнем демократии, образования, промышленности и медицины мы не можем.

Так что же предопределило такой успех японской нации? Привожу наиболее интересные факты этого периода, некоторые из которых пересекаются с Россией.

На фото - император Муцухито

Образование:

Молодые японцы предпочитали учиться в Британии, считая Россию задворками Европы. Вот так-то, даже феодальные японцы (!) это поняли.

Япония объявила приоритетом в развитии сферы обороны и образования. Построено 50 тыс.школ и 8 университетов.

Прежде чем что-то строить надо получить образованный слой людей. Умные японцы именно этому и следовали. До них только США проводили подобное.

Японские школы использовали и для чтения указов. Каждая семья обязана в определенный день прислать своего представителя и поставить ознакомительную печать.

В Китае и Японии "гражданское" стояло выше "военного" (ну до определенного момента, пока не встали полностью на ноги). Прибегать к оружию считалось служебным несоответствием своей должности.

Любопытны культурные противоречия Японии и США. Духовность Востока vs технического прогресса Запада. Кстати, японцам больше нравилось быть в России. Для нас это сравнение совсем не в плюс) Японцы отмечали у нас иерархичность, помпезность, восточный шик и блеск церемоний.

Р.Кебер из Нижнего Новгорода преподавал в Японии философию и западную литературу. Самый популярный преподаватель в токийском университете среди студентов)

Школы в Японии больше чем школы - центры спортивного развития, образования и политич грамотности (там публиковались все правительственные законы)

В день выпускали 300 тыс. газет. Невероятный уровень информатизации.

Многие русские с Дальнего Востока приезжали лечится в Японию, т.к не получали помощь в своей стране. Также приезжали сюда и учиться из России. Это говорит о многом.

Отец Николай, знамениты русский миссионер в Японии писал, что в христианство раньше шли многие, то теперь только "оборвыши и никуда не годные", все передовые идут в науку и производство.

Идеология:

Муцухито на 1-году правления громит буддизм и в идеологических целях поощряет синтоизм. Нужна национальная религиозная идея.

У Муцухито были талантливые политтехнологи - турне по стране, образ "доброго царя", мороженое и сакэ для подданных, выслушивание просьб...

Для воспитания патриотизма, японцы активно использовали уроки истории) Пропаганда о "избранности земли японской и ее народа" была сильна, пожалуй мощнейший инструмент в руках государства.

Курс по любому предмету кончался словами "Япония - лучшая страна в мире".

Отношение с Западом:

В 1860-х в Японию устремился весь евро-американский сброд: авантюристы, головорезы, беглые и прочие "моральные отбросы европейских наций".

В книге Г.Уитена "Международное право" 1838 г. идет прямое разделение на цивилизованные страны и полуцивилизованные. Последние следовало обманывать. Впоследствии японцы взяли этот тезис за основу своей внешней политики по отношению к Корее и Китаю.

Когда японцы узнали, что европейцы руководствуются законом (как и конфуцианцы, а Конфуция японцы ставили очень высоко) они были поражены и резко изменили свое мнение о них, перестав считать варварами в плане культуры и духовности.

В Японии Мэйдзи была сильна ксенофобия. Террористы убивали европейцев и европофилов среди чиновников...Террористы, кстати, были одиночками, что практически делало их недосягаемыми для полиции.

В 1895 г. кайзер Вильгельм нарисовал картину "Желтая опасность", где 40-миллионная Япония ведет войска 400-миллионного Китая. Японцы очень обиделись на это.

В 1912 г. японцы устроили торжественные похороны о.Николаю - русскому миссионеру, посвятившему 45 лет этой стране. Россия даже венка не прислала и никак не отреагировала на похороны.

Военная сфера:

Мэйдзи превосходно был готов к войне с Кореей - сплоченная нация, народ знает за что воюет + дали свои результаты реформы. Победа над Кореей имела огромное политическое значение.

1904 г. ген. Николаев:"А где находится Япония?" ген.Белосельский:"На островах".Ген.Николаев:"Что ты! Разве может быть империя на островах?"

японский государственный и политический деятель, 122-й император Японии (1867-1912). Когда он родился, Япония была изолированной, отсталой в технологическом плане феодальной страной, которой правили сегунат Токугава и дайме, крупные феодальные правители более чем 250 децентрализованных областей Японии.

Ко времени его смерти в 1912 г. Япония прошла через политическую, социальную и индустриальную революции и стала одной из сильнейших мировых держав. Император был сыном императора Комэй от фрейлины Накаяма Есико, дочери лорда Накаяма Тадаясу, «министра левой руки» из рода Фудзивара. Будущий император, получивший при рождении имя Сати но мия (принц Сати), провел большую часть детства в семействе Накаяма в Киото, в соответствии с обычаем доверять воспитание императорских детей знатным семействам. Он был формально усыновлен Асако Него (позднее вдовствующая императрица Эйсе), главной супругой императора Комэй 11 июля 1860 г. Тогда же он получил имя Муцухито и звание синно: (имперского принца, а следовательно, возможного наследника трона).

Наследный принц унаследовал хризантемовый трон 3 февраля 1867 г. в возрасте пятнадцати лет. Позже этот год был объявлен первым годом эры Мэйдзи, что значит «просвещенное правление». Это положило начало традиции объявлять новую эру с восхождением на престол нового императора, который после смерти получал имя эры своего правления. 2 сентября 1867 г. император женился на Харуко (28 мая 1849 – 19 апреля 1914), третьей дочери пэра Итие Тадако, одно время занимавшего должность левого министра. Известная впоследствии как императрица Секен, она была первой императорской супругой за несколько сотен лет, получившей титул кого (буквально: императорская жена). Хотя она была первой японской императрицей, игравшей публичную роль, у нее не было детей. Император имел пятнадцать детей от пяти фрейлин. Только пять из пятнадцати дожили до зрелых лет. Был символическим лидером реставрации Мэйдзи, революции, во время которой было свергнуто правительство сегуната Токугава, правившего Японией на протяжении 250 лет. После революции начался бурный процесс уничтожения феодализма и построения современного общества. Был организован парламент, хотя реальной властью он не обладал. Основные рычаги власти сосредоточились в руках тех дайме, которые были лидерами революции Мэйдзи. Япония, таким образом, управлялась олигархией, в которую входили крупные военные, политические и экономические деятели. Многие японцы гордятся событиями периода Мэйдзи. За эти полвека страна стала ведущей державой в Тихоокеанском регионе, и значительной силой в мировом масштабе. С другой стороны, в эту эпоху начался японский милитаризм и колониальная экспансия, приведшая впоследствии к участию во Второй мировой войне на стороне стран Оси. О роли самого императора в эпоху Мэйдзи идут споры. Вряд ли когда-нибудь выяснится достоверно, поддерживал ли он ведение китайско-японской войны (1894-1895) и русско-японской войны (1904-1905). Кое-что о его чувствах можно узнать из его стихотворений, в авторе которых, как кажется, можно увидеть пацифиста или, по крайней мере, человека, который хотел бы избежать войны.

прижизненное имя Муцухито, устар

Биография

Император Мэйдзи был сыном императора Комэй от фрейлины Накаяма Ёсико , дочери лорда Накаяма Тадаясу, «министра левой руки» из рода Фудзивара. Он был рождён за 8 месяцев до прибытия американских «чёрных кораблей» коммодора Перри в бухту Эдо и за 2 года до подписания сёгунатом Токугава первых неравноправных договоров с Пэрри. Будущий император, получивший при рождении имя Сати но мия (принц Сати), провёл большую часть детства в семействе Накаяма в Киото , в соответствии с обычаем доверять воспитание императорских детей знатным семействам.

Он был формально усыновлён Асако Нёго (позднее вдовствующая императрица Эйсё), главной супругой Императора Комэй 11 июля 1860 года. Тогда же он получил имя Муцухито и звание синно: (имперского принца, а следовательно, возможного наследника трона). Наследный принц Муцухито унаследовал хризантемовый трон 3 февраля 1867 года в возрасте пятнадцати лет. Позже этот год был объявлен первым годом эры Мэйдзи, что значит «просвещённое правление». Это положило начало традиции объявлять новую эру с восхождением на престол нового императора, который после смерти получал имя эры своего правления.

2 сентября 1867 года Император Мэйдзи женился на Харуко (28 мая 1849 - 19 апреля 1914), третьей дочери пэра Итиё Тадако, одно время занимавшего должность левого министра. Известная впоследствии как императрица Сёкен, она была первой императорской супругой за несколько сотен лет, получившей титул кого (буквально: императорская жена). Хотя она была первой японской императрицей, игравшей публичную роль, у неё не было детей. Император Мэйдзи имел пятнадцать детей от пяти фрейлин. Только пять из пятнадцати дожили до зрелых лет: принц, рождённый от леди Наруко (1855-1943), дочери Янагивара Мицунару, и четыре принцессы, рождённые от леди Сатико (1867-1947), старшей дочери графа Соно Мотосати. Это:

  • Наследный принц Ёсихито (Хару но мия Ёсихито Синно:), 3-й сын, (31 августа 1879 - 25 декабря 1926) (см. Император Тайсё).
  • принцесса Масако (Цунэ но мия Масако Найсинно:), 6-я дочь, (30 сентября 1888 - 8 марта 1940), носила титул принцессы Цунэ (Цунэ но мия) до замужества; вышла замуж в императорском дворце Токио 30 апреля 1908 за принца Такэда Цунэхиса (Такэда но мия Цунэхиса о:, 22 сентября 1882 - 23 апреля 1919), и имела детей: Такэда Цунаёси (1909-1992), Аяко (р. 1911).
  • принцесса Фусако (Канэ но мия Фусако Найсинно:), 7-я дочь, (28 января 1890 - 11 августа 1974), носила титул принцесса Канэ (Канэ но мия) до замужества; вышла замуж в императорском дворце Токио 29 апреля 1909 за принца Китасиракава Нарухиса (Китасиракава но мия Нарухиса о:, 1 апреля 1887 - 2 апреля 1923), и имела детей.
  • принцесса Набуко (Фами но мия Нобуко Найсинно:), 8-я дочь, (7 августа 1891 - 3 ноября 1933); носила титул принцесса Фами (Фами но мия) до замужества; вышла замуж в императорском дворце Токио 6 мая 1909 за принца Асака Ясухико (Асака но мия Ясухико о:, 2 октября 1887 - 13 апреля 1981), и имела детей: Асака Такахито(1912-1994).
  • принцесса Тосико (Ясу но мия Тосико Насинно:), 9-я дочь, (11 мая 1896 - 5 марта 1978); носила титул принцесса Ясу (Ясу но мия) до замужества; вышла замуж в императорском дворце Токио 18 мая, 1915 за принца Хигасикуни Нарухико (Хикасикуни но мия Нарухико о:, 3 декабря 1887 - 20 января 1990), и имела детей: Хигасикуни Мотохиро (1916-1969).

Император Мэйдзи был символическим лидером реставрации Мэйдзи, революции, во время которой было свергнуто правительство сёгуната Токугава, правившего Японией на протяжении 250 лет. После революции начался бурный процесс уничтожения феодализма и построения современного общества. Был организован парламент, хотя реальной властью он не обладал. Основные рычаги власти сосредоточились в руках тех даймё, которые были лидерами революции Мэйдзи. Япония, таким образом, управлялась олигархией, в которую входили крупные военные, политические и экономические деятели.

Многие японцы гордятся событиями периода Мэйдзи. За эти полвека страна стала ведущей державой в Тихоокеанском регионе, и значительной силой в мировом масштабе. С другой стороны, в эту эпоху начался японский милитаризм и колониальная экспансия, приведшая впоследствии к участию во Второй мировой войне на стороне стран Оси.

О роли самого императора в эпоху Мэйдзи идут споры. Вряд ли когда-нибудь выяснится достоверно, поддерживал ли он ведение китайско-японской войны (1894-1895) и русско-японской войны (1904-1905). Кое-что о его чувствах можно узнать из его стихотворений, в авторе которых, как кажется, можно увидеть пацифиста или, по крайней мере, человека, который хотел бы избежать войны.