Удмуртский миф о сотворении мира. Мифы и предания

Описание презентации МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ Главное божество удмуртов-язы чниковИнмар по слайдам

Главное божество удмуртов-язы чников. Инмар. Это - источник всего доброго; он - творец неба, живет постоянно на солнце, - добр настолько, что удмурты не боятся его. Ему приносятся только благодарстве нные жертвы.

Этимология имени В XIX веке наиболее распространена была этимология ин+мар «небо-что» . Некоторые учёные считали, что имя Инмар происходит от Инмурт «небесный человек» . Но по версии М. Г. Атаманова, слово Инмар возникло в результате слияния удм. ин(м) «небо» и ар «человек» (из булгарского). В настоящее время наиболее приемлемой является гипотеза о том, что в слове Инмар сохранился древний суффикс -*r, а само слово происходит от финно-пермского имени небесного божества (*ilmar, ср. Ильмаринен).

Таким образом, наиболее подходящим именем нашего первопредка является Ильмар. В русской православной традиции его заменил Илья Пророк, скачущий на колеснице по небу во время дождя и грохот от этой колесницы порождает гром. Отдаленным потомком Ильмара — в смысле генеческом и этимологическим -является Илья Муромец — Иль-Мар.

Вукузё («хозяин воды») — в мифах удмуртов — властитель водной стихии, обитатель первичного океана. В дуалистических космогонических мифах Вукузё является противоположностью Инмара, который достал землю со дна океана. По мифу, Вукузё испортит сотворённых Инмаром великанов-алангасар ов, обманув сторожившую их собаку. Подражая творению Инмара — собаке, он сотворил козу, а затем водяных духов вумуртов. Вукузё представляли в виде старика с длинной зелёной бородой.

Всем известен веселый праздник — День Нептуна, но не все знают День Вукузе, который второй год подряд в середине лета отмечают в Ижевске! Вукузё («хозяин воды») в мифах удмуртов — властитель водной стихии, поселился в нашем городе. Этим летом Вукузе и его друзей можно будет встретить в Летнем Саду, в его обновленном домике.

Нюлэс-Мурт(нюл - лес, чаща) живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэс-Мурты устраивают браки и пируют. Путь, по которому проехала свадьба Нюлэс-Муртов, отмечается множеством сломанных деревьев. От людей Нюлэс-Мурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев) и черным цветом кожи. Нюлэс-Мурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине - корм, помогают войску одерживать победу, благодаря своей особенной способности - производить ветер и бросать песок в глаза.

Нюлэсмурт выделялся по своему значению среди всех других существ удмуртской мифологии. Иногда его называли «Великий дед, отец» . Некоторые исследователи даже считали, что «первый и самый главный бог в плеяде языческих богов углазовских вотяков - бог лесов и ветров. Всё это объясняется огромной ролью леса в жизни удмурта традиционной культуры. Нюлэсмурт- хозяин леса, а так как лес практически составлял всё природное окружение удмуртов, то всем этим ведал Нюлэсмурт, он- хозяин зверей, к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте. От Нюлэсмурта зависело и благополучие скота. Иногда он был даже как-то связан с умершими предками. Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра.

Луд-Мурт(луд - поле) - полевик. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка. Рост его может изменяться в зависимости от места, на котором Луд-Мурт находится: между высокими колосьями Луд-Мурт выше, в молодой траве луга он очень мал. Весной при выгоне скота в поле Луд-Мурту читается молитва: „хорошенько сохраняй животных, хорошенько води их в поле, не давай их зверям (волкам)» .

Корка-Мурт(ко рка - изба) - дух вроде домового (у русских), заведует мужскими и женскими работами, совершаемыми в избе. Иногда за хозяйку дома он исполняет работы - щиплет лучину, колет дрова, прядет и прочее. Корка-Мурты иногда подменивают своих детей людям.

По внешности коркамурт похож на пожилого человека в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Если коркамурт переехал вместе с хозяевами из старой избы, его называют. Вужмурт(у дм. Ста рый человек). Переход из старой избы в новую уудмуртовсопровож дался специальным обрядом в честь коркамурта, ановосельеназывал ось Корка мурт сектан «угощение домового» . В виде пережитка в этом обряде сохранялась память о принесении в жертву коркамуртубыкапри переселении в новый дом.

Ву-Мурт(ву - вода) - водяной человек; его ведению подлежат все воды на земле; живет он в озерах, маленьких речках, в прудах, по преимуществу в глубоких местах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери. Сыновей своих Ву-Мурты женят на дочерях Ву-Муртов соседних вод; свадьбы правят по большей части осенью и весной, при чем свадебный поезд, направляя путь свой по воде, разрывает мельничные плотины и повышает уровень воды во всех встречных речках. Ву-Мурты не прочь родниться и с людьми и вообще нередко появляются среди людей.

Вумурт (удмуртское ву — «вода», мурт — «человек»)- в удмуртских мифах водяной дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Создан «хозяином воды» Вукузё. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь. Вумурт появляется среди людей на ярмарках, где его можно узнать по мокрой левой поле кафтана, или в деревне, в сумерки; его появление предвещает несчастье. Вумурта прогоняют, стуча палками и топорами по льду. Чтобы откупиться от вумурта, ему приносят в жертву животных, птиц, хлеб.

Лопшо Педунь –сказочный герой удмуртов. Согласно легенде, давным-давно жил в одной из удмуртских деревень мужик. Трудно жилось ему, но весело, потому что однажды познал он секрет жизни. Удмурты знают, что давным-давно была у них Священная книга, по которой строили они свою жизнь. Со временем она была утеряна, разлетелись листочки Священной книги по всему белому свету. Во время очередного хождения по родне посчастливилось ему найти одну из страниц этой мудрой книги, на которой было написано: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя» . С той поры у него любая работа в руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. В народе прозвали его Лопшо Педунем.

КРЕЗЬ название традиционной песни, а также музыкального инструмента типа ГУСЛЕЙ у удмуртов. При современном росте национального самосознания традиционный инструмент крезьвсё больше вызываетк себе интереси становится известным очень широкому кругу слушателей. На наших глазах происходит возрождение этого удивительного инструмента фактическииз полного забвения. Срадостью можно наблюдать, как крезь становится неотъемлемой частьюне только удмуртского музыкального фольклора, нои культурной жизнив целом, ав скором будущем войдёти вкаждый удмуртскийдом, какэто былоещё вначале прошлого 20 -го века.

Мелодия Небесной Росы
Удмуртская легенда

Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мудор-Куз - мать Леса. Говорят, с неё начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму.

Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз . Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнём опалила Мудор-Куз . Ель умерла.

Но пришёл человек и оживил её. Он сделал из неё Гусли-Крезь и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Быдзым Крезь - Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Инву Утчан Гур » - «Мелодию Небесной Росы», Небо плакало дождём.

Как землю сотворили
Миф о сотворении земли

Это было так давно, что даже никто не помнит, когда это было. Ни земли, ни людей на всём свете: только небо, вода и солнце. На небе жил хозяин неба Инмар . Само его имя состоит из слов «ин» и «мар». Всякий, кто научится понимать удмуртский язык, узнает в «ин» - небо, а в «мар» - что. То, что в небе, и есть Инмар.

А в воде жил хозяин воды Вукузё . Небо было чистое-чистое, как снег, белое-белое как берёза. Оно висело так близко к воде, что Инмар , не спускаясь, черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтоб они не высыхали от солнца. Заботы не ведал хозяин неба. И Вукузё никакой работы не знал, только и делал, что целыми днями сушил свою зелёную бороду: вешал конец бороды на облако, а сам ложился на воду и лежал себе, подрёмывая.

Хотя борода Вукузё была длиннее, Инмар считался у них старше, а потому хозяин воды должен был повиноваться ему. Так и жили они много веков по соседству. Один пас облака, другой - бороду сушил да воду время от времени мутил.

Однажды взгрустнулось Инмару , и пришло ему на ум переменить занятие. Он повесил ковш на любимое облако, которое всегда под рукой держал, снял бороду Вукузё с облака и велел тому нырнуть поглубже - достать земли со дна.

Не понравилось Вукузё , что Инмар помешал ему бороду досушить и на солнце погреться вволю, а перечить старшему не посмел. Послушаться - послушался, но обиду затаил. «Ишь, раз он Инмар агай (удмурт. - старший брат), то и понукает! - думал он, опускаясь на дно. - Достань ему земли да ещё до крупинки отдай. Ему - всё, а мне, выну (удмурт. - младший брат), - ничего?». Взял он две пригоршни со дна и, чтобы утаить от Инмара, часть земли положил за щеку и вынырнул.

Инмар бережно принял доставленную землю, положил на ладонь, разровнял, дождался, когда она подсохнет, а потом начал сдувать её во все четыре стороны. Упав на воду, согретая солнцем и дыханием Инмара, земля стала разбухать и расти-разрастаться. Её становилось все больше и больше, столько, что конца-краю не видать. Хотя и далеко видно было: земля-то получилась гладкая-гладкая, как сковорода, - ни гор, ни холмов, ни оврагов, ни болот.

Стала разбухать и та земля, что Вукузё припрятал за щекой. Росла, росла - вот-вот голову разнесёт. Так бы и вышло, наверное, не догадайся Вукузё плюнуть, что есть силы. И разлетелась та земля в разные стороны, упала на ровную землю Инмара горами да болотами, кочками да оврагами. Не схитри, не ослушайся Вукузё Инмара , земля досталась бы людям совершенно ровная - без возвышенностей и низин, без гор и болот.

Инмар, довольный совершением нечаянной задумки, даже не заметил перемены, что случилась с землёй из-за Вукузё . Он уже принялся за привычное занятие: стал перегонять облака с места на место. Только заметил, плохо они взбиваются, мало кучерявятся, пришло, знать время полить их водицей. Взял Инмар ковш с длинной ручкой, отогнал облака, чтоб не мешали черпать воду. Только тут и увидел, что сталось с землёй, только тут и понял, отчего облака стали мятые и рваные: горы царапали им брюхо, мяли и разрывали их. Чья это проделка, не надо было и угадывать: всего-то двое жили на свете. «Ну, бездельник, ну, лежебока! Погоди же!» - рассердился впервые Инмар . Оставил все дела и стал думать, как раз и навсегда проучить Вукузё , чтоб неповадно было самовольничать.

Легенды и мифы Удмуртии.


Легенды Удмуртии.

Мифы Удмуртии.


В памяти удмуртского народа жили веками и живут доныне мифы и легенды, сказки и были о далеком и сравнительно недавнем прошлом. Они очень разные, потому что неодинаковы люди, передающие их из поколения в поколение. Эта история начиналась в предревние времена, когда не было ни керосиновой лампы, ни электричества, ни радио, ни телевидения, когда считали, что земля кончается там, где в нее упирается небо. Люди были беспомощны перед природой: леса дремучие, болота топкие, звери хищные, тучи с грозами, зимы с морозами - все грозило человеку неминуемой бедой. И для него самым важным было одолеть грозную природу, выжить. А для этого надо было понять, куда девается солнце ночью, почему появляются звезды, откуда на земле горы и долы. Тогда-то и появились легенды, которые теперь называются космогоническими. Они самые древние. Такие легенды есть почти у всех народов мира, и удмуртские легенды в чем-то иногда схожи с ними. Так, например, появление пятен на луне у многих народов, и у удмуртов в том числе, связывается с судьбой несчастной девушки.

Но космогонические легенды более интересны в тех случаях, когда они по-своему, оригинально рассказывают о начале вещей. И пусть теперь нам представляются наивными древние воззрения удмуртских предков на те или иные явления природы,- они захватывающе интересны.

Человек пытается понять и объяснить, что происходит на небе, задумывается о том, как произошла земля и люди. Созданные в тот период, когда люди еще не знали подлинных причин природных явлений, космогонические легенды содержат первые попытки объяснения их действием сверхъестественных существ.

К космогоническим легендам - древнейшему жанру устного народного творчества - примыкают мифы. Любознательность древнего удмурта распространялась не только на первопричины возникновения земли и неба, но и на другие окружающие его явления: бури, грозы, неурожаи, болезни... Отчего охота бывает удачной и неудачной? А рыболовство? Отчего иногда люди тонут или блуждают в лесу? Отчего одному дается пчеловодство, а другому - нет? Не зная истинных причин, люди объясняли это вмешательством существ, в чем-то подобных человеку, но более сильных в этой области или умении - в лесу, воде, охоте, рыболовстве, земледелии. Так фантазией народа создавались мифы о сверхъестественных существах. Главными в мифологической иерархии удмуртов были инмар и кылдысин. Первый живет на небе, престол его - солнце, одежда - небо. Второй - на земле, от него зависит урожай и неурожай. Словом, один давал, по мнению удмурта, свет и тепло, другой - хлеб и прочее пропитание.

Удмурты признавали одного высочайшего бога, Инамара, для которого нет времени и не будет, который живет не для себя, а для людей, которые в свою очередь должны жить только для него; солнце было его престолом, а небо - одеждою. Позднее, к инмару присоединили еще бога вод, бога земли, благосостояния и других низших богов. Каждая потребность жизни порождала новые мысли о началах сил природы, а с ними упоминалась и классификация божеств.

В самом деле, языческая мифология удмуртов, кроме главных богов, имела множество других божеств. В воде хозяином был вумурт (водяной), вукузё (хозяин воды) и вупери (дух воды). Они были добры к удмуртам и наделяли их богатым уловом рыбы, но, обидясь, лишали улова и даже перетаскивали озера на другое место (легенда об озере). В овине хозяйничали овинники, в доме - домовые, в бане - банники (мунчо- мурты, вожо) и т. п. Гуще всего был населен мифическими существами лес. И это понятно: дремучий, непроходимый, он играл огромную роль в жизни удмурта, давал ему и дичь, и предметы домашнего обихода, и материал для строительства. Охота всегда полна неожиданностей, а в древнейшие времена - особенно.

Объясняя случайности охоты, человек выдумывал живые существа, подстерегающие охотника в лесу. У удмуртов это - нюлэсмурт (лесной человек), палэсмурт (одноглазый великан), чаччамурт (человек чащи), ягмурт (человек хвойного леса), сикмурт (человек леса) и т. д.

В языческой мифологии удмуртов отражалось известное превосходство человека над придуманными им же самим богами. Собственно, все языческие сверхъестественные существа, созданные человеком для объяснения непонятных явлений, нужны были не для поклонения, а для противоборства. В мифах они вступают в прямые отношения с людьми, им приписывается сверхъестественная сила, которую они нередко направляют против человека. Но человек в состязании с ними всегда выходит победителем, он более ловок и сообразителен. Веря в богов, человек уже на ранней ступени развития более верил в силы разума.


Удмурты (самоназв. - удмурт, устар. назв. - вотяки) - народ, коренное население Удмуртии (496,5 тыс. ч.). Общая численность по данным на 1998 г. составляет 714,8 тыс. ч. Верующие - православные. Удмуртский язык относится к пермской ветви финно–угорской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита.

ЭШ–ТЭРЕК

В давние времена жил среди удмуртов великий батыр Эш–Тэрек. В молодые годы пахал он землю, валил лес - был простым крестьянином.

На войны он не ходил. А велась в ту пору бесконечная вражда с татарами и разными тушмонами , которых теперь уже никто не упомнит.

Жители сел хотели, чтобы Эш–Тэрек был торо , но он отказался.

Молод я еще, - сказал он, - есть люди подостойней меня. И опыт у них есть, и заслуги перед народом, и мудрость, которой я пока не нажил.

Но годам к сорока его все–таки сделали торо.

Стал Эш–Тэрек подумывать о боевом снаряжении. Лук он изготовил себе из молодого клена, который вырвал из земли вместе с корнем. Стрел наготовил березовых, а вот конь для него так и не находился. Ни один не выдерживал батыра, подкашивались у него ноги, ломался хребет. Где было разыскать коня под стать такому великану?

Пришел Эш–Тэрек на берег Камы, сидит и печалится. Пешим худо воевать против быстроногих татарских всадников, а где добыть коня - не знает.

Вздохнул глубоко могучий воин, и заволновалась, будто от его вздоха, широкая Кама. Грохнулись волны о берег, а когда отступили, увидел Эш–Тэрек седовласого Вумурта. Он стоял по пояс в воде у скалистого берега и глядел на хмурого торо.

О чем горюешь, Эш–Тэрек? - спросил владыка.

Не твое это дело, зеленая борода. Проваливай!

Я - Вумурт, владелец вод и старинный друг твоих отцов. Службу тебе хочу сослужить. В чем у тебя нужда, говори!

Конь мне нужен боевой. Чтоб не гнулся подо мной и обгонял татарских скакунов. Где тебе найти такого коня, зеленая борода! Тебе только девок пугать да сети рвать. Сгинь!

Зря поносишь меня, Эш–Тэрек! Будет конь тебе под стать. Вот мой совет: засядь сегодня ночью в камыши у реки и жди. Придет на водопой табун Керемета . Хорош там вожак - вороной жеребец. Когда станут кони воду пить, ты и поймай вожака. Но не забудь условие: первую красавицу татарку мне в дар принесешь…

Согласен, коли конь стоит того.

Помни же: тебе конь, мне - красавица.

В полночь подстерег Эш–Тэрек табун и поймал жеребца.

Лихой оказался конь, понес он Эш–Тэрека по полям и лугам, сбросить норовил, на дыбы вставал, землю копытами рыл, зубы скалил на седока. Потом смирился, видя, что достойного хозяина обрел. И стал верным другом знаменитого торо.

Много побед одержал Эш–Тэрек над врагами. Прогремела о нем молва вдоль рек Камы и Вотки, по горам и деревням.

Однажды захватил он в плен дивной красоты татарку, посадил ее перед собой на коня и едет в родной дом. «Будет у меня жена всем на зависть», - думает он, проезжая берегом Камы.

Собрался он реку переплывать, а она разбушевалась, водоворотами закрутилась, как во время половодья.

Видит: Вумурт из воды по пояс высунулся.

Не забыл ли уговор, славный Эш–Тэрек? - спрашивает водяной хозяин. - Отдавай красавицу!

Полно шутки шутить, старый бес, - отвечает торо. - Зачем тебе, старому, красавица жена? Хочешь, привезу тебе беззубую старуху. Вот парочка будет! Ха–ха–ха… - рассмеялся Эш–Тэрек.

Посерел Вумурт от злости и скрылся в пучине реки. Слез Эш–Тэрек со своего коня, ухватился рукой за его гриву, а другой рукой красавицу в седле поддерживает. Так и поплыл через бушующую Каму.

А на середине настиг его страшный водоворот, закрутил, захлестнул с головой… Не помог молодцу ни лихой конь, ни собственная силушка богатырская.

Не в кровавом бою, не в ратных делах нашел он свою погибель, а в водяной пучине вместе с прекрасной татаркой и верным конем.

А молва о нем не умирает.

ТОПОР–САМОРУБ

Жил в одном лесном краю бедный крестьянин. Радости в жизни он знал мало, а счастья и в глаза не видел. Единственной его отрадой были три сына: Петыр, Павел и Иван. Были они на удивление разные. Старший, Петыр, - высок ростом, статен и самолюбив. Средний сын отличался хитростью и ленью, а младший был так себе: невысок ростом, прост характером и безотказен в работе.

Когда пришло бедняку время умирать, позвал он своих сыновей и говорит:

Прожил я свой век в нищете, ничего не нажил, кроме мозолей да скорби. Нечего мне вам завещать. Походите по свету, поищите сами свое счастье, может, и сыщете.

Вот и пошли три брата из родного дома хорошую жизнь искать. Идут по дороге куда глаза глядят. Смотрят: гора высокая, склоны крутые сплошь деревьями поросли. Притомились парни и решили отдохнуть в тени старого дуба.

Только легли на траву, слышат: рубит кто–то топором на горе, часто так, споро постукивает.

Надо бы пойти взглянуть, может, и нам работа найдется, - говорит Иван.

У меня ноги не казенные, - отвечает Петыр. - Да и дело это не по мне. Поищу что–нибудь под стать.

Я бы пошел, братец, - говорит Павел, - да обессилел совсем. Дай вот отдохну сперва. - Прилег он поудобнее и захрапел.

Под лежачий камень вода не течет, - не унимался Иван. - Охота мне разузнать, кто так весело работает.

Полез Иван на гору. Долго карабкался, колючими кустами руки ободрал, лапти о коряги разбил. Зато добрался до порубки. Смотрит - нет никого, топор–то один работает. Да так лихо это у него получается, что парень рот разинул.

Эи, топор, ты чей же будешь? - изумился Иван.

А я сам по себе. Кто работу любит, тому и служу.

Что же мне и любить, если не работу! - обрадовался бедняк. - Пойдешь со мной?

Отчего не пойти, ты, вижу, не лодырь.

Взял Иван топор, сунул его в мешок и вернулся к братьям. А те выспались, сидят, глаза продирают.

Ну что, вскарабкался на гору? - смеется хитрый Павел.

Без головы–то ногам туго приходится, - говорит Петыр.

Я на свою голову не жалуюсь, - ответил Иван и не стал рассказывать братьям о замечательном топоре. Все равно не поверят.

Эх, здорово работает! - похвалил Иван. - Вот бы у кого поучиться.

Иди, поучись, коли не умаялся, - говорит Петыр. - А я вздремну. Мне нужна работа по плечу.

Сбегай, сбегай, Иван, ты у нас молодой, шустрый! - подзадоривал Павел.

Пойду. А то мне не уснуть, пока не разузнаю.

Поднялся Иван на гору, измучился, еле ноги волочит.

Видит: стальное кайло камень высекает, здоровенные глыбы выворачивает. А кругом ни души. Само кайло трудится.

Эй, кайло, ты чье, кто тебя так работать обучил? - крикнул парень.

А хоть бы и твое, если трудностей не боишься.

Трудностей неженки боятся, а я крестьянский сын, - отвечает Иван. - Пошли со мной хорошую жизнь искать.

Взял он стальное кайло и положил в мешок вместе с топором. А внизу под деревом братцы храпят, будто гром по ясну небу перекатывается. Прилег и Иван отдохнуть, а утром чуть свет уже на ногах.

Пора вставать, лежебоки, счастье проспите.

Счастье к сытым в окно стучится, а у нас и избенки завалящей нет, - отвечает Петыр, потягиваясь.

Счастье, оно хитрое, его голыми руками не возьмешь! - лукаво ухмыльнулся Павел. - Ну, что ты там в горах увидел? Что нашел, кроме мозолей?

Обидно стало Ивану, что братья его такие байбаки, и решил он до поры до времени скрыть от них свои находки.

Пошли дальше. Захотелось им пить, а кругом ни родничка, ни речки. Болото прошли, да не будешь же пить из гнилой трясины! Дождь покрапал, но и он жажду не утолил. Отчаялись вконец братья, едва из лужи не напились. Тут смотрят - ручеек бежит, звонкий, прозрачный. А водица такая вкусная, что уходить от ручейка не хочется.

Надобно разведать секрет воды, - говорит Иван, - чтоб никогда от жажды не страдать.

Болтунишка ты, - говорит Петыр, - да разве у воды есть секрет! Течет и течет себе, как ей вздумается.

В чем в город–то пойдешь? - подшутил Павел. - Смотри, уж пальцы из лаптей выглядывают.

Лапти другие сплести можно, - ответил Иван. - А случай второй раз может и не подвернуться.

Ну, иди, коли ног не жалко, да к обеду возвращайся, - решили братья.

Иван и пошел. Сквозь кусты продирался - топор ему помог, в гору лез - кайло подсобило. Так и добрался до истоков ручья. Выходил ручей из–под могучей скалы.

Я хозяйка воды, - сказала скала, - захочу, вовсе ее замурую, и люди погибнут от жажды.

Улыбнулся Иван, не стал спорить с упрямой скалой, а только место приметил. Взял на память камешек из родника и пошел к старшим братьям.

Ну что, чудачок, открыл ли секрет воды? - усмехнулся Петыр.

А вот он, - Иван показал отшлифованный водой кругляшок.

Эй, братец, - говорит Павел, - спать тебе побольше надо, не то совсем свихнешься. Ишь чего придумал! Камушки собирать начал.

Это камушек не простой, - возразил Иван, - он ключевой.

Братья–то ничего не поняли, махнули рукой: мол, ну его, чудака. Что с него возьмешь, коли он тронулся. И отправились дальше.

Долго шли братья и наконец пришли в Царьград. На улицах толпы народу: оборванные, голодные, покалеченные войнами и бедами.

Что это тут творится? - спрашивают братья.

А вот собрался народ у царя милостей просить. Замучил нас голод лютый да войны бесконечные, кровавые, - отвечают им люди. - А царь–то и сам не ведает, как быть. Кличет из народа умельца, что беду мог бы отвести. Многие уж пытались, да все плохо кончили.

Посмотрели братья вокруг: у одного горемыки уха нет, у другого нос отрезан… Это им худая награда вышла за неудачу.

Эх, надо и нам попробовать! - расправил плечи Иван. - Не может быть счастлив человек, если рядом с ним несчастье обитает.

Да ты рехнулся! - испугались братья. - И нас в беду втянешь, без ушей и без глаз отсюда уйдем.

Нет, родимые, с горем надо сообща воевать, поодиночке оно с каждым сладит, - возразил Иван.

Подслушали царские слуги разговор братьев и отвели их к своему владыке. «Хвастали, мол, эти люди, что общему горю пособить могут».

Хорошо, - говорит царь, - коли справитесь, награжу, а за самого удалого дочь свою замуж отдам. Не справитесь - носы, уши пообрубаю и в дремучий лес сошлю. А сделать нужно вот что: установили мои мудрецы, что всему виной дуб тысячелетний: загородил он от нас небо, спрятал солнце, нагнал тучи. Срубите его под корень, молодцы.

Дали братьям топоры, и принялись они рубить вековечный дуб. Срубит ветку Петыр, а на ее место двадцать новых ветвей вырастает. Умаялся детина и лег на землю в изнеможении.

За ним взялся за дело Павел. И так хитрил и эдак. С непривычки и лени руки в кровь содрал, а дуб целехонек стоит.

Вынул свой трудовой топор Иван и давай дуб валить. Не только рубит, а на дрова колет и в поленницы складывает. Живо управился.

Небо прояснилось, выглянуло солнце, но только жизнь в стране не очень–то улучшилась.

Снова позвал царь братьев во дворец и говорит:

С дубом справились, значит, и с бедой совладаете. А нет, прикажу глаза вам выколоть. Дураки мои мудрецы - зря дуб загубили. Не в нем, видно, загвоздка. Ну, да вы сами сообразите.

Накликал ты на нас погибель, Иван, - заскулил Петыр. Жалко ему стало своего носа.

Ничего такого и не придумаешь, чтобы целым остаться, - задумался Павел.

Живем мы в дремучих лесах, - сказал Иван, - нужно расширить поля. Тогда больше будет раздолья крестьянам, богаче жить будем.

Разве нам с лесом управиться! - заробел Петыр. - Не видать нам наших ушей.

Может, поджечь его, лес–то? - сказал хитрый Павел.

Зачем же добро изводить! - удивился младший брат. - Нарубим дров и бревен.

Принялись братья лес валить. Одно дерево повалят, вместо него новое вырастает. А Иван достал топор–саморуб да как взялся сечь деревья налево и направо - мигом разделался с чащобой. Взмолился тогда лес: «Не губи ты меня, Иван, без леса худо людям придется. Где дровишек добудут, куда от зноя спрячутся? Да и обнажатся поля для суховея, иссохнут беззащитные реки…»

Ишь ты! - восхитился Иван. - А ведь дело говорит лес–то, без него и впрямь пропадем.

Пощадили братья лес. А вырубленные поляны под пашни пустили. Принялись пни выкорчевывать, целину поднимать.

Тут царь снова кликнул братьев во дворец. А сам уже побаиваться их начал, видит: великая сила в их руках.

Освободили вы поля, работнички, и полагается вам награда, - сказал царь. - Да что проку от полей, если засуха надвигается. Колодцы в стране повысыхали. Людям неоткуда напиться, не то что животине. Смута идет великая. Недоволен народ моим правлением. Надобно вырыть колодцы глубокие. Да такие, чтобы никогда не иссякли. Выполните это повеление - озолочу, не выполните - в яме сгною.

Выслушали царя братья и головы повесили.

Твоя, Иван, во всем вина, - говорят. - Не по силам мы дело себе сыскали. Не докопаться нам до глубокой воды, чтоб хватило всем людям и животным. Выроем только себе яму.

А секрет ручья, - смеется Иван, - забыли, что ли? - И достал он из кармана гладкий кругляшок. - Вот он, секрет воды. Пойдем к ручью и попросим его утолить людскую жажду.

Хорошая водица в том ручье, - говорят братья, - да ее разве что на один царский дворец и хватит.

Не горюйте, хватит на всех.

Пришли братья к грозной скале, поклонились роднику. А скала как загудит: «Не дам вам больше воды. Я хозяйка, что хочу, то и творю. Захочу, уморю вас всех».

Ну–ка, кайло, покажи нам, на что ты способно. Разбей, разметай скупую скалу, - воскликнул младший брат, - освободи из вечного плена полноводную реку.

Как начало кайло долбить, крошить неприступную скалу, только щебень и искры посыпались. А когда, наконец, рухнула каменная глыба - выбился на свободу бурный поток, потекла полноводная река. Иж - назвали ее братья.

Иж–река напоила и людей, и животных, и поля вокруг. Тогда пошли братья вместе с другими работниками получать с царя старые долги. Испугался царь такой неслыханной силищи и удрал. С той поры царствует в том краю честный труд. И братья нашли себе дело по плечу.