Как нарисовать свой внутренний мир. Позволяют раскрыть внутренний мир человека

Консультация для родителей

Детский рисунок –

ключ к внутреннему миру ребёнка

Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка.

Рисунок, который появляется на листке бумаги, под рукой юного творца отображает его природное стремление выражать «себя» и свой внутренний мир во внешнем мире. Понаблюдайте за тем, насколько ваш рисующий ребенок увлечен тем, что делает. Он уходит всем своим существом в то, что делает. Он в этот момент сконцентрирован на все 100% на самом процессе. Его детская творческая энергия направлена на лист бумаги. И он не замечает несовершенств, которые нам взрослым очевидны. Мы смотрим на рисунок ребенка критически, а сам ребенок – нет. Он радуется самому творению, он и лист бумаги – одно целое. Ребенок еще не разделен со своим творениями, он живет тем, что делает. Попробуйте позвать ребенка к столу в тот момент, когда он творит, и вы поймете, чем ребенок отличается от взрослого. Ребенок играет в игру, и он весь в этой игре. Он увлечен, и вырвать его из-за какой-то мелочи (например, обедать) бывает нелегко. При этом ребенку нет нужды в совершенных игрушках, или совершенных красках, карандашах. Он творит из всего, что у него есть под руками. Вы наблюдали за тем, как ребенок рисует по песку? Вы же знаете, что ребенку важно рисовать, и при этом сгодятся и обои в вашей спальне! Он творит! Он выражает свое творческое начало, и ему неважно на определенном этапе, кто оценит его труд! Потом, если критиков будет много его творчеству, он закроется, он наработает тысячу комплексов, с которыми пойдет во взрослую жизнь. Но до того как взрослые критики, успеют насадить в его чистое сознание «как правильно» и «как неправильно», он, творя, летает на крыльях радостного удовольствия самим процессом. И очень важно взрослым не мешать ребенку. Важно помочь раскрыться ему еще больше, еще эмоциональнее выражать себя на листке бумаги. Потому что, если ребенок освоит в детском возрасте, вкус творчества и концентрации на том, что он делает, вкус к сосредоточению, то и во взрослой жизни он будет парить на крыльях самого процесса творения своей жизни. Ребенок творит свой мир на бумаге, и через игры. Взрослый творит свой мир через взрослые игры и «взрослые» рисования на холсте реальности своими мыслями и эмоциями.

Помогите ребенку расти! Как? Не мешаете ему творить свой мир. Его внутренняя система руководства подсказывает ему как ему жить. Ваша задача, как взрослого, помочь ему раскрыться, словно бутон раскрывается в цветок. Внутри бутона уже есть сам цветок, только бутон еще не раскрыл потенциал красоты цветка. Так и ваш ребенок, он как бутон в себе содержит весь потенциала Человека с большой буквы. И, если ему не мешать своими взрослыми «ограничениями» и страхами, он достигнет наивысшего потенциала в своей жизни. Рисунок помогает ему осваивать такие процессы, как сосредоточение и концентрация на реальности жизни, которые так не хватает взрослому человеку.

Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: «не похоже», «криво», «так не бывает» - вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего-то боится, он говорит: «Мне страшно», а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него, ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что-нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос.

Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Сосредоточьтесь на сюжете. Дети рисуют то, что их волнует. Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов - замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении.

Если в рисунках много животных - это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша.

Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально. Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию. А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, - это вполне естественное проявление тревожности.

Обратите внимание на цвета. Психически здоровый ребенок использует яркую гамму и по назначению: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Если превалирует красный, мы можем сказать, что ребенок очень активный, возможно, даже агрессивный. Синий - грусть, возможно, ребенок скучает по кому-то из близких. А вот черный цвет и штриховки, рвущие бумагу, могут говорить о страхе, отгороженности, подавленности. Если большинство рисунков окрашены в черное - обязательно посоветуйтесь со специалистом.

Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т.п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством.

В этой связи возникает ряд вопросов. Во-первых, почему и зачем дети рисуют? Во-вторых, почему на определенном этапе изобразительная деятельность переживает бурный расцвет, а затем интерес к рисованию (также в определенном возрасте) внезапно угасает? В-третьих, чем обусловлено существование этого ограниченного во времени периода детского рисования и наличие внутри него сменяющих друг друга этапов?

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.


Это интересный тест определения вашего внутреннего мира. Вам необходимо из четырех картинок выбрать одну. Лучше всего взять лист бумаги, ручку и отмечать ваши ответы, чтобы потом увидеть полную картину вашего внутреннего мира.

Представьте вы идете по пустынной местности — голодные, изнывающие от жары и очень уставшие. Вдруг перед вами возникает здание.

1. То, что перед вами появилось, это:

Замок
Музей
Отель
Церковь

2. Вы входите в это здание через:

Окно
Дверь
Балкон
Подземный ход

3. Оказавшись внутри здания вы попадаете в очень красивое и величественное место. И вдруг слышите стук в дверь. Вы открываете и видите человека с которым вы бы хотели встретится очень долгое время. Кто этот человек.

4. Продолжая исследовать здание вы видите лестницу которая ведет на другой этаж. По которой вы подниметесь?


5. Поднимаясь по лестнице вы считаете ступеньки. Сколько ступенек вы насчитали в мыслях.

6. Затем вы зашли в комнату. Насколько большой вы хотели бы ее видеть

размером с аквариум
размером со шкаф
как большие джунгли
размером с тихий океан

7. Какого цвета комната?



желтый или оранжевый

8. Вы увидели перед собой стол. Какой он формы?




9. На этом столе вы увидели корзину с фруктами. Какие фрукты вы выберите?






РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА:


1. Ваш выбор демонстрирует то, чего вы хотите достичь на данный момент.
Замок — богатство
Музей — карьера
Отель — домашний уют и любовь
Церковь (другое место поклонения) — ваша вера или духовный рост

2. Ваш выбор символизирует образ жизни, к которому вы стремитесь.
Окно — жизнь полная сюрпризов.
Дверь — ровная и безопасная жизнь.
Балкон — романтическая и мирная жизнь.
Подземный ход — опасная, но яркая жизнь, наполненная испытаниями, которые дают новый опыт.

3. Человек, которого ты увидел открыв дверь, является именно тем, которому ты можешь абсолютно доверять и положиться на него, когда у тебя возникнут проблемы или нависнет смертельная опасность.

4. Лестница демонстрирует какова ваша любовь.
Винтовая лестница — обозначает яркую по эмоциям, бурную по проявлениям, но при этом великолепную любовь.
Прямая лестница — означает обычную любовь в стабильных, давно сложившихся отношениях.

5. Количество ступенек, пройденных по лестнице означает количество усилий (попыток), которые вы приложили для того, чтобы добиться желаемых любовных отношений (любви, которая присутствует в вашей жизни).

6. Размер комнаты показывает насколько вы рискованный (авантюрный) человек.
Аквариум — вы вообще избегаете любого риска.
Шкаф — при определенных условиях можете вязаться в какую-то авантюру или вложить деньги в МММ.
Большие джунгли — рвануть автостопом к морю или в другую страну для вас не проблема, вы настолько рискованны, что сначала сделаете, а потом подумаете.
Тихий океан — без тормозов, риск — это ваше второе я, а в ваших венах вместо крови течет адреналин.

7. Цвет стен в комнате говорит о вашем характере.
Красный — пылкий, страстный, необузданный.
Пурпурный — активный, деятельный, рискованный, авантюрного склада.
Желтый или оранжевый — радостный, веселый, живой, энергичный.
Цвета радуги — вы сами до конца не знаете себя.

8. Форма стола показывает как вы справляетесь с различными жизненными ситуациями.
Круглый стол — прежде, чем принять решение, вы предпочитаете рассмотреть ситуацию под разными углами.
Квадратный стол — решительно, непреклонно и справедливо.
Треугольный стол — нестандартно, при принятии решения вы стараетесь отходить от шаблонов и принимать оригинальные решения.
Бесформенный стол — вы нерешительны и не уверены, при принятии решений часто колеблетесь.

9. Фрукт символизирует, что именно в ваших новых друзьях или знакомых имеет для вас первостепенное значение.
Вишня — меньший размер фруктов показывают, что для вас в первую очередь важен характер такого человека, нежели какие-либо внешние атрибуты.
Яблоко — больший размер фруктов указывают на важность внешнего вида человека и других внешних атрибутов.
Апельсин — больший размер фруктов указывают на важность внешнего вида человека и других внешних атрибутов.
Виноград — меньший размер фруктов показывают, что для вас в первую очередь важен характер такого человека, нежели какие-либо внешние атрибуты.
Дыня — больший размер фруктов указывают на важность внешнего вида человека и других внешних атрибутов.

Большой интерес для графолога представляют различные рисунки и каракули, которые люди оставляют на телефонных книжках, в блокнотах, на бумажных салфетках и полях газет, когда они разговаривают по телефону, ждут, пока их обслужат в ресторане, во время заседаний или делового разговора. Эти изображения тоже позволяют раскрыть внутренний мир человека.

Люди, когда чертят каракули, чаще всего, делают это бессознательно. Сидя на собрании, человек автоматически покрывает свой блокнот изображениями цветов или птичек. Или же во время телефонного разговора чертит на бумаге жуткие физиономии. Именно потому, что эти каракули пишутся бессознательно, они представляют такой интерес.

Разнообразию в каракулях нет предела. Однако приведенные нами примеры могут служить иллюстраций для наиболее общих правил.

1. Изображение домика или домашней мебели раскрывает любовь к теплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Но порой подобные изображения оставляют на бумаге даже женатые или замужние люди, которые, на первый взгляд, кажутся грубоватыми или жесткими. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло.

2. Цветы и листья показывают, что у человека добрая натура. Такие люди любят помогать другим и отличаются очень мягким характером.

3. Красивые профили и различные изображения людей рисуют люди, заинтересованные в общении. Часто их рисуют те, кто работает с людьми. Эти рисуночки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.

4. Однако, когда рожицы безобразные или устрашающие, это означает, что автор рисунков чем-то недоволен или его что-то расстроило.


5. Треугольники, овалы, квадраты — это показатели способности к руководящей деятельности. Часто углы в таких геометрических фигурах бывают заштрихованы, а автор этих чертежей создает правильные орнаменты. Все это указывает на способность планировать и организовывать.

6. Изогнутые, изящные линии, иногда вьющиеся непрерывно, свидетельствуют о такте человека, его способности проявлять интерес к различным вопросам, а также легко и непринужденно вести беседу.

7. Птичка с развевающимися перышками, хвостиком и преувеличенно большими когтями — это признак живого воображения и чувства юмора. Обильно разукрашенные забавные зверюшки и рыбки принадлежат к той же категории.

8. Когда рисуют звезду, это показатель оптимистической натуры. Даже перед лицом трудностей такой человек не сразу опустит руки.


9. Те, кто рисуют замкнутые круги, не связывая их с другими изображениями, имеют высокие духовные цели, лишенные материальной выгоды.

10. «Крестики-нолики» и другие подобные игры — проявление спортивного духа.

11. Волнистые линии, извивающиеся непрерывно, показывают, что у человека развита склонность к музыке.

12. Скрипичный ключ и музыкальные ноты безошибочно говорят о вкусах человека.

13. Если поля изрисованы сердечками, это говорит о романтичной и сентиментальной натуре автора.

14. Маски, перья, крылья, говорят о непредсказуемости и загадочности человека, а также о присутствии легкости и игривости в его характере.


15. Меланхолики и флегматики обычно изображают на листке вытянутые рисунки с плавными линиями, различные капли и воду.

16. Размашистые рисунки говорят о свободе мысли, а «скромные» наброски о целеустремленности.

Эти примеры, конечно же, не исчерпывают все варианты каракулей, которые чертят люди. Существуют сотни тысяч различных вариантов. К тому же любой подобный рисунок носит сугубо индивидуальный характер.

Техника рисунка также может многое рассказать о личности «художника». Четкие рисунки (сильный нажим на карандаш, без лишних штрихов) показывают, что человек уверен в себе.


Анализ каракулей дает не столь точные результаты, как анализ почерка. Однако он может существенно дополнить анализ почерка. Кроме того, при анализе каракулей можно использовать те же способы, что и при анализе почерка, и обращать внимание на округлость или угловатость рисунка, его размеры и прочее…

Для взрослых внутренний мир ребенка – «тайна за семью печатями». Только очень светлые и внимательные люди могут время от времени получать доступ туда и наслаждаться детским видением всего, что происходит вокруг.

Одним из таких взрослых, сумевших понять детей, был А. де Сент-Экзюпери. Помните его рисунки и мысли Маленького Принца о взрослых, которые чаще всего заняты проблемами, отвлекающими их от «главного» – того, «чего глазами не увидишь»? На самом деле, эта книга была написана для взрослых, чтобы, прочитав ее, они стали внимательнее к своим детям.

Как понять внутренний мир детей?

Чем наполнен внутренний мир ребенка , на чем он держится? В первую очередь, на любви к родным: дети любят преданно и беззаветно, они тянутся к родителям, радуются вниманию, которое оказывают им взрослые.

Еще в этом мире много фантазии: все, что с ними происходит, дети видят совсем не так, как их родители, в их воображении добро и зло не являются абстрактными понятиями – у них есть имена и образы. Они по-настоящему верят, когда мама говорит, что за плохое поведение может забрать в свою избушку на курьих ножках Баба Яга, а за шторой прячется домовой, который сердится, когда дети громко шумят.

Иногда, сами того не желая, родители пугают детей, забывая, что они многое понимают буквально. Вот история, которую мне рассказала знакомая.

Однажды ей пришлось уйти из дома, чтобы купить молока на завтрак своему трехлетнему ребенку. Час был ранний, и малыш еще спал. Когда она вернулась и тихонько открыла дверь, то услышала голосок сына: «Баба Яга, не ешь меня, я тебе свою клюшку отдам!» В этот момент ее просто захлестнули эмоции: это ведь она все вечером перед сном говорила не желающему утихомириваться малышу, что, если он не будет спать, его заберет и съест Баба Яга. Женщина и не предполагала, насколько серьезно ребенок отнесется к этим словам.

Вообще, если бы взрослые могли представить внутренний мир ребенка , они увидели бы в нем , которым обычно не придают значения, а дети страдают по-настоящему, страхи, боль от размолвок родителей, которые ранят детскую душу. Возможно, тогда они стали бы осторожнее подходить к воспитанию.

Развитие внутреннего мира ребенка

Когда мы говорим, что у кого-то «богатый внутренний мир», то часто не задумываемся, что «богатства» эти копятся с детства. Это умение чувствовать красоту, сопереживать, верить, создавать мечты, ценить других людей и мир, в котором живешь, способность создавать то, что духовно обогатит человечество.

Вот и развитие внутреннего мира ребенка начинается с пробуждения эмоциональных реакций на окружающее. Малышу, еще сидящему в коляске, мама показывает деревья, бабочек, птиц, рассказывает о них. Ребенок еще не в состоянии понять, какие они, но он слышит интонацию, наблюдает отношение мамы к происходящему, и подсознательно учится обращать на это внимание, ценить все живое.

Детская музыка, чтение книг вслух, творческие занятия с родителями, а позже в садике и в школе с педагогами – все это очень важно для формирования внутреннего мира детей.

Посещение выставок, интересные поездки, изучение иностранных языков, знакомство с обычаями своего народа, приобщение к вере – это не просто расширение кругозора или дань традиции. Получая новые впечатления от жизни, осмысливая их, сначала с помощью взрослых, потом самостоятельно, личность становится более зрелой, цельной, устойчивой к негативному влиянию.

Таким образом, обогащая внутренний мир ребенка , развивая его, мы растим разностороннего человека, которому предстоит жить в непростое время, контактировать с другими людьми, даже конкурировать с ними в чем-то. У человека с глубоким внутренним миром значительно больше шансов найти себя и достичь самореализации.