В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев). Андрей Платонов

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Платонова был написан в 1938 года, и первоначально имел иное название – «Машинист Мальцев». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В прекрасном и яростном мире». Краткий пересказ повести также будет полезен для читательского дневника.

Главные герои

Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который все сердцем любит свое дело.

Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Другие персонажи

Следователь – справедливый представитель закона.

Глава I

Александр Васильевич Мальцев по праву считается « в Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом ». Несмотря на молодой возраст – всего тридцать лет – он уже имеет « квалификацию машиниста первого класса » и приличный опыт вождения скорых поездов. Когда на станции появляется новейший пассажирский паровоз, именно Мальцева назначают работать на эту мощную машину.

Предыдущий помощник Мальцева успешно выдерживает экзамен на машиниста, а на пустующее место назначают Константина, чему он несказанно рад. Александру Васильевичу же « все равно, кто у него будет состоять в помощниках ». Перед поездкой он внимательно следит за работой Кости, но после « собственными руками » проверяет состояние паровоза.

Костя искренне восхищается профессионализмом своего наставника, который водит « состав с отважной уверенностью великого мастера », и мечтает походить на него.

Глава II

Константин работает помощником у Мальцева уже около года. 5 июля они берут состав с опозданием на четыре часа, и диспетчер просит « сократить, сколь возможно, опоздание поезда ». Александр Васильевич соглашается, и герои отправляются в путь.

Желая сэкономить драгоценные минуты, Мальцев во всю мощь гонит состав вперед, « навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта ». Машинист невольно восхищается красотой разбушевавшейся природной стихии, и невольно сравнивает ее с работой вверенной ему машины.

Поезд попадает в пыльный вихрь, и становится трудно не только видеть, но даже дышать. Однако состав продолжает пробиваться вперед, « в смутный, душный мрак ». Неожиданно вспыхивает « мгновенный синий свет » – это молния чуть было не попала в паровоз, « да маленько промахнулась ».

Костя замечает, что Мальцев « стал хуже вести машину ». Он думает, что это от усталости, и начинает сам внимательно смотреть на путь и сигналы. Константину удается вовремя заметить « туманное облако красного света » – встречный состав. На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии. Мальцев передает управление паровоза своему помощнику, и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.

Глава III

Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.

Он пытается объяснить, что еще « долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность », а потому не сразу понял, что ослеп, но ему никто не верит. В итоге Мальцева сажают в тюрьму, а Константин продолжает работать.

Глава IV

Зимой Костя навещает своего брата, студента, и узнает, что в университете есть « в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии ». В голове у него зарождается некий план.

По возвращении домой Костя еще раз тщательно обдумывает свое предположение, а после пишет следователю, который вел дело Мальцева. В письме он настойчиво просит « испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов », и таким образом доказать особую чувствительность его организма на внешнее влияние электричества.

Долгое время ответа нет, но после следователь сообщает о согласии областного прокурора на столь необычный эксперимент. Спустя несколько дней Костю вызывает к себе следователь, и сообщает о результатах проведенного опыта. Мальцев, пройдя в полной темноте под установкой Тесла, вновь « не видит света - это установлено объективным путем, судебно-медицинской экспертизой ». Но только в этот раз зрение у машиниста не восстанавливается.

Следователь корит себя в содеянном – он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.

Глава V

Следующим летом Константин успешно сдает « экзамен на звание машиниста» , и начинает ездить самостоятельно. Каждый раз, подавая паровоз под состав, он замечает слепого Мальцева, сидящего на скамейке.

Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза, и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.

На обратном пути к Мальцеву неожиданно возвращается зрение. Костя провожает его до дома, и сидит возле Александра Васильевичавсю ночь, боясь оставить его один на один с враждебными силами « прекрасного и яростного мира ».

Заключение

В своем произведении Платонов раскрывает множество тем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.

После ознакомления с кратким пересказом «В прекрасном и яростном мире» рекомендуем прочесть рассказ в полном объеме.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 485.

Первоначальное название рассказа – «Машинист Мальцев». Под таким заголовком он был напечатан в сокращённом виде во втором номере журнала «30 дней» за 1941 г., а в третьем номере журнала «Дружные ребята» за 1941 г. под названием «Воображаемый свет». Рассказ был написан в 1938 г.

В произведении отражён опыт писателя, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его был механиком и помощником машиниста.

Литературное направление и жанр

В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств. И совершенно неизвестно, как влияет молния и предшествующая ей электромагнитная волна на зрение отдельных людей. Для читателя даже неважно, есть ли вообще эта электромагнитная волна.

Все эти физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нём – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.

Тематика и проблематика

Тема рассказа – одиночество мастера. Основная мысль состоит в том, что талант часто приводит к гордыне, которая делает человека слепым. Чтобы увидеть мир, нужно раскрыть ему навстречу сердце.

В произведении поднимается проблема превозношения и сочувствия, одиночества, проблема справедливости наказания человеком человека, проблема вины и ответственности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 частей. Повествование динамично, охватывает два года. Рассказчик становится помощником машиниста Мальцева на новом паровозе и работает с ним около года. Вторая главка посвящена той самой поездке, во время которой машинист ослеп и чуть не въехал в хвост товарному поезду. Третья главка описывает суд над Мальцевым и обвинение его.

Четвёртая часть повествует о событиях, происходящих через полгода, зимой. Рассказчик находит способ доказать невиновность Мальцева, но искусственная молния вызывает необратимую слепоту заключённого. Рассказчик ищет пути помочь слепому.

Пятая часть повествует о событиях, случившихся ещё через полгода, летом. Рассказчик сам становится машинистом и берёт с собой в дорогу слепого машиниста. Рассказчик управляет машиной, положив свои руки на руки слепого машиниста. В какой-то момент слепой смог разглядеть жёлтый сигнал, а потом стал зрячим.

Каждая часть рассказа фиксирует какой-нибудь эпизод из истории о Мальцеве: обычная поездка – роковая поездка – суд – эксперимент с молнией и освобождение – исцеление.

Название рассказа связано с последними словами рассказчика, желающего уберечь Мальцева от враждебных сил прекрасного и яростного мира.

Герои и образы

Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.

Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.

Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.

Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.

Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.

Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.

Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный. В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.

Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.

Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».

Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.

Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».

Стилистические особенности

Поскольку рассказ написан от первого лица, а рассказчик Костя, хоть и любит Пушкина . человек технического склада, Платонов нечасто использует свой специфический, наполненный странной метафоричностью язык. Этот язык прорывается только в особенно важные для автора моменты, например, когда автор словами машиниста объясняет, что машинист Мальцев вобрал весь внешний мир в своё внутреннее переживание, таким образом обретя власть над ним.

Рассказ изобилует профессиональной лексикой, связанной с работой паровоза. Очевидно, и во времена Платонова мало кто понимал детали работы паровоза, а сегодня, когда паровозов нет, эти подробности вообще непонятны. Но профессионализмы не мешают читать и понимать рассказ. Наверное, каждый читатель представляет что-то своё, когда читает, что Мальцев отдал «реверс на полную отсечку». Важно, что Машинист исполнял свою трудную работу хорошо.

В рассказе важны детали. Одна из них – взгляд и глаза Мальцева. Когда он ведёт машину, глаза его глядят «отвлечённо, как пустые». Когда Мальцев высовывает голову, рассматривая окружающий мир, его глаза блестят воодушевлением. Слепые глаза машиниста снова становятся пустыми и спокойными.

Героем рассказа Андрея Платонова является молодой и талантливый водитель пассажирского паровоза Мальцев. Этот молодой и амбициозный юноша, которому около тридцати лет, уже занимает должность машиниста высшего класса, на новеньком и мощном паровозе «ИС», отдавая своей любимой работе все своё время и силы, он уже не представляет свою жизнь без любимого дела.

Рассказчиком произведения становиться молодой подопечный Мальцева, новенький машинист, который только приступает к своему трудовому делу, однако его парой расстраивает, что тот проявляет явное недоверие по отношению к его проделанной работе. Также молодого напарника огорчал тот момент, что работа с Мальцевым обычно происходила в исключительной тишине без рассказов и обычного человеческого общения, свойственного двум людям работающих вместе.

Однако, все обиды и недомолвки забывались в одночасье в момент, когда пассажирский паровоз отправлялся в путь, напарника Мальцева поражало то, что ему удаётся, так тонко и чутко понимать этот железный механизм, а ещё и не упускать красоту пролетающего мима мира.

Молодой помощник работал у выдающегося машиниста около одного года и удивлялся его истинным талантом выполнять на паровозе порой не мысленные вещи, но всё это идиллии в одночасье было перечёркнуто трагическим событием, которое напрочь перечеркнуло привычный устой жизни Мальцева.

Рассказ Андрея Платонова, является истинным доказательством того, что даже талантливые и успешные в своём деле люди порой жизненно нуждаются в поддержке и понимании со стороны, и становиться уже абсолютно не важным и личные предубеждения, и скрытая гордость.

Читать краткое содержание В яростном и прекрасном мире Платонова

Привычный уклад жизни для Мальцева рушит происходящее трагическое событие, произошедшее в одном из летних месяцев. Тогда в июле помощник Мальцева отправлялся в свой последний рейс со своим старшим наставником и им пришлось взять с собой опаздывающий на четыре часа состав. Диспетчер станции попросил старшего машиниста хотя бы на один час восполнить утерянное в запоздании время.

Стараясь исполнить указания диспетчера, старший машинист выдавливает всю мощь своего состава. Но внезапно, преградой на их пути, встаёт летняя грозовая туча, которая своими разрядами ослепляет Мальцева. Но несмотря на своё помутневшее зрения, опытный машинист не сбавляет скорости и со всей своей уверенностью продолжает управлять пассажирским паровозом. Весьма неловкое и порой плохое управление замечает его младший напарник.

На пути пассажирского состава возникает встречный паровоз, который идёт им на встречу. Тогда Мальцеву приходиться признаться в утрате своего зрения и отдать управление своему напарнику Константину. Благодаря действиям молодого машиниста удаётся предостеречь чрезвычайного происшествия. И к утру после прибытия к Мальцеву возвращается его зрение.

Однако исходя из того, что опытный машинист не передал в случае опасной обстановки управление своему помощнику, его ждало судебное разбирательство.

Пытаясь помощь своему другу и наставнику Константин ищет выход из сложившийся ситуации. Тогда он обращается за помощью к своему товарищу из института. И узнаёт, что при помощи машины Тесла, которая производит искусственный разряд молнии, возможно доказать невиновность своего напарника.

Константин обращается в следственный комитет, с просьбой проверить Мальцева на этой машине. И в ходе проведения эксперимента невиновность старшего машиниста была полностью доказано, но к сожалению, произошла полная утрата зрения Мальцева.

Старший машинист полностью теряет надежду, что, когда ни будь ему снова представиться возможность вновь вести свой любимый пассажирский паровоз и ловить взглядом пролетающие красоты родной земли.

Удручённый своим сложившимся положением, опечаленный старший машинист с тростью постоянно приходит на вокзал, садиться на скамейку и просто слушает проходящие мимо него составы.

Заметив однажды обездоленного напарника с тростью, Константин решает взять Мальцева с собой в рейс. На это предложение Мальцев с радостью отвечает согласием и обещает, что не будет мешать, а просто тихонько посидит рядом.

Невероятным образом пропавшие зрение Мальцева восстанавливается во время поездки и Константин решает, что путь должен довести его наставник самостоятельно.

После проделанной работы, оба напарника вмести идут домой к Мальцеву и беседуют друг с другом на различные темы всю ночь. Константин боится оставлять Мальцева, ощущая за него ответственность перед жестоким и яростным миром.

Произведение «В прекрасном и яростном мире» отражает и доказывает существование человеческого сострадания, поддержки, дружбе, любви и преданности к близким людям, всё это является гранями души и сердечности в людском мире.

Картинка или рисунок В прекрасном и яростном мире

  • Краткое содержание Тысяча сияющих солнц Халед Хоссейни

    Мириам была рождена в Афганистане в середине 70-х годов прошлого века. Она появилась на свет вне брака. Отцом ее стал Джалиль, почтенный купец, имевший со своей торговли приличный доход

  • (Машинист Мальцев)

    1

    В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев. Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Когда в наше депо прибыл первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначили работать Мальцева, что было вполне разумно и правильно. Помощником у Мальцева работал пожилой человек из деповских слесарей по имени Федор Петрович Драбанов, но он вскоре выдержал экзамен на машиниста и ушел работать на другую машину, а я был, вместо Драбанова, определен работать в бригаду Мальцева помощником; до того я тоже работал помощником механика, но только на старой, маломощной машине. Я был доволен своим назначением. Машина «ИС», единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне — столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина. Кроме того, я желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжелых скоростных поездов. Александр Васильевич принял мое назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, все равно, кто у него будет состоять в помощниках. Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все ее обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке. Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне. Так повторялось и впоследствии, и я уже привык к тому, что Александр Васильевич постоянно вмешивался в мои обязанности, хотя и огорчался молчаливо. Но обыкновенно, как только мы были в ходу, я забывал про свое огорчение. Отвлекаясь вниманием от приборов, следящих за состоянием бегущего паровоза, от наблюдения за работой левой машины и пути впереди, я посматривал на Мальцева. Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Глаза Александра Васильевича глядели вперед отвлеченно, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, — даже воробей, сметенный с балластного откоса ветром вонзающейся в пространство машины, даже этот воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновение голову вслед за воробьем: что с ним станется после нас, куда он полетел. По нашей вине мы никогда не опаздывали; напротив, часто нас задерживали на промежуточных станциях, которые мы должны проследовать с ходу, потому что мы шли с нагоном времени и нас посредством задержек обратно вводили в график. Обычно мы работали молча; лишь изредка Александр Васильевич, не оборачиваясь в мою сторону, стучал ключом по котлу, желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины, или подготавливая меня к резкому изменению этого режима, чтобы я был бдителен. Я всегда понимал безмолвные указания своего старшего товарища и работал с полным усердием, однако механик по-прежнему относился ко мне, равно и к смазчику-кочегару, отчужденно и постоянно проверял на стоянках пресс-масленки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее. Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова ее осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной. — Я, Александр Васильевич, этот крейцкопф уже проверил, — сказал я ему однажды, когда он стал проверять эту деталь после меня. — А я сам хочу, — улыбнувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, поразившая меня. Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, — лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли. И мы, правда, не могли понять его умения. Я попросил однажды разрешить повести мне состав самостоятельно; Александр Васильевич позволил мне проехать километров сорок и сел на место помощника. Я повел состав, и через двадцать километров уже имел четыре минуты опоздания, а выходы с затяжных подъемов преодолевал со скоростью не более тридцати километров в час. После меня машину повел Мальцев; он брал подъемы со скоростью пятидесяти километров, и на кривых у него не забрасывало машину, как у меня, и он вскоре нагнал упущенное мною время.

    Жанр: Классика

    Год: 2012 год

    Андрей Платонов. В прекрасном и яростном мире

    В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев.

    Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Когда в наше депо прибыл первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначили работать Мальцева, что было вполне разумно и правильно. Помощником у Мальцева работал пожилой человек из деповских слесарей по имени Федор Петрович Драбанов, но он вскоре выдержал экзамен на машиниста и ушел работать на другую машину, а я был, вместо Драбанова, определен работать в бригаду Мальцева помощником; до того я тоже работал помощником механика, но только на старой, маломощной машине.

    Я был доволен своим назначением. Машина «ИС», единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне — столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина. Кроме того, я желал поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения тяжелых скоростных поездов.

    Александр Васильевич принял мое назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, все равно, кто у него будет состоять в помощниках.

    Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все ее обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке. Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне.

    Так повторялось и впоследствии, и я уже привык к тому, что Александр Васильевич постоянно вмешивался в мои обязанности, хотя и огорчался молчаливо. Но обыкновенно, как только мы были в ходу, я забывал про свое огорчение. Отвлекаясь вниманием от приборов, следящих за состоянием бегущего паровоза, от наблюдения за работой левой машины и пути впереди, я посматривал на Мальцева. Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Глаза Александра Васильевича глядели вперед отвлеченно, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, — даже воробей, сметенный с балластного откоса ветром вонзающейся в пространство машины, даже этот воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновение голову вслед за воробьем: что с ним станется после нас, куда он полетел.

    По нашей вине мы никогда не опаздывали; напротив, часто нас задерживали на промежуточных станциях, которые мы должны проследовать с ходу, потому что мы шли с нагоном времени и нас посредством задержек обратно вводили в график.

    Обычно мы работали молча; лишь изредка Александр Васильевич, не оборачиваясь в мою сторону, стучал ключом по котлу, желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины, или подготавливая меня к резкому изменению этого режима, чтобы я был бдителен. Я всегда понимал безмолвные указания своего старшего товарища и работал с полным усердием, однако механик по-прежнему относился ко мне, равно и к смазчику-кочегару, отчужденно и постоянно проверял на стоянках пресс-масленки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее. Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова ее осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной.

    — Я, Александр Васильевич, этот крейцкопф уже проверил, — сказал я ему однажды, когда он стал проверять эту деталь после меня.

    — А я сам хочу, — улыбнувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, поразившая меня.

    Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам.

    Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, — лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли.

    И мы, правда, не могли понять его умения. Я попросил однажды разрешить повести мне состав самостоятельно; Александр Васильевич позволил мне проехать километров сорок и сел на место помощника. Я повел состав, и через двадцать километров уже имел четыре минуты опоздания, а выходы с затяжных подъемов преодолевал со скоростью не более тридцати километров в час. После меня машину повел Мальцев; он брал подъемы со скоростью пятидесяти километров, и на кривых у него не забрасывало машину, как у меня, и он вскоре нагнал упущенное мною время.