Философские размышления и.И. Мечникова о жизни и смерти

Природа дурно создала человека, только своими руками может он усовершенствовать себя”

И.И. Мечников

Врачи Косской школы, к которой принадлежал и Гиппократ, говорили: “Врач-философ подобен богам”. И хотя И.И. Мечников не был врачом, это в полной мере относится и к нему, учитывая его заслуги в развитии медицинских наук.

Помимо научных изысканий у Мечникова формируется новое мировоззрение, которое отражено в его многочисленных статьях и книгах.

Первая книга, которая была написана в 1903 году “Этюды о природе человека” занимает особое место в творчестве Мечникова. Она будит мысль и помогает решить вопросы, которые стоят перед человечеством на всем пути его развития.

Вторая книга – “Этюды оптимизма”, написанная в 1907 году, как бы является продолжением первой и дает молодым людям ответ на вечный вопрос: “Каково истинное значение человеческой жизни?”

Третья книга “Сорок лет рационального мировоззрения”, написанная в 1913 году, продолжает исследования начатые в первых двух.

Мировоззрение Мечникова отличается от мировоззрения многих мыслителей того времени, которые считали человеческую природу совершенной. Жан Жак Руссо в своем романе “Эмиль” писал такие слова: “Все хорошо из рук творца, все испорчено руками человека”.

И.И. Мечников же считает человеческую природу несовершенной, двойственной. Источник всех несчастий и трудностей – это дисгармонии человеческой природы, которые мешают человеку быть счастливым.

Он считает, что в человеке природа дошла до своего последнего предела.

Что же такое дисгармонии?

1. Дисгармонии в биологическом смысле – это то, что человек унаследовал некоторые черты организма животного, например, толстую кишку, которая по мнению Мечникова не нужна и служит для образования ядов, которые приводят к самоотравлению и преждевременной старости (ошибочно).

2. Дисгармонии в философском смысле – это двойственность человеческой натуры, т.е. постоянное противоречие между желаниями и возможностями, которые приводят не только к опустошению души, но и к всевозможным заболеваниям и преждевременной старости.

Байрон в одном из своих произведений писал:

Все в этом мире

Течет спокойно, ровно, бесконечно,

А мы – его цари и лжевладыки,

Часть божества в смешеньи с частью праха,

Равно бессильные подняться кверху

Иль вниз упасть – мы двойственной натурой

Гармонию природы оскорбляем.

Почему у Мечникова сложилось пессимистическое мировоззрение? Прежде всего, это объясняется его личностными качествами. Он был очень ранимым и любящим человеком. Неизгладимый след в его душе оставила смерть первой жены. Тяжело переживая утрату, он едва не покончил жизнь самоубийством.

Немаловажную роль на сознание Мечникова оказывают ограниченные возможности медицины того времени. В мире господствовали инфекционные заболевания: холера, чума, туберкулез, которые вызывали эпидемии, приводящие к гибели большого количества людей. Многие возбудители не были открыты, не было вакцин, не знали, как лечить больных.

Также на формирование его мировоззрения оказали воздействие такие поэты, как Байрон, Лермонтов, Пушкин, которые часто задавались вопросом о смысле человеческой жизни и ответ их был безнадежным.

Вспомним, как Пушкин озвучивает свое пессимистическое мировоззрение в одном из своих стихотворений:

Дар напрасный, дар случайный

Жизнь, зачем ты мне дана?

И зачем судьбою тайной

Ты на казнь обречена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал?

Сердце мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Цели нет передо мною…

Пусто сердце, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Но в процессе длительных размышлений, опираясь на достижения науки во второй книге “Этюды оптимизма” ученый приходит к выводу, что не так все безнадежно.

Вспомним слова из “Шагреневой кожи” Бальзака: “Обладая мной, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно богу. Желай - и желания будут исполнены. Но соизмеряй свои желания со своей жизнью”. В этих словах выражена та же мысль, что и в “Этюдах” Мечникова.

Как разорвать порочный круг?

И.И. Мечников считает, что человек не знает естественной, нормальной старости (не доживает до нее). Следовательно, старость – это болезнь и ее надо лечить, но он опровергает высказывания Ж.Ж. Руссо и пишет: “Природа дурно создала человека, только своими руками может он усовершенствовать себя”.

Ученый выдвигает и обосновывает теорию ортобиоза – т.е. правильной жизни, основанной на изучении человеческой природы и исправлении ее дисгармоний.

Он считает, что ранняя старость и смерть, в то время, когда у человека еще силен инстинкт жизни – явление противоестественное.

Нормальный цикл человеческой жизни должен заканчиваться угасанием чувства жизни и естественной безболезненной старости.

Пессимизм уходит, создалось новое мировоззрение – мировоззрение оптимизма.


1. ЗАКОН ПУСТОТЫ. Все начинается с пустоты. Пустота всегда должна быть заполнена.

2. ЗАКОН ШЛАГБАУМА. Возможности не даются впрок. Должно быть принято решение пересечь шлагбаум как условное препятствие. Возможности даются после внутреннего решения. Заветные желания даются нам вместе с силами на их осуществление.

3. ЗАКОН НЕЙТРАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Чтобы измениться, надо остановиться. , а потом уже менять направление движения.

4. ЗАКОН ПЛАТЫ. Платить нужно за все: за действие и бездействие. Что будет дороже? Иногда ответ очевиден только в конце жизни, на предсмертном одре – дороже плата за бездействие. Избегание неудач не делает человека счастливым. «В моей жизни было много неудач, большинство из которых так и не случилось» - слова старика сыновьям перед смертью.

5. ЗАКОН ПОДОБИЯ. Подобное притягивается подобным. В нашей жизни нет случайных встречных. Мы привлекаем к себе не тех людей, которых хотим привлечь, а тех, кто подобен нам.

6. ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ. Внутренний мир мыслей человека воплощается во внешний мир вещей. Нужно не искать причины несчастий во внешнем мире, а обращать свой взор вовнутрь. Наш внешний мир- это реализованный мир наших внутренних мыслей.

7. ЗАКОН КОРОМЫСЛА. Когда человек чего-то хочет, но это недостижимо, надо придумать другой интерес, равновеликий по силе первому.

8. ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ. Человек притягивает к себе то, что он любит, боится или постоянно ожидает, т.е. все, что находится в его центральном, сфокусированном сознании. Жизнь дает нам то, что мы ожидаем от нее получить, а не то, что хотим.
«На что рассчитываешь, то и обретешь».

9. ЗАКОН ПРОСЬБЫ. Если ничего у жизни не просишь, то ничего и не получаешь. Если мы просим у судьбы непонятно что, то и получаем неизвестно что. Наша просьба притягивает соответствующую реальность.

10. ЗАКОН ОГРАНИЧЕННОСТИ №1. Всего предусмотреть нельзя. Всякий видит и слышит лишь то, что понимает, поэтому он и не может учесть все обстоятельства. Все зависит от наших внутренних преград, наших собственных ограничений. Есть события, происходящие помимо нашей воли, их нельзя предвидеть, и мы не несем за них ответственности. При всем своем желании человек не может контролировать все события своей жизни.

11. ЗАКОН ЗАКОНОМЕРНОСТИ. В жизни часто происходят независящие от нас события. Единожды произошедшее событие можно рассматривать как случайность, дважды произошедшие – совпадение, но трижды – закономерность.

12. ЗАКОН ОГРАНИЧЕННОСТИ №2. Человек не может иметь все. Ему часто чего-то не хватает в жизни. Секрет счастья заключается не в потакании своим прихотям и желаниям, а в умении довольствоваться тем, что имеешь. Довольствоваться малым нелегко, но труднее всего довольствоваться многим. Можно потерять счастье в поисках богатства, а это значит – потерять все. Можно приобрести весь мир и потерять свою душу.

13. ЗАКОН ПЕРЕМЕН. Хочешь перемен в своей жизни – бери власть над обстоятельствами в свои руки. Нельзя изменить свою жизнь, ничего не изменяя в ней и не изменяясь самому. Из-за своей пассивности человек часто упускает реальный шанс, предоставленный судьбой. Кто расставляет в вашей жизни приоритеты – вы сами или кто-то другой? Может быть, их расставляет сама жизнь, а вы плывете по течению? Станьте хозяином своей судьбы. Если вы никуда не отправитесь, то никуда и не прибудете.

14. ЗАКОН РАЗВИТИЯ. Жизнь заставляет человека решать именно те задачи, от решения которых он отказывается, которые боится решать, решения которых избегает. Но эти задачи все равно придется решать на другом, уже на новом витке своей жизни. И накал эмоций, переживаний будет мощнее, а цена решения – выше. От чего бежим, к тому и придем.

15. ЗАКОН ТАКСИ. Если вы не водитель, если вас везут, то чем дальше вас завезут, тем это будет для вас дороже. Если Вы не заказывали маршрут, то можете оказаться где угодно. Чем дальше вы углубитесь по ошибочному пути, тем труднее вам будет вернуться.

16. ЗАКОН ВЫБОРА. Наша жизнь состоит из множества выборов. У вас всегда есть выбор. Наш выбор может заключаться в том, что мы не делаем выбора. Мир полон возможностей. Однако приобретений без потерь не бывает. Принимая что-то одно, тем самым мы отказываемся от чего-то другого. Заходя в одну дверь, мы пропускаем другую. Каждый должен сам решить, что для него важнее. Из потерь тоже можно получить приобретение.

17. ЗАКОН ПОЛОВИНЫ ПУТИ. В отношениях с другим человеком ваша зона – полпути. Нельзя полностью управлять поведением другого человека. Другой может не двигаться, нельзя пройти путь за него и сделать так, чтобы другой человек изменился.

18. ЗАКОН ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО. Для того, чтобы построить что-либо новое, нужно: а).разрушить старое, если это необходимо- расчистить место, выделить время, мобилизовать силы для построения нового; б).знать, что именно вы хотите построить. Не стоит крушить, не зная путей к созиданию. Нужно знать, куда идешь. Если не знаешь, куда идешь, придешь не туда. «Кто никуда не плывет – для тех не бывает попутного ветра» /М. Монтель/

19. ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ. Как бы человек ни хотел изменить свою жизнь, образ мышления, стереотипы его поведения будут пытаться удержать его в старой, привычной для него жизни. Но если человеку удается что-то изменить в своей жизни, то уже новая, измененная жизнь будет подчиняться Закону равновесия. Изменения обычно протекают медленно и болезненно из-за инерции в мыслях и в поведении, своего внутреннего сопротивления и реакции окружающих людей.

20. ЗАКОН ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Наша жизнь не мыслима без противоположностей, в ней присутствуют рождение и смерть, любовь и ненависть, дружба и соперничество, встреча и расставание, радость и страдание, потеря и приобретение. Человек тоже противоречив: он, с одной стороны, стремится к тому, чтобы его жизнь была стабильна, но в то же время некая неудовлетворенность гонит его вперед. В мире противоположностей человек стремится обрести утраченное единство с самим собой, с другими людьми и с самой жизнью. Все имеет начало и конец, это земной круговорот и круговорот жизни. Вещи, достигнув своего предела, переходят в свою противоположность. Пара противоположностей поддерживает равновесие, а переход от одной крайности в другую создает многообразие жизни. Иногда для того, чтобы понять что-либо, нужно увидеть, узнать противоположность этого. Одна противоположность не может существовать без другой – для того, чтобы был день, нужна ночь.

21. ЗАКОН ГАРМОНИИ. Человек ищет гармонии во всем: в себе, в мире. Достичь гармонии с миром можно только будучи в гармонии с самим собой. Хорошее отношение к себе, принятие себя – залог гармонии с миром, людьми и собственной душой. Гармония не означает отсутствие трудностей и конфликтов, которые могут быть стимулом для личностного роста. Гармония между разумом, чувством и действием – может быть это и есть счастье?

22. ЗАКОН ДОБРА И ЗЛА. Мир не создан лишь для удовольствия. Он не всегда соответствует нашим представлениям о нем и нашим желаниям. Тот, кто не способен сам сделать доброе дело, не оценит добра и от других. Для тех, кто не способен видеть зло, зла не существует.

23. ЗАКОН ЗЕРКАЛА. То, что человека раздражает в окружающих, есть в нем самом. То, что человек не хочет слышать от других людей, есть то, что ему важнее всего услышать на данном жизненном этапе. Другой человек может служить для нас зеркалом, помогая нам открыть то, что мы не видим, не знаем в себе. Если человек то, что его раздражает в других, исправит в себе, судьбе ни к чему будет посылать ему такое зеркало. Избегая всего того, что нам неприятно, избегая людей, вызывающих у нас негативные чувства, мы лишаем себя возможности изменить свою жизнь, лишаем себя возможности внутреннего роста.

24. ЗАКОН ДОПОЛНЕНИЯ. Нам нужны люди, события, источники знаний, способные нам дать то, что мы хотим иметь, но имеем лишь в небольшом количестве. Мы стараемся стать сопричастными потенциалу других людей. Мы достраиваем себя вовне. Наше желание обладать кем-либо или чем-либо – это непризнание, отрицание собственных достоинств, неверие в то, что они у нас есть.

25. ЗАКОН ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ. Если вы позволите разыграться своим негативным чувствам, то одно неприятное переживание потянется за другим. Если жить, предаваясь мечтам и грезам, то реальность вытиснится иллюзорным миром фантазий. Человеку бывает сложно остановить поток своих негативных и непродуктивных мыслей, т.к. у него вырабатывается привычка переживать, волноваться, страдать, мечтать, т.е. уходить от действительности, от активного решения проблем. Чему отдаете больше энергии, того и будет больше. Мысль, которой вы дарите свое время, действует как магнит, притягивая себе подобные. С одной беспокоящей мыслью справиться легче, чем с роем навязчивых мыслей. В процессе нашего общения с другими людьми мы склонны перенимать их настроение посредством эмоционального заражения.

26. ЗАКОН ПОДАВЛЕНИЯ. То, что человек подавляет в своих мыслях или действиях, то, что он отрицает в себе, в самый неподходящий момент способно извергнуться наружу. Нужно принять свои мысли и чувства, а не подавлять и не накапливать их в себе. Примите себя, примите от, что вам не нравится в себе, не критикуйте себя.
Принятие, признание отвергаемого и отрицаемого в себе способствует внутреннему росту человека. Это позволяет жить ему полной жизнью. Мы стремимся обрести утраченное единство.

27. ЗАКОН ПРИНЯТИЯ ИЛИ СПОКОЙСТВИЯ. Сама по себе жизнь ни плоха, ни хороша. Хорошей или плохой ее делает наше восприятие. Жизнь такова, какова она есть. Нужно принимать жизнь, радоваться жизни, ценить жизнь. Доверьтесь жизни, доверьтесь силе вашего разума и велению сердца. «Все будет так, как надо, даже если по-другому».

28. ЗАКОН ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ. Окружающие практически всегда оценивают человека так, как оценивает он себя сам. Нужно принимать и ценить себя. Не создавать себе кумиров, либо недостижимого, идеального образа себя. Не принимать мнение окружающих о вас за истину, не подвергая его критике. Стараясь заслужить любовь всех людей (что невозможно), вы пренебрегаете собственными потребностями, вы можете потерять себя, потерять уважение к себе. Невозможно быть во всем совершенным человеком. Вы стоите ровно столько, во сколько сами себя оцениваете, какова ваша самоценность. Однако доля реалистичности никогда не повредит.

29. ЗАКОН ЭНЕРГООБМЕНА. Чем больше продвинулся человек в познании себя и мира, тем больше он может взять от мира и дать ему. Нужно суметь установить адекватный, справедливый обмен с судьбой. Если вы будете больше отдавать, чем брать, от это приведет к вашему энергетическому истощению. Если вы даете кому-то больше, чем получаете от него, у вас может возникнуть обида на человека. Мир существует для того, чтобы им можно было делиться друг с другом.

30. ЗАКОН СМЫСЛА ЖИЗНИ. Мы приходим из пустоты, пытаясь обрести смысл жизни, и вновь уходим в пустоту. У каждого человека свой смысл жизни, который может меняться на разных жизненных этапах. В чем заключается смысл жизни – стремиться к чему-либо или просто жить? Ведь стремясь к чему-либо, мы вынуждены выпустить из поля зрения саму жизнь, т.о. ради результата мы теряем сам процесс. Возможно, самый главный смысл жизни – сама жизнь. Нужно включаться в жизнь, принимая ее, тогда удастся воспринимать жизнь в ее многообразии и тогда она раскрасит бытие человека теми красками, которыми владеет сама. Смысл жизни человек может найти лишь вне себя, в мире. В жизни выигрывает тот, кто не просит у судьбы единственного рецепта, панацеи от всех болезней и от всех бед.

В древней и классической философии основной акцент делался на ее самоопределении как особого рода познании: познании Всеобщего, Единого, Абсолютного. Современная философия (в горизонте своих задач) делает ударение на самом процессе философствования, рассматривая этот процесс как собственную черту человеческого разума или сознания, соответствующую трансцендентной (выходящей за пределы наличного бытия) природе человека. Поэтому вопрос о сущности философии совпадает с вопросом о сущности человека. В хайдеггеровской формулировке - философия это есть основное со-бытие человеческого присутствия , т.е. философствуя, человек находится при сути Бытия, "отбрасывается к самому себе" (К. Ясперс) .

Философствует всякий нормальный человек , но в отличие от профессионального философа, он не философствует в "чистом виде". Вот почему обучение философии, помимо прочего, призвано и способствует умению философствовать более последовательно, что означает, по словам Гегеля, научиться находиться в сфере "чистого мышления".

Как заметил еще Аристотель: "философия начинается с удивления". Полагание "дивности " мира выражается в задавании особых "детских" вопросов типа: "почему светит солнце?" Такого рода вопросы это только наивная форма предельного философского вопроса: "Почему нечто есть, а не наоборот не есть?" (Легко уловить, что детский вопрос о солнце отсылает нас к миру в целом. По-кантовски он бы звучал так: "Как должен быть устроен мир, чтобы в нем были условия возможности для светящегося солнца?")

Понимание философии как всеобщей модальности (т.е. способности) мышления в общем и целом соответствует креативному (т.е. творческому) опыту (опыту порождения собственных мыслей) каждого человека и опыту современной профессиональной философии. Дальнейшая задача определения будет состоять в том, чтобы раскрыть содержание этой модальности.

Вот несколько типичных для современности "определений" философии и ее задач, в которых характерно то, что они порывают с классическим пониманием философии как рода познания (или как рода науки).

Философия есть:

вопрошание (М. Хайдеггер);

сам процесс философствования (К. Ясперс);

сознание "вслух" (М. Мамардашвили);

поиск единства и целостности Мира (Х. Ортега-и-Гассет);

тоска повсюду быть дома (Новалис);

конкретная рефлексия, опосредованная всем универсумом знаков (П. Рикер);

философия не является одной из наук, ее цель - логическое прояснение мыслей (Л. Витгенштейн) и т.д.

А в целом - сколько философов - столько и формулировок. В круге ограниченных и специфичных задач пропедевтики можно осуществить условный выбор, что мы будем далее понимать под философией. Этот выбор диктуется тем, насколько данное определение позволяет эксплицировать (развернуть, логически последовательно вывести) всю философскую проблематику.

В этом курсе мы опробуем на возможность экспликации понимание философии как размышления ("дефицированнное размышление": дефис, который часто встречается в современных философских текстах, выступает как оператор, указывающий на необходимость вникнуть в смысловую структуру слова в противопоставлении той предметности или вещности, которую оно обозначает). Иными словами идея "размышления" обозначает развертывание мысли из себя самой .

Если позволительно говорить о новации, которую автор хочет больше методически подчеркнуть, чем внести в "определение" философии (последнее уже сделано и без него), то оно состоит в систематическом обосновании того, что вся философская культура состоит в развитии изначальной способности каждого человека. Как бы сверхзадача курса - не ввести новое знание, а дать возможность узнать или открыть в себе данную черту его разума. "Я стремился не к тому, чтобы изложить свои мысли, а помочь тебе высвободить из тумана неопределенности то, что думаешь ты сам" . Батай Ж. Теория религии. Минск, 2000. - С. 109.

Итак, каждый человек обладает в большей или меньшей степени способностью к размышлению . Вопрос теперь состоит в следующем. Существует ли логика развертывания мысли из себя самой? И поскольку положительный ответ предполагается, то эта логика и есть основание философской культуры мышления.

Способность к развертыванию мысли из себя самой есть только выраженная способность человеческого сознания. Эта способность может быть отчетливо выражена , но в поле сознания никогда отдельно от других способностей не существует. Мысль всегда существует вместе с чувством, волей и верой (состоянием причастности чему-либо). Всякий акт мысли как таковой разворачивает себя в отношении к этим другим инстанциям сознания. По отношению к чувству, воле и вере мысль выполняет конструктивную роль. Она конструирует сознание себя в отношении веры как части какой-либо целостности (это и есть понимание); вычленяет субъекта сознания (инстанцию Эго) в отношении к чувству; конструктивно разделяет целостность мира на составные части (вещи) в отношении к воле.

Таким образом, акт сознания (мысль) представляет собой единство рассуждения, переживания (воображения), понимания и размышления. Каждый из этих модусов мысли имеет свой закономерный порядок: порядок суждения определяется устройством вещей (это наглядно видно, когда мы стоим перед необходимостью описать какую-либо вещь); на страже этого порядка находится такая дисциплина как формальная логика, а позитивная наука есть институализированное выражение человеческой способности к суждению (обратим внимание на то, что "суждение" от слова "судить"). Порядок переживания имеет свою собственную логику - логику чувства, которая институционально представлена в сфере искусства (мы наглядно сталкиваемся с этой логикой, когда вынуждены выразить словами или другими символами свое переживание - именно выразить , а не описать). Понимание - составляет внутреннее условие любого общения, представляет собой интуитивное сознание причастности чему-либо. Логика размышления - это собственная внутренняя логика мысли или разума.

В зрелой античной философии уже была установлена иерархия познавательных способностей. Платон и Аристотель различали способность познания умопостигаемых предметов - ум (греч. Нус. Стоит обратить внимание, что слова "разУм", "наУка", "Учение" имеют тот же корень "У"); рассудок (греч. Дианойа) - дискурсивная способность связывать образы-эйдосы по логическим правилам. Рассудок выражается в способности суждения. Кроме того, следует выделить смутное постижение преходящих вещей мнением (греч. Докса ) и "уподобление" - представление. В целом различение разума и рассудка является обязательной для всей европейской философской традиции. Это различение в особенности укрепил Кант ("Критика чистого разума", "Критика способности суждения").

Логика развертывания мысли из себя самой (из смысла) опирается на особенность разумного видения всякой вещи. Эта особенность (особенность относительно нерефлексивного психического видения ) состоит в том, что мы видим не только вещную ткань предмета (говоря словами Хайдеггера, "вещность вещи"), но мы одновременно понимаем поле возможностей вещи, её принадлежность какому-то целому. Иными словами, разумно (осознанно) мы видим тогда и только тогда, когда видим не только то, что есть, но и то, что может быть (то, чем эта вещь может быть, как её еще можно использовать). Так, мы наверняка знаем, созерцая "этот стол", что он есть нечто большее чем "этот": он и представитель класса столов (соответствует определенному понятию) и может быть использован самым различным образом.

Способность видеть вещь в поле её возможностей (которые предоставлены ей принадлежностью к какому-то целостному континууму бытия) определяет и нашу свободу от вещи. Ведь если вещь воспринимается только так, как она есть (на уровне чувственного восприятия и только), то индивид оказывается в зависимости от своей вещной среды, он сравнивается с животным, которое не знает, ни что оно знает, ни что оно знает.

В то же время мы понимаем различие, которое имеется между вещью (сущим) и её возможностями, и именно это понимание, сосредоточенность на данном различии как проблеме, составляют особенность современной эпистемы (т.е. способа категориального расчленения мира, который исторически меняется). В предшествующих эпистемах различие между сущим и сферой его возможностей не имело четкого рефлексивного выражения, иными словами, было слабо тематизировано. Основное категориальное расчленение проходило в других "местах": между вещью и идеей, между вещью и сущностью, между природой и духом. Другими словами, там, где ранее виделась непрерывность, мы видим разрыв. А видим мы эти разрывы, прежде всего, потому, что вынуждены жить в них.

Мы живем в разрыве между тем, что есть в природе и изменениями, которые можем в неё внести (путем инноваций и вовлечения в хозяйственный оборот) - такова суть экологической проблематики; мы живем в перспективе вариантов собственной жизни и необходимости собственного выбора - чего почти не допускало традиционное общество. В целом, мы находимся в ситуации, когда не столько нужда принуждает к действиям, сколько будущее (во всей своей виртуальности) влечет нас.

В неявной форме разумное видение вещи есть подведение её под вопрос: как она возможна? Вопрошание действительно есть исходная и главная форма размышления. Никакая другая форма выражения мысли столь явно не опирается на себя самое, не вырастает из своего собственного содержания (смысла). Действительный вопрос есть парадоксальное знание о незнании и вырастает из этого рефлексивного незнания . В вопрошании мысль самым наглядным образом разворачивается из себя самой. Это означает, что своим рождением мысль обязана не воспринимаемому предмету, а субъекту как носителю смысла.

Вопрос - главная, но не единственная фигура размышления. Более общей формой является внутренняя логика Языка. Многие философы отмечали, что философия есть особая языковая практика, где высказывания направлены на самих себя. Этим философия подобна поэзии, которая использует особые приемы (ритмику и рифму - например) концентрирует внимание на смысловой структуре слова, на игре его значений.

Разного рода формы переноса смысла (что есть формальное условие размышления) происходят путем использования риторических фигур или тропов: метафор, синекдох, катахрез и др.

Таким образом, использование языка, вопрошания и тропов является общим, но формальным условием размышления. Содержательная сторона развития смысла обусловлена бытийной природой самого Разума, теми методами, которые он использует.

Философия и мировоззрение.

Философия в переводе означает любовь к мудрости. Это определение философии отражает ее первоначальный замысел:

Мудрость – именно глубокое понимание жизни (а не любые знания).

Философия возникает как область знания, исследующая наиболее определяющие принципы реального мира и место, которое в нем занимает человек (предельные основания бытия).

Философия возникает на определенном уровне развития культуры, когда человек отличает себя от мира (я и не-я) в качестве деятельного существа и начинает анализировать возможности и границы своей деятельности, это сознательно-теоретическое отношение к миру. Философия предполагает также рационально-критическое отношение к миру, к самому себе, к своим знаниям.

Именно любовь к мудрости, т.к. человек понимает, что знаний ему недостаточно, он к ним тянется. Философ – человек, недовольный уровнем своих знаний.

Философия начинается с сомнения в привычных, незыблемых стереотипах, с идеи поиска мудрости. Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, но все остальные не знают даже этого».

Философия рассматривается как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Примеры философствования. Поиски разума, «управляющего всем при помощи всего». Специфика философского отношения к миру. Мудрость как знание, соединенное с моралью, с умением правильно жить, правильно выбирать свою позицию. Теоретическая, профессиональная философия и практическая, жизненная философия. Философия как мышление о предметах, идеях, проблемах, рассматриваемых с точки зрения предназначения человека.

По словам И. Канта, чтобы ответить на вопрос «Что такое человек?», философия должна ответить на вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Мировоззрение складывается под влиянием его собственных жизненных обстоятельств и культурных воздействий.



Итак, задачи философии: систематизация мировоззрения, т.е. упорядочение, установление связей, выявление несоответствий, разделение главного и второстепенного. Философия, как мировоззрение, призвана помочь человеку определить свое отношение к жизни и найти гармонию с миром.

Итоговое определение философии: Философия - это размышления о любых вещах с точки зрения их смысла. Развернутая система философского знания включает:

Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos - бытие).

Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (antropos - человек).

Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

Учение о природе ценностей – это аксиология. Понятие о философии как о типе мировоззрения. Миф, религия, философия – исторические типы мировоззрения: их общие и отличительные черты.

Миф как первая форма осознания человеком себя и мира. Миф как универсальная форма сознания древних народов. Олицетворение, одушевление и одухотворение природы и человека в мифе. Миф как первичный поиск значения и смысла человеческого существования.

Религия как мировоззренческая основа философии, начиная со средневековья и по настоящее время. Философия – рациональное миропонимание.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая функции философии.

Понятие философии. Суть философствования

Философия – любовь к мудрости. С греческого: Фило – люблю, Софья – мудрость. Мудрость – это гармония человека с окружающим миром и с самим собой. Философия это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской культуре - Платон. Про философию говорят: бесполезная и необходимая одновременно. Некоторые говорят, что философию надо убрать из программы преподавания, ведь каждый человек должен прийти к изучению философии самостоятельно. В этом вопросе помогают такие книги, как «Бойцовский клуб» Чака Паланика, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха, «Бог не любовь» К. Хитченза, «99 франков» Ф. Бегбедера, «Путь мирного воина» Д. Миллмэна и др. Они помогают в изучении такой науки, как философия, помогают немного задуматься над смыслом жизни, формируют у читателя собственный взгляд на окружающие его предметы и явления, возможно, по-новому обращают его взгляд на некоторые вещи. Ты просто учишься думать, размышлять, соотносить с современностью. Ясперс говорил : «Философия начинается с детских вопросов». Поэтому и говорят, что философия начинается с любознательности. Ведь взрослому человеку некоторые вещи просто неудобно спросить, а ребенку все удобно. А когда начинаешь отвечать на эти, казалось бы, простые вопросы, то очень нелегко также просто ответить. Сложные вопросы рождаются из простых и чем короче ответ на него, тем понятнее он будет.

Мудрость – причастность человека к вечным ценностям, и тайнам жизни. Мудрость – гармония человека с окружающим миром и самим собой. Мудрость – (Уильям Джеймс) знание того на что не следует обращать внимания. Философия – размышление о любых вещах с точки зрения их предельного смысла. Любой вопрос о смысле является философским. (Смысл жизни, смысл смерти, смысл истории, смысл техники, смысл страдания, смысл любви). Философия – право человека на собственное сознание.

По Аристотелю философия начинается с удивления, и кроме того с раз-очарования (освобождения от иллюзии и соблазна). Первый философский трактат нарисованный на папиросе называется «Разговор разочарованной со своей душой». Мировоззрение складывается пол влиянием его собственных жизненных обстоятельств и культурных воздействий.

Основные темы философских размышлений

На протяжении веков темы философских рассуждений менялись в ходе развития человеческого общества. Природу сделали предметом изучения греческие философы. Интересовали космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира, Земли, Солнца, звезд. Суть древнегреческого мышления-сведение к первооснове. Взгляды философов были неодинаковы. Но при всей неоднозначности и видоизменений позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоначала смыкалась с другой проблемой: единства и многообразие мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческих знаний. Постепенно в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей, ее политический - правового устройства. (Платон «Государство», Аристотель «Политика», Т.Гоббс «О гражданине», Гегель «Философия права»). Подобно натурфилософам провозвестникам естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для позитивных, конкретных социально-политических знаний и дисциплин. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой философии различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко отличных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история философии. В то же время из-за недостатка конкретных знаний философия пыталась заменить не достающиеся связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми другими науками, «науку наук». В отношении природы такая философия выступила как натурфилософия, истории - как философия истории (смысла истории, ее закономерностями). »). Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. С этим связана и поляризация философии на два противоположных направления - на материализм и идеализм: промежуточное положение между ними занимает дуализм.

Основные темы философских размышлений Канта:

1. «Что я могу знать?» – гносеология, (вопрос о границах человеческого разума, гносеология – теория учения познавать, главный вопрос – вопрос об истине).

2. «Что я должен делать?» - философия поступка и этики.

3. «На что я могу надеяться?» - аксиология (учение о ценностях) Наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача - «Что есть человек?» (антропология, учение о человеке).