Хохлома простые узоры для детей. Хохломская роспись: как новичку разобраться в тонкостях

Пособие содержит 11 занятий и коллективную работу "Хохломской букет". Приведены образцы узоров, характерные для хохломской росписи, которые предлагаются ребенку скопировать или воспроизвести самостоятельно.
В книге предлагаются тренировочные "прописи" на тему хохломской росписи. Показаны и подробно рассмотрены (в том числе сила нажима, прикладывание кисти) основные узоры и орнаменты ("травка", "листочки", "ягодки").
Также изображены предметы с характерным рисунком и ребенок может по образу и подобию украсить предмет элементами в соответствии с заданием. Это и ложки, и чашки, всевозможные вазочки.
На первой странице представлены методические рекомендации к каждому занятию. Последняя страница содержит историю Золотой хохломы.

Учимся рисовать простейшие элементы травного орна­мента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от­дельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки­стью, без нанесения предварительного рисунка каранда­шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю­чены главные элементы «травки»:

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня­ется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утол­щением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина­ковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«Кустик» -это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен­ных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «уси­ков» и «завитков».

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас­сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са­мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол­ненную мастером. Праздничный и торжественный коло­рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета - черный и красный.

Цель занятия - постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный ор­намент, с использованием всех ранее изученных элемен­тов.

Сначала дети упражняются в наведении ведущего стеб­ля «криуля». Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением крас­ных и черных «кустиков».

Рассматривая солонку с травным узором, обращаем вни­мание детей на ритмичное чередование элементов орна­мента. Плавное течение ведущей линии - «криуля» под­черкивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное зву­чание.

Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоя­тельно наводя ведущий стебель и используя ранее изу­ченные элементы травного орнамента.

В хохломском узоре «листочки» кроме красного и чер­ного цветов используются также зеленый и желтый.

Рассматривая работу мастеров, следует обратить внима­ние детей на расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору.

Дети импровизируют, создают свою композицию, приме­няя хохломскую палитру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.

На этом занятии дети учатся рисовать узоры кистью и печаткой-тычком. Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.

Ягоды брусничка, смородинка и рябинка (левая сторо­на листа) рисуются печаткой-тычком.

Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются ки­стью. По высохшей краске «разживляются» жел­тым цветом.

Дети расписывают изделие кистью и печаткой-тычком, используя «разживку» и другие приемы росписи.

Дети упражняются в рисовании хохломского орнамен­та с использованием ранее изученных элементов, дорисо­вывая орнаментальную полосу по образцу.

Рассматривая вазочку, расписанную мастером, обрати­те внимание детей на соответствие узора и формы пред­мета. Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

Дети самостоятельно придумывают и расписывают ва­зочку, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.

Это итоговое занятие, на котором дети могут исполь­зовать все ранее изученное. Детям предлагается самосто­ятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заго­товки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета. Букет будет более красивым и пышным, если дети дополнят его легкими ве­точками травки. В тетради в качестве примера изображен один такой букет.

При желании сделать большой букет, дети могут выре­зать аналогичные заготовки из цветной, желтой или крас­ной, бумаги и затем украсить их по своему вкусу.

Коллективная работа «Хохломской букет»

В качестве итогового занятия можно создать коллек­тивную работу при участии всех детей. Для этого каж­дый ребенок заготавливает несколько лепестков из цвет­ной бумаги желтого или красного цвета и расписывает их. Затем на большом листе ватмана выклеивается кра­сочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого ребенка. Букет можно украсить усиками и кустиками. Такая коллективная работа будет хорошим украшением групповой или классной комнаты.

Из таких заготовок можно выклеить не только букет, но и гирлянду, орнамент, орнаментальную рамку и т. д.

Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ-ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху-дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма бла-гоприятные условия для развития народных художественных про-мыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жите-ли, будто сговорившись, поделили между собой весь технологиче-ский процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, ку-да крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать вырабо-танную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревян-ную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот-чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок-рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас-ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель-зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси-на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не-окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре-стьянина. Однако народные масте-ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать-ся сю могли и крестьяне. Так по-явилась посуда с хохломской рос-писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло-вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро-шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ-на беднякам.

Происхождение приемов окраски де-ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь-ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща-ет в блестящее золотом изделие.

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сна-чала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для про-сушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хо-рошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой во-де, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определен-ной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал-ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч-ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста-вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли-ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не-ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак-леванное изделие снова ставилось на просушку.

Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каж-дый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ста-вились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким об-разом изделие лудили — обмазы-вали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «се-ребряным». Только после этого изделие было го-тово к росписи красками. Расписанное лу-женое изделие вновь обильно обмазыва-ли олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «сере-бряные» изделия волшебным образом пре-вращались в «золотые», приобретая на-конец такой хорошо знакомый всем вид.

Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз-раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос-писи. Материал изложен по принципу от простого к слож-ному, от изучения основных элементов хохломской роспи-си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь-ных учреждений, педагогами художественных школ, руко-водителями кружков и различных студий, а также родите-лями в домашних занятиях с детьми.

Для начала работы необходимо иметь:

. краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер-ного цветов;

Кисти беличьи № 2 и № 3;

Банку с водой;

Мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;

Листок белой плотной бумаги или белую мелкую та-релку без узоров, которая будет служить палитрой.

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от-дельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки-стью, без нанесения предварительного рисунка каранда-шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю-чены главные элементы «травки»:

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня-ется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утол-щением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина-ковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен-ных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «уси-ков» и «завитков».

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас-сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са-мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол-ненную мастером. Праздничный и торжественный коло-рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра-сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

Мастер класс: Роспись тарелки «Осенний лист»

Назначение: Изделие предназначено для оформления кабинета обслуживающего труда.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!

Нам понадобится для работы:

1. Одноразовая тарелка

2. Деревянная ложка

3. Акриловые краски красного, желтого и черного цветов

4. Кисти, карандаш, палитра, баночка для воды

5. Бесцветный лак

6. Орнамент будущей росписи

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Вот и мы сегодня попробуем расписать тарелку и ложку хохломскими узорами.

Узор будет вписываться в круг.

Придумываем (или берем из интернета) подходящий орнамент и переносим его на нашу тарелку.

Золотые листья, с темными ягодами очень хорошо будут смотреться на красном фоне. Аккуратно заполняем фон красным цветом, обрисовывая каждый листочек и завиточек.

Поскольку изначально на тарелке был цветной кант, совсем нам не нужный, а красным цветом заглушить его не удалось, делаем черный ободок во внутренней части тарелки и по самому краю.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.








Скачать: (cкачиваний: 152)

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Как работать с раскрасками Хохломские узоры.

Как-как, раскрашивай в красный, чёрный да жёлтый и живи да радуйся что детки приобщаются к народному искусству, чего ещё хотеть?

Ну, мы-то с вами понимаем, что всё не так просто. Если уж берёмся за раскрашивание, так уж с ясной реалистической целью. Я вам сразу скажу - дети не запоминают особенности этих народных игрушек, росписей, узоров... Вот "проходим" мы несколько занятий дымку по программе, а потом через полгода спроси - что это за конёк или барыня такая, вспомнят один-два человека из класса. Так что не будем обольщаться, дети никакой-такой близости к народным корням и истокам от того, что поглядели на игрушки да утварь и пораскрашивали шаблончики по образцу, не обретают.

А поэтому мы поставим себе иные цели. Конечно же - развитие рук и глазомера. Вот тут уже есть для чего стараться. Сейчас расскажу, как я это делаю.

Итак, берём раскраску с хохломскими узорами. Например:

Сначала обведём фломастерами. Чёрным и красным. Хохлома, конечно, золотая, но обводить жёлтым цветом по серым линиям -толку нет, не видно ничего (хотя дети этого, обычно, не замечают).

Обводилки - дело очень полезное. При любом удобном случае я стараюсь сделать так, чтобы ученики не просто что-то красили, но перед этим чётко обводили рисунок - у детей нарабатывается очень верная рука. Но теперь пора уже красить. Работать будем либо фломастерами, либо цветными карандашами.

Я предвижу вопрос - а почему карандашами, а не красками? Ведь Хохломская-то роспись по-идее. Работа кистью тоже ведь руки здорово развивает.

Но тут отвечу так: по опыту знаю, что это не вариант, на раскрасках особенности народной росписи не освоить.

Сейчас сделаю лирическое отступление по теме. Как-то водили нас на экскурсию в цех росписи деревянной утвари хохломскими узорами. Я долго наблюдала за мастерицами: одни расписывали сразу, без эскиза, полагаясь только на чутьё и глазомер. Вы же понимаете, что характерные завитушки получаются так: сначала тонко - кончиком кисти, потом нажим - и мазок расширяется, потом без нажима - опять тонко. Это нарабатывается с опытом. С долгим опытом постоянных тренировок. Вторая категория мастериц в цехе действовали так - они рисовали карандашом на чашах и братинах узоры и потом их как-бы заштриховывали кистью. Морока!

Я вот сама без рисунка - просто из головы нарисовала (на спор с самой собой) так:

А вот готовую раскраску раскрашивать буду мелкими мазочками, потому что за контур выйти нельзя:

Кистью заполнять чётко очерченный контур - это маета и профанация идеи. Да!

Поэтому вернёмся к нашим фломастерам - пользы для рук будет больше.

Да не спешите, сначала я произнесу напутствие, что мы вот сейчас будем тренировать дугообразное движение запястья, затем и выбрана картинка с большим количеством завитушек. Красить надо по дуге, по ходу завитушек. Если вы не скажете этого ученикам, они быстро раскрасят так:

Поэтому показываем способ правильной штриховки: