Что делали с женщинами в концлагерях. Как фашисты издевались над детьми в концлагере саласпилс

Все мы можем согласиться, что во время Второй мировой войны нацисты делали ужасные вещи. Холокост, пожалуй, был самым известным их преступлением. Но в концентрационных лагерях происходили страшные и нечеловеческие вещи, о которых большинство людей не знали. Узники лагерей использовались в качестве подопытных в множестве экспериментов, которые были очень болезненными и обычно приводили к смерти.
Эксперименты со свёртыванием крови

Доктор Зигмунд Рашер проводил на заключённых эксперименты по свёртыванию крови в концлагере Дахау. Он создал препарат, Полигал, в состав которого входили свёкла и яблочный пектин. Он считал, что эти таблетки могли способствовать остановке кровотечений из боевых ран или во время хирургических операций.

Каждому подопытному давали по таблетке этого препарата и стреляли в шею или грудь для проверки его эффективности. Потом заключённым ампутировали конечности без анестезии. Доктор Рашер создал компанию по производству этих таблеток, на которой также работали заключённые.

Эксперименты с сульфаниламидными препаратами


В концлагере Равенсбрюк на узниках проверяли эффективность сульфонамидов (или сульфаниламидных препаратов). Подопытным делали надрезы на наружной стороне икр. Затем врачи втирали смесь бактерий в открытые раны и зашивали их. Для моделирования боевых ситуаций в раны также заносили осколки стекла.

Однако этот метод оказался слишком мягким по сравнению с условиями на фронтах. Для моделирования ран от огнестрельного оружия кровеносные сосуды перевязывали с обеих сторон для прекращения циркуляции крови. Затем заключённым давали сульфаниламидные препараты. Несмотря на достижения, сделанные в научной и фармацевтической сферах благодаря этим экспериментам, заключённые испытывали ужасную боль, которая приводила к тяжёлым травмам или даже смерти.

Эксперименты по замораживанию и гипотермии


Немецкие армии были плохо подготовлены к холоду, с которым они столкнулись на Восточном фронте и от которого умирали тысячи солдат. В результате доктор Зигмунд Рашер проводил в Биркенау, Аушвице и Дахау эксперименты для выяснения двух вещей: времени, требуемого для снижения температуры тела и смерти, и методов оживления замёрзших людей.

Обнажённых заключённых или помещали в бочку с ледяной водой, или выгоняли на улицу при минусовых температурах. Большинство жертв умирали. Те, кто только терял сознание, подвергались болезненным процедурам оживления. Для оживления подопытных помещали под лампы солнечного света, которые обжигали им кожу, заставляли совокупляться с женщинами, вводили внутрь кипяток или помещали в ванны с тёплой водой (что оказалось наиболее эффективным методом).

Эксперименты с зажигательными бомбами


В течение трёх месяцев в 1943 и 1944 годах на заключённых Бухенвальда проверяли эффективность фармацевтических препаратов от фосфорных ожогов, вызываемых зажигательными бомбами. Подопытных специально обжигали фосфорным составом из этих бомб, что было очень болезненной процедурой. Заключённые получали серьёзные травмы во время этих экспериментов.

Эксперименты с морской водой


На заключённых Дахау проводились эксперименты, связанные с поисками способов превращения морской воды в питьевую. Подопытные делились на четыре группы, члены которых обходились без воды, пили морскую воду, пили морскую воду, обработанную по методу Берка, и пили морскую воду без соли.

Подопытным давали еду и питье, назначенные для их группы. Заключённые, которые получали морскую воду того или иного вида, в конце концов, начинали страдать от сильной диареи, конвульсий, галлюцинаций, сходили с ума и со временем умирали.

Кроме того, подопытным делали пункционную биопсию печени или поясничные проколы для сбора данных. Эти процедуры были болезненными и в большинстве случаев заканчивались смертью.

Эксперименты с ядами

В Бухенвальде проводились эксперименты по действию ядов на людей. В 1943 году заключённым тайно вводили яды.

Одни умирали сами от отравленной еды. Других убивали ради вскрытия. Год спустя в заключённых стреляли начинёнными ядом пулями для ускорения сбора данных. Эти подопытные испытывали ужасные мучения.

Эксперименты со стерилизацией


В рамках истребления всех неарийцев нацистские врачи проводили эксперименты по массовой стерилизации на заключённых разных концлагерей в поисках наименее трудоёмкого и самого дешёвого метода стерилизации.

В одной серии экспериментов для блокирования фаллопиевых труб в репродуктивные органы женщин вводился химический раздражитель. Некоторые женщины умирали после этой процедуры. Других женщин убивали для проведения вскрытия.

В ряде других экспериментов заключённых подвергали сильному рентгеновскому облучению, которое приводило к серьёзным ожогам на животе, в паху и на ягодицах. Их также оставляли с неизлечимыми язвами. Некоторые подопытные умирали.

Эксперименты по регенерации костей, мышц и нервов и пересадке костей


Около года на заключённых Равенсбрюка проводились эксперименты по регенерации костей, мышц и нервов. Операции с нервами включали удаление сегментов нервов из нижних частей конечностей.

Эксперименты с костями включали ломание и вправление костей в нескольких местах на нижних конечностях. Переломам не давали зажить надлежащим образом, так как врачам нужно было изучать процесс заживления, а также тестировать различные методы заживления.

Врачи также удаляли у подопытных множество фрагментов большой берцовой кости для изучения регенерации костных тканей. Трансплантации костей включали пересадку фрагментов левой большой берцовой кости на правую и наоборот. Эти эксперименты причиняли заключённым невыносимую боль и наносили им тяжёлые травмы.

Эксперименты с сыпным тифом


С конца 1941 года до начала 1945 года врачи проводили эксперименты на узниках Бухенвальда и Нацвейлера в интересах немецких вооружённых сил. Они тестировали вакцины от сыпного тифа и других болезней.

Примерно 75% подопытных вкалывали пробные вакцины от сыпного тифа или другие химические вещества. Они вводились с вирусом. В результате более 90% из них умирали.

Оставшимся 25% подопытных вирус вводился без какой-либо предварительной защиты. Большинство из них не выживали. Врачи также проводили эксперименты, связанные с жёлтой лихорадкой, оспой, тифом и другими болезнями. Сотни заключённых умерли, и ещё больше узников в результате страдали от невыносимых болей.

Эксперименты с близнецами и генетические эксперименты


Целью Холокоста была ликвидация всех людей неарийского происхождения. Евреи, негры, латиноамериканцы, гомосексуалы и другие люди, которые не соответствовали определённым требованиям, должны были быть истреблены так, чтобы осталась только «высшая» арийская раса. Генетические эксперименты проводились для предоставления нацистской партии научных доказательств превосходства арийцев.

Доктора Йозефа Менгеле (также известного как «Ангел Смерти») сильно интересовали близнецы. Он отделял их от остальных узников при их поступлении в Аушвиц. Каждый день близнецы должны были сдавать кровь. Настоящая цель этой процедуры неизвестна.

Эксперименты с близнецами носили обширный характер. Их должны были тщательно обследовать и измерять каждый сантиметр их тела. После этого проводились сравнения для определения наследственных черт. Иногда врачи проводили массовые переливания крови из одного близнеца в другого.

Поскольку люди арийского происхождения в основном имели голубые глаза, для их создания проводились эксперименты с химическими каплями или инъекциями в радужную оболочку глаза. Эти процедуры были очень болезненными и приводили к заражениям и даже слепоте.

Инъекции и поясничные проколы делались без анестезии. Один близнец специально заражался болезнью, а другой – нет. Если один близнец умирал, другого близнеца убивали и изучали для сравнения.

Ампутации и удаления органов также проводились без анестезии. Большинство близнецов, которые попадали в концлагерь, умирали тем или иным способом, а их вскрытия были последними экспериментами.

Эксперименты с большими высотами


С марта по август 1942 года узники концлагеря Дахау использовались в качестве подопытных в экспериментах по проверке человеческой выносливости на больших высотах. Результаты этих экспериментов должны были помочь немецким воздушным силам.

Подопытных помещали в камеру с низким давлением, в которых создавались атмосферные условия на высотах до 21000 метров. Большинство подопытных погибали, а выжившие страдали от разных травм от пребывания на больших высотах.

Эксперименты с малярией


В течение трёх с лишним лет более 1000 узников Дахау использовались в серии экспериментов, связанных с поисками средств лечения малярии. Здоровые заключённые заражались москитами или экстрактами из этих москитов.

Заболевшие малярией заключённые потом лечились различными препаратами для проверки их действенности. Многие узники умирали. Выжившие заключённые сильно мучились и в основном становились инвалидами на всю оставшуюся жизнь.

Коллекция фотографий, загадочным образом появившаяся на юге Франции, снята в лагере в Баварии, который нацисты рекламировали, чтобы показать, что они чтят права человека.

Польские заключённые на фотографиях наряжены в костюмы. Некоторые одеты в выдуманную униформу, увешанную импозантными медалями, с усами и пенсне. Другие втиснулись в женские платья, накрасили ресницы и спрятали волосы под белокурые парики. Они смеются и танцуют на сцене. В оркестровой яме перед партитурами сидят другие пленные, увлечённые игрой на своих скрипках, флейтах и трубах.

Это сцены из повседневной жизни нацистского Офлага (сокращённо от немецкого слова Offizierslager, лагерь для военнопленных офицеров) в Мурнау, на крайнем юге Баварии, во время Второй мировой войны.

Польским офицерам, заключённым в Мурнау, разрешали для развлечения ставить спектакли и оперетты. Мужчины брали на себя и женские роли.

Фотографии не совсем соответствуют обычному представлению о нацистском лагере, который ассоциируется с принудительным трудом и массовыми убийствами. Действительно, сообщения о заключённых, играющих в спектаклях, о библиотеках, выставках, спортивных мероприятиях и академических лекциях за колючей проволокой и тюремными стенами всегда звучали неправдоподобно. Сохранялся разумный скептицизм даже после окончания войны, когда заключённые возвращались домой и рассказывали о богатой культурной жизни в лагере для военнопленных.

В Германии большинство людей до сих пор мало знают об условиях жизни польских офицеров, содержавшихся в Офлаге. Одна из причин – языковой барьер. Мемуары бывших польских военнопленных, издававшиеся годами, как правило, появлялись исключительно на польском языке.

С этими фотографиями рисуется совсем другая история. Хотя прошло более десяти лет, прежде чем широкая публика в Мурнау узнала о необычной коллекции снимков, найденных на юге Франции и в удивительных деталях документирующих мероприятия в Oflag VII-A, у подножия Альп, незадолго до окончания Второй мировой войны.

Деревянный ящик в мусорном ведре

Была зимняя ночь в 1999 году, когда 19-летний Оливье Ремпфер возвращался в свой город Кань-сюр-Мер на юго-востоке Франции после вечера, проведённого с друзьями в соседнем Сен-Лоран-дю-Вар. Тогда ему попался на глаза деревянный ящик на мусорном контейнере. Из любопытства Оливье открыл коробку и увидел завёрнутые в бумагу цилиндрические предметы.

Дома он их развернул и обнаружил, что это рулоны чёрно-белой 35-миллиметровой плёнки. На свету удалось разглядеть сцену, униформу, казармы, сторожевые вышки и людей в костюмах. Ремпфер решил, что плёнки, должно быть, со съёмок какого-нибудь фильма о войне, а мужчины в них – актёры. С этой мыслью он отложил коробку и забыл о ней, а старый дом, рядом с которым он её нашёл, через пару дней снесли бульдозерами.

Годы спустя на этот скарб наткнулся его отец, Ален Ремпфер. Старший Ремпфер, фотограф, так же не спешил никому показывать негативы до 2003 года. Но тогда он купил плёночный сканер и наконец нашёл время детальнее рассмотреть около 300 кадров из коллекции. «Я быстро понял, что это настоящие исторические фотографии, сделанные во время войны в лагерях для военнопленных, – сказал Ремпфер. – На краях плёнки было написано название бренда "Voigtländer"" (Фогтлендер). Оно не было мне знакомо по фильмам, но я знал, что Voigtländer был немецким производителем фотоаппаратов».

«Это было как немое кино»

Ремпфер искал разгадку, где бы эти фотографии могли быть сняты. В одном кадре он увидел грузовик с несколькими мужчинами. Сзади на машине белой краской было написано «PW Camp Murnau» и ещё справа «PL». Небольшое исследование показало, что с 1939 по 1945 год в немецком городе Мурнау находился лагерь для польских военнопленных офицеров.


Этот снимок с грузовиком и надписью «PW Camp Murnau» стал зацепкой в установлении места съёмки.

Отец и сын пристально и с увлечением изучали фотографии. «Эти молодые люди, жившие в лагере, смотрели с плёнок прямо на нас, – сказал Ремпфер старший. – Мы не знаем ни их имён, ни их жизни, мы ничего не знаем об их надеждах и их чувствах. Это было странное впечатление, будто кто-то выключил звук и оставил смотрящим немое кино».

«Мы с Оливье подумали, что, возможно, должны отдать фотографии в музей или библиотеку. Но побоялись, что о них снова забудут на многие годы», – говорит Ремпфер. Отец и сын решили, что лучшим способом показать фотографии миру станет веб-сайт. Они надеялись, что изображения дойдут до всех, кто может быть в них заинтересован, в особенности – до членов семей бывших военнопленных, которые могли бы узнать кого-нибудь на фотографиях. Коллекция оцифрованных снимков опубликована онлайн . На сайте также постоянно добавляют новую, связанную с кадрами информацию.

Забытая глава истории

С Ремферами связались родственники многих польских военнопленных, семьи которых сейчас живут в США, Австралии, Канаде или Англии. «Некоторые узнали на фотографиях своих отцов, дедов или дядей», – рассказал Ален. Бывшие военнопленные после своего освобождения, как правило, мало что говорили о годах, проведённых в плену. Для многих потомков это была первая возможность узнать о жизни офицеров в лагерных условиях.

На то, чтобы найти фотографов, которые сделали снимки, Ремферы даже не надеялись. «Это было слишком сложно». Но одного из них удалось идентифицировать. Им оказался польский солдат Сильвестр Будзинский .

На протяжении многих лет в Мурнау также предпринимались усилия по сбору информации о лагере, однако до читателей за пределами региона дошло немного публикаций на эту тему. В 1980 году газета «Франкфуртер альгемайне» опубликовала статью немецкого историка Альфреда Шикеля «Польские военнопленные в немецких офицерских лагерях – забытая глава истории». Однако позднее Шикель стал ассоциироваться с правым экстремизмом. В статье 1980 года он сетовал на отсутствие интереса со стороны «историков и здесь, и в других местах на Западе» к судьбе примерно 18 000 польских офицеров, которые стали немецкими военнопленными.

Образцовый лагерь

Из 12 нацистских лагерей для военнопленных офицеров в Мурнау содержались самые высокоранговые заключённые. Среди прочих был главнокомандующий ВМС Польши вице-адмирал Юзеф Унруг , а также дивизионный генерал Юлиуш Руммель , руководивший обороной Варшавы в 1939 году.

«С заключёнными обращались хорошо, по крайней мере, насколько это было возможно при сложившихся обстоятельствах», – сообщает Марион Хрушка, глава исторического объединения Мурнау. Она много лет изучала историю лагеря и организовала посвящённую ему выставку. Хрушка говорит, что Офлаг VII-A Мурнау содержал более 5000 заключённых и был организован как «образцовый лагерь». Его регулярно инспектировали представители Международного Красного Креста. Историк объясняет, что тем самым нацисты намеревались показать, что они придерживаются норм международного права и Женевских конвенций.

Но это было далеко не так, утверждает Хрушка. Бывали случаи, когда заключённых расстреливали. И вообще, якобы корректное обращение с пленными моментально прекращалось при столкновении с расистской идеологией нацистов. Например, польские офицеры еврейского происхождения содержались отдельно от других заключённых в лагерном гетто. [Отметим, что с советскими военнопленными в любом из лагерей обращались бесчеловечно. Йозеф Геббельс объяснял это тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию и не следовал её положениям.]

Но как фотографии из лагеря военнопленных в Мурнау оказались на юге Франции?

Хрушка говорит, что в последние дни войны в Мурнау прибыло несколько сотен солдат союзников, среди них были французские военные. Вполне возможно, в этом есть взаимосвязь, но существуют и другие версии. Например, польский офицер мог переехать во Францию после войны и привезти с собой отснятые плёнки.

Кому разрешали фотографировать?

Невозможно сказать, кто мог взять фотоплёнки из лагеря. Среди них есть кадры освобождения Офлага американскими войсками и изображения взорванного Мюнхена. Очевидно, их сделали несколько фотографов.

Однако ценность находки неоспорима. «Меня ошеломило такое множество фотографий. Я всегда полагала, что фотографировать в лагере разрешали только немцам», – говорит Хрушка.

Она знала о том, что внутри лагеря находился один немецкий фотограф. Его снимки после цензурной проверки печатались в виде открыток, которые заключённым разрешали отправлять домой. Большинство из этих – фото театральных постановок или спортивных мероприятий. Некоторые из тех кадров оказались в городских архивах Мурнау.

Но Хрушка не верит, что снимки, обнаружившиеся во Франции, сделал немец. Она уверена, что во время освобождения лагеря союзниками ни один немецкий фотограф не стоял рядом с фотоаппаратом в руках.


Очевидец Том Водзинский, связавшийся с Ремпферами после публикации фотографий, сказал, что на этом снимке, вероятно, запечатлены помещения для младших офицеров и рядовых в блоках E, F, G, H и K.


Большинство заключённых польских офицеров принадлежали к военной элите и были избавлены от принудительного труда, распространённого в нацистских лагерях. Видимо, офицерам предоставляли достаточно свободного времени.



Театральная сцена.



В состав Офлага в Мурнау входил и оркестр. Аудитория состояла из немецких солдат в лагере, которые время от времени приводили на представления свои семьи.



На сцене лагерного театра.


По свидетельствам очевидца Тома Водзинского, на этой фотографии прачечная для младших офицеров и рядовых солдат.


Заключённый перед дверью администрации лагеря.



Можно подумать, что это снимок из санатория. Но неизвестно, разрешалось ли купаться в бассейне пленникам или только охранникам.



Во второй половине дня 29 апреля 1945 года американские солдаты подъехали к Мурнау с севера, когда мимо проезжала машина с офицерами СС.



После перестрелки большинство немецких солдат обернулись в бегство.



Немецкие солдаты отступили в направлении Мурнау. Очевидцы говорят, что некоторые заключённые забирались на заборы и стреляли в американцев.



Кадр сделал неизвестный фотограф из окна одного из лагерных зданий.



Двое погибших эсэсовцев. Том Водзинский опознал их как полковника Тейхманна и капитана Видманна.



Американские солдаты поспешили задержать остальных немецких солдат и охранников в лагере.



Очевидно, фотограф покинул свою позицию в лагере, чтобы ближе рассмотреть погибших немецких офицеров, тела которых к тому моменту перенесли на обочину.



Вход в Офлаг VII-A Мурнау в день освобождения лагеря американскими войсками 29 апреля 1945 года.



Загадочный фотограф, видимо, беспрепятственно фотографировал в лагере как до, так и после его освобождения.


Польский офицер после освобождения лагеря.



29 апреля 1945 года американские войска освободили около 5000 заключённых из лагеря для военнопленных офицеров в Мурнау.



Люди с поднятыми руками, возможно, это сдавшиеся немецкие лагерные охранники.



Заключённые готовятся к освобождению из Мурнау.



Польские офицеры в лагере.



После освобождения лагеря в 1945 году. Перед казармой бывшие заключённые сидят на шезлонгах.



Эта фотография снята после освобождения пленников. Видимо, они ждут грузовики, чтобы разъехаться.


На камне вырезано сокращённое название лагеря в Мурнау – Oflag VII-A.



Фургон Красного Креста и освобождённые из лагеря офицеры.



Кто эти люди и что подвигло фотографа запечатлеть их, неизвестно.



Среди фотографий военнопленных в лагере есть кадры из Мюнхена, на которых немцы стоят в очереди за молоком.


Ещё несколько фотографий с руинами Мюнхена после бомбардировок союзными войсками. На этом снимке видны башни церкви Святого Максимилиана.



Мюнхенский мост Райхенбах, за ним разрушенные дома.



Ещё один снимок из Мюнхена.

Лишь недавно исследователи установили, что в десятке европейских концлагерей нацисты заставляли женщин-заключенных заниматься проституцией в специальных борделях, - пишет Владимир Гинда в рубрике Архив в № 31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года.

Мучения и смерть или проституция - перед таким выбором нацисты ставили европеек и славянок, оказавшихся в концлагерях. Из тех нескольких сотен девушек, что выбрали второй вариант, администрация укомплектовала бордели в десяти лагерях - не только в тех, где узники использовались как рабочая сила, но и в других, нацеленных на массовое уничтожение.

В советской и современной европейской историографии эта тема фактически не существовала, лишь пара американских ученых - Венди Гертъенсен и Джессика Хьюз - поднимали некоторые аспекты проблемы в своих научных работах.

В начале XXI века немецкий культуролог Роберт Зоммер начал скрупулезно восстанавливать информацию о сексуальных конвейерах

В начале XXI века немецкий культуролог Роберт Зоммер начал скрупулезно восстанавливать информацию о сексуальных конвейерах, действовавших в ужасающих условиях немецких концлагерей и фабрик смерти.

Итогом девяти лет исследований стала изданная Зоммером в 2009 году книга Бордель в концентрационном лагере , которая шокировала европейских читателей. На основе этой работы в Берлине организовали выставку Секс-работа в концлагерях.

Постельная мотивация

“Узаконенный секс” появился в фашистских концентрационных лагерях в 1942 году. Дома терпимости эсэсовцы организовали в десяти учреждениях, среди которых были в основном так называемые трудовые лагеря, - в австрийском Маутхаузене и его филиале Гузене, немецких Флоссенбурге, Бухенвальде, Нойенгамме, Заксенхаузене и Дора-Миттельбау. Кроме того, институт подневольных проституток ввели еще и в трех лагерях смерти, предназначенных для уничтожения заключенных: в польском Аушвице-Освенциме и его “спутнике" Моновице, а также в немецком Дахау.

Идея создания лагерных борделей принадлежала рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру. Данные исследователей говорят, что он был впечатлен системой стимулов, применявшейся в советских исправительно-трудовых лагерях с целью повышения производительности труда заключенных.

Imperial War Museum
Один из его бараков Равенсбрюка, крупнейшего женского концлагеря нацистской Германии

Гиммлер решил перенять опыт, попутно от себя присовокупив к списку “стимулов” то, чего не было в советской системе, - “поощрительную” проституцию. Шеф СС был уверен, что право на посещение борделя наряду с получением прочих бонусов - сигарет, наличных или лагерных ваучеров, улучшенного рациона - может заставить узников работать больше и лучше.

На деле право посещения таких заведений было преимущественно у лагерных охранников из числа заключенных. И этому есть логичное объяснение: большинство мужчин-узников были измождены, так что ни о каком сексуальном влечении и не думали.

Хьюз указывает, что доля мужчин из числа заключенных, которые пользовались услугами борделей, была крайне мала. В Бухенвальде, по ее данным, где в сентябре 1943 года содержались около 12,5 тыс. человек, за три месяца публичный барак посетили 0,77% узников. Схожая ситуация была и в Дахау, где по состоянию на сентябрь 1944-го услугами проституток воспользовались 0,75% от тех 22 тыс. заключенных, которые там находились.

Тяжелая доля

Одновременно в борделях работали до двух сотен секс-рабынь. Больше всего женщин, два десятка, содержались в притоне в Освенциме.

Работницами борделей становились исключительно женщины-заключенные, как правило, привлекательные, в возрасте от 17 до 35 лет. Около 60-70% из них были немками по происхождению, из числа тех, кого власти Рейха называли “антиобщественными элементами”. Некоторые до попадания в концлагеря занимались проституцией, поэтому соглашались на схожую работу, но уже за колючей проволокой, без проблем и даже передавали свои навыки неискушенным коллегам.

Примерно треть секс-рабынь эсэсовцы набрали из узниц других национальностей - полек, украинок или белорусок. Еврейки не допускались к такой работе, а заключенные-евреи не имели права посещать публичные дома.

Эти работницы носили специальные знаки отличия - черные треугольники, нашитые на рукава их роб.

Примерно треть секс-рабынь эсэсовцы набрали из узниц других национальностей - полек, украинок или белорусок

Часть девушек добровольно соглашались на “работу”. Так, одна бывшая сотрудница медсанчасти Равенсбрюка - крупнейшего женского концентрационного лагеря Третьего рейха, где содержались до 130 тыс. человек, - вспоминала: некоторые женщины добровольно шли в публичный дом, потому что им обещали освобождение после шести месяцев работы.

Испанка Лола Касадель, участница движения Сопротивления, в 1944 году попавшая в этот же лагерь, рассказывала, как староста их барака объявила: “Кто хочет работать в борделе, зайдите ко мне. И учтите: если добровольцев не окажется, нам придется прибегнуть к силе”.

Угроза не была пустой: как вспоминала Шейна Эпштейн, еврейка из каунасского гетто, в лагере обитательницы женских бараков жили в постоянном страхе перед охраной, которая регулярно насиловала узниц. Налеты совершались ночью: пьяные мужчины ходили с фонариками вдоль нар, выбирая самую красивую жертву.

"Их радости не было предела, когда они обнаруживали, что девушка была девственницей. Тогда они громко смеялись и звали своих коллег”, - говорила Эпштейн.

Потеряв честь, а то и волю к борьбе, некоторые девушки шли в бордели, понимая, что это их последняя надежда на выживание.

“Самое важное, что нам удалось вырваться из [лагерей] Берген-Бельзен и Равенсбрюка, - говорила о своей “постельной карьере” Лизелотта Б., бывшая заключенная лагеря Дора-Миттельбау. - Главное было как-то выжить”.

С арийской дотошностью

После первоначального отбора работниц привозили в спецбараки в тех концлагерях, где их планировали использовать. Чтобы привести изможденных узниц в болееменее пристойный вид, их помещали в лазарет. Там медработники в форме СС делали им уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, ели и даже загорали под кварцевыми лампами.

Во всем этом не было сочувствия, а только расчет: тела готовили к тяжелому труду. Как только цикл реабилитации заканчивался, девушки становились частью секс-конвейера. Работа была ежедневной, отдых - только если не было света или воды, если объявлялась воздушная тревога или во время трансляции по радио речей германского лидера Адольфа Гитлера.

Конвейер работал как часы и строго по расписанию. Например, в Бухенвальде проститутки вставали в 7:00 и до 19:00 занимались собой: завтракали, делали зарядку, проходили ежедневные медосмотры, стирали и убирали, обедали. По лагерным меркам еды было так много, что проститутки даже меняли продукты на одежду и другие вещи. Все заканчивалось ужином, а с семи вечера начиналась двухчасовая работа. Не выходить на нее лагерные проститутки могли, только если у них были “эти дни” или они заболевали.


AP
Женщины и дети в одном из бараков лагеря Берген-Бельзен, освобожденные британцами

Сама процедура предоставления интимных услуг, начиная от отбора мужчин, была максимально детализирована. Получить женщину могли в основном так называемые лагерные функционеры - интернированные, занимавшиеся внутренней охраной и надзиратели из числа заключенных.

Причем поначалу двери борделей открывались исключительно перед немцами или представителями народов, проживавших на территории Рейха, а также перед испанцами и чехами. Позже круг посетителей расширили - из него исключили лишь евреев, советских военнопленных и рядовых интернированных. Например, журналы посещения публичного дома в Маутхаузене, которые педантично вели представители администрации, показывают, что 60% клиентов составляли уголовники.

Мужчины, желавшие предаться плотским утехам, сначала должны были взять разрешение у руководства лагеря. После они покупали входной билет за две рейхсмарки - это чуть меньше, чем стоимость 20 сигарет, продававшихся в столовой. Из этой суммы четверть доставалась самой женщине, причем лишь в том случае, если она была немкой.

В лагерном борделе клиенты, прежде всего, оказывались в зале ожидания, где сверяли их данные. Затем они проходили медобследование и получали профилактические инъекции. Далее посетителю указывали номер комнаты, куда он должен идти. Там и происходило соитие. Разрешена была только “поза миссионера”. Разговоры не приветствовались.

Вот как описывает работу борделя в Бухенвальде одна из содержавшихся там “наложниц” - Магдалена Вальтер: “У нас была одна ванная с туалетом, куда женщины шли, чтобы помыться перед приходом следующего посетителя. Сразу же после мытья появлялся клиент. Все работало как конвейер; мужчинам не разрешалось находиться в комнате больше 15 минут”.

За вечер проститутка, согласно сохранившимся документам, принимала 6-15 человек.

Тело в дело

Узаконенная проституция была выгодна властям. Так, только в Бухенвальде за первые шесть месяцев работы бордель заработал 14-19 тыс. рейхсмарок. Деньги шли на счет управления экономической политики Германии.

Немцы использовали женщин не только как объект сексуальных утех, но и как научный материал. Обитательницы борделей тщательно следили за гигиеной, ведь любая венерическая болезнь могла стоить им жизни: заразившихся проституток в лагерях не лечили, а ставили над ними эксперименты.


Imperial War Museum
Освобожденные узницы лагеря Берген-Бельзен

Ученые Рейха делали это, выполняя волю Гитлера: тот еще до войны назвал сифилис одной из самых опасных болезней в Европе, способной привести к катастрофе. Фюрер считал, что спасутся только те народы, которые найдут способ быстро излечивать недуг. Ради получения чудо-лекарства эсэсовцы и превращали зараженных женщин в живые лаборатории. Впрочем, живыми они оставались недолго - интенсивные эксперименты быстро приводили узниц к мучительной смерти.

Исследователи обнаружили ряд случаев, когда даже здоровых проституток отдавали на растерзание садистов-медиков.

В лагерях не жалели и беременных. Кое-где их сразу умерщвляли, кое-где делали им искусственное прерывание и через пять недель вновь отправляли “в строй”. Причем аборты производились на разных сроках и разными способами - и это тоже становилось частью исследований. Некоторым узницам разрешали рожать, но лишь затем, чтобы после экспериментальным путем определить, сколько может прожить младенец без питания.

Презренные узницы

По словам бывшего узника Бухенвальда голландца Альберта ван Дейка, лагерных проституток другие заключенные презирали, не обращая внимания на то обстоятельство, что выйти “на панель” их заставили жестокие условия содержания и попытка спасти свою жизнь. Да и сама работа обитательниц борделей была сродни ежедневному многократному изнасилованию.

Некоторые из женщин, даже оказавшись в борделе, пытались отстоять свою честь. Например, Вальтер попала в Бухенвальд девственницей и, оказавшись в роли проститутки, пыталась защититься от первого клиента ножницами. Попытка не удалась, и, согласно записям учета, в тот же день бывшая девственница удовлетворила шестерых мужчин. Вальтер вытерпела это потому, что знала: в противном случае ее ждет газовая камера, крематорий или барак для жестоких экспериментов.

Не у всех хватало сил пережить насилие. Часть обитательниц лагерных борделей, по данным исследователей, свели счеты с жизнью, некоторые потеряли рассудок. Кое-кто выжил, но на всю жизнь остался пленником психологических проблем. Физическое освобождение не избавило их от груза прошлого, и после войны лагерные проститутки вынуждены были скрывать свою историю. Поэтому и задокументированных свидетельств о жизни в этих домах терпимости ученые собрали немного.

“Одно дело говорить “я работала плотником” или “я строила дороги” и совсем другое - “меня вынудили работать проституткой”, - отмечает Инза Эшебах, руководитель мемориала бывшего лагеря Равенсбрюк.

Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .

Далее предлагаем вам в компании одного блогера отправиться на жуткую экскурсию по нацистскому лагерю смерти Штутгоф на территории Польши, где немецкие врачи проводили свои страшные опыты на людях в годы Второй мировой войны.

В этих операционных и рентген-кабинетах работали самые именитые врачи Германии: профессор Карл Клауберг, доктора Карл Гебхард, Зигмунд Рашер и Курт Плетнер. Что привело этих светил науки в крохотную деревушку Штутово на востоке Польши, близ Гданьска? Здесь райские места: живописные белые пляжи Балтики, сосновые леса, реки и каналы, средневековые замки и старинные города. Но доктора прибыли сюда отнюдь не спасать жизни. Они приехали в это тихое и мирное местечко для того, что бы творить зло, жестоко издеваясь над тысячами людей и проводя над ними изуверские анатомические опыты. Никто не вышел живым из рук профессоров гинекологии и вирусологии...

Концлагерь Штутгоф был создан в 35 км восточнее Гданьска в 1939 году, сразу же после оккупации нацистами Польши. В паре километров от маленькой деревушки Штутово вдруг началось активное строительство сторожевых вышек, деревянных бараков и каменных казарм охраны. За годы войны в этот лагерь попали около 110 тысяч человек, из которых около 65 тысяч погибли. Это относительно небольшой лагерь (если сравнивать с Освенцимом и Треблинкой), но именно здесь проводились опыты над людьми, а кроме того доктор Рудоль Шпаннер в 1940-1944 производил мыло из человеческих тел, пытаясь поставить дело на промышленные рельсы.

От большей части бараков остались лишь фундаменты.



Но часть лагеря сохранилась и вы в полной мере можете ощутить жесть такой, какая она есть.





Вначале режим лагеря был таков, что заключенным позволяли изредка даже встречаться с родственниками. В этих комнатах. Но очень быстро подобная практика была прекращена и нацисты вплотную занялись уничтожением узников, для чего, собственно, подобные места и создавались.




Комментарии излишни.



Принято считать, что самое жуткое в подобных местах это крематорий. Не соглашусь. Там сжигали мертвые тела. Намного страшнее то, что садисты творили с еще живыми людьми. Прогуляемся в "больницу" и посмотрим это место, где светила германской медицины спасали несчастных заключенных. Это я с сарказмом сказал про "спасали". Обычно в больницу попадали как раз относительно здоровые люди. Докторам не нужны были настоящие больные. Здесь людей мыли.

Здесь несчастные справляли нужду. Обратите внимание, каков сервис - даже унитазы есть. В бараках туалеты это просто дырки в бетонном полу. В здоровом теле - здоровый дух. Свежих "больных" готовили к медицинским опытам.

Здесь, в этих кабинетах, в разное время в 1939-1944 в поте лица трудились светила германской науки. Доктор Клауберг увлеченно экспериментировал со стерилизацией женщин, эта тема увлекала его всю сознательную жизнь. Эксперименты проводились при помощи рентгена, хирургии и различных лекарственных средств. В ходе экспериментов были стерилизованы тысячи женщин, преимущественно польки, еврейки и белорусски.

Здесь же изучали воздействие горчичного газа на организм и искали способы излечения. С той целью узников вначале помещали в газовые камеры и запускали туда газ. А затем привозили сюда и пытались их лечить.

Здесь же краткий период времени работал Карл Вернет, посвятивший себя поискам способа излечения от гомосексуализма. Опыты над геями начались поздно, в 1944 и не были доведены до какого-либо очевидного результата. Сохранилась подробная документация о проведении им операций, в результате которых в паховую область гомосексуальным узникам лагеря вшивалась капсула с "мужским гормоном", которая должна была сделать из них гетеросексуалов. Пишут, что сотни обычных мужчин-узников в надежде выжить выдавали себя за гомосексуалистов. Ведь доктор обещал, что вылеченные от гомосексуализма узники будут отпущены на свободу. Как вы понимаете, живым из рук доктора Вернета не вырвался никто. Эксперименты не были завершены, а подопытные закончили свою жизнь в газовой камере там же, по соседству.

Пока проводились эксперименты, подопытные жили в более приемлемых условиях, чем другие заключенные.



Впрочем, близкое соседство с крематорием и газовой камерой как бы намекали, что спасения не будет.



Печальное и удручающее зрелище.





Прах заключенных.

Газовая камера, где вначале экспериментировали с горчичным газом, а с 1942 перешли на "Циклон-Б" для последовательного уничтожения узников концлагеря. Тысячи погибли в этом маленьком домике напротив крематория. Тела умерших от газа сразу же сбрасывали в печи крематория.













При лагере функционирует музей, но почти все там на польском.



Нацистская литература в музее при концлагере.



План лагеря накануне его эвакуации.



Дорога в никуда...

Судьба фашистских докторов-изуверов сложилась по разному:

Главный монстр, Йозеф Менгеле бежал в Южную Америку и проживал в Сан-Пауло до самой смерти в 1979 году. По-соседству от него спокойно дожил свой век гинеколог-садист Карл Вернет, скончавшийся в 1965 году в Уругвае. Курт Плетнер дожил до глубокой старости, успел в 1954 получить профессорскую должность и умер в 1984 году в ФРГ как почетный ветеран медицины.

Доктор Рашер был сам отправлен нацистами в 1945 в концлагерь Дахау по подозрению в измене Рейху и дальнейшая его судьба неизвестна. Только один из врачей-монстров понес заслуженное наказание - Карл Гебхард, который был приговорен Нюрнберским судом к смертной казни и был повешен 2 июня 1948 года.

10231

Это небольшой чистенький домик в Кристиансаде рядом с дорогой на Ставангер и портом в годы войны был самым страшным местом на всем юге Норвегии.

«Skrekkens hus» - «Дом ужаса» - так называли его в городе. С января 1942 года в здании городского архива находилась штаб-квартира гестапо в южной Норвегии. Сюда привозили арестованных, здесь были оборудованы пыточные камеры, отсюда люди отправлялись в концлагеря и на расстрел.

Сейчас в подвале здания, где были расположены карцеры и где пытали заключенных, открыт музей, рассказывающий о том, что происходило в годы войны в здании государственного архива.
Планировка подвальных коридоров оставлена без изменений. Появились только новые фонари и двери. В главном коридоре устроена основная экспозиция с архивными материалами, фотографиями, плакатами.

Так подвешенного арестованного избивали цепью.

Так пытали с помощью электрических печек. При особенном усердии палачей у человека могли загореться волосы на голове.

Про пытку водой я уже писал ранее. Применялась она и в Архиве.

В этом устройстве зажимали пальцы, выдирали ногти. Машинка аутентичная - после освобождения города от немцев всё оборудование пыточных камер осталось на своих местах и было сохранено.

Рядом - другие устройства для ведения допроса с "пристрастием".

В нескольких подвальных помещениях устроены реконструкции – как это выглядело тогда, в этом самом месте. Это камера, где содержались особо опасные арестованные – попавшие в лапы гестаповцев члены норвежского Сопротивления.

В соседнем помещении располагалась пыточная камера. Здесь воспроизведена реальная сцена пытки семейной пары подпольщиков, взятых гестаповцами в 1943 г. во время сеанса связи с разведцентром в Лондоне. Двое гестаповцев пытают жену на глазах мужа, прикованного цепью к стене. В углу, на железной балке, подвешен еще один участник провалившейся подпольной группы. Говорят, перед допросами гестаповцы накачивались спиртным и наркотиками.

В камере оставлено все, как было тогда, в 43-м. Если перевернуть ту розовую табуретку, стоящую у ног женщины, можно увидеть клеймо гестапо Кристиансанда.

Это реконструкция допроса - гестаповский провокатор (слева) предъявляет арестованному радисту подпольной группы (он сидит справа, в наручниках) его радиостанцию в чемодане. В центре сидит шеф кристиансандского гестапо, гауптштурмфюрер СС Рудольф Кернер – о нем я еще расскажу.

В этой витрине вещи и документы тех норвежских патриотов, которых высылали в концлагерь Грини под Осло – главный пересылочный пункт в Норвегии, откуда заключенных отправляли в другие концлагеря на территории Европы.

Система обозначения разных групп заключенных в концлагере Освенцим (Аушвиц-Биркенау). Еврей, политический, цыган, испанский республиканец, опасный уголовник, уголовник, военный преступник, свидетель Иеговы, гомосексуалист. На значке норвежского политического заключенного писали букву N.

В музей водят школьные экскурсии. Я наткнулся на одну такую – несколько местных подростков ходили по коридорам вместе с Туре Робстадом, волонтером из местных жителей, переживших войну. Говорят, что в год музей в Архиве посещают около 10 000 школьников.

Туре рассказывает ребятам про Освенцим. Двое мальчишек из группы были там совсем недавно на экскурсии.

Советский военнопленный в концлагере. В руке у него – самодельная деревянная птица.

В отдельной витрине вещи, сделанные руками русских военнопленных в норвежских концлагерях. Эти поделки русские обменивали на еду у местных жителей. У нашей соседки в Кристиансанде осталась целая коллекция таких деревянных птиц – по дороге в школу она часто встречала группы наших пленных, идущих на работу под конвоем, и отдавала им свой завтрак в обмен на эти вырезанные из дерева игрушки.

Реконструкция партизанской радиостанции. Партизаны в южной Норвегии передавали в Лондон сведения о передвижениях немецких войск, дислокации военной техники и кораблей. На севере норвежцы снабжали разведданными советский Северный морской флот.

«Германия – нация творцов».

Норвежским патриотам приходилось работать в условиях сильнейшего давления на местное население геббельсовской пропаганды. Немцы поставили перед собой задачу по скорейшей нацификации страны. Правительство Квислинга предпринимало для этого усилия в сфере образования, культуры, спорта. Нацистская партия Квислинга (Nasjonal Samling) еще до начала войны внушала норвежцам, что основной угрозой для их безопасности является военная мощь Советского Союза. Надо отметить, что запугиванию норвежцев насчет советской агрессии на Севере немало поспособствовала финская кампания 1940 года. С приходом к власти Квислинг только усилил свою пропаганду с помощью ведомства Геббельса. Нацисты в Норвегии убеждали население, что только сильная Германия сможет защитить норвежцев от большевиков.

Несколько плакатов, распространяемых нацистами в Норвегии. «Norges nye nabo» – «Новый норвежский сосед», 1940 г. Обратите внимание на модный и ныне прием "перевертывания" латинских букв для имитации кириллицы.

«Вы хотите, чтобы было так?»

В пропаганде "новой Норвегии" всячески подчеркивалось двух родство "нордических" народов, их сплочение в борьбе против английского империализма и "диких большевистских орд". Норвежские патриоты в ответ использовали в своей борьбе символ короля Хокона и его образ. Девиз короля «Alt for Norge» всячески высмеивался нацистами, которые внушали норвежцам, что военные трудности – временное явление и Видкун Квислинг – новый лидер нации.

Две стены в мрачных коридорах музея отданы материалам уголовного дела, по которому судили семерых главных гестаповцев в Кристиансанде. В норвежской судебной практике таких дел еще никогда не было – норвежцы судили немцев, граждан другого государства, обвиненных в преступлениях на территории Норвегии. В процессе участвовали триста свидетелей, около десятка адвокатов, норвежская и зарубежная пресса. Гестаповцев судили за пытки и издевательства над арестованными, отдельно шел эпизод о казни без суда и следствия 30 русских и 1 польского военнопленного. 16 июня 1947 г. все были были приговорены к смертной казни, которая впервые и временно была включена в УК Норвегии сразу после окончания войны.

Рудольф Кернер – шеф кристиансандского гестапо. Бывший преподаватель сапожного дела. Отъявленный садист, в Германии имел уголовное прошлое. Отправил в концлагеря несколько сотен членов норвежского Сопротивления, виновен в гибели раскрытой гестаповцами организации советских военнопленных в одном из концлагерей на юге Норвегии. Был, как и остальные его подельники, приговорен к смертной казни, которая впоследствии была заменена пожизненным заключением. Вышел на свободу в 1953 году по амнистии, объявленной норвежским правительством. Уехал в Германию, где его следы потерялись.

Рядом со зданием Архива стоит скромный памятник погибшим от рук гестаповцев норвежским патриотам. На местном кладбище, наподалеку от этого места, покоится прах советских военнопленных и английских летчиков, сбитых немцами в небе над Кристиансандом. Каждый год 8-го мая на флагштоках рядом с могилами поднимаются флаги СССР, Великобритании и Норвегии.

В 1997 году здание Архива, из которого государственный архив переехал в другое место, было решено продать в частные руки. Местные ветераны, общественные организации выступили резко против, организовались в специальный комитет и добились того, чтобы в 1998 году владелец здания государственный концерн Statsbygg передал историческое здание ветеранскому комитету. Теперь здесь, вместе с тем музеем, про который я вам рассказал, расположены офисы норвежских и международных гуманитарных организаций – Красного Креста, Amnesty International, ООН.