Сколько курантов на спасской башне. Главные секреты Кремлевских курантов

Знаменитые на весь мир часы на Спасской башне столицы Российской Федерации появились уже очень давно, как утверждают историки, в 1404 году. Однако они были установлены впервые не на Кремлевской башне, а находились поблизости от Благовещенского собора, прямо в царском дворе у самого Василия Дмитриевича. Имя мастера, который изготовил их, навсегда запечатлено в летописи тех лет: «Замыслил часник - сам князь, часы установил монах-серб Лазарь».

Часы на Спасской башне: история

Слово «куранты» с французского языка переводится как «текущий». Всем нам с детства известные кремлевские куранты, под бой которых мы встречаем Новый год, имеют удивительную историю. Они представляют собой башенные часы, которые благодаря набору настроенных колоколов издают определенной мелодичности музыкальный бой. Эта башня с часами выходит на Красную площадь и имеет проездные парадные ворота, которые во все времена, кроме революционных, считались святыми.

Только в 1658 году Спасская башня получила такое название, до этого она называлась Флоровской и была одной из 20 башен Кремля, построил же её в 1491 году итальянский мастер и архитектор Антонио Солари. По историческим документам, часы на Спасской башне были установлены в XVI веке мастерами-часовщиками, которые за год получали хорошее жалованье и на одежду по четыре аршина сукна.

Часы полностью заработали в 1585 году. На то, что они существовали раньше, указывает и еще одно свидетельство: оказывается, при трех воротах башенных сооружений Кремля - Спасских (Флоровских), Троицких и Тайницких - числились на службе "часовники". В начале XVII века над башнями Кремля (кроме Никольской) появились шатры, и благодаря этому десятиэтажная Спасская башня стала достигать в высоту 60 метров. Часовщиком в 1614 году стал Никифор Никитин, в его обязанности входило обслуживание, ремонт и своевременный завод механизма. Также известно, что боевые часы, пришедшие в полную негодность, были проданы в 1624 году Спасскому Ярославскому монастырю на вес.

Механизм Христофера Голлуэя

Часы Спасской башни Московского Кремля на то время были самыми примитивным, кроме того, они сильно страдали от частых пожаров, и тогда в Москву пригласили известного английского часовых дел мастера Христофера Голлуэя. Помогали ему русские кузнецы - Ждан, его сын Шумила и внук Алексей. В 1626 году часы на Спасской башне сгорели и заново были восстановлены Галлоуэем.

Русский художник Бажен Огурцов в 1636 году создал для них великолепнейший шатер, ставший украшением всего архитектурного ансамбля Кремля. Над производством часов трудились вологодские крестьяне - отец и сын Вирачевы, а руководил этим процессом Галлоуэй. Для «перечасья» литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов.

На то время жалование английского мастера за год составляло 64 рубля. Старый часовой механизм был продан за 48 рублей. Это говорило о том, что часовые мастера в Москве пользовались большим уважением и привилегиями, им платили большое жалование, особенно ценились те, кто следил за башенными часами. Для рабочих была создана даже специальная инструкция, в которой было написано, что в Спасской башне нельзя было пить, играть в карты, торговать табаком, вином и т. д.

Описание часов

По свидетельству современников того времени, это были чудесные городские часы, сделанные из железа. Благодаря своей красоте и устройству они были знамениты во всем мире, а их благородный звук был слышен больше чем за 10 верст. Циферблат был окрашен в голубой цвет. Главная и центральная части его круга оставались неподвижными, в то время как внешняя сторона, в ширину достигавшая 1 метра, вращалась. На часах были буквы из славянского алфавита, вес часов равнялся 3 400 кг.

Часы на Спасской башне отмеряли дневное и ночное время, обозначенное и буквами (медными, покрытыми позолотой), и играли музыку. Вместо стрелок было солнце с длинным лучом, прикрепленное в верхней части самого основного большого циферблата. Диск был разделен на 17 равных частей, что было обусловлено максимальной долготой дня летом. Середина диска была покрыта голубой эмалью, а по ней разбросаны серебряные и золотые звезды и изображения солнца и луны. Циферблатов (диаметром по 5 метров) было два. Один был обращен в сторону Кремля, другой выходил на Китай-город.

Петр I

К концу XVII века часы на Спасской башне Кремля, изготовленные когда-то Христофером Голлуэем, стали совсем непригодными, и тогда в 1704 году из Голландии по морю Петр I привозит новые. Их везли из Архангельска на тридцати подводах, из казны на это дело было выделено более 42 000 ефимков (западноевропейская серебряная монета). Вся страна в это время переходит на единый суточный отсчет времени. Через три года эти огромные часы с 12-часовым циферблатом были установлены на Спасской башне. За дело взялся Еким Гарнов и еще несколько подмастерий, которые отрегулировали и запустили механизм за 20 дней.

Мастер Фац

Однако через некоторое время и эти часы обветшали, а после великого пожара 1737 года и вовсе пришли в негодность. Правда, к этому времени столицей стал уже Петербург, и потому с ремонтом их никто не торопился.

Когда на престол взошла Екатерина II, она заинтересовалась кремлевскими курантами. Позже берлинский часовой мастер Фатц (Фац) заменит часы большими английскими курантами, обнаруженными в В течение трех лет под его руководством их будет устанавливать Иван Полянский - русский мастер, в 1770 году работа будет закончена. Так как главный мастер был выписан из-за границы, то по его воле над Кремлем зазвучала песенка O du lieber Augustin («Ах, мой милый Августин»). Это единственный случай в когда они играли иностранную мелодию.

Времена Наполеона

Когда из Москвы изгнали войска Наполеона, часы на Спасской башне Кремля подверглись тщательному обследованию, и было выявлено, что их часовой механизм не работает. Тогда мастер Яков Лебедев в феврале-месяце 1813 года предложил починить его за свои деньги. Ему доверили это дело, но перед этим взяли подписку, что он до конца не выведет механизм из строя. И через 2 года часы снова были запущены, а Лебедев был награжден званием часового мастера Спасских часов.

По прошествии нескольких десятилетий была предпринята очередная попытка почистить механизм, не останавливая ход курантов, но этого сделать не удавалось. Тогда для капитального ремонта была нанята фирма братьев Бутеноп. В 1850 году часы были демонтированы, механизм перебрали, пришедшие в негодность части заменили. К этому времени была отлита новая станина, ее вес составлял 25 тонн. За выполнение этой работы фирма получила деньги в размере 12 000 рублей. В итоге в марте 1852 года все работы были завершены, и впервые куранты на башне стали исполнять мелодии «Преображенский марш» и «Коль славен наш Господь».

Обновленные часы проработали 25 лет, и в 1878 году за 300 рублей их взялся ремонтировать мастер В. Фреймут, который и стал следующим часовщиком Кремлевской башни. Изначально нужно было, чтобы куранты играли мелодию «Боже, Царя храни!», но государь Николай I не разрешил этого сделать, пожелав, чтобы звучали любые музыкальные композиции, кроме гимна. В 1913 году к юбилею дома Романовых была проведена полномасштабная реставрация. Компания братьев Бутеноп продолжала обслуживать механизм.

Революция

Наступили лихие времена октябрьской революции, и в 1917 году боевой снаряд попал прямо в циферблат и сильно повредил легендарные часы. Летом 1918 года, когда столицей опять стала Москва, В. И. Ленин дал указание правительству о срочном ремонте курантов.

Мастеров искали долго, все боялись браться за эту работу. Именитые часовые бренды (фирмы Буре и Рогинского) запросили огромные суммы, которые на то время не смогло выделить новоиспеченное государство. И тогда ремонтировать их взялся тогдашний кремлевский слесарь Н. И. Беренс. Он знал, как устроен сложный механизм, так как его отец когда-то работал в компании, ранее обслуживающей куранты. А помогать ему в этом деле согласился художник Я. М. Черемных, он же составил партитуру на музыку «Вы жертвою пали» и «Интернационал» по желанию вождя пролетариата.

А потом с большими затратами был создан новый маятник длиной около полутора метров и весивший 32 кг. Работы по реставрации были закончены в сентябре 1918 года. Тогда москвичи впервые услышали, как бьют часы на Спасской башне. Спустя некоторое время, в 1932 году, куранты опять потребуют ремонта. Мастера изготовили новый циферблат (точную копию старого) и заново позолотили обода, цифры и стрелки, на что пошло около 28 кг золота.

Сталин

По указанию Сталина часы пытались настроить на мелодию уже нового гимна СССР авторства Александрова, но безуспешно. В 1991 году опять хотели выполнить эту задачу, но, как выяснилось, не хватало для этого трех колоколов. В 1996 году, после 58 лет тищины, кремлевские куранты заиграли мелодию на инаугурации президента РФ Б. Н. Ельцина («Патриотическую песню» и «Славься» М. И. Глинки).

Последняя реставрация проходила в 1999 году, она длились полгода. Стрелки позолотили снова, восстановили весь внешний облик и вместо «Патриотической песни» часы, наконец-то, заиграли гимн РФ.

Часы на Спасской башне: фото и размеры

Часы занимают специальные этажи на Спасской башне: с 8-го по 10-й. Их основной механизм находится в специальной комнате на 9 этаже. Его приводят в действие три гири весом примерно от 160 до 224 кг. Музыкальный механизм состоит из набора колоколов (все они настроены на основе определенной гаммы) и так называемого программного цилиндра, диаметр которого достигает двух метров, его-то и вращает гигантская гиря весом в 200 килограммов.

Цилиндровые штифты приводят в действие колокола, каждый из которых весит 500 кг. Колоколам отведен десятый этаж. Кстати, на одном из них написано, что его сделал Клавдий Фреми в Амстердаме летом 1628 года.

Тяжело представить размеры всего этого устройства, ведь только циферблат имеет диаметр 6,12 м. Сколько же тогда составляет длина минутной стрелки часов на Спасской башне? И каковы размеры часовой? Давайте поразмышляем. Исходя из того, что величина любого из этих элементов не должна превышать половины диаметра циферблата, можно предположить, что большая стрелка будет равняться примерно 3 метрам. А маленькая, соответственно, будет немного меньше. А теперь обратимся к официальным данным. Итак, минутная стрелка часов на Спасской башне в длину составляет часовая на 30 см меньше - 2,97 м. Часы заводят два раза в сутки. С помощью электромотора поднимаются гири, каждый вал набирает гири из чугунных слитков весом до 200 кг, зимой их вес увеличивают.

Контроль и обслуживание

Каждый день часовой механизм подвергается профилактическому осмотру и раз в месяц - по деталям. Ход часов на Спасской дежурным часовщиком проверяется по хронометру и контролируется специальными приборами. Весь механизм смазывают два раза в неделю, причем применяется летняя и зимняя смазка.

Механизм кремлевских часов на Спасской башне работает исправно уже практически полтора века. На чугунной стороне их написано, что часы переделаны братьями Бутеноп в Москве в 1851 году. В полдень и полночь они бьют гимн РФ, а в промежутках - «Славься».

Заключение

Многие интересуются вопросом: "На какой башне, помимо Спасской, есть часы?" В Московском Кремле, кроме курантов, также установлены часы на Большом Кремлевском дворце, Троицкой и

Легендарные куранты и до сих пор отмеряют историю великой страны, они стали главным символом великой и могучей России.

Часы, которые мы видим сейчас на Спасской башне, существуют с 1851 года. Они установлены на башне взамен старых московскими владельцами механических мастерских братьями Н. и П. Бутеноп и пущены в 1852 году. На станине механизма часов сохранилась надпись: "Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве". Куда девались старые часы, неизвестно.

История древних Спасских курантов уходит в далекое прошлое и неразрывно связана с историей Кремля. Еще в 1404 году, как рассказывают летописи, в Кремле на великокняжеском дворе, рядом с Благовещенским собором, были установлены первые в Москве часы, "а замысли часник" сам князь. Установку часов производил монах-серб по имени Лазарь, Очень образно об устройстве этих часов сказал московский летописец: "Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневный; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, странно-лепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищрено".

Часы на Спасской башне, как предполагают, были установлены сразу же после ее постройки в XV веке. Однако документальное известие о часах относится только к 1585 году, когда у Спасских, Тайницких и Троицких ворот, а позднее и Никольских, на службе находились особые часовники.

Часы на Спасской башне считались главными, и им уделялось особое внимание. Тем не менее уберечь их от часто возникавших пожаров не удавалось, и они быстро приходили в негодность. В 1624 году, например, их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей (весу в них было 60 пудов).

В 1621 году на царскую службу был принят "аглицкой земли часовой мастер" Христофор Христофорович Галовей, которому было заказано устройство новых часов. Под руководством Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан с сыном и внуком изготовили часы, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. Для установки новых часов на древнем четверике Спасской башни под руководством Бажена Огурцова в 1625 году надстроили из кирпича арочный пояс с белокаменными резными деталями и украшениями, а на внутреннем четверике возвели высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. Спустя год башня и часы сгорели, и все пришлось делать заново. За работу по установке первых часов Христофор Галовей получил от царя большую награду: всевозможных товаров почти на 100 рублей - сумму, довольно значительную по тому времени.

В 1654 году башня снова сгорела вместе с часами. Посетивший Москву вскоре после пожара архиепископ Павел Алеппский в 1655 году писал: "Над воротами возвышается громадная башня, высоко возведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях более чем на 10 верст".

Вскоре часы были восстановлены, о чем свидетельствуют записки посла австрийского императора Августина Мейерберга, посетившего Москву в 1661 году. Он писал: "Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов, эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве".

Спасские часы того времени были устроены весьма интересно. У них вращался циферблат, а неподвижная стрелка в виде луча солнца, помещавшаяся выше циферблата, указывала часы ночные и дневные. Цифры были славянские, позолоченные. Внутренний круг, изображавший небесный свод, был покрыт голубой краской, усеян золотыми и серебряными звездами, имел изображения луны и солнца. Циферблаты были разделены на 17 часов и помещались в центральной килевидной арке арнатурного пояса над древним четвериком. Выше их прямо на стене по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа. Остатки их до сих пор сохраняются под существующими циферблатами часов.

Эти часы были меньше современных. Размер их циферблата был примерно 5 метров, высота цифр - 71 сантиметр (1 аршин) и весили они 25 пудов (400 килограммов). Точность хода во многом зависела от обслуживавшего их часовщика. Так, часовщик Троицкой башни в своей челобитной царю писал: "В прошлом 1688 году часовщика Спасской башни Андрияна Данилова не стало, а по смерти осталась его вдова Улита бездетна и безродна и живет она на той Спасской башне и часы держит она неуставно, по многие времена часы мешаютца передачею часов дневных и нощ-ных, бывает у нее один час продлитца против дву часов, а в нынешнее время бывает в одном часе два часа поскорит".

При назначении часовщика к часам Спасской башни с него брали поручительство, чтобы "у дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать с чернью и карты не играть и вином и табаком не торговать и воровским людем стану и приезду не держать и с воровскими людьми не знатца и часы водить со всяким опасением без помешки и тех часов, что на той башне есть строения какое всего беречь и не разорять".

В начале XVIII века Петр I решил заменить часы на Спасской башне новыми. В 1704 году он заказал в Амстердаме новые часы, которые на 30 подводах доставили в Москву и в 1706 году установили на башне. "Утром 9 декабря пробило 9 часов, а в 12 часов заиграла музыка и начали часы бить". Полная установка часов была закончена только в 1709 году. Новые часы имели уже 12-часовой циферблат. Установкой их на башне и переделкой циферблата руководил Яков Гарнов, а работы выполнял кузнец Никифор Яковлев с товарищами.

Вскоре часы пришли в ветхость и потребовали ремонта. В 1732 году об этом докладывал начальству часовщик Гавриила Паникадилыциков, но безуспешно. Спустя два года он подал новое прошение, в котором писал: "...часы за непочинкою пришли в пущую ветхость и все другие часы ветхостью превосходят". Однако и это прошение осталось без ответа.

Состояние часов еще больше ухудшилось после пожара 1737 года, когда сгорели все деревянные части Спасской башни. Башню отремонтировали, а часы еще долгое время оставались неисправными. "Вал для курантов был испорчен, и колокольная музыка не могла действовать",- говорится в описи башни.

Вступив на престол, императрица Екатерина II посетила Москву и заинтересовалась Спасскими курантами. Начали искать мастеров для исправления часов, которые к тому времени пришли уже в полную негодность.

В 1763 году в Грановитой палате были найдены среди разного хлама "большие английские курантовые часы", очевидно еще галовеевские. По приказу Екатерины II в 1767 году их начал устанавливать на Спасской башне подмастерье Иван Полянский, который закончил эту работу в 1770 году.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым "своим коштом, материалами и рабочими людьми", за что ему было присвоено почетное звание- мастер Спасских часов.

В середине XIX столетия часы снова остановились. В 1850 году кремлевский часовой мастер Корчагин сообщал, что часы неисправны и требуют капитального ремонта. В 1851-1852 годах московские владельцы механических заведений братья Бутекоп взялись за исправление Спасских курантов. Поручена эта работа была искусным русским мастерам. Они изготовили новые часы, в которых были использованы детали от старых. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой собрали весь механизм, а с четырех сторон башни сделали новые позолоченные циферблаты. К старым часовым колоколам добавили новые, снятые с других башен Кремля. На игральный вал часов была набрана мелодия "Коль славен" и воинственный марш гвардейского Преображенского полка. Новые куранты играли через каждые три часа.

Были изготовлены по рисункам архитектора К. Тона специальные металлические перекрытия, поддерживающие механизм часов, постамент и лестница к часам. Впоследствии эти часы несколько раз реставрировали, и они дошли до нашего времени.

Часы пострадали при обстреле Кремля во время октябрьских боев 1917 года и почти год не действовали. По указанию В. И. Ленина они были восстановлены к 1-й годовщине Великого Октября кремлевским слесарем-часовщиком II. В. Беренсом. На игральный вал часов заслуженный деятель искусств М. М. Черемных набрал мелодию "Интернационала". В августе 1918 года раздался первый удар часового колокола.

Последний капитальный ремонт часов был произведен при реставрации Спасской башни в 1974 году специалистами Каучио-исследовательского института часовой промышленности и других организаций. При этом было сделано электронное управление часами и автоматическая смазка.

Часы на башне занимают три этажа - 7-й, 8-й, и 9-й-г и состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Круглые черные циферблаты с позолоченными ободами, цифрами и стрелками выходят на все четыре стороны башни. Циферблаты имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр - 72 сантиметра, длина часовой стрелки - 2,47 метра, минутной- 3,28 метра. Общий вес часов со всеми конструкциями примерно 25 тонн.

Часы приводятся в действие тремя подвешенными на стальных тросах гирями. Вес каждой из них - от 10 до 14 пудов (160-224 килограмма). Точность хода часов достигается при помощи круглого маятника весом 2 пуда (32 килограмма). Раньше гири висели на пеньковых канатах и поднимались вручную огромным ключом. В 1937 году часы стали заводить при помощи трех электромоторов, а канаты заменили стальными тросами.

Механизм боя часов, расположенный под шатром башни в открытом ярусе звонов, состоит из десяти четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Этот колокол самый большой. Он весит 135 пудов (2160 килограммов), украшен орнаментом с вензелем Екатерины II и двуглавым орлом. Колокол опоясан трехъярусной надписью: "...по всевысочайшему всеавгустейшия государыни императрицы Екатерины великая, премудрая матери отечества самодержицы всероссийские повелено в пользу первопрестольного города Москвы снабжена сия Спасская башня часами с колокольною музыкою, а к оным вылит сей колокол в лето от рождества Христова 1769 году, мая 27 дня, весу 135 пуд 32 ф, а лил мастер Семен Можжухин".

Вес одного из четвертных колоколов - 20 пудов (320 килограммов). Раньше в часах использовалось 48 колоколов, снятых с других кремлевских башен. Все колокола были отлиты в XVII- XVIII веках и являются интересными образцами литейного искусства прошлого. Сни украшены орнаментом геометрического и растительного характера и надписями. Среди них есть колокол, действовавший еще в галовеевских часах. Есть колокола голландской работы 1698 и 1702 годов, привезенные с часами из Амстердама.

Бой часов осуществляется следующим образом: специальный молоток, соединенный при помощи троса с часовым механизмом, ударяет по поверхности нижнего основания колокола.

Кремлёвские куранты Кремлёвские кура́нты

часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастер X. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружён каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии. Современные кремлёвские куранты изготовлены в 1851 братьями Бутенопами в Москве. Диаметр циферблата кремлёвских курантов 6,12 м, высота римских цифр на часах 0,72 м, длина часовой стрелки 2,97 м, минутной 3,27 м.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРА́НТЫ, часы с боем на Спасской башне Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) .
Первые кремлевские часы
Часы в Москве впервые появились в 1404 (на три года позже, чем на башне собора в Севилье). Располагались они не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича (см. ВАСИЛИЙ I Дмитриевич) , недалеко от Благовещенского собора. О мастере, изготовившем часы, написано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по имени Лазарь».
Первые часы на Фроловской башне (с 1658 Спасской; построена по проекту итальянского мастера Антонио Солари (см. СОЛАРИ Пьетро Антонио) в 1491), согласно документам, были установлены в 16 в. В 1585 они уже работали, за что мастера-часовщики получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду.
В 17 в. башни Московского Кремля (кроме Никольской) были надстроены шатрами, и высотка десятиэтажной Спасской башни достигла шестидесяти метров. Известно, что в 1614 часовщиком Спасской башни был Никифор Никитин, в обязанности которого входил надзор за работой часов, их своевременный завод, а также ремонт.
Часы Христофора Головея
Устройство часов с разделением на дневные и ночные часы было примитивным, кроме того, они постоянно страдали от пожаров. Для изготовления новых часов для Спасской башни в Москву был приглашен известный английский механик и часовых дел мастер Христофор Головей. Зодчий Бажен Огурцов построил для них великолепный шатер, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.
Над изготовлением часов под руководством Головея трудились вологодские крестьяне Вирачевы, колокола для «перечасья» лил Кирилл Самойлов. Годовое жалование английского мастера составляло 64 рубля «да поденного корму по 13 алтын 2 деньги на день, да по 2 воза дров на неделю, да корм на одну лошадь». Старые часы были проданы за 48 рублей. Диаметр циферблата новых часов, выходящего на две стороны, составлял около 5 м и был выкрашен в голубой цвет. Центральная часть круга была неподвижной, а внешняя, шириной около метра, была разделена на 17 частей и вращалась. Часы отмечались буквами славянского алфавита. Вес часов составлял 3400 кг. По свидетельству современников, это были: «...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст».
Первыми часовщиками были их создатели - отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями, им платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: «У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать».
Голландские часы и последующие
В конце 17 в. часы, изготовленные Христофором Галовеем, пришли в полную негодность, и в 1704 из Голландии морем привезли новые, купленные Петром I (см. ПЕТР I Великий) . В Москву часы везли из Архангельска на 30 подводах, казна заплатила за них более 42 тыс. ефимков. Спустя три года часы были установлены на Спасской башне. Девять русских мастеров трудились 20 дней, чтобы отрегулировать и запустить в дело часовой механизм.
Однако новые часы быстро обветшали, а после грандиозного пожара 1737 пришли в полную негодность. К этому времени столица переместилась в Петербург, и с ремонтом не спешили. Только в 1770 мастер Иван Полянский под наблюдением берлинского часового мастера Фация заменил механизм кремлевских часов большими курантами, найденными в Грановитой палате.
После изгнания французов из Москвы часы обследовали. Часовщик Яков Лебедев в феврале 1813 донес о разрушении механизма и предложил произвести их восстановление «своим коштом, материалами и рабочими людьми». Работу ему поручили, взяв, однако, подписку о том, что он не испортит механизм. Через два года часы запустили, а Яков Лебедев получил звание «часового мастера спасских часов».
Очередная попытка (спустя несколько десятилетий) почистить часы, не останавливая хода, успеха не имели, и капитальный ремонт был поручен известной в то время часовой фирме братьев Бутеноп. Демонтированный часовой механизм был полностью разобран, износившиеся части заменены новыми, из чугуна отлита новая станина весом около 25 тонн. За работу фирма получила 12 тыс. рублей. В марте 1852 все работы были завершены, и куранты впервые исполнили две мелодии: «Коль славен» и «Преображенский марш».
Спустя 25 лет, в 1878, часовой мастер В. Фреймут отремонтировал часы за 300 рублей и был назначен часовщиком Спасской башни.
Во время октябрьских боев 1917 в циферблат часов попал снаряд, сильно повредивший механизм, но только летом 1918 (правительство переехало в Москву весной) последовало указание о срочной реставрации курантов. Долго искали мастеров, которые не побоялись бы взяться за такую работу. Часовые фирмы Павла Буре и Рогинского запросили суммы, которые государство в то время выделить не могло. И за ремонт взялся кремлевский слесарь Н. В. Беренс, а помочь ему согласился художник Я. М. Черемных, составивший партитуру для курантов на музыку «Интернационала» и «Похоронного марша». С трудом изготовили новый маятник (взамен утраченного свинцового позолоченного) длиной около полутора метров и весом 32 кг. Реставрацию закончили в сентябре 1918, и москвичи впервые услышали бой новых курантов.
В 1932 часы вновь отремонтировали, изготовили новый циферблат, позолотили цифры, стрелки и обод циферблата (всего на позолоту было израсходовано 28 кг золота).
Устройство часов
Часы занимают 8-й, 9-й и 10-й этажи Спасской башни. Основной механизм расположен в специальной комнате на девятом этаже. Он приводится в действие при помощи гирь весом от 100 до 200 кг. Куранты состоят из набора колоколов, настроенных в определенной гамме и связанных с механизмом часов. Музыкальный механизм курантов имеет так называемый программный цилиндр диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Штифты на цилиндре предназначены для того, чтобы задействовать колокола, из которых самый большой весит 500 кг. Все колокола размещены на десятом этаже (для их развески были использованы специальные дополнительные балки). На колоколах имеются надписи, например, на колоколе, отлитом в Голландии: «...Клавдий Фреми меня сделал в Амстердаме лета 1628».
Основные размеры часов: диаметр циферблата 6 м 12 см, высота цифр 72 см, длина часовой стрелки 2 м 97 см, длина минутной 3 м 28 см.
Заводятся часы два раза в сутки обычным подъемом гирь с помощью электромоторов. Для каждого вала из чугунных слитков набираются гири весом до 200 кг, причем зимой вес гирь увеличивают. Ежедневно производится профилактический осмотр механизма, раз в месяц - детальный. Ход часов контролируется специальными приборами, а также дежурным часовщиком, который проверяет ход по хронометру. Смазывают механизм два раза в неделю, применяя летнюю и зимнюю смазку.
Механизм кремлевских часов работает исправно почти полтора века. На его чугунной станине написано: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Кремлёвские куранты" в других словарях:

    Термин, может иметь несколько значений: Кремлёвские куранты (пьеса) пьеса Николая Погодина Кремлёвские куранты (фильм) Кремлёвские часы … Википедия

    КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ, часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастерX. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружён каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии.… … Русская история

    Кремлёвские куранты … Москва (энциклопедия)

    КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ - Часы на Спасской башне Московского Кремля*. Первые часы на Спасской башне были установлены между 1491 и 1585 гг. В 1624–1625 гг. английский мастер Головей установил новые часы куранты с механизмом и 13 колоколами (см. колокол*). Детали механизма… … Лингвострановедческий словарь

    Часы с боем, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Первые сведения о кремлёвских часах относятся к 1404; установлены эти часы были недалеко от Благовещенского собора. В 1621 «аглицкий» часовых дел мастер Христофор Головей… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кремлёвские куранты. Кремлёвские куранты Автор: Николай Погодин Язык оригинала: русский Год написания: 1939 (первая редакция) Кремлёвские куранты … Википедия

Подавляющее большинство россиян считает,что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Но это не так.

Новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов,

то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года

Такое заблуждение было связано с тем, что россияне путали сигналы точного времени, передаваемые по радио (где начало шестого сигнала означало начало нового часа) с боем курантов Спасской башни.

Кремлёвские куранты установлены на Спасской башне Московского Кремля, занимают 8-10 ярусы и выходят на четыре стороны башни.

Диаметр циферблата - 6,12 метра, высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки 2,97 метра, минутной —-3,27 метра.

Всего на Спасской башне было трое часов

Первые часы на Спасской башне

На существование часов ещё в XVI веке указывает то свидетельство, что в 1585 году при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. В 1613—1614 годах упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 году часовником был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галовеем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг, узнатный круг. Цифры обозначались славянскими буквами — буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галовей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

Вторые часы на Спасской башне

В 1705 году по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов (Garnault). Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Однако, голландские часы недолго радовали москвичей своим перезвоном. Петровские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 года и вовсе пришли в полную негодность. Столица была перенесена в Петербург и с ремонтом главных часов первопрестольной не спешили. В 1763 году в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 году был специально приглашен немецкий мастер Фатц (Фац). В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 году кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. Во время знаменитых пожаров 1812 года они были повреждены. После изгнания французов из Москвы куранты были обследованы. В феврале 1813 года часовщик Яков Лебедев написал в своем докладе, что механизм часов разрушен и предложил отремонтировать их своими коштом и материалами его рабочими людьми. Получив разрешение на проведение работ с условием, что он не испортит механизм Лебедев приступил к восстановлению. В 1815 году часы были запущены, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов. Однако, время не щадило и эти кремлёвские куранты. В рапорте компании «Братья Бутеноп» и архитектора Тона от 1851 года значится:«Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки,…дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.»

Третьи часы на Спасской башне

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 годах на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца. Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Была проведена колоссальная работа. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона. Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 года. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни. Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам талантливого русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя. Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для исполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий. Николай I велел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром - Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером - молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания «Братья Бутеноп» продолжала поддерживать часовой механизм.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 году по указанию В. И. Ленина («Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком») кремлёвские куранты было решено восстановить. Сперва большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, запросили 240 тысяч золотом. После этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс хорошо знал устройство курантов, так как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. В условиях обстановки в Советской России 1918 года с большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 килограмма, взамен утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренсы не разбирались в музыкальном устройстве Спасских часов. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади.

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади)

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа — «Вы жертвою пали…»

В 1932 году был проведён ремонт внешнего облика часов. Был изготовлен новый циферблат — точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовав 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным.Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом ещё в 1850 году предупреждали братья Бутенопы: «проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».

Вследствие искажения мелодии уже в 1938 году куранты замолчали, став отбивать своим перезвоном и боем часы и четверти. В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электро-механический привод, впоследствии демонтированный. В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на исполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 году. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 года работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов так и остался не тронутым реставрацией.

В 1991 году Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлёвских курантов, однако выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трёх колоколов. К этой задаче вернулись в 1995 году. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить «Патриотическую песню» М. И. Глинки. В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после традиционного перезвона и отбивания часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на звоннице Спасской башни осталось всего 10 колоколов. В отсутствие нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна в дополнение к колоколам установили металлические била. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки.

Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году. Куранты стали исполнять государственный гимн России.

Вконтакте

…Тогда как на самом деле, новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

Часы на Спасской башне - часы-куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля

Современные куранты

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Была проведена колоссальная работа.

Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность.

Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона.

Внешний вид

Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом.


unknown , Public Domain

Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Мелодия перезвона

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни.


unknown , Public Domain

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Реставрация башни

Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам талантливого русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя.

Мелодия

Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для исполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий.

Николай I велел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром – Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером – молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки».

С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания «Братья Бутеноп» продолжала поддерживать часовой механизм.

Разрушение и реставрация 1918 г.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год.

В 1918 году по указанию В. И. Ленина («Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком») кремлёвские куранты было решено восстановить. Сперва большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, запросили 240 тысяч золотом.

После этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс хорошо знал устройство курантов, так как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. В условиях обстановки в Советской России 1918 г. с большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 килограмма, взамен утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате.

К июлю 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренсы не разбирались в музыкальном устройстве Спасских часов.

Новые мелодии

По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии.

Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади.


kremlin.ru , CC BY-SA 3.0

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов — похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади).


kremlin.ru , CC BY-SA 3.0

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…».

Период трудностей

В 1932 г. был проведён ремонт внешнего облика часов. Был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовав 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом ещё в 1850 г. предупреждали братья Бутенопы:

«проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».

Вследствие искажения мелодии уже в 1938 г. куранты замолчали, став отбивать своим перезвоном и боем часы и четверти. В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электро-механический привод, впоследствии демонтированный.

В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на исполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей.

С 1974 года работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов так и остался не тронутым реставрацией.

В 1991 г. Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлёвских курантов, однако выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трёх колоколов. К этой задаче вернулись в 1995 г. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить «Патриотическую песню» М. И. Глинки.

После 58 лет молчания

В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после традиционного перезвона и отбивания часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на звоннице Спасской башни осталось всего 10 колоколов. В отсутствие нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна в дополнение к колоколам установили металлические била.

В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки.

Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов.

Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г. Куранты стали исполнять государственный гимн России.

Фотогалерея




Полезная информация

Часы на Спасской башне

Старые часы

На существование часов ещё в XVI в. указывает то свидетельство, что в 1585 г. при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники.

В 1613–14 гг. упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 г. часовником был Никифорка Никитин.

В сентябре 1624 г. старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 г. на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 г. часы сгорели, и были восстановлены Галовеем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами.

Циферблат назывался указательный словесный круг, узнатный круг. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

«Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате - первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось…»

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галовей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

XVIII - XIX века

В 1705 г. по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов (Garnault). Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Однако, голландские часы недолго радовали москвичей своим перезвоном. Петровские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 г. и вовсе пришли в полную негодность. Столица была перенесена в Петербург и с ремонтом главных часов первопрестольной не спешили.

В 1763 г. в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 г. был специально приглашен немецкий мастер Фатц (Фац). В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены.

По воле иностранного мастера в 1770 г. кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. Во время знаменитых пожаров 1812 г. они были повреждены. После изгнания французов из Москвы куранты были обследованы.

В феврале 1813 г. часовщик Яков Лебедев написал в своем докладе, что механизм часов разрушен и предложил отремонтировать их своими коштом и материалами его рабочими людьми. Получив разрешение на проведение работ с условием, что он не испортит механизм Лебедев приступил к восстановлению. В 1815 г. часы были запущены, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов. Однако, время не щадило и эти кремлёвские куранты. В рапорте компании «Братья Бутеноп» и архитектора Тона от 1851 г. значится:

«Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки,…дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.»

Технические данные

Куранты занимают 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещается на 9-м этаже в специальной комнате и состоит из 4 заводных валов: один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и ещё один - для игры курантов. Вал ведения минутной стрелки проходит сквозь пол на 8-й ярус, где вращение распределяется на 4 циферблата. За каждым циферблатом расположены отдельные механизмы, передающие вращение от минутной стрелки к часовой.

Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр - 0,72 м, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими.

Общий вес курантов - 25 тонн. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 килограммов (таким образом, по принципу работы кремлёвские куранты являются огромными ходиками).

Завод часов (подъём гирь) производится 2 раза в сутки. Первоначально подъём гирь производился вручную, но с 1937 года их поднимают с помощью трёх электродвигателей. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма.

Перевод стрелок на зимнее или летнее время производится только вручную. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-м ярусе звонов и состоит из 9 четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час.

Вес четвертных колоколов - около 320 кг, часового - 2160 кг. Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и каждым колоколом. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. Ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии бывает проблематично. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Сами мелодии отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна Александрова, во втором - две строчки из хора «Славься».

Интересно,что подавляющее большинство россиян считает,что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Тогда как на самом деле, новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола. А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года.

Другие часы в Кремле

Помимо часов на Спасской башне, в Кремле также установлены часы на Троицкой башне и на Большом Кремлёвском дворце.