Сдаем отчетность: по почте, на флешке, бумажном носителе, по ТКС. Предоставление документов в налоговую по ткс Отправка деклараций по ткс

Р ассмотрим основные вопросы, которые возникают перед бухгалтерами при отправке отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). В частности, какие требования инспекция отправляет чаще всего, в каком виде на них следует отвечать, в каком виде может поступить требование о представлении пояснений и как на него ответить, а также когда и как нужно отправлять ­корректировочную декларацию по НДС.

В п. 3 ст. 76 НК РФ указано, что налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств по одной из следующих причин:

  • при отсутствии представления налоговой декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока (решение может быть принято в течение трех лет после истечения этого срока);
  • в случае неисполнения обязанности по передаче инспекции квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Такими документами являются, например, требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган и другие (решение может быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме ­документа).

Организации и индивидуальные предприниматели, которые обязаны представлять декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать в инспекцию квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести рабочих дней со дня их отправки ИФНС (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Современные системы представления отчетности по ТКС позволяют не только выполнять все описанные выше обязанности, но и своевременно узнавать о входящих требованиях из инспекций через уведомления на электронную почту или в виде SMS на телефон.

1. Какие требования может отправить ФНС и какие из них самые вероятные?

Полный перечень требований (документов) перечислен в приказе ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений ­приказа ­Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@».

На текущий момент наиболее частыми документами, которые используют налоговики при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

2. На какие требования необходимо давать ответ и в каком виде?

Согласно нормативам представление документов / информации в ответ на требование предусмотрено только в случае получения требования о представлении документов (информации) (КНД 1165013) или ­требования о представлении пояснений (КНД 1165050).

В зависимости от утвержденных ФНС России форматов, возможностей системы, через которую налогоплательщик взаимодействует с инспекцией, а также желания самого налогоплательщика представить ответ на требование можно в нескольких формах:

  • отправить по ТКС по утвержденным форматам с описью;
  • отправить почтой;
  • принести в инспекцию на бумаге личным визитом.

Причем важно отметить, что у налогоплательщика всегда есть возможность представления документов частями как через один из указанных каналов, так и одновременно разными каналами (например, часть документов можно отправить по ТКС, а часть отнести на бумаге). Главное, сделать это в установленный в требовании срок.

Стоит здесь отметить еще и то, что требования о представлении пояснений (КНД 1165050) стали поступать налогоплательщикам не так давно и в основном они связаны с изменившейся формой отчетности по налогу на добавленную стоимость и в первую очередь в связи с расхождениями представленных данных у контрагентов.

3. В каком виде может поступить требование о представлении пояснений и как на него ответить?

Требование о представлении пояснений (КНД 1165050) может поступить налогоплательщику по ТКС в одном из следующих видов:

1. В виде PDF-файла и не связано с декларацией по НДС.

Для такого требования нет нормативной базы, позволяющей отправить в ответ на него опись с первичными документами (порядок по приказу ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» для требований о представлении документов).

Поэтому ответить на требование на текущий момент возможно в виде письменного сообщения (почтой или через сервис спецоператора) или представить, посетив инспекцию лично. Порядок ответа не ­регламентирован, поэтому отвечать можно в произвольной форме.

2. В виде PDF-файла и требование относится к декларации по НДС. В нем может содержаться информация об отсутствующих сведениях или о невыполненных контрольных соотношениях.

Налогоплательщик в этом случае может отправить ответ в произвольной форме (почтой или лично).

Сориентироваться, в каком формате поступило требование, довольно сложно, поэтому проще всего понять можно или нет отправить формализованный ответ по ТКС позволяет непосредственно система, через ­которую осуществляется документооборот с ФНС РФ.

3. И последний вариант, который позволяет ответить на данное требование по ТКС, - в пакете с требованием присутствует xml-файл по формату, утвержденному письмом ФНС России от 07.04.2015 № ­ЕД-4-15/5752 «О ­внесении изменений в письмо ФНС России от 16.07.2013 № ­АС-4-2/12705».

Согласно указанному письму налогоплательщик может (но не обязан) отправить ответ на требование о представлении пояснений в виде xml-файла установленного формата в составе описи по ТКС. Система документооборота даст возможность налогоплательщику такой ответ ­подготовить и представить в инспекцию.

Во всех случаях организация, кроме отправки ответа на требование, может предоставить корректировочную декларацию. Так как зачастую именно ­неверные данные в декларации приводят к вопросам со стороны налоговиков.

4. Когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС?

Корректировочную декларацию по НДС необходимо отправлять в следующих случаях:

  • если обнаружено, что какие-то сведения отражены частично или не полностью;
  • если обнаружены недостоверные сведения и ошибки.

Причем обнаружить эти несоответствия налогоплательщик может как самостоятельно, так и получить требование о представлении ­информации от налоговой инспекции.

В уточненную декларацию по НДС необходимо включить:

  1. основную часть декларации (разделы 1-7), даже если изменения вносятся в разделы 8-12;
  2. те из разделов 8-12, которые были ранее отправлены в ИФНС, с учетом внесенных в них изменений;
  3. иные приложения из числа разделов в случае внесения изменений (дополнений) в них.

Согласно утвержденному формату декларации в поле «номер корректировки» в самой декларации и в приложениях к ней должно быть указано единое значение, соответствующее номеру подаваемой «уточненки».

Таким образом, ошибкой будет являться представление уточненной декларации по НДС, в которой номер корректировки в декларации и приложениях различаются. Многие из существующих программ для отправки отчетности по ТКС автоматически проставляют во все ­приложения номер ­корректировки из основной части декларации.

Появившееся с 2015 года в декларации по НДС поле «признак актуальности» заполняется в приложениях только при отправке уточненной декларации. Он позволяет явно указать, что ранее отправленные приложения к НДС неактуальны и отправляется новая версия приложения, если «признак актуальности» равен 0. Если признак актуальности будет при отправке корректирующей декларации равен 1 в конкретном разделе, это будет означать, что данный раздел ранее был актуален и в уточненной декларации в нем нет изменений.

Опять же при отправке по ТКС во многих системах есть контроль на соответствие «номера корректировки» и «признака актуальности».

Если вносятся изменения в книгу продаж или книгу покупок, то в уточненной декларации представляются, соответственно, приложение 1 к разделу 8 или приложение 1 к разделу 9 (дополнительные листы к книге покупок или к книге продаж). Таким образом, дополнительные листы прикладываются только в случае корректировочного отчета. Например, если в книге продаж была ошибка в сумме одной из продаж, то признак актуальности книги продаж указывается равным 0 и данные исправляются непосредственно в этом разделе. А если к книге продаж добавляются пропущенные сделки, то для самой книги проставляется признак актуальности, равный 1, и добавляется приложение 1 к разделу 9, где ­отражается пропущенная сделка.

210. Электронный документооборот при представлении заявителем налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС осуществляется, если заявитель взаимодействует с инспекцией ФНС России в электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота, с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в инспекции ФНС России.

211. В процессе электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС также используются технологические электронные документы, указанные в пункте 148 настоящего Административного регламента, и извещение о вводе, уведомление об уточнении.

Извещение о получении электронного документа формируется на каждый полученный по ТКС следующий электронный документ: налоговую декларацию (расчет), подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о вводе, уведомление об уточнении.

212. При осуществлении электронного документооборота обеспечивается хранение всех отправленных и принятых электронных документов по ТКС, в том числе технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа), с усиленными квалифицированными электронными подписями и квалифицированными сертификатами, применявшихся для формирования указанных подписей.

213. При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

(см. текст в предыдущей редакции)

214. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

215. При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю.

216. Датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(см. текст в предыдущей редакции)

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о приеме.

217. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) в электронной форме с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).

218. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение 2 рабочих дней со дня направления квитанции о приеме заявителю направляет ему извещение о вводе или уведомление об уточнении с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(см. текст в предыдущей редакции)

219. По просьбе заявителя налоговая декларация (расчет), принятая в электронной форме по ТКС, распечатывается и проставляется отметка о приеме налоговой декларации (расчета).

220. При получении от заявителя, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС, которая должна направляться для дальнейшей обработки в иные инспекции ФНС России по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в инспекции ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, осуществляет действия в соответствии с

Право представлять документы по ТКС закреплено за налогоплательщиком ст. 93 Налогового кодекса. При этом в статье указано, что документы можно направить только в утвержденных ФНС xml-форматах. Однако Приказом от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465 Служба утвердила xml-формат электронной описи документов, тем самым позволив направлять через интернет и бумажные документы в виде скан-образов. Это не противоречит Налоговому кодексу: налогоплательщик при представлении скан-образов направляет в налоговый орган формализованный электронный документ — опись в xml-формате. А истребованные документы идут как вложения к этой описи.

Все налоговые инспекции уже более года активно принимают и обрабатывают документы в электронной форме. Для налогоплательщика, уже имеющего опыт сдачи электронной отчетности, процесс представления документов по ТКС не покажется сложным. Согласно порядку представления, утвержденному Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, после получения электронного требования (которое налоговая направляет через систему спецоператора связи налогоплательщика) бухгалтеру надлежит:

  • в той же системе сформировать и отправить в налоговую квитанцию о приеме, которая служит уведомлением о доставке требования;
  • составить в xml-формате электронную опись, к которой необходимо прикрепить документы. Электронные документы в утвержденных xml-форматах можно прикрепить к описи сразу же: все данные распознаются автоматически. Электронные же документы в произвольных форматах придется сначала распечатать и вместе с бумажными снова отсканировать. Скан-образы затем нужно перевести в форматы.tif или.jpg и для каждого документа дополнительно указать тип, номер и дату его составления, суммы, реквизиты участников сделки и т д. (сведения определяются типом документа и перечислены в Приказе № ММВ-7-6/465@);
  • после формирования весь пакет документов подписать сертификатом квалифицированной электронной подписи и направить в инспекцию по ТКС*.

В результате исчезает необходимость физической передачи документов, что значительно ускоряет их доставку. Кроме того, представление документов через спецоператора упрощает подготовку и формирование пакета документов. Система электронной отчетности Экстерн, например, после получения требования позволяет в несколько шагов отправить квитанцию о приеме, сформировать опись и прикрепить к ней электронные и бумажные документы, подписать пакет и направить его в инспекцию. При этом происходит проверка на соответствие утвержденным форматам и отсутствие ошибок, а для бумажных документов реализован механизм распознавания данных: система самостоятельно переводит скан-образы из любого формата в формат.jpg, собирает все страницы документа в отдельный файл и заполняет поля дополнительной информации к документу. Налогоплательщику не придется вбивать данные вручную.

По мнению Ларисы Бровиной, главного бухгалтера ЗАО «Юг Руси», электронный документооборот (ЭДО) значительно повышает эффективность работы бухгалтерской службы с МИФНС и позволяет избавиться от затрат на печать и пересылку документов. А бухгалтер по налогам компании METRO Cash&Carry Елена Пацева считает, что представление документов по ТКС очень напоминает представление электронной отчетности и при получении требования в электронном виде гораздо проще отвечать через интернет, так как в компании уже давно сканируют все бумажные документы для упрощения их поиска и обработки.

В пользу электронного представления высказываются и представители налоговых органов, что неудивительно: электронный документооборот автоматизирует процесс представления, ускоряя сроки доставки документов и снижая затраты на их обработку. Так, представленные документы не нужно заносить в базу данных вручную. А для документов в xml-форматах в программных комплексах налоговых органов в будущем предполагается настройка автоматической сверки данных документов с данными деклараций. Заместитель начальника Управления информатизации ФНС России Д.А. Краснов в рамках дискуссионного клуба «Юридически значимый электронный документооборот: год в России» отметил, что Служба тесно сотрудничает с бизнесом и готова рассматривать любые предложения, направленные на упрощение перехода налогоплательщиков на ЭДО. По его мнению, активная позиция всех участников ЭДО позволит быстрее и безболезненнее преодолеть этап внедрения электронных документов в России. Татьяна Василенко, начальник отдела по работе с налогоплательщиками межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Ростовской области № 6152, полагает, что при электронном взаимодействии с налоговым органом для налогоплательщика снижаются расходы на изготовление копий истребованных или направляемых с декларацией документов. К плюсам для налоговых инспекций она относит снижение затрат на прием, обработку, учёт и хранение получаемых документов. При этом документы, представляемые в электронном виде, более динамичны в части возможности проведения анализа содержащихся в них сведений.

По мнению Ларисы Сиволобовой, заместителя начальника отдела камеральных проверок Инспекции ФНС России №49, при представлении документов на бумажном носителе в большом объеме налогоплательщик несет достаточно ощутимые временные, трудовые и материальные затраты, в то время как при электронном документообороте затраты минимальные и для налогового органа, и для налогоплательщика.

Плюсы электронного представления:

  • ускорение доставки документов;
  • уменьшение расходов на бумагу и печать;
  • ускорение проверки представленных документов на стороне налоговой инспекции за счет полуавтоматической обработки;
  • сокращение времени на поиск при хранении скан-образов бумажных документов в электронных архивах;
  • упрощение подготовки и формирования пакета истребуемых документов при представлении через спецоператора, снятие с налогоплательщика большей части ответственности за соответствие форматам и отсутствие ошибок.

Электронные требования о представлении документов сегодня приходят большинству налогоплательщиков, а практике электронного представления уже более года. Электронное взаимодействие действительно существенно упрощает работу и бизнесу, и налоговикам. Через СКБ Контур, например, представление документов по ТКС активно практикует около 1000 компаний. Это в разы сократило их время на обработку и доставку документов и ускорило выполнение требования.

О том, как правильно представить документы по требованию налогового органа в электронном виде смотрите .

Наша организация отправила отчет по ндс за 1 квартал в срок 27.04.2015 есть подтверждение оператора.Из-за проблемы выгрузки данных из 1с 7 версии формы выгрузки книг покупок и продаж сформировались не верно т.е. произошел технический сбой. Из налоговой мы получили сообщение об ошибке.Вопрос: Имеет ли право налоговая оштрафовать за непредставление декларации? технический сбой устранили только 19,05 и отправили еще раз декларацию.Имеет ли право заблокировать расчетный счет?

Н ет, не имеет.

Если организация отправляет налоговую отчетность в инспекцию через спецоператора по телекоммуникационным каналам связи (документ должен быть заверен усиленной квалифицированной подписью), то он признается переданным инспекции в электронном виде в тот день, который зафиксирован спецоператором в подтверждении даты отправки. По сути подтверждение спецоператора – это аналог почтового штемпеля, который проставляется на описи вложения или на конверте, если налоговая отчетность пересылается по почте. И то и другое свидетельствует о дате, когда отчет в действительности отправили в налоговую инспекцию.

Соответственно, поскольку отчет по НДС, отправленный по ТКС с официальными электронными подписями, является официальным и имеет такую же юридическую силу, что и направленный по почте. Поэтому, располагая доказательствами отправки отчета от спецоператора по ТКС, организация сможет доказать инспекции факт подачи акта сверки расчетов именно на 27.04.15 г., несмотря на то, что при отправке произошел технический сбой.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Один из способов сдать налоговую отчетность – это переслать ее по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). При использовании этого способа датой сдачи отчетности в налоговую инспекцию считается дата ее отправки. Об этом сказано в абзацах и пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ, пункте 216 .

Электронные форматы налоговой отчетности утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (). При передаче налоговой отчетности по ТКС руководствуйтесь Методическими рекомендациями , утвержденными .

Передача отчетности по каналам связи освобождает организацию от представления документов на бумаге (п. 6 раздела I Порядка, утвержденного приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169). Однако, если организации требуются заверенные инспекцией бумажные экземпляры отчетности, сданной в электронном виде (для предъявления в банк, аудиторам и т. п.), инспекция обязана распечатать полученную отчетность и поставить отметку о приеме (п. 219 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).

Способы сдачи через ТКС

Существует два способа сдать отчетность по телекоммуникационным каналам связи:
– через спецоператора ;
– напрямую через сайт налоговой службы .*

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Чтобы сдавать отчетность в ИФНС через спецоператора, нужно иметь доступ в Интернет а также:

  • настроить программу для подготовки и отправки отчетности в электронном виде.

Договор со спецоператором

С оператором связи необходимо заключить договор на оказание услуг (). Услуги спецоператора нужно оплатить (). После этого он подключит организацию к системе передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Представление отчетности через спецоператора предполагает, что у налогоплательщика есть доступ в Интернет. Такой вывод следует из Методических рекомендаций , утвержденных приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398 .

Если у налогоплательщика нет возможности подключиться к интернету, он может сдать отчетность через представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства для сдачи отчетности .

У спецоператора должны быть:

  • лицензия на предоставление услуг в области шифрования информации;
  • лицензия на разработку, производство, распространение шифровальных средств;
  • сертификат соответствия программного обеспечения требованиям нормативных актов ФНС России;
  • договор с региональным отделением УФНС.

Подготовка отчетности

В качестве программы для подготовки отчетов можно использовать бухгалтерскую систему, где ведется учет. Для этого она должна уметь готовить файлы с отчетностью в установленном формате (xml-файлы).

Если же в учетной системе нет такой функции, воспользуйтесь бесплатной программой, которую рекомендует налоговая служба. Это «Налогоплательщик ЮЛ», скачать ее можно с сайта ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

Другой вариант – использовать для подготовки отчетности программу, предоставленную спецоператором, с которым заключен договор.

Перед отправкой файлы с отчетностью рекомендуется проверить. Сделать это можно с помощью бесплатной программы Tester, которую можно скачать с сайта ФНС России .

Порядок сдачи

Процедура сдачи электронной отчетности в налоговую инспекцию через спецоператора состоит из нескольких этапов:

  • получение подтверждения даты отправки от спецоператора;
  • технический контроль
  • первичный контроль отчетности в налоговой инспекции;
  • окончательный контроль отчетности в налоговой инспекции;
  • внесение отчета в базу данных налоговой инспекции.

Отправка отчетности

Файлы с электронной отчетностью должны иметь строго определенный формат. Список всех действующих форматов утвержден приказом ФНС России от 24 декабря 2007 г. № ММ-3-13/693 . Он содержит Справочник периодов применения форматов представления (СППФД):

  • налоговых деклараций, уточненных налоговых деклараций;
  • расчетов, уточненных расчетов;
  • бухгалтерской отчетности;
  • других налоговых документов.

Если декларация подается через уполномоченного представителя , на него нужно оформить доверенность. В настоящее время в налоговых инспекциях ведется установка программного обеспечения, при помощи которого доверенность, выданная организацией, заносится в электронную базу инспекции. Если в инспекции по месту представления налоговой отчетности такое программное обеспечение уже внедрено, то каждый раз при сдаче отчетности оформлять доверенность на одного и того же представителя не требуется. Доверенность можно составить один раз и передать в инспекцию на бумажном носителе оригинал или копию (распечатанный сканер документа). Это следует из положений пункта 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 23 апреля 2010 г. № ММВ-7-6/200 .

После того как доверенность будет занесена в базу данных, вместо нее при каждой сдаче отчетности в налоговую инспекцию нужно подавать специальное информационное сообщение. В нем должны быть указаны реквизиты ранее представленной доверенности. Информационное сообщение нужно заверить электронной подписью . Порядок формирования информационных сообщений о доверенностях, выданных уполномоченным представителям (с образцами заполнения), приведен в Методических рекомендациях , утвержденных ФНС России 21 января 2011 г. (доведены до налоговых инспекций письмом ФНС России от 24 января 2011 г. № 6-8-04/0002).

Сформируйте транспортное сообщение (файл, который содержит передаваемые сведения в зашифрованном виде) и отправьте его в налоговую инспекцию через спецоператора. Если декларацию подает уполномоченный представитель в транспортном сообщении должны быть зашифрованы сведения о реквизитах его доверенности.

Документы, отправленные через спецоператора в налоговую инспекцию, сохраните у себя на компьютере.

Подтверждение отправки

Спецоператор, получив файл с отчетностью, формирует подтверждение даты отправки документа. Дата, указанная в этом подтверждении, является официальной датой сдачи налоговой отчетности (п. 4 ст. 80 НК РФ , приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398).

Подтверждение даты отправки в течение двух часов спецоператор высылает одновременно:

  • отправителю (организации, предпринимателю, налоговому представителю);
  • налоговой инспекции – вместе с принятым файлом отчетности.

Если налогоплательщик в течение двух часов не получил подтверждения даты отправки от спецоператора, он должен:

  • во-первых, обратиться к спецоператору связи;
  • во-вторых, заявить об этом в налоговую инспекцию, если проблему не удалось решить до истечения крайней даты отправки отчетности.

Подтверждение даты отправки доказывает, что отчетность представлена вовремя. Этот документ является основанием для освобождения от ответственности за несвоевременную подачу деклараций по Налогового кодекса РФ.

Ситуация: грозит ли штраф организации, если налоговую декларацию в электронном виде она отправила вовремя, но инспекция отказала в ее приеме. Отчетность составлена по утвержденному формату и подписана усиленной квалифицированной подписью

Нет, не грозит.

Если декларация составлена по утвержденному формату и заверена усиленной квалифицированной подписью, то она признается сданной в электронном виде в тот день, который зафиксирован спецоператором в подтверждении даты отправки.
По сути подтверждение спецоператора – это аналог почтового штемпеля, который проставляется на описи вложения или на конверте, если налоговая отчетность пересылается по почте. И то и другое свидетельствует о дате, когда декларацию в действительности отправили в налоговую инспекцию. И даже если в дальнейшем плательщик получит из инспекции извещение, что декларация сдана с ошибками (не прошла входной контроль), то это не означает, что срок представления отчетности был нарушен.

Такой вывод следует из положений пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ, пунктов и Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н и письма ФНС России от 18 апреля 2014 г. № ПА-4-6/7440 .*

Между тем ответственность по Налогового кодекса РФ предусматривает штраф именно за нарушение срока отправки отчетности, а не за то, что инспекция отказалась ее принять. Поэтому если декларацию отправили не позднее сроков, предусмотренных Налоговым кодексом, то оштрафовать организацию за ее несвоевременное представление нельзя. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2011 г. № А27-11908/2010, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2012 г. № А06-6455/2011).

Технический контроль

Отправленная в инспекцию налоговая отчетность проходит три этапа контроля.

На первом этапе контроля налоговая инспекция в течение четырех часов с момента получения отчетности проводит техническую проверку (п. 2.5 Методических рекомендаций, утвержденныхприказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398). В частности, проверяется соблюдение форматов файлов и имя отправителя по критериям, установленным пунктами и раздела I приложения 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398 .

По результатам проверки налоговая инспекция отправит:

  • извещение о получении;

Извещение о получении из налоговой инспекции означает, что отчетность прошла первый этап контроля.

Сообщение об ошибке означает, что при подготовке или пересылке отчетности произошли технические ошибки. Это сообщение инспекция отправляет в открытом (незашифрованном) виде. В таком случае, руководствуясь сообщением, исправьте файл и отправьте его заново.

Первичный контроль

На втором этапе налоговая инспекция проводит первичный контроль содержимого, а именно проверку:

  • реквизитов организации (представителя);
  • подлинности электронной подписи;
  • присланных файлов – имя, структуру, формат, налоговый период и т. д.

Порядок проверки определен пунктами 3–5 раздела I приложения 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398 .

Этот контроль должен занимать не более четырех часов с момента окончания предыдущего этапа технического контроля (п. 2.8 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398).

Если по результатам этой проверки инспекция выявила ошибки, она пришлет уведомление об отказе в приеме отчетности с указанием причин.

В этом случае уточните реквизиты декларации с отчетностью и отправьте файл заново. Если такое уведомление не поступило, значит, этап первичного контроля успешно пройден.

Окончательный контроль

На третьем этапе проверки налоговая инспекция в течение четырех часов после окончания первичного контроля выполняет окончательный контроль налоговой отчетности (п. 2.11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398).

По результатам проверки инспекция отправит в ответ:

Показателей отчетности в базу данных (если ошибок нет);представить корректирующую декларацию (расчет) .

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3. Статья: Скорая помощь на случай, если возникли проблемы с отправкой электронной декларации

Допустим, электронная декларация прошла входной контроль, но инспекторы обнаружили ошибки в ее показателях. Тогда они отправят вам уведомление об уточнении декларации. Тут вам решать: внести исправления в отчет или отправить пояснения (п. и Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).

Конечно, исключить вероятность сбоев в программе нельзя. К примеру, компания вовремя отправила электронную декларацию, но из-за какой-то неполадки проверяющие получили ее со значительной задержкой. Так вот, тут инспекторы не имеют права оштрафовать компанию за пропуск срока.

Бывает, что декларация просто не уходит в инспекцию. Это выражается в том, что после отправки отчетности статус «Отправлен» больше одного рабочего дня не меняется на статус «Доставлен». Советую как можно скорее обратиться в службу технической поддержки спецоператора. Медлить не стоит, ведь вполне вероятно, что отчет придется отправить заново.*

ВОПРОС УЧАСТНИКА

– У нас декларация уже третий день остается в статусе «Доставлен», статус «Получен» не появляется. Что это значит?
– Это признак того, что декларация в инспекцию ушла, но налоговики ее не видят. Инспекторы должны уведомить компанию о получении документа в течение двух рабочих дней после отправки. Если этого не происходит, надо обратиться в отдел приема электронной отчетности инспекции. Скорее всего произошел сбой, и проверяющие не получили файл. Надо отправить его заново. Если успеете до окончания срока сдачи, то претензий не будет. Но в любом случае у вас есть первое подтверждение отправки отчетности, значит, для штрафа нет оснований.
К слову, если вы отправите декларацию повторно и сразу получите подтверждение о приемке первой, то в ответ на второй отчет придет уведомление об отказе. В нем будет значиться: «Файл с таким именем уже зарегистрирован» или «Документ с указанным „Видом документа“ и/или „Номером корректировки“ уже зарегистрирован». Не пугайтесь. Это говорит о том, что один и тот же отчет загружен в базу данных инспекции повторно.
В подобных случаях инспекторы советуют получить подтверждение приемки отчета: отправить запрос через систему ИОН «Перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году»или обратиться в ИФНС лично.
Допустим, такой документ пришел в ответ на уточненку. Тогда надо убедиться, что ранее не отправлялся отчет с таким же номером корректировки. Также проверьте, не сдавали ли вы бумажную декларацию с таким номером в ИФНС лично, через представителя или почтой. Если корректирующий отчет с таким же номером уже сдавали, то укажите следующий по счету номер корректировки и отправьте отчет заново. А если повтора точно не было, то считайте протокол положительным.

Когда декларация считается сданной

Отчетность признается сданной в электронном виде в тот день, который спецоператор зафиксировал в подтверждении об отправке. Конечно, при условии, что декларацию компания составила по утвержденному формату и заверила усиленной квалифицированной подписью. То есть подтверждение спецоператора выполняет функцию почтового штампа, который проставляется на описи вложения или на конверте, если налоговая отчетность пересылается по почте. В обоих случаях подтверждается дата отправки отчета в налоговую инспекцию. И даже если затем из инспекции придет извещение о том, что декларация сдана с ошибками или не прошла входной контроль, то штраф компании не грозит. Ведь декларация сдана в срок.*

Татьяна Живаева,

заместитель директора – руководитель консалтинговой практики Аудиторско-консалтинговая фирма «Экспертный центр “Партнеры”»

С уважением,

Алла Пыжова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Сократят лимит по численности получателей дохода, при котором зарплатные отчеты можно сдать на бумаге.

С 25 до 10 человек сократят лимит по численности для права сдать 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, РСВ на бумаге. Кроме того, чтобы определить способ сдачи РСВ, нужно будет считать не среднесписочную численность работников за предыдущий расчетный (отчетный) период, а численность работников за расчетный (отчетный) период. Такие поправки планируют внести в пункт 2 статьи 230, пункт 10 статьи 431 НК. Проект изменений в НК опубликовали на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Какими способами сдать отчеты
Отчет Как сейчас сдают Как будут сдавать
2-НДФЛ

6-НДФЛ

25 и более – в электронном виде;
до 25 – в электронном виде или на бумаге

Численность получателей дохода в налоговом периоде:

10 и более – в электронном виде;
до 10 – в электронном виде или на бумаге

РСВ
Среднесписочная численность работников за предыдущий расчетный (отчетный) период:

Более 25 – в электронном виде;
25 и менее – в электронном виде или на бумаге

Численность работников за расчетный (отчетный) период:
более 10 – в электронном виде;
10 и менее – в электронном виде или на бумаге

Примечание : численность - количество получателей дохода, а не средний показатель. По плану новые нормы вступят в силу с 1 января 2020 года.

Способы сдачи электронной налоговой и страховой отчетности через ТКС

Существует два способа сдать отчетность по телекоммуникационным каналам связи:

  • через спецоператора;
  • отчетность в ФНС РФ - напрямую через сайт налоговой службы.
  • отчетность в ПФ РФ - напрямую через сайт Пенсионного фонда РФ.
  • отчетность в ФСС РФ - напрямую через сайт Пенсионного фонда РФ.

Сроки сдачи отчетности в 2019 году нужно сдавать электронно, через интернет

Для многих компаний 2015 год был переломным в вопросах сдачи отчетности. Потому что с 1 января 2015 года вступили в силу нормы , обязывающие сдавать налоговую отчетность только в электронном виде.

C 2015 года также появились изменения, согласно которым многим работодателям придется отчитываться в ПФР и ФСС по интернету.

Налоговые декларации и бухгалтерская и другая отчетность на бумаге сдается:

  • лично;

    Примечание : Необходимо предъявить паспорт

  • через своего представителя;
  • направлен в виде почтового отправления с описью вложения.
    При отправке отчетности по почте днем его представления считается дата отправки .

Примечание : При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Другой из способов сдать налоговую отчетность – переслать ее по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

При использовании этого электронного метода датой сдачи отчетности в налоговую инспекцию считается дата ее отправки. Об этом сказано в абзацах 1 и 3 пункта 4 Налогового кодекса РФ, пункте 216 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Электронные форматы налоговой отчетности утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). При передаче налоговой отчетности по ТКС руководствуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398 .

Передача отчетности по каналам связи освобождает организацию от представления документов на бумаге (п. 6 раздела I Порядка, утвержденного приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169). Однако, если организации требуются заверенные инспекцией бумажные экземпляры отчетности , сданной в электронном виде (для предъявления в банк, аудиторам и т. п.), инспекция обязана распечатать полученную отчетность и поставить отметку о приеме (п. 219 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).

Ниже приведена таблица по срокам сдачи отчетности в 2019 году . В ней указаны сроки представления декларации и расчеты по интернету. А также численность, когда сдается декларация, отчетность в электронном виде.

Могут ли оштрафовать организацию по статье 119 НК РФ. Организация обязана передавать налоговую отчетность в электронном виде, но представила декларацию на бумаге

Не имеет права, потому что ответственность за несоблюдение установленного способа представления налоговой отчетности в электронном виде предусмотрена Налогового кодекса РФ. Если организация представила декларацию своевременно, но при этом нарушила установленный порядок передачи отчетности, привлечь ее к ответственности можно только по этой статье. Размер штрафа составляет 200 руб. Отказать в приеме декларации, представленной неустановленным способом, инспекция не вправе.

Чтобы обеспечить получение от налоговиков электронной документации, необходимо заключить договор с оператором ЭДО на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (либо о передаче прав на использование соответствующего программного обеспечения) и получить сертификат ключа проверки электронной подписи. В случае невыполнения налогоплательщиком данной обязанности налоговики могут принять решение о приостановлении операций по его счетам в банках и переводов электронных денежных средств. Блокировка осуществляется в течение 10-ти дней с момента, когда проверяющие установят данное нарушение (
Срок сдачи отчетности за 2019 год. Таблица сдачи бухгалтерского баланса, налоговой отчетности для организаций и ИП. Когда сдавать декларацию 2019 год, 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.


  • Приведена таблица с перечнем отчетности ИП и сроками их сдачи в ИФНС, ПФ РФ, ФСС в 2019 . Скачать бланки, формы декларации ИП.