Сжальтесь надо мною. Стихотворение Пушкина А.С

Если внимательно читать стих «Я вас люблю, хоть я бешусь» Пушкина Александра Сергеевича, легко понять, что он посвящён очередной неразделённой любви поэта. Автор, как и многие творческие личности, из такого состояния души черпал вдохновение.

Эта лирика, созданная в 1826 году, называется «Признание». Музой для произведения стала Александра Осипова. С ней поэт познакомился во время ссылки в родительское имение. Девушка не демонстрировала интереса к Пушкину, а вот он серьёзно увлёкся. Но на откровенное признание решился только в стихотворении. Автор считал, что ему уже просто неприлично проявлять такие сильные чувства и поддаваться страстям. Но бороться с ними поэт был не в силах. Понимая своё состояние, он просит девушку об ответной симпатии, даже если это будет ложью.

Для использования на уроке литературы в 9 классе текст стихотворения Пушкина «Я вас люблю, хоть я бешусь» полностью можно скачать с нашего сайта. А учить его удобно онлайн.

Я вас люблю,- хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь – мне отрада;
Вы отвернетесь – мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!…
Я сам обманываться рад!

«Признание» Александр Пушкин

Я вас люблю, хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь — мне отрада;
Вы отвернетесь — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!…
Я сам обманываться рад!

Анализ стихотворения Пушкина «Признание»

Не секрет, что Александр Пушкин был человеком страстным, и влюбчивым. Он постоянно находил новые и новые объекты для обожания, и каждой из женщин посвящал огромное количество стихов. С некоторыми из своих муз, как ласково называл Пушкин многочисленных возлюбленных, ему приходилось встречаться довольно часто, с другими же судьба сводила его лишь на короткое время, которое становилось для поэта самым счастливым и, одновременно, несчастным. Ведь в большинстве случаев чувства Пушкина так и оставались без ответа, а коварные красавицы специально дразнили поэта, заставляя его ревновать, страдать и — осыпать их стихотворными признаниями в любви.

В 1824 году из-за своего вольнодумства и довольно резких высказываний в адрес царского режима поэт был отстранен от государственной службы и сослан в родовое поместье Михайловское, где ему предстояло провести два долгих года. Покидать имение Пушкину было строжайше запрещено, друзья наведывались к нему в гости нечасто, поэтому очень скоро поэт сошелся с немногочисленными соседями-помещиками, среди которых оказалась 19-летняя Александра Осипова. Она была приемной дочерью овдовевшей помещицы, поэтому в ее доме чувствовала себя несколько стесненно и неуверенно. Тогда как Пушкин с азартом играл с родными детьми помещицы и даже организовывал с их участием шуточные театрализованные представления, Александра предпочитала гулять по саду в одиночестве или же читать французские романы.

За все время знакомства с девушкой Пушкину удалось переброситься с ней лишь несколькими незначительными фразами. Однако он был поражен удивительной красотой и сдержанностью девушки, постепенно осознавая, что влюбился в Александру, как мальчишка. Именно ей в 1926 году он посвятил свое стихотворение «Признание», которое так никогда и не было прочитано его избранницей . Автор попросту не успел его вручить Александре, так как получил разрешение вернуться в Петербург. Но он не забыл о предмете своих увлечений и впоследствии посвятил Александре Осиповой еще несколько волнующих и романтических стихотворений.

Что касается «Признания», то уже в первой строчке Пушкин раскрывает перед избранницей свои истинные чувства, отмечая: «Я вас люблю – но я бешусь». Столь противоречивые слова связаны с тем, что поэт не может добиться расположения девушки, и понимает, что она никогда не ответит ему взаимностью. Пушкин восклицает: «Пора, пора мне быть умней!». Однако ничего не может с собой поделать, чувствуя характерные симптомы болезни, именуемой любовью . Любое мимолетное свидание с предметом своей страсти поэт воспринимает, как дар небес, считая для себя наградой услышать звонкий голос девушки или же поймать украдкой ее взгляд. Ее появление для Пушкина сродни восходу солнца, и автор честно признается – при виде Александры «я вдруг теряю весь свой ум».

Пушкин понимает, что не может стать достойной партией для девушки, так как находится в опале, лишен должности и благосклонности светского общества. Поэтому он даже не смеет молить ее о любви. Но при этом очень надеется, что избранница ему искусно подыграет, сделав вид, что интересуется поэтом. «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!», — восклицает автор .

Спустя 10 лет, собираясь вновь в Михайловское, Пушкин вдруг узнает, что совсем недавно в гостях у мачехи побывала Александра, к тому времени успешно вышедшая замуж. Он отправляет ей послание с просьбой задержаться еще на несколько дней, чтобы иметь возможность увидеть ту, которой когда-то принадлежало его сердце. В коротком письме Пушкин сообщил, что хочет передать свои стихи, которые когда-то посвятил ей, но ответа так и не получает. Им не суждено больше встретиться, однако в истории русской литературы Александра Осипова остается одной из муз поэта.

Что такое любовь? У каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Каждому из нас суждена в этой жизни своя лю

«Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад» или некоторые ошибочные убеждения о любви

 16:15 21 марта 2018

Что такое любовь? У каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Каждому из нас суждена в этой жизни своя любовь. Но существуют некоторые общие для всех заблуждения о любви, о которых мы сегодня и поговорим.

«Любовь – это жертва»

Принято считать, что жертвенность является доказательством любви. Но давайте попробуем разобраться, к чему на самом деле приводят жертвы в любви. Жертвуя собой или чем-то важным для себя во имя другого, мы обесцениваем и себя и свои ценности. Наша значимость стремительно уменьшается и, со временем, тот, ради кого мы идем на жертвы, просто перестает их замечать. Наши чувства, интересы, и потребности становятся ему неважны и неинтересны. Но есть еще одна причина по которой мы идем на жертвы. Жертвуя сами, мы ожидаем ответной жертвы. Это такой акт купли-продажи: я – тебе, ты – мне. А если вторая половина не торопится повторить наш «подвиг», мы обижаемся, начинаем предъявлять претензии или тихо сползать в депрессию, потому что нам кажется, что нас не любят.

Жертвенность превращает отношения в вечное ожидание благодарности. Но если постоянно и навязчиво приносить партнеру жертвы, он будет чувствовать только раздражение и злость, порождаемую чувством вины, а вовсе не благодарность. А весь этот коктейль чувств весьма далек от любви, ибо любовь не нуждается в жертвах.

«Любовь – это когда всегда и везде вместе»

Любящие всегда должны быть вместе. Их мысли должны быть заняты друг другом 24 часа в сутки. Многие из нас уверены, что, если мы не всегда хотим проводить время вместе, а иногда предпочитаем побыть в одиночестве или, не дай Бог, провести время с кем-то другим – это означает, что мы любим или нас любят меньше. Мы впадаем в панику, вдруг осознав, что любимый человек сейчас неизвестно где, и ему там хорошо. Вслед за паникой приходит ревность, и отношения потихоньку превращаются в ад.

На самом деле, быть всегда и везде вместе – это нездоровое желание, как правило, возникающее из недоверия к друг другу и к миру или уверенности в том, что мы способны стать для другого целым миром. Такая уверенность приводит к созданию закрытых, болезненных отношений, в которых один из партнеров постоянно боится быть покинутым и становится прилипчивым как «бабл-гам». Вряд ли кто-то сможет назвать такие ощущения любовью.

«Любовь – это понимание без слов»

Возможно, в начале любви мы понимаем друг друга без слов, но с развитием отношений мы нуждаемся в словах и объяснениях. А иначе зачем бы мы со временем вдруг начинали регулярно и надрывно вопрошать: «А ты меня любишь?». Утверждение о том, что любящие должны понимать все без слов, как правило, идет в ход, когда мы хотим быть единым целым и не хотим допускать, что второй «участник процесса» самостоятельная личность, когда пытаемся внушить ему, что «в твой жизни нет ничего важнее меня», то есть тогда, когда мы усиленно игнорируем различия.

Ведь различия это – страшно, они воспринимаются как возможность потерять отношения, а вот когда мы так едины, так что и слов не нужно, то кажется, что мы в безопасности, и нет никаких угроз. Но все же, вместо того чтобы культивировать телепатические способности, лучше научиться учитывать чужие отличия и учиться контактировать, говорить о том, что нас волнует, прояснять непонятое. Способность спросить, попросить, поинтересоваться – это уважение к партнеру, а уважение – это то, без чего любви не бывает.

«Любовь – это всегда на высокой ноте»

Каждому из нас хочется, чтобы любовь была неизменной, всегда такой, как в самом начале отношений. Но если задуматься, то не меньше мы хотим, чтоб отношения развивались, любовь крепла и становилась глубже, а это невозможно без изменений. Со временем экзальтация первых дней проходит, и на смену ей приходит более сдержанное, возможно, но одновременно и более серьезное чувство. Удержать любовь в ее первозданном виде, как правило, пытаются те, кто боится потерь, потому что не умеет их переживать. По сути, убеждение в том, что любовь всегда должна быть неизменной – это неумение справляться со стрессом и неспособность преодолевать трудности и принимать изменения в жизни. Это недоверие к партнеру и боязнь того, что новое будет хуже. Боязнь того, что если в отношениях накал страстей будет меняться, то это обязательно приведет к разрыву. Чтобы отношения развивались, нужно учиться доверять и отпускать. Ведь любящие всегда возвращаются.

«Любовь – это быть единственным»

Жажда быть единственным – это источник ревности, которая разъедает отношения, а не укрепляет их. И расхожее утверждение «ревнует значит, любит» – это вредный миф. В любви, как и в жизни, невозможно быть единственным, любовь к партнеру всегда сочетается с любовью к детям, родителям, друзьям. А стремление «изгнать» из жизни все, что может отвлечь вас друг от друга, это путь в никуда. Любить – это значит разрешить себе и другому быть собой, а значит, кроме нас любить и тех, кто ему дорог, и от этого чувствовать себя счастливым. Ведь любовь - это не тюрьма, а дом, в котором для нас всегда открыты двери, и где нас всегда ждут.

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Анализ стихотворения «Признание» Пушкина

А. С. Пушкин посвятил женщинам большое количество произведений. Поэт влюблялся очень часто и полностью отдавался возникшей страсти. Это чувство всегда вызывало у него мощный прилив вдохновения. В 1826 г. Пушкин написал стихотворение «Признание», посвященное приемной дочери П. Осиповой – Александре. Имение Осиповой находилось недалеко от Михайловского, и поэт был ее постоянным гостем. Чувство приличия не позволило Пушкину передать свое стихотворное послание молодой девушке. При жизни поэта оно так и не было опубликовано.

Далеко не все увлечения Пушкина заканчивались романами. Ему часто приходилось страдать от неразделенной любви. Эти переживания он описывает в «Признании». Поэт понимает всю безнадежность своей любви. Он осужден властью и обществом, многие люди испытывают к нему презрение. Финансовое положение Пушкина оставляет желать лучшего. А молодая девушка находится в самом расцвете сил, ей на роду написано найти достойного и богатого мужа. Поэтому свое чувство поэт откровенно называет «глупостью несчастной».

При этом он понимает, что вновь попал во власть непреодолимой страсти, которую сравнивает с болезнью. Воображение поэта полностью захвачено любимой девушкой, от нее зависит его физическое и душевное состояние. Поэт из последних сил сдерживается от страстного признания. Даже звук шагов или «голос девственный» производят в душе автора мгновенную перемену. Он признается, что сразу же «теряет весь свой ум».

Автор подмечает все перемены в поведении и выражении лица своей возлюбленной. Для окружающих они не имеют значения, а для него оборачиваются или «отрадой» или «тоской». Душа поэта постоянно мечется между состояниями огромного счастья и глубокой печали. «Золотой середины» просто не существует.

Пушкин перечисляет обычные будничные занятия девушки, которые имеют для него глубокое значение: вязание, прогулки, музыка. Поэт счастлив просто молча присутствовать при этом и «в умиленьи» наблюдать за любимой.

В качестве последнего средства Пушкин просит хотя бы пожалеть его и притвориться в несуществующей любви. Поэт заверяет, что сделать это будет нетрудно, так как он «сам обманываться рад».

Пушкин покинул Михайловское, так и не сделав признания А. Осиповой. Спустя много лет, когда она уже была замужем, он хотел встретиться с ней и передать бывшей возлюбленной свое стихотворение, но не получил ответа.