Время правления вавилонского царя хаммурапи. Кто такой Хаммурапи и чем он знаменит? Смотреть что такое "Хаммурапи" в других словарях

Хаммурапи Хаммура́пи

царь Вавилонии в 1792-50 до н. э. Политик и полководец, Хаммурапи подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. Сохранившиеся законы - ценный памятник древневосточного права.

ХАММУРАПИ

ХАММУРАПИ (правил в 1792-50 до н. э.), правитель Вавилона (см. ВАВИЛОН) из Аморейской династии, в царствование которого был составлен первый известный письменный свод законов - Кодекс Хаммурапи (см. КОДЕКС ХАММУРАПИ) . События 43-летнего правления Хаммурапи известны благодаря общей для Месопотамии традиции именовать год по какому-либо из деяний царя. Вступление Хаммурапи на престол было ознаменовано обычным для первого года правления царя «указом о справедливости», согласно которому должники по всей стране освобождались от уплаты долгов и долгового рабства. О начале его действия возвещал факел, возжигаемый царем на городской стене Вавилона: окрестные селения и города зажигали новые огни и передавали весть далее по всей стране.
Хаммурапи продолжил политику своего отца Синмубаллита, который стремился установить контроль над ирригационной системой и землями, расположенными южнее Вавилона. В 1787 до н. э. царь успешно воевал с правителем Ларсы (см. ЛАРСА) Рим-Сином, захватил города Урук (см. УРУК) , Иссин и подошел к Ларсе на расстояние одного дневного перехода. Но уже в следующем году военные действия велись уже в пределах царства Хаммурапи и закончились установлением длительного мира между противниками, вынужденными считаться с военным могуществом друг друга.
Заключение мира с Рим-Сином дало возможность Хаммурапи изменить направление военной экспансии. Надписи царя сообщают о разорении им стоявшего неподалеку от устья реки Диялы города Малгиум и присоединении к Вавилонскому царству земель вокруг города Рапикум, который был расположен значительно севернее Вавилона. Строительство стен против «горной страны» призвано было обезопасить рубежи государства от нападения кочевых племен.
Следующие 20 лет правления Хаммурапи были посвящены строительству новых храмов и восстановлению старых, сооружению оросительных каналов, два из которых были названы именем царя - «Хаммурапи - изобилие» и «Хаммурапи - богатство народов». Широкая строительная деятельность Хаммурапи свидетельствовала о богатстве и процветании его страны. Сохранились многочисленные письма Хаммурапи в различные концы подвластного ему государства, содержавшие подробные инструкции чиновникам и должностным лицам. Энергия и политическая мудрость царя способствовали упрочению центральной власти: был установлен жесткий государственный контроль над торговлей, упорядочен сбор налогов, проведена судебная реформа, завершившаяся в конце царствования изданием знаменитого Кодекса Хаммурапи. Царь подчинил своей власти храмовые хозяйства и жрецов, которые в официальных документах стали именовать себя его рабами.
В 1764 до н.э на 29-м году царствования Хаммурапи одержал победу над угрожавшей Вавилону коалицией племен, «которую собрал Элам (см. ЭЛАМ) вместе с Субарту, кутиями, Эшнунной (см. ЭШНУННА) и Малгиумом». На 31-м году правления Хаммурапи победил своего старого соперника царя Рим-Сина, объединив под властью Вавилона земли Юга. На 35-м году правления он завоевал Мари (см. МАРИ (Месопотамия)) и уничтожил его могущество, повелев срыть городские стены; на 38-м году царствования он подчинил своей власти Эшнунну.
Умерший в преклонном возрасте царь последние годы жизни был болен и передал полномочия власти своему сыну Самсуилуне. Последовавшее за смертью Хаммурапи всеобщее восстание городов Юга Двуречья может быть воспринято как свидетельство о непрочности его власти на завоеванных территориях. Имя Хаммурапи сохранилось благодаря сборнику законов. Во вступлении к кодексу, как бы подводя итог своей деятельности, Хаммурапи, «первейший из царей, несравненный государь, пастырь народов», провозглашает, что он - «воитель, пощадивший Ларсу», владыка, «давший обилие Уру» и «сохранивший жизнь Уруку», царь, «покоривший евфратские селения, тот, кто помиловал людей Мари», «владыка четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Хаммурапи" в других словарях:

    ХАММУРАПИ, царь Вавилонии в 1792 50 до нашей эры. Подчинил Ассирию. Законы Хаммурапи один из древнейших памятников древневосточного обычного права … Современная энциклопедия

    Царь Вавилонии в 1792 50 до н. э. Политик и полководец, Хаммурапи подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. Сохранившиеся законы ценный памятник древневосточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права … Большой Энциклопедический словарь

    Хаммурапи - ХАММУРАПИ, царь Вавилонии в 1792 50 до нашей эры. Подчинил Ассирию. Законы Хаммурапи один из древнейших памятников древневосточного обычного права. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Царь Вавилонии в 1792 50 гг. до н.э. Искусный полководец; используя военную силу и дипломатию, подчинил Вавилону Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При нём усилилась централизация государства и укрепилась царская власть. В конце… … Исторический словарь

    Хаммурапи - (Hammurabi) (ум. ок. 1750 г. до н.э.), аморейский царь Вавилона. Значительно расширил унаследованные владения, к рые при нем простирались от Персидского зал. до Ассирии. X. был не только завоевателем, он способствовал развитию с. х.,… … Всемирная история

    Не следует путать с Хаммурапи I. Хаммурапи … Википедия

    Царь Вавилонии. ХАММУРАПИ Точное время правления Хаммурапи до сих пор не установлено. Ранее его царствование относили к 21 в. до н.э., но затем эта дата была перенесена на более позднее время ок. 1950 до н.э., 1700 до н.э. или даже позже.… … Энциклопедия Кольера

    Не следует путать с Хаммурапи. Хаммурапи I аморейский царь, правивший в царстве Ямхад на территории современной Сирии около 1765 1761 гг. до н. э. Сын Ярим Лима I. Поддерживал добрососедские отношения с Зимри Лимом,… … Википедия

    Царь Вавилонии (См. Вавилония) в 1792 50 до н. э., с именем которого связано её возвышение. По происхождению аморей. Будучи искусным политиком и полководцем, Х. посредством военной силы и дипломатии в течение 35 лет подчинил Вавилону… … Большая советская энциклопедия

    ХАММУРАПИ - (правил ок.1792–50 до н.э.), шестой царь 1–й Вавилонской династии. Мн. экзегеты 19 в. отождествляли его с Амрафелом, упомянутым в Быт 14 (в наст. время эта гипотеза оставлена; см. ст. «ПОХОД ЧЕТЫРЕХ ЦАРЕЙ»). Как явствует из древневост. документов … Библиологический словарь

Книги

  • Свод Хаммурапи , Чингиз Абдуллаев , Она - всего лишь скромная сотрудница адвокатской конторы... а по совместительству - ГЕНИАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ-ЛЮБИТЕЛЬ! Молодая женщина просит ее отыскать бесследно исчезнувшего мужа-бизнесмена, -… Категория: Отечественный мужской детектив Серия: Черный квадрат Издатель:

О царе Хаммурапи

Хаммурапи был царём Вавилона, который прославился как искусный правитель, политик, полководец и всесторонне развитая личность, принесшая своей стране возвышение и славу. Недаром его имя буквально переводится как «целитель» и «дарующий жизнь». Хаммурапи был шестым царём первой Вавилонской династии и правил с 1793 по 1750 год до н.э. Сначала своего правления он зарекомендовал себя как добропорядочный человек, отменяя долги, прощая подданных и увеличивая страну благодаря градостроительству. Спустя несколько лет, царю Хаммурапи захотелось немного расширить границы своего могущества, и он начал захватывать близлежащие селения. Всё оставшееся время правления прошло в войнах, первые 20 лет они были более-менее мирными, без особых столкновений с главными правительствами Месопотамии, а вот последние 14 лет – кровавыми, с историческими врагами Вавилона.

За всю историю правления Хаммурапи показал себя как гениальный и справедливый полководец, но прославился он не только войнами, но и своей хозяйственной деятельностью. Царь строго упорядочил и централизовал административную систему, и, исходя из этого, малейшие хозяйственные вопросы государства решались исключительно правителем Вавилона, и он, в свою очередь, с удовольствием и вниманием их решал. Он вёл активную переписку с чиновниками, вводил новшества в правление, которые давали всегда положительные результаты, вёл активную просветительскую деятельность среди разных слоёв населения государства. При правлении именно этого царя произошел чрезвычайный рост товарно-денежных отношений и усиление торговли. Особое внимание Хаммурапи уделял орошению земли и постройке новых водных каналов, что, безусловно, принесло свои плоды. Современниками был оценён вклад Хаммурапи в историю, его масштабная законодательная и реформаторская деятельность. Умер царь Хаммурапи в старости от множества болезней, атаковавших его организм.

Законы Хаммурапи

В конце своего правления царь Хаммурапи приказал высечь на чёрном столбе из базальта свод законов. Этот «сборник» является одним из древнейших сокровищ за всю историю существования человечества. Законы были выбиты клинописью, древнейшим способом письма, на классическом диалекте в Вавилоне, употребляемом в те времена. На вершине легендарного столба изображен сам царь Вавилонии – Хаммурапи, которому бог солнца вручает законы. Обе стороны столба полностью покрыты надписями законов с общим количеством 282 постановлений. Все законы вытекают из шумерских традиций (первой цивилизации на планете) и являются основными по всей Месопотамии тех времён. Большая часть законов обращена на регулирование хозяйственных, административных, экономических и семейных отношений. Несмотря на суровость законов (любая кража и подвох карались казнью), общие их черты до сих пор и сегодня применимы и применяемы.

Хаммурапи -- первый правитель Вавилонской династии. Дата рождения Хаммурапи неизвестна. Поскольку правление Хаммурапи длилось 43 года, можно предположить, что на момент своего прихода к власти он был ещё очень молод.

В момент воцарения Хаммурапи Вавилония -- в политическом смысле -- была скромным царством, которое существовало менее века. Небольшое царство Вавилония было окружено тремя грозными соседями.

Хаммурапи, как и многие цари Двуречья до него, начал своё царствование с традиционного мероприятия -- установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок. Имеющиеся в нашем распоряжении сведения о политической истории Вавилонского царства в течение первых 15 лет правления Хаммурапи довольно ограничены. Большая часть названий лет этого периода посвящена строительным работам или приношениям богам. Также Хаммурапи был озабочен расширением своей территории не только по оси, образуемой течением Евфрата, но также и на востоке, в направлении Тигра.

Внешняя политика Хаммурапи

В датировочной формуле своего седьмого года (1787 до н. э./1786 до н. э.) Хаммурапи упоминает о завоевании Урука и Исина.

В датировочной формуле десятого года (1784 до н. э./1783 до н. э.) впервые упоминается название города Малгиум. Местонахождение этого древнего поселения до сих пор не известно, однако мы знаем, что оно располагалось на Тигре, в том месте, где дорога из Вавилона на Дер пересекала реку. Течение Евфрата он уже контролировал и мог угрожать царству Ларсы, так как Тигр обеспечивал основную массу воды для нужд Ларсы, и возможность закрепиться в Малгиуме давала Хаммурапи важное преимущество в противостоянии Вавилона и Ларсы. В датировочной формуле своего десятого года Хаммурапи сообщает, что разрушил Малгиум и его окрестности. Реальный ущерб трудно оценить, но в любом случае речь не идёт о полноценном завоевании: впоследствии Малгиум вновь появляется в наших источниках как независимое царство.

Известно, что Хаммурапи отверг предложение союза со стороны Эшнунны и вскоре лично встретился и заключил союз с её заклятым врагом Шамши-Ададом I, тогда бесспорно самым могущественным из месопотамских царей. Смерть царя Эшнунны Дадуши в 1779 году до н. э. положила начало трениям между Хаммурапи и Шамши-Ададом. Речное сообщение по Евфрату было парализовано из-за военных действий. Впрочем, это столкновение не было длительным: несколько лет спустя его участники делали вид, что оно полностью забыто.

Шамши-Адад и Хаммурапи заключили союз с новым царём Эшнунны, Ибаль-пи-Элем II, после чего три правителя осуществили совместную операцию против общего соседа, царя Малгиума (1779 год до н. э.). Перед лицом превосходящих сил наступающей стороны царь Малгиума решил купить мир, отвесив колоссальный выкуп в 15 талантов (ок. 450 кг) серебра, который трое союзников поровну разделили между собой. Несмотря на значительность этой суммы, Хаммурапи не счёл необходимым запечатлеть память об этой победе в датировочной формуле: название 17-го года Хаммурапи (1777 до н. э./1776 до н. э.) повествует о посвящении статуи богине Иштар.

Затем Хаммурапи ведёт длительную подготовку к дальнейшим наступательным войнам, но учитывая силу соперников, строит у себя мощные укрепления, из которых особо важной была, вероятно, «главная стена против горной страны», то есть, надо думать, обеспечивающая тыл против пастушеских племен высокой степи.

Около 1768 до н. э. Хаммурапи провёл важнейшую административную реформу, сводившуюся к значительному укреплению царской власти и царского хозяйства.

Лишь с 30-го года правления (ок. 1764 до н. э.), умудренный опытом, Хаммурапи начинает серию своих больших походов, на этот раз бесспорно победоносных. В этом году он разбил соединенную армию царей Эшнунны, Малгиума, Элама и царицы Навара, а также подкрепления, присланные горскими племенами. После чего Хаммурапи нанёс Эламу крупное поражение.

Победой над этими врагами, Хаммурапи утвердил основание царства Шумера и Аккада, впервые объявив своё Вавилонское царство объединением всей Нижней Месопотамии. Обеспечив себе фланги со стороны Тигра и гор, Хаммурапи в союзе с царём Мари Зимри-Лимом двинулся против престарелого Рим-Сина и в 1764 году до н. э. занял Ниппур, а на следующее лето подошёл к стенам Ларсы.

С августа 1763 года до н. э. началась осада Ларсы. Сколько времени продержались осажденные, точно неизвестно. Каким образом было покончено с Рим-Сином, неизвестно. Хаммурапи унаследовал от Рим-Сина титул «Отца амореев».

На 32-м году (ок. 1762 до н. э.) Хаммурапи вновь столкнулся с Эшнунной и её союзниками горскими племенами. В 1762 до н. э. (33 год правления Хаммурапи) он успел поочередно завоевать, и Малгиум вместе с некоторыми хурритскими поселениями за Тигром, и царство Мари, бывшего своего верного союзника Зимри-Лима. Два года спустя, на 35-м году (ок. 1759 до н. э.)

В последние годы правления Хаммурапи его владения скорее сокращались, чем расширялись. Названия последних двух лет явно показывают, что он был вынужден обороняться, сражаясь близко от своей столицы. 42-й год (ок. 1751 до н. э.) указывает на строительство стены вдоль Тигра и Евфрата, а следующий год упоминает земляную стену, построенную для того, чтобы защитить город Сиппар.

Внутренняя политика и законы Хаммурапи

При Хаммурапи достигли высшего развития процессы, начавшиеся после падения III династии Ура: рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли. Произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти.

Орошение полей и водные пути были предметом особенной заботы Хаммурапи. По его приказу сооружаются новые каналы (один из них называется «Хаммурапи, благословение народов»), очищаются старые (в Уруке, Дамане). Но ещё большее внимание Хаммурапи уделял правосудию. Уже в письмах и надписях эта сторона его деятельности выступает с достаточной ясностью. Так, в одном письме он дает инструкцию о суде над взяточниками, в других занят делами о ростовщиках, в иных требует присылать ему в Вавилон людей, которые могли бы, будучи очевидцами, сообщить ему о делах, иногда требует ареста чиновников и т. п.

Хаммурапи также принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне на 35-й год правления Хаммурапи (ок. 1759 до н. э.). Первоначально этот украшенный рисунками камень стоял в Сиппаре, но спустя 600 лет он был доставлен в Сузы в качестве трофея, добытого в результате успешного набега эламитов на Вавилон, где и был позднее найден археологами. Кроме него, царь поставил такие же в других центрах: в вавилонской Эсагиле и в самих Сузах (от последнего также найдены фрагменты); в Ниппуре найден современный эпохе Хаммурапи фрагмент глиняной таблички.

Свод законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи -- законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н. э.

Основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной диоритовой стеле, которая была обнаружена французской археологической экспедицией в конце 1901 -- начале 1902 года в ходе раскопок древнего города Сузы на территории Персии. Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2, 25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...".

Законы Хаммурапи представляют собой вершину развития клинописного права древней Месопотамии и первый в истории человечества чисто светский законодательный памятник. В отличие от большинства других древних памятников права для Законов характерно чёткое отделение правовых моментов от религиозно-этических. Культовые и обрядовые моменты затрагиваются только в неюридических частях сборника -- прологе и эпилоге.

Целью составления Законов Хаммурапи являлась крупная реформа существовавшего правопорядка. Законы Хаммурапи являются первой значительной попыткой унификации права по своеобразным принципам, стоящим на высоте требований своей эпохи и последовательно проведенным по целому ряду институтов. Введение Законов преследовало не столько создание нового права, сколько сохранение имевшейся правовой системы с внесением в неё уточнений в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями.

Составители Законов написали их на четком, деловом, грамматически образцовом старовавилонском диалекте аккадского языка; своего рода «золотой латынью». Законы изложены со значительной экономией выразительных средств и с большой простотой; кроме того, в них нет противоречивости и дублирования норм. Законы Хаммурапи никогда не подвергались изменениям или пересмотру.

Современные исследователи делят Законы на 282 параграфа. По своему содержанию положения Законов могут быть разделены на следующие группы:

I. Отправление правосудия

II. Охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей

III. Охрана имущества, полученного от царя за службу

IV. Операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости

V. Торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области

VI. Семейное и наследственное право

VII. Преступления против личности

VIII. Операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем, а также деликты в этой области

Законы Хаммурапи начинаются прологом и заканчиваются эпилогом. Обе эти части написаны торжественным поэтическим, так называемым гимно-эпическим стилем и графически не отделены от законодательной части.

4. Законы Хаммурапи.

Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.)

В начале третьего тысячелетия до н. э. на юге Двуречья (Междуречья; территории между Тигром и Евфратом) существовало множество городов-государств. В конце третьего тысячелетия в результате завоеваний царь Саргон создал огромное царство – царство Аккада и Шумера. После падения этого государства начинает зарождаться Вавилонское царство. Хаммурапи создал центральное государственное управление. Это было первое деспотическое государство. Храмы лишились большой самостоятельности. Запрещена частная международная торговля.

Тамкары. Тамкар – государственный торговый агент; купец на царской службе в Древнем Вавилоне. Он же ростовщик, кредитор.

Хаммурапи понимал необходимость создания единых законов для народов с разным уровнем развития. Главная причина издания этих законов – улаживание обострившихся отношений среди свободных. От этого страдало само государство, т.к. налогоплательщиков становилось меньше.

В основу законов были положены нормы обычного права, судебные решения высших судов.

Начинаются законы с пролога, в котором говорится о божественном происхождении власти монарха. Составлены законы в казуистической форме, т.е. это совокупность конкретных решений. Самая ранняя, примитивная форма изложения правовых норм. Нет строгой систематизации.

Общественный строй: рабовладельцы, крестьяне, ремесленники и рабы. Все свободные делились на две группы: авилум (муж, человек) и мушкенум (падающий ниц; мелкий люд)

Точки зрения:

Авилумы – завоеватели, мушкенумы – завоёванные

Авилумы – члены общины, мушкенумы – внеобщинники (точка зрения Дьяконова)

Имущество мушкенума оказывалось тесно связанным с имуществом дворца, храма. Рабы дворца и рабы мушкенума имели небольшие преимущества перед другими рабами.

Среди авилумов полного равенства нет. В §202 различаются человек высший по положению и человек низший по положению.

Собственность.

Понятие собственности не разработано, но по существу речь идёт о собственности. Земля – основное средство производства. Она передавалась в аренду мелким земледельцам или предоставлялась воинам, тамкарам как награждение за их службу.

Имущество, предоставляемое воинам (байрум, рэйдум), называлось имуществом илку. Его было нельзя покупать и продавать. Если воин пошлёт вместо себя на войну заместителя, он подлежит смертной казни, а его имущество переходит к тому самому заместителю.

Частная собственность на землю хотя и упоминается, но распространения не имеет.

Формы собственности: дворцовые земли, храмовые земли, общинно-частное землевладение (частная собственность на землю хотя и существовала, но не была развита).

Договорное право.

В законах Хаммурапи упоминаются различные договоры, но понятие договорного права не разработано (также как понятие вещное право, понятие собственности). Упоминаются разные виды договоров:

    Договор купли-продажи закреплялся письменным образом в присутствии свидетелей. Писали на глиняных табличках. Как только договор выполнен, глину смачивали, т.е. смывали договор. Продавец обязан быть собственником вещи. Если свидетели уличили продавца в том, что он продал чужую вещь, а не собственную, его казнили.

    Договор займа предусматривал заём денег, зерна и т.п. По займу выплачивались проценты, при этом в законах Хаммурапи, чтобы предупредить злоупотребление ростовщиков, устанавливался максимальный размер процента (для денег – 20%, для зерна – 33%). Крестьяне брали порой взаймы под залог имущество, а то и под залог личности. Это вело к тому, что за долги они могли попасть в долговую кабалу (и сам крестьянин, и дети его…). От этого страдало государство, страдала казна, поэтому законы Хаммурапи установили, что долговая кабала не должна превышать трёх лет. §117: «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или взаимодавца три года, а на четвёртый год должно выпустить их на свободу».

    Договор хранения. Заключался при свидетелях. Письменно, как правило. За недостачу принятого на хранение товара принявший его обязан возместить его в двойном размере (§120).

    Договор найма (имущественного и личного). Аренда земли стоила до половины урожая. За аренду сада платили даже до двух третьих урожая. Если арендатор не мог вовремя выплатить (к примеру, из-за стихийных бедствий) аренду, ему давалась отсрочка на год.

Брачно-семейное право.

Семья патриархальная, основана на власти мужа и отца. Брак заключался по договору. Нет договора – нет брака. §128: «Если человек возьмёт жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена». Жених вносил выкупную плату за невесту и, кроме того, давал брачный дар. От отца невеста получала приданое, которое передавалось жениху. Обычно приданое по своему размеру превышало выкуп и брачный дар. Если жених нарушил брачный договор и отказался взять в жёны ту девушку, которую первоначально намеревался взять, то он теряет брачный дар и выкуп. Если отец девушки отказывался отдавать замуж, то он должен был отдать жениху то, что уже получил, в двойном размере. Господствовал в семье муж. Он вёл общее хозяйство. Тем не менее, жена имеет имущественную правоспособность, т.е. может заключать сделки, может продавать своё собственное имущество и т.д. Жена в семье занимает подчинённое положение. Если жена «позорит» мужа, расточает его имущество, её можно выгнать из дома и жениться вторично. Муж может оставить её дома на положении рабыни. Для мужа допустимо многожёнство, а жене за супружескую неверность следовало утопление в реке. Развод возможен для мужа в любое время, широко, а для жены – в исключительных случаях (если муж ложно поклялся в её неверности; пользуясь болезнью её, ввёл в дом другую жену; если бежал из общины). Личная власть мужа над женой проявлялась в том, что он мог отдать жену в кабалу за долги. Дети тоже находились под властью отца, он их тоже мог отдать в кабалу за долги, мог лишить неповинующихся детей наследства.

Наследственное право.

Существовало наследование по закону, а по завещанию лишь складывалось: распространено было дарение при жизни – это прототип будущего наследования по завещанию. Например, муж мог подарить жене земельный участок, который останется за ней. Наследство сыновья получали в равных долях. Отец мог лишить сына наследства, но лишь при повторной тяжкой «обиде» (§169). Дочери получали приданое. Жена получала наследство, если муж при жизни не сделал дарения.

Преступления и наказания.

Можно выделить следующие виды преступлений:

    Государственные преступления (они почти не упоминаются в законах Хаммурапи). §109 говорит о сговоре преступников в корчме. Если корчемница их ко двору не приведёт, то её следует казнить. К преступлениям против государственного строя можно условно отнести наказание за неявку редума или байрума (воинов) на военную службу (§26).

    Преступления против личности:

а) Убийство. Влекло за собой смертную казнь. Есть зародыш разделения преступлений на умышленные и неумышленные (§206, §207). Неумышленное убийство наказывается штрафом. За ложное обвинение в убийстве назначалась смертная казнь (§1, §3). Особенно отмечается убийство мужа женой (§153). За это жену садили на кол.

б) Телесные повреждения. Наказания могли быть по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»), могла быть имущественная ответственность (композиция, т.е. возмещение вреда).

    Преступления против собственности.

За кражу рабов, имущества дворца смертная казнь (§ 6, §15). За кражу скота из владения царя или храма штраф в тридцатикратном размере. Если вор не мог уплатить, то тогда его нужно было казнить (§8). Различаются кража и грабёж (§22, §23, §24). Если человек совершит грабёж и будет схвачен, он будет убит. Если он не будет схвачен, то ограбленный человек должен клятвенно показать перед богом всё пропавшее, а община, на территории которой совершён грабёж, должна возместить ему ущерб. Если при этом загублена жизнь, то община и местный начальник должны уплатить мину (мина = 60 сиклей = 504г.; сикль = 8,4 г.) серебра его родственникам. Защищается собственность на раба. §282: «Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба, и затем его господин может отрезать ему ухо».

    Преступления против семейных устоев. Неверность жены каралась (§129, §133, §143). Связать, бросить в воду. Если сын ударит отца, то ему должно отрезать пальцы (§195).

Наказания:

1) Смертная казнь (обычно приводились в исполнение немедленно и публично; мужчин казнили оружием, женщин топили; особо жестокие способы казней использовались редко)

2) Талион (равным за равное; применялся среди авилумов). Талион можно разделить на:

а) Талион в чистом виде

б) Талион символический (если врач неудачно сделает операцию, ему отрезают пальцы)

в) Талион абсурдный (если строитель построит дом, и он, обрушившись, убьёт сына хозяина, то следует убить сына строителя)

Судебный процесс.

Процесс носил обвинительный и состязательный характер (действовал принцип частного обвинения: лицо, заинтересованная сторона, само возбуждало дело и само поддерживало обвинение; в качестве доказательств могли служить письменные документы, свидетельские показания, ордалии (суд божий; они состояли в испытании водой: бросали в реку, если река забирала, значит, виновен; клятва богами). Суд происходил публично. За ложное обвинение обвинитель подвергался тому же наказанию, которое грозило обвинённому. Судья, вынесший решение по делу и выдавший соответствующий документ по делу, а затем изменивший своё решение, должен быть наказан (§5).

Законы Хаммурапи – это памятник Вавилонии, Месопотамии в целом. Хотя они более суровы, чем многие предшествующие законы, они всё же мягче многих более поздних законов. Превосходят более поздние законы по логичности, последовательности. Впервые здесь закреплено деление на классы и сословия, причём рабовладение защищается и поддерживается.

Хаммурапи — правил в 1793 до н. э. - 1750 до н. э. Царь Вавилона, создатель свода законов - Кодекса Хаммурапи.

С чего все начиналось

В 1901–1902 гг. французская научная экспедиция вела раскопки в Сузах. Во время этих работ исследователи обнаружили загадочный черный барельеф, поверхность которого была покрыта клинописными символами. Возможно, этот столб появился в городе после 1160 года до н. э., когда эламы завоевали и подвергли разграблению многие территории, раньше принадлежавшие вавилонянам. Сейчас этот уникальный памятник древности находится на хранении в Лувре (Франция). На нем увековечены царь Вавилона Хаммурапи и его законы.

Что известно о Хаммурапи

Сегодня считают, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон - это последний всплеск умирающей шумерской цивилизации. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считают, был великий Хаммурапи, правивший в 1792–1750 гг. до н. э. Именно он жесткой рукой смог объединить разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые дали возможность продлить предсмертную агонию шумерского царства.


Хаммурапи был шестой и самый знаменитый царь I династии. Он взошел на престол в довольно молодом возрасте после смерти своего отца Синмубаллита. Когда он был еще наследником престола, то принимал активное участие в государственных делах и выполнял важные административные обязанности. Размеры, месторасположение, военная сила государства, унаследованного Хаммурапи, делали его одним из сильнейших царей в Вавилонии.

Начало царствования Хаммурапи

Хаммурапи, как и много других царей Двуречья до него, начал свое царствование с традиционного мероприятия - установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок. Первые пять лет Хаммурапи посвятил градостроительству и, возможно, подготовке военных действий против соперников.

Международная обстановка

Одно из важнейших направлений политической деятельности Хаммурапи, которое он также унаследовал от своих предков, было стремление добиться контроля над распределением вод Евфрата. Эта политика неизбежно вела к столкновению с царством Ларса, который находился в менее выгодном положении вниз по течению Евфрата. Первые попытки в этом направлении Хаммурапи предпринял в самом начале своего царствования.

Первые войны

На шестом году правления (ок. 1787 г. до н. э.) Хаммурапи решился нанести удар по Ларсе. Вавилонское войско находилось в одном переходе от столицы Рим-Сина. Но торжество молодого царя было преждевременное. На следующий год продолжилась война с Ларсой, однако военные действия проходили значительно ближе к Вавилону, чем к Ларсе. С этих пор между Хаммурапи и Рим-Сином надолго устанавливается мир.

Расширение границ

Вавилонское царство в период правления Хаммурапи

1764 год до н. э. — Хаммурапи возобновил войны с соседями и смог сокрушить их молниеносными ударами одного за другим. Прежде всего, он разбил соединенную армию Эшнуны (города, находящегося на севере от Тигра в долине Диялы), Малгиума (города на Тигре в устье Диялы) и Элама. Этой победой, по словам Хаммурапи, он «утвердил основание царства Шумера и Аккада». Действительно, обеспечив себе фланг со стороны гор, царь Вавилонии выступил против престарелого царя Ларсы Рим-Сина. Заняв Ниппур, вавилоняне в 1763 г. до н. э. подошли к стенам Ларсы.

Несколько месяцев спустя столица пала, Рим-Син был низложен, а вся его огромная страна была присоединена к Вавилонии. 1762 год до н. э. — Хаммурапи снова выступил против северян. 1761 год до н. э. — были захвачены Малгиум и царство Мари (государство выше Вавилона по Евфрату). 1757 год до н. э. — вавилоняне смогли взять ассирийские города на Тигре - Ашшур и Ниневию. 1756 год до н. э. — власть Хаммурапи признала Эшнуна. Так, возникло невиданное по своим размерам государство, охватывающее всю Нижнюю и значительную часть Верхней Месопотамии.

Законы Хаммурапи

Но в историю этот царь вошел не своими войнами и международной политикой. Имя Хаммурапи тесно связано с законодательством. Правление царя Хаммурапи было ознаменовано созданием сборников законов. Царь, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году царствования; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его правления.

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Хотя никаких теоретических сочинений по праву из Месопотамии до наших дней не дошло (их, как и в других науках, как видно, не было), законы Хаммурапи представляют из себя плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм. Эта работа основывалась на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем весьма строго и последовательно.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба есть изображение царя, стоящего перед богом Солнца Шамашшем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Все 282 статьи Кодекса затрагивают и регулируют почти все сферы жизни той эпохи, и смерть как наказание имеется в небольшом количестве статей Кодекса.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором царь объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Потом идет перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво.

Вершится праведный суд

Вопреки сложившемуся мнению, что свод написан так, что в нем почти за все полагается наказание смерть, - это далеко не так. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии тех времен. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые из исследователей отмечают, что из Кодекса Хаммурапи по сути вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виноватого выше, чем у пострадавшего, наказание в значительной степени мягче.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Кодекс закрепляет право частной собственности. Собственность на землю имели: царь, храмы, общины, частные лица. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царская храмовая собственность могла быть передана некоторым категориям лиц (воинам, жрецам, др.) или быть передана в аренду земледельцам, которые находились в той или иной зависимости от царско-храмового хозяйства. Общинная земля - в коллективном или частносемейном владении. Крестьянин-общинник обладал значительными правами: мог менять, продавать.

Во времена царствования Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Этому в немалой степени поспособствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-то ограничениях со стороны общины в источниках не упоминается.

Что предусматривали законы

Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину надлежит отдать раба за раба); корабельщик, потопивший судно вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. Раб был вещью. Хозяин мог свободно распоряжаться им - продавать, дарить, передавать по наследству. Кражу раба карали смертной казнью.

Брак считался действительным лишь при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения были построены на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Но замужняя женщина не была бесправной: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.

Стела (и ее фрагмент) с Законами Хаммурапи в Лувре

Весьма сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не мог лишить наследства сына, не совершившего преступление. Законы Хаммурапи признавали усыновление детей. Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Среди преступлений, которые подрывают устои семьи, законы называют прелюбодеяние (при этом только со стороны жены), кровосмешение (к примеру, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие власть отца (сын, который ударил своего отца, лишался руки).

В общем, законы Хаммурапи регулировали все основные аспекты жизни и хозяйствования граждан. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят довольно справедливо в наше время (за исключением, пожалуй, смертной казни почти по любому поводу).

Закон – залог государственности

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начинали с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить своего решения. Если он это делал, то платил штраф в 12-ти кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов, хотя в предисловии к статьям законов имеются многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. Причем особенно отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем - это его смирение перед богами и покорность их воле. Кроме этого, значительную часть составляют проклятия в отношении того, кто не примет законы, и перечислены кары, которые боги нашлют на ослушавшегося. Несмотря на это, в основе законодательной базы Хаммурапи лежат человеческие, точней гражданские, отношения (а не отношения между человеком и богами).

Значение законов

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, произвела большое впечатление на современников и надолго осталась в памяти потомков. Но эти меры, часто новаторские по форме и способу проведения, по сути были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю, и не затрагивали экономическую основу общества.

Законы Хаммурапи - крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии. Эти законы несовершенные с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают различных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика имеется. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью.

И тем не менее свод законов Хаммурапи является памятником древнейшего права. Его ценность и несомненная важность заключается в том, что царь, правитель государства, поставил своей целью и осуществил создание «документа», которым регулировалась жизнь граждан его страны. И этот «документ» был не разовым указом или постановлением - а единым сводом для всех областей права и для всех социальных категорий. По своей продуманности, логичности и последовательности Кодекс Хаммурапи в течении многих столетий не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.