Тонировка вагонки внутри дома. Каким лаком покрыть вагонку

Вагонка давно используется для покрытия различных поверхностей внутри помещений и снаружи. Это довольно простой и надежный метод , дверей, потолков, и веранд. Древесина — один из экологичных стройматериалов, который создает теплый и комфортный микроклимат, ощущение близости к природе.

Но древесина со временем теряет свой эстетичный вид из-за впитавшейся пыли, температурных перепадов и колебания влажности, и поэтому нуждается в мерах защиты.

Правильная окраска вагонки сбережет древесину от пересыхания, пыли и порчи насекомыми. Также покраска даст возможность проведения влажной уборки, защитит от проникновения грязи внутрь древесного полотна.

Стоит ли красить вагонку?

Ответ на этот вопрос зависит от самого помещения, которое будет отделано вагонкой. Древесина без окрашивания очень быстро темнеет и приобретает непривлекательный вид.

Фото: некрашенная вагонка в интерьере

Конечно, ее можно отбелить специальными составами для древесины. Но зачем это делать? К тому же, деревянное покрытие незащищено от избытка или недостатка влаги, а это со временем приведет к рассыханию или разбуханию материала. Если вам хочется сохранить первоначальную красоту дерева, воспользуйтесь прозрачными лакокрасочными составами.


Фото: вагонка покрытая лаком в интерьере

Чем покрасить вагонку внутри дома?

Все средства для окраски вагонки можно разделить на две группы:

  • защитные;
  • декоративные.

К группе защитных средств относятся грунтовки и пропитки, которые оберегают древесину от высыхания, гниения, насекомых и грибка. Защитные средства полностью проникают вглубь полотна и после высыхания становятся незаметными.


Фото: обработка вагонки защитными средствами

К группе декоративных средств относят:

  • масляную краску;
  • акрилатную краску;
  • декоративную глазурь;
  • акриловые аквалаки;
  • алкидные лаки;
  • морилки;
  • непрозрачные эмали.

Этот список можно продолжить, потому что в ассортименте лакокрасочных изделий числится довольно много различных товаров. Все они отличаются друг от друга по цене, стране производства, сроку службы, экологичности и особенным декоративным свойствам. Например, кто-то предпочитает гипоаллергенный лак, а кому-то важны его декоративные качества — матовость или глянец. Давайте разберем особенности перечисленных лакокрасочных изделий.

Масляные краски

Они долго служат, отталкивают влагу и быстро сохнут. Но также имеют сильный устойчивый запах. Поэтому покраску вагонки следует проводить в теплые дни, чтобы была возможность проветрить помещение. Примерно через 5 лет покрашенная поверхность начнет терять свой блеск и яркость и потребует обновления.

Акрилатная краска

Очень дорогая по сравнению с масляной. Но ее преимущество в том, что не имеет сильного запаха. Краска хорошо высыхает и при низких температурах, что позволяет работать с ней в любое время года. Быстрое высыхание при различных температурах и отсутствие стойкого запаха вполне компенсируют высокую цену.

Декоративная глазурь

Отлично подчеркивает текстуру дерева благодаря своей прозрачности. Для придания глазури определенного тона можно добавлять в ее состав различные колеры.

Акриловые аквалаки

Тоже сохраняют текстуру дерева благодаря своей прозрачности. Могут быть использованы с добавлением колера. Но не пригодны для покраски полов.

Алкидные лаки

Прекрасно подчеркивают древесный узор. Но наносить их следует лишь на абсолютно сухую поверхность, иначе при высыхании они дают трещины.

Морилки

Состав морилки не закрашивает древесину, лишь меняет ее основной тон. Под обработку морилкой нужно выбирать идеально ровную вагонку, без каких-либо изъянов древесины.

Непрозрачные эмали

Эта эмаль полностью окрашивает древесное полотно. Обычно ее накладывают в три слоя по очереди.

Какие лаки бывают?

Огромный выбор лакокрасочной продукции приводит в замешательство. На сегодняшний день лаки для покрытия вагонки бывают:

  • акриловые водные;
  • алкидные;
  • водоэмульсионные;
  • акрило-полиуретановые;
  • полиуретановые.

Акриловые водные выбирают для внутренних работ, по своей структуре они разделяются на матовые и глянцевые. Алкидные подходят для всех видов работ: внутренних и внешних. Водоэмульсионные хороши для внутренней отделки. Акрило-полиуретановые практически не подвержены выгоранию, и подходят для солнечных помещений. Полиуретановые лаки защищают древесину от пожелтения и УФ-лучей.

Выбор цвета

Чтобы пространство смотрелось гармонично, важно учесть правильное сочетание цвета.


В какой цвет лучше покрасить вагонку? Решать вам!

  • Для зрительного расширения пространства выбирайте песочные, светло-бежевые или белые оттенки.
  • Темные тона зрительно сужают пространство.
  • Цвет стен, пола и потолка не должен быть контрастным.
  • Для декора кабинета подойдут строгие выдержанные тона.
  • Для спальни самым удачным выбором будет натуральный цвет древесины.
  • При выборе светлого оттенка помните о том, что он имеет свойство загрязняться.

Одним из самых популярных типов деревянных отделочных материалов является вагонка. Она имеет различный профиль, благодаря чему поверхность имеет разный вид — от гладкой стены с небольшими канавками, до волн разного размера. Просто деревянные стены не во все интерьеры вписываются, потому часто возникает необходимость покрасить вагонку внутри помещения — дома или на даче.

Чем обработать вагонку внутри дома

Вообще, многие считают, что вагонку внутри помещений лучше ничем не обрабатывать. Может и так, но не во всяком климате и помещении она надолго сохранит свой первоначальный вид. Если уровень вентиляции недостаточен, древесина может посинеть, если она находится на солнце — становится темно-серой.

С посинением бороться можно только биологическими средствами — хлором или активным кислородом, а после — однозначно пропитывать защитными составами, а, может, и красить. С посеревшей древесиной немного легче: сняв при помощи шлифовки верхний слой вы снова получите красивый цвет, но без защиты от ультрафиолета продержится он тоже недолго. Потому и решают покрасить вагонку внутри дома или дачи.

Еще один момент: не всем нравится древесина в интерьере. Просто иногда люди устают смотреть на нее. Хочется просто ровной цветной поверхности. Так тоже бывает, и нередко. В этом случае ищите укрывистую краску. Выбирайте эффекты характеристики по желанию.

Красят вагонку внутри укрывистыми красками еще потому, что древесина в натуральном цвете совместима не со всеми стилями. А ведь хочется иногда и хай-тек, например. В этом случае подойдет краска с металлическими частицами или с перламутром (например, Lignovit Platin).

Все составы для защиты дерева можно довольно условно разделить на шесть основных групп:

  1. Защитные составы . Есть для наружных и для внутренних работ. Составы для наружных работ дополнительно включают в себя защиту от ультрафиолета, которая предупреждает или замедляет процесс фотостарения древесины — изменения цвета на серый. Так что если необходима пропитка для вагонки на балконе, а выходит он на юг или восток, — вам нужен состав для наружных работ. Только обратите внимание, некоторые из них окрашивают поверхность в розовый или зеленый цвет — это результат химической реакции. Внимательно читайте описание, потому что закрасить полученный цвет можно будет только укрывистыми красками или очень темной тонировкой.

  2. Тонирующие составы или морилки. Они не закрашивают фактуру древесины, а придают какой-то оттенок. При этом на поверхности не создается пленка, древесина не теряет своих свойств — она остается паропроницаемой. Тонирующие составы содержат в себе пигмент и могут быть слабо или сильно пигментированными. Если вы хотите иметь поверхность с ярко выраженной структурой древесины, берите слабопигментированный состав. Слоев, может, потребуется и много, но вы сможете контролировать степень «закрашенности» древесины.

  3. Лаки. Сегодня для вагонки на стенах или потолке более популярны лаки на водной основе или аквалаки. Они могут быть матовыми, полуматовыми или глянцевыми. У многих есть возможность добавить колер — одновременно изменить цвет. В отличии от традиционных лаков, лаки на водной основе не закрывают поры — пленка на поверхности остается паропроницаемой, но от впитывания грязи защищает. Многие производители добавляют УФ-фильтры и бактерицидные компоненты. Такие ЛКМ хороши для балконов или в помещениях неотапливаемых с периодичным посещением — на дачах и в банях.

    Лак может быть глянцевым, матовым или полуматовым, а может давать цвет — пигментированным

  4. Краски. В эту группу относят составы, создающие на поверхности плотную пленку, сквозь которую структуру древесины не видно. Группа обширная, с разными свойствами и ценовым диапазоном — от традиционных масляных до латексной и акрилатной эмали.
  5. Масла для древесины. Есть прозрачные, есть с пигментом. В отличие от лаков не создают на поверхности плотной пленки, а впитываются в волокна. Хорошие составы действуют аналогично лаковому покрытию, защищая от истирания и впитывания грязи. Только у масел нет яркого глянцевого блеска — матовая или чуть блестящая, как шелк, поверхность. Это отличный способ сохранить древесину. С использованием определенной техники нанесения при помощи пигментированных масел для дерева можно подчеркнуть текстуру (смотрите ниже).

  6. Составы на основе воска. Есть три вида воска: твердый, жидкий и водный. Твердый воск перед применением нагревают до жидкого состояния, жидкий и водный (восковая лазурь) уже готовы к применению. Защита воском традиционная и очень эффективная, а новые технологии позволяют значительно облегчить процесс. Недостаток воска — его довольно сложно нанести равномерно, но на предварительно загрунтованную поверхность он ложится неплохо.

Это деление условно: есть много смешанных составов, которые можно отнести как минимум, к двум группам. Так есть пропитки, которые можно тонировать, а есть краски с защитными свойствами. Разница — в эффективности защиты. Пропитки в первую очередь защищают древесину, а придание цвета — это второстепенная задача. С красками все наоборот. Их основная задача — создать красивое покрытие, а защита — это как сопутствующий эффект. Если вам необходима сразу и хорошая защита и качественное покрытие, берите пропитку без тонировки, а после высыхания наносите краску.

Другой пример смешанного состава — масла с воском. Эти составы сочетают в себе свойства и масел и воска, благодаря чему древесина сохраняет свой вид более продолжительное время.

Вопрос, какой из групп отдать предпочтение, каждый решает для себя. Разные средства решают различные задачи и важно правильно выбрать свойства, которые вам необходимы в первую очередь.

Как правильно красить вагонку внутри: технология

Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.

Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.

Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.

Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.

Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.


Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.

Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.

Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.

Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.

Покраска дерева с сохранением текстуры

Добиться ярко выраженного древесного узора можно с использованием лазури, пигментированного масла или воска. Эти составы довольно плотно ложится, почти закрашивая структуру древесных волокон. Любой из описанных выше составов наносить можно кистью или валиком.

При нанесении ЛКМ берут совсем немного, сначала фрагментами нанося по всей длине вагонки. Потом кистью или валиком нанесенные мазки растушевываются по всей поверхности. Оставив их на 5-10 минут впитаться, для проявления фактуры берут мягкую безворсовую ткань и снимают большую часть масла. В результате рисунок проявляется намного ярче, чем в изначальном состоянии: в бороздках сохраняется большее количество пигментированного средства, на выступающих частях его почти не остается. Результат — ярко выраженная текстура. Этот прием еще называется брашированием или текстурированием вагонки. В интерьерах обработанная таким образом древесина смотрится очень декоративно: и на стенах и на потолке.

Процесс можно пронаблюдать в видео. Окрашивались три образца: два одинаковым маслом с пигментом, один — бесцветным. Через 5 минут после покраски одна из пигментированных заготовок вытерта для проявления рисунка. Чтобы сохранить древесину после высыхания пигмента (24 часа или больше читайте на упаковке) вагонку покрывают двумя слоями бесцветного масла (лазури, воска). В местах интенсивного использования можно также покрыть лаком — матовым.

Как покрасить вагонку под беленый дуб

Часто требуется окрасить дерево в белый цвет, но так, чтобы видны были прожилки. Говорят еще — создать эффект выбеленного дуба. Есть несколько способов:


Какой из составов выбрать сказать сложно — пробовать нужно Желательно покрасить вагонку несколькими составами и сравнить результат. Эффект при использовании разных средств немного отличается, но еще сильно зависит от древесины. Отзывы тоже очень разные — кто-то выбеливал тонировками, кто-то маслом. Грунтами для этих целей пользуются редко, но в основном из-за того, что не всем известны их свойства.

Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости

Обитателям городов хочется по-максимуму сохранить естественный цвет древесины. Тем, для кого древесина в доме — надоевшая повседневность — покрасить вагонку внутри помещений в какой-то необычный цвет. Современные ЛКМ позволяют добиться разных эффектов. Например, текстурированная или брашированная вагонка, но в двух цветах. Такая техника часто применяется .

Брашированная вагонка в два цвета — отличный выбор для декорирования стен

Вся хитрость — в нанесении двух слоев разного цвета. Первым слоем наносится какой-то темный цвет, вторым — светлый или более яркий. Поиграв цветами и порядком их нанесения можете создать свой вариант. Смотрите видео — как получить брашированную в два цвета вагонку.

Окраска в два цвета может быть и не такой. Можно сделать выемки более темного цвета, а пласть (лицевую часть) только слегка затонировать или сделать все с точностью до «наоборот». Получится полосатая стена из вагонки — эффект реечной стены.

Как покрасить вагонку внутри дома: идеи

Техники и способы покраски это здорово, но как ? Просто. Есть немало интересных вариантов. Последние находки дизайнеров — стена из вагонки в помещении с гладкими стенами. Смотрится креативно и и интересно. И чаще всего такая стена сделана в технике браширования.

Интересный эффект дает комбинирование вгонки разной толщины — на фото между широкими досками вставлены тонкие. Причем покрашены они в разные оттенки одного цвета. Сочетание получается интересным и свежим.

Вагонка — это не обязательно только ровная доска с небольшими канавками с одной стороны, которую еще называют евровагонкой. Есть разные профили, в том числе с волнами и впадинами. Из них можно собрать интересные стены, рельефность которых подчеркнуть окрашиванием.

Из вагонки разного профиля собрать можно интересные рельефы. Чтобы смотрелось интереснее — подчеркнуть рельефы или выбелить

Как обычно в интерьере многое зависит от света. Несколько нестандартно оформленных светильников — длинных полупрозрачных полос, за которыми скрываются лампы, установленных посреди потолка — и интерьер совершенно преображается. В таком дизайне можно оформить комнаты для молодежи, креативные и т.п.

Поиграть можно не только со светом, но и с цветом: в зоне освещения покрасить вагонку в более светлый цвет, подчеркнув таким способом эту зону.

Если у вас есть хорошие навыки в рисовании, можно вагонку расписать. Только не забудьте потом всю картину покрыть бесцветным маслом или лаком — чтобы на дольше сохранилась. Этот прием можно использовать при

Гостиной, прихожей отлично смотрятся жестко очерченные панели из вагонки. В том же ключе можно оформить стену в столовой зоне на кухне. Только качество ее и окраска должны быть идеальными.

Медовый оттенок вагонки повторяется на потолке

Нарочито неидеальной может быть обработка для интерьера в стиле «рустик». Этакие помещения с мужским характером.

Стиль «рустик» понравится мужчинам. В этом случае покраска вагонки в технике браширования — норма. Причем цвета выбирают темные

Как бы в противовес — светлые стены. Вагонка выбелена, а балки окрашены в темный цвет. Несмотря на традиционные материалы, используемые столетиями, вид у такого помещения — современный и стильный.

Отличное сочетание — светлые стены с эффектом выбеленного дуба и темные массивные балки. Это практически беспроигрышный вариант

Используется вагонка и в отделке ванных комнат. Пропитке тут необходимо уделить максимум внимания, но если сделать на уровне, пропитку — с защитой от влаги, то проблем быть не должно. А интерьер, согласитесь, очень интересный — теплые тона древесины в сочетании с ярким мрамором — отличный ход.

Используется вагонка и при . Только набивать ее необходимо горизонтально — так можно расширить малое пространство. И лучше на такой небольшой площади смотрятся светлые тона, может — с темной окантовкой.

Потолок — вагонка, покрашенная светлой морилкой

Чем может быть выполнена покраска вагонки на даче или в городской квартире? Какими свойствами должны обладать красители и лаки? Наконец, как их правильно нанести? Попробуем ответить на эти вопросы.

Функции

Покраска или лакировка совмещает несколько функций:

  • Скрывает пороки древесины. Далеко не всегда поверхность вагонки идеальна; часто на ней в большом количестве присутствуют сучки, косослой, да и внешний вид текстуры наиболее дешевых ели и сосны не отличается выразительностью;

  • Защищает древесину от температурных воздействий и колебаний влажности , существенно уменьшающих срок ее службы;

Обратите внимание: это особенно важно, если деревянная вагонка используется для наружной отделки — облицовки стен дачного домика, подшивки крыши открытой террасы или свесов кровли.

  • Препятствует ферментации — процессу, который приводит к потемнению дерева на ярком свету. Непрозрачные краски полностью блокируют воздействие губительного для внешнего вида древесины ультрафиолета; прозрачные лаки для этой цели включают специальные добавки, объединяющиеся под общим названием — ультрафиолетовый фильтр.

Кроме того, многие декоративно-защитные пропитки включают антипирены (добавки, препятствующие возгоранию) и антисептики (убивающие грибок, плесень и отпугивающие насекомых).

Как вариант, антисептическая и антипиреновая обработка может выполняться на стадии подготовки к покраске: прозрачный водорастворимый состав наносится по всей поверхности вагонки кистью или погружением отдельных досок в емкость с антисептическим грунтом.

Если древесина потемнела на ярком свету или поражена грибком, она предварительно обрабатывается еще одним составом — отбеливателем. Активные хлор или кислород окисляют продукты ферментации и убивают плесень, осветляя (и, увы, частично разрушая) поверхностный слой доски.

Материалы

Чтобы хорошо представлять стоимость и функциональность разных красок, грунтов и лаков, мы исследуем наиболее популярные составы из каждой категории.

Антисептики

Наиболее выгодны для приобретения сухие антисептики, перед применением разводящиеся водой до необходимой концентрации.

Примером нам послужит отечественный антисептический грунт ХМФ от ООО «Огнебиозащита».

  • Порошок разводится водой в объемной пропорции 1:12;
  • Срок службы грунта оценивается в 40 лет;
  • Порошок и его водный раствор не имеют запаха и не вымываются водой, химически соединяясь с клетками древесины;
  • Грунт не препятствует паро- и воздухообмену через деревянные конструкции.

Обратите внимание: антисептическая обработка ХМФ придает древесине зеленоватый оттенок. Если вагонка в дальнейшем будет покрыта прозрачным лаком, стоит предпочесть прозрачный антисептик.

Декоративно-антисептические пропитки

Чем и как покрасить вагонку на даче, если вы хотите сохранить внешний вид древесины?

Прекрасным решением станет декоративно-антисептическая пропитка Акватекс.

  • Состав в атмосферных условиях обеспечивает надежную защиту вагонки на срок до 5 лет (до 7 лет при условии предварительного грунтования поверхности составом «Акватекс — Грунт»;
  • Он позволяет тонировать древесину в один из базовых цветов (белый, махагон, палисандр, груша, желтый и т.д.). При этом для получения промежуточных оттенков разные тонирующие составы могут смешиваться. Покраска оставляет видимой текстуру древесины;

  • Акватекс может использоваться как самостоятельное покрытие и как грунт перед нанесением алкидных или масляных красок, эмалей и лаков;
  • Пропитка впитывается в древесину; однако часть Акватекса остается на поверхности вагонки, образуя прозрачную гидрофобную пленку;
  • Покрытие после просушки сохраняет эластичность, что позволяет ему переносить значительные колебания влажности и температуры.

Что еще полезно знать об Акватексе?

Отбеливатели

Как покрасить вагонку в белый цвет тем же Акватексом, если на солнечном свету она заметно потемнела? Очевидно, придется предварительно отбелить ее поверхность.

В качестве примера эффективного отбеливателя, способного восстановить внешний вид дерева после многолетней эксплуатации на ярком свету, мы используем состав Сенеж Эффо.

  • Эффо может применяться в помещениях и на открытом воздухе. Он используется для осветления древесины, ранее не обрабатывавшейся лакокрасочными материалами;
  • Состав наносится на потемневшую поверхность щеткой, кистью или распылителем. Расход должен составлять не менее 150 г/м2;
  • Время осветления — 2-3 часа;
  • Сенеж Эффо продается в канистрах емкостью 5 и 10 литров. Розничная стоимость литра составляет 80 — 90 рублей.

Масляные краски

Не так давно пользовавшиеся высочайшей популярностью, ныне масляные краски для древесины почти не востребованы рынком.

Причин несколько:

  1. Длительная сушка. При заявленных 24 часах один слой сохнет не менее 3 суток;
  2. Долго сохраняющийся неприятный запах;
  3. Умеренная стойкость покрытия к атмосферным условиям и небольшой срок службы.

Объектом для нашего исследования станет отечественная МА-15.

  • В качестве грунтовки используется олифа (натуральная или композитная);

Впрочем: многие производители допускают ее замену на более быстросохнущую акриловую грунтовку для дерева.

  • Срок службы в атмосферных условиях оценивается туманным «до года и более»;
  • Рекомендуется нанесение как минимум в два слоя.

Алкидные эмали

Красители на пентафталевых и глифталевых лаках гораздо долговечнее масляных и более износостойки. Они создают на поверхности древесины тонкую и прочную водонепроницаемую пленку, которая, впрочем, не пропускает и воздух.

Наиболее известна и востребована в этом семействе производящаяся уже более полувека ПФ-115.

  • Эмаль может наноситься непосредственно на сухую древесину или по глифталевой грунтовке ГФ-021;
  • Время сушки одного слоя при комнатной температуре составляет 24 часа. Допускается ускоренная сушка — 1 час при температуре 100 — 110С.

Акриловые краски

Водно-дисперсионные акриловые краски заметно дороже алкидных и масляных, несмотря на более дешевую основу — воду. Стоимость покраски вагонки за м2 составляет 70 — 150 рублей против 20 — 25 у ПФ-115.

Что покупатель получает за разницу в цене?

  • Полное отсутствие запахов при нанесении и дальнейшей эксплуатации покрытия;
  • Срок службы в 7 и более лет в атмосферных условиях;
  • Стойкость к мытью любыми неабразивными чистящими средствами;

Уточним: мы говорим об . Интерьерные красители для минеральных оснований обладают меньшей стойкостью к влажному износу.

  • Время сушки не более 1 — 2 часов на слой.

Автору наиболее привлекательным решением кажутся так называемые резиновые краски, модифицированные добавкой латекса: они представляют собой полноценное гидроизолирующее покрытие, совместимое с любыми поверхностями и большинством старых лакокрасочных покрытий.

Примером такого состава нам послужит краска Резэл+ севастопольского ООО «Акцент».

Она привлекает дешевизной и износостойкостью: производитель допускает ее применение для гидроизоляции пола и эксплуатируемых кровель.

Алкидные лаки

Они обладают всеми свойствами алкидных эмалей, оставляя, однако, текстуру древесины видимой.

Наиболее распространенный на постсоветском пространстве представитель семейства — пентафталевый лак ПФ-170.

  • Лак подходит для наружных и внутренних работ;

Впрочем: его стойкость к атмосферным воздействиям ограничена. Автор использовал лак для отделки журнального столика в мансарде и дворовой скамейки. Если столик после двух лет эксплуатации выглядит безупречно, то лак на скамейке частично облез и потемнел.

  • На сухое дерево может наноситься без грунтовки;
  • При комнатной температуре сохнет 72 часа.

Вот прочие характеристики ПФ-170:

Главное достоинство решения — его дешевизна: при нанесении в два слоя стоимость покраски лаком вагонки составит не более 40 рублей/м2.

Алкидно-уретановые лаки

Эта категория лаков привлекательна исключительной атмосферостойкостью: при постоянном контакте с водой производитель обещает не менее трех лет службы. В реальности покрытие служит гораздо дольше: даже внешняя облицовка дома большую часть времени стоит сухой.

Давайте изучим свойства алкидно-уретанового яхтного лака от российской компании Неомид.

На фото — яхтный лак от компании Неомид.

  • Лак стоек к воздействию воды (в том числе соленой) и любых неабразивных чистящих средств;
  • После лакировки вагонка имеет глянцевую стекловидную поверхность;
  • Стоимость литра лака составляет около 300 рублей;
  • Он не требует обязательного грунтования и может наноситься непосредственно на сухую древесину.

Технология

Новая вагонка

Покраска начинается с обработки антисептиком. Подчеркнем: обрабатывать доску лучше до монтажа, уделяя особое внимание торцам и тыльной стороне, которые в дальнейшем будут недоступными.

Нюанс: вагонка может поставляться прошедшей антисептическую обработку. Перед закупкой антисептика изучите сопроводительную документацию.

После монтажа фронтальная поверхность покрывается одним — двумя слоями совместимого с краской грунта с промежуточной просушкой. Собственно покраска выполняется широкой мягкой кистью, валиком со средним ворсом (позволяющим прокрашивать швы между досками) или распылителем.

Удобнее всего прокрашивать швы кистью, а поверхность досок — валиком.

При использовании декоративно-антисептических пропиток и лаков грунтование обычно пропускают.

Старая вагонка

Несколько иначе выглядит алгоритм покраски в том случае, если мы имеем дело со старой вагонкой.

Покрытая старыми ЛКМ древесина зачищается от них. Для зачистки удобнее всего использовать строительный фен и стальной шпатель. Фен размягчает краску, после чего она легко снимается шпателем; остатки покрытия зачищаются шлифовкой.

Отбеливание нами уже изучено: древесина обрабатывается кислородным или хлорным отбеливателем и выдерживается 2 — 3 часа. Дальнейшие работы выполняются после полной просушки поверхности.

Полезные мелочи

Нанося краску или лак своими руками, стоит уделить внимание ряду на первый взгляд мелких деталей.

  • Если производителем не оговорено иное, все покрытия наносятся при температуре от +5 до +30С. При низкой температуре лак или краска станут вязкими и дадут потеки (а краски на водной основе и вовсе будут замерзать). При чрезмерно высокой слишком быстрая сушка может сделать слой краски неравномерным;
  • При покраске стены кистью или валиком двигайтесь по ней сверху вниз. Инструкция связана с тем, что в этом случае вы сможете избежать появления потеков;

  • Разбавляйте краски до консистенции жирного молока. Большая вязкость заставит вас нанести избыточно толстый слой, который будет долго сохнуть и опять-таки даст потеки;
  • Края поверхностей, которые окрашивать не планируется, лучше защитить малярным скотчем. Примыкающие к защищенным скотчем участки нужно окрашивать кистью с небольшим количеством краски, удерживая ее перпендикулярно поверхности: так легче избежать затекания под скотч.

Заключение

Надеемся, что наш миниатюрный обзор защитных и декоративных покрытий поможет читателю в выборе, а описание технологии покраски позволит избежать ошибок при отделке. Заметьте, что покраска вагонки в белый цвет способна не только украсить помещение, но и сделать его просторнее и светлее.

Как всегда, дополнительные материалы вашему вниманию предложит видео в этой статье. Мы будем признательны за ваши комментарии и дополнения. Успехов!

Отделка вагонкой – один из самых удобных способов оформления интерьеров. Этот материал отлично смотрится и в городской квартире, и в частном доме, подходит практически для любых помещений. Поскольку от времени древесина темнеет и заметно теряет свою привлекательност ь, многие хозяева задумываются о том, чем покрасить вагонку внутри дома, чтобы сохранить текстуру покрытия.

Средства для обработки древесины делятся на защитные и декоративные. Первые помогают продлить срок службы, вторые предназначены для оформления интерьера. Перед обшивкой стен вагонка проходит необходимую обработку для защиты от плесени, влаги, ультрафиолета, но со временем такое покрытие стирается и требует обновления. Именно поэтому периодически древесину следует пропитывать антипиренами, бактерицидными составами и покрывать различными лаками.

Составы для покрытия вагонки Описание
Антипирены Антипирены снижают уровень горючести древесины, что особенно важно в жилом помещении. В случае пожара это замедлит распространение огня и поможет быстрее его затушить. Антипирены не выделяют вредных веществ и практически не влияют на внешний вид отделки.
Бактерицидные составы Эти средства помогут избежать заражения грибком и остановить уже развивающуюся плесень. Даже в сухом помещении между швами панелей могут скапливаться пары, а в сочетании с пылью – это идеальные условия для развития микроорганизмов. Со временем антисептики вымываются или испаряются, поэтому необходима повторная обработка. Существуют специальные биовлагозащитные составы, которые одновременно убивают плесень, отпугивают вредителей, придают дереву водоотталкивающие свойства и декоративность. Стоимость такого состава достаточно высокая, но при этом он заменяет антисептик, морилку и лак.
Морилка Пропитки также выполняют антисептические функции, но дополнительно меняют оттенок древесины. Одной из популярных пропиток считается морилка, которая окрашивает поверхность в более темный цвет. Морилка не создает на поверхности пленку, а впитывается в поры материала на определенную глубину, благодаря чему текстура вагонки хорошо видна. Пропитанную морилкой поверхность необходимо покрывать лаком, иначе панели будут казаться грязными.
Льняное масло Льняное масло также отлично впитывается в дерево, упрочняя его поверхность в несколько раз. Вагонка, пропитанная льняным маслом, не боится влаги, очень долго не поражается грибком, имеет красивый матовый оттенок и ярко выраженную текстуру.
Олифа А вот олифа, которая раньше широко использовалась для обработки вагонки, постепенно сдает свои позиции. Пропитанная олифой поверхность быстро темнеет и через 2-3 года начинает липнуть.
Отбеливатели Если на вагонке появились темные пятна, полосы, участки синеватого оттенка, проводят обработку отбеливателями для дерева. Есть несколько разновидностей этого средства, которые отличаются способом применения и эффективностью. Для удаления древесных пятен отбеливающие составы наносят на поверхность на определенное время, после чего смывают водой. В большинстве случаев потемневшие участки приобретают первоначальный цвет.
Лаки для дерева Для внутренних работ нужно использовать акриловые лаки, которые являются наиболее безвредными. Такие лаки выполняют двойную функцию – защищают поверхность и делают ее декоративнее. Первый слой покрытия обязательно прозрачный, а во второй добавляют красящие пигменты. Хорошей альтернативой лаку являются восковые смеси, которые также эффективно защищают древесину и придают вагонке полуматовый блеск.
Масляная краска Масляная краска часто используется для декоративной обработки древесины, и вагонка – не исключение. Такая краска глубоко проникает в поры материала, не пропускает влагу, отличается высокой устойчивостью к внешнему воздействию. Но при этом ее паропроницаемость слишком низкая, на высыхание требуется много времени, а цвет быстро тускнеет.
Акрилатная краска Акрилатная краска превосходит масляную по всем параметрам: она долго не теряет блеск и насыщенность цвета, отлично проникает внутрь вагонки, быстрее сохнет. Ее пароизоляционные свойства очень высокие, а покрытие, которое она создает, не растрескивается при температурных деформациях панелей. Единственный недостаток акрилатных красок – это их высокая стоимость.
Акриловые аквалаки Акриловые аквалаки - это наиболее оптимальный вариант для обработки вагонки. Они безвредны, создают долговечное декоративное покрытие с высокой устойчивостью к влаге и стиранию, не тускнеют от времени. Вагонка, обработанная таким средством, выглядит очень привлекательно и дорого.

Подготовка вагонки к покраске

Если средство для окрашивания выбрано, следует правильно подготовить поверхность панелей. От качества подготовки зависит качество покраски, поэтому данный этап является очень важным.

Для работы понадобится:

  • пемза;
  • чистая тряпка;
  • малярная кисть;
  • грунтовка.

Шаг 1. Очистка панелей

Сначала следует очистить вагонку от загрязнений. Берут 5 л теплой воды, разводят в ней 150г соды, а затем полученным раствором промывают всю поверхность. Для более качественного сцепления краски с деревом предыдущий слой покрытия рекомендуется полностью снять, особенно, если имеются отслоения и трещины. Для облегчения этого процесса можно использовать строительный фен и металлический шпатель: покрытие нагревают феном, после чего слой краски легко поддевается шпателем. Есть и специальные жидкости в магазинах: немного средства наносят на поверхность, ждут указанное на упаковке время, а затем трут вагонку жесткой щеткой и промывают.

Старую масляную краску можно убрать с помощью куска фольги и утюга: фольгу прикладывают к поверхности, медленно проглаживают утюгом и в течение 20 секунд снимают слои краски шпателем. После очистки внимательно осматривают всю вагонку: удаляют пятна плесени, обрабатывают потемневшие участки специальными отбеливателями. В завершение протирают доски чистой тряпкой, чтобы удалить малейшие кусочки краски и грязь. Если есть панели с повреждениями, их следует заменить.

Шаг 2. Шлифовка

Чистую вагонку нужно тщательно ошлифовать, и лучше всего для этого подходит пемза или мелкозернистая наждачная бумага. Чтобы при шлифовке не пропустить ни один участок, рекомендуется поделить обшивку на небольшие квадраты и обрабатывать их последовательно. Не стоит сильно давить на поверхность панели или долго тереть один участок, шлифовать следует по возможности равномерно.

Шаг 3. Грунтование

После шлифовки вагонку протирают от пыли и наносят кистью или краскопультом грунтовку, тщательно обрабатывая швы между досками. Одного слоя грунтовки будет достаточно. Очень часто грунтование поверхности производят тем же составом, который предназначен для покраски.

Шаг 4. Покраска вагонки

Наносить краску на деревянную вагонку нужно кистью или краскопультом. Кисти понадобится две – средней ширины и узкая, чтобы прокрашивать труднодоступные участки. Чтобы покрытие было более прочным и долговечным, наносить краску следует в 2-3 слоя минимальной толщины.

Порядок работ при покраске:


Начинать нужно сверху, чтобы случайные потеки не испортили окрашенную поверхность. Когда этот слой краски полностью высохнет, можно наносить второй. Финишный слой должен быть самым тонким; он наносится сверху вниз легкими равномерными движениями. По такой же технологии наносят и аквалак, но его необходимо периодически размешивать во время работы.

Видео — Чем покрасить вагонку внутри дома

Видео – Лакирование вагонки

Никто не будет спорить с тем, что деревянная вагонка отлично смотрится в любом помещении и интерьере. Нужно отметить, что этот материал из дерева на сегодняшний день является популярным среди имеющихся аналоговых видов. Пиломатериал является экологически чистым и современным, именно по этой причине его стали часто использовать для создания в своём доме уюта и стиля.

При всех своих достоинствах, вагонка, как и любой другой материал, со временем теряет свой первозданный вид, именно поэтому нужно знать, что нужно делать, для того чтобы она в вашем интерьере всегда выглядела как новая.

Подготовительные работы перед покраской

Чтобы придавать свежести дереву на стенах и потолке, необходимо его красить, если же оно уже покрашено, необходимо знать, как обновлять цвет панелей, также как и знать . Как это делать, мы вам расскажем прямо сейчас. Если на панели уже имеется слой краски, тогда вам придётся проверить, насколько хорошо этот слой держится на поверхности. Если краска в некоторых местах полностью отслоилась, лучше избавится от неё.


Подготавливаем окрашенную поверхность

Покраска старой вагонки – трудоёмкий процесс, который требует много сил и времени, потому как от подготовки рабочей поверхности, которую вы будете красить, и будет зависеть конечный результат.

Методы подготовки:

  • Использование фена строительного. Разогреваете обрабатываемую поверхность и шпателем поддеваете краску, аккуратно снимая её с поверхности. Не стоит забывать, что с таким прибором нужно быть осторожным, потому как температурный режим его отличается от обычного бытового фена. И не использовать его на ;

  • Смывка краски путём применения состава СП-6. Использовать данное средство очень просто – наносите состав на поверхность и трёте её щёткой до полного удаления слоя краски. В случае приобретения иного состава для смывки краски, инструкция должна быть прочитана обязательно;
  • Снятие слоя краски с поверхности путём применения фольги и утюга. Накрываем дерево фольгой, и проглаживаем её при большой температуре, в течение 30 секунд после этого процесса, краска очень легко снимется обычным шпателем.

Важно! Последний метод возможно применять только в том случае, если вагонка была покрашена масляной краской старого образца.

В случае, если краска на поверхности панелей держится достаточно крепко, и не имеет никаких дефектов, тогда необходимо:

  • Зашлифовать окрашенную поверхность, путём использования шкуры мелкозернистой;
  • Удаление ненужных кусочков краски и других элементов с поверхности проще осуществлять путём нанесения на неё 2 % содового раствора. Чтобы приготовить эту смесь, необходимо 300 грамм соды растворить в 5-6 литрах воды, желательно тёплой – раствор готов;
  • Покрыть всю поверхность олифой, это надёжная защита вагонки от различного рода негативных воздействий на неё.

Окраска вагонки внутри дома может начинаться только после того, как вы подготовили поверхность к данном у процессу, а также разобрались, какая вам походит лучше всего.

Красим стены

Подготовленная поверхность для покраски должна хорошо высохнуть, и только после этого можно переходить к приготовлению инструментов и самого состава для покраски.

  • Главными инструментами в рассматриваемом процессе являются кисточки и валики. Чтобы покраска была простой и беспроблемной, вам необходимо приобрести несколько видов кистей и валиков, труднодоступные места прокрашиваются маленькими кисточками, основная поверхность – большими кистями и валиками;

  • Не забываем также про губки, которые необходимы будут на протяжении всего процесса покраски;
  • Шпатель и посуда для краски.

Запомните! Отдельные элементы очень легко окрасить цигейковой рукавицей. Для этого, необходимо одеть её на руку вывернутой стороной.

Если покраска осуществляется своими руками, нужно позаботиться о защите своей кожи и глаз. Приобретите очки и рукавицы или перчатки, чтобы защитить себя от вредного воздействия краски.

Какой бы безопасной ни была краска, если в квартире или доме есть дети или же домашние питомцы, на время окрашивания желательно вывести их из рабочего помещения или комнаты.

Дизайн покраски вагонки зависит только от вас. Многообразие видов красок позволяет вашей фантазии разгуляться, как следует.

Начинаем работу

  • Налить краску в небольшую посудину. Кисть следует обмакивать в состав так, чтобы только нижняя её часть была в краске (пример на фото);

  • Прилаживать кисть к стене стоит только после того, как с неё перестанет капать краска;
  • Окрашивать аккуратно, не заходя на уже покрашенный слой.

Многие думают, что ничего сложного в покраске вагонки нет, но на самом деле, как и в любом другом ремонтном процессе, здесь есть свои нюансы и особенности, которые мы рассмотрим ниже.

Правила окрашивания деревянной поверхности

  • К вагонке должен прикасаться кончик кисти, а не вся её поверхность с ворсинками;
  • Красим панели плавно и не торопясь, прокрашивая каждый миллиметр;
  • Не проводить по второму разу по месту, которое уже окрашено;
  • Если окраска вагонки на даче осуществляется в зимний период, нужно помнить, что температура в помещении, где проводятся работы, не должна быть ниже 12 градусов;

Важно! Лучше нанести несколько слоёв тонких, чем один и толстый.

  • Второй слой краски наносится сверху вниз;
  • Если на вагонке имеются вставки из металла, необходимо пройтись по ним уксусом.

Для того чтобы понять, как такой процесс производится на практике, просмотрите видео: покраска деревянной вагонки. А теперь перейдём к советам, которые дают мастера, специалисты в этом деле.

Мастер-класс:

  • В ёмкости не осталось краски, а вагонка ещё не докрашена, не стоит переживать, нужно просто аккуратно соскрести остатки краски со стенок и дна сосуда и использовать её по назначению. В случае если состав загустел, просто разбавьте его тёплой водой;
  • Если краска оказалась на вашей коже, не стоит брать растворитель или же какие-нибудь агрессивные средства, достаточно потереть пятно растительным маслом;
  • Окраска вагонки лаком производится в соответствии с указаниями на упаковке (банке);
  • Покраска евровагонки снаружи осуществляется только в тёплое время года.

В завершение

Цена на лакокрасочные материалы зависит от их свойств, составов и качества. Не стоит экономить на таких составах, потому как от их качества будет зависеть внешний вид и долгосрочность покрытия вагонки.