Что такое нацизм и национализм. Разница и отличия между фашизмом и нацизмом

После 1918 года в гражданской войне в Европе появился новый элемент. Он возник в результате экономической нестабильности, поражения в войне (или отказа признать легитимность того, что считалось законными условиями победителя), а также угрозы для установившегося социального и экономического порядка вследствие победы большевиков в России.

Хотя в Британии и Франции победа в войне в значительной степени укрепила существующие политические, социальные и экономические отношения, в других странах элита отвергала либеральную демократию и для защиты своей позиции склонялась к авторитаризму. В Италии и затем в Германии (и значительно позднее в производной форме в других странах Европы) появились новые политические движения, использующие массовое недовольство для собственной выгоды. Несмотря на сильные отличия, они в общих чертах описывались как фашистские. Хотя поначалу эти движения были сравнительно небольшими, в конечном счете именно они стали доминировать в европейской политике в период между Первой и Второй мировыми войнами.

Фашизм стал единственной серьезной идеологической инновацией, появившейся в XX веке. До 1914 года фашистские партии не проявлялись, и вследствие их позднего возникновения отчасти становится понятным, почему столь многие их идеи были выдвинуты в оппозицию другим. Фашизм являлся антилиберальным, антидемократическим, антикоммунистическим, а также во многих отношениях антиконсервативным. Фашисты пропагандировали новое, национальное, органическое, авторитарное государство, возрождение или «очищение» нации — и в значительной степени корпоративистстские экономические решения, частично заимствованные у социализма.

Фашизм развивал политический стиль, основанный на символизме, массовых митингах и харизматическом лидерстве, а военизированные отряды партии являли собой образец молодости и мужества. Обычно фашизм считается отклонением в европейской идеологии — подобное отношение отталкивается от неизбежности прогресса в рациональном строительстве более лучшего мира посредством либеральной демократии или марксизма. Однако на самом деле фашизм имел глубокие корни в европейской традиции и включал в себя элементы, лежащие в русле основного направления европейских идей. От революционной Франции он взял идею о массовой мобилизации, а из истории XIX века — национализм.

Эти идеи сочетались с социальным дарвинизмом, подчеркивающим необходимость борьбы за «выживание сильнейших», евгеникой, предлагающей создавать улучшенных людей, растущей пропагандой военных ценностей, верой в то, что война является положительной силой, а также революционным социализмом — фашистские лидеры Муссолини, Дит и Мосли происходили из левых политиков — и антисемитизмом.

Освальд Мосли и Марсель Дит — лидеры малочисленных английских и французских фашистских организаций. (Прим. ред.)

Фашисты привлекали в том числе и тех, кто чувствовал себя обойденным и бессильным перед лицом безликих экономических сил, все более доминирующих в индустриализованных обществах.

На деле же фашизм имел ограниченное влияние. Установившиеся либерально-демократические режимы в Западной Европе не развалились, и там, где успеха добились авторитарные и военные правительства, фашисты преуспеть не смогли. Они пришли к власти лишь в двух странах — в Италии и Германии — где парламентские системы испытывали сильные проблемы. В Италии в 1918 году полный переход к либеральной демократии все еще не завершился, и многие были недовольны тем, что не удалось извлечь большую выгоду от решения присоединиться к союзникам в 1915 году. Веймарской республике в Германии недоставало прочной базы в обществе, а горечь от поражения в войне и революция в 1918 году привели к очень нестабильной политической ситуации. Однако даже в этих двух странах фашисты пришли к власти не вследствие гражданской войны или государственного переворота — институтам государства хватило сил для сопротивления. Также им не удавалось захватить власть посредством выборов — 38 % голосов, полученных нацистами в 1932 году стало их верхним пределом на подлинно демократических выборах. Чтобы прийти к власти следовало вступить в коалицию с другими консервативными группами, а затем выбрать наиболее подходящий момент для захвата власти.

Фашизм впервые появился в Италии в 1919 году — хотя на этой стадии он мало походил на то явление, которое позднее стало считаться типичным для подобной доктрины. Фашистская система была разработана Бенито Муссолини, который до войны являлся лидером радикальной социалистической партии. Неспособность рабочего класса к солидарности в 1914 году убедила его в том, что национализм представляет собой более мощную силу. Свои идеи он черпал из множества источников. От анархо-синдикалистов он позаимствовал тактику «прямого действия», использование насилия и мобилизации масс. От «футуристов» взял их веру в положительный эффект насилия и идеализацию всего нового. От националистов, таких как Д’Аннунцио и Де Амбрис, он взял их корпоративизм и символы нового движения — легионеров и фасции (напоминающие о Древнем Риме), использование черных рубашек и так называемого «римского приветствия», которое было изобретено для кинофильма в 1914 году.

Имеется в виду фильм «Спартак» — хотя некоторые источники утверждают, что подобное приветствие использовалось и в фильме «Бен-Гур» 1907 года. (Прим. перев.)

Программа этой партии в 1919 году являлась радикальной и социалистической, но один за другим эти элементы были утрачены.

Фашисты получили лишь 15 % голосов на выборах 1921 года, но Муссолини в конечном счете пришел к власти в октябре 1922 года путем создания коалиционного правительства, назначенного королем. Позднее фашистская мифология, задачей которой было увязать реальность с лозунгами «действия», всячески раздувала так называемый «Поход на Рим». Фактически никакого похода не было, и Муссолини приехал из Милана поездом.

Положение Муссолини было неустойчивым, и лишь постепенно к концу двадцатых годов XX века была построена авторитарная диктатура посредством подтасовки выборов, краха социалистических и католических профсоюзов, возросшего движения в сторону корпоративизма и трансформации фашистской партии в более широкую государственную структуру. На практике же, несмотря на масштабную риторику о новой системе (получившей название тоталитарной), некоторым элементам плюрализма все-таки удалось сохраниться. Король Виктор Эммануил III был по-прежнему главой государства (именно он, в конечном счете, отправил Муссолини в отставку в 1943 году), промышленность и вооруженные силы оставались по большей части автономными, а поддержание порядка являлось функцией государства, а не партии. Фашистское правительство не было особенно деспотическим и по непопулярности не превосходило большинство правительств. В общем и целом, власть в Италии являлась консервативной, националистической, авторитарной и находилось в состоянии почти полной пассивности. Однако несмотря на это Италия в некоторых кругах изображалась и рассматривалась как динамичное государство с философским подходом к будущему и считалась образцом для подражания для других честолюбивых диктаторов.

Нацистское движение в Германии, несмотря на сходство в стиле и форме, сильно отличалось от итальянского фашизма. Нацизм опирался на расизм, а в его «философии» центральную роль играл антисемитизм, который отсутствовал в классическом фашизме (в 1938 году в итальянской партии состояло 10 000 евреев).

В отличие от Муссолини, Адольф Гитлер не имел никакого политического прошлого, когда в начале 1919 года армия направила его осведомителем для наблюдения за незначительной партией правого крыла, созданной в Мюнхене. В конечном счете он сделал в этой партии карьеру, став видным экстремистским политиком и лидером новой Национал-социалистической германской рабочей партии (NSDAP). Ее программа сильно напоминала программу ранней фашистской партии в Италии с ее комбинацией социализма и национализма. Однако она не пользовалась большой поддержкой — несмотря на послевоенный хаос, страх перед революцией со стороны левого крыла, французскую оккупацию Рура и беспрецедентную гиперинфляцию. Другие организации правого крыла обладали значительно большей поддержкой среди старой элиты, военных и националистических организаций. Попытка воссоздать «Поход на Рим» путем «Пивного путча» в Мюнхене в ноябре 1923 года за считанные часы окончилась унизительным провалом. Гитлер был отправлен в тюрьму. Здесь он изложил свое мировоззрение в работе под названием «Mein Kampf» (то есть «Моя борьба») — в ней пропагандировался расовый национализм, основанный на грубом взгляде на мир с позиции социального дарвинизма, и мещанский антисемитизм, в среде которого Гитлер существовал во время своего пребывания в Вене до 1914 года. Хотя Гитлер был лидером этого движения, его идеология была беспорядочной, и оно, находясь на периферии политики, не играло важной роли — на выборах 1928 года нацисты получили менее 3 % голосов.

Планы нацистской партии изменились вследствие экономического кризиса после 1929 года и неуклонного краха политической системы Веймарской республики. Нацисты особо подчеркивали важность активных действий и национального возрождения. Это выглядело привлекательным в ситуации, когда демократическая система не смогла как следует укрепиться, а большинство немцев так и не примирились с условиями Версальского мира, особенно с утверждением германской «виновности» в войне. Многие желали для Германии политического и военного статуса, соответствующего ее экономической мощи.

Поддержка нацистов стала быстро расти, когда кризис начал кусаться. В 1930 году они получили чуть менее 20 % голосов. В июле 1932 году нацисты набрали почти 40 %, хотя на выборах в ноябре того же года количество голосов снизилось до 33 %. Однако они оставались исключенными из аппарата власти, им не доверяли политики-националисты и высшие армейские офицеры. Ключом к успеху нацистов являлась не поддержка электората, а маневры в пределах военной и политической элиты в условиях, когда действие конституции было приостановлено, а правительство правило на основе чрезвычайных полномочий.

Именно в тот момент, когда нацисты зимой 1932/33 года переживали не лучшие времена, эти группы решили, что Гитлера, ставшего лидером крупнейшей в Германии политической силы, нужно ввести в состав правительства. 30 января 1933 года Гитлер стал канцлером в коалиции, которая, в подавляющем большинстве, состояла из старых консервативных сил — они считали, что смогут контролировать Гитлера и что нацисты станут не более чем популярным элементом в правительстве.

Гитлер сумел получить почти полную власть в течение трех месяцев. Он убедил своих партнеров по коалиции назначить выборы — а поджог рейхстага коммунистом-одиночкой послужил поводом для ужесточения мер безопасности. Даже при таких условиях и несмотря на пропаганду возрождения Германии, нацисты набрали чуть менее 44 % голосов — и получили меньше мест, чем социал-демократы в 1919 году. Они смогли получить большинство лишь благодаря тому, что националистическая Германская национальная народная партия поддержала законопроект о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий — но его поддержали и все остальные политические группы (за исключением социал-демократов), включая католический центр.

К июлю все политические партии, кроме нацистов, были запрещены или же самораспустились. Теперь нацисты доминировали в правительстве, но продолжали править совместно с существовавшими до них институтами, особенно армией, которую успокоило объявленное Гитлером перевооружение и ликвидация руководства военизированных отрядов партии (СА) в июне 1934 года. Два месяца спустя Гитлер совместил пост канцлера и президента, став фюрером, то есть вождем германской нации.


Фашизм и национализм?

Фашизм основан на тоталитарной власти государства и полного подчинения ему личности. Для фашизма характерен культ личности правителя, управления и превосходства титульной нации над другими народами. Фашизм существовал в Италии, Румынии, Испании, Португалии, Бразилии и других странах.

Национал- - это смешение нацизма и социализма. Формирование крайне убеждений и враждебное отношение не только к конкурентам за власть, но и к людям другой нации. Нацизм был только в Германии во времена Третьего Рейха. В наше время эта политическая идеология запрещена во всем мире.

Сходства и отличия двух идеологий

В теории нацизма расовая принадлежность является принципиальной. Враг определяется в соответствии с его национальностью. Утверждается невозможность его переубеждения и воспитания, требуется только полное физическое устранение. В фашизме ничего подобного не было.

Для нацизма высшей ценностью был народ (в Германии это была арийская раса), а фашисты ставили выше всего государство.

Во времена Третьего Рейха серьезно конфликтовали с Церковью, в то же время в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Нацисты были по сути своей язычниками и мистиками. Это выражалось в широком применении языческих символов и повальном увлечении лидеров оккультными науками, восточными религиями, христианскими ересями, а также поиском Священного Грааля.

Нацизму был характерен культ традиций и неприятие чего-то нового. Капиталистическое общества тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, активно дружил с капиталистами, которые в то время активно финансировали деятельность правящей партии.

В 1933 году Гитлер и его нацистская сожгли рейхстаг и обвинили в этом своих противников – коммунистов. Начались жесткие репрессии, и, победив 30 января 1933 года, партия Гитлера пришла к власти.

В Италии фашизм пришел к власти в 1922 году после победы Муссолини на , до этого партия фашистов имела места в парламенте.

У фашизма в Италии и нацизма в Германии существует много схожего. В обеих странах были созданы концлагеря, куда помещали недовольных правящим режимом. Оба государства начали активно вмешиваться в экономику. Массовые репрессии стали основной опорой правительства, создавались тайные полиции и поощрялись донесения.

Чтобы научиться жить в мире и согласии, человечеству стоит обратить внимание на ошибки истории. Потому как повторение – мать учения, и это – единственная возможность. Сегодня политическая ситуация в самых разных странах включает в себя реставрацию фашистских либо нацистских идей. А иногда – и того, и другого вместе. Эти ужасные вещи можно наблюдать в Норвегии, германии, Греции, на Ближнем Востоке. Чем же опасны для общества и государства рассматриваемые идеологические системы? По каким критериям они схожи и чем отличаются?

Фашизм и нацизм: определение терминов

Фашизм – идеология, политическая система, основой которой является тотальное подчинение личности гражданина социуму . Власть фашистского государства на своей территории поистине безгранична.

Характерные черты фашизма:

  • Культ личности правителя страны.
  • Однопартийная управленческая система.
  • Пропаганда превосходства одной из наций над остальными народностями.

Фашизм зародился в Италии во времена правления . Символ фашистской идеологии – древнеримская фасция, атрибут власти высших магистратов времен означенной республики. Она украшала флаг Италии времен Муссолини. Также данная идеология имела место в истории Бразилии, Румынии, Португалии и других государств.

Нацизм, или национал-социализм – соединение социалистического государства с пропагандой националистических взглядов. Такое государство формирует правительство с крайне правыми политическими взглядами. Впоследствии правящая элита страны крайне враждебно относится и к другим народам, и к конкурентам за место у «кормушки» власти.

Чистейшей воды нацизм имел место только в одной стране – Германии во времена Третьего Рейха. Символом нацизма являлась свастика , которая у древних ассоциировалась с жизнью и солнцем. Она присутствовала на флаге и гербе Германии. Кроме того, нацистские власти вовсю эксплуатировали символ креста. Он изображался на военной технике, был знаком Вермахта. Сегодня рассматриваемая идеология признана незаконной мировым содружеством.

Формирование фашизма и нацизма

Фашизм на мировой исторической арене появился несколько раньше, нежели нацизм. На первых этапах существования это была лишь теоретическая концепция. Национал-социализм, напротив, формировался как практика преломлений фашистских идей в климате такой страны, как Германия времен зарождения Третьего Рейха.

Адепты обоих идеологий — и фашизма, и нацизма – признавали наиглавнейшей на свете вещью государство, его интересы и нужды. Права человека, его личные качества и интересы в такой атмосфере постепенно нивелировались, теряя актуальность и остроту.

Человек и народ

Обе идеологии знамениты своим наплевательским отношением к человеку . И для фашистов, и для нацистов отдельно взятый гражданин – ни что иное, как расходный материал. Если понадобится, пушечное мясо. Несмотря на такую схожесть во мнениях, оценки роли наций в истории у проповедников рассматриваемых политических систем в значительной мере отличны.

В нацистской доктрине четко прописывается неоспоримое превосходство одной нации над другими. Все народы, кроме носителя означенной идеологии, считаются второсортными, недоразвитыми, «грязными». Фашистская картина мира, напротив, не отрицает возможность межгосударственного сотрудничества. С любыми странами, со всеми народами.

Что еще объединяет два рассматриваемых идеологических течения? Крайний тоталитаризм государственной власти, напряженность, при которой невозможно гармоничное развитие социума и, тем более, отдельно взятых граждан.

Идеологи фашизма и нацизма

Бенито Муссолини, ключевая фигура в деле реализации фашистских идей, считал расовую принадлежность важной, но лишь в плоскости чувств, а не объективной реальности. , воплотивший на практике идеи доктрины национал-социализма, с фанатичной дотошностью заботился о чистоте крови. Рассматривающие вопросы расовой принадлежности доктрины правителя Третьего Рейха ставили вне закона – без права на существование и-или на свободу – народы с определенным набором генов и характеристиками фенотипа, а не людей, придерживающихся определенных взглядов.

Выводы. Разница между фашизмом и нацизмом

Рассматриваемые идеологические системы по-разному подходили к процессу формирования общества как в своей стране, так и за ее пределами. Для фашизма характерно стремление соткать идеальную народность через тоталитарную государственную власть. Нацизм подходит к этой проблеме не так глубоко: провозгласив один народ «сверхлюдьми», государство просто занимается репрессиями всех остальных наций.

Происхождение рассматриваемых доктрин совсем не очевидно: фашизм является одной из идеологий, на основе которых сформировался национал-социализм.

Разнятся фашизм и нацизм и отношением к представителям отличных от граждан страны – носителяv идеологии народностей. Так, фашистская доктрина, принимая во внимание исключительность собственного народа, не отрицает возможность взаимодействия с другими государствами – если это взаимодействие имеет своей целью возрождение былой мощи страны. Нацистская идеология, напротив, постулирует крайнюю ненависть к определенным народам или типам людей (антикитаизм, антисемитизм).

Различие между фашизмом и нацизмом проявляется во всем – от отношения к отдельным людям до наций в целом

Не все даже считающие себя довольно образованными люди понимают, в чём состоит разница между фашизмом, нацизмом и национализмом. Идеология фашизма была разработана, как известно Бенито Муссолини, а национал-социализм получил распространение в Германии и был взят на вооружение Адольфом Гитлером.

Чаще всего национал-социализм называют фашизмом или немецким (германским) фашизмом. Среди наших соотечественников понятия национал-социализма и фашизма прочно срослись в единое целое, возможно, так и казалось с точки зрения коммунистической идеологии, проповедовавшей противоположные принципы интернационализма. Тогдашние идеологи не слишком вдавались в тонкости этих идеологий, видя в них единое зло, поэтому смешивали сами эти понятия.

Первоначальная разница между фашизмом и нацизмом

Тоталитарное движение фашизм появилось в Италии (итальянское слово «fascio» можно перевести как связка, пучок, союз, объединение). Фашизм появился после окончания Первой мировой войны, а его эмблемой стала известная римская фасция – связка прутьев.

Гитлер позднее взял учение Муссолини за основу, добавил в неё больше расизма, в результате чего получилась новая философия национал-социализма или сокращённо нацизма.

Однако между этими двумя учениями есть существенная разница, поскольку национализм, который присутствует в обоих из них, имеет разную тональную окрашенность. В основе обеих идеологий лежит шовинизм.

Но шовинизм в фашизме направлен на усиление института государства, единение всех наций под идеей реставрации могущества былой Римской империи. При этом личность оставалась бы под полным контролем (физическим и духовным) того же государства. В нацизме же шовинизм вылился в идею превосходства одной нации над всеми остальными.

Расовая идея, доминирующая в нацизме, доходит до антисемитизма. Остальные нации согласно ей также имеют какое-либо отношение к евреям и запачканы этой связью.

Главная доктрина фашизма

Основное положение доктрины фашизма Муссолини определил как учение о сущности государства, его целях и задачах. Государство для фашизма является таким абсолютом, перед которым отдельные личности и их группы становятся «относительным», поскольку их нельзя представить вне государства. Эта идея была конкретизирована в провозглашённом Муссолини лозунге, который он произнёс в 1927 году в Палате депутатов: «все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства».

Видео о разнице между фашизмом и нацизмом

Доктрина национал-социализма

Нацисты совершенно в другом видели назначение государства, которое должно быть лишь средством для сохранения нации. Мало этого, главной задачей и целью нацизма было не сохранение этого «средства», а постепенный отказ от него с последовательной метаморфозой государства в общество будущего.

Каким же виделось это общество будущего идеологам нацизма? Оно обязательно должно было действовать на принципах расового неравенства.

Поэтому главной начальной целью было очищение немецкой (или арийской) расы, после чего её чистота должна была неукоснительно сохраняться и поддерживаться.

Государство же было лишь промежуточным этапом, нужным на первых порах, пока ведётся строительство общества будущего. Кое-что здесь было позаимствовано даже у Маркса и Ленина, ведь они также отводили государству временную роль на пути строительства также лишённого государственности коммунистического общества. Таким образом, Гитлеру удалось сделать невообразимую компиляцию из доктрины Муссолини и коммунистических идей. В результате получился монстр, осуществляющий безжалостный контроль как изнутри, ведя тотальный контроль всех индивидуумов внутри государства, так и снаружи, сделав из немецкого народа орудие войны, подчинения и уничтожения прочих наций.

Роль человека в фашизме и нацизме

При решении национального вопроса также заметна разница между фашизмом и нацизмом. Фашисты применяли здесь корпоративный подход: для достижения своей конечной цели – создания абсолютного государства, они вполне допускали сотрудничество разных классов и наций.

Нацизм же в лице своих апологетов больше упирал на расовый подход: лишь одна высшая раса должна господствовать над остальными, а все «недочеловеки» должны ей беспрекословно подчиняться.

Это подтверждается и высказываниями лидеров крайне националистических движений, к которым, безусловно, относятся фашизм и национал-социализм. Муссолини называл фашизм такой исторической концепцией, где роль человека сводилась только к активному участию духовного процесса в социальной и семейной группе, в истории, где все нации сотрудничают.

Гитлер же наотрез отказывался признать равноправными с немецким другие народы и ставил задачу поработить их.

Нация или раса?

Идеология нацизма опирается на понятие расы, при этом под расой в Германии той поры понимался конкретный тип людей. Для сохранения чистоты арийской расы принимались специальные законы, делались попытки выведения чётко определённого физиологического типа.

Муссолини же считал понятие расы не реальным, а на 95% состоящим из чувства. То есть, в этом вопросе фашизм и нацизм также принципиально расходятся. Понятием «раса» Муссолини вообще не пользовался, предпочитая ему термин «нация», который как нельзя лучше подходил к понятию «государства». Напротив, Гитлер считал понятие «нация» пустым и устаревшим, называя его политическим орудием либерализма и демократии, и стремясь его упразднить.

В основу национальной политики нацизма лёг антисемитизм. В фашистской Италии в то же самое время евреев не преследовали по идеологическим соображениям. Идеология фашизма была полностью свободна от антисемитизма. Нацистскую теорию антисемитизма и расизма Муссолини открыто осуждал. Кстати, дуче и фюрер очень не любили, если их доктрины путали.

Видео о разнице между фашизмом, нацизмом и национализмом

Идеология тоталитаризма в фашизме и нацизме

Вначале Муссолини, а позднее Гитлер написали свои знаменитые произведения, в которых излагались доктрины руководимых ими режимов. Труд Муссолини назывался «Доктрина фашизма», а Гитлера – «Моя борьба». Эти книги должны были заменить у населения Италии и Германии Библию, убеждая каждого человека в преимуществе и справедливости изложенных в них идей.

Личность в условиях тоталитаризма обязана раствориться, а все устремления должны быть увлечены либо государством, как в случае с фашизмом, либо обществом будущего, о чём грезили национал-социалисты. Тоталитаризм неотделим от террора. В Италии этим занимались чернорубашечники, а в Германии – различные коричневые штурмовые отряды, СС, «Народный трибунал», Гестапо и прочие органы нацистской юстиции. В этом отношении различие между фашизмом и нацизмом было как раз минимальным, из-за чего оба режима были справедливо отнесены к проявлениям тоталитаризма в двадцатом веке.

Отношение фашизма и нацизма к классовой борьбе

Фашистами был выдвинута идея о «единстве нации», привлекательная тем, что она противопоставлялась классовой борьбе, связанным с нею партийным склокам – всё это считалось следствием прогнившей демократической системы. Фашисты были уверены, что на смену парламентской демократии должно прийти корпоративное государство, в основе которого лежали корпорации (профессиональные группы), являющиеся функциональными единицами государства. Объединяясь, корпорации образуют один национальный организм, жизнь которого протекает гладко.

Поэтому неудивительно, что среди сторонников Муссолини было много этнических евреев, которые порой занимали очень высокие посты в государстве. Аналогичных взглядов придерживались и фашистские режимы, которые появились в соседних Испании и Португалии. Поэтому они смогли спокойно пережить войну, которую у нас называли войной с фашизмом.

Совсем другая картина получилась с нацизмом, который в псевдонаучных потугах обмеривал черепа и вычислял долю «арийской крови», пытаясь вычленить признаки «расы господ». В отношении же планов радикального переустройства мира нацисты оказались намного примитивнее фашистов.

Отношение нацистов и фашистов к религии

В вопросах теологии разница между фашизмом и национал-социализмом также была значительная. В государствах, где правили фашистские режимы, институт церкви сохранил огромное влияние и авторитет. Нацисты же к церкви относились презрительно, считая священников конкурентами в борьбе за умы населения.

А Вы знали, в чем разница между фашизмом и нацизмом? Считаете ли Вы эти идеологии схожими? Поделитесь своим мнением в

"... Слово «фашист» сегодня является, безусловно, ругательным, и ругают им кого ни попадя. Ничего удивительного в этом нет: ругательства любят становиться универсальными, это вообще такие специальные слова, которые стремятся обозначать все на свете, и совершенно все равно, что они определяли изначально. Разнося это определение по кочкам, мы потихоньку начинаем забывать его смысл, и так не очень-то явный, строго говоря. И потому становимся беззащитнее, ведь, забыв о сути явления, мы можем не заметить даже самых отчётливых его признаков, разгуливающих у нас под носом. Так что иногда не вредно освежить в памяти основные положения этой идеологии. Просто чтобы помнить и понимать.

В 1950 году ученые Т. Адорно, Н. Санфорд, Э. Френ­кель-Брунсвик и Д. Левинсон провели серию исследований, призванных установить портрет личности, склонной к авторитарному синдрому.

Мы до сих пор не знаем, почему такое большое количество людей склонно к этому синдрому - по мнению исследователей, каждый третий человек открыто к нему расположен (если же люди жили и, главное, воспитывались в авторитарной среде, то «авторитарщиков» в обществе - 60–70%). Для этого синдрома характерно небрежное отношение к правам личности, низкая критичность к общепринятым стереотипам, высокая лояльность к существующей власти, уверенность, что общество имеет право жёстко контролировать человеческую жизнь, страх перед другими народами и странами, примитивный патриотизм («мы самые лучшие, и это не обсуждается») и сознание собственного превосходства над немалой частью человечества.

Страх перед свободой других пугает авторитарщика больше, чем его собственная несвобода. Часть исследователей полагает: этот синдром важен для того, чтобы люди, существа социальные, могли слаженно функционировать. Однако, даже в самом авторитарном обществе каждый третий ребёнок рождается с установкой «не быть как все», и это гарантия того, что такое общество всё же будет способно к развитию. Часть же ученых копает ещё глубже и считает, что причина всего происходящего в том, что человек вообще склонен мыслить стереотипами.

Наш мозг можно представить себе в виде игрушечной железной дороги, по которой ездят длиннющие поезда с вагончиками, наполненными чужими мыслями. Лишь ничтожная часть этого груза является плодом наших собственных умственных усилий. И это прекрасно: чего бы мы добились, если бы каждый вынужден был самостоятельно, с нуля, познавать законы, по которым живёт окружающий мир? Мы охотно передоверяем другим думать за нас, а сами получаем уже готовые таблицы Менделеева, законы Ньютона и советы пить от живота крахмал с йодом. Конечно, важно, чтобы сведения эти доставляло нам внушающее доверия лицо, но мы равно готовы тащить с первых попавшихся помоек совершенно случайные тезисы и верить им беспрекословно при двух условиях: а) мы не слышали другого мнения на эту тему; б) мы сами об этом вообще никогда всерьёз не задумывались.

В Кёльнском университете лет десять назад поставили любопытный эксперимент: группа студентов в течение нескольких недель в разговорах с однокашниками упоминала несуществующего писателя Марбельдина, замечая, что все, что тот пишет, - чистый сюр и вообще дикая бредятина. После этого было проведено общее тестирование студентов, и один из вопросов звучал так: «Назовите современных писателей, произведения которых вы читали, и вкратце укажите своё отношение к их творчеству». Естественно, Марбельдин оказался весьма читаемым автором. Правда, большинство опрошенных невысоко оценили качество его «сюрных, слабых книг».

Если так отменно выступили студенты, народ более-менее размышляющий, то нетрудно догадаться, какие бездны доверчивости раскрываются, если речь идет о простом человеке, который вообще не склонен ломать голову по пустякам, так как у него куры не доены, фиги не стрижены, ребёнок болеет и ипотека не выплачена. Поэтому так легко приходила в общество религия как удобная система готовых стереотипов для всех желающих, если находился подходящий пророк, готовый убедительно и просто говорить о вещах сложных и неоднозначных. Тут нужно было только поверить, что этот посланец облечен доверием высших сил, после чего поверить в дюжину невозможностей до завтрака было уже плёвым делом.

Но очень долго такие системы стереотипов, распространявшиеся почти на всё общество, не могли полностью раскрыть свой потенциал. Мешали низкая скорость и сомнительная чистота передаваемой информации. Да, королевские указы зачитывались вслух на площадях, да, обученные проповедники расходились по приходам унифицировать мозги своей паствы, но любые поправки в эти стереотипы вносились в умы очень медленно, а учителя и проповедники ещё и искажали их своими собственными взглядами и рассуждениями. Так что создать общество, вибрирующее в унисон; общество, мгновенно реагирующее на сигналы с верхушки; общество, которое было бы по-настоящему монолитным, - нет, до 1895 года об этом нельзя было и подумать. А после 1895-го стало можно.

Господа Маркони и Попов никогда не упоминаются в числе виновников возникновения фашизма, а зря. Именно радио стало тем страшным ящиком Пандоры, из которого на головы несчастных жителей XX века вырвались все положенные им беды. Газеты, кино и в дальнейшем телевидение тоже нельзя сбрасывать со счетов, но именно радиоточки, вещавшие со всех углов единообразные тексты, привели к тому, что карта мира прошлого века превратилась в хоровод тоталитарных государств и мы до сих пор ещё расхлёбываем результаты этого события. Италия и Германия, Хорватия и Португалия, Бразилия и Япония, Испания и Венг­рия, равно как и многие другие страны, стали носителями этой идеологии, хотя часто слово «фашизм» никак не звучало в их официальных программах.

Радио, которое за секунды доносит до любого гражданина распоряжения вождя и которое так легко целиком контролировать власти - это ещё полбеды. Хуже всего, что через радио власти смогли напрямую общаться с теми, до кого не добиралось ранее печатное слово, с теми, кто не брал в руки ни книг, ни газет, кто вообще не обладал самостоятельным мнением по большинству вопросов. Впервые власть заговорила с быдлом, с низами общества - самой многочисленной и самой доверчивой его частью. Заговорила простым и понятным языком.

И все-таки почему фашизм стал такой страшной угрозой именно в XX веке и почему так много стран выбрало себе эту идеологию? Кто мог ждать такого от итальянцев с их древними традициями демократии, от германцев с их традиционным преклонением перед разумом? Почему усташи, восставшие хорваты, создали государство, в котором проводились соревнования «сербосеков» – так называли крепящийся к перчатке нож, с помощью которого удобно было перерезать горло людям (чемпионом стал умелец, за восемь часов вскрывший полторы тысячи сербских глоток; правда, ему помогала бригада, подтаскивавшая жертв и отволакивавшая трупы). Почему век торжества науки оказался и веком торжества концлагерей?

Беда в том, что фашизм ниоткуда не «брался»: он был, увы, совершенно естественным устройством сознания среднего человека той эпохи. Национализм, скажем, был распространен повсюду. Когда-то именно национальное самосознание позволило развиться и возникнуть государствам Европы, и никто не видел в этом особой опасности. Сегрегация была общим местом даже в самых демократических обществах: в 30-х годах даже богатый и образованный человек с примесью «цветной» крови не смел переступить порог оте­ля для белых ни в Малайзии, ни в Индии, ни в Южной Африке, ни во многих штатах США. Пат­риотизм считался безусловной доблестью, равно как и готовность живот положить за царя и отечество. Войну не полагали таким уж страшным злом, она воспринималась как нечто естественное и часто полезное.

Если порыться в классике, мы найдем у самых просвещенных умов человечества весь комплекс фашистских представлений за многие сотни лет до того, как Бенито Муссолини привел к власти партию с таким названием. Пожалуй, застрахованы от этой напасти (и то не конца), были лишь США, в которых отцы-основатели достаточно потрудились для того, чтобы их потомки не слишком экспериментировали с государственным устройством. Но именно в XX веке наука вложила человечеству в руки инструменты, с помощью которых стали возможны и создание таких режимов, и все вытекающие оттуда кровавые последствия. Это прежде всего быстрые СМИ, средства связи и военная техника. Никогда ещё государство не становилось таким могущественным, и никогда ещё оно не было столь опасным для своих и чужих граждан.

Неэффективность фашизма оказалась доказана просто и быстро: он проиграл войну. Агрессивное, но не гибкое; умеющее быстро мобилизоваться, но неспособное к полноценному техническому прогрессу; вызывающее ненависть у захваченных народов, но не умеющее жить в состоянии мира – фашистское общество показало свою несостоятельность. Экономика не любит такого масштабного администрирования, наука задыхается без питательного бульона свободы и не­ограниченной информации, а человеческое сознание начинает буксовать от постоянной лжи вокруг.

Тем не менее человечество не было бы человечеством, если б не его привычка совершать многократные круговые пробежки по граблям. До сих пор остались общества, бесспорно, фашистские – например, Северная Корея являет миру этот нежнейшей прелести чистейший образец. Мусульманский мир, проспавший в XX веке всё, что только можно было проспать, начинает заигрывать с этой идеологией, подменяя в ней, правда, национальную исключительность на религиозную. А кое-где раздаются отдельные голоса, клевещущие, что и на территории современной России можно наблюдать некоторые из десяти клинических признаков фашизма, что, дескать, неудивительно, если учесть, как долго её граждане жили при авторитарном режиме и славили великих вождей. Но мы думаем, вряд ли. Интернет не позволит. Времена, когда власть могла следить за тем, чтобы в мозги насаждались исключительно правильные стерео­типы, прошли, сегодня любой блогер и «вконтакт­ник» разводит собственные стереотипы в промышленных количествах. Кривые, косые, блохастые, откровенно глупые - но свои.

Но окончательно свободно вздохнуть можно будет, конечно, лишь когда количество персональных компьютеров в России превысит количество телевизоров. Тогда на том, что у нашего общества хоть когда-нибудь будет единое мнение хоть о чем-нибудь, можно будет поставить радостный жирный крест.

Сегодня мировой наукой выделено десять признаков, совокупность которых непременно является фашизмом, хотя то или иное фашистское государство может и не иметь некоторые из них.

1. Антилиберализм, распространяющийся на все сферы жизни - от частной до интеллектуальной и коммерческой. Запрещено (или вызывает подозрение) всё, что не разрешено. Инакомыслие приравнивается к преступлению.

2. Традиционализм. По крайней мере, декларируемый. Новшества в науке, в быту, в политике, в культуре автоматически объявляются злом, а если возникает необходимость допустить их в обиход, им подыскивают подходящих предков в истории, которая по такому поводу кроится и перешивается, как латаное пальтишко.

3. Национализм. Самая многочисленная нация объявляется высшей (таких наций может быть и несколько), остальные делятся на две категории: «подчинённые» и «опасные». О подчинённых можно даже заботиться как о неразумных детях, над ними можно посмеиваться, но в целом к ним стоит относиться снисходительно. Они оцениваются представителями «высшей» нации как глуповатые, безответственные, наивные и добродушные существа, нуждающиеся в управлении. Нации «опасные», напротив, используются как пугало, при этом больше ненависти и страха вызывают не «враги по периметру», а «внутренние резиденты», которым приписываются такие качества, как жадность, преступность, хитрость, жестокость и подлость.

4. Антикоммунизм. Большинство историков склонны полагать, правда, что это историческая, а не причинно-следственная взаимосвязь и если бы конкурирующей с фашизмом тоталитарной идеологией была другая, то место антикоммунизма заняла бы она. Ведь к социализму – ближайшей к коммунизму и принятой многими фашистскими режимами системе - никаких претензий не было, а в качестве «коммунистов» фашисты преследовали людей самых разных взглядов - например католиков и нудистов.

5. Этатизм. Термин произошел от французского «еtat» - «государство» и признает абсолютное первенство интересов государства над любыми правами человека.

6. Корпоративизм. Разделение общества на социальные группы с разными правами и обязанностями, при этом не всегда прописанными официально. Что позволено партийному чиновнику, не позволено работяге у станка, и наоборот. Общество фактически делится на привилегированную элиту и остальных, при этом все распихиваются по ячейкам, организациям, сообществам и союзам, которые контролируют жизнь своих членов.

7. Популизм. Официально власть, конечно, служит во имя народа, денно и нощно печётся о благе народа и является его, народа, голосом.

8. Милитаризм. Для консолидации общества нужны враги. Для подъёма национального самосознания нужны войны или хотя бы подготовка к этим войнам. Массовые обязательные призывы на военную службу, гонка вооружений, военно-пат­риотическое воспитание молодёжи и собственно боевые действия, пусть и неглобальные, - характерные признаки фашизма.

9. Вождизм. Само слово «фашизм» происходит от латинского слова «fascio» - «связка». Все люди, в едином порыве сжавшись в единый кулак, управляются единой идеей, рожденной в голове единственного и неповторимого вождя. Все остальные могут ошибаться, вождь – никогда. Почему люди с авторитарным синдромом так легко впадают в любовный экстаз по отношению к типам, сумевшим оседлать вертикаль власти и показать оттуда всем большие зубы, - это вопрос к психоаналитикам. Мы же отметим, что лишь в исключительных случаях фашистские идеологии не приводили к созданию такого единого земного воплощения Бога-Отца.

10. Примитивизм. Идеология, рассчитанная на самые примитивные умы. Никаких сложных доктрин, неоднозначных определений, никаких «видите ли, эту проблему нужно рассматривать с разных сторон». Сомнение и желание во всём разобраться самостоятельно - худшее чувство, которое может быть при скармливании очередного стереотипа массам..."

Ответить

Прокомментировать