Сусальное золото как наносить. Сусальное золочение: от А до Я


Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО И ПОТАЛЬ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО

Сусальное золото - натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

ПОТАЛЬ

Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.

Разбавляется спиртовым разбавителем.

Для профессионалов

Эти средства обычно используются при работе с сусальным золотом.

Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий - 12 часов, быстросохнущий - 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов.
Разбавляется уайт-спиритом.

Кроликовый (кроличий) клей

Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.


Клей рыбный (желатин)

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.


Состаривание

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.

Пастообразный битум - плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.



Финишное покрытие

Лак Мекка - защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) - нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь , поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.

Шеллак (Чистый гуммилак)

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Инструменты

Кисть для переноса листа золота/потали на подушку позолотчика или поверхность. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше. Благодаря использованию лампензеля тончайшие листы золота/потали не сминаются и не рвутся при переносе.

Сусальное золочение – технология обработки поверхности покрытия из сусального золота. Для художественного оформления различных рам и багетов с давних пор применяется золочение сусальным золотом. Этот вид декорирования придает элементам аристократичную роскошь, позволяет выделить элемент, или напротив, вписать его в убранство помещения. Сусальное золото – для отделки является наитончайшим материалом, отчего отделка вашего дома станет уникальной. Тонкость листа сравнима с легкой нитью паутины. Огромный плюс в долговечности метала и отсутствии коррозийного влияния на золото, в отличии от других отделок. Современные технологии улучшают в каждым годом процесс изготовления листов сусального золота, но даже наши предки промышляли данным оздоблением, путем ручного труда.

Производство

Мягкость золота позволяет с ним работать в удобной форме. На производстве отливается брусок и раскатывается наименьшей толщины. Следующим шагом происходит разрез на мелкие полоски и далее подрезается на небольшие квадраты. Сложив все в стопку, золото обрабатывается молотом, около двух тысяч ударов утончают слой до 1-2 микрон на каждом листе. Образующиеся расплющенные квадратики укладываются в книжку или на ткань. Так, покрытие сусальным золотом имеет два вида доставки:

  • Книжка, из которой лист можно вынимать дуновением;
  • Трансферт, нанесение листа на тканевую бумагу, которая удаляется после приклеивания золотого покрытия.

Что представляет собой этот вид декорирования

В отличие от недорогой имитации, покрытие сусальным золотом подразумевает нанесение драгоценного метала на поверхность. Само по себе сусальное золото представляет собой тончайшие листы с толщиной до долей микрон, состоящие из металлического сплава с высоким содержанием драгоценного металла. И чем толще оказывается лист, тем больше карат золото содержится в нем. Поскольку драгметалл обладает высочайшей ковкостью и пластичностью, золочение получается без дефектов: трещин, замятий или разломов. Однако только профессионалу оказывается под силу выполнить сусальное золочение, поскольку именно пластичностью может сыграть «злую шутку» с новичком - при не аккуратном обращении он будет стремиться к замятиям.

Сама по себе технология не изменилась с прежних веков, хотя материалы по своему качеству и свойствам «шагнули» далеко вперед. И все-таки, как и прежде, золочение сусальным золотом включает в себя:

  • подготовка поверхности. Устраняются все грубые недочеты - трещины, сколы. Поверхность выравнивается специальной шпатлевкой, где необходимо - стачивается специальными инструментами;
  • грунтование. Для грунтовки используют необходимый оттенок, который оказывает влияние на конечный вид. Чаще всего прибегают к теплым и светлым тонам, что подчеркивает красоту золоченой поверхности;
  • вышкуривание. После того, как последний слой грунта полностью высох поверхность вышкуривается самой мелкой шкуркой для устранения даже микроскопической шагрени;
  • лакировка. Мастер должен обеспечить полную «зеркальность» поверхности, для чего используются высококачественные лаки. Наносится лак в несколько слоев для устранения минимального шанса образования потеков;
  • полировка. С высохшего лака удаляются пылинки, прочие артефакты, которые могут привести к браку золочения;
  • непосредственно сусальное золочение. Нанесение золотого покрытия.

Реставрация сусальным золотом

Сусальное золочение может использоваться в целях реставрации. Речь идет о тех случаях, когда нужно восстановить позолоту на старинных предметах или дополнительно облагородить изделия, которые не имели покрытия золотом. В обоих случаях реставрация сусальным золотом придает изделию, а вместе с ним и интерьеру более интересный и дорогой внешний вид. Большим плюсом использования золота в реставрации является и то, что оно не окисляется, не тускнеет и не теряет своих высоких качеств в течение долгих лет.

На покрытие сусальным золотом цена зависит во многом от истинного веса драгметалла. Однако большое значение оказывает и сложность рельефа, и общая покрываемая площадь и, конечно же, исходное качество поверхности. Покрытие сусальным золотом – цена вопроса очень высока, однако качество и результат порадуют любого.

Уровень детализации Материал Стоимость
Плоские тяги шириной до 4 см. ваш материал от 400р / п.м.
материал + поталь от 500р / п.м.
материал + золото от 1 100р / п.м.
Средняя детализация с элементами больше 4 см. без материала от 2 100р / кв.м.
материал + поталь от 3 500 / кв.м.
материал + золото от 18 100р / кв.м.
Высокая детализация со сложными многосоставными элементами без материала от 3 200р / кв.м.
материал + поталь от 4 500р / кв.м.
материал + золото от 22 200/ кв.м.

Уточнить стоимость

Примеры золочения сусальным золотом:

Золото – благородный металл, обладающий эстетической привлекательностью и многими ценными свойствами. Поскольку в чистом виде оно имеет высокую стоимость, оптимальным решением становится нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий. Существуют разные техники золочения – их выбор зависит от размера предмета и преследуемых целей.

Сферы применения золочения

Золочение находит применение во многих сферах нашей жизни – выполняют его в защитных, декоративных, защитно-декоративных целях. В частности, покрытие 18-ти и 24-х каратным золотом позволяет придать статусный вид украшениям из серебра или металлических сплавов, а также помогает вернуть красоту золотым изделиям, потерявшим свою изначальную привлекательность.

Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.

Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.

Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.

Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.

Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:

  • выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
  • обезжиривание и протравливание поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финишная обработка.

Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом. В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель). Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.

Технология покрытия предметов сусальным золотом

Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото. С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне. Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.

Амальгамное золочение

Амальгамный (огневой) метод золочения– еще один старинный способ нанесения драгоценного металла. Он характеризуется высокой степенью долговечности, но сам процесс чрезвычайно токсичен и сегодня не используется. Сутью метода является молекулярное проникновение в основу растворенного в ртути драгоценного металла (в процессе обжига ртуть испаряется, а золото остается). Примером такой работы является купол Исаакиевского собора в Петербурге.

Гальваническое золочение

Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.

Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии. Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне. Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.

Техника иммерсионного золочения

Этот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается. Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота. Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.

Способы химического золочения

В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3). Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл. Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют. Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.

Чтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль. Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют. Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.

Золочение карандашом

Еще одним «домашним» методом является использование гальванокарандаша в котором анодом служит наконечник, а катодом – поверхность изделия. Принцип осаждения аналогичен гальваническому способу покрытия, но используемое оборудование исключает использование ванны с раствором.

Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.

Материалы и инструменты:

Сусальное золото в листах или поталь

Нож позолотчика

Подушка позолотчика

Лампемзель (лапка) - плоская беличья кисть

Кисть для нанесения мордана

Ватный тампон для полировки и разглаживания золота

Покрывной лак (при необходимости)

ТЕХНОЛОГИЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

А . Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающих поверхностях рекомендуется для подготовки поверхности использовать левкас. Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота), так как золочение поталью - не очень дорогостоящая работа, и использовать трудоёмкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный левкас наносится слой краски - например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоёв спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом. При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" (т.е. "плавает"), необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей ещё не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить, и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Б. На невпитывающие поверхности (металл) можно сразу наносить клеющую жидкость.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку. Для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите, пока лист золота под собственным весом не "переляжет" на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвётся. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.

2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту, намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите, чтобы крема не было очень много.

3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.

4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность. Когда золото перейдёт на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлёст примерно на 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложению листков золота. После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места "фликуют", т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.

5. После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь - обязательно, золото - только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и т.п.), в остальных случаях - не рекомендуется, т.к. блеск "притухнет"). В качестве покрывного лака можно использовать обычный покрывной лак.

ЗОЛОЧЕНИЕ ПО МЕТАЛЛУ НА МАСЛЯНЫЙ ЛАК МА-594

А. Подготовительные работы

1.1. При производстве работ в. атмосферных условиях (позолота куполов, крыш и других деталей) необходимо устройство специальных укрытий - будок или шатров для защиты золотимой поверхности от пыли, грязи, дождя и ветра.

Укрытие сооружают из фанеры, прибивая ее к деревянным брускам каркаса, которые укрепляют на стойках лесов.

Если леса металлические, то бруски прикрепляют специальными хомутами. При небольших площадях золочения шатер из фанеры можно заменить укрытием из брезента или другого материала.

Для освещения в фанерной обшивке шатра прорезают окна.

Все щели в шатре необходимо законопатить во избежание сквозняков.

Конструкцию укрытия разрабатывают применительно к конкретному объекту.

1.2. Прежде чем приступить к подготовке поверхности под золочение, необходимо очистить ее от коррозии, проверить состояние конструкций, произвести весь слесарный и кровельный ремонт.

1.3. Пои снятии старой позолоти, выполненной горячим ("через огонь") или гальваническим способом, следует обратить внимание (особенно в местах стыков листов обшивки) на качество очистки, чтобы не было пропусков.

1.4. Позолоту снимают вручную. Поверхность обрабатывают водостойкой шлифовальной шкуркой, периодически смачивая ее водой. В местах, где шлифовальной шкуркой снять полото не удается, применяют стальные скребки.

1.5. Очищенную поверхность зачищают водостойкой шлифовальной шкуркой (среднего зерна), промывают чистой

водой, протирают чистой ветошью и обезжиривают уайт-спиритом.

Б. Грунтование и шпаклевка

1.6. На очищенную поверхность накладывают грунт из свинцового сурика и лака ЯН-54 в соотношении 1:1. Свинцовый сурик смешивают с лаком и перед употреблением процеживают через сито № 3600.

Наносят грунт за 2-3 раза тонким слоем мягкой щетинной кистью с промежуточной просушкой каждого слоя. Сушить каждый слой грунта не менее суток при температуре воздуха не ниже плюс 14-16°С.

1.7. Перед нанесением следующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна. Прошлифованную поверхность промывают теплой водой и протирают ветошью.

1.8. Шпаклевку приготавливают из лака ЯН-54 и свинцового сурика.

1.9. После просушки первого слоя грунта поверхность по мере необходимости шпаклюют от одного до трех раз. Шпаклевку наносят слоем не толще 0,5 мм.

Шпаклюют только швы, трещины, выбоины. Если швы глубокие, то их следует предварительно заделать паклей, пропитанной свинцовым суриком на лаке ЯН-54.

1.10. Сушат каждый слой шпаклевки не менее суток. После просушки последнего слоя шпаклевку зачищают пемзой и шлифовальной шкуркой до абсолютно гладкой поверхности. По окончании шпаклевания наносят второй слой грунта.

Б. Нанесение красочного слоя и покрытие лаком

1.11. Загрунтованную и просушенную поверхность шлифуют водостойкой шлифовальной шкуркой, промывают водой, просушивают и покрывают тонкотертым свинцовым кроном разведенным на лике ЯН-54 или янтарном лаке ЯН-153 (ЯК-1). Крон процеживают через сито № 3600.

Ввиду того, что крон имеет зеленовато-желтый оттенок, его следует смешать со свинцовым суриком. Такое соединение дает приятный теплый тон. Красочный слой крона, разведенного на лаке ЯН-54, сушат не менее двух суток, а на лаке ЯН-153 - не менее пяти суток.

1.12. Перед нанесением первого слоя лака поверхность шлифуют пемзовым порошком с войлоком и протирают уайт-спиритом с целью улучшения адгезии с последующим лаковым покрытием.

1.13. Масляный лак ЯН-54, ЯН-153 или ГФ-166 наносят два раза тонкими ровными слоями без потеков.

Лак ЯН-153 перед употреблением разбавляют уайт-спиритом или очищенным скипидаром на 20-25%, чтобы не получить толстой пленки.

После просушки первого слоя лака поверхность полируют порошком пемзы или трепела, просеянным через сито № 3600. Полируют на войлоке или фетре с водой.

Отполированную поверхность промывают чистой водой, протирают ветошью и покрывают вторым слоем масляного лака.

1.14. Каждый слой лака ЯН-153 сушат не менее 5 суток; первый слой лака ГФ-166 - не менее 10 суток, первый слой лака ЯН-54 - не менее суток, второй - от трех до пяти суток.

Если лак ЯН-153 густой, его следует перед употреблением разбавить уайт-спиртом или очищенным скипидаром на 15-20%, чтобы пленка лака не получилась толстой.

1.15. Хорошо просушенную лаковую пленку шлифуют пемзой с мыльной водой. При этом виде шлифования поверхность выравнивается идеально, но приобретает фактурность, что в последующем усилит матовый эффект позолоты.

Для получении глянцевой ("полерной") позолоты матовую глянцевую поверхность снова покрывают лаком и не шлифуют пемзой, а располировывают до блеска трепелом.полерной

1.16. Перед нанесением лака МА-594 с поверхности удаляют пыль (протирают ветошью). Лак наносят кистью ровным слоем и растирают тампоном из ваты до тонкого слоя (досуха). Вату для каждого растирания берут чистую. Отработанную вату заливают водой в ведро или металлической банке и удаляют с места работы во избежание пожара.

Г. Золочение

1.17. К золочению приступают через 10—12 часов после покрытия лаком МА-594. Этот интервал определяют для каждого отдельного случая в зависимости от температуры воздуха и влажности в помещении. Непосредственно перед золочением ставят пробы (см. п. 4.38). Покрывают лаком МА-594 только тот участок, который предназначен для позолоты в течение рабочего дня.

На достигший рабочего отлипа лак МА-594 накладывают золото.

1.18. Порядок проверки лака и укладки золота см. в пп. 4.35 - 4.39.

1.19. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты; в глубоких местах рельефа приторцовывают мягкой кистью ("притычкой").

Наносят золото обязательно внакладку, места разрывов и трещин "фликуют".

1.20. По окончании золочения лак МА-594 должен окрепнуть в течение 20-25 суток, прежде чем вызолоченный объект (предмет) будет сдан в эксплуатацию. В противном случае золото, которое слабо держится на свежем лаке, можно повредить, стереть.

Данный товар вы можете заказать в нашем интернет-магазине.