Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Основные положения

Заключение

Список литературы

Введение

Э. Эриксон - последователь 3. Фрейда. В "Словаре знаменитых американцев", вышедшем к 200-летию США, он был назван "наиболее ярким в творческом отношении из всех, кто работал в психоаналитической традиции после Фрейда". Как подчеркивает Д. Н. Ляликов, наиболее ценно у Э. Эриксона главное ядро его учения: разработка понятий личной и групповой идентичности, психического моратория, учения о юношеском кризисе идентичности. Сам Э. Эриксон считал, что он расширил фрейдистскую концепцию, вышел за ее рамки. Во-первых, он перенес ударение с "Оно" на "Я". По словам Э. Эриксона, его книга "Детство и общество" - это психоаналитическая работа об отношении "Я" к обществу. Э. Эриксон принимает идею неосознанной мотивации, но посвящает свои исследования главным образом процессам социализации. Во-вторых, Э. Эриксон вводит новую систему, в которой развивается ребенок. Для 3. Фрейда - это треугольник: ребенок-мать-отец. Э. Эриксон рассматривает развитие в более широкой системе социальных отношений, подчеркивая историческую реальность, в которой "Я" развивается. Он касается динамики отношений между членами семьи и социокультурной реальностью. В-третьих, теория Э. Эриксона отвечает требованиям времени и того общества, которому он сам принадлежит. Цель Э. Эриксона - выявить генетические возможности для преодоления психологических жизненных кризисов. Если 3. Фрейд посвятил свои работы этиологии патологического развития, то Э. Эриксон сосредоточил основное внимание на изучении условий успешного разрешения психологических кризисов, дав новое направление психоаналитической теории. В 1966 г. в докладе, прочитанном в Лондонском Королевском обществе, Э. Эриксон применил некоторые положения этологии к своей схеме индивидуального развития. Этологи показали, что наиболее высокоорганизованные животные развивают в отношениях друг с другом систему ритуализированных действий, служащих фактически средством выживания для отдельных особей. Надо заметить, что у примитивных народов существует практика ежегодных ритуальных войн, служащих для предотвращения настоящей войны. На всех уровнях человеческих отношений в сущности есть ритуальные действия. В способности к ритуализации своих отношений и выработке новых ритуалов Э. Эриксон видит возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях. В статье "Онтогенез ритуализаций" Э. Эриксон пишет, что понятие "ритуал" имеет три разных значения. Одно из наиболее старых используется в этнографии и относится к обрядам и ритуалам, совершаемым взрослыми людьми для того, чтобы отметить повторяющиеся события: смену времен года или периодов жизни. В этих ритуалах принимает участие молодежь, и дети могут наблюдать их. В психиатрии термин "ритуал" применяется для обозначения навязчивого поведения, навязчивых повторяющихся действий, похожих на действия животных, запертых в клетке. В этологии термин "ритуал" используется для описания определенных, сформированных в филогенезе церемониальных действий у так называемых общественных животных. Примером может служить церемония приветствия, которую описал К. Лоренц. Когда новорожденный гусенок выбирается из гнезда и лежит с безвольно вытянутой шеей в куче влажных обломков скорлупы, у него можно наблюдать жизненно важную реакцию если наклониться к нему и издать звук, напоминающий звуки гусыни, то гусенок поднимет головку, вытянет шею и издаст тонкий, но ясно различимый звук. Таким образом, до того, как гусенок начнет ходить или есть, он может осуществить эту раннюю форму ритуала встречи. Жизнь и рост гусенка зависит от успешности этого самого первого отклика на присутствие матери (и она, в свою очередь, добивается его). Так, уже на филогенетическом уровне в повторяющихся формах поведения, которые этологи и Э. Эриксон, вслед за ними, называют ритуализацией, существует взаимосвязь, содержание которой - обмен сообщениями.

1. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Теория Эрика Эриксона так. же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа.

Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. "Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости",- писал Э. Эриксон.

Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З. Фрейд. Если в какой-то момент нашей повседневной жизни, писал он, мы остановимся и спросим себя, о чем мы только что мечтали, то нас ожидает ряд неожиданных открытий: мы с удивлением замечаем, что наши мысли и чувства совершают постоянные колебания то в ту, то в другую сторону от состояния относительного равновесия. Уклоняясь в одну сторону от этого состояния, наши мысли порождают ряд фантастических идей относительно того, что нам хотелось бы сделать; уклоняясь в другую сторону, мы внезапно оказываемся под властью мыслей о долге и обязанностях, мы думаем уже о том, что мы должны сделать, а не о том, что нам хотелось бы; третье положение, как бы "мертвую точку" между этими крайностями, вспомнить труднее. Здесь, где мы менее всего осознаем себя, по мнению Э. Эриксона, мы более всего и являемся собою. Таким образом, когда мы хотим - это "Оно", когда мы должны - это "Сверх-Я", а "мертвая точка" - это "Я". Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, "Я" использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и "подавляющей силой совести".

Как подчеркивается в ряде публикаций работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. С помощью этого метода Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников - взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды. фрейд личность психологический отношение

В своей первой крупной и самой знаменитой работе Э. Эриксон писал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во времена 3. Фрейда, в конце XIX века.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я" ("диффузия идентичности"). Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребенка нельзя забывать, что "негативные" чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами "позитивных" чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону,- это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а "поворотные пункты", "моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой".

Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Именно поэтому такое большое значение он придавал понятиям "модус органа" и "модальность поведения". Понятие "модус органа" определяется Э. Эриксоном вслед за 3. Фрейдом как зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, то есть формирование доминирующего качества личности. В соответствии с эрогенными зонами существуют модусы втягивания, удержания, вторжения и включения. Зоны и их модусы, подчеркивает Э. Эриксон, находятся в центре внимания любой культурной системы воспитания детей, которая придает значение раннему телесному опыту ребенка. В отличие от 3. Фрейда, для Э. Эриксона модус органа - лишь первичная точка, толчок для психического развития. Когда общество через различные свои институты (семья, школа и др.) придает особый смысл данному модусу, то происходит "отчуждение" его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведения, Таким образом через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием.

Особенность модусов, обусловленная разумом природы, состоит в том, что для их функционирования необходим другой, объект или человек. Так, в первые дни жизни ребенок "живет и любит через рот", а мать "живет и любит через свою грудь". В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности: его способность "получать через рот" встречает ответ со стороны матери.

Подобно 3. Фрейду, вторую фазу младенческого возраста Э.Эриксон связывает с прорезыванием зубов. С этого момента способность "вбирать" становится более активной и направленной. Она характеризуется модусом "кусать". Отчуждаясь, модус проявляется во всех видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение. "Глаза, первоначально готовые принимать впечатления в том виде, как это получается само собой, выучиваются фокусировать, изолировать и "выхватывать" объекты из более смутного фона, следить за ними,- писал Э. Эриксон. - Сходным образом, уши выучиваются распознавать значимые звуки, локализовать их и управлять поисковым поворотом по направлению к ним, точно так же, как руки выучиваются целенаправленно вытягиваться, а кисти- крепко схватывать". В результате распространения модуса на все сенсорные зоны формируется социальная модальность поведения

- "взятие и удерживание вещей". Она проявляется тогда, когда ребенок научается сидеть. Все эти достижения приводят к выделению ребенком себя как отдельного индивида.

Формирование этой первой формы эгоидентичности, как и всех последующих, сопровождается кризисом развития. Его показатели к концу первого года жизни: общее напряжение из-за прорезывания зубов, возросшее осознание себя как отдельного индивида, ослабление диады "мать - ребенок" в результате возвращения матери к профессиональным занятиям и личным интересам. Этот кризис преодолевается легче, если к концу первого года жизни соотношение между базовым доверием ребенка к миру и базовым недоверием складывается в пользу первого. Признаки социального доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. К первым социальным достижениям, согласно Э. Эриксону, относится также готовность ребенка позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так как ее существование стало внутренней уверенностью, а ее новое появление предсказуемым. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у маленького ребенка зачаточное чувство собственной идентичности.

Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э. Эриксона, "количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта", определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. "Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре",- подчеркивал Э. Эриксон.

Э. Эриксон обнаружил в разных культурах разные "схемы доверия" и традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других же культурах, напротив, принято туго пеленать, дать ребенку покричать и поплакать, "чтобы его легкие были сильнее". Последний способ ухода, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры. Им объясняется, как считает Э. Эриксон, особая выразительность глаз русских людей. Туго запеленутый ребенок, как это было принято в крестьянских семьях, имеет основной способ связи с миром - через взгляд. В этих традициях Э. Эриксон обнаруживает глубокую связь с тем, каким общество хочет видеть своего члена.

Во многих культурах ребенка принято отнимать от груди в определенное время. В классическом психоанализе, как известно, это событие рассматривается как одна из самых глубоких детских травм, последствия которой остаются на всю жизнь. Э.Эриксон, однако, не столь драматично оценивает это событие. По его мнению, поддержание базового доверия возможно и при другой форме кормления. Если ребенка берут на руки, укачивают, улыбаются ему, разговаривают с ним, то у него формируются все социальные достижения этой стадии

Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных модуса - модус удержания и модус расслабления. Общество, придавая особое значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов, их отрыва от своего органа и преобразования в такие модальности поведения, как сохранение и уничтожение. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Появление чувства стыда, по мнению Э. Эриксона, связано с возникновением самосознания, ибо стыд предполагает, что субъект полностью выставлен на общее обозрение, и он понимает свое положение. "Ребенок хотел бы принудить весь мир не смотреть на него", но это невозможно. Поэтому социальное неодобрение его поступков формирует у ребенка "внутренние глаза мира" - стыд за свои ошибки. По словам Э. Эриксона, "сомнение есть брат стыда". Сомнение связано с осознанием того, что собственное тело имеет переднюю и заднюю сторону - спину. Спина недоступна зрению самого ребенка и полностью подчинена воле других людей, которые могут ограничить его стремление к автономии.

Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии. Модусы вторжения и включения создают новые модальности поведения на третьей, инфантильно-генитальной стадии развития личности. "Вторжение в пространство посредством энергичных перемещений, в другие тела посредством физического нападения, в уши и души других людей посредством агрессивных звуков, в неизвестное посредством снедающего любопытства",- таков, по описанию Э. Эриксона, дошкольник на одном полюсе своих поведенческих реакций, тогда как на другом он восприимчив к окружающему, готов устанавливать нежные и заботливые отношения со сверстниками и маленькими детьми. У З.Фрейда эта стадия носит название фаллической, или Эдиповой. По мнению Э. Эриксона, интерес ребенка к своим гениталиям, осознание своей половой принадлежности и стремление занять место отца (матери) в отношениях с родителями противоположного пола - лишь частный момент развития ребенка в этот период. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает "экономический этос культуры", то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут пристыживать и наказывать. В этом клубке противоречий должны сформироваться качества активной предприимчивости и инициативы.

Агрессивное поведение ребенка неизбежно влечет за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. Так, по Э. Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения - совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. "Он может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми для целей конструирования и планирования, и он же стремится извлекать пользу от общения со своим учителем и готов превзойти любой идеальный прототип", -отмечал Э. Эриксон.

Четвертую стадию развития личности, которую психоанализ называет "латентным" периодом, а Э. Эриксон - временем "психосексуального моратория", характеризует определенная дремотность инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной зрелости, необходимая для того, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности. Школа в систематическом виде приобщает ребенка к знаниям о будущей трудовой деятельности, передает в специально организованной форме "технологический это с" культуры, формирует трудолюбие. На этой стадии ребенок учится любить учиться и учится наиболее самоотверженно тем типам техники, которые соответствуют данному обществу.

Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувствах неадекватности и неполноценности. По мнению Э. Эриксона, "ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность". Если в благоприятных случаях фигуры отца и матери, их значимость для ребенка отходят на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка.

Э. Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности, и его не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение. Его эгоидентичность достигает реальной силы только тогда, когда он понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни, которые значимы для данной культуры.

Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эгоидентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание ("физиологическая революция"); озабоченность тем, "как я выгляжу в глазах других", "что я собой представляю"; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают.все пройденные критические Моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности".

Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал "психическим мораторием". Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу социальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс"). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения.

Влюбленность, возникающая в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, первоначально не носит сексуального характера. "В значительной степени юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально не отчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде, считает Э. Эриксон.

Становление эго-идентичности позволяет молодому человеку перейти на шестую стадию развития, содержание которой - поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Молодой человек не боится теперь утраты своего "Я" и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, "с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими". Основой стремления к сближению с окружающими служит полное овладение главными модальностями поведения. Молодой человек готов к близости, он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв компромиссов.

Опасность же этой стадии представляет одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. Такое нарушение, по мнению Э. Эриксона, может вести к острым "проблемам характера", к психопатологии.

Седьмая стадия рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека. По Э. Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей жизни. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего "Я", и это приводит к личностному обогащению.

Напротив, в том случае, если складывается неблагоприятная ситуация развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.

Восьмая стадия жизненного пути характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий целостность личности. Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение единственного жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу. На этой стадии развития возникает мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти.

Напротив, отсутствие этой личностной интеграции ведет к страху смерти. Возникает отчаяние, ибо слишком мало осталось времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем. Это состояние можно передать словами русского поэта В. С. Высоцкого: "Вам вечным холодом и льдом сковало кровь от страха жить и от предчувствия кончины".

2. Основные положения

Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, Эрик Эриксон выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:

Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

Заключение

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Как известно, эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Эпигенетические концепции в биологии подчеркивают роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур и тем самым противостоят преформ истеки учениям. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит оттого, какова продолжительность его жизни.

Оценивая осуществленную работу, Э. Эриксон признавал, что его периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности. По. его мнению, это лишь ключ к построению такой теории.

Завершить изложение концепции Э. Эриксона можно словами его любимого философа Кьеркегора: Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала.

Список используемой литературы

1. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с.

3. Хьелл Л " Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. - СПб.: Питер, 1998. - 606 с.

4. ЭлкиндД, Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с англ. - М.: Когито-центр, 1996. - 16с.

5. Эриксон Э. Детство и общество (пер. с англ.) - СПб., 1996.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. (Пер. с англ.). - М., 1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теория личности К. Роджерса. Основные представления. Поле опыта. Идеальная самость. Конгруентность и неконгруентность. Тенденция к самоактуализации. Препятствия к росту. Социальные отношения. Брак. Теория личности А. Маслоу. Самоактуализация.

    реферат , добавлен 05.03.2003

    Психосексуальная теория Фрейда. Инстинкты. Внутреннее "оно". Контроль "я". Система "сверх-я". "Комплекс эдипта" и начало тотемизма. Внутренняя замкнутость. Культурологическая концепция Фрейда. Роль культуры в развитии социальных отношений.

    реферат , добавлен 30.03.2003

    Объяснение познавательных способностей и возможностей человека основано на теории отражения, религиозных и разного рода иррациональных концепциях. Теория отражения изучает познание с научно-светских позиций. Теория познания - часть теории отражения.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Философия Эриха Фромма, влияние на его мировоззрение идей Маркса и Фрейда. Причины внутренних конфликтов человека. Движущие силы развития личности - противоположные врожденные бессознательные потребности: потребность в укоренении и индивидуализации.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2009

    Характеристика взглядов выдающихся философов на развитие личности, которые относятся к числу сложнейших в человекознании. Особенности человека в понимании Сократа. Исследование "доблестной" личности Макиавелли, теории личности Маркса, Фрейда, Бердяева.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Понимание научного знания как набора догадок о мире. Рост научного знания в логико-методологической концепции Поппера. Схема развития научного знания. Теория познания К. Поппера. Выдвижение теорий, их проверка и опровержение. Возрастание сложности теорий.

    реферат , добавлен 24.06.2015

    Социальная ситуация в трансформирующемся российском обществе. "Маятниковая теория развития" истории по А. Ахиезеру. Типология культуры, сформулированная в концепции доктора философских наук, задачи культурологии в ее социокультурной интерпретации.

    реферат , добавлен 21.12.2012

    Понятие атомизма. Механический атомизм. Предпосылки для создания более высокого уровня развития атомизма. Квантовая теория строения атома. Существенные особенности атомизма ХХ в. Корпускулярно-волновой дуализм света и вещества. Элементарные частицы.

    реферат , добавлен 21.12.2008

    Идея и жизнь личности в теории Соловьева. Отношение личности человека к божественной личности. Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности в концепции Флоренского. Единство личности как определение ее совершенства в теории Карсавина.

    реферат , добавлен 19.06.2011

    Фрейдизм - философское обобщение психоанализа. Концепция психосексуального развития общества и индивида. Основные постулаты психоанализа. Роль культуры в развитии социальных отношений. Роль личности в культуре. Теологические представления Фрейда.

Введение

Эрик Эриксон (1902 - 1994) - один из выдающихся эго-психологов XX века, постфрейдист. Его интересовало эго и его адаптивные способности в развитии индивидуума. Э. Эриксон многое позаимствовал из теорий своих предшественников в психоанализе, и, оставаясь в рамках психоаналитической традиции, он разработал свою периодизацию развития личности, свою психоаналитическую концепцию детства.

«Детство и общество» - его первая книга, опубликованная Эриксоном в 1950 году (переиздана в 1963 году). Ее появление обязано практике психоанализа, как отметил в ней автор. В основном в данной книге рассматриваются связь детства и социальной жизни, Эриксон приводит исследования детства у двух племен африканских индейцев сиу и юрок, он говорит о развитии ЭГО, кризисах, конфликтах и рассматривает юность и идентичность.

О своей книге Эриксон говорит как о «концептуальных путевых заметках», он подчеркивает, что это - книга об исторических процессах «Детство и общество» пользовалась популярностью, и именно благодаря данной книге он был признан ведущим представителем эго-психологии.

Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона

Теория психосоциального, или как еще называют эпигенетического развития, возникла из психоанализа.

Эриксон полагает, что человек в течение всей своей жизни проходит через несколько стадий, универсальных для всего человечества. Раскрытие данных стадий регулируется с помощью эпигенетического принципа созревания. Под эпигенетическим принципом Э. Эриксон подразумевает, во-первых, что личность развивается постепенно, осуществляется переход от ступени к ступени благодаря желанию личности развиваться и двигаться вперед, а, во-вторых, общество, как считает Эриксон, устроено таким образом, что развитие социальных возможностей человека всегда одобряется обществом, оно старается сохранять и поддерживать данную тенденцию.

В своей первой книге «Детство и общество» Э. Эриксон делит всю жизнь человека на «восемь возрастов человека», то есть на стадии психосоциального развития эго. Э. Эриксон утверждает, что стадии - это исход эпигенетического раскрывающегося определенного «плана личности», который передаются генетически.

Эпигенетический принцип, равно как и эпигенетическая концепция развития заключается в том, что каждая стадия жизни человека, его определенного цикла жизни, наступает в определенный для нее момент, или как говорит Эриксон - в «критический период». Не менее важным является и то, что только путем последовательного прохождения в своем развитии таких критических периодов, личность полноценно формируется. Нужно подчеркнуть, что каждая стадия сопровождается определенным для того возраста психологическим кризисом и особой задачей развития. Каждая задача развития, которая выдвигается обществом, заключается в определенном соотношении между двумя крайними полюсами. Результат борьбы и есть развитие личности. При достижении равновесия можно говорить о приобретении новой формы эго-идентичности. При этом решение задач сводится к зависит от достигнутого уровня развития самого индивида.

Хотелось бы остановиться и чуть подробнее поговорить о каждой из восьми стадий психосексуального развития.

Первая стадия (I) - Орально-респираторно-сенсорная, как называет ее Э. Эриксон. Но общепринято называть ее орально-сенсорной стадией. Она состоит из двух фаз, подобно З. Фрейду, но Э. Эриксон вторую фазу в своей книге обозначает Второй стадией (II),которая имеет иной, в отличие от первой стадии, модус.

Понятие модус органа Э. Эриксон трактует подобно З. Фрейду - как зону концентрации сексуальной энергии, но в отличие от него, Э. Эриксону важен не столько сам орган, сколько его направленность функционирования. Например, если в младенческом возрасте эрогенная зона - это рот ребенка, то Фрейд рассматривает лишь саму эрогенную зону, т.е. рот, а Э. Эриксон способность получать (toget)через рот.

Теперь, мы можем подробнее рассмотреть данную стадию. Как было сказано выше, она состоит из двух фаз (стадий I иII):

В первой фазе (I стадии) данной стадии рассматривается эрогенной зоной орган - рот, он же формирует определенный модус развития, а именно доминирующие качества личности.Модальностью рта определяется сосание, то есть получение (toget) через рот пищи. Получение - это первая социальная модальность младенца, которую он постигает в жизни. Оптимальная совокупная ситуация, которая подразумевает готовность малыша получать то, что дают, заключается во взаимном регулировании малыша с матерью, которая позволит ему развивать способы получать по мере ее развития способов давать. За такую координацию для малыша высшая награда либидального удовольствия - удовольствие «оральное». Как пишет Э. Эриксон, - «По-видимому, рот и сосок - всего лишь центры общей ауры сердечного тепла и взаимности, которой наслаждаются и на которую отзываются релаксацией не только эти центральные органы, но и оба целых организма».

На этой стадии младенец живет и любит только посредством рта, а мать посредством своей груди. Господствующим модусом органа на данной стадии является первый из пяти - «инкорпоративный 1», при этом нельзя отвергать наличие других 4-х модусов («инкорпоративный 2», «ретентивный», «элиминативный», «интрузивный»), ведь для функционирования каких-либо телесных зон с впускно-выпускными отверстиями необходимо наличие всех модусов во вспомогательных ролях.

Как считает Э. Эриксон, младенец, получая то, что дают, и, научаясь заставлять другого делать то, чего бы ему хотелось, развивает ту необходимую основу своего эго, чтобы потом стать тем, кто дает. Этого можно достичь только посредством взаимной релаксации. Если этого не происходит, то ситуация взаимного регулирования распадается на попытки контролировать друг друга путем принуждения или фантазии, а в данном случае, младенец будет стараться получить то, чего не дополучил главным на тот момент стадии образом - сосанием, и делать он будет это посредством своей беспорядочной активности.

Во второй фазе (II стадии; возраст: Рождение - 1 год) главным органом так же является рот, но в качестве модальности выступает уже кусание, а не сосание, это происходит в связи с тем, что у ребенка режутся зубы. Социальной модальностью в данной фазе является взятие (taking) и удерживание (holdingonto) разных предметов. Модусом органа является 2-й модус «инкорпоративный 2». На данной стадии ребенок должен совершенствовать механизмы схватывания, исследования, а также присваивания всего, что будет находиться в пределах его досягаемости. Такое совершенствование происходит по мере того, как он научается перекатываться со спинки на животик, менять позы, приподниматься и садиться в своей кроватке. Однако именно в этом периоде появляются в жизни ребенка «добро» и «зло», конечно же, если прежде базисное доверие не было затронуто на первой стадии. Даже самое доброжелательное окружение, как говорит Э. Эриксон, не убережет ребенка от травматического изменения. Здесь сталкивается развитие импульсов и механизмов хватания, прорезывание зубов с возможным процессом отнятия от груди и отделения от матери. Как утверждает Э. Эриксон, момент отлучения от груди из-за кусания может быть началом разделенности, когда гнев ребенка, обращенный на зубы, мучающие его, направленный против лишающей груди матери сливается вместе с яростью, вызываемой бессилием своего собственного тела, и ведут к переживаю (садомазохистского характера) - сильного смятения, которое оставляет после себя ощущение, что когда - то давно человек разрушил единство с материнской средой.

Поэтому при внезапном отнятии от груди ребенка, мать должна компенсировать это своей эмоциональной поддержкой, успокаивающим присутствием, нежностью и лаской. При утрате любви матери ребенок же идет по пути младенческой депрессии или хроническому состоянию печали, который придаст всей будущей его жизни депрессивный оттенок.

На данной стадии возникает конфликт «базисное доверие против базисного недоверия», и в зависимости от того, в пользу какого из полюсов он разрешается, определяется особая задача развития, вследствие которой, у младенца зарождаются базисные чувства доверия или же недоверия к себе и миру.

Вторая стадия (III стадия; возраст:1-3 года), или третья стадия по Э. Эриксону называется анально-уретрально-мышечная (общепринято, как и анально-мышечная). Эрогенной зоной данной стадии являются выделительные органы, которые имеют свою модальность - опорожнение кишечника и мочевого пузыря, от чего дети получают удовольствия на данном этапе. Также на данном этапе развиваются новые социальные модальности - отпускание (lettinggo) и удержание (holdingon). Благодаря развитию мышечной системы и более регулярному стулу, ребенку становится доступным способность произвольного расслабления, выталкивания и удержания и их чередования по желанию. Анальная зона является модальной зоной двух модусов, конфликтующих между собой, которые впоследствии должны сменять друг друга. Модусы органа - «ретентивный» и «элиминативный». В этом возрасте дети то хранят или прячут различные предметы, то выкидывают их от себя, все это объясняется ретентивно-эмилинативными модусами.

Если ребенка на данном этапе его развития лишать возможности расслабленно и без принуждения удовлетворять свою потребность, то он будет искать удовлетворения и контроля, регрессируя, либо фальшиво прогрессируя, поскольку будет чувствовать себя лишенным власти в своем теле и бессильным во внешнем мире.

В данной стадии возникает второй конфликт, в котором автономия борется против стыда и сомнения. Для того, чтобы конфликт этой стадии развернулся в положительную сторону, младенец должен чувствовать, что его базисное доверие не находится под угрозой. В зависимости от того, в чью пользу разрешается конфликт, определяется его задача развития, вследствие которой, младенец может приобрести такие качества, как независимость и самостоятельность, либо стыда и сомнения в своих действиях.

Третья стадия (IV стадия по Э. Эриксону; возраст:3-6 лет) называется локомоторно-генитальная. Эрогенная зона - это гениталии. Модальностью является интерес к гениталиям обоих полов. Появляется новая социальная модальность «делания» («maling»), имеются в виду такие занятия, которые принесут выгоду, преимущество и др., т.е. занятия, приносящие личностный успех. В данной стадии господствует модус органа «интрузивный». Именно он служит признаком фантазий и «подобных» активностей. Все они заключаются в интрузии (вторжении) в другие тела, например, посредством напористого и агрессивного говорения производится вторжение в умы и уши других людей. В данной стадии мальчики сталкиваются с пониманием того, что в половой сфере он уступает родителям. Некоторые следствия такого понимания составляют эдипов комплекс, который был описан З. Фрейдом. Девочки же сталкиваются с пониманием того, что у них нет пениса, как у мальчиков, поэтому они становятся не в состоянии поддерживать мечты о сексуальном равенстве. Что касается социальной модальности, то у мальчиков акцент на «делании» фаллически-интрузивными способами сохраняется, а у девочек он смещается к «деланию» с помощью приставания и провоцирования, либо делая себя привлекательной. В данном случае ребенок развивает в себе инициативу.

Однако «Эдиповы» желания ведут к смутным фантазиям, которые граничат с насилием и убийством, следствием чего является глубокое чувство вины. Данная ситуация предполагает, что происходит разрешение третьего конфликта - конфликта между инициативой и чувством вины. На этом заканчивается теория инфантильной сексуальности.

Четвертую стадию (V стадия по Э. Эриксону; возраст:6-12 лет) Э. Эриксон называет периодом психосексуального моратория, также эта стадия известна в психоанализе как латентная. Тут имеет место рудиментарный генеративный модус. С наступлением латентного периода развитый ребенок забывает или сублимирует потребность «делания» и учится заниматься полезным трудом и ищет признания. Можно сказать про этот период - «дремлющая сексуальность». Опасность стадии заключается в чувствах неполноценности и неадекватности. Как говорит Э. Эриксон, - «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность»

В Латентной стадии ищет решения следующий конфликт - конфликт трудолюбия против чувства неполноценности, в связи с чем, решается задача развития.

Пятая стадия (Возраст:12-19 лет)- Подростковая. Главное событие нормально развивающейся личности ребенка - установление эго-идентичности или интеграции, которая представляет собой накопленный опыт возможности эго интегрировать все идентификации с проблемами либидо. Таким образом «чувство идентичности эго - есть уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры»» (Э. Эриксон, с.250). Другими словами подросток осознает образ его «Я», а также свое место в мире, он четко представляет, кем он является. Но существует опасность смешения ролей, не редко бывает сомнение в половой идентичности, но чаще подростков беспокоит неспособность понять свою профессиональную идентичность.

Тут подростку необходимо решить все свои старые задачи и обрести целостность личности. Поэтому конфликтом данной стадии является борьба между идентичностью и смешением ролей. Вследствие чего, задачей становится осознание себя и своего места в мире, а отрицательным полюсом является неуверенность в осознании собственного «Я»

Шестая стадия (Возраст:20-25 лет)называется Ранняя зрелость (или Молодость). Как пишет Э. Эриксон в своей монографии, - «Новоиспеченный взрослый, появившийся в результате поисков и упорного отстаивания собственной идентичности, полон желания и готов слить свою идентичность с идентичностью других». Это говорит о том, что настала стадия для поиска своего спутника жизни. Стремлением к этому является овладение всеми своими модальностями поведения. Все модусы органа уже подчинены самому индивиду, и не диктуют ему путь развития, как в ранее разобранных стадиях. Опасностью на данной стадии является одиночество или изоляция, люди, у которой задачей развития стало одиночество, обычно готовы изолировать или уничтожить тех людей, которые кажутся им опасными для них самих. Это говорит о отголосках непринятия своей идентичности на предыдущей стадии. Также на данной стадии мы можем сказать о генитальности в последний раз, ведь на данной стадии проявляется именно истинная генитальность. Не стоит понимать любовь как сексуальное влечение, говорил Э. Эриксон, также он полагал, что появление такого зрелого чувства любви подготавливает переход на следующую стадию.

Конфликт на данной стадии заключается в борьбе между близостью и изоляцией. Конфликт разрешается решением задачи развития в ту или иную сторону.

Седьмая стадия (Возраст:26-64 лет) называется Средняя зрелость (или Зрелость). Э. Эриксон говорит о том, что зрелый человек хочет чувствовать себя нужным, а зрелость нуждается в одобрении со стороны своих детей и внуков, о которых должна заботиться. Под генеративностью Э. Эриксон понимает полную заинтересованность в том, как устроена жизнь нового поколения и в заинтересованности его наставления. В тех случаях, когда не удается достичь генеративности, формируется регрессия с потребностью псевдоблизости, чаще всего с чувством обеднения личной жизни.

Тут имеет место конфликт между генеративностью и стагнациями. Задачей этого периода является противостояние творческих сил человека против застоя в жизни.

Восьмая стадия (Возраст:65 лет - смерть) - Поздняя зрелость (Старость). Последняя стадия включает в себя целостность эго, четкого определения Э. Эриксон не дает, но приводит несколько примеров. Целостность эго - это уверенность в стремлении к порядку и смыслу. Это - постнарциссическая любовь (не себя), как переживание опыта. Это - принятие своего цикла жизни как правильного и верного, не требующего перемен. Это - хорошие отношения с образом жизни и с прошлыми занятиями, увлечениями. В таком случае «смерть теряет свою мучительность», - как выразился Э. Эриксон. Но есть и другой исход жизни, это отсутствие или утрата всей накопленной интеграции эго, оно выражается в страхе смерти. Отчаяние выражает мысли о том, что времени осталось мало, чтобы попытаться что-то изменить.

В стадии Старости либо личность приобретает целостное представление о себе, либо разочаровывается в жизни и отчаивается. Так выражена задача развития данного периода. А решается она к конфликте между целостностью эго и отчаянием.

Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда

Эрик Эриксон являлся одним из последователей Зигмунда Фрейда. Он многое позаимствовал из его теории, но и предложил свою собственную теорию.

Начать нужно с того, что Э. Эриксон говорит о психосоциальном развитии, в отличие от З. Фрейда, выдвигает свое положение о психосексуальном развитии.

Но при этом Э. Эриксон объясняет структуру личности так же, как делал это З. Фрейд.

Их методы исследования психики различались, у Э. Эриксона - психо-исторический метод, Э. Фрейд работал посредством психоанализа.

Самым главным отличием концепции Э. Эриксона является выделение восьми стадий психосоциального развития личности, у З. Фрейда их всего пять, но первые 4 стадии имеют схожую идею.

Они оба использовали понятие сексуальной энергии либидо.

Э. Эриксон рассматривает периоды от рождения до самой смерти, З. Фрейд же ограничивает развитие личности восемнадцатью годами.

У З. Фрейда ребенок развивается только в определенной системе: отец, мать и ребенок, Э. Эриксон же больше внимания уделяет ребенку в социокультурной среде.

Эриксон рассуждает о кризисах и задачах развития, с которыми сталкивается каждый человек, проходя какую-то определенную стадию развития.

Данные ученые по-разному трактовали влияние бессознательного на жизнь человека. Э. Эриксон старался понять, каковы способности человека для преодоления каких-либо трудностей. З. Фрейд же связывал это влияние с пережитыми психическим травмами в детстве.

Как говорилась выше, модус органа они трактуют так же по-разному. Повторюсь, для З. Фрейда модусом органа являлся сам орган, как зона концентрации сексуальной энергии, а для Э. Эриксона модусом органа являлась его направленность функционирования.

Виды идентичности

Поскольку каждой определенной стадии психосоциального развития отвечают свои общественные ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, решив задачу своего развития, тогда он либо принимается обществом, либо общество отвергает его. В связи с этим положением Э. Эриксон решил выделить два главных понятия своей концепции - это понятия групповой идентичности и эго-идентичности.

Групповая идентичность - это определенным образом ориентированное на включение в социальную группу воспитание жизни ребенка с первого дня его жизни, которое направлено на формирование мироощущения характерного для данной группы.

Идентичность эго - обладает свойством формироваться одновременно с групповой идентичностью. Эго-идентичность - это такое чувство идентичности, которое формирует чувство устойчивости, непрерывности и тождественности своего «Я». Можно сказать, что эго-идентичность - это и есть целостность личности.

Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства)

Понятие модус органа Э. Эриксона разбиралось в первом разделе, но повторим.

Модус органа - это зона концентрации сексуальной энергии, которую Эриксон понимает как функциональную направленность самого органа, но не как сам орган.

Снова приведем пример, если в младенческом возрасте эрогенная зона - это рот ребенка, а модальностью будет, например, сосание или кусание, то направленностью функционирования будет способность получать (toget)или взятие (taking) и удерживание (holdingonto). Так же это называется социальными модальностями.

Если рассматривать эпигенетическую карту, которую Э.Эриксон составляет по ходу написания книги, то мы увидим там, что он дал названия пяти модусам, каждый из которых означает социальную модальность. Каждая зона взаимодействует со всем и модусами. Эриксон связывает эти модусы с тремя зонами - «орально-сенсорной», «анальной», «генитальной». Но на каждой стадии развития господствует лишь один модус.

Инкорпоративный 1 - (от лат. incorporatio)Инкорпорация - это включение в свой состав, присоединение.

Инкорпоративный 2

Ретентивный - задерживание, удерживаие, сдерживание.

Элиминативный - выведение, устранение, отпускание.

Интрузивный - (от лат. intrusus - втолкнутый) - это активное внедрение во что-либо.

Тем основным конфликтом, который можно выделить, проанализировав теорию психосоциального развития Э. Эриксона, является как раз сам факт преодоления проблем, которые возникают в результате соотнесения одного модуса с какой-либо зоной.

Изначально базисное доверие формируется у младенца в первую очередь посредством материнской груди, материнской заботы, ласки и любви.

Э. Эриксон говорит о том, что младенцу необходимо обрести базисное доверие к себе и к миру, чтобы нормально развиваться дальше.

Виды кризисов. Их характеристика и значение

Кризис, как считает Э. Эриксон - это «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Если сказать иными словами, то кризисы необходимы для достижения зрелости какого-то определенного уровня, чтобы появилась возможность соответствовать требованиям социума, которое предъявляет индивиду свои социальные требования.

Таким образом, кризис - это необходимый внезапный поворот, за которым следует либо развитие личности, либо ее регрессия.

Для разрешения кризиса на протяжении всех 8 стадий перед индивидом встают конфликты, борьба в которых происходит между двумя полюсами, между двумя крайними возможностями исхода событий в будущем индивида. Таким образом эти конфликты и являются задачами развития, ведь, только решим конфликт, перед индивидом встанет задача. Результат борьбы и есть развитие личности. Но не всегда результат бывает положительным в ситу тех или иных причин, поэтому личность, развиваясь, может в определенный момент регрессировать.

Основные конфликты и задачи мы разбирали более подробно в первой части данной анализа монографии, где указывали их характеристику, поэтому лишь повторимся. Решение этих задач - есть решение кризиса.

Базисное доверие против базисного недоверия.

Автономия против стыда и сомнения.

Инициатива против чувства вины.

Трудолюбие против чувства неполноценности

Идентичность против смешения ролей

Близость против изоляции

Генеративность против стагнации

Целостность эго против отчаяния



Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эпигенетическая теория развития Э.Эриксона Эрик Эриксон (1902-1994) – выдающийся эго-психолог, был последователем З.Фрейда, хотя и отошел от классического психоанализа по некоторым вопросам.

Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение

жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания: 1. личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2. общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как

Надлежащий темп, так и правильную последовательность развития (Зиглер и Хьелл). Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий

психосоциального развития эго. Эти стадии являются результатом

Эпигенетически развертывающегося «плана личности», который

наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), а также на том,

Что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом

в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты,

В зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается. Центральным понятием эпигенетической теории развития Эриксона является модус эго – преимущественный способ проявления человеческого «я» в той или иной жизненной ситуации (план личности).

Периоды психосоциального развития по Эриксону: 1) оральная стадия (0-1 год) – младенческий возраст.

Модус эго – модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала

ребенок психологически смотрит и впечатывает все, что видит вокруг себя, но это пока пассивное вбирание. Затем – активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их).

Основная задача – формирование и развитие чувства доверия (недоверия) к окружающему миру. Важно взаимодействие матери и ребенка, т.е. чувство

базового доверия, состоящее в том, что ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослого (если будет плохо, то кто-то придет на помощь). Если нет должной заботы, формируется базовое недоверие к миру.

2) анальная стадия (1-3 года) – ранний возраст.

Модус эго преобразуется, для растущего организма становятся важным возможности регуляции удержания (выталкивания), т.е. выделительные процессы (приучение к горшку). Но это происходит

Не только на физиологическом, но и на психологическом уровне

– «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой. Формируется либо автономия, либо чувство стыда и сомнения (связано с механизмом публичности).

Ребенок уже достаточно автономен в смысле активного

передвижения. Нередко люди из ближайшего окружения

Могут стыдить ребенка за нечистоплотность, формируется

представление о себе как о неспособном справляться с

Собой, т.е. как о человеке, ведущем себя постыдным

образом – укореняется чувство стыда. 3) фаллическая стадия (3-6 лет) – возраст игры.

Модус эго – интрузия (проникновение куда-то).

Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Важно, что это возраст игры.

Ребенок нарабатывает или инициативность, реализовывает себя, или инициатива подавляется, формируются узкие

рамки ограничений и появляется чувство вины. Вина – это понимание себя как причины неправильных действий,

Зла, чьих-то потерь (оценка самого себя как виноватого). В этом возрасте активно формируется суперэго, т.к. появляется

огромное количество запретов.

4) латентная стадия (6-12 лет) – индустриальная стадия. На этой стадии проявляется трудолюбие, мастерство, овладение трудом, творчество. Возрастают способности ребенка к

логическому мышлению и самодисциплине, а также способности взаимодействия со сверстниками в соответствии с правилами. Эго-идентичность – «Я – то, чему я научился».

Противоположный полюс – некомпетентность, несостоятельность,

неспособность.

5) подростковый возраст (12-19 (20) лет).

Главная задача – формирование идентичности как чувства

Непрерывной самотождественности. Первые 20 лет жизни человек тратит на то, чтобы войти в общество, в котором он живет, освоить знания, принять культуру, стать полноценным членом общества, т.е. должна сформироваться гармоничная «я-концепция» (эго-идентичность). Помимо интереса подростков к межполовым отношениям

(как у Фрейда), для Эриксона на этом этапе развития

Более важным является построение гармоничной иерархии

своих ролей (сын, ученик, член компании). Если личность

Умеет гибко переходить от одной роли к другой, то формируется гармоничная идентичность. Неспособность подростков достичь личной идентичности приводит в тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности

(ролевое смешение). Он характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование, в противном случае формируется диффузная идентичность. Проблемы: а) надо принять себя в качестве мужчины или женщины; б) надо сформировать временную перспективу (планирование будущего); в) принятие своей роли в группе (лидер-ведомый); г) формирование установки (гетеро-, гомо-, бисексуальность); д) мировоззренческие установки.

Если подростки не справляются с этими задачами, то формируется

диффузная идентичность. Однако в конце подросткового возраста

Есть мораторий (продленное дозревание самоидентичности). 6) Молодость (20 – 35 лет) – ранняя зрелость. Главная задача – достижение близости с другими людьми.

На этой стадии происходит поиск близких отношений, создание

Семьи. Для достижения близости нужно доверие. Если в

прошлом были сбои, нерешенные проблемы (вина, стыд, некомпетентность) и если сформированная идентичность – диффузная, то поиск близости может быть безуспешным. Если человек не сформировался сам, то не получится создать полноценную семью из-за неумения нести ответственность, доверять и т.д. Таким образом, на одном полюсе формируется «интимность» как чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и т.д. (способность слить воедино

Свою идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что потеряется нечто в себе). На противоположном полюсе формируется

изоляция, излишняя поглощенность собой, избегание межличностных отношений.

7) зрелость (35 лет – конец трудовой деятельности). Главная задача – выбор между продуктивностью и инертностью.

Это подразумевает генеративность, творчество, оказание влиянии на будущее поколение. Противоположный полюс – застой, т.е. личность мало что может сделать, отсутствует творчество, забота. На данный

Период приходится «кризис среднего возраста», который выражается

в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8) старость (от 60 и старше) – поздняя взрослость. Период идентичности приходит к завершению. В этот период

личность интегрирует события предыдущей жизни (достижение мудрости). Происходит принятие своей жизни со всеми успехами и неудачами и результат жизни оценивается как положительный,

Т.е. происходит эго-интеграция. Если личность не может

позитивно осмыслить свой жизненный путь, то появляется отчаяние, разочарование, чувство горечи и сожаления, что влечет за собой депрессию, ипохондрию, озлобленность.

стадия возраст психосоциальный кризис сильная сторона оральная 0-1 год Базовое доверие - недоверие Надежда анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение сила воли фаллическая 3-6 лет Инициативность - вина цель латентная 6-12 лет Трудолюбие - некомпетентность компетентность подростковый 12-19 (20) Гармоничная идентичность - диффузная идентичность верность молодость 20-35 лет Близость - изоляция любовь зрелость 35-60 лет Продуктивность - застой забота старость 60 и старше Эго-интеграция - отчаяние мудрость

Эрик Эриксон, ученик Фрейда, на базе теории Фрейда о фазах психосексуального развития создал новую теорию – психосоциального развития. Она включает восемь стадий развития «Я», на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде (Эриксон, 1996). Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во времена Фрейда, в конце XIX века. В первую очередь теория Эриксона отличается от теории Фрейда следующим:

8 стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости. Для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи.

В отличие от пансексуальной теории Фрейда развитие человека, по Эриксону, складывается из трех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

Основной закон развития, по Эриксону, – это «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса.

Этапы развития психики по Эриксону:

1. Орально‑сенсорная. Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.

Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он не испытывает долгого недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.

2. Мышечно‑анальная. Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст – второй‑третий годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли.

На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.


Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.

3. Локомоторно‑генитальная. Стадия инфантильной генитальности, соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст – дошкольный, 4–5 лет. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.

К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.

От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры.

На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. Именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.



4. Латентная. Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст – 6–11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: систематичность и компетентность.

Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии, о чем и говорит ее название – латентная. Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как устроены вещи, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.

Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.

Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно «баловство» и «пачкотню», это способствует выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности.

5. Подростковый возраст и ранняя юность. Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему «любви и ревности» к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли человек предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст – 12–18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.

Главное затруднение на этой стадии – спутанность идентификации, неспособность опознать свое «Я». Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на идентификацию, т. е. на осознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

6. Ранняя взрослость. Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни, от конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже не называет возрастные границы. Задача этапа: близость против изоляции. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь.

К началу этой стадии человек уже опознал свое «Я» и включился в трудовую деятельность.

Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и в товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно сексуальное влечение, но и дружба. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле.

Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из‑за страха утратить Эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости, его ожидает одиночество, ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные ему безразличны. И, только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Это объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.

7. Взрослость. Эту и последующую стадию классический психоанализ уже не рассматривает, он охватывает только период взросления. Возраст: зрелый. Задача этапа: генеративность против стагнации. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота.

Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.

Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.

Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.

Генеративность, центральный момент этой стадии, – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, хотя существуют отдельные лица, которые из‑за жизненных неудач или особой одаренности в других областях не направляют этот интерес на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития.

8. Зрелость. Возраст: пенсионный. Задача этапа: целостность против отчаяния. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: она не воспринимается как естественное и неизбежное завершение жизненного цикла. Отчаяние выражает сознание того, что осталось мало времени, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.

В статье анализируются представления сторонников эпигенетической теории эволюции. Отмечается расхождение между ЭТЭ и «синтетической теорией эволюции» по базовым положениям. Несмотря на некоторые спорные утверждения, ЭТЭ является перспективной теорией, которая представляет собой «русскую версию» Evo-Devo .

Теория эволюции является фундаментом современной биологии. Поскольку современное биологическое разнообразие рассматривается как результат эволюции, то его особенности должны объясняться эволюционной теорией. Современная биота, испытывая сильный антропогенный пресс, находится в состоянии, которое можно охарактеризовать как кризисное. На эмпирическом материале показано, что эволюционное развитие биоты фактически представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов (см.: Экологические кризисы, их причины и эволюционная роль.) Также предполагается, что и филогенез представляет собой чередование периодов стазиса, когда онтогенез стабилизирован, и периодов дестабилизации, когда сильно вырастает диапазон изменчивости признаков (см.: Проблема эволюционных новообразований). Проблема заключается в том, что в рамках популяционно-генетического подхода, составляющего основу синтетической теории эволюции (СТЭ) и ориентированного на описание биоты в стабильном состоянии, невозможно наглядно выявить своеобразие кризисных периодов. Поэтому в рамках СТЭ адекватная оценка состояния биоты оказывается в значительной степени сомнительной. По большому счету, СТЭ так и не удалось связать воедино представления о процессах микро- и макроэволюции (см.: Конструктивная критика дарвинизма). Поэтому в настоящее время все большее значение приобретают представления, акцентирующие внимание на неравномерности эволюционного процесса (см.: Теория прерывистого равновесия), а также на выявлении закономерностей макроэволюции.

За рубежом в последнее время фактически сформировалась эволюционная биология развития («Evo-Devo») – направление, основанное на объединении подходов биологии развития (эмбриологии) и морфологии. Как обычно, в англоязычном пространстве не упоминаются работы А.Н. Северцова , который в первой трети прошлого века работал фактически в рамках этого же направления. Хотя в последнее время в Германии историки биологии начинают обращаться к его работам (Levit et al., 2004 , как и к работам других русских эволюционистов (Levit, 2007).

Соответствие между эпигенетическим ландшафтом и морфогенетическим паттерном: А – схема эпигенетического ландшафта в период видового стазиса – по М.А. Шишкину (1988: рис. 26, с изменениями); Б – проекция онтогенетических путей на предполагаемую плоскость модификационного спектра; В – схема эпигенетических связей между вариантами билатерального признака; Г – схема морфогенетического паттерна. N1–N6 – варианты (модусы) признака.

Для билатеральных признаков возможно построение морфогенетического паттерна путем анализа встречаемости разных вариантов (см. рисунок). Основная идея этого методического подхода заключается в том, что проявления признака на правой и левой сторонах обусловлены одним генотипом. Наличие разных вариантов билатерального признака для одной особи означает, что эти различия сформировались в процессе развития и их появление обусловлено эпигенетическими причинами. На этой основе можно построить проекцию эпигенетических связей между вариантами на структуру модификационного спектра. В этом случае для анализа пригодны выборки особей дефинитивных стадий онтогенеза (подробнее см.: Поздняков А.А., 2007. Структура морфотипической изменчивости серых полевок (Microtus: Rodentia, Arvicolidae) с точки зрения эпигенетической теории эволюции // Успехи современной биологии. Т. 127. № 4. С. 416–424).

Палеонтологические данные свидетельствуют о том, что высокий спектр морфотипической изменчивости сохраняется у полевочьих на протяжении сотен тысяч лет, фактически в течение всего времени существования вида. Таким образом, имеющиеся эмпирические данные свидетельствуют против положения ЭТЭ об обязательности сокращения изменчивости и стабилизации фенофонда после завершения видообразования. Конечно, можно предположить, что морфотипическая изменчивость полевок представляет некое исключительное явление, поэтому было бы крайне интересно проверить, как обстоит дело со структурой билатеральной изменчивости в других группах организмов.

В целом, ЭТЭ представляет интерес с разных точек зрения. Строгий преформистский подход, не объясняющий появление новизны в эволюции, ограничен, поэтому ЭТЭ, акцентирующая внимание как раз на механизме возникновения новизны, является перспективной научной теорией. Акцентированность в рамках ЭТЭ на первичности изменения фенотипа в эволюции позволяет рассматривать в одном масштабе морфологические, палеонтологические и эмбриологические данные, что, несомненно, является преимуществом по сравнению с СТЭ, в которой существует пробел между генетическими и морфологическими данными. Целостный подход, принятый в рамках ЭТЭ, позволяет более полно охватить биологические явления, по сравнению с редукционным подходом. C точки зрения методологии природа не может быть полностью описана с помощью единственной теории (Поздняков, 2008), поэтому многообразие теоретических представлений в биологии неизбежно.