Взаимосвязь Характера и Темперамента. Разница между темпераментом и характером

Темперамент (лат. temperamentum — соотношение, смешение частей, соразмерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

— природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. 13 нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность . Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ, который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) — у , желтой желчи (холэ) — у холерика, слизи (флегмы) — у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхолика.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд следующих психических особенностей индивида.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность повеления внешним впечатлениям — экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям — интроверсия .

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость либо ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.

В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.

Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции

Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику.

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зарубежной психологии и криминологии были и имеются попытки связать поведение человека с его телесной организацией. Так, Ч. Ломброзо пытался связать преступность с особенностями строения черепа, лица и тела человека. Немецкий психиатр Э. Кречмер также пытался установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мыши и т. д.

Исследования И. П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею. В экспериментах И. П. Павлова было доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство — высочайшая пластичность».

Итак, в зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию . Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra — вне, intro — внутрь и verto — поворот). Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность .

Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности.

Существуют несколько видов ригидности:

  • сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;
  • моторная - трудность перестройки привычных движений;
  • эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;
  • памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти;
  • мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции.

Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Долгое время темперамент человека трактовался как прямое следствие его типа высшей нервной деятельности. В последнее время эта концепция пересмотрена в свете учения П. К. Анохина о функциональных системах, а также других теоретических позиций отечественных и зарубежных исследователей (В. Д. Небылицын, В. М. Русалов. Г. Айзенк, Дж. Раш).

Итак, темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

  • от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;
  • темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;
  • в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;
  • существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность. переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Формирование характера. Характер и темперамент.

1.Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.


Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

2.Темперамент и характер.

Темперамент - это особенность личности, которая определяет темп психологических реакций (скорость, сила, интенсивность)Эта особенность является врождённой.

Человек рождается с определёнными свойствами темперамента, они не поддаются переделки, возможна их маскировка, а так же возможно изменение отдельных свойств темперамента в подростковом возрасте, либо в стрессовой ситуации.

Первые признаки темперамента можно заметить в дошкольном возрасте. Окончательное формирование происходит в подростковом возрасте.

Характер – прижизненно сформированные индивидуальные особенности личности, которые проявляются в типичных формах регулирования на типичные ситуации.

Главной отличительной особенностью темперамента от характера явл.то, что он определяет содержание психологической личности человека.

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

 От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;

 Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;

 В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;

 Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера - благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент.является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

В этой статье мы изучим, какие в психологии выделяются темпераменты людей. Дело все в том, что именно эта характеристика в целом помогает описывать особенности той или иной личности. Определить темпераменты можно несколькими способами. Мы с ними тоже познакомимся. Давайте приступим к изучению сегодняшнего вопроса. Темпераменты людей - это ведь так интересно и занимательно. Может быть, вы прочтете о себе самом то, чего не знали.

Что это?

Начнем, пожалуй, с того, что попытаемся разобраться, с чем же нам придется иметь дело.

Дело все в том, что понятие «темперамент» часто путают с понятием «характер». Но здесь важно понимать, что и у первого, и у второго есть свои особенности. Темперамент и характер отличаются друг от друга, но эту разницу видно далеко не всегда. Первое понятие - это врожденные качества, влияющие на поведение того или иного человека. Именно благодаря им мы по-разному реагируем на разные происшествия, действия и обстоятельства. Таким образом, можно сказать, что темпераменты людей - это общая характеристика личности. Сюда относят эмоциональность, скорость реакции на раздражители, уравновешенность. В общем, то, что можно считать особенностями нервной системы человека. Темперамент - реакция личности на происходящее.

Характер же - это приобретенные качества. Смелость, покорность, активность, целеустремленность и прочие аспекты личной деятельности человека являются характером. Как правило, это некий морально-психологический облик человека, появившийся в ходе развития личности.

Если вы точно умеете определять темперамент, то вам всегда удастся найти подход к тем или иным людям. Кроме того, иногда благодаря этому можно еще в юном возрасте определить, какая профессия подойдет ребенку больше, где он будет успешен. Можно сказать, что темпераменты людей - это то, что влияет на их стиль жизни. Но давайте поскорее познакомимся с ними.

Сангвиник

Первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что всего существует 4 темперамента человека. Начнем, пожалуй, с наиболее приятного. Того, который крайне положительно влияет на саму личность, а также на окружающих. Это сангвиник.

Сангвистический темперамент - что-то вроде «моря позитива», если говорить простым языком. Человек, который вечно активен и быстро реагирует на смену обстоятельств, бодрый и жизнерадостный - это как раз данный тип. Конечно, сангвиник может и сердиться - все эмоции видны у него на лице. Именно сравнивая с ним, можно увидеть, как виды темперамента человека влияют на жизнь.

Сангвиники легко приспосабливаются ко всему новому, эмоциональны, с огромным удовольствием и радостью берутся за новые дела и работу. В карьере, как правило, им практически всегда улыбается удача. Обладают гибкой и устойчивой нервной системой, что сводит к минимуму вероятность возникновения депрессий и упадков настроения. Активно ведут себя там, где им интересно находиться, а там, где скучно, проявляют безынициативность. Часто меняют взгляды и увлечения.

Как определить?

Как уже говорилось, виды темперамента человека можно определить несколькими способами. Первый - это использование теста, о котором речь зайдет чуть позже. А вот второй, хоть и не всегда самый точный - это наблюдение за «испытуемым». Ведь каждый темперамент человека имеет свои отличительные особенности, которые видны невооруженным взглядом. Иногда хватает всего лишь взгляда на людей со стороны - и вы уже предполагаете довольно точно, кем они являются.

Сангвиники - это, в целом, счастливые и позитивные личности. Да, они могут улыбаться или быть серьезными (то есть по вечной улыбке нельзя судить о темпераменте), как и все. Тем не менее, если вы увидели перед собой человека с правильной, ровной осанкой, быстрыми и легкими движениями, а также красивой уверенной походкой, то можно сказать, что перед вами сангвиник.

Кроме того, черты темперамента человека можно рассмотреть и на лице. Нет, не по улыбке, а по мимике. У сангвиников она разнообразна и естественна. Речь быстрая, уверенная и громкая. Обычно сангвиник - это самая настоящая «душа компании».

Холерик

Теперь давайте рассмотрим с вами другие виды темперамента человека. Помимо сангвиников, есть еще холерики. Они чем-то походят на предыдущий тип человека, но, тем не менее, довольно сильно отличаются от него.

Дело все в том, что характер и темперамент человека, как вы уже могли заметить, это то, что нельзя никак разделить. Если сангвиник - в целом позитивная, активная и общительная личность, то о холериках такого сказать нельзя. И сейчас мы разберемся, почему именно.

Холерики - это также активные, но очень вспыльчивые, неуравновешенные личности. Могут действовать непредсказуемо, «безбашенно». Их внимание переключить на что-то другое очень трудно. Эмоциональны и агрессивно настроены к большинству людей. Заводятся, как говорится, «с пол оборота», а остывают долго и болезненно.

Огромное количество эмоций быстро истощает такую личность. Отсюда возможна частая смена настроения. За новые дела, они, как и сангвиники, берутся с огромным удовольствием. Правда, если посмотреть характер и темперамент человека, то первый наш тип всегда доводит дело до конца (при всем этом не преследует цель «быть лучшим»), а вот холерики очень часто терпят неудачи, взявшись за что-то. Почему? Все из-за непомерно высокой самооценки.

В личной жизни такие личности тоже очень сильно отличаются. Им присуще чувство собственности, откуда вытекает ревность. Спорить с такими людьми, если честно, бесполезно. Холерики не сдадутся, пока не подавят вас. Очень часто таких людей можно назвать «домашними тиранами». Ведь в большинстве случаев именно холерики становятся таковыми.

Определяем без тестов

Естественно, дабы сопоставить характер и темперамент человека, нам надо понимать, кто перед нами находится. Как уже было сказано, вы всегда можете воспользоваться довольно интересным тестом, но, честно говоря, можно обойтись и без него. Как и сангвиники, холерики обладают своими особенностями, видными невооруженным взглядом. Какими именно? Давайте попробуем разобраться с вами в этом непростом деле.

Или простом? Ведь темперамент и поведение человека тесно связаны между собой. Вспомните, как мы пытались определить сангвиника. Правильно, по мимике, речи, внешним качествам. Вот и здесь мы рассмотрим эти особенности. Ведь холериков распознать будет гораздо проще.

Осанка у таких людей, как правило, величавая и гордая. Говорят они быстро, вечно куда-то торопятся (можно сказать, тараторят), спешат, «бегут вперед паровоза». Мимика дерганая, резкая, а лицо обычно хмурое, мрачное и недовольное. Нет, не серьезное - не стоит путать эти два понятия. А именно вечно недовольное.

Если посмотреть по окружению, то такие личности обычно становятся лидерами небольших группировок. Правда, друзей у холериков очень мало, а то и вовсе они отсутствуют. Кроме того, эти люди очень часто страдают переутомлением и скачками настроения. Очень любят поспорить. А речь их обычно звучит не только быстро, но еще и негативно настроенно к собеседнику.

Меланхолик

Врожденной характеристикой поведения является темперамент. Характер и способности человека развиваются в процессе жизни. Тем не менее всегда важно знать, что за личность находится перед вами. Ведь от этого зависит и поведение во время разговора. Мы уже изучили два типа темперамента, которые очень схожи между собой. Теперь приступим к отличающимся от них.

Следующий вид в нашем списке - это меланхолики. Охарактеризовать такого человека можно как спокойного и задумчивого. Если в случае с сангвиником и холериком мы будем общаться с активными и эмоциональными людьми, то здесь все немного иначе. Да, меланхолики тоже подвержены скачкам эмоций, но не таким выраженным внешне, как демонстрируют предыдущие темпераменты людей.

Меланхолики неторопливы и погружены в себя. Отсюда, кстати говоря, их спокойствие и берет корни. Если сравнить темперамент и поведение человека, то меланхолики спокойные, ранимые, любящие находиться в своем «гнездышке» люди. Внешне их очень легко распознать, но как именно - мы поговорим с вами чуть позже.

Меланхолики отличаются и в личной жизни. Они преданные, верные, чувственные и романтичные. Правда, есть и обратная сторона монеты: такие личности, как правило, ведомы кем-то. Быстро поддаются влиянию со стороны. Доверчивы и наивны. Если попадут, например, «в лапы» к холерику, то о меланхоликов буквально начнут «вытирать ноги». Обладают заниженной самооценкой, быстро утомляются, нуждаются в перерывах и долгом отдыхе.

Такие люди, как правило, очень часто подвергаются диким скачкам настроения, причем в худшую сторону, а также депрессиям. Вывести человека из такого состояния очень и очень трудно. Меланхолики ценят и любят спокойствие. Кроме того, это очень впечатлительные люди. Они стараются планировать жизнь и следовать своим целям, но малейшее отклонение может довести такого человека буквально до слез. Это домоседы и, как про них иногда говорят, зануды. Но из них получаются прекрасные домохозяйки и домохозяины.

Определяем меланхолика

Говорят такие люди, как правило, не очень быстро. Речь часто сбивается, «скачет» и меняется по темпу. Меланхолики могут постоянно сбиваться при разговоре. Если вы увидели скромного и застенчивого человека, то можете быть уверены, что имеете дело именно с меланхолическим темпераментом.

Большим количеством друзей такие люди не обладают. Правда, дружбу ценить умеют. Им важно, так сказать, не количество, а качество отношений. В большом коллективе меланхолики могут просто затеряться - их всегда не видно и не слышно. Что-то вроде «серых мышат».

Ну, а мы с вами продолжаем наш разговор и рассматриваем дальше типы людей по темпераменту. Нам остался всего лишь один «подвид», о котором мы сейчас и узнаем. После этого стоит посмотреть, кому какая карьера подходит больше, а также обсудить тест, помогающий определять предельно точно темперамент.

Флегматик

Следующий и завершающий тип, который мы сейчас познаем, это флегматики. Вообще, все темпераменты можно условно разделить на вспыльчивые (сангвиник, холерик) и спокойные (меланхолик, флегматик). Значит, наш последний тип можно сравнить с меланхолическим.

Флегматики - это невозмутимые, уравновешенные и целеустремленные люди. В отличие от меланхоликов, они абсолютно спокойны. Вывести их из себя очень трудно. А если кому-то и удастся это сделать, то никакой «мировой войны» ожидать не надо. Флегматики спокойно все взвесят и быстро остынут.

Такие личности, как правило, не проявляют никаких бурных эмоций. А свои радость, счастье и любовь они абсолютно не умеют интерпретировать. Данная черта очень часто мешает жить флегматикам. Приспосабливаются ко всему новому они очень долго и трудно. Не отличаются особой сообразительностью и находчивостью.

Простыми словами, можно сказать, что флегматик - это типичный «пофигист». Даже испытывая эмоции, такой человек никогда не выдаст себя. Флегматики не любят торопить события, никуда не бегут. Заниматься они способны только одним делом. Несколько задач одновременно выполнять попросту не умеют. Им важно сначала завершить начатое, а затем только браться за что-то иное. Флегматики внимательны и последовательны, упорны и настойчивы.

Как распознать?

Что ж, а теперь давайте попытаемся с вами понять, по каким чертам можно отличить флегматика от любого другого типа. Характеристика темпераментов человека нам уже известна, а вот то, каким образом можно выделить тех или иных личностей, еще не совсем. Флегматики - это те, кого мы еще не умеет распознавать. Но сейчас мы научимся этому занятию.

Дело все в том, что осанка у таких личностей похожа на сангвинистическую. Она ровная, правильная и красивая. Можно сказать даже, величавая. Походка медленная и ленивая. Предпочитают больше сидеть. Причем они могут «застыть» в одной позе на очень долгое время.

Мимика у флегматиков однообразная, практически безэмоциональная. Выражение лица как бы говорит: «А мне все параллельно». Иными словами, полное безразличие - вот то, что отличает этот тип темперамента. Вы вряд ли сможете что-то прочитать на лице у такого человека.

Относительно речи можно сказать только то, что она тоже такая же безразличная, спокойная, ленивая, размеренная. Плюс ко всему, флегматики не очень разговорчивы. Они больше предпочитают молчать, нежели что-то говорить. Жестикуляция такая же размеренная, как и мимика.

Компанейскими флегматиков назвать нельзя. Обычно это типичный «офисный планктон», который медленно, но зато качественно и прилежно делает свою работу. Стараются не заводить много друзей, так как с коммуникацией у них не очень. Перед тем как ответить вам на какой-нибудь вопрос, такая личность, как правило, будет долго все обдумывать и взвешивать.

Карьерная лестница

Что ж, вот мы узнали, какая существует характеристика темпераментов человека. Как видите, их не так уж и много. Но каждый обладает своими особенностями, которые значимо отличают их друг от друга. Но есть и еще один довольно важный момент, который следует учесть, - карьера. Ведь черты темперамента человека, как правило, очень сильно влияют на выбор будущей профессии. Причем, если вы правильно все сделаете, то в конце концов успех обеспечен. Таким образом, стоит посмотреть, как темперамент и способности человека помогают определиться с местом на «карьерной лестнице».

Начнем, пожалуй, с сангвиников. Это, как уже было сказано, очень активные и энергичные люди. Причем они очень любят все новое и являются душой компании. Таким личностям очень хорошо подходят места старших менеджеров, рекламных агентов, тренеров, промоутеров, дизайнеров, менеджеров в call-центрах и продавцов. Там, где всегда будет происходить что-то новое, сангвиники будут стремиться работать и выполнять свои обязанности очень качественно.

Для холерика лучше всего подойдут руководящие должности. Правда, такие, где все находятся приблизительно на одном уровне - это как раз идеальный вариант. Правда, в «природе» такое бывает крайне редко. Деканы, директоры, руководители, наставники, некоторые профессиональные тренеры, надзиратели, чиновники, иногда творческие профессии вроде певцов и музыкантов, государственные служащие - все это довольно интересные и подходящие места для холериков.

Как видите, особенности темперамента человека приходится учитывать всегда. Особенно при приеме нового сотрудника на работу. Представьте только, что вы решили руководить холериком... Это будет самый настоящий «ядерный взрыв». Таким образом, мы переходим с вами к подбору мест для оставшихся двух вариантов характеров. А именно - флегматика и меланхолика.

Честно говоря, тут дела обстоят намного проще. Ведь последние два типажа - это относительно спокойные личности. А значит, подобрать им место для работы будет гораздо проще. Начнем, пожалуй, с флегматиков.

Им, по правде говоря, подойдет вообще любая профессия. Такие люди очень хорошо выполняют офисные работы (секретарь, менеджер, системный администратор и так далее), а также они способны хорошо продавать товар. То есть продавец в магазине - это тоже хороший выбор. Особенно если человеку не нужно будет проявлять особую изворотливость, чтобы у него что-то купили. Любая монотонная и однообразная работенка - залог успеха флегматиков.

А вот у меланхоликов сейчас с выбором профессии дела обстоят чуть-чуть получше, чем лет 10-15 назад. Ведь наше время - это период технологий и прогресса. Так, домашние меланхолики теперь имеют возможность работать дома. Няни и сиделки (в частности, для пожилых людей или подростков), воспитатели (особенно в частных детских садах), системные администраторы, веб-дизайнеры, создатели сайтов, программисты, фрилансеры, писатели и иногда журналисты - все это отличный выбор для меланхолика. Если такой человек обладает особыми навыками (плетение, вышивание и так далее), то может зарабатывать себе этим на жизнь, не выходя из дома. Кроме того, как уже было сказано, из меланхоликов получаются отличные хранители домашнего очага. Они способны долго и качественно работать, но в пределах своего уютного «гнездышка».

Тестирование

Сейчас мы поговорим с вами о том, как провести тест на темперамент человека. На самом деле это очень просто. Даже не обладающие никакими навыками в психологии люди, как правило, способны самостоятельно провернуть данную затею.

Существует тест Айзенка. Он, как правило, направлен на изучение интеллектуальных способностей человека. Правда, есть ее и такое ответвление, которое помогает нам определить, что же за личность перед нами. В нем содержатся вопросы, связанные с поведением человека в той или иной ситуации. Обычно нам приходится отвечать только «да» или «нет». В ходе данного тестирования придется честно ответить, как вы реагируете на что-то, а также выразить некоторые ваши эмоции.

Если вы хотите определить типы людей по темпераменту, то лучше всего найти готовый тест. Составлять его самостоятельно не имеет смысла. Правда, к примеру, при приеме на работу можно включить в анкету вопрос о стрессоустойчивости, поведении при успокоении и конфликтах в коллективе. Именно они помогут вам определить, подойдет ли та или иная личность или нет. Так что определение темперамента человека не доставит много хлопот.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые выражаются, в частности, в скорости возникновения, глубине и силе проявления чувств; в быстроте движений, общей подвижности человека. Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента:

  • холерический,
  • сангвинический,
  • меланхолический и флегматический.

Холерик - человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в речи, мимике, жестах. Он нередко вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным вспышкам (например, старый князь Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Сангвиник - человек быстрый, подвижный. Эмоционально откликается на все впечатления. Его чувства непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не очень сильные и легко сменяются (например, Стива Облонский в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»),

Меланхолик - человек, который эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие переживаний, но эти переживания отличаются большой силой и длительностью, хотя вовне проявляются слабо (например, княгиня Марья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и трудно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне, однако могут накапливаться и давать вспышки (например, Пьер Безухов).

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту, своих друзей и знакомых мы легко относим или к холерикам, или к флегматикам, или к меланхоликам, или к сангвиникам. Свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно, так как в «чистом» виде каждый тип встречается редко и большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. Поэтому ученые считают, что типов темпераментов насчитывается не четыре, а гораздо больше (причем разные ученые выделяют различное количество таких типов).

Разные типы темперамента нельзя характеризовать как «лучшие» или «худшие». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. Темперамент влияет лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика- в глубокой сосредоточенности. Каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Примеры ценных свойств у холерика: страстность, активность, энергия; у сангвиника: подвижность, живость, отзывчивость; у меланхолика: глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; у флегматика: спокойствие, отсутствие торопливости.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, и темперамент лишь облегчит или затруднит эту задачу. В советской психологии были проведены исследования, которые показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Советский психолог Б. М. Теплов писал, что при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.

Человек должен научиться владеть своим темпераментом, подчинять себе те или иные черты темпераментов (мы уже говорили о том, что у подавляющего большинства людей нет чисто выраженного одного темперамента, а есть сочетание черт одного темперамента с некоторыми чертами других темпераментов) - в этом и проявляется характер человека. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформированы ценные качества личности.

В межличностных отношениях, и в частности в семейной жизни, конфликты нередко возникают вследствие того, что мы не учитываем некоторые особенности темперамента Как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большую впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности. Здесь учитель может напомнить учащимся о том, что среди великих людей встречаются представители всех четырех типов темпераментов: И. А. Крылов и М. И. Кутузов - флегматики, А. С. Пушкин и А. В. Суворов - холерики, М. Ю. Лермонтов- сангвиник, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский - меланхолики.

Заканчивая занятие, учителю следует еще раз назвать все основные психологические характеристики личности, подчеркнуть, что направленность (потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение) - центральное звено в структуре личности , что за внешними проявлениями поступков и действий человека нужно стремиться распознать его истинные переживания, цели, намерения. Можно, если позволит время, прочитать учащимся стихотворение Людмилы Щипахиной:

Как многое в нас неприметно для глаза…

Порою подтекстом наполнена фраза.

А радости вздох или жест облегченья

Бывает исполнен иного значенья.

Мы смотрим на солнце. Лежим на траве,

А что там засело у нас в голове?

Встречаемся. Бродим в тенистом саду.

А что мы имеем при этом в виду?

Пульсирует время проблемами века,

Но как неразгаданна суть человека!

Идем мы, такие понятные с виду.

А что ощущаем? Восторг иль обиду?

В дешевых столовых садимся к обеду.

А празднуем, может, триумф! И победу!

И, может, не транспорт несет нас по лужам,

А крылья, которых не видно снаружи!

К следующему занятию можно предложить учащимся подумать и ответить (письменно или устно) на некоторые вопросы (по выбору учителя): что я знаю о себе; какой я человек, какие способности я у себя нахожу; замечал ли я у себя какие-либо особенности памяти, мышления, воображения; что я ценю в товарищах и в людях вообще, каким я кажусь другим людям; какие недостатки я у себя вижу; кем и каким я хочу быть после школы; что не устраивает меня в моем характере; на кого хотелось бы мне походить; есть ли у меня серьезные интересы и увлечения и т. п.

Весь материал данной темы нужно распределить на два урока. На третьем уроке следует рассмотреть вопрос о самовоспитании, как продолжение предыдущего разговора о личности. Это

занятие следует строить в виде беседы с учащимися, используя тот материал, который подготовили учащиеся, отвечая на вопросы учителя, заданные после первых двух занятий по данной теме.