Тропарь святому духу. День Святого Духа

[разговорное; греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος; церковнослав. ], понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы , посвященный прославлению Св. Духа.

По положению в кругу литургического года Д. д. соответствует др. дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, к-рые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресв. Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), за к-рыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Д. д., относящийся к Третьему Лицу Пресв. Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Д. д. праздник Пятидесятницы. Тем не менее великая вечерня под Д. д., традиционно совершаемая сразу или вскоре после Божественной литургии Пятидесятницы и известная коленопреклонными молитвами, читаемыми раз в год, обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Д. д. (см. ст. Пятидесятница); в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Д. д. начинается с повечерия или утрени.

В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος - Почти день Духа (PG. 36. Col. 441)). В памятниках древнего иерусалимского богослужения Д. д. не праздновался: в арм. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф 5. 6-12 и Мф 13. 1-9) (Кекелидзе. Канонарь. С. 110). Нет празднования Д. д. и в Типиконе Великой церкви , отражающем практику к-польского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в к-польском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии - Еф 5. 8b - 19; Евангелие - Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Д. д., хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Св. Духа) (Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 140).

В Типиконах студийской традиции Д. д. появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему первоначальную редакцию студийского литургического Синаксаря, на утрене Д. д. указана служба с пением «Бог Господь» и тропаря праздника (того же, что и в день Пятидесятницы), отменялись кафизмы, пелись 2 канона - Пятидесятницы (7-го гласа; это тот же канон, что и на утрене этого праздника) и Св. Духу (1-го гласа; это тот же канон, что и в позднейших памятниках; тропари канона Св. Духу пелись по дважды); по 3-й песни канона - седален, а по 6-й - кондак Пятидесятницы; по 9-й песни - светилен «Свят Господь Бог наш» (как и отмена кафизм, это являлось признаком праздничности службы); на хвалитех - стихиры 4-го гласа (те же, что на хвалитех на Пятидесятницу); на стиховне утрени - стихиры 1-го гласа (те же, что и на «Господи, воззвах» на Пятидесятницу); на Божественной литургии - изобразительные антифоны ( на блаженнах - тропари из 3-й песни канона Пятидесятницы и из 6-й песни канона Св. Духу); чтения литургии: прокимен 6-го гласа из Пс 27, Апостол - Еф 5. 9-19, 2 аллилуиария (8-го гласа со стихом из Пс 59 и 2-го гласа со стихом из Пс 50), Евангелие - Мф 18. 10-20; причастен - Пс 142. 10b (Пентковский. Типикон. С. 273-274).

Согласно принятому ныне в РПЦ Типикону (Типикон. [Т. 2.] С. 1014-1016), на повечерии под Д. д. поется канон Св. Духу 1-го гласа, с ирмосами по дважды (обычно каноны повечерия поются без ирмосов), с заменой «Достойно есть» в конце канона ирмосом 9-й песни и обычных тропарей по Трисвятом - кондаком Пятидесятницы. На полунощнице обычные тропари заменяются тропарем (по 1-м Трисвятом) и кондаком (по 2-м Трисвятом) Пятидесятницы, а обычное заупокойное поминовение отменяется. На утрене на «Бог Господь» - тропарь Пятидесятницы; стихословится 2 кафизмы, с седальнами Пятидесятницы; поются оба канона Пятидесятницы; по 3-й песни - седален, по 6-й - кондак и икос Пятидесятницы (мн. издания Триоди содержат по 6-й песни текст синаксаря на Д. д. Никифора Каллиста Ксанфопула); «Величит душа Моя Господа» не поется; по 9-й песни - оба эксапостилария Пятидесятницы; на хвалитех - стихиры 2-го гласа (из цикла стихир на «Господи, воззвах» на Пятидесятницу, 2, 3 и 4-я из стихир 2-го гласа), на - та же стихира, что на вечерне под Пятидесятницу на стиховне; утреня оканчивается с пением великого славословия. На Божественной литургии - изобразительны (на блаженнах тропари из 3-й и 6-й песней канона Пятидесятницы), входное - Пс 20. 14 (сочетание изобразительных антифонов со входным стихом ежегодно встречается помимо Д. д. лишь на Сретение Господне); чтения те же, что и в Евергетидском Типиконе и др. памятниках студийской традиции. Последование святого Минеи, случившееся в Д. д., переносится на повечерие (совр. рус. Типикон об этом специально не говорит, но это следует из общего изложения устава богослужения по Триоди; в первопечатном московском Уставе 1610 г. об этом говорится особо: Л. 191 об.).

Сходный устав изложен в принятом в совр. греч. практике Типиконе Георгия Виолакиса (Βιολάκης. Τυπικόν. Σ. 392; в Типиконе не описана служба повечерия), но на Божественной литургии Д. д. здесь предписывается петь антифоны праздника Пятидесятницы и «Елицы во Христа»; с этого дня начинается и пение на литургии «Видехом свет истинный» (в рус. традиции начинается с праздника Пятидесятницы; в греч. традиции на литургии Пятидесятницы в этом месте поют тропарь праздника).

Т. о., единственным песнопением собственно Д. д., не заимствованным из службы праздника Пятидесятницы, является канон Св. Духу (согласно совр. изданиям Триоди, служба Д. д. имеет еще одно песнопение, не используемое в последовании Пятидесятницы,- седален по 3-й песни канона, но в нек-рых рукописях и оно входит в последование Пятидесятницы). Этот канон 1-го гласа надписан именем песнотворца Феофана и имеет акростих: . Ирмосы канона заимствованы из 1-го канона на Рождество Христово, кроме ирмосов 1-й и 9-й песней, замененных иными текстами по причине их слишком тесной связи с Рождеством. Известны и иные каноны Св. Духу (напр., авторства прп. Максима Грека), не предназначенные для пения на Д. д.

Лит.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 190110. Минск, 2002р. С. 783-787; Скабалланович М. Н. Пятидесятница. К., 1916. С. 157-173. (Христ. праздники; 5).

Диак. Михаил Желтов

В пятидесятый день после Пасхи совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день - в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа).

В Троицын день, тотчас после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.

Тропарь праздника, глас 8-й

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Перевод: Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший премудрыми рыбарей, ниспослав на них Духа Святого, и чрез них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе.

Кондак, глас 8-й

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод: Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству (веры), и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Ирмосы канона

1. Понтом покры фараона с колесницами Сокрушаяй брани мышцею высокою: поим Ему, яко прославися.

Перевод: В море потопил фараона с его колесницами Сокрушающий воинства Своею высокою рукою. Запоем Ему, ибо Он прославился.

3. С высоты силою, учеником, Христе, дондеже облецетеся, рекл еси, седите во Иерусалиме: Аз же, яко Мене, Утешителя иного, Духа Моего же и Отча послю, в Немже утвердитеся.

Перевод: Оставайтесь в Иерусалиме, пока облечетесь силою свыше, - сказал Ты, Христе, ученикам, - Я же пошлю иного, подобного Мне, Утешителя, Духа Моего и Отчего, Которым вы утвердитесь (Лк. 24, 49; Ин. 14, 16).

4. Смотряяй пророк в последняя Твое, Христе, пришествие, вопияше: Твою услышах, Господи, силу, яко вся спасти помазанныя Твоя пришел еси.

Перевод: Предвидя пришествие Твое в последние (времена), Христе, пророк взывал: Услышал я о силе Твоей, Господи, что Ты пришел спасти всех помазанников Твоих.

5. Страха ради Твоего зачатый, Господи, во чреве пророков и рожденный на земли, Дух спасения апостольская сердца созидает чиста, и в верных правый обновляется: свет бо и мир зане Твоя повеления.

Перевод: Дух спасения, воспринятый в страхе пред Тобою, Господи, пророками и проявленный земле в их писаниях, соделывает чистыми сердца апостольские и как Правый сообщается верным: ибо свет и мир - повеления Твои.

6. Плавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи и душетленному зверю риметаема, яко Иона, Христе, вопию Ти: из смертоносныя глубины возведи мя.

Перевод: Как Иона, я взываю к Тебе, Христе: спаси из смертоносной бездны меня, плавающего среди бурных волн житейских забот, потопляемого сопутствующими мне грехами и бросаемого губящему душу зверю.

7. В пещь огненную ввержени, преподобнии отроцы огнь в росу преложиша, воспеванием сице вопиюще: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Задостойник

Радуйся, Царице, Матеродевственная славо, всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно, изумевает же ум всяк Твое рождество разумети. Темже Тя согласно славим.

Перевод: Радуйся, Царица, Преславная Матерь-Дева! Ибо никакой удободвижный, красноречивый язык не может своим витийством воспеть Тебя по достоинству, и никакой ум не в состоянии уразуметь Твое рождение. Посему мы единогласно Тебя славим.

К Духу Святому обращено все, имеющее нужду в освящении. Он есть начало и неисчерпаемый источник нашего освящения, без которого невозможно вечное спасение. Без Духа Святаго никто не может ни греха избежать, ни исполнять заповеди Божии. Поэтому будем всегда стремиться к тому, чтобы Дух Святый был в нас и с нами. Для этого надо поддерживать чистоту своего душевного сосуда, молитвенно прославлять Третью Ипостась Пресвятой Троицы. Лучшим молитвенным прославлением Духа Святаго будет постоянное возношение Ему помещаемого ниже канона. Этот канон также обязательно нужно помолиться на праздник Святаго Духа (в понедельник после праздника Святой Троицы).

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 8-й

Б лагословен еси Христе Боже наш, иже премудрыя ловцы явлеи, послав им Дух Святыи, и теми уловлеи вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Канон, глас 1-й

Песнь 1. Ирмос

Л юты работы избыв Израиль и непроходимо пройде яко по суху. Врага зря потопляема, песнь в веселии поет Богу, чудотворящему мышцею высокою. Яко прославися.

Запев: С лава Тебе Боже наш, слава Тебе (поклон) .

Б ожественыи Душе Святыи, иже всем раздаваяи дарования, и вся творя волею. Вдохни ми светоносное Твое дарование. Яко да славлю Тя со Отцем и Сыном совокупляема.

Запев. И же небесным силам, святостнаго дохновения Твоего, благодать давыи Утешителю. Моего смысла скверну изчистив, святости Твоея покажи исполнена.

Слава. И сточниче жизни веруемыи, и струя Божественыя благости. Душе Божии Святыи. Ум мой умерщвеныи животворя, Твоим действом воскреси, пети Твою благость.

И ныне. Богородичен. Х рам Дево бысть Божии, нашествием Духа содетелною силою Его. Силу дарующа рожествену Благодатная. Радуися яже содила еси плотию Слово безначалное.

Катавасия: С охрани от бед рабы Своя, Душе Святыи Боже наш, яко усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу и Богу (поклон) . Г осподи помилуй (3 раза с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

П ервовечному от Отца рожденну нетленну Сыну. И в последняя лета от Девы воплощену без семени, Христу Богу возопием. Воздвигнувыи рог наш, Свят еси Господи.

Запев. И мея по естеству, хотения силу сточну. Небесныя премирны яко Бог соблюдая. Дух Святыи непрестанно учит вопити, Свят еси Господи.

Запев. Х валами немолчными, облиставшия благодать Духа, богогласным апостолом, в дыхании бурне. Согласно славим со безплотными лики вопиюще, Свят еси Господи.

Слава. Е дину власть, и Божество едино и силу. Едино начало и Царство Святыя Троица. Мудрствующе вопием. В трисвятем гласе вопиюще, Свят еси Господи.

И ныне. Богородичен. К олесниценосна, и светло пребывалище Всечистая. Херувим вышьши бысть, Бога на руку носившия. Тем же Ти вси воспеваем Чистая. Радуися Всеблаженая. Катавасия.

Слава, и ныне. Седален, глас 4-й. П раздника преполовение, и конечныи праздник празднуем вернии светло, еже есть пятьдесятница, обещания исполнение и любве, в сей бо огнь утешителев сниде на землю, яко в видении язык, и ученики просвети, и сих небесныя таинники показа: свет бо прииде утешителя, и мир просвети.

Песнь 4. Ирмос

Ж езл ис корене Иессеова, и цвет от него Христе от Девы прозябл есть. Из горы хвалныя присенныя часты, прииде воплощься от Безмужныя безплотныи Бог. Слава силе Твоей Господи.

Запев. В елика даруя нам Дух Всесвятыи. Апостолом найде яко Божественен, яко благ. Яко исполняя всяческая. Яко боготворя, яко освящая. Яко всех творителен владычески и самовластен.

Запев. Н а престоле Христе отеческом седе, низпослал еси учеником Твоим утешителя якоже обещася Спасе, яко Бога грядуща. Посылая же яко нечюжа. Яко всех содетеля. Иже из Отца изходяща.

Слава. Г лаголав языки пророк будущая, научи Дух древле Всесвятыи. Языки же премудрых апостол вещает, во гласе дыхания бурнейша, величия Божия. Ныне существене сбываем.

И ныне. Богородичен. В рата умнаго света именуем Тебе Богомати, имиже вниде к нам Христос. Красен явися блистаньми Божества, в плотьсте одеянии покровен. Невидим яко Бог, ныне же по нас видим. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Б ог сыи мира, Отец щедротам. Великаго совета Ти ангела, мир подавающа послал еси нам. Тем к свету Богоразумия наставляеми, от нощи утренююще, славословим Тя Человеколюбче.

Запев. И же Духом премудрости и страха Божия, истины и света и разума, мир подаваяи, вселися в ны. Яко да освятившеся Твоим вселением, из нощи утренююще славословим Тя Человеколюбче.

Запев. И же вся содержаи, и всем сыи Господь. Иже тварь соблюдаяи непадаему. Подаждь святьбу нам и просвещение. Яко да насытившеся Твоего светодательства. Из нощи утренююще славословим Тя Человеколюбче.

Слава. И же древле закон нанертавыи Моисею. Новаго завета повеления, и закон благодати излагает ясно, во апостольских сердцих написав. Божественыи Утешитель пришед. Яко Человеколюбец.

И ныне. Богородичен. К лятву Евжину всех матере, Твоим рожеством Дево упразднила еси, миру благословение возсиявши Христа. Тем же радующеся, усты и нравом Богородицу воистину Тя исповедающе блажим. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

О т утробы Иону цела изверже, морскии зверь. Якова прият. В Девицу убо вселився Слово, и плоть приим, пройде сохранив неистленну. Еже бо не пострада истления, рождьшую сохранив невреженну.

Запев. С воим учеником исполняя обещание. Духа Христе сим послал еси. Действом великих чудес дарующа. И языки огнезрачныя дарствующа. Да Твоего познания языком стада исполнят.

Запев. П рийди к нам Душе Святыи, причастники Твоея содевая святости. И света не вечерняго, и Божественыя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния. Ты бо река Божества, из Отца Сыном изходящи.

Слава. С паси Утешителю, иже верно поющих Боголепное пришествие Твое. Сыном исходящии. И очисти от всякия скверны, яко благоутробен. И покажи достойных Твоего осияния. И светом Твоим Боговиднейшим сотворяя несквернена зерцала.

И ныне. Богородичен. В сяк лик пророческии, от Бога тайно учим. Предвидяще таиньство неизреченнаго и Божественнаго воплощения. Бога Слова из Тебе Дево Мати возвещаше. Ты бо истиннейшии и древнии свет явила еси. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак. Е гда сошед языки размеси, разделяше племена вышнии. Егда же огненныя языки раздая, в совокупление вся призва, единогласно славити Всесвятыи Дух.

Икос. С коро и твердо даруй утешение рабом Своим Исусе, внегда унывати Духом нашим, не отлучайся от душ наших в скорбех, и не удаляйся от смысл наших в напастех, но присно нас предвари, и приближися к нам, приближися иже везде сыи, якоже апостолом Твоим спребывал еси всегда, тако и любящим Тебе, соедини Себе Щедре, да совокуплени Тебе поем, и славим Всесвятыи Дух.

Песнь 7. Ирмос

О троцы во блазей вере воспитани, нечестива веления небрегше. Огненаго прещения не убояшася. Но посреде пламени стояще пояху, отцем Бог благословен еси.

Запев. Н ыне обетования предузаконение Христово исполнися. Разделение бо языком, Духа пришествие сказа учеником. Облиставшие Троицы единаго Пребожественаго.

Запев. Д ревле убо разделися, согласие языком безсловесно. Ныне же ко единому сложению яве собрашася. Самодействующу Честному и Божественому Духу, от Троица Пребожественыя единому.

Слава. С выше носиму дохновению Святаго Духа. Величия Божия преславно вещаху, апостоли Христовы. Согласно поюще, иже отцем Бог благословен еси.

И ныне. Богородичен. О браз Твоего рожества, трие отроцы в пещи показаша. Яко бо пребыша огнем не вредими. Сохранися Чиста, приемши во чреве Огнь нестерпимыи. Иже отцем Бога благословенаго. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Ч юдо превелие, росодавицу вообрази пещь образом. И яже бо прият неопали юных, такоже и огнь Божественыи Дево, юже пройде Чисту. Тем поюще возопием. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки.

Запев. С вятыи Душе происходяи от Бога. Святость всем подаждь иже в Тя верующим. Свят и подателен человеком святости Ты еси. Тем же воспевающе взываем. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки.

Запев. Д аеши подателне яко благодетель дар благости, Тебе поющим Утешителю. Благих бо подателен еси, и благости пучина. Темже Тя хваляще воспеваем. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки.

Слава. И стинен животворив есть Дух. Самодвижим самовластен. Разделяя яко хощет даров раздаяния. Самовладычен, самоповеленен, безначален. Ему же ныне поклоняющеся (поклон) воспеваем. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки.

И ныне. Богородичен. К то Твоему премножеству благоутробия не дивится, безначалее Слове. Нас ради обнищал еси богат сыи, и во чрево Девы Святыя вселися. Тем же воспевающе взываем. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Р адуися девственная похвала. Радуися Мати Пречистая. Юже вся тварь Божественными песньми величаем.

Запев с поклоном. С е к нам Утешителя другаго низпослал еси. Единосущном Тебе Слове и Отцу Твоему сопрестолна.

Запев. С паси от искушении Утешителю, единомудрствующих Тя. И славословящих Твое превечное бытие.

Слава. П рииди к нам Утешителю, Твоего утешения насыщая. Славу Твою богословящим неизреченную.

И ныне. Н евеста Божия Всенепорочная. Иже почитающих Тя достойно, избави от искушении молитвами си. Катавасия.

Задостойник: В ладычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи.

Отпуст: И же в видении огненых язык низпослав Пресвятыи Дух в день пятьдесятныи, на святыя Своя ученики и апостолы, Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и всех ради святых помилуй и спаси нас яко Благ и Человеколюбец. А минь.

День Святого Духа в 2017 году приходится на 5 июня. Это переходящий праздник и всегда приходится на понедельник, следующий за Днем Святой Троицы. Духов День, Понедельник Святаго Духа, Второй День Пятидесятницы – каковы особенности этого праздника, народные традиции, обычаи и приметы.

Этот день единственный в году, который посвящен Святому Духу – одному из Лиц Пресвятой Троицы. Праздник был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа" и для укрепления против еретиков, не признававших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух предвечно исходит от Отца, то есть без конца и без начала, поскольку вне времени существует Сам Бог. Божественные действия в человеке нередко называют благодатью Святого Духа. Дух Святой украшает человека многообразными добродетелями, делает его «древом добрым, творящим и плоды добрые» - наполняет человека духовными дарами.

Святому Духу посвящена молитва, которая очень любима православными. Это «Царю Небесный», входящая во все молитвы перед началом любого дела. По традиции, с Пасхи до Троицы, эту молитву не произносят, тем отрадней вновь встретиться с нею в День Святого Духа.

В Духов День поют и тропарь праздника Троицы.

В православии нет никаких особых предписаний о том, чем заниматься или не заниматься в Духов День. Единственная рекомендация, по возможности, посетить утреннюю литургию, ведь этот праздник всегда приходится на будний день.

День Святого Духа – особенности службы, народные традиции и обычаи праздника

В народных верованиях с этим днем связанны множественные ограничения – не работать на земле (Земля-именинница) и не купаться (Русалии). Однако ради того Господь и приходил на землю, что бы показать Свою , страхом перед которой в древности и рождены большая часть их этих верований. Поэтому для верующего православного христианина следование народным повериям противоречит Символу Веры.

Считалось, что с Духова Дня лето полностью входит в свои права.

  • С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт.
  • Свят-Дух весь белый свет согреет.
  • До Свята-Духа не снимай кожуха.
  • Не верь теплу до Духова дня.

Наблюдения на протяжении длительного времени в этот день позволяли делать выводы о дальнейшей погоде на всё оставшееся лето.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша

Перевод:

Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Акафист Святому Духу ТЕКСТ АКАФИСТА, читаемого в этот день на службе

После Троицы начинается особый период – каждый день теперь будет праздноваться день какого-то новозаветного святого, что свидетельствует о том, что только после сошествия Святого Духа на земле стали появляться святые.

Духов день, день сошествия Святого Духа на апостолов, отмечается на 51-ый день после Пасхи и на следующий день после Святой Троицы.

Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие еретическому учению, умаляющему Третье Лицо Троицы Святой Дух.

Святой Дух - в православном христианстве - третья божественная составляющая Святой Троицы. Именно сошествие Святого Духа на апостолов явило попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, а Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.

Источником жизни и премудрости называют в Церкви Дух Святой. Посланный Богом-Отцом на апостолов, он и поныне сообщает благодать всем верующим через молитву, церковные таинства, благословение священников.

Его проявления в жизни человека - сердечная радость, душевный покой, высшие достижения творчества, которые принято называть одухотворенными или вдохновенными.

В евангельской традиции сошествие Святого Духа описывается как появление пламени, всполохи которого окружили каждого из апостолов, после чего они обрели «дар языков» – стали говорить на разных, не известных им ранее языках – и таким образом получили возможность проповедовать веру Христову по всему миру.

Праздник в честь Животворящей Троицы продолжается семь дней; всю неделю отменяются постные дни. А со следующего понедельника начинается Петровский пост который продлится до 12 июля - дня памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

В этот день церковь прославляет Святого Духа - "подателя жизни", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог изливает благодать на чад своих. Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном. Незадолго до Своих крестных страданий, Иисус Христос, разговаривая со своими учениками, обещал им, что после Своего ухода Он пришлет им Утешителя. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14. 15).

На греческом языке слово "утешитель" означает того, кто помогает тебе, находясь рядом с тобой, бок о бок, это верный защитник в час беды. Так что же за Утешителя обещает прислать Господь? "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.26) - объяснил Иисус.

Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.

Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.

И праздник Пятидесятницы, с момента сошествия Святого Духа стал уже Днем рождения Церкви Христовой.

Еще в Ветхом Завете людям было дано откровение о Боге, как о единстве трех Лиц, трех Ипостасей. Это произошло, когда Господь явился Аврааму в единстве трех "мужей", трех Ангелов у "дубравы в Мамре" (Быт. 18. 1-14). Но только в Новом Завете людям были открыты эти Три Ипостаси Бога. Сошествие Святого Духа явило миру всю полноту Бога, все Три Лица Троицы.

Праздничная икона, которая в День Святого Духа выносится в центр храма, как раз и отображает событие сошествия Святого Духа на апостолов, сидящих в Сионской горнице.

По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, вплоть до Дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся.

Но уже вчера, на Великой Вечерне Троицы, которая служилась сразу после Божественной Литургии на Троицу, коленопреклоненно читались три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших. Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день.

И уже завтра, по окончании празднования праздника Святой Троицы и Духова дня, ту траву, которая находилась в храме и напитывалась молитвами, разбирается прихожанами и уносится в дома. эту траву они благоговейно употребляют, как лекарство. часто её зашивают в подушечки, загатавляя сбе на погребение.

По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".