Суффиксы “ек, ик” в существительных. Слово с суффиксом ик

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово.

Прозвенел звонок на урок. Добрый день, детки! Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

(Тренинг: Прекрасно всё на небе, прекрасно на Земле.

Прекрасно всё вокруг, прекрасно всё во мне.)

Вам предстоит сегодня сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.

Слайд 3.

Наш урок мне хочется начать словами:

Как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, к какому блоку будет относиться сегодняшний урок? (Правописание)

Какая учебная задача стоит перед нами на уроках этого блока?

На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

Я желаю вам удачи.

Так как, наш урок посвящён правописанию, давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году?

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание парных согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова)

На предыдущих уроках мы познакомились с суффиксами. Вы научились писать суффиксы. Я предлагаю следующее задание: Образуйте от данных слов новые уменьшительно-ласкательные слова

Слон –

Тигр –

Медведь –

Ключ –

Замок –

Как поняли задание?

Один ученик выполняет у доски, другие самостоятельно.

Представим полученные результаты.

Кто согласен, что написано на доске поднимите руку.

Кто нет?

Что мы будем проверять?

В каких суффиксах у вас не было затруднений?

В каких встретили затруднения?(ключик, замочек)

Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

Как называется эта орфограмма?

Запишем слова, выделим корни, поставим ударение.

Ударный или безударный гласный звук в суффиксах? (В суффиксе –ик- безударный гласный звук, и в –ек- тоже безударный).

Скажите совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме? (В слове ключик-совпадает, а в слове замочек-расходится).

Сделаем вывод:

Чтобы правильно написать суффиксы нужно знать правило.

Тема нашего урока «Правописание суффиксов –ик, -ек-.

Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова).

Можем ли мы ему помочь?

Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

1 путь. Взять готовое правило.

2 путь. Самим это правило изобрести.

Каким путём пойдём и почему? (лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему.

Посмотрите внимательно на данный ряд существительных. (кузнеч…к, сыноч…к, мячики, сыночки, мяч…к, ореш…к, кузнечики, орешки)

На какие две группы можно разделить слова? (На сущ. в ед.ч.и во мн.ч.)

Ед.ч

Мн.ч.

кузнеч…к

сыноч…к

мяч…к

ореш…к

кузнечики

сыночки

мячики

орешки

Проверка.

Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?

Для этого проанализируем слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе –ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-

Какой вывод мы сделаем?

Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?

Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 133. Совпадают ли они?

Значит, мы совершили верное открытие.

Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой?

Как видим, Витя Перестукин смог отличить – ик от – ек-. Это было единственное правило, которое он знал. У Вити было слово помощник «нет».

Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

Послушайте сказку, которая поможет вам запомнить правило. (Читает ученик).

Сказка.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились.

Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть.

Один раз, когда –Е- опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль):

Замочек – замочка, замочку;

Платочек – платочка, платочку.

При произношении слова с суффиксом –ИК- приседайте, а с суффиксом –ЕК- поднимайте руки вверх делайте хлопки.

ПальчИк, кусочЕк, личИко, мешочЕк, мячИк, винтИк, платочЕк, овражЕк, самолётИк, садИк, пирожочЕк.

Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.

Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Будем работать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритм запишите слова парами по образцу .

Горош... к, веноч…к,

чулоч…к, карандаш…к,

кирпич…к, нос…к, звоноч…к,

сыноч…к, клубоч…к, шалаш…к,

журавл…к, корабл…к.

Образец: горо шк и-горош е к

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

Выборочный диктант.

(Один пишет с –ик-, другой с –ек-)

Дворик, дождик, орешек, кусочек, птенчик, козлик, колокольчик, бубенчик, барашек, цветочек, огородик, коврик.

Проверка.

Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

Смогли мы её достичь?

На какие вопросы мы должны были ответить?

Сумели ли мы это сделать?

Покажите с каким настроением уходите с урока? (Карточки с лицами)

Выучить правило стр.133

Задание по выбору:

1.Составить карточку с написанием изученных суффиксов (12 слов).

2.Выполнить задание в р/т стр.32 упр.2

Вы замечательно работали.

Спасибо за урок. Слайд 21.

Прозвени-ка, дружок,

Перемену ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо.

Урок в 5 в,Г классе Дата________

Тема урока: Правописание ЕК,ИК имен существительных.

Цель урока:

создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек- Задачи: Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.

Ожидаемые результаты: Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

Настрой учеников на работу

2. Языковая разминка.

Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.

(Суффикс).

Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.

Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке

Блиц-опрос . Что такое морфема?

Что такое морфемика?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое суффикс?

Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

Отвечают на вопросы учителя

Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям

Выполняют у доски:

почувствовать,пережить,водяной,подводный

сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.

Работа в парах

Самостоятельное изучение и формулирование правила

Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

Карточка № 1 (1 уровень)

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2 (2 уровень)

Соедините пары слов и сравните их.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 (3 уровень)

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Работа по алгоритму

Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)

Измени слово по падежам (просклоняй);

    Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;

    Если выпадает, пиши – ек-.

Если сохраняется, пиши – ик -.

Выполняют по алгоритму у доски индивидуально

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

6. Подведение итогов.

Определите ключевые слова урока?
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

Выставление оценок .

7. Домашнее задание _______________

8. Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке как…

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Самостоятельная работа – работа по карточкам

.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.

Когда используются суффиксы ек ик в существительных

Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?

Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.

Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.

Правописание суфффиксов -ек-/-ик-

Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.

Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.

При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.

Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.

Что мы узнали?

В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.

Масалова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
Белгородская область Белгородский район село Беломестное



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Масалова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.

КЛЮЧИК…ЗАМОЧЕК… ИК ИЛИ ЕК?

Цели:Ознакомить учащихся:

с суффиксами –ек, -ик;

со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;

повторить и закрепить знания о сотаве слова.

Оборудование:

учебник «Русский язык, 2 класс;

рисунки для словарной работы и выведения правила;

карточки со словами;

телевизор;

видеомагнитофон;

мультфильм «В стране невыученных уроков».

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

У:Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.Внимание на доску.

Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое слово вы прочитали?

В чем секрет чтения?

Д:Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

У:что такое яблоко?

Д:Яблоко - плод дерева яблони.

У:О многообразии слова яблоко расскажет …

Рассказывает подготовленный ученик.

Д:Не только плод яблони называют Яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.

Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

У:Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на стр.152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко). Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

Д:Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У:Объясните смысл пословицы.

Д:Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У:Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты (карточки см. приложение).

Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока.

У:Сейчас мы проанализируем два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

Запись на доске:

Запишите эти слова.

Дети записывают.

У:Какие корни в словах ключик, замочек?

Д:-ключ-, -замоч-.

У:Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный звук в нем.

Д:-ик, -ек. В суффиксе –ик- безударный глассный звук, в суффиксе – ек – тоже безударный.

У:Скажите, совпадает или расходится произношение сффикса с его обозначением на письме?

Д:В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится.

У:Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах –ик, -ек?

Д:Гласные с суффиксах –ик, -ек нужно проверять.

У:Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов –ик, -ек».

IV. Знакомство с новым материалом.

У:Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Взять готовое правило.

Самим изобрести это правило.

У:Каким путем мы пойдем и почему?

Д:Лучше самим попробовать выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У:Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило. Посмотрите на данный ряд существительных.

На доске прикреплены карточки со словами

У:Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

Д:Я думаю, что если при изменении формы слова гласный остается, то его и надо писать в суффиксе –ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек.

У:Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

Д:Это было единственное правило, которое знал Витя.

У:Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется –ек, а если не выпадает, пишется –ик. Посмотрим фрагмент мультфильма.

У Вити было слово-помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

Учитель прикрепляет на доску рисунки (см. приложение 2)

У:Прочитайте правило в учебнике на стр. 154 и сравните с нашим выводом.

Дети читают текст упражнения 108.

У:Верно ли мы с вами сформулировали правило?

У:Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

Читает подготовленный ученик.

Д:В одном сказочном городе жили суффиксы, и была там соя школа, где они учились. Суффикс –ик был прилежным учеником, а его друг – суффикс –ек, был самым настоящим прогульщиком, вернее К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова в суффиксом –ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек – платочка - платочку.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление нового материала.

У:Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм-предписание наших действий.

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов –ик, -ек, и записывают его на доске и в тетрадях.

1 шаг: Измени форму слова.

2 шаг: Определи «убегает ли гласный:

1. нет – пиши – ик

2. да – пиши –ек

У:Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного правила, выполним упражнение 109.

Упражнение выполняется с комментированием.

VII. Итог урока.

У:Доскажите слова по алгоритму. Если при изменении формы слова существительного с суффиксом –ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется…

У:В суффиксе –ик пишем букву и, если…

Д:При изменении формы слова гласный не выпадает.

У:Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов –ек, -ик.

VIII. Домашнее задание.

При составлении методической разработки дополнительные материалы не использовались.