Сочинительная и подчинительная связь: типы предложений. Подчинительная связь предложений и словосочетаний, примеры

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей , но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов - сочинительные и подчинительные . Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений . Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», « “Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая - придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и» .

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз - это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая . Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации , напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.

Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Сложные предложения с сочинительной связью

Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.

Сложные предложения с подчинительной связью

Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.

Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.

Сложные предложения с бессоюзной связью

Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Сложные предложения с разными видами связи

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.

Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 463.

На вопрос Какие есть типы подчинительной связи в русском языке? и как их определить? заданный автором ДьявоЛ тОжЕ нОсТиТ ПРАдо лучший ответ это





Например: Очень мило (как мило?) ; говорить прислушиваясь (что делая?).

Ответ от Просвистать [гуру]
согласование: зависимое слово является прилаг. (или др. частью речи со значением признака) , отвечает на вопрос какая? (ое, ие, ий...)
синее море...

примыкание -связь по смыслу, зависимое слово обязательно неизменяемое (нареч, дееприч, н. ф. глаг) , отвечает на вопросы обстоятельств (как? где? куда?...)
очень громко, так далеко...

Управление - главное слово подчиняет себе зависимое с помощью к. -н. падежа (кроме И. п) , можно задать вопросы падежей. Если между главным словом и зависимым есть предлог -это точно управление.


Ответ от Игорь Волков [новичек]
Есть три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором главной слово согласовывается с зависимым в роде, числе и падеже. Форма гл. сл. =форма завис. сл.
Например: красивая картина (женский род, единственное число, именительный падеж) ; с главной дороги (женский род, единственной число, родительный падеж).
Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором главной слово ставит зависимое в определённый падеж.
Например: советовать другу (кому? дат. падеж) ; поговорить о погоде (о чём? предложный падеж).
Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором главное слово связывается с зависимым только по смыслу и интонации, а зависимое слово - неизменяемая часть речи.

идти в школу, стучать в дверь видеть друга, отдать тетрадь...


Ответ от Особинка [новичек]
Евгения Гордеева, правду говорит


Ответ от Европеоидный [новичек]
Есть три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором главной слово согласовывается с зависимым в роде, числе и падеже. Форма гл. сл. =форма завис. сл.
Например: красивая картина (женский род, единственное число, именительный падеж) ; с главной дороги (женский род, единственной число, родительный падеж) .
Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором главной слово ставит зависимое в определённый падеж.
Например: советовать другу (кому? дат. падеж) ; поговорить о погоде (о чём? предложный падеж) .
Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором главное слово связывается с зависимым только по смыслу и интонации, а зависимое слово - неизменяемая часть речи.
Например: Очень мило (как мило?) ; говорить прислушиваясь (что делая?). согласование: зависимое слово является прилаг. (или др. частью речи со значением признака) , отвечает на вопрос какая? (ое, ие, ий...) синее море...примыкание -связь по смыслу, зависимое слово обязательно неизменяемое (нареч, дееприч, н. ф. глаг) , отвечает на вопросы обстоятельств (как? где? куда?...)
очень громко, так далеко.. .управление - главное слово подчиняет себе зависимое с помощью к. -н. падежа (кроме И. п) , можно задать вопросы падежей. Если между главным словом и зависимым есть предлог -это точно управление.
идти в школу, стучать в дверь видеть друга, отдать тетрадь...

Словосочетание и предложение - синтаксические конструкции, составляющие стройную систему любого языка. Структурные и функциональные особенности словосочетаний и предложений изучает синтаксис - один из разделов грамматики.

Что же такое словосочетание и предложение? Словосочетание - это два и более значимых слова, скрепленных подчинительной связью. Предложение же - сложная основная функция которой коммуникативная, следовательно, она оформлена интонационно и имеет определенные формы наклонения и времени. Отдельные слова в предложении имеют определенную смысловую связь между собой, за счет которой, собственно, и складывается их коммуникативная и смысловая функция. Такие связи называются синтаксическими. Они, в свою очередь, подразделяются на сочинительную и подчинительную. В предложениях встречаются оба в словосочетании - только одна - подчинительная (как указывалось выше).

Подчинительная связь в словосочетаниях

В самом названии «подчинительная» ярко прослеживается суть этой грамматической связи, где два слова всегда занимают разные позиции: одно выступает в роли главного, а другое - зависимого, подчиненного ему, и его грамматические признаки (число, падеж и род) полностью или частично соответствуют и определяются главным словом. В зависимости от степени подчиненности второстепенного слова главному существуют разные виды подчинительной связи.

Согласование

Зависимого слова при данном виде синтаксической связи полностью соответствуют и определяются значимым, главным словом. Например: каменный цветок, большой город (именит. пад., м. р., ед. ч.), золотые города (мн. ч., именит. пад.), множество красивых людей (родит. пад., мн. ч.). Причем, если главное слово меняет свою грамматическую форму, она меняется, соответственно, и у подчиненного. Например, осенний лист (именит. п.), осеннего листа (родит. п.), осенним листом (творит. п.) и т.д.

В качестве зависимого компонента при согласовании в словосочетаниях способны выступать различные части речи - прилагательные (красивое платье), причастия (прыгающий мяч), (второй класс), (с двумя комнатами). При этом очень важно заметить, что такие виды подчинительной связи, как согласование, невозможны с глаголами, наречиями, деепричастиями, т.е. частями речи, не имеющими ни рода, ни числа, ни падежа. Существительное также при согласовании всегда выступает только в качестве определяющего, главного слова и ни в коем случае не может быть зависимым, ведь оно не изменяется по родам.

В словосочетании согласование между его компонентами может быть полным, совпадающим по всем грамматическим признакам, либо частичным, когда совпадение происходит по одному или двум признакам. Например: красная жара (полное согласование), наша почтальон (частичное).

Следующие виды подчинительной связи в словосочетании строятся по иным грамматическим принципам.

Управление

В управлении подчиненное слово ставится в косвенном падеже с предлогом или без, что определяется смысловым значением главного компонента словосочетания. Например: бегать по комнате (зависимое слово «по комнате» стоит в предложном падеже), смотреть фильм (зависимое слово «фильм» стоит в винительном падеже), встретились с интересными людьми (творительный падеж с предлогом). Нужно отметить, что в отличие от согласования в управлении при изменении формы основного слова зависимое не меняется. Например: петь песню - поющий песню - пел песню - спою песню.

В управлении в качестве главных слов могут выступать глаголы, существительные или наречия. Такие виды подчинительной связи называются приглагольным, приименным или принаречным управлением. Например: читать стихи, тарелка супа, наедине со всеми. Управление может быть предложным (с участием предлога) или беспредложным, а также сильным, когда лексико-грамматическая форма главного слова обязательно предполагает рядом с собой зависимый компонент (например: преданность друзьям, отправленное письмо), или слабым, когда такая зависимость не прослеживается (например: письмо в конверте, ваза на столе).

Примыкание

Виды подчинительной связи в словах, при которых зависимое слово определяется основным только по смысловому значению, называется примыканием. Здесь подчиненное слово может быть наречием (быстро читает), деепричастием (делать спустя рукава), сравнительным прилагательным или наречием (мех пушистее, закинуть дальше), притяжательными местоимениями (ее комната).

Как определить виды подчинительной связи

Чтобы верно установить вид связи, для начала нужно определить главное и подчиненное слова и часть речи этого зависимого компонента. участвуют в примыкании. Если при изменении основного слова меняет свои грамматические признаки и подчиненное, то это согласование. Наконец, нужно задать вопрос от главного к зависимому слову и, если этот вопрос относится к какому-либо косвенному падежу, то это управление.

B3 - типы подчинительной связи

Комментарии преподавателя

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное , где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.

Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы ), то тип связи слов в этом словосочетании - согласование.
Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги ), то тип связи в этом словосочетании - управление.

Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.

Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки - красавице артистке . Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа - директору колледжа.

Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом - восхищаться летом, сварить вкрутую - в крутую передрягу.

Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом . Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи - примыкание. Восхищаться чем? летом . Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи - управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов - согласование: в передрягу какую? крутую .

Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
слегка грустный, люблю поесть.

В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака .
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании

Синтаксис - это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .

Предложение - это основная единица синтаксиса, выражающая мысль, содержащая сообщение, вопрос либо побуждение. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью, т. е. оформляется как отдельное высказывание.

На улице холодно (сообщение).

Когда отходит поезд? (вопрос).

Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).

Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).

По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .

По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .

По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .

Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

Зайти (куда?) в глушь.

Зарядка (чего?) аккумулятора.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:

Утро - летнее утро;

Спать - долго спать.

Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .