Что такое Образование? Значение и толкование слова obrazovanie, определение термина. Образование

Процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Слово "образовывать" имеет двоякое значение. Во-первых, оно значит "выставлять образец и устанавливать предписания", а во-вторых - "формировать уже имеющиеся задатки". Знание, входящее в О., не отстоит от познающего в качестве вне его лежащего предмета, но он непосредственно затронут тем, что познает. Какому-либо техническому знанию можно научиться, и даже по собственному выбору Нравственному знанию, как непременной составляющей О., напрямую человек не научается и разучиться ему также не может. О. - это внутренний процесс, процесс созидания "образов" и/или "образцов", которым человек следует в своей жизни. Результат О. не представляется по типу технического намерения, но проистекает из внутреннего процесса формирования и О. и поэтому постоянно пребывает в состоянии продолжения и развития. О. не может быть собственно целью, это некий самовозрастающий процесс. В этом заключается его отличие от простого культивирования задатков, от которого оно произошло. Культивирование задатков - это развитие чего-то данного; здесь средствами достижения цели выступает упражнение и прилежание, перешедшие в привычку. В процессе О., напротив, то, на чем и благодаря чему некто получает О., должно быть усвоено целиком и полностью. В этом отношении в О. входит все, к чему оно прикасается, но все это входит не как средство, утрачивающее свои функции. Напротив, в получаемом О. ничто не исчезает, но все сохраняется. " - подлинно историческое понятие, и именно об этом историческом характере "сохранения" следует вести речь для того, чтобы понять суть гуманитарных наук" (Г. Гадамер). Исторически становлениефеномена О. шло в процессе формирования механизмов сохранения и передачи социально значимого содержания из поколения в поколение. Впервые именно Платон в европейской культуре в диалоге "Протагор" поставил вопрос о возможности передачи добродетели последующим поколениям. Какой восточный мудрец и учитель мог усомниться в том, что он должен учить навыкам "жизни сообща"? Напротив, он учительствовал и требовал однозначного восприятия своих знаний. "Да не отходит сия книга закона от уст твоих", - говорится в Ветхом завете. А платоновский Сократ засомневался, что Протагор может чему-то научить юношу Гиппократа. В ходе дискуссии Сократ приходит к выводу: чтобы "было" государство, должно существовать нечто единое, которому сопричастны все, - это добродетель. А под высшей добродетелью он разумел знание, ибо нет ничего выше знания того, что есть худо, а что есть хорошо. Коли добродетель есть знание, то ему можно научиться. Впервые понятие О., по мнению М. Хайдеггера, было сущностно продумано Платоном в "Государстве". Хайдеггер полагает, что платоновская "Притча о пещере" призвана раскрыть то, что греки понимали под пайдейей, т. е. О. Притча повествует о том, как узник, освобождаясь от оков, покидает пещеру, где он видел лишь тени вещей в мерцании находящегося за спиной огня, и обретает при переходе на поверхность знание действительно сущего. Повествование разворачивается цепью переходящих друг в друга образов, воплощая собой смысл О. Пещерообразное помещение в притче - это образ повседневного местопребывания людей; огонь в пещере - образ небесного свода, под которым живут люди, окруженные мнимыми вещами, но которые они воспринимают за подлинную реальность. Те названные в притче вещи, которые открываются взгляду вне пещеры, суть, напротив, - образ того, в чем состоит собственно сущее всего сущего. Переходы из пещеры в дневной свет и оттуда, обратно в пещеру, требуют каждый раз изменения привычки глаз от темноты к свету и от света к темноте. И как телесное око лишь медленно и постепенно привыкает будь то к свету, будь то к темноте, так и душа тоже не сразу и лишь в соответствующей последовательности шагов должна свыкаться с областью сущего. Такое свыкание требует, чтобы душа целиком повернулась в основном направлении ее стремления, точно так же, как и глаз может правильно смотреть, лишь когда тело приняло соответствующее положение. Данный "переход" служит символическим выражением той перемены, которая должна произойти при развертывании уже заложенного в человеческом существе. Такое переучивание и приучение человеческого существа к той или иной отведенной ему области, замечает Хайдеггер, суть того, что Платон зовет пайдейей. Пайдейя означает руководство к изменению всего человека в его существе. Хайдеггер полагает, что ближе всего к пайдейе подходит слово "образование". Во-первых, это О. в смысле развертывающегося формирования. Такое "образование", с другой стороны, "образует", исходя все время из предвосхищающего соразмерения с неким определяющим видом, который зовется поэтому прообразом. О. есть вместе с тем и формирование, и руководствование определенным образцом. "Притча о пещере" заканчивается не описанием достижения высшей ступени подъема из пещеры, но повествует о спуске освобожденного обратно в пещеру, ибо к сущностному моменту О. принадлежит постоянное преодоление необразованности. Притча именует солнце, к которому устремлен узник, образом для идеи добра. Добро у греков понималось не узконравственно, оно "то, что для чего-то и делает другое к чему-либо годным". После Ницше это понятие можно понимать как то, что является "высшей ценностью" для людей. По М. Фуко, восхождение к добродетели у Платона было тесно связано с заботой о себе: "Я обязан проявлять заботу о самом себе с тем, чтобы стать способным управлять другими людьми и полисом". Следовательно, забота о себе должна превратиться в искусство. Забота о себе невозможна без наличия наставника. А позиция самого наставника определяется заботой о том, какую заботу о себе проявляет его подопечный. Проявляя незаинтересованную любовь к юноше, наставник дает принцип и образец той заботы, которую юноша должен осуществлять по отношению к самому себе как субъекту. "Забота о себе" обретает свою форму и завершение, во-первых, в самопознании, во-вторых, тем, что самопознание как высшее и независимое выражение своего "я" обеспечивает доступ к истине; наконец, постижение истины позволяет в то же время признать существование божественного начала в себе. "Забота о себе" ведет к самореализации, которая становится необходимой на фоне ошибки, на фоне дурных привычек, на фоне всякого рода деформаций. Т. о., речь здесь идет, скорее, об исправлении, об освобождении, нежели о формировании знания. Именно в этом направлении будет развиваться самореализация в дальнейшем, что представляется существенным. Далее, если человеку не удалось "исправиться" в молодости, этого всегда можно достичь в более зрелом возрасте. Стать тем, чем человек никогда до этого не был, - главная тема самореализации. Для осуществления последней требуется наличие другого. Незнание не способно выйти за собственные пределы, и необходима память, чтобы осуществить переход от незнания к знанию (переход, который всегда осуществляется посредством другого человека). Согласно Фуко, существуют три типа отношения к другому, необходимые для формирования молодого человека. 1. Наставление примером: пример великих людей и силатрадиции формируют модель поведения. 2. Наставление знаниями: передача знаний, манеры поведения и принципов, 3. Наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации (сократовское искусство). Отныне наставник (философ) выступает в роли исполнителя преобразования индивида в его формировании как субъекта. Фуко различает педагогику и психогогику. Под педагогикой он понимает передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имел и которые должен будет получить к концу педагогических отношений. С этого момента психогогикой можно было бы назвать передачу такой истины, функцией которой будет не снабжение человека какими-либо отношениями, а скорее изменение способа существования субъекта. В христианстве, в свете сказанного, схема отношений между познанием и заботой о себе заключается, во-первых, в постоянном обращении от истинности текста к самопознанию, во-вторых, в интерпретации метода толкования как способа самопознания и, наконец, в позиции цели, которой является самоотречение. В связи с этим происходит разрыв между психогогикой и педагогикой, поскольку от души, находящейся под психологическим воздействием, т. е. от ведомой души, требуется говорить ту истину, которую может сказать лишь она одна, которой обладает она одна. В христианской духовности ведомый субъект должен присутствовать внутри истинного суждения как объект своего собственного истинного суждения. В суждении ведомого субъект высказывания должен быть референтом высказывания. Окончательно современный дискурс О. сформировался к XVIII в. - в эпоху Просвещения. Само понятие О. приобрело категориальный статус и отмежевалось от таких понятий, как "естественное образование" или "горообразование". Отныне О. теснейшим образом стало связано с понятием культуры и начало обозначать специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. Окончательная обработка понятия, стимулируемая Гердером (понимающим под О. "возрастание к гуманности"), была завершена в период между Кантом и Гегелем. Кант еще не употребляет слово "образование" в вышеобозначенном значении, но говорит о "культуре способностей" (или "природных задатках"), которая в этом качестве представляет акт свободы действующего субъекта. О., по Канту, касается формирования нравственности и относится к практическому воспитанию в отличие от школьного О. или обучения (дающего приобретение умений) и прагматического воспитания (служащего достижению разумности). К нравственным обязанностям у Канта принадлежит и стимулирование своего таланта. Это требование по отношению к себе самому у Гегеля уже возникает в русле суждений о самообразовании и О., которое перестает быть равнозначным "культуре", т. е. развитию способностей или талантов; О. включает в себя понятие "образ", обладающий двусторонностью, ибо он, как мы видели, одновременно несет в себе значения отображения, слепка и образца. По Гегелю, довершающему формирование рассматриваемого понятия, отличительной способностью субъекта является то, что он рвет с непосредственным и природным, и это требует от него духовная сторона его существа. И поэтому он нуждается в О., в подъеме ко всеобщему Подъем ко всеобщности не подразумевает только теоретическое О., но включает и практическое, и охватывает сушностное определение человеческой разумности в целом. Общая сущность человеческого О. состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Оно требует пожертвовать общему особенным, что подразумевает обуздание влечений и тем самым свободу от их предметов и свободу для своей предметности. О., согласно Гегелю, заключает в себе примирение с самим собой и узнавание себя в инобытии. Каждый отдельный индивид, поднимающийся от своей природной сущности в сферу духа, находит в языке, обычаях, общественном устройстве своего народа заданную субстанцию, которой он желает овладеть. Сущность О. составляет не отчуждение как таковое, а возвращение к себе, предпосылкой чего, однако, и служит отчуждение. При этом О. следует понимать не только как результат восхождения духа в область всеобщего, но одновременно и как стихию, в которой пребывает образованный человек. Но О. должно приводить, как полагает Гегель, к полному овладению субстанцией, к отрыву от всех предметных сущностей, что достижимо только в абсолютном философском знании. Тем самым от Гегеля ускользает действительно историческая суть О., ибо оно не столько последняя фаза развития, сколько основание для гармоничного движения в дальнейшем. Взаимосвязь О. и здравого смысла представлена у А. Бергсона. Согласно Бергсону, абсолютное постижимо только посредством интуитивного опыта, а не через отвлеченные от жизни рациональные конструкции. Лишь обыденное сознание способно постичь сущность явлений, обеспечивая непосредственное проникновение в "принцип жизни". Здравый смысл есть обязательная принадлежность, основа обыденного сознания. Он выступает как социальноечувство, позволяющее нам представлять следствия наших поступков, даже, скорее, предчувствовать их, уметь выбирать существенное. "Здравый смысл - это само внимание, обращенное на жизнь". Но если здравый смысл - основа и сущность духа, то, может быть, он врожден и независим от воспитания? "Думается, что так бы и было, если бы в душе и в обществе все было живым, если бы мы не были обречены таскать за собой мертвый груз пороков и предрассудков". Идеи заслоняют от нас саму жизнь и заставляют размышлять не о вещах, а о словах. И именно в классическом О. Бергсон находит силу, способную "разбивать лед слов и обнаруживать под ним свободное течение мысли". Классическое учит не обманываться словами, избавляет от автоматизма и высвобождает идеи из-под гнета вербальных форм. Оно призывает "отбросить символы и научиться видеть". В современную эпоху, считает Фуко, истина уже не в состоянии более служить спасением субъекту, как это было в античные времена. Знание накапливается в объективном социальном процессе. Субъект воздействует на истину, однако истина не воздействует больше на субъекта. Связь между доступом к истине и требованием преобразования человека и его бытия им самим была окончательно прервана, а истина стала представлять собой автономное развитие познания. "Постсовременность" же, по мнению Ж. Бодрийяра, утрачивает двухвековое господство социального. Просвещение, породившее дискурс О., базировалось на принципе рациональной коммуникации. В его основе находился императив морализации сообщения: лучше информировать, чтобы лучше социализировать и чтобы создавать все больше сознания. Но нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание, и поэтому социализировать оказывается нечего. На место "социума" приходят "массы", поглощающие информацию, даже не переваривая ее. Одновременно происходит смерть субъекта как носителя познава- ? тельной активности. Причиной этого процесса явилось распространение новых средств массовой коммуникации. Тотальность информированности лишает? способности отличать истину от фикции, а реальность - от симуляции. Подобия, образы опережают реальность в качестве симулякров таким образом, что реальность оказывается лишь симуляцией симулякров. При этом содержание сообщения теряет значимость, что ведет к атрофии сознания. С. А. Азаренко

Шпаргалка по педагогике

Определение педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Педагогика - это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины - «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести).

Основные задачи педагогической науки

Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Функция педагогики - познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

Определение воспитания

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Определение обучения

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая – обучаем.

Определение и виды образования

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Образование и обучение связаны с получением знаний и развитием человека. Однако в каждом из этих понятий заключен свой смысл.

Определение

Образование – это процесс, способствующий развитию личности в разных направлениях, а также его результат. В более узком смысле данное понятие означает итог, полученный после овладения знаниями в конкретной области (например, экономическое образование).

Обучение – деятельность, при осуществлении которой происходит передача знаний от одной стороны к другой.

Сравнение

Термин «обучение» несколько проще, в том смысле, что он однозначный. В этом случае имеется в виду некий процесс. В нем всегда есть взаимодействующие стороны. Одна из них передает полезную информацию, другая – ее воспринимает. Обучаться можно, к примеру, выполнению математических вычислений, английскому языку или географии. Эффективность процесса при этом зависит от того, насколько грамотно преподносится материал преподавателем, а также от способностей и прилежности ученика.

Вместе с тем отличие образования от обучения состоит в том, что первая из этих категорий, согласно одному из толкований, является более обширной. Образование непременно включает в себя обучение, но также дополняется воспитанием, формированием мировоззрения, приобщением человека к культурным традициям. Все это способствует становлению личности, она приобретает социальное значение. Такое образование осуществляется, например, в обычной школе.

В других случаях под образованием понимают профессиональную подготовку с целью обрести на выходе квалифицированного специалиста в какой-либо сфере. Овладение конкретными дисциплинами происходит в колледжах, университетах и прочих заведениях. По окончании всего учебного курса человеку выдается документ о получении того или иного образования. Остается в дальнейшем успешно применить приобретенные знания.

Суммируя сказанное, сделаем краткий вывод о том, в чем разница между образованием и обучением. Итак, образованием называют и некоторый процесс, и его результат. Составляющими этой категории, помимо умственного развития, могут являться и другие компоненты. Обучение же – это всегда процесс, во время которого человек перенимает определенные знания и опыт. Важно также заметить, что в словарях два понятия иногда рассматриваются как синонимы со значением просвещения, усвоения учебного материала.

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ НАШЕГО БУДУЩЕГО во всех смыслах. Характеризуя роль образования в развитии государств, знаменитый политический деятель, основатель германской империи Отто фон Бисмарк сказал: «Битву при Садовой выиграл прусский учитель». Абсолютно то же самое можно сказать и о роли российского учителя: именно образование закладывает основы будущих великих свершений и побед. От того, каким станет следующее поколение, зависит будущее нашей страны. План Путина уделяет особое внимание развитию образования как фундамента русской культуры и уникальной российской цивилизации.

Мир переживает сейчас новую научнотехническую революцию, бурное развитие информационных технологий. Абсолютно все сферы деятельности – и промышленное производство, и управление, и бизнес, не говоря уже о науке – требуют квалифицированных специалистов. Без них невозможно говорить ни о каком развитии. Но наиболее важная функция образования – становление человека как самостоятельно мыслящей и способной к саморазвитию личности, не боящейся принимать решения и быть ответственной за себя, свою семью и свои действия. Именно такая личность, защищенная от недобросовестных манипуляций политического и экономического характера, и составляет единицу гражданского общества. Только такая личность может взять на себя ответственность за будущее страны и народа.

План Путина предусматривает прорывную политику в области образования, инициирует самые разнообразные меры по его поддержке. В рамках национального проекта «Образование» уже проведена масштабная интернетизация школ, обеспечение школ новым учебным оборудованием, поддержка классных руководителей, поставка в сельские школы новых автобусов, материальное поощрение лучших вузов страны, внедряющих инновационные образовательные программы и проводящих на своей базе научные исследования, организованы новые учебные центры в воинских частях, позволяющие военнослужащим не прерывать своего образования в связи с выполнением своих обязанностей. Впрочем, это только начало большого пути по становлению отвечающей современным требованиям системы образования.

Важнейший приоритет Плана Путина – сохранение доступности образования для всех слоев населения. Все, кто желает получать качественное, в том числе высшее, образование, должны и будут его получать. Различие в уровне доходов семей ни в коем случае не должно приводить к различию в уровне образования.

Не приведет ли введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат и магистратура) к фактическому введению всеобщего платного высшего образования?

НЕТ, НЕ ПРИВЕДЕТ. И бакалавриат, и магистратура непременно сохранят бюджетные места. Зато для каждого студента значительно расширятся возможности для выбора будущей профессии, а диплом о высшем образовании будет официально признаваем на международном уровне.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБРАЗОВАНИЕ

процесс и результат усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей; одно из важнейших средств социального регулирования, консолидации и воспроизводства общества и повышения уровня его адаптивных возможностей в постоянно меняющихся исторических условиях.

В процессе образования происходит инкультурация и социализация личности, освоение человеком определенной функциональной роли в общественном разделении труда. Основным путем получения образования является обучение в различных учебных заведениях.

Различают общее и специальное образование.

Общее образование направлено преимущественно на инкультурацию личности, оно формирует духовный облик человека, закладывает в его сознание поведенческие стереотипы и культурные образцы, дает знания, необходимые каждому независимо от выбранной профессии.

Специальное образование вводит человека в действующую систему разделения труда, дает знания и навыки продуктивной деятельности (в т. ч. творческой инновативной) в узкоспециальной сфере.

Понятие образования появляется на рубеже XVIII–XIX вв. В отличие от просветительских моделей воспитания, инспирированных трудами Дж. Локка, идея образования не исчерпывается сообщением человеку определенной суммы сведений, изменением его мнения и выведением (education) из некого предварительного, некультурного состояния. Гете, Песталоцци и неогуманисты рассматривали образование как общий духовный процесс формирования человека, в противоположность воспитательной технике просветителей.

Образование уже не является чемто внешним для человека, чем следует овладеть и поставить себе на службу. Человек с самого рождения оказывается на пути образования, потому что образование становится его существом.

Кристаллизация понятия образования произошла в недрах немецкой мысли. Уже у Гердера это слово обозначало «возрастание к гуманности». И. Кант понимал образование как некий специфически человеческий способ преобразования природных задатков. Развивать свои способности необходимо, чтобы стать полезным звеном мира - в этом состоит долг человека перед самим собой и всем человечеством.

Образование, по В. фон Гумбольдту, выступает как смысл человеческой истории. В процессе образования, идущем с начала существования человечества, реализуется самость человека, его человечность, т. е. «гуманность».

Цель образования - целостный человек, реализовавший всю сумму потенций человека, ставший господином своей судьбы. Образованный человек - это человек, возросший до своей эпохи, интегрировавший все достижения прошлого. Образование, таким образом, не следует внеположенным принципам совершенства, но берет начало «в опыте и чувстве совокупно духовного и чувственного стремления» и потому постоянно пребывает в состоянии продолжения и развития.

Образование, по Гегелю, есть выход индивидуальности за пределы непосредственно данного, сглаживание ее особенностей и поднятие единичности до уровня всеобщности, чтобы она смогла воспринимать природные вещи в их свободе и существенности без субъективного интереса и впредь могла сообразовываться с ними в своих поступках.

Образование, по Гегелю, это не только образование себя, но и образование действительности. Образование переводит мысленную всеобщность в действительность, с его помощью индивидуальность отрешается от своей самости и сообразуется с развивающейся субстанцией мирового духа, претворяя ее в действительность.

Дискуссия о том, какое образование полезнее для общества: общее, обеспечивающее максимальное освоение культурного и духовного опыта, или узкоспециальное, подразумевающее высокую компетентность в той или иной отрасли, возможно, в ущерб широкому интеллектуальному и культурному кругозору, ведется уже не одно столетие.

Очевидно, однако, что и духовное, и материальное содержание образования зависит от наиболее насущных нужд общества в то или иное время. В 1930-е гг., в условиях разворачивающейся модернизации советского общества, как никогда требовалось большое количество технически грамотных кадров. Тогда, помимо подготовки специалистов в вузах и средне-специальных учебных заведениях, была введена обязательная техническая учеба на заводах и фабриках без отрыва от производства. Вели их опытные инженеры, часто выписанные из-за границы. В эпоху первых пятилеток было обучено грамоте 80 млн безграмотных крестьян. На нужды образования тратилось до 15% бюджета. В результате отсталая аграрная страна в короткое время превратилась в мощную индустриальную державу. За 10 довоенных лет в стране было построено 9000 заводов, промышленное производство росло темпами, до сих пор не превзойденными ни одной страной мира.

Впоследствии американские специалисты посчитали одной из главных причин победы СССР в космосе именно всеобщую техническую грамотность русских, после чего в США стала внедряться аналогичная советской система подготовки кадров.

В условиях глобализации, когда все конкурируют со всеми на едином мировом рынке труда, образование остается важнейшим фактором экономического роста и успешной конкурентной борьбы как для индивидуумов, так и для компаний и государств. По словам директора отдела разработок компании Microsoft Н. Михруорлда, в обществе, где правит знание, отношение лучшего к среднему уже не 1 к 2, как это было раньше, а 1 к 100 или даже 1 к 1000. А глава той же компании Б. Гейтс утверждает, что если бы из Microsoft ушли 20 ключевых сотрудников, компания бы просто разорилась.

Крупные корпорации не жалеют денег на образование для своих сотрудников. Специалисты Motorola подсчитали, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит 33 доллара прибыли. Это понимают и лидеры многих государств. Еще в 1993 г., избираясь на свой первый срок, будущий президент США Билл Клинтон сказал, выступая перед уволенными после закрытия фабрики рабочими: «Никто: ни я, ни кто-либо другой не способен открыть эту фабрику и вернуть вас на рабочие места. В современном мире капитал течет туда, где дешевая рабочая сила. А это не здесь. Поэтому мы должны развивать другие мускулы, которые у нас в голове. Вся Америка должна снова пойти в школу».

Траты США на образование сопоставимы со всем госбюджетом России. В то же время США зарабатывают до 12 млрд долларов в год на образовании иностранных студентов, прививая им американские ценности. СССР так же обучал иностранных студентов, но сегодня их становится все меньше и меньше.

Российская молодежь сама уезжает учиться за границу. Преподаватели и ученые покидают вузы (за время реформ утечка мозгов составила более 3 млн чел.). В России на нужды образования сейчас тратится всего 5% бюджета (277,94 млрд руб. из 5463,5 млрд руб., составляющих расходную часть в бюджете-2007). В Японии, Сингапуре и Южной Корее - от 10% до 15%. В большинстве стран Европы - от 6% до 12%.

Для России, которая является самой холодной страной мира, страной с дорогой рабочей силой, находящейся вдали от морских магистралей, единственным шансом на выживание являются инновации в области высоких технологий, которые, в свою очередь, невозможны без образования.

Вкладывание денег в образование - это вкладывание денег в будущее страны. В 1990-е гг. образование превратилось в отрасль, финансируемую по остаточному принципу. Не имея возможности прожить на зарплату в 5–10 долларов, школьные учителя и вузовские преподаватели в массовом порядке уезжали за границу, уходили в мелкий и средний бизнес и другие отрасли. Наводнившие страну зарубежные фонды, в т. ч. небезызвестный Фонд Сороса, фактически посадили на денежную «иглу» как Министерство образования, так и отдельные институты. Написанные на западные гранты образовательные программы для российских школ и вузов были тенденциозны, искажали реальные факты в пропагандистских целях.

Удручающее положение дел в сфере образования не могло более оставаться без внимания власти. С начала 2000-х гг. начали приниматься неотложные меры по повышению качества и доступности образования. Президент В. Путин не раз заявлял, что во избежание утраты российским образованием своих преимуществ и для усиления его инновационности необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. В 2005 г. эта задача была включена в программу приоритетных национальных проектов.

Национальный проект «Образование» предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб.

на каждый), двух бизнес-школ (в т. ч. Высшая школа менеджмента в СанктПетербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей и преподавателей вузов, а также талантливых учеников, студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих, решение проблемы с учебными пособиями, транспортом для сельских школ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выде­лите в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.

«Главная социальная функция образо­вания - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Дидактика средней школы: Некото­рые проблемы современной дидакти­ки / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982. С. 101. «Образование - это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «об­раз», т. е. формирование самого себя». Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 149.
«Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». Краткий педагогический словарь пропагандиста. М, 1984. С. 157. Образование есть не что иное, как культура индивида. ... Сколько культур­ных ценностей, столько и видов образования». Гесс&н СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 35.
Образование - это объем системати­зированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый». Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 25. «... Овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познава­тельных сил и способностей - это и есть образование, а основной путь получения его - обучение». Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957.
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов Российской Федерации. М., 1999. С. 224. «Образование (от русск. - создание образа) - это духовный облик челове­ка, который складывается под влияни­ем моральных и духовных ценностей». Бондаревская Е.В.. Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманисти­ческих теориях и системах воспита­ния. Ростов-н/Д, 1999. С. 36.

Понятие «обучение». Чаще всего под обучением понимается «со­вместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и вос­питание» 1 . Деятельность учителя и ученика в процессе обучения разделяются весьма условно, поскольку обучение - непрерывный процесс их совместной работы.



Традиционно в обучении выделяются две составляющие - пре­подавание и учение. Под преподаванием понимается деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений и навыков, спосо­бов деятельности, жизненного опыта и т.п. Учение здесь - процесс приобретения учащимся передаваемого учителем содержания обу­чения. Преподавание в традиционном обучении доминирует над учением, что находит отражение в названиях частных дидактик (например, «методика преподавания истории»). Основное внимание тогда уделяется преподаванию (передаванию) учебного материала, а не деятельности учеников.

Парадигма обучения как преподавания и учения имеет длитель­ную историю и сохраняется по сей день. Причина состоит в том, что долгое время учитель был основным источником информации, которую он сообщал ученикам, обучая их различным наукам. До сих пор используются термины «дать знания», «дать образование», а по отношению к взаимодействию учителей говорят «обменяться опы­том». Понимание обучения как «передаточного» механизма не­которого содержания от учителя к ученикам предполагает формирующее воздействие педагога на ученика.

Обучение - организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащий­ся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные ка­чества.

В то же время существуют иные понимания обучения, отрица­ющие возможность «передачи образования». Знания, умения и на­выки - не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собствен­ной деятельности. Непередаваем также и опыт - эмпирическое по­знание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности.

Процесс обучения сопровождается и характеризуется внутрен­ними личностными изменениями ученика, его развитием. Обуче­ние, имеющее основной целью развитие физических, познаватель­ных, нравственных и иных способностей учащихся на основе их индивидуальных возможностей, называется развивающим обучени­ем. Учитель в данном случае не столько передает детям знания, сколько организует их учебную деятельность по отношению к изу­чаемому предмету. Психолого-педагогическое обоснование разви­вающего обучения в нашей стране осуществлено Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым, Д.Б. Элько-ниным, В.В. Давыдовым и реализуется на практике их последовате­лями.

Парадигма приоритета целей и ценностей ученика, первичной роли его деятельности и вторичности деятельности учителя как орга­низатора учебного процесса нашла отражение в различных типах личностно-ориентированного обучения. Обучение в этом случае понима­ется как совместная деятельность ученика и учителя, которая направ­лена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. Вопроса­ми разработки психолого-педагогических и дидактических основ личностно-ориентированного обучения занимаются современные отечественные ученые: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.

В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения - признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуаль­ности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в пере­даче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

В зависимости от применяемых образовательных технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, проблемное, эвристическое и др.

Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например, программированное или дистанционное обучение могут иметь в своей основе личностную ориентацию, а могут и не иметь ее. Личностная ориентация - один из критериальных признаков обучения любого типа или вида. Если человек (ученик, учитель), его природные, личностные и индиви­дуальные особенности учитываются при проектировании, осуще­ствлении и диагностике образовательного процесса и способны оказывать влияние на него, то говорят о гуманистическом личностно-ориентированном обучении.

Дискуссия. Сторонники обучения как передачи знаний иногда тоже называют свой подход личностно-ориентированным, поскольку адап­тируют предназначенный для усвоения учебный материал в соответ­ствии с особенностями разных групп учеников, например, разделяют материал на уровни сложности. Обоснуйте или опровергните эти ар­гументы.

Таким образом, содержание понятия «обучение» зависит от того, какая педагогическая парадигма лежит в основе образования. Формирующее обучение «передаточного» типа отличается от раз­вивающего или природосообразного тем, что имеет в своей основе формулу «с предметом к детям», тогда как личностно-ориентиро­ванное обучение строится по принципу «с детьми к предмету».

Изучение и освоение. Казалось бы, гуманистическая ориента­ция на развитие учащихся должна преобладать в обществе, которое выдвигает человека в качестве первичной ценности. Почему же про­цесс обучения все еще понимается как вооружение ученика знани­ями и формирование у него соответствующих умений и навыков? Объясняется это многими причинами, например, тем, что данные параметры легко поддаются проверке с помощью общедоступных средств - тестов, контрольных работ, проверочных заданий. С их помощью легко и быстро проверяется уровень усвоения учениками «переданного» им материала. Чтобы оценить результативность обу­чения индивидуально для каждого ученика, с учетом его начально­го уровня развития, степени сформированности его способностей, знаний и навыков, требуется специальная система диагностики и контроля, которая пока непривычна для массовой школы. Напри­мер, в такую систему входят индивидуальные программы обучения, журналы личных достижений, портфолио ученика.

Рассмотрим дидактические понятия, характеризующие лично­стный характер обучения.

Адекватной характеристикой личностно-ориентированного обучения является деятельность. Деятельность в педагогическом смысле более широкое понятие, чем знания, умения и навыки (ЗУНы), поскольку предполагает мотивацию, оценку и другие па­раметры обучения, отражающие его субъективно-личностный ха­рактер. Нас же, как раз и интересует деятельность потому, что она приводит к образовательным изменениям и личностным прираще­ниям ученика по отношению к самому себе и к изучаемым дисцип­линам.

Для характеристики образовательной деятельности ученика применяются следующие понятия:

- изучение, означающее «постичь учением, усвоить в процес­се обучения»;

- усвоение, трактуемое как «основной путь приобретения ин­дивидом общественно-исторического опыта»;

- познание, т. е. «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания».

Понятия «изучение» и «усвоение» относятся, как правило, к внешним, независимым от ученика объектам - знаниям или ин­формации, и не предполагают его деятельности по созданию собственного образовательного продукта. Если вести речь о про­дуктивном обучении, то ему более соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и т.п.

Другой существенной характеристикой личностно-ориентированного обучения является его продуктивность, т. е. создание уче­ником в изучаемых предметах конкретных образовательных продуктов - естественно-научной версии, математической задачи, сочинения, поделки, картины и т.п.

Продуктивная направленность обучения не означает, что оно лишено нетворческих видов деятельности. Изучая реальную дей­ствительность, ученик одновременно с созданием образовательно­го продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например, разучивает конкретные способы познания, знакомится с имеющи­мися культурными достижениями, т. е. изучает их.

Одновременное создание собственного образовательного про­дукта и усвоение уже созданных человечеством достижений выра­жается понятием «освоение». В образовании это понятие имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образователь­ную область или учебный предмет. Освоению подлежит как сама действительность, так и знания о ней. Поэтому термин «освоение» наиболее полно отражает процесс личностно-ориентированного обучения и соответствующей образовательной деятельности.

Обучение и развитие. Под развитием ученика понимается про­цесс внутренних изменений его физических, психологических, ду­ховных сил, обеспечивающих его самореализацию. Нервная система, психика, личностные качества ученика изменяются коли­чественно и качественно на протяжении его жизни и определенным образом связаны с обучением.

Развитие - процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения.

Среди ученых - психологов и педагогов - выделяются три точ­ки зрения на связь развития и обучения:

1) обучение и развитие - два независимых друг от друга про­цесса (3. Фрейд, Ж. Пиаже);

2) обучение тождественно развитию (У. Джеймс, Э. Трондайк);

3) обучение может следовать за развитием или опережать его (Л.С. Выготский).

В последнее время в отечественной школе утвердилось поня­тие «развивающее обучение», основанное на идее Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще толь­ко созревают.

Для объяснения своей модели Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» - уже достигнутый ребенком уровень развития, при котором он может полностью самостоятельно, без помощи взрослого решать интеллектуальные задачи, и «зона ближай­шего развития» - уровень развития, обнаруживающийся не в само­стоятельном, а в совместном со взрослым решении интеллектуаль­ных задач определенной сложности. Согласно данной модели, то, что сегодня ребенок делает в сотрудничестве с учителем, завтра он сможет делать самостоятельно.

Данная модель послужила ядром для создания концепции раз­вивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Одним из недостатков данного подхода является недооценка роли творчества ученика в обучении. Ученик, которому не предоставля­ется возможность решения возникающей задачи без помощи учи­теля, не вырабатывает в себе необходимых творческих качеств.

Умение ученика делать самостоятельный шаг в зоне своего бли­жайшего развития без помощи учителя является свидетельством перехода от развивающего обучения к саморазвивающему, эврис­тическому. Роль учителя в этом случае заключается уже не в совме­стном с учеником решении трудных для него задач, а в вооружении его инструментарием для самостоятельного их решения.

Обучение и воспитание. Воспитание чаще всего понимается как процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития, усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обще­стве, в котором он живет.

Связь обучения с воспитанием не менее очевидна, чем связь обу­чения с развитием. Многие педагоги, начиная с Гербарта, говорят о воспитывающем обучении, результатом которого является социали­зация ученика, формирование таких его личностных качеств, кото­рые соответствуют определенным общественным потребностям.

Воспитание - процесс взаимодействия человека с окружающей средой (в том числе и с воспитателем), обеспечивающий усвоение им определен­ных норм и способов поведения в обществе.

Не всякая система обучения ставит воспитывающие задачи в качестве основных. Этот признак характерен, прежде всего, для гу­манистических образовательных систем, таких, как школа Амонашвили, педагогика сотрудничества, Вальдорфская педагогика; а так­же для дидактических систем, имеющих в своей основе науки и виды деятельности социально-общественного характера: экологию, ис­торию, философию.

Различные учебные предметы, как правило, играют ведущую роль в воспитании определенных личностных качеств ученика, ма­тематика - аккуратности, логичности, последовательности и сис­тематичности, естествознание - наблюдательности и познаватель­ное™, живопись - образности и художественности.

В то же время закрепление за отдельными учебными предмета­ми определенных воспитательных задач не является жестким. Так, математика может воспитывать не только систематичность или ал­горитмизацию в действиях ученика, но и нести гуманитарную фун­кцию, выполнять культурологические задачи, воспитывать в учениках чувство прекрасного.

Обучение и творчество. Обучение и развитие человека взаимо­связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и тво­рит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Но творчество возможно только в условиях свободы, по край­ней мере, свободы выбора. Творческого результата можно ожидать только тогда, когда ученик обеспечен правом выбора смысла и це­лей своего образования, образовательной траектории, темы конк­ретной творческой работы, формы ее выполнения и защиты, когда поощряется собственный взгляд ученика на проблему. Свобода в образовании нужна ученику ради его развития и творчества.

Обучение как продуктивный процесс предполагает наличие у учеников творческих способностей. Под творческими способностя­ми понимаются комплексные возможности ученика в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых об­разовательных продуктов.

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креатив­ностью. Креативность - это интегративная способность, вбираю­щая в себя системы взаимосвязанных способностей-элементов. Например, креативными способностями являются воображение, ас­социативность, фантазия, мечтательность.

Креативность - не единственная способность, обеспечиваю­щая образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит познание, то вместе с кре­ативной деятельностью осуществляется и когнитивная. Для того чтобы креативные и когнитивные процессы выражались в общеоб­разовательных результатах ученика, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе его соответствующих способ­ностей. К оргдеятельностным способностям ученика относятся целеполагание, целеустремленность, нормотворчество, самоопределе­ние, рефлексия и др.

Таким образом, творческое обучение опирается, по крайней мере, натри интегративные способности ученика: креативную, ког­нитивную и оргдеятельностную. В совокупности они обеспечивают создание учеником образовательной продукции.

Обучение, ориентированное на продуктивную творческую деятель­ность учащихся, называется эвристическим. Согласно эвристическому типу обучения ученик участвует в создании не только образовательной продукции по изучаемым учебным курсам, но и в планировании и осу­ществлении индивидуальной траектории образования.

Свобода и заданность в обучении. Соотношение между свободой и заданностью в обучении в разных моделях обучения проявляется по-разному. Обучение, ориентированное на внешний заказ (соци­альный, государственный, родительский), требует от учителя фор­мирующих действий по отношению к ученику. Обучение же, ориентированное на выявление и реализацию внутренней сущнос­ти ученика, предполагает создание учителем такой среды, которая была бы наиболее благоприятна для развития способностей ребен­ка. Такое образование невозможно «дать», его можно лишь обеспе­чить тем или иным способом.

Обучение, ориентированное на создание гармоничной есте­ственной среды, обеспечивает самореализацию личностного потен­циала ребенка и побуждает его к поиску собственных результатов в образовательных областях. Такая модель обучения опирается на ак­тивную антропологическую позицию: ученик - не просто «семя» неизвестного для педагога растения, но семя, способное обеспечи­вать и корректировать свой рост.

В соответствии с законами диалектики свобода немыслима без заданности. Свобода самовыражения ученика предполагает задан­ность методологии его деятельности. Свобода ученика в образовании означает самостоятельность его деятельности. Школьник получает качественный творческий продукт тогда, когда с помощью учителя овладевает основами творческой деятельности. Поэтому мало свободу детям дать, надо научить их действовать. Именно эту задачу и реа­лизует дидактика личностно-ориентированного обучения.

Блок самоопределения Тема. Знания и развитие

Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои суждения в третьем столбце.

Обучение - это преподавание и учение Обучение - это учение и преподавание. Обучение - это...
«Чтобы обучать Петра матема­тике, нужно хорошо знать математику». «Чтобы обучать Петра матема­тике, нужно знать математику и Петра». «Чтобы обу­чать Петра математике,...»
Каков учитель, таковы и ученики. У «сильного» учителя всегда «сильные» ученики. Если есть ученик, для него.найдется и учитель. Источник познания - в ученике, учитель лишь помогает ему реализо­вать себя. Роль ученика в обучении... Роль учителя в обучении...
Строгое следование научно-обоснованному подходу к изложению, закреплению и применению на практике учебного материала гарантиру­ет его полноценное усвоение учениками. Учение через исследование не­экономично по времени и неэф­фективно по результатам, по­скольку ученики не могут гаран­тированно получать качествен­ных результатов. В таком обуче­нии отсутствует фундаменталь­ность и систематичность. Чтобы обучение было эффек­тивным, ...
Основой творческой деятель­ности ученика являются прочно усвоенные им базовые знания. Научившись применять их на практике, ученик способен пойти дальше в своем творче­стве и при необходимости создавать новое, опираясь на имеющийся у него багаж. Прочно усвоенные знания являются помехой творчеству ученика, поскольку формируют стереотипы в его мышлении и последующей деятельности. Незнание общепринятых све­дений помогает ученику созда­вать действительно новое. Творчество ученика необходимо уже до приобретения знаний. Соотношение знаний и творчества в обучении может быть следующим:
Главный планируемый результат обучения в школе - вооружение ученика базовыми знаниями для его последую­щей жизни и профессиональ­ной деятельности. Задача школы - дать ученикам качественное образование, основанное на фундаменталь­ных знаниях. Задача школы - развить спо­собности ученика и научить его действовать в окружающем мире. Вместо «суммы знаний» ученик овладевает совокупно­стью способов деятельности. При необходимости он всегда сумеет найти недостающие знания или воссоздать для ре­шения возникающей проблемы. Основная задача школьного обучения состоит в...

В дидактике используются философские категории, общенауч­ные, методологические, педагогические, психологические, физио­логические и иные понятия.

Дидактика как научная теория описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерно­сти обучения, содержание, технологии, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения и др.

Фундаментальными дидактическими понятиями являются по­нятия «образование» и «обучение», которые раскрываются с помо­щью взаимосвязанных понятий: преподавание, учение, изучение, освоение и др.

Понятие «образование» характеризует различные стороны ре­альности. Оно может относиться к отдельному человеку или классу учеников, всей школе, обществу, государству. Образование отража­ет как процесс, так и результат обучения. Под образованием пони­мается также система образовательных структур - учебных заведений, различных форм и типов образования.

Среди различных пониманий образования выделяются два про­тивоположных: образование - как процесс воздействия на ученика («дать образование») и образование как процесс образовывания уче­ника при организующей роли учителя («быть в образовании»).

Понятие «обучение» раскрывается в зависимости от выбранно­го смысла образования. В формирующей педагогике обучение пред­ставляет собой два основных вида деятельности - преподавание и учение: учитель передает ученикам знания, умения и навыки, а уче­ники их усваивают. В личностно-ориентированной педагогике обу­чение - это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и разви­тие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.

Роль учителя личностной ориентации - организация образова­тельной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собствен­ный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите свои главные

результаты.

2. Какие противоречия в понятийной структуре дидактики вами обнаружены?

3. Приведите два-три варианта трактовок понятия «образова­ние», сравните их между собой и найдите общие признаки разных дефиниций.

4. Дайте определение понятию «образование», которое выходи­ло бы за рамки педагогики и охватывало процессы, изучае­мые в других науках, например, в истории (образование государства), географии (образование гор).

5. Первоклассник придумал математическую задачу на изучен­ные действия сложения и вычитания. При составлении усло­вия задачи он использовал уже известный ему принцип: «было..., прилетело (улетело)..., сколько всего стало?» Уче­ник заменил людей или зверей на птиц и получил новое ус­ловие задачи. Оцените область, уровень и специфику творчества ученика. Присутствует ли в данном образователь­ном продукте ученика математическое творчество?

6. Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период изучения курса дидактики.

Дидактический практикум Тема 2. Дидактические понятия

1. Любые объекты, в том числе и дидактические, можно перевести в язык зна­ков, символов, образов. Такой перевод позволяет лучше понять и изучить сам объект. Изобразите в виде знака, образа или рисунка символ образования. Про­комментируйте полученный символ и его специфические особенности.

2. Используя лист бумаги, нитки и скотч, изготовьте материальную модель образования. Предложите объяснение данной модели. Представьте свою работу для коллективного обсуждения во время семинара. Ответьте на вопросы кол­лег о вашей модели.

3. Предложите определение понятия «образование». Запишите это опреде­ление и обсудите его на семинаре. Сопоставьте свое определение с дефини­циями, предложенными другими студентами.

4. Аналогичным образом сконструируйте символ, модель и дефиницию дидакти­ческих понятий «обучение», «учение», «изучение», «преподавание», «освоение».

ЛИТЕРАТУРА

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1997. №4.

Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Куписевич. Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. М., 1986.

Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. 1 /Ред.-сост. Н.Б. Крылова. М., 1995.

Новые ценности образования. М., 2006. Вып. 1-2(25-26). С.194-211.

Подласый И.П. Педагогика. М., 2006.

Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.

Сери/сое 5.5. Личностно-ориентированное образование//Педагогика. - 1994.-

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М., 2000.

§ 3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

Национальная идея в образовании. Основой образования в рос­сийской школе являются, прежде всего, те глубинные национальные идеи отечественной истории и культуры, которые играют объеди­няющую, вдохновляющую и воспитывающую роль в обществе. Они служат основанием для конструирования отечественной педагоги­ки и дидактики.

Идею российского национального образования обосновал ос­новоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824- 1870), который считал, что главные цели образования и воспитания определяются народным характером. Философское осмысление своеобразия российского характера позволяет отыскивать основы соответствующего ему образования.

Идея - от греч. idea: то, что видно, образ. Термин, обозначающий смысл, значение, сущность.

Образование, построенное на отечественных идеях и традици­ях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Задачи, организационные формы или содержание такого образования мо­гут быть различны, но получаемый в итоге результат образования человека определяется базовыми философскими смыслами, на ко­торых строится учебный процесс.

Если принять, что смыслом и целью образования является разви­вающийся человек, то с точки зрения национальной идеи образова­ние человека есть такое его состояние и результат, когда он свои чувства, ум, тело и волю ориентирует на самореализацию и само­развитие, поддерживаемый желанием добывать новые знания, ве­рить в лучшее, делать добро, исполняя свое предназначение перед собой, своей семьей, отчизной. Созидание человека культуры - в этом смысл национального образования. Развитие внутреннего потен­циала каждого человека - цель народного образования. Высший иде­ал образованности народа и каждого его представителя - духовное состояние нации, самоосознание величия многонационального рос­сийского общества, являющееся условием экономического, мате­риального и культурного процветания всего народа.

Дискуссия. Каким образом можно использовать в отечественном обу­чении лучшие образцы зарубежной педагогической мысли, чтобы ре­зультаты отечественного образования сохраняли свое национальное своеобразие?

Философские предпосылки российского образования содержат­ся, прежде всего, в работах отечественных мыслителей. Характерны­ми чертами русской философии, по мнению Н.О. Лосского, являются космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм) 1 .

Перечисленные черты присущи комплексу учений о взаимодей­ствии человека и мира, созданных плеядой русских ученых мирово­го уровня, среди которых: Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Со­ловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Бердяев, Д.Л. Андреев, Н.А. Умов и др.

В ряде исследований совокупность идей, учений и работ этих мыслителей называют русским космизмом, поскольку данная фило­софия опирается на фундаментальный принцип: человек подобен Вселенной, т. е. микромир подобен макромиру. Предназначение человека - вселиться в свой дом - Вселенную. Это возможно, по­скольку глобальные процессы в определенной степени тождествен­ны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации природы и об­щества сходны и сопряжены со вселенскими изменениями.

Рассмотрим те элементы учений отечественных философов, которые имеют дидактическую значимость.

Образ человека. С позиций антропоцентризма первичным ис­точником всех изменений, в том числе и глобальных, является сам человек, взятый в совокупности своих потенций, проявлений и деятельностей. По отношению к образованию деятельность ученика тождественна деятельности учителя и школы в целом, школа - об­ществу, общество - миру, мир - Вселенной. Таким образом, изме­нения отдельного человека соответствуют изменениям всей Вселенной. Отсюда и соответствующая миссия обучения - обеспе­чивать изменение и развитие людей, сообразное общечеловеческим задачам и процессам.

Образ - субъективная картина мира или его фрагментов, включающая са­мого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Человек, включенный в образовательную систему с целями, относящимися к его вселению в окружающий мир, по особому скла­дывает свою мировоззренческую ориентацию и реализует личностный потенциал. Индивидуальная траектория его образования пред­ставляет систему отношений с природой, культурой, космосом, с самим собой. Для самоопределения и движения в окружающем мире он овладевает набором способов деятельности, в том числе и реф­лексивных, необходимых ему для обеспечения, оценки и корректи­ровки происходящего образования.

Основные черты человека облагороженного образа, которого дол­жна готовить будущая Школа, изложены русским философом и по­этом Д. Л. Андреевым (1906-1959) в его книге «Роза мира» 1:

Умственный облик характеризуется интеллектуальной независи­мостью, свободным и счастливым чувством преклонения перед яв­лениями Глубокого и явлениями Великого.

Эстетический облик проявится в развитом вкусе, знании и по­нимании искусств прошлого, потребности художественных впечат­лений и собственного творчества, в чувстве восхищения перед явлениями Прекрасного.

Нравственный облик нового человека характеризуется деятель­ной добротой к окружающим, чувством единства общечеловечес­кого, чувством единства космического, чувством благоговения перед явлениями Высокого.

Религиозный облик характеризуется внутренней работой над рас­крытием органов духовного воспринимания, ощущением жизни как мистерии, знанием религиозных форм прошлого и настоящего, уме­нием соверовать всем религиям, т. е. понимать опыт и учение каж­дой из них как отражение одного из рядов духовной реальности, потребность собственного участия в религиозной жизни и творчестве.

Телесный облик характеризуется дружбой со светлыми стихиалиями, стройным телосложением, пластичными движениями, от­крытым светящимся лицом.

Особое внимание в педагогике Д.Л. Андреева уделяется разви­тию внутренних задатков натуры учеников. «Вообще, заботливо пе­стуется и всячески поощряется творческое начало: взращиваются малейшие ростки музыкального, словесного, сценического, архитек­турного, живописного, философского, религиозного творчества» 2 .

Основным типом общеобразовательной школы Д.Л. Андреев считает колледж-интернат, расположенный за городом. Обучение в нем занимает 12-13 лет по 7 месяцев в году. Среди учебных дисцип­лин - всеобщая история религий, политическая история, история искусств и наук, т. е. ориентация на «включение» ученика в куль­турно-исторические процессы.

Смысл образования. Одна из доминирующих идей русских фи­лософов - Вселенский масштаб предназначенности человека. С пе­дагогической точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно через собственную деятельность, создавая творе­ния, подобные тем, которые окружают тебя. Например, постичь глубины природы и тайны мироздания позволяют самостоятельные размышления, исследования, трактаты; проникнуть в устное народ­ное творчество и познать его основы помогает сочинение сказок, считалок, загадок; войти в мир настоящей математики можно через собственные математические открытия простых чисел и форм.

Смысл - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, цен­ность. Целостное содержание высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти значения.

Смысловыми образовательными идеями отечественных фило­софов являются следующие:

Образование - не столько «заказ» социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следова­тельно, его предназначение - вселение в свой мир. Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека. Продукты его деятельности адекватны содержанию соответствующих сфер познаваемой действительности.

Связь человека с миром определяется на уровне их общих сфер: биосферы - сферы живого (В.И. Вернадский), ноосфе­ры - сферы разума, пневматосферы - сферы духа (П.А. Фло­ренский). В связи с развитием современных средств телекоммуникаций и Интернет-ресурсов можно говорить об инфосфере - сфере информации.