Викторина для начальной школы «Что? Где? Когда? Игра «что? » для детей подготовительной группы.

Данные об авторе

Моисеенко Ирина Николаевна

Место работы, должность:

МОУ "Отрадненская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области", учитель начальных классов

Белгородская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Литература

Предмет(ы):

Предмет(ы):

Окружающий мир

Цель урока:

Способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала. Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений. Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Журнал "Педсовет"

Используемая методическая литература:

журнал "Педсовет"

Используемое оборудование:

Черный ящик, словарь английского языка, пенал, ручка, музыкальный центр, погремушки, раздаточный материал,карандаши, бумага А4 на каждого и 2 больших листа-ватмана

Краткое описание:

В ходе игры учащиеся повторяют и вспоминают знания, полученные на уроках и в жизни, навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков.

Внеклассное мероприятие в 3 классе

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое былопроведено в 3 классе в рамках знаний, полученных на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки.

Уровень образования школьников . Для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным темам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.

Форма учебной работы : внеклассная.

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся повторяют и вспоминают знания, полученные на уроках и в жизни, навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков.

Особенности роли учителя . Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры, в подборе участников команд. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Цели и задачи

  • Способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала.
  • Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.
  • Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе

Ход игры

Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас на игре «Что? Где? Когда?»

Ученик: Здесь собрались великие умы,

Они, наверное, все учат, изучают,
Сидят за книжками, читают все подряд,
И в игре выступают!

Ученица: Сегодня здесь начнутся состязания.

Потребуют они упорства и внимания.
Покажут знания все умные ребята,

А остальным у них учиться надо.

Учитель:

Мы вам желаем творческих успехов.

Задания трудные не будут пусть помехой.

Ну что ж, желаем всем «Ни пуха - ни пера!»

Ведь «Что? Где? Когда?»

Довольно сложная игра!

Представление жюри:

  • заведующая библиотекой Роговец Людмила Николаевна
  • член родительского комитета Куценко Оксана Валерьевна
  • учитель руВладимировна

Капитаны, представьте свои команды

1 тур “ Эрудицион”(разминка)


  1. Ведущая: Команды должны набрать как можно больше жетонов, правильно ответив на следующие вопросы:

    1. Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
    2. Что ест зимой жаба? (Ничего)
    3. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
    4. Какой зверь спит всю зиму вниз головой (Летучая мышь)
    5. Сколько месяцев в году, кроме летних? (9)
    6. Сколько передних и сколько задних лапок у утки (2)
    7. Из какого дерева в старину делали обувь? (Липа)
    8. Откуда родом Илья Муромец? (Село Карачарово)
    9. Назовите отрезок времени в 100 лет (Век)
    10. Сколько гномов у Белоснежки? (7)
    11. По цепи из какого металла ходил пушкинский кот? (Золотой)
    12. Кто говорил волшебные слова: “Сим, Сим, открой дверь”? (Али-Баба)

2 тур “Волшебная шкатулка”

Ведущая : В шкатулке спрятаны предметы, которые всем вам хорошо известны. По описанию постарайтесь правильно угадать таинственные предметы.
1. Предмет удлиненной формы, но не указка. В давние времена вместо него было перо. С помощью этого предмета можно общаться с друзьями и родственниками, которые живут далеко от вас. Она бывает шариковой, масляной, гелиевой, чернильной. (Ручка)
2. Толстая книга, в которой собраны слова, написанные явно не по-русски. (Словарь иностранных слов)
3. Вот вещь, без которой в школе не обходится ни один день. Чтобы ее составить, нужно потратить много сил. В ней все уроки, расписаны по дням недели. (Расписание)

4.Эта вещь необходима в каждом портфеле, чтобы не терялись ручки, карандаши, ластики, фломастеры. (Пенал)

3 тур «За здоровый образ жизни»

1. Чем обязательно нужно пользоваться при мытье рук? (мыло)

2. Сколько раз в день надо чистить зубы? (2 раза)

3. Что такое кариес? (заболевание зубов)

4.Что надо делать утром, чтобы быстро проснуться, и получить заряд энергии на весь день? (зарядка)

5. Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей (расчёска)

6.Вот такой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый, подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят …(душ)

Самостоятельная работа команд «Собери пословицы»

Для команд

4 тур конкурс капитанов «Найди пару»

Век живи…

…век учись.

Дарёному коню…

… в зубы не смотрят.

Как аукнется…

…так и откликнется.

Любишь кататься…

…люби и саночки возить.

Не зная броду…

…не суйся в воду.

…тем больше дров.

Лес рубят…

…щепки летят.

Делу время…

…потехе час.

Не в свои сани…

…не садись.

Поспешишь…

…людей насмешишь.

Лучше поздно…

…чем никогда.

Семь раз отмерь…

…один отмерь.

Мели, Емеля…

…твоя неделя.

В гостях хорошо…

…а дома лучше.

5 тур музыкальный (домашнее задание)

Две команды по очереди исполняют частушки

Первый раз, первый раз

Мы поём для вас сейчас.

Навострите ушки -

Слушай частушки.

Перемена началась,

Дети закричали,

Побежали и упали,

Стены задрожали.

Школа, школа, расцветай!

Становись всё краше!

Все ребята поздравляют

С новосельем нашим.

Все цветочки расцвели,

Ягодки поспели.

Я исправлю дисциплину

На этой же неделе!

Все на свете мы умеем:

Петь, трудиться, танцевать!

Мы- ребята удалые,

Даже учимся на пять.

Мы- девчушки-хохотушки,

Интересные подружки.

Мы играем и поём,

Очень весело живём!

На компьютере играю

И собакой я гуляю.

Ведь серьёзный парень я,

И со мной мои друзья!

Всех, кому ещё не спели

И кого мы не задели,

Поздравляем от души,

Только нас ты не смеши.

6 тур Литературный конкур «Любимые сказочные герои»

1.Как звали трёх поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

2.Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожки и горшочек масла)

3.Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубые)

4.Что делали три девицы под окном в «Сказке о царе Салтане…»? (Пряли)

5.Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

6.Сколько стоит билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо)

7.Лучший в мире крокодил? (Гена)

8.Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)

7 тур «Вспомни сказку»

«Репка»

2.Какие слова в ней чаще всего встречаются? (Тянут, потянут вытянуть не могут)

3.Какова мораль сказки. (Один в поле не воин)

Коллективная работа команды- иллюстрация к сказке.

«Колобок»

1.Сколько героев в этой сказке?(7)

2.Какие слова в ней чаще всего встречаются? (Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя уйду)

3.Какова мораль сказки. (На каждую хитрость есть своя уловка)

Коллективная работа команды- иллюстрация к сказке

Подведение итогов игры и награждение команд

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цели:

1) способствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося, раскрытию многогранности своих интересов;

2) содействовать развитию творческих способностей, познавательных интересов учеников, развитию инициативы и самостоятельности;

3) пробуждать интерес учащихся к энциклопедическим знаниям, к решению нестандартных задач;

4) способствовать воспитанию умения радоваться творческим находкам, маленьким открытиям, общаться, дружить, поддерживать друг друга и помогать друг другу.

Материал и оборудование:

Дипломы;

Эмблемы;

Карточки для записи ответов;

Компьютер, проектор, экран,

Мультимедийная презентация;

Чёрный ящик;

2 игровых места (стулья, столики для играющих расставлены полукругом);

Таблички с названием команд.

Ход игры.

Слайд 1

Звучит музыка, участники игры рассаживаются за столами.

Слайд 2

Ведущий: Я рада приветствовать вас, уважаемые игроки, на нашей интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру, в которой вы должны проявить эрудицию, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

В игре примут участие 2 команды знатоков. Давайте с ними познакомимся.

Команда 1- «Знайки», капитан…….

Команда 2 – «Умейки», капитан….

Ведущий: Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

В состав нашего жюри входят…

Ведущий: Прошу жюри занять свои места.

Жюри будет оценивать ваши ответы. Надо только внимательно слушать, правильно и быстро выполнять задания по сигналу. Ответы необходимо записывать на карточках. Капитаны команд передают карточки с ответами членам жюри.

Если задание выполняется правильно, жюри начислит баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Слайд 3-4

Ведущий: Прежде, чем начать соревнование, познакомьтесь с правилами игры :

1. Игра «Что? Где? Когда?» состоит из 13 вопросов.

2. Все команды играют одновременно.

3. Ведущий зачитывает вопрос, после чего у команд есть ровно одна минута на его обсуждение.

4. Задача команды – своевременно дать верный ответ на вопрос, заданный ведущим.

5. В случае правильного ответа команда получает 1 балл. В случае неправильного ответа баллы не вычитаются.

6. Баллы, которые вы заработаете сегодня, определят победителей и призёров турнира.

Слайд 5

Ведущий: Итак, участники готовы? Начинаем.

Слайд 6

Вопрос №1. (Звучит гонг)

Дядя Степа починил это устройство , дотянувшись до него без лестницы. Причиной неисправности был залетевший внутрь воробей. (Отсчёт времени).

Слайд 7

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Светофор

Жюри: подведение итогов.

Слайд 8

Вопрос №2. (Звучит гонг)

В кукольном мультфильме «Шапокляк» песня о нём начинается со слов «Медленно минуты уплывают вдаль». Ответ дайте двумя словами. (Отсчёт времени)

Слайд 9

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Голубой вагон

Жюри: подведение итогов.

Слайд 10

Вопрос №3. (Звучит гонг)

Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя хотя бы одного из них. (Отсчёт времени)

Слайд 11

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка

Жюри: подведение итогов.

Слайд 12

Вопрос №4. (Звучит гонг)

Кто в европейских мифах соответствует нашему мужичку- с- ноготок? (Отсчёт времени)

Слайд 13

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Гном

Жюри: подведение итогов.

Слайд 14

Вопрос №5. Чёрный ящик.

Ведущий: Чтобы узнать, что находится внутри чёрного ящика, вы должны отгадать загадку.

Телёнок носом в север тычется,

Хоть где отыщется. (Отсчёт времени)

Слайд 15

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Жюри: подведение итогов.

Слайд 16

Вопрос №6 . (Звучит гонг)

Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Отсчёт времени)

Слайд 17

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Домашнее задание

Жюри: подведение итогов.

Слайд 18

Вопрос №7 . (Звучит гонг)

Эти две ягоды упоминаются в песне, мелодию которой вы слышите. (Звучит мелодия песни «Калинка-малинка). (Отсчёт времени)

Слайд 19

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Калина/малина

Жюри: подведение итогов.

Слайд 20

Вопрос №8 . (Звучит гонг)

Своей няне Арине Родионовне он посвятил строки: «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!» (Отсчёт времени)

Слайд 21

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Александр Сергеевич Пушкин

Жюри: подведение итогов.

Слайд 22

Вопрос №9. (Звучит гонг)

Почему медведь зимой сосёт лапу? (Отсчёт времени)

Слайд 23

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

У медведя в середине зимы кожа на лапах меняется.

Они чешутся, зудят.

Вот мишка в полусне и слизывает старую подошву.

Жюри: подведение итогов.

Слайд 24

Вопрос №10. (Звучит гонг)

Название цветов ирисов в переводе означает это явление. (Отсчёт времени)

Слайд 25

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Радуга

Жюри: подведение итогов.

Слайд 26

Вопрос №10. (Звучит гонг)

В сказке Шарля Перро этот овощ стал средством передвижения. (Отсчёт времени)

Слайд 27

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Тыква

Слайд 28

Вопрос №11. (Звучит гонг)

Герой «Хоббита», гном Торин, получил свое прозвище за использование в бою части этого дерева. (Отсчёт времени)

Слайд 29

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Дуб

Жюри: подведение итогов.

Слайд 30

Вопрос №12. (Звучит гонг)

Начало извержения такого объекта изображено на картине Брюллова «Последний день Помпеи». (Отсчёт времени)

Слайд 31

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Вулкан

Жюри: подведение итогов.

Слайд 32

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры «Что? Где? Когда?». Слово предоставляется жюри.

Слайд 33

Награждение победителей.

Список используемых источников и литературы.

    Соколов, А.В. Сценарии школьных праздников. /А.В. Соколов, М.: 2002.-192 с.

    Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах / О.В. Узорова, А.Е. Нефёдова, М.: 2000. – 134 с.

    Внеклассная работа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://slob-skola5.narod.ru/sk5.files/METODIKA/vneklassa/viktorina.htm (

    Картинки для презентации. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.livegif.ru/

Игра «Что? Где? Когда?» для школьников. Сценарий

Интеллектуальный Чемпионат игры «Что? Где? Когда?» для школьников.

Мельникова Татьяна Владимировна, педагог – организатор МБОУ ДОД «Дворец детского творчества», г. Златоуст Челябинская обл.
Описание материала: Материал будет интересен учителям, заместителям директора по воспитательной работе, организаторам внеклассной работы. Игра включает в себя серию интеллектуальных соревнований. Представлен один из туров интеллектуальной игры.
Цель: создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы молодёжного интеллектуального досуга, выявлять интеллектуальных лидеров.
Задачи:
Сформировать и развить интеллектуальное движение учащихся
Выявить сильнейшие молодёжные команды
Развить конкурентные качества школьников
Условия проведения Чемпионата :
В Чемпионате принимают участие команды общеобразовательных школ.
Состав команды- 6 человек, учащиеся 6-8 классов.
С командой работает руководитель, курирующий работу на протяжении всех этапов Чемпионата.
У команд приветствуется название, единая форма и наличие атрибутики.
Способы: вопросы
Оформление: мультимедийное оборудование для показа презентации (слайды).
Ход игры:
Эмблема:

Ведущая:


Добрый день! Мы рады вас приветствовать на игре « Что? Где? Когда?».
Напомню правила игры Чемпионата: зачитываю вопрос, вам даётся одна минута для обсуждения. По истечении минуты, вы даёте ответ.
Затем я произношу правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся в таблицу. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. Всего в игре 24 вопроса, после того, как я прочитаю половину вопросов, для того чтобы вы отдохнули у вас есть 5 минутный перерыв. После перерыва игра возобновляется вновь. Правила вспомнили. Ну а теперь поприветствуем команды….
Поприветствуем жюри.

- ………………
Напомню: У каждой команды есть свой индивидуальный номер, который сохраняется на протяжении всей игры, жюри не знает у какой школы какой номер, таким образом у нас получается анонимная игра.
Минутная готовность
Ни пуха, ни пера.

Вопросы с 1-12
1.В перечне символических имён она расположена точно посередине. Однако считается, что из жизни она уходит, как капитан с погибающего корабля.
Внимание вопрос: Кто же она?
Время!
Ответ: Надежда
2.Греки так говорили о необразованном человеке: «Он не умеет ни писать, ни.. … ». Про¬должите за древних греков фразу одним словом, если учесть, что к грамотности оно не имеет никакого отношения, а речь идёт о некоем физическом действии.
Время!
Ответ: «...плавать».
3.В хорошо известном, вам произведение описаны появление на свет главной героини, ее развитие, ее цвет и стать. В этом произведении упоминаются также два времени года, два представителя фауны – грызун и хищник, пожилой мужчина и детвора. Надеюсь, всего вышеперечисленного достаточно, чтобы назвать главную героиню этого произведения.
Внимание вопрос: Назовите ее.
Время!
Ответ: Елочка. Комментарии: По сюжету песни "В лесу родилась елочка".
4.По обычаю древних римлян за здоровье Октавиана – выпивали 8 чаш. За здоровье Веспасиана – 9.
Время!
Внимание вопрос: А сколько чаш выпивали за здоровье Сенеки?
Ответ: 6. Комментарии: Количество букв в имени.
5.С недавних пор в Италии стала модной новая диета. Суть ее сводится к употреблению продуктов в строго определенной последовательности. Начинать есть, например, следует с малины, помидоров или лососины. Затем, после небольшой передышки, можно приналечь на бананы, жареную картошку или булку с маслом. А на десерт – зелень, огурцы или плоды киви. По определению из этой диеты выпадают обе "белые смерти" – сахар и соль, а также черная икра и баклажаны. Если вы поняли принцип, по которому строится эта диета, вы без труда напишете ее название.
Время!
Ответ: "Светофор".
6.Однажды журналист Ярослав Голованов предложил издательству "Детская литература" учредить приз, который будет присуждаться семье, в которой отца зовут Михаилом Ивановичем, мать – Настасьей Петровной, а их сына – Михаилом Михайловичем. По мнению Голованова, этот приз должен носить хорошо знакомое вам название.
Внимание вопрос: Какое именно?
Время!
Ответ: "Три медведя"..
7.В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски - их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги!
Внимание вопрос: Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?
Время!
Ответ: Эту часть серебряного бруска называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы - рубль.
8.Во время Первой мировой войны газеты сообщили об одном интересном случае, который произошел с французским летчиком. Он летел на самолете на высоте около 2 км и вдруг увидел, что около него движется какой-то предмет. Когда летчик схватил его перчаткой, то очень удивился.
Внимание вопрос: Что это было?
Время!
Ответ: Пуля.
9.Попробуйте продолжить арабскую мудрость: «Храбреца испы-тывает война, мудреца - гнев...».
Внимание вопрос: А что ис¬пытывает друга?
Время!
Ответ: Нужда.
10.Некая Ананда Тур в возрасте 6 лет взяла в заложники своих сверстников и выдвинула требования: 100 кг конфет и крутить по ТВ мультфильмы. По ее словам, на такой поступок она решилась благодаря тому, что ее дедушка читал ей некую, хорошо известную книжку.
Внимание вопрос: Какую?
Время!
Ответ: Книгу рекордов Гиннеса. Она захотела попасть туда как самый молодой террорист.
11.Согласно одной из африканских легенд, первый человек спустился на землю с неба.
Внимание вопрос : А какое животное (по представлениям, конечно, африканцев), помогло ему в этом?
Время!
Ответ: жираф
12.Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль.
Внимнаие вопрос: Что общего у каждой пары?
Ответ: количество ног.
Команды во время игры:

Пятиминутный перерыв, музыкальная композиция.
Вопросы с 13-24
13.Этот список составлен в первом веке до нашей эры и он до сих пор остался неизменным хотя предпринимались сотни попыток этот список изменить.
Внимание вопрос: О чем речь?
Время!
Подсказка: список из семи пунктов
Ответ: Семь чудес Света
14.Продолжите японскую мудрость: рождают тело, но не... Что?
Время!
Ответ: ... характер.
15.Однажды на фронте в женской авиачасти было решено устроить концерт самодеятельности. Программа оказалась настолько большой и разнообразной, что одна из девушек захотела быть ИМ, потому что, по ее словам, такая категория людей тоже необходима.
Внимание вопрос: Назовите ЕГО.
Время!
Ответ: зритель
16.Индонезия располагается на островах Индий¬ского океана и про неё говорят: «Здесь если дождь - так ливень, если дерево - так великан, если бабочка - так с птицу, а если дом - так на...»
Внимание вопрос: А на чём?
Время!
Ответ: ...на ходулях Комментарий: так как когда настает вре¬мя Больших дождей, то везде вода, а в домах сухо, ибо ходули поднимают их высоко над землей.
17.Что известный древнегреческий философ Сократ назы¬вал лучшей приправой к пище?
Время!
Ответ: голод.
18.В 15 веке не редки были судебные документы, в которых совершенно не было ИХ в связи со стремлением избежать ложных трактовок. Воспроизведите в ответе хрестоматийный пример, где ЕЕ можно поставить и туда, и туда.
Время !
Ответ: Казнить нельзя помиловать (это запятая).
19.Один из знаменитых подвигов Геракла очистка авгиевых конюшен.
Внимание вопрос: Сможете ли вы назвать, с точностью хотя бы до порядка, сколько лошадей в них было?
Время!
Ответ: Ни одной (на скотном дворе царя Авгия были только быки).
20.Болгары во время засухи просят ИХ о дожде. А в Польше родители поучают детей: "Не убивай ЕЕ – может, это твоя покойная БАБУШКА".
Внимание вопрос: О ком так говорят поляки?
Время!
Ответ: О бабочке.
21.Это придумали мужчины три тысячи лет назад в знойных пустынях Востока. В средневековой Европе, куда это занесли первые христианские проповедники, женщины к этому также не допускались. Этим занимались многие рыцари, а уж попасть в закрытую гильдию профессионалов можно было лишь после шестилетнего обучения и строжайшего экзамена. Времена меняются: мужчины об этом давно забыли и считают это целиком женской прерогативой.
Внимание вопрос: Что это такое?
Время!
Ответ: Вязание.
22.Не секрет, что моряки-подводники во время долгих походов испытывают сенсорный голод. Рассказывают, что после возвращения на берег им в приказном порядке запрещают смотреть ЭТО, чтобы уберечь от быстрой растраты денежное довольствие. А газета "Друг для друга" сообщает, что власти Курска признали кабину лифта "эффективной площадкой для ЭТОГО".
Внимание вопрос: что ЭТО?
Время!
Ответ: Реклама.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Данная игра предназначена для внеклассной работы по географии с учащимися 6-х классов и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учебе. Игра может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных праздников, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе.

Схема игры :

1.Предварительные отборочные игры в 6-а и 6-б классах за неделю до основной игры. Команда-победитель представляет класс в основной игре.

2. Основная игра.

Правила игры:

1. В игре принимают участие по одной команде от класса численностью по 8 человек.

2. В число зрителей могут входить все желающие: одноклассники игроков, ученики других классов, учителя, родители.

3. За две недели до игры учитель знакомит игроков со схемой проведения игры и ее тематикой (география, экология), дает необходимые пояснения.

4. Перед началом игры на столы, за которыми сидят команды, раскладываются карточки с номерами вопросов, там же капитаны команд указывают название команды.

5. После заданного учителем вопроса команде дается 1 минута на обдумывание ответа и на то, чтобы капитан карточку с ответом принес в жюри соревнований.

6. Жюри представляют зам директора по ВР., зав.школьной библиотекой, члены Совета школы. Они считают количество правильных ответов и выставляют баллы командам.

7. По окончанию игры жюри подводит итоги.

Вопросы и ответы.

    Эти озера являются самыми большими в европейской части нашей страны. Одно из них – самое крупное пресноводное озеро в Европе, другое – самое крупное соленое озеро в мире. Назовите их. (Ладожское озеро и Каспийское море).

    У А.С.Пушкина есть такие слова об этом городе:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой гордый, строгий вид,

Невы державное творенье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и сверла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Какому городу посвящены эти строки? (Петербургу).

    В суровые зимы, когда в озерах и непроточных водоемов лед достигает большой толщины, происходит зарод рыбы от недостатка кислорода. Что необходимо сделать, чтобы не допустить этого? (Делать проруби, закрывать их камышом с указателем).

4. Это выглядит неправдоподобно: вместе с дождем на землю падают лягушки, рыбы, раки, медузы, зерна пшеницы. Одна из жительниц небольшого аргентинского городка Сан-Хусто так рассказывала о том, что произошло 10 января 1973 года: «Я думала, что мой муж сошел с ума, потому что он закричал:

Смотрите-ка, корова летит по воздуху!

Я обернулась и обомлела. Действительно, по воздуху летела корова».

Следствием какого грозного природного явления стали описанные события? (Смерч).

5.Единственными границами этого моря являются течения, охватывающие морское пространство площадью 6-7 млн. км2. В море насчитываются около 60 видов фауны и флоры; среди них огромное скопление водорослей. Их присутствие и дало название морю, а из-за его необычайно зеленого цвета моряки, впервые оказавшиеся в этом районе, ошибочно принимали его за землю. Какое это море? (Саргассово).

6.Это бессточное очень соленое озеро, называемое морем. Вода напоминает рассол, поэтому оно необитаемо. Назовите море. (Мертвое).

7.Эти озера являются самыми большими в европейской части нашей страны. Одно из них – самое крупное пресноводное озеро в Европе, другое – самое крупное соленое озеро в мире. Назовите их. (Ладожское и Каспийское).

8. Он самый маленький среди других, самый холодный, самый мелкий. Назовите его (Северный Ледовитый океан).

9. Об этом материке еще до его открытия имелось твердое убеждение, что

он существует. Его называли «Неведомая Южная земля». Что это за

материк? (Австралия).

10. Небольшой корабль затонул в марте 1889 года у западных берегов Африки. Через месяц в Европе получили информацию о кораблекрушении. Как это случилось, если связи с судном не было? (Течение Гольфстрим).

11. Эта страна не дала миру ни культурных растений, ни домашних животных. Т.к. до прихода в нее европейцев местные жители не знали земледелия и скотоводства, а занимались лишь охотой и сбором диких съедобных растений. Назовите страну. (Австралия).

12. Назовите самый большой остров России. (Сахалин)

13.Эта река берет начало с маленького родничка на Валдайской возвышенности и через несколько километров разливается в огромный водоем. Назовите его. (Волга).

14.Какой материк омывают все океаны? (Евразия)

15. Видение, случающееся в пустыне над перегретой ровной поверхностью. (Мираж)

17. Что тяжелее 1 кг железа или 1кг пуха? (Одинаково)

19. Кто положил начало освоению Америки? (Христофор Колумб)

20. Какой морской обитатель утверждает, что у него восемь конечностей? (Осьминог)

21. Единственное транспортное средство, водитель которого на одну ногу остается пешеходом. (Самокат)

22.Единственный город мира, увековечивший себя в бутерброде с котлетой. (Гамбург)

23. Единственное, что все живущие на Земле делают постоянно. (Дышат)

24. Единственная страна мира, астронавты которой были на Луне. (США)

25. Единственная река, вытекающая из Байкала. (Ангара)

26. Его выделяют растения. (Кислород)

27. В году их четыре. (Времена года)

28. Это происходит, когда не бывает дождя: жарко, как в пустыне.(Засуха)

29. То, что идет от солнца, а вечером от лампы. (Свет)

30. Европа - это часть света или материк? (Часть света)

Жюри подводит итоги. Идет игра с болельщиками.

Вопросы для болельщиков:

1.В мире насчитывается более 2600 заповедников. В нашей стране число заповедников превышает 150. Какие заповедники в нашей стране вы знаете? (Астраханский, Окский, Кавказский).

2.Закончите фразу: «Реки Шилка и Аргунь дают начало реке…(Амур).

3. Этот океан называют водной артерией Земли (Атлантический)

4. Выше этой линии снег не тает. Что это за линия? (Снеговая).

5. Название какой птицы такое же как и название фрукта? (Киви) 6.Гольф, футбол, бадминтон, теннис зародились в Англии. Верно ли это? (Да)

7.Как пишут в Японии: справа налево или сверху вниз? (Сверху вниз)

8.В кого превращаются люди, называемые в Европе оборотнями в преданиях? (В волков)

9.Эту страну У. Черчилль называл «загадкой, окруженной тайной», а Наполеон говорил, что в ней «нет дорог-только направления». Назовите страну. (Россия)

10. Родиной этого дерева является Австралия, Тасмания. В настоящее время его разводят во всем мире, в том числе и на Черноморском побережье Кавказа. Его листья обладают целебными свойствами. Его высота достигает 100 метров, дерево устойчиво к засухе. Назовите его. (Эвкалипт).

По результатам игры подводятся итоги и награждается команда-победитель и самые активные болельщики.

1. Это травяное растение в народе ласково называют «трава шелковая». Что это за растение?

(Ковыль)

2. Что общего между мышами, орехоколкой, новогодней елкой и девочкой?

(Это действующие лица сказки»)

3. Вам надо за тридцать секунд назвать время года, которое было больше всего по душе Александру Сергеевичу Пушкину.

(Осень)

4. Ходят слухи, что в Голливуде по мотивам одной сказки снимется остросюжетный боевик под названием «Семь трупов за секунду». Назовите главного героя этого фильма.

(Храбрый Портняжка)

5. В этих двух очень известных русских сказках по шесть главных героев, но только один герой есть и в одной, и в другой сказке. Причем в одной сказке этот герой является первым, а в другой - последним. Что это за сказки, кто же этот общий таинственный герой?

(Сказки: «Терем-теремок», «Репка», герой - Мышка)

6. Какой сказочный герой из-за своей доверчивости и глупости лишился личной рыболовной снасти?

(Волк лишился хвоста)

7. «От радости в зобу дыхание сперло...» У кого и почему?

(У лисы из басни Крылова «Ворона и лиса»)

8. Какое слово состоит из полбуквы?

(Слово «полк»)

9. Назовите яму, имеющую прямое отношение к музыке.

(Оркестровая яма)

10. Он - самый больной в мире человек, который лечится печеньем и вареньем и конфетами.

(Карлсон, который живет на крыше)

11. Это дерево живет не одну сотню лет, а потому для многих народов является символом могущества и долголетия. Оно не склоняется на ветру, листы его не дрожат, ветви не стонут. Что это за дерево?

(Дуб)

12. Куда держали путь-дорогу Бременские музыканты?

(В город Бремен)

13. Звание Карабаса-Барабаса.

(Доктор кукольных наук)

14. Этот продукт является сейчас неотъемлемой частью кондитерских изделий. Пришел он из Индии, откуда попал к персам, арабам, а затем Христофор Колумб привез и в Америку. Что это такое, если известно, что у нас его получают из простой свеклы?

(Сахар)

Загадки

15. Какая водица только для грамотных годится?

(Чернила)

16. У двух матерей по пяти сыновей, все в одно имя.

(Пальцы)

17. Легко, кругло, а за хвост не поднять!

(Клубок)

18. Гуляет в поле да не конь, летает в поле, да не птица!

(Метель)

19. Серое сукно тянется в окно.

(Туман)

20. Кругла, да не деньга,
Красна, да не девка,
С хвостом, да не мышь.

(Репа)

21. У кого одна нога, да и та без сапога?

(Гриб)

Проведение игры в пятых - шестых классах

1. Это озеро - «жемчужина» Сибири. Чистейшая вода, непроходимая тайга по побережью, нигде больше не встречающиеся виды рыб. А еще - оно самое глубокое на Земле! Что это за озеро?

(Байкал)

2. «У сильного всегда бессильный виноват». Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

(Басня Крылова «Волк и ягненок»)

3. Что будет, если смешать совершенно непрозрачный песок, такую же непрозрачную соду и другие непрозрачные материалы?

(Перечислены составляющие стекла)

4. Эту лиану человек научился возделывать в своих садах. Она дает ему сладкие вкусные ягоды более двадцати пяти тысяч сортов. Что это за лиана?

(Виноград)

5. «Я - дерево, но абсолютно без листьев, очень твердый, и цвет не зеленый, а черный. Для вас, люди, я - тепло, свет. Как мое имя?»

(Уголь)

6. Это море - не море, но его размерам позавидовали бы «морские» Мраморное или Эгейское моря. Для точного определения мы скажем, что из него добывают не только соль, но и нефть.

(Каспийское море-озеро)

7. «Я и энергия, и пластмасса, и ткань, и косметика, и лекарство, и даже жир. Назови мое имя».

(Нефть)

8. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Какого цвета будут лучи солнца, если на их пути встречаются дождевые капли?

(Получится радуга: семь цветов)

9. Это растение тепло- и влаголюбиво. Причем настолько, что растет только в воде. Оно очень выгодно для выращивания, так как в теплом климате «дает» урожай три раза в год. Им питается половина человечества.

(Рис)

10. Эти путешественники передвигаются только по океану, особенно их много в Южном полушарии. Но встреча с ними для кораблей нежелательна. Что это за таинственные незнакомцы?

(Айсберги)

11. Этот материл поистине бесценен. Из него пьют, едят, делают дома, произведения искусства, украшения. На нем «писались» древние книги. Что это за всем известный материал?

(Глина)

12. На ней города и страны, животные и растения, знаменитые люди и великие события. Без нее нет переписки. Для кого-то она - страсть. Что это за таинственная незнакомка?

(Почтовая марка)

13. Эти выдающиеся памятники архитектуры поражают своими размерами и величием, тем более, что созданы они более двух с половиной тысяч лет до нашей эры. Высота самого большого из них сто пятьдесят метров, а сооружали его сто тысяч человек. Что это за «чудо света»?

(Египетские пирамиды)

14. В переводе с итальянского это слово означает «свежий», «сырой»; оно очень тесно связано с красками и стенами помещения. Что это такое?

(Фреска)

15. Впервые это было изготовлено из растительных волокон в Китае, затем из спрессованной сердцевины болотного растения. В X веке в Европе оно появилось из сваренных и размолотых тряпок, древесных корней, бамбуковой щепы. Изготовлялось это также из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша и т. д. Сейчас это бывает картографическим, литографическим, документным. Но производство этого поставило человечество перед серьезной экологической проблемой.

(Бумага)

16. Раньше это обозначало легкую временную постройку, служащую обычно для торговли на ярмарках. Затем это - народный театр, зрелище комического характера. Что это за слово?

(Балаган)

17. Многие из вас слушали музыкальную сказку «Петя и волк». А кто ее автор?

(Прокофьев)

18. В древние времена японские ребятишки втыкали в небольшое крепкое яблоко гусиные перья и с помощью несложного приспособления манипулировали им. За минуту вы должны назвать игру, начало которой положено этим незрелым яблоком.

(Бадминтон)

19. Назовите название реки, которое составляют нота и согласная буква.

(Дон)

20. Назовите реку, названную известным женским именем.

(Лена)

21. «Тайное всегда становится явным» - такой
серьезный вывод и вдруг -- манная каша! В каком произведении они связаны воедино?

(«Денискины рассказы» Драгунского)

Проведение игры в седьмых классах

1.Этот великий поэт был талантливым художником, прозаиком и, в то же время, крепостным крестьянином. Кто он?

(Н.В. Шевченко)

2. «Октава» - из музыкальной теории.
«Октет» - группа музыкантов или певцов. «Октаэдр» - многогранник.
«Октан» - химическое соединение.
А что общего между такими разными понятиями?

(Общее - присутствие цифры восемь - «окта»)

3. Первые дошедшие до нас сведения об этом инструменте относятся к 1688 году. Он является главным в составе народного оркестра. Что это за инструмент, если известно, что он часто упоминается в русских частушках?

(Балалайка)

4. Давным-давно в одной стране проводился один праздник через каждые 1417 дней. Что это за праздник, если известно, что во время его проводился пентатлон, а после него поэты читали стихи и гимны, а ораторы прославляли победителей?

(Олимпиада)

5. Эту забаву придумали тысячу лет назад на Востоке. Трах-бах! Красные, белые, зеленые звезды вспыхивают в вечернем небе и медленно падают. Сейчас это изобретение позволило человеку освоить еще одну стихию. Что это за забава? Для ответа - небольшая подсказка в виде слов «союз», «энергия», «буран».

(Фейерверк)

6. «Худые песни соловью в когтях у кошки», или «Услужливый дурак опаснее врага», или «Счастливые часов не наблюдают», «А Васька слушает да ест». Как можно одним словом назвать эти выражения из литературных произведений, часто нами употребляемые?

(Афоризмы)

7. Наши далекие предки, охотясь, специализировались на определенных видах животных, следовательно, и на технических средствах охоты. Но было одно «универсальное» орудие охоты, которое имело далеко идущие экологические последствия. Через тридцать секунд расскажите нам о нем или даже покажите его.

(Огонь)

8. Вам надо за одну минуту спеть или назвать песню на романском языке.

(Любой романс)

9. Знаете ли Вы великого человека, который «пал, оклеветанный молвой»?

(А.С. Пушкин)

10. Этот движущийся по эллиптической орбите космический предмет не превышает в размере 800 километров. Для него даже придумали особое название, состоящее из двух греческих слов: «звезда» и «вид». Перевод второго мы назовем: «эйдос». А вот первое слово вы назовете, так же, как и все слово.

(Астероид)

11. Почему на вершинах гор всегда лежит снег? Ведь их поверхность ближе к солнцу?

(С высотой температура воздуха падает)

12. Что нечто одинаковое не имеет ничего общего?

(Слова омонимы)

13. Назовите горы, если известно, что высоты они небольшой, но протяженности великой, красоты необычайной, и богатства в них невиданные. А еще вспомните сказки о... Впрочем, вы, наверное, уже догадались, что это за горы.

(Уральские горы)

Проведение игры в восьмых классах

1. Эта ультрамодная ткань была известна очень давно. Именно ее выбрал для парусов «Святой Марии» Христофор Колумб, а американцы стали ее называть «деним» в честь города Нима. Что это за ткань?

(Коттон)

2. На Всемирной Парижской выставке в 1855 году всеобщее внимание привлекли двенадцать брусков неизвестного материала. Он стоил так дорого, что шел только на ювелирные изделия. А сейчас предметы из него настолько распространены, что материал этот называют материалом XX века. Что это?

(Алюминий)

3. Все вы читали произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». А какой эпиграф выбрал для него автор?

(«Береги честь смолоду»)

4. Жилище - дело серьезное. Но если нет для постройки ни камня, ни дерева, ни даже земли для землянки, то используют снег. Эскимосы Гренландии так возводят свои иглу. Снежные плиты укладывают друг на друга и в результате получается купол - полушарие. Затем проводится операция по укреплению стен, операция, проще которой ничего и придумать нельзя! За минуту отгадайте, как эскимосы добивались прочности иглу?

(Под куполом зажигали свечу или лучину, снег плавился, превращаясь в лед)

5. После «приведения в порядок» музыкальное произведение может исполняться другим составом, быть упрощено или усложнено. Что это за «приведение в порядок»?

(Музыкальная аранжировка)

6. В 1912 году одна из фирм выпустила в продажу кондитерское изделие в форме треугольника. За минуту вы должны назвать нам его, тем более, что все и поныне очень любят им полакомиться.

(Пирожное «Наполеон»)

7. Говорят: «Кочевник - сын пустыни». Как правильнее сказать эту поговорку, исходя из экологической точки зрения.

(«Кочевник - отец пустыни»)

8. Этот вид афро-американского фольклора возник в США во второй половине XIX века как форма сольного пения. Его тематика тесно связана с социальными условиями, в которых находились исполнители: страдание, страх, несчастная любовь. Затем он оказал большое влияние на становление джаза. Что это за вид музыкального искусства?

(Блюз)

9. В одной известной столице, на одной известной площади вот уже четыре столетия стоит, изумляя всех, замечательное здание. На общем основании расположены девять разновысотных и по- разному отделанных частей здания, образующих в плане восьмиугольную звезду. Центральный же купол вознесся над остальными. Служители культа, как, впрочем, и все простые смертные, это здание называют.... Как?

(Покровский собору или собор Василия Блаженного)

10. «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Кому принадлежат эти легендарные слова?

(Архимед)

11. В музыке этого композитора - глубокие чувства, стремительный порыв, он вдохновлен идеями Французской революции. Нам больше известны его сонаты. Но поражает то, что самые замечательные произведения он написал абсолютно глухим. Кто этот композитор?

(Бетховен)

12. В Китае вход в комнату традиционно завешивают ширмой, в России же - нет, вход (дверной проем) свободен. Почему? Для подсказки вспомните «лукавого».

(В Китае считается, что черт лезет напрямик, а у православных (Россия) - ищет окольные пути)

13. За минуту вам надо назвать древнюю профессию, в которой есть слова «закон» и «поле».

(Агроном)

14. Устройство, которое вам надо назвать, может «далеко писать». Это его дословный перевод. Но пишет он не буквами, а.…, впрочем, мы догадались, что это за устройство.

(Телеграф)

15. В тропических лесах Южной Америки растет с виду ничем не приметное дерево - гевея. Если надрезать его кору, то выступит белый млечный сок, как у нашего одуванчика. Перуанские индейцы использовали этот сок в сырую погоду... Дальше вы должны продолжить, как. Что при этом получалось?

(Поставляли под капающий сок ступни ног, который застывал и получалась обувь в виде галош)

16. Перед нами на картине изображено «нечто», что в переводе означает «мертвое». Что же это?

(Натюрморт)

Проведение игр в старших классах

1. Назовите остров, где собраны самые древние деревянные постройки Севера Руси.

(Остров Кижи)

2. Как известно, в одежде древних греков не было карманов, куда можно положить небольшой ключик, например, от шкатулки с украшениями.
Как же высококультурные греки выходили из положения?

(Вместо ключа использовали перстни, узор на которых применялся как ключ)

3. Выдающийся немецкий драматург, писатель, режиссер и театральный критик, создатель таких великих пьес, как «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галлилея», «Трехгрошовая опера».

(Бертольд Брехт)

4. Эта наука появилась более тысячи лет назад в Хорезме и создал ее великий узбекский ученый Мухаммед аль Хорезми, а оперирует она наряду с тем, чем «считают», тем, чем «пишут». Что это за наука?

(Алгебра)

5. Около двухсот лет назад ученые открыли то, что составляет четыре пятых одной из сфер Земли. В переводе с греческого оно означает «нежизненный», ибо он не пригоден для горения и дыхания. Что это?

(Азот)

6. Вначале чертежи этого предмета были найдены в рукописях Леонардо да Винчи, а впервые был построен этот предмет по проекту русского морского офицера Можайского в 1885 году. Действующую модель этого предмета удалось создать в 1903 году американцам, братьям Райт. Для того чтобы отгадать этот предмет, вам осталось вспомнить еще одно название алюминия.

(Самолет, алюминий - «летучий» металл)

7. Он очень легкий, есть повсюду. А в космосе - распространенное вещество. Что же это такое, если известно, что английский ученый Кавендини назвал его «горючим воздухом»?

(Водород)

8. То, что вам надо отгадать, в 1495 году впервые нарисовал Леонардо да Винчи. В 1817 году это воссоздал в Германии лесник Дрейз. Называли это «костотрясом», а позже - «пауком». Что же это за предмет? Для уточнения скажем, что он имеется у многих из вас.

(Велосипед)

9. В XIV-XVI веках в странах Западной и Центральной Европы произошли большие перемены в экономике и культуре. В противовес старому церковному взгляду на человека, как на существо ничтожное, складывалось убеждение, что человек вправе пользоваться радостями жизни. Какое название получили эти века?

(Эпоха Возрождения)

10. Этот человек - врач. Для его мировоззрения характерно, что он считал человека составной частью природы. Здоровье и болезни ставил в тесную связь с климатом страны, в которой живет человек, санитарными условиями быта. Наибольших успехов этот врач и его школа достигли в хирургии. А еще с его именем связаны понятия чести и достоинства врача. Кто же этот медик?

(Гиппократ)

11. Великий итальянский ученый Галилей писал об этой науке, что она «...является самым могущественным средством для изощрения наших
умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать». Что это за наука?

(Геометрия)

12. Этот великий русский ученый - создатель теории строения материи, механической теории теплоты, филолог, лингвист, геолог, географ. Список его специальностей можно продолжить и дальше, но вы уже и так догадались, кто это.

(М.В. Ломоносов)

13. Этот русский художник много путешествовал по миру, интересовался русской архитектурой, искусством Скандинавии, Западной Европы и Америки. В 1923 году он организовал научную экспедицию в Индию, где создал свои знаменитые пейзажи. С тех пор этот художник неустанно изучал Восток, организовал Институт гималайских исследований в Западных Гималаях, где и остался жить. Кто этот человек?

(Николай Рерих)

14. Перед вами некое соотношение: 21-78-1. За минуту вы должны назвать то, чему оно принадлежит.

(Это состав воздуха: 21% - кислорода, 78 - азота, 1% - прочих примесей)

15. Есть некий пояс зверей, который, обновляясь каждый месяц, остается постоянным из года в год. Что это?

(Знаки зодиака)

16. Все вы видели прославленную икону «Троица», на которой изображены трое юношей - ангелов за столом вокруг жертвенной чаши. А кто автор этого произведения живописи?

(Андрей Рублев)

17. На ней - города и страны, животные и растения, знаменитые люди и великие события. Без нее нет переписки. Что это за таинственная «незнакомка»?

(Почтовая марка)

18. В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт ввел слово, образованное от греческого «каос». Сейчас это слово используется так широко, насколько широко распространено это вещество. Что это за слово?

(Газ)

19. В XVII-XVIII веках ручным способом по рисункам лучших художников ткалась ткань в виде картин, которая позже стала производиться уже машинами. Она имела большую художественную ценность, а затем стала применяться и в драпировках, и для обивки мебели. Что же это за ткань?

(Гобелен)

20. В бывшей султанской Турции существовал некий совещательный орган, состоявший из министров и высших сановников, который назывался по месту для отдыха. Что же это за орган?

(«Диван»)

21. В Древней Греции в честь бога Диониса (Вакха) пелись гимны, сопровождавшиеся мимическими движениями и музыкой. Позже эти произведения по своему восхвалению стали близки к одам. Сейчас же это применяется больше в ироническом, переносном смысле. Что это за гимны?

(Дифирамбы)

22. В древней Мексике была некая монета, название которой стало основной валютой многих колониальных стран. Как она называлась?

(Доллар)

23. Во Франции в конце XVIII века взяли кубический дециметр воды из Сены при температуре четыре градуса Цельсия. Прототип чего был получен?

(Килограмм)

24. То, что вам надо назвать, по-латыни означает «горная смола». Изобретено оно в 1822 году и по крепости настолько прочно, что его называют «материалом на века», а с добавками может быть еще прочнее, еще теплее, еще легче. Без него мы не представляем сооружение зданий. Что же это?

(Бетон)

25. Это состояние, которое Вам надо назвать, в природе не существует, да и в космосе тоже. Создается оно искусственно, понижением давления. Вы, наверное, уже догадались, что это...

(Вакуум)

26. Все вы знаете, что такое жаргон. Вам надо назвать, как это слово звучит литературно. А для подсказки вспомните про золотое руно.

(Арго)

27. Вам надо назвать флот испанского короля Филиппа Второго, снаряженного им в 1588 году против Англии и уничтоженный частью бурей, частью английскими и голландскими морскими силами. Подсказка: после слова «непобедимая» напрашивается слово...

(Армада)

28. Все вы знаете государство Великобритания. Еще одно распространенное название - по названию одной из провинций: Англия. А знаете ли вы древнейшее название Англии. Для подсказки первого его слова вспомните часто встречающийся там тип погоды.

(Туманный Альбион)

29. У каждого народа певцы и поэты назывались по- своему: у восточных славян, например, боян. А как назывался такой певец у древних кельтов? Чтобы ответить на этот вопрос, свяжите воедино поэта, композитора и исполнителя.

(Бард)

30. Есть в США город, который знаменит тем, что его названием называют карточную игру, танец, являющийся разновидностью вальса, и шерстяную ткань. Что же это за знаменитый город?

(Бостон)

31. В 455 году одно древнегерманское племя овладело Римом и разгромило в нем множество произведений искусства. За тридцать секунд вам надо назвать это племя, тем более, что сейчас так называют тех, кто поступает так же.

(Вандалы)

32. Во время походов Александра Македонского греки увидели в Индии нечто, что потом они назвали «шерстью дерева». Что это?

(Хлопок)

33. В Эрмитаже хранятся уникальные карманные часы. В их металлическом яйцеобразном корпусе помимо собственно часового механизма помещались и механизм часового боя, и музыкальный аппарат, и крошечный театр - автомат с подвижными фигурками. Кто же изготовил такие часы? Для подсказки уточним, что этим именем часто называют всех изобретателей.

(Иван Петрович Кулибин)

34. То, что вам надо назвать, считалось до последнего времени неделимым. Это название родилось в Древней Греции еще в V веке до нашей эры. Что же это за «неделимое»?

(Атом)

Брейнринг «История нашего края»

1. По свидетельствам археологов, люди впервые появились на Дону... Интересно, где?

(В низовьях Северного Донца и на побережье Таганрогского залива)

2. Как вы думаете, какое занятие было главным для самых древних жителей Донского края?

(Для самых древних - охота)

3. Степь донская... Без конца и без края! Ковыль да полынь! А как раньше называлась донская земля?

(«Дикое поле»)

4. О происхождении слова «казак» ученые спорят и поныне. А знаете ли вы хотя бы два толкования этого слова?

(«Косоги» - народ Кавказа.
«Казары» - скифские народы.
«Каз» - турецкое «гусь». Название воинов-бродяг у татар.
От половецкого «Страж».«Ко» - броня, «межа» - граница, т. е. «человек, охраняющий границу».)

5. Высший орган у многих стран - парламент. А как назывался он у казаков?

(Войсковой круг)