Майнкрафт отзывы детских психологов. Вредны ли игры для детей? — Разбираемся на примере Minecraft

Работая детским психологом вот уже 20 лет, я наблюдаю, как сменяют друг друга увлечения какими-либо играми или персонажами фильмов. Так, эпоха супергероев в виде Человека-паука или черепашек-ниндзя перетекла в увлечение бакуганами, а за ними пришла эпидемия «зомби апокалипсис» для мальчиков и серии кукол-монстров для девочек. И вот уже два года на гребне новой волны – игра «Майнкрафт».

Это повальное увлечение, и взрослые должны знать о нём. Во-первых, эта эпидемия охватила и детей, и подростков – от 6 до 16 лет. Во-вторых, это игра доступна и на компьютере, и на планшете, и на смартфоне, то есть с ней можно не расставаться сутками. В игре ты сам как будто идёшь, поворачиваешь или поднимаешь голову, как во многих бродилках и стрелялках. Но основное отличие в графике: всё пиксельное, как из мелких кубиков. Что же такого в этой игре? Чем она привлекает детей разного возраста? Взрослым важно понять, что отпрыски ищут и находят в «Майнкрафте»?

Как бы выйти погулять?

В этой игре можно много всего собирать. Что-то из собранного используется для строительства дома (деревни, дворца), что-то – для изготовления оружия или ещё чего-нибудь полезного. Для любителей битв по миру ходит много различных персонажей, с которыми можно сражаться. Можно завести домашнее животное. То есть игра универсальна – на любой вкус. Созидай, разрушай, заботься, ощущай себя значимым, выпускай пар! А также, благодаря этой самой необычной графике, атмо-сфера в игре чем-то напоминает детское восприятие мира: как бы живешь здесь и сейчас. Какие-то персонажи возникают непонятно откуда и уходят непонятно куда. В ночном режиме страшно, а в дневном – спокойно. Мир непостижим: как только ты отворачиваешься от объекта, он перестаёт существовать, и если далеко уйти от облюбованной поляны, то потом можно и не найти свой дом. А если и найдёшь, то мало ли кого там можешь застать.

Твори, выдумывай, пробуй

В игре можно ходить друг к другу в гости, делиться запасами, обороняться от врагов. Есть множество сопутствующих направлений, где начинается простор для творчества и популярности. Можно сделать свой клип, используя персонажей игры, и выложить его тут же на сайте в ожидании лайков. Или написать рассказ по мотивам игры или персонажей.

В этом пространстве есть очень популярные люди, которые регулярно выкладывают что-нибудь новенькое, неизменно пользующееся успехом. Есть свои мифы и легенды: например, если соберёшь больше тысячи подписчиков на своё творчество, то тебе якобы будут платить какую-то сумму за каждого. Также можно освоить программирование в стиле «Майнкрафт» и создавать свои игры, клипы, вселенные.

Конечно, многие начинают играть, так сказать, «за компанию». Все в классе увлекаются – и я тоже не отстаю от коллектива. Но если начали – задерживаются надолго.

Так что давайте посмотрим, что же ощущают дети, зашедшие в это пространство. Прежде всего, успешность и собственную важность: ты что-то создаёшь, защищаешь, можешь продемонстрировать свои достижения. Есть о чём поговорить с другими детьми. Опять же, можно стать востребованным и популярным. А это снова успешность. Есть простор для творческой самореализации. Ведь создание клипа и написание рассказа – то самовыражение, за которое не поставят 4 и 5, но которое кому-то точно понравится. И вот наши дети уходят в мир, где они значимы, и нет взрослых, а есть ориентиры на старших жителей этого мира. Правда ведь, чем-то напоминает детство прежних времён с его дворовой жизнью, в которой были и общение, и испытания, и враги, и интриги? Разница – только в виртуальности происходящего.

Реальность против виртуальности… или вместо?

Я не знаю, хорошо это или плохо. Мир, связанный с жизнью в компьютере, – наша реальность вот уже лет пятнадцать. Появляется множество новых профессий, связанных именно с этой деятельностью. И с этой точки зрения наши дети – в тренде общемировых изменений. И в то же время уже были эксперименты, когда у ребёнка отбирали на сутки планшет – и видели грустную картину: без гаджета не с кем поговорить, да и не о чем, поскольку навык коммуникации лицом к лицу без помощника не выработан. Ощущение успешности пропадает тут же, поскольку в реальной жизни наши дети часто мало где приобретают опыт самостоятельности и значимости. Только если мы специально это организовываем. Но как?

  1. Отдаём их в секции и кружки. Спортивные достижения, овладение инструментом, создание творческих поделок и т. п. дают ощущение успешности и самореализации, которые зависят только от тебя.
  2. Отпускаем в тематические лагеря, походы. Дети получают жизненный опыт, когда нужно самостоятельно заботиться о себе, общаться со сверстниками, договариваться о создании какого-либо проекта, играть не только в компьютерные, но и в настольные и подвижные игры. Также в лагерях постоянно происходит какое-либо творческое самовыражение: выступление на сцене, ролевые игры, придумывание сценариев…
  3. Поручаем что-либо важное в помощи по хозяйству. И если ребёнок не сразу справляется – отмечаем его даже незначительные успехи и подчёркиваем, какой важный вклад он вносит в семью.
  4. Организовываем учёбу так, чтобы дети действительно сами решали, когда и как делать домашнюю работу, и контролировали свой процесс учёбы самостоятельно.
  5. Отпускаем пообщаться с друзьями. Если общение происходит на вашей территории – вводим ограничения на общение с помощью компьютера и других гаджетов. Освободившееся время можно занять настольными играми. Их сейчас огромное количество, ярких и интересных. Иногда достаточно один раз помочь разобраться с правилами.

Тогда есть шанс, что радость и успешность виртуальной жизни станет для детей лишь одним из источников позитивных эмоций.

Согласно данным исследования, которое было проведено компаниями Octoloy и Newzoo, только в течение одного марта месяца вышеуказанная игра собрала около 4 миллиардов просмотров.

Указанная цифра вряд ли удивит многих родителей, безнадежно пытающихся оттащить своих чад от экранов. Ни футбол, ни велосипед, ни пикник в лесу не способны отвлечь юных геймеров от просмотра роликов, где люди строят из маленьких зеленых кирпичиков.

Эту увлеченность родители называют по-разному: одни называют это одержимостью, другие - зависимостью. Однако и те, и другие очень ею обеспокоены.

Мнения расходятся.

В многочисленных статьях и сообщениях онлайн родители жалуются, что Minecraft завладела жизнью их чад, они пренебрегают домашними делами и школьными заданиями, раздражены, когда им запрещают играть. Как результат, многим родителям приходится запрещать эту игру вообще либо строго ограничить время за компьютером. Один отец так пояснил свое решение ограничить время: «Minecraft, как и иные игры, вызывающие зависимость, безгранична, а детство детей - нет. Я бы хотел, чтобы они познавали не виртуальный, а реальный мир».

Другие родители в этой игре большой беды не видят. Как отмечает отец двух мальчиков, его дети часами смотрят видео с разными версиями Minecraft. «В настоящее время они смотрят YouTube намного больше, нежели обычный телевизор. Против ли я? Наверное, немного - да, однако, я полностью осознаю, какое место в жизни моих детей и их сверстников занимает эта игра. Запретить ее - это значит отделить своих детей от друзей», - говорит он.

Интерес к игре имеет также и благоприятные последствия, так как дети хорошо освоили программу, научились создавать свои режимы игры, управлять собственным игровым сервером, создавать и редактировать видео и вести на YouTube свой собственный канал.

Minecraft на YouTube - это безбрежный океан материалов, - это почти 42 миллиона роликов. Minecraft посвящены сотни каналов, из которых самые популярные - SkyDoesMinecraft и Yogscast. Некоторые каналы Minecraft стали самыми настоящими сенсациями. Канал YouTube Stampy с котом-модератором имеет 5,6 миллиона подписчиков и около 3,4 миллиарда просмотров. В минувшем году этот канал был четвертым по популярности на YouTube.

Существуют и каналы для родителей, такие как, к примеру, MineMum, который создан педагогом Бек Оукли, и цель которого заключается в том, чтобы помочь родителям преодолеть минное поле Minecraft. «YouTube является телевидением нового поколения. Он позволяет детям учиться, делиться знаниями. Он развлекает детей. Когда они смотрят на игру других, то получают новый опыт игры, а также могут им делиться с другими», - отмечает она. - Контента неограниченное количество. Он чрезвычайно интересный, обучающий и полезный».

Согласно мнению Оукли, такое увлечение не является серьезной проблемой. Она подчеркивает, что привлекать внимание нужно ко времени, которое проводится детьми за игрой, а также влиянию на их настроение и здоровье. «Очень важно, чтобы родители учили своих детей наслаждаться игрой, при этом не нанося вреда здоровому образу жизни. Родителям нужно научить детей «здоровому» геймерству, которое предполагает, прежде всего, умение вовремя остановиться. Родителям нужно установить правила безвредной игры, а также вознаграждение за выполнение этих правил», - отмечает она.

Стоит отметить, что Minecraft является творением шведского гейм-дизайнера и программиста Маркуса Перссона, который также известен как Notch. Изначально игра не рассчитывалась на юных игроков. Перссона вдохновили такие игры как Dwarf Fortress, и Dungeon Keeper.

Спустя некоторое время программист основал компанию Mojang, выпускавшей в течение некоторого времени игру, а в прошедшем году она была продана Microsoft.

Как игры влияют на мозг человека.

Существует множество исследований относительно влияния на человеческий мозг. Некоторые из них достаточно противоречивы. Исследователи из Китая при помощи МРТ вели наблюдения за мозгом восемнадцати студентов, которые проводили около десяти часов онлайн, в основном играя в игры, такие как World of Warcraft. В сравнении с контрольной группой студентов, которые в день проводили за компьютером не более двух часов, в мозгах геймеров обнаружили меньше серого вещества, которое отвечает за умение рассуждать.

В начале девяностых ученые предупреждали, что учитывая то, что стимулируют только те отделы мозга человека, которые отвечают за движение и зрение, иные части, ответственные за эмоции, обучение и поведение, могут быть недоразвитыми.

Относительно исследований, посвященных игре Minecraft, в статье Роберта Пейзонау и психолога Юна Ли, опубликованной изданием «Quartz», отмечается, что она кажется не такой и творческой, как полагают некоторые родители. «На самом деле, креативность игры заложена в саму программу - это огромное количество комбинаций, материалов и инструментов. А игрокам остается единственная задача - создавать более сложные конструкции. Несмотря на то, что на первый взгляд игра кажется творческой, в действительности это достаточно монотонная деятельность. Большинство детей, которых мы исследовали, испытывали раздражительность после длительного периода игры».

«Майнкрафт» — это невероятно популярная компьютерная игра, которая нравится очень многим детям. Однако при этом некоторые родители никак не могут разделить радость своих сыновей и дочерей касательно этой игры. Существует огромное количество причин, по которым дети любят «Майнкрафт», и те же причины заставляют родителей впадать в ступор и задумчиво почесывать затылок. Эти 5 вещей дети очень сильно любят о Minecraft. Но вы даже не подозреваете, что большинство современных родителей просто их не понимают.

Язык «Майнкрафта»

Как вообще можно объяснить язык «Майнкрафта»? К вашему ребенку приходят в гости друзья, они собираются в комнате и начинают общаться про нубов и эндерманов, при этом смеются и хихикают, пока родители слушают и думают, что лучше бы они говорили о спорте. Многие родители даже не увлекаются спортом, но они хотя бы могут поучаствовать в таком разговоре.
Родители хотят участвовать в жизни своих детей, но как только те начинают разговаривать о «Майнкрафте», им сразу начинает казаться, что это латынь. И когда родители просят детей объяснить одно понятие, за этим сразу же появляется необходимость объяснить еще одно понятие, а за ним еще одно. И к тому моменту как вы понимаете, почему вашему ребенку нужно было убить дракона Эндера, половина вашего дня уже прошла. В результате все заканчивается тем, что ребенок рассказывает, а родители просто кивают и надеются, что не согласились только что купить какой-нибудь аддон.

Ютюберы

Недостаточно того, что «Майнкрафт» сам по себе странный для родителей, еще и существует миллион звезд YouTube, которые рассказывают про эту игру, демонстрируют свои достижения, делятся шутками, которые понятны только тем, кто играет в «Майнкрафт». И речь здесь не о каком-либо конкретном ютюбере. Проблему поймут родители, которым приходилось вырывать планшет из рук ребенка, который несколько часов подряд слушал кого-то, кто рассказывает об игре. Да, многие из этих ютюберов зарабатывают за месяц больше, чем родители за целый год, и, может, это и раздражает родителей самую малость, но речь идет не о деньгах. Речь идет о здравом рассудке, и часовые видео подростков, которые в своих комнатах записывают громкие раздражающие фильмы о «Майнкрафте», заставляют взрослых говорить такие банальные вещи, как «Куда катится этот мир?» и так далее. И это ужасно, так как это заставляет родителей чувствовать себя так, как чувствовали себя ранее их родители — старыми и несовременными. И круг замкнулся.

Зависимость

Многие родители не понимают одной вещи: неужели в «Майнкрафт» добавлен никотин или какой-либо другой наркотик? Каждый родитель, чей ребенок играет в «Майнкрафт», понимает, насколько трудно заставить его выключить игру. Дело доходит до слез, криков и даже кулаков. Дети даже начинают ругаться на родителей. Причем так поступают как маленькие дети, так и подростки. Иногда складывается ощущение, что, если в настоящий дом детей ворвутся зомби, им будет все равно, но если это случится с их домом в «Майнкрафте», то наступит конец света. Для многих родителей эта игра выглядит как какое-то пиксельное безобразие, но дети не могут с этим согласиться.

Дезориентация

Если вы попытаетесь наладить связь со своим ребенком, поиграв в «Майнкрафт», то вам нужно не забыть тазик для рвоты. Нет, игра не является отвратительной или гадкой, но при этом она дезориентирует. У вас начинает кружиться голова от всего, что творится вокруг, вы не понимаете, что делать, и оказываетесь в какой-нибудь комнате с киркой в руках. И тогда ваш ребенок начинает над вами смеяться так, как будто вы полный идиот, а не взрослый человек с высшим образованием и престижной работой. И тогда ребенок сам садится за компьютер, его голубые глаза начинают метаться по экрану, пока он исправляет созданную вами ситуацию, и он начинает говорить: «Вот видишь? Видишь?». Но вы по-прежнему не видите разницы между тем, что делали вы, и тем, что делает он.

Попытки понять все усугубляют

Как любой другой хороший родитель, когда ваш ребенок начинает играть в «Майнкрафт», вы пытаетесь лучше понять игру, читая про нее в Сети. Вот отрывок из одной такой статьи, которая называется «Гайд для родителей по игре «Майнкрафт»: «Майнкрафт» — это игра в стиле «песочница», созданная шведским программистом и геймером Маркусом «Нотчем» Перссоном. Мир игры генерируется процедурно, а суть ее заключается в собирательстве ресурсов, создании предметов, строительстве и (при желании игрока) сражениях». Многие родители в своей жизни встречались со странными текстами, но это просто сумасшествие.

Выводы

Вывод можно сделать следующий: большинству детей нравится эта игра, в то время как некоторые родители просто не могут ее понять. И самое печальное заключается в том, что многие родители изначально полагали, что у них не будет проблем с пониманием. Не только «Майнкрафта», а всего, что касается их детей. Когда люди становятся родителями, они не думают, что им когда-либо придется говорить «вот в наши дни» или «почему ты не можешь играть в нормальные игры?», так как это одни из самых неприятных фраз, которые им когда-либо говорили их же родители, когда они были молодыми. Однако в этом и заключается родительство. Это реальность, в которой вы становитесь старше и пытаетесь понять ваших детей, мечтая лишь о том, чтобы они просто делали то, что вы понимаете.

Современные родители стоят на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая добра своим чадам, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения — навыка, являющегося основой инновационности и конкурентоспособности.

Результаты исследования, проведенного компанией игрушек Radio Flyer и ReD Associates, показали тревожные последствия излишней заботы современных родителей. Перед каждыми праздниками взрослые начинают ломать голову над тем, какая игрушка будет интересна и полезна для их ребенка. Однако, прежде чем приобрести очередной деревянный конструктор, родителям следует серьезно подумать.

Развитию воображения способствуют игры, которые детские психологи называют «произвольными» (unstructured play ) — в таковых нет четко прописанного сценария, нет конечной цели, не используются девайсы. Ребенок сам придумывает свои миры и воплощает собственные идеи.

По данным исследования, проведенного в США, наиболее развитым воображением обладают дети, которым родители предоставляют свободу действий, то есть дают возможность решать самим, когда, где и во что играть. Однако, большинство современных детей просто не могут играть сами — им нужны инструкции от взрослых или самой игрушки.

Выводы неутешительны: сегодняшних детей требуется учить играть в произвольные игры. Специалист по детскому развитию, психолог Питер Грей (Peter Gray) также отметил постоянное сокращение времени, затраченное на произвольную игру. Согласно другим данным, дети в возрасте от 8 до 18 лет в среднем проводят по 6,5 часов в компании гаджетов ежедневно, а многие даже боятся выходить на улицу без сопровождения взрослых.

Современные родители озадачены тем, как создать условия для непроизвольной игры. Исследование детей с младенческого возраста до 9-ти лет показало удивительные результаты — ни деревянные игрушки, ни их цифровые аналоги не создают условия для unstructured play. Так в чем же ошибка родителей?

Последствия игры в Minecraft

Взять, к примеру, кубики. Нынешнее поколение детей пассивно нажимает на кнопки и игрушки сами их развлекают, а когда игрушка наскучивает, они настойчиво требуют другую. У некоторых родителей даже сформировалась новая традиция: выкидывать «старые» игрушки перед праздниками, чтобы освободить место для новых. Другие родители признаются, что покупают своему чаду по новенькой игрушке в неделю, а также хранят игрушки про запас.

Привыкнув к постоянной новизне и смене развлечений, дети просто перестают играть с обычными кубиками, в результате чего теряют навыки игры с неподвижными предметами. Родители разводят руками: «Мы не хотим, чтобы наши дети скучали». Но в этом и заключается секрет: скука мотивирует детей играть с «тем, что есть». Если мы хотим развить детское воображение, нужно, чтобы дети скучали.

А что тогда можно сказать о компьютерных играх по типу Minecraft, которую один родитель описал как «кубики на стероидах»?

В этой популярной игре дети добывают ресурсы, создают предметы, строят здания и исследуют новые миры. В режиме «Творчество» игроки имеют неограниченные запасы ресурсов и инструментов, что позволяет создавать объекты повышенной сложности. Вот уж где неограниченная свобода воображения — бери и строй!

Однако, как показало исследование, после серии игр в Minecraft дети чувствовали себя издерганными и раздраженными. Многие сходятся во мнении, что вышеупомянутая играя только «убивает время» — как только ребенок начинает хорошо разбираться в механике игры, то есть играть хорошо, опыт исследования и создания превращается в бесконечное строительство с целью избежания скуки. Кто-то из взрослых верно заметил, что при таких условиях даже любимое занятие превращается в рутину.

Создание условий для unstructured play требует не только ограничения ребенка от определенных развлечений, но и предоставления ему полной свободы. Однако, как показало исследование, такая практика не всегда показывает вдохновляющие результаты — юные респонденты, оставшись без привычных игрушек, затевали драки со сверстниками (а иногда и с родителями) и испытывали раздражение, сонливость и замешательство. Очевидно, что проблема здесь в не в игрушках, а в том, что дети не привыкли играть самостоятельно.

Идея произвольных игр довольно часто обсуждается, однако способы создания условий для таковых представляются редко. Ниже приведены три выдержки из исследования детского психолога Питера Грея (Peter Gray), рекомендующего практику произвольных игр.

1. Родители должны четко понимать, что такое «произвольная игра» и что она дает

В произвольной игре нет четко обозначенного начала и конца — дети развлекают себя сами, взрослые им не помогают. Такой подход может смутить родителей, привыкших видеть в игре воспитательные и обучающие задачи, а также тех, кто считает, что участие в детской игре помогает стать ближе к ребенку.

2. Дети должны играть самостоятельно каждый день

Когда родители пытаются внедрить несколько часов произвольной игры между другими занятиями ребенка, последний испытывает рассеянность и раздражение. Чтобы эта проблема исчезла, дети должны приучиться играть самостоятельно, а не ждать, когда их начнут развлекать родители, учителя или новые игрушки.

3. В произвольной игре дети должны ориентироваться на поведение взрослых

Не секрет, что дети копируют поведение взрослых, однако последние, погрузившись с головой в работу, часто забывают об этом. Родителям следует стать примером для своих детей и показать, что проводить время без гаджетов можно очень весело.

Как эти идеи реализуются на практике? Очень просто: отец-фотограф берет свою двухлетнюю дочь на прогулки. Пока он снимает природу, ребенок самозабвенно играет с тем, что рядом — он воображает, исследует, познает мир. Взрослый не вмешивается, девочка сама руководит процессом. Однако, родитель находится поблизости — занимаясь своим делом, он приглядывает за ней, а ребенок вдохновляется действиями отца и копирует его поведение.