Роджер Желязны - Хроники Амбера. Том I

Перед вами произведения, которыми прославился Роджер Желязны – «Хроники Амбера». Все книги по порядку. Серия, которая запомнится вам надолго.

Девять принцев Амбера

Один из самых интересных фэнтезийных книжных сериалов, который выпускался многомиллионными тиражами. Главный, кто претендует на королевскую корону вечного Янтарного города (Амбера) – принц Янтаря Корвин. Он потерял память и оказался на далекой тени в океане Хаоса. Местные называют тень «Землей». Именно тут оказался Корвин и именно здесь начнутся его приключения. Дальше

Принц Корвин считает, что действовать лучше наверняка – медленно, но проверено. Во второй части «Хроник Амбера» принц возвращается в Амбер, но это произошло не так, как ожидалось нашему герою, когда он томился в темном подземелье, надеясь на сатисфакцию узурпатора. Возможно, все бы удалось, однако слова проклятия были произнесены… Дальше

Со смерти Эрика прошла неделя. Корвин, заняв место регента, уходит с головой в проблемы своих владений. Убийство Каина и слова Рэндома о недавних событиях заставили сестер и братьев собраться вместе. Но скоро все поймут – одержимость властью и желание занять престол могут взвинтить напряжение до предела. Нам предстоит погрузиться в конфликты семьи и выяснить, кто больше всех замешан в интригах. Дальше

Из всей серии «Рука Оберона» считается самой философской книгой. Мы возвращаемся к событиям, которые развивались в третьей части. Корвин с Рэндомом и Ганелоном увидели Первообраз и теперь пытаются выяснить, кто захотел его разрушить, а главное – зачем. Судьба Амбера под угрозой, а будущее кажется все мрачнее. Братья и сестры, наконец-то, покажут свои настоящие обличья, но нам предстоит познакомиться еще с кое-кем. Дальше

Итак, мы оказались в кульминационной точке. Амбер вот-вот поглотит Хаос. Сможет ли кто-нибудь остановить исчезновение прежнего мира? Оберон вернулся и теперь Камень Правосудия по праву хранится в руках законного владельца. Если бы удалось восстановить Образ, это бы изменило ситуацию, но вдруг король не сможет справиться с такой непосильной задачей? Корвин попал в лапы чудовищной усталости, а осознание своего истинного места в Амбере не оказывает ему поддержки. Дальше

В шестой части цикла мы посмотрим на мир Амбера с точки зрения Мерлина – молодого компьютерщика и гениального инженера – сына Дары и Корвина, который унаследовал силы отца и матери. Кажется, карьера складывается хорошо, так что, самое время воплотить в жизнь идею своего проекта, над которым Мерлин так долго и упорно работал. Парень уходит в Тени и вдруг выясняет, что на него началась охота. Дальше

Это был талантливый писатель Роджер Желязны «Хроники Амбера» — все книги по порядку. Поделитесь, какая из частей цикла у вас самая любимая? 😉

Роджер Желязны

Девять принцев Амбера

После целой вечности ожидания кажется, что-то стало проясняться.

Попытался пошевелить пальцами ног – удалось. Я лежал, распластавшись, в больничной постели, обе ноги были в гипсе, но все-таки это были мои ноги.

Я изо всех сил зажмурился, потом открыл глаза – и так три раза.

Комната постепенно перестала вращаться вокруг меня. Но где это, черт побери, я нахожусь?

Постепенно туман, застилавший мозг, начал рассеиваться, и я кое-что припомнил. Долгие темные ночи, санитарок и уколы. Каждый раз, как только я начинал приходить в сознание, меня тут же кололи какой-то гадостью. Так все и было. Да. Именно так. Но сейчас я чувствовал себя вполне прилично. По крайней мере наполовину. И им придется прекратить это их лечение.

Придется ли?

Может быть, и нет – внезапно пришло на ум.

Естественный скептицизм относительно чистоты человеческих намерений прочно укоренился в моем мозгу. Да меня просто перекололи наркотиками, – внезапно сообразил я. По моим ощущениям, никакой особой необходимости в этом не было и не могло быть, но если уж они начали, то с какой стати им останавливаться именно сейчас? Ведь наверняка за это заплачено. Значит – действуй хладнокровно и сделай вид, что ты все еще в дурмане, – подсказал мой внутренний голос, мое второе я, самое худшее, но и более мудрое.

Я последовал его совету.

Санитарка осторожно заглянула в палату примерно десятью минутами позже и, конечно, я все еще храпел. Дверь тихо закрылась.

К этому времени в памяти восстановилось кое-что из того, что произошло.

Я смутно припоминал, что попал в какую-то аварию. Что произошло потом – было как в тумане, ну, а о том, что было до этого, я вообще не имел ни малейшего представления. Но сперва меня привезли в обычный госпиталь, а потом перевели сюда, это я помнил, но не знал, почему.

Однако я чувствовал, что ноги были в полном порядке. По крайней мере, я вполне мог ходить, хотя и не помнил точно, сколько времени прошло с тех пор, как я их сломал. Ну а то, что у меня было два перелома – это помнил.

Голова несколько кружилась, но вскоре это прошло, и я поднялся, держась за железный прут изголовья кровати, и сделал свой первый шаг.

Полный порядок – ноги меня держат.

Итак, теоретически я вполне способен уйти отсюда восвояси.

Я вновь добрался до кровати, улегся поудобнее и стал думать. Меня зазнобило, на лбу выступил пот. Во рту отчетливо чувствовался вкус сладкого пудинга…

В Дании пахло гнилью…

Да, я попал в автокатастрофу, да еще какую… Затем дверь открылась, впустив в комнату луч яркого света из коридора, и сквозь щелки век я увидел сестру со шприцем в руках.

Она подошла к постели – широкобедрая бабища, темноволосая и с толстыми руками.

Как только она приблизилась, я сел.

– Добрый вечер, – сказал я.

– Д-добрый… – ответила она.

– Когда я выписываюсь отсюда?

– Это надо узнать у доктора.

– Узнайте!

– Пожалуйста, закатайте рукав.

– Нет, благодарю вас.

– Но мне надо сделать вам укол.

– Нет, не надо. Мне он не нужен.

– Боюсь, что доктору виднее.

– Вот и пригласите его сюда, и пусть он сам это скажет. А до того я не позволю делать себе никаких уколов.

– И все же боюсь, что тут ничего нельзя сделать. У меня точные указания.

– Они были и у Эйхмана, а поглядите-ка только, что с ним сделали.

И я медленно покачал головой.

– Ах вот как, – сказала она. – Учтите, что мне придется доложить об этом… этом…

– Обязательно доложите, – съехидничал я, – и кстати, во время своего доклада не забудьте сказать, что я решил выписаться отсюда завтра утром.

– Это невозможно. Вы не можете даже стоять на ногах, а что касается внутренних повреждений и кровоизлияний…

– Посмотрим, – сказал я, – спокойной ночи.

Она исчезла из комнаты, не удостоив меня ответом.

Я вновь улегся поудобнее и задумался. Похоже было, что я нахожусь в частной клинике, и это означало, что кто-то должен был оплачивать счет, и немалый. Но кто? Кого я знал? Я не мог вспомнить ни одного своего родственника или друга. Что из этого следовало? Что меня упрятали сюда враги?

И никого, кто мог бы поместить меня сюда.

Мой автомобиль упал с небольшого утеса прямо в озеро… И это было все, что я помнил.

Я весь напрягся, и меня вновь прошиб пот.

Я не знал, кто я такой.

И чтобы хоть чем-то занять себя, я уселся на постели и принялся разбинтовывать все свои повязки. Под ними все было в порядке, да к тому же меня не оставляло чувство, что я все делаю правильно. Я сломал гипс на правой ноге, используя как рычаг железный прут, выломанный в изголовье кровати. У меня внезапно возникло чувство, что надо убираться отсюда как можно скорее, и что мне обязательно надо сделать что-то очень важное.

Несколько раз согнул и разогнул правую ногу. Полный порядок.

Разбив гипс на левой ноге, я поднялся и подошел к стенному шкафу.

Моей одежды там не было.

Затем я услышал шаги. Я вернулся на кровать и как можно более тщательно накрылся бинтами и разломанным гипсом.

Дверь вновь открылась.

Затем комната ярко осветилась, и у самого входа, у выключателя встал здоровенный детина в белом халате.

– Мне сказали, что вы тут грубо отказываетесь подчиниться нашей санитарке, – сказал он. Здесь уже было не притвориться спящим. – Как это понять?

– Не знаю, – ответил я, – а что?

Это его обеспокоило на секунду-другую, затем, нахмурившись, он продолжал.

– Сейчас время вашего вечернего укола.

– Вы врач?

– Нет, но мне велено сделать вам укол, а для этого у меня хватит медицинской подготовки.

– А я отказываюсь от укола, – сказал я, – и имею на это полное юридическое право. В конце концов, какое вам дело?

– Я сделаю вам укол, – проговорил он, приближаясь с левой стороны кровати.

В руке его появился шприц, тщательно до этого скрываемый.

Это был очень некрасивый, грязный удар, дюйма на четыре ниже пояса, если я не ошибаюсь. Он упал перед кроватью на колени.

– …. …. – сказал он спустя некоторое время.

– Еще раз подойдете ко мне, и пеняйте на себя.

– Ничего, мы умеем обращаться и с такими пациентами – выдавил он с трудом.

Тогда я понял, что наступило время действовать.

– Где моя одежда?

– … … – повторил он.

– В таком случае мне придется позаимствовать вашу. Дайте-ка ее сюда.

Его ругань начала уже утомлять меня, так что пришлось накинуть на него простыню и оглушить железным прутом.

Примерно через две минуты я был одет во все белое – цвет Моби Дика и ванильного мороженого. Какое уродство.

Я запихал его в стенной шкаф и выглянул сквозь зарешеченное окно. Я увидел старую луну с молодым месяцем на руках, качающую его над верхушками тополей. Трава слабо серебрилась и переливалась тонким светом. Ночь слабо спорила с солнцем. Ничто не подсказывало, где именно я находился. Комната моя тем не менее располагалась на третьем этаже здания, и освещенный квадрат окна слева внизу от меня говорил о том, что на первом этаже кто-то не спал.

Так что я вышел из комнаты и осмотрел коридор. Слева он заканчивался глухой стеной с зарешеченным окном, и по обе стороны располагались четыре двери. Скорее всего, они вели в такие же палаты, как и моя. Вернувшись к окну, я не обнаружил ничего нового: те же деревья, та же земля, та же ночь. Я повернулся и направился в другую сторону.

Фанаты творчества Роджера Желязны серьезно взволнованы, когда их кумир решил взяться за написание этого цикла, работа над которым растянулась аж на 16 лет. Благодаря этим романам писатель смог обрести новую аудиторию читателей, которые с радостью окунулись в мир Янтарного королевства и его героев…
Придя в сознание в больнице на Земле, главный герой не в состоянии вспомнить, кем является и откуда он явился. Корвин был шокирован, когда вдруг осознал, что он является одним из сыновей Оберона, короля Эмбера и законным наследником престола, который расположен в параллельном мире. Изгнанный на Землю, он собирается вернуться и восстановить свои права и справедливость, невзирая ни на что.

Ружья Авалона (1972)

Корвину удается выбраться из подземелья, в которое его заточил коварный брат Эрик, несправедливо получивший трон Амбера. Братья и сестры Корвина убеждены, что использование оружия невозможно в средневековом мире Амбера, поскольку любой порох в нем инертен. Но Корвин обладает тайным знанием. Он направляется в Авалон, где имеются серебряные пули и розовый порох, который отлично работает даже в Амбере. Корвин собирается поднять мятеж против узурпатора трона посредством легиона теневых воинов, дав им первоклассное оружие из теневого мира Земли. Но силы зла не намерены останавливаться и, если законный наследник не поспешит, то силы Хаоса полностью поглотят его родной и светлый янтарный мир.

Знак Единорога (1975)

Янтарное королевство – единственный по-настоящему существующий мир. Все иные миры, в том числе Земля, представляют собой лишь тени реального мира. Наследный принц Янтарного королевства, Корвин пытается решить проблемы, которые возникли в результате предательства собственного брата. Он вынужден отступить в мир теней, в котором зловещее пророчество предрекает ему верную смерть.
Обладая Знаком единорога, но, не подозревая о его силе, Корвину приходится сильно рисковать. Он пытается противостоять демонам и вынужден пройти путь серьезных испытаний ради абсолютного знания и неожиданных открытий…

Рука Оберона (1976)

Представляем вашему вниманию 4-ю книга популярного цикла «Хроники Амбера».
Корвин не устает бороться против сил зла, чтобы спасти янтарное королевство. Неизвестно откуда возникшая Черная дорога открывает путь для демонов, которые теперь легко могут проникнуть в мир. Древний секрет источника власти королевской семьи, наконец, установлен. Коварный союз принца-узурпатора с силами Хаоса всё еще угрожает существованию всех нынешних миров. Час страшной битвы постоянно приближается. Теперь Корвин и его товарищи, князья янтарного королевства, должны сделать всё, чтобы остановить брата, ставшего предателем, прежде чем он сумеет пройти магический Лабиринт, который создан в Амбере, и необратимо изменит Вселенную.

Владения Хаоса (1978)

«Двор хаоса» — последний роман, который завершает события «Пятикнижия Корвина» из «Хроник Амбера».
Корвин, как считает его отец Оберон, лучший и наиболее достойный наследник Янтарного трона. Но судьба Корвина совсем другая – навести порядок в мире вне зависимости от того чем закончится война с Хаосом.
Корвин создает новый лабиринт и направляется ко Дворам Хаоса с Камнем Правосудия. Но главная цель Корвина – полоса свободной земли, где никто не способен причинить ему вред. Многочисленные силы с разных сторон стараются воспрепятствовать достижению его цели, включая коварного брата Бренда, который готов на всё, чтобы похитить Рубин (Камень Правосудия).

Карты судьбы (1985)

Мерлин Кори – талантливый молодой компьютерный дизайнер, работающий в Сан-Франциско. Однако это не всё. Кроме прочего, он является сыном Корвина, пропавшего принца Амбера. И теперь на него сваливается вся ответственность и обязательства исчезнувшего отца.
Каждый год 30 апреля кто-то пытается убить Мерлина. Он постоянно находится в напряжении, но убийца выдумывает все более изобретательные и коварные методы. Попытка убийства на этот раз оказалась столь изощренной, а близость смерти настолько убедительной, что Мерлину приходится сбежать в тень Земли. Пуститься в бега — не только для того, чтобы скрыться от неизвестной и зловещей силы, угрожающей его жизни, но и ради защиты важной тайны, которая может разрушить оба мира, ставшие Мерлину родными..

Кровь Амбера (1986)

Мерлин пытается скрыться от бесконечного преследования. Теперь он заключен в хрустальной пещере, будто в плену. Здесь не работают никакие силы и его магические способности. Это всё результат коварства Джасры, которая не простит смерти Бренда и готова пустить в ход не только свои ядовитые зубы, чтобы навсегда уничтожить Амбер. Мерлину предстоит немало потрудиться, чтобы справиться с этой разгневанной фурией. Но до того как Мерлин, сын Корвина, сможет узнать своего настоящего врага, ему нужно распутать паутину мести и предательства, которая по ширине превосходит даже залив Сан-Франциско…

Знак Хаоса (1987)

Престол загадочного Янтарного королевства это приз, который получит победитель в суровой игре отражений. Сталь и огонь, предательство и хитрые интриги, жизни и судьбы жителей - ничто и никто не имеет значения, когда на кону стоит грандиозная и великая цель…
Все девять претендентов, принцев Амбера, будут сражаться, однако выиграть сможет лишь один, который в итоге займет место на престоле…Кто же им станет? Об этом читатели узнают на страницах этой серии книг…

Рыцарь Теней (1989)

Мерлину становятся известны причины и детали событий, которые происходили ранее с ним, с Люком (Ринальдо), с Джулией, с Виктором Мелманом. Джасра сознается в том, что это она старалась убить Мерлина 30 апреля каждого года.
Используя Джасру и Мэндора Мерлин хочет найти Корал, которую Лабиринт отправил в неизвестное место. Но к его поискам присоединяется Призрачное колесо. Попав в необычный мир, населённый призраками, созданными Лабиринтом Амбера, Мерлин становится участником давней борьбы Лабиринта и Логруса. Выясняется, что он, пройдя когда-то одновременно Лабиринт и Логрус, уничтожил равновесие между 2-мя сверхсилами, и теперь ему нужно сделать выбор чью сторону принять. Призраки стараются связаться с Мерлином и умоляют его принять сторону Лабиринта. Логрус, в свою очередь, позволяет волшебной верёвке Фракир мыслить и разговаривать с Мерлином. Таким образом большую часть романа занимают их беседы, наполненные юмором и иронией.

Принц Хаоса (1991)

Роман «Принц Хаоса» призван прояснить многие тайны, которые интриговали читателей несколько предыдущих романов цикла.
Мерлин, наследник Корвина, чья кровь объединяет королевский дом истинного мира янтаря и Двор Хаоса, направляется ко Двору Хаоса, чтобы поучаствовать в коронации будущего лидера. Являясь третьим в очереди на этот престол, Мерлин, неожиданно для себя, вовлекается в эпицентр смертельно опасных интриг, которые так или иначе связаны с преемственностью. Основная цель коварной матери Мерлина – достичь того, чтобы именно он получил этот трон. Чтобы избавиться от такой «заботы», Мерлин едет на поиски своего отца, который много лет считается погибшим, а на самом деле он находится в плену…

Божества не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам жить их собственной жизнью.

Дао Дэ Цзин

«Ничто не ново под луной» - крайне верное замечание. Большинство фантастических миров похожи друг на друга, поскольку являются отражениями первых оригинальных идей. Почти всегда фантастические вселенные - это либо сказочные королевства, либо космическое будущее. Без сомнения, неповторимые особенности наделяют каждый мир индивидуальностью, но, тем не менее, очень редко «основная идея» отличается новизной.

В число таких редких исключений и входит мир, о котором я собираюсь вам рассказать, - удивительный и парадоксальный мир Амбера, Янтарного Королевства, мир, созданный неисчерпаемой фантазией одного из известнейших мастеров жанра - Роджера Желязны.

Привычный фантастический мир предполагает наличие некой карты или схемы, или иного наглядного отображения географического положения. В данном случае ничего этого нет, поскольку мир Амбера - не только и не столько континент, планета или звездная система, сколько целое мироздание, философская идея, которую ни в каком атласе не обрисуешь.

Иллюстрация Майкла Уэллана

Итак, изначальная идея такова: все параллельные миры имеют право на существование. Любые, даже самые причудливые вселенные располагаются совсем рядом с нами. Да и сама Земля является одним из множества миров. Причина подобного разнообразия заложена в основном принципе мироздания - все параллельные миры есть отражения (Тени) единственного истинного мира - Амбера.

Об авторе

Роджер Желязны - знаменитый американский писатель-фантаст. Его первый роман был опубликован в 1966 г., и с тех пор все его книги неизменно становились бестселлерами. Всего Желязны написал 150 рассказов и 59 романов, в том числе несколько - в соавторстве с другими мастерами жанра. Желязны был лидером движения «новой волны» в научной фантастике. «Новая волна» предполагает перенос внимания с роботов и космических кораблей на человека и его внутренний мир.

За свои книги писатель получил 6 премий «Хьюго», 3 премии «Небьюла» и несколько других наград.
И все же основным его произведением считается именно цикл книг про Амбер. Именно этот цикл писатель создавал на протяжении всей своей жизни, именно в нем он воплотил все свои задумки по созданию фантастической вселенной. Именно мир Амбера является наиболее продуманным и прописанным из всех вселенных Роджера Желязны.

Неудивительно, что цикл имеет столько поклонников по всему миру, а сам Амбер давно уже перестал быть только книгой - существуют и компьютерные игры, посвященные этой теме, и серия комиксов, и ролевая система.

Изначально известное

Первые пять книг цикла, «Хроники Корвина», рассказывают о борьбе за трон Янтарного королевства всех более или менее законных наследников внезапно пропавшего короля Оберона.

Сам король был в Амбере первым правителем, а фактически - создателем мира. Вернее сказать, король - строитель Замка на горе Колвир.

Описываемый Амбер состоит непосредственно из самого замка, города у подножия Колвира и его предместий, Арденнского леса на подступах к городу, маяка на острове Кабра и моря, соединяющего Амбер с близлежащими Тенями.

Иллюстрация Донато Джанкола

По уровню развития цивилизации Янтарное королевство примерно соответствует земной эпохе Возрождения. Однако, благодаря центральному положению во всем мироздании, в королевстве можно найти предметы из множества Теней, в том числе и вещи, явно не соответствующие заявленной ренессансной эпохе. В городе даже есть своя гильдия психиатров - при такой мешанине сверхъестественного последние просто необходимы.

У Амбера имеются два ближайших отражения, которые копируют город и замок наиболее детально, - это Тир-на ног’т и Ребма.

Тир-на ног’т - иллюзорный город, видимый только ночью при лунном свете. Он появляется в небе, и добраться до него можно только с Колвира, пройдя длинную лунную лестницу. Для этого требуется редкая сосредоточенность, поскольку неосторожный и слишком внимательный взгляд, брошенный себе под ноги, может развеять иллюзию, а увидев далеко внизу землю, человек неминуемо упадет.

Карта Янтарного королевства

Ремба - подводное отражение города. По улицам там плавают рыбы, а на клумбах растут водоросли. Попасть туда можно по лестнице, уходящей с берега в море. Она похожа на лестницу в Тир-на ног’т - они одинаковы по длине, и прохождение лестницы в Рембу тоже сопряжено с опасностями. Главное в данном путешествии - не сходить со ступеней, поскольку на них, как и в самой Рембе, можно спокойно дышать, а вот рядом - уже нет.

Другие близкие Тени отделены от Амбера морем, но взаимодействуют с Янтарным королевством на уровне соседних государств. Часть из них (Бегма, Кашфа и др.) входит в Золотое Кольцо - экономический союз, членство в котором является для страны символом преуспевания.

Достаточно близко к Амберу находится еще одно любопытное Отражение - Страж Четырех Миров. Эта крепость - сосредоточение силы, так как там пересекаются четыре стихии. На стыке происходит высвобождение огромного количества энергии, к которой может получить доступ владелец замка. Неудивительно, что это место все время подвергается нападениям, там постоянно случаются магические поединки, и его хозяева меняются с завидной периодичностью.

Иллюстрация Флоренса Маньина

Познанное со временем

Магия Янтарного королевства нетипична - вы не найдете здесь гильдии волшебников или чего-то похожего. Возможно, в Отражениях и есть что-то подобное, но в Амбере никто не увлекается излишней мишурой вокруг колдовства, предпочитая работать с энергией первопринципов. Или не заниматься магией вовсе.

При этом в городе, Арденнском лесу и в самом Замке магией буквально насыщен воздух. Там существует множество странных мистических вещей, которые явно имеют магическую природу.

Карта замка Амбера

К примеру, Зеркальный коридор Замка. Он не имеет постоянного места, появляется только перед тем, кто должен его пройти, и человеку невозможно его найти, если коридору этого не нужно. Зеркальным коридор назван из-за того, что на его стенах висят зеркала, в которых идущий по коридору может увидеть кого угодно. Обычно эти «кто угодно» оказываются его родственниками, друзьями или же наоборот - заклятыми врагами, но все они разговаривают с проходящим, выдавая информацию. Иногда это может оказаться полезным, иногда - еще больше запутывает.

Однако магия, доступная человеку, в Янтарном королевстве ограничена бытовыми заклинаниями (например, оберегающими посуду от битья), энергетическим колдовством и таинственными способностями членов королевской семьи, полученными от Единорога, главного божества.

Основой для религии Амбера и близлежащих земель является культ Единорога. В данном случае Единорог - это создание высшего порядка, аватара божества и прародитель короля Оберона.
Отцом короля считается ученый, алхимик, художник, архитектор и колдун Дворкин, который вместе с Единорогом задумал Амбер.

Главенствующая теория утверждает, что Янтарное королевство - единственный истинный мир, способный отбрасывать Тени. Причина подобного утверждения - наличие в Замке Амбера Огненного Пути или Лабиринта. Путь - это магический узор на полу одного из подземелий. Прошедший по его линиям (а это может быть только член королевской семьи) обретает колдовское могущество и власть над Отражениями.
То есть все законные и даже некоторые непризнанные дети Оберона так или иначе проходили Путь и умеют перемещаться по Теням, меняя их по своему усмотрению.

Считается, что в рисунке Пути заложены некие первопринципы мироздания, которые и определяют реальность самого Амбера и его Теней.

Путь может создать призрака любого человека, который его когда-либо проходил, и управлять им, используя в своих целях. В числе прочего Путь позволяет прошедшему его колдовать, используя в качестве магического инструмента свой уменьшенный образ.

В последующих книгах цикла выясняется, что Путь, начертанный на полу амберского Замка, - всего лишь проекция Истинного Пути, созданного Дворкиным и существующим внутри горы Колвир. Более того - сам Истинный Путь при всем том является живым (или по крайней мере разумным) существом нечеловеческой природы, олицетворяющим идею Порядка.

Пройти Путь Амбера дано не каждому

Новые открытия

Логично, что при таких обстоятельствах у Амбера должен быть противник. Думаю, вы уже заметили, что в мире Желязны отсутствует противостояние Добра и Зла. Вместо этого антагонистами выступают силы Порядка и Хаоса.

В последних пяти книгах цикла, «Хрониках Мерлина», рассказано о Дворах Хаоса, первичном реальном мире.

Небеса там меняют свой цвет каждые несколько часов, жители способны выглядеть так, как им самим вздумается. Там нет ничего определенного и постоянного. Даже самой реальности там как бы не существует - Дворы Хаоса состоят из множества осколков Отражений, и никогда не угадаешь, куда приведет следующая открытая дверь. Именно оттуда бежал в свое время Дворкин, унося знания о создании своего настоящего мира. Именно Хаос является вечным противником Амбера.

Несмотря на явное противоречие, Желязны всегда говорил, что Амбер и Хаос - это не антиподы, а, скорее, два разных полюса.

Если божество Янтарного королевства - Единорог, то во Дворах эти функции исполняет Змей. Он менее активен и не является демиургом, скорее представляя собой некое образное олицетворение высшей силы первозданного Хаоса.


Дворы древнее Амбера, поэтому многое в Янтарном королевстве создано по их образу и подобию. В том числе Огненный Путь Амбера - своеобразный противовес Логрусу Хаоса.

Логрус - постоянно меняющийся узор, пройти который может любой. Он, как и Путь, дает прошедшему власть над Тенями, и, как и Путь, является одушевленным. В одной из книг цикла Логрус и Путь даже вступают в открытое столкновение.

Дворы Хаоса не имеют никакой реальной территории, единственное, что является настоящим в этом безумном месте - это Бездна на краю мироздания. Рядом с Бездной находится огромная стеклянная игла-башня. Это столица Хаоса Тхельбан, единственная постройка во Дворах, которая существует не в Отражениях.

Бездна - это та самая первозданная Пустота, из которой все и вышло.

Хаос, равно как и Амбер, тоже отбрасывает Тени - ближайшие к нему Отражения наиболее странны и непонятны для человека, привыкшего к Порядку. Отражение Земля находится приблизительно посередине между Амбером и Хаосом, поэтому в нем смешиваются черты обоих Истинных миров. Отмечая середину мироздания, на границе Теней Амбера и Теней Хаоса растет дерево Игг, природа которого не совсем ясна.

Каким образом появился Хаос или Бездна, или как Дворкин сотворил Амбер - неизвестно. Желязны оставляет множество вопросов, не открывая читателю всех секретов мироздания. Но, в конечном итоге, это придает его миру только большую глубину, поскольку раскрывая с каждой новой книгой амберского цикла не только новый поворот закрученного сюжета, но и новую тайну, читатель уверяется в наличии чего-то большего.

Вариант обложки от Тима Уайта к Знаку Хаоса

Последние сенсации

Мир Амбера напоминает луковицу, которую читатель постепенно очищает от шелухи, пробираясь к самой середине. И каждая книга готовит новый сюрприз. Наиболее ярко это заметно на примере с артефактами.
Артефактов в мире Желязны существует не так уж и много: есть всего три разновидности.

Рукотворные Карты, позволяющие членам королевской семьи Янтарного королевства общаться друг с другом и мгновенно телепортироваться друг к другу. Они представляют собой миниатюрные портреты короля, всех принцев и принцесс Амбера, размером чуть больше обычных игральных карт.
Изначально Карты были нарисованы Дворкином, но потом появились другие Козыри, созданные одним из сыновей Оберона. Позже выяснилось, что с их помощью можно не только беседовать или перемещаться, но еще следить за родственниками и подслушивать их разговоры, а еще позже автор недвусмысленно намекает, что с помощью Карт можно прочитать мысли персонажей, на них изображенных.

Еще один тип артефактов - магические кольца Спикарды. Изначально это просто энергетические резервуары, дающие магу новые силы. Чуть позже читатель понимает, что кольца заколдованы таким образом, чтобы ненавязчиво склонять владельца к поступкам, нужным создателям колец - Змею или Единорогу, соответственно. А еще позже открывается еще один секрет: оказывается, магические мечи принцев Амбера - Грейсвандир и Вервиндль - тоже представляют собой Спикарды, просто существующие не в форме колец.

Наиболее могущественным артефактом является Судный Камень. В первых книгах это амулет короля Амбера, дающий власть над погодой. Впоследствии становится ясно, что он дарует владельцу огромные возможности - с его помощью принц Корвин, главный герой первых пяти книг цикла, создает свой Путь на скале, где растет Игг.

И в итоге выясняется, что Камень - не что иное, как око Змея Хаоса, воплощенный в материальную форму божественный атрибут.

* * *

Стоит отметить, что концепция мира Амбера совершенно не ограничивает фантазию автора. В этом мире возможно все что угодно, его разнообразие бесконечно. Любые фантазии автора находят воплощение в ярком и удивительном мире Отражений.

Мироздание по Желязны уникально своей гибкостью и парадоксальностью. К тому же автор все время подкидывает читателю новые головоломки, приоткрывает завесу над разгадкой, намекает, не договаривает, в общем, ведет себя как типичный призрак из Зеркального коридора.

И это затягивает. Затягивает сам мир, а не только сюжетные перипетии. Хотя и они достойны своего фона - такое хитросплетение интриг и загадок, неожиданных поворотов сюжета и загадочных происшествий редко где встречается.

Добавьте к этому удивительно характерных, мастерски выписанных персонажей, их приключения, сменяющиеся, будто в калейдоскопе, декорации, множество событий, переживаний - и вы получите безумный коктейль под названием «Мир Амбера».

Самое верное слово, которым можно охарактеризовать весь цикл, - это «яркий». Многообразный, меняющийся, богатый, насыщенный мир, все загадки которого так никогда и не разгадать - вот что такое любимое детище настоящего Мастера, Роджера Желязны.

Похоже, наступал конец тому, что казалось мне вечностью.

Я попробовал пошевелить пальцами ног. Успешно. Ноги я чувствовал, хотя они и были в гипсе. А сам я лежал распростертым на больничной койке.

Я зажмурился, потом снова открыл глаза.

Стены комнаты наконец перестали качаться.

Где же я, черт побери?

Туман в голове понемногу рассеивался; в нем, словно острова в океане, стали возникать обрывки того, что некогда было моей памятью. Я вспоминал бесконечно долгие ночи, бесчисленных сиделок, инъекции, инъекции, инъекции… стоило мне чуточку прийти в себя, как тут же кто-нибудь являлся и всаживал в меня шприц с какой-нибудь дрянью. Да, так оно и было. Это я вспомнил. И пусть я только наполовину пришел в себя, инъекции им придется прекратить.

Но захотят ли они их прекратить?

Почему-то упорно думалось: вряд ли.

Эта мысль пробудила в моей душе естественные сомнения относительно чистоты любых, даже самых лучших человеческих побуждений. Меня длительное время пичкали наркотиками, осознал я вдруг. Причем без особых на то причин, судя по тому, как я себя чувствую. Так что, если им за это платят, с какой стати они вдруг прекратят инъекции? Нет, действовать надо очень осторожно, сказал мне мой внутренний голос. Надо продолжать притворяться, что дурман еще действует. Внутренний голос принадлежал худшей, хотя и более мудрой, половине моей души.

Я последовал его совету.

Минут через десять дверь приоткрылась, на пороге возникла медсестра. А я лежал себе и похрапывал. Сестра тут же удалилась.

Теперь мне уже удалось кое-что восстановить в памяти.

Я смутно припоминал, как попал в какую-то аварию или автомобильную катастрофу; потом - сплошное черное пятно. О том, что было до аварии, я тоже не имел ни малейшего представления. Но помнил, что сначала угодил в больницу, а уже потом сюда. Зачем? Неизвестно.

Ноги мои совсем отошли и явно годились для того, чтобы на них стоять, хотя я понятия не имел, когда они были сломаны. А то, что они были сломаны, я знал точно.

Я попытался сесть. Это оказалось непросто: тело было, как кисель. За окном стояла темная ночь - яркие звезды, бесстыдно красуясь в небе, смотрели на меня. Я подмигнул им и спустил ноги на пол.

Перед глазами все поплыло, однако вскоре в голове прояснилось, я встал, держась за спинку кровати, и сделал первый шаг.

Нормально. Ноги держат. Итак, теоретически я уже в состоянии отсюда выйти.

Я снова залез в постель, вытянулся на спине и стал думать. От совершенных усилий и слабости меня знобило, я весь взмок, во рту стоял противный сладковатый вкус, поташнивало, мерещились засахаренные сливы и тому подобное.

Подгнило что-то в Датском Королевстве…

Да, это точно была автомобильная катастрофа. Черт знает что…

Приоткрылась дверь, сквозь щель в палату ворвался поток света. Я чуть опустил веки и увидел, что это снова сестра со шприцем в руке. Этакая могучая матрона с широченными плечищами.

Когда она подошла совсем близко, я неожиданно приподнялся и сел на постели.

Добрый вечер! - сказал я.

Ох! Добрый вечер, - ответила она.

Когда меня выписывают? - спросил я.

Об этом надо узнать у доктора.

Ну так узнайте.

Пожалуйста, поднимите рукав.

Да нет, спасибо, больше не надо.

Но мне необходимо сделать вам укол.

Нет, никакой необходимости в этом нет.

Так доктор велел!

Вот пусть доктор придет и сам мне об этом скажет. А пока что я категорически против.

Но мне же приказано…

Эйхман тоже так говорил, а чем кончил? - Я укоризненно покачал головой.

Хорошо, - вздохнула медсестра. - Мне придется доложить…

Пожалуйста, докладывайте, - сказал я. - Заодно сообщите доктору, что я утром намерен выписаться.

Нет, это невозможно! Вы ведь даже ходить еще не в состоянии! И у вас серьезные повреждения внутренних органов…

Ладно, посмотрим, - кивнул я. - Спокойной ночи.

Она вылетела в коридор, ничего не ответив.

А я снова лег и стал думать. По-видимому, я нахожусь в какой-то частной лечебнице. Значит, кто-то платит за мое пребывание здесь. Интересно, кто? Никаких родственников я вспомнить не мог. Друзей тоже. Кто же тогда платит? Враги?

Я еще немного подумал.

Ничего не придумывалось. Ни малейшей идеи насчет предполагаемого благодетеля.

Вдруг я вспомнил: моя машина летит под откос на горной дороге и падает в озеро… Дальше - полный мрак.

От напряжения я снова весь покрылся испариной.

Я не знал, кем я был раньше.

Чтобы отвлечься, я сел и быстренько разбинтовал себя. Под бинтами все давно зажило; похоже, их давно пора было снять. Потом я разбил гипс на правой ноге металлическим прутом, вынутым из спинки кровати. Мною овладело странное чувство: казалось, что нужно как можно скорее отсюда смыться, чтобы успеть сделать нечто важное.

Я попробовал встать на правую ногу. Нормально.

Потом я разбил гипс и на левой ноге, встал и потихоньку пошел к шкафу.

Пусто. Одежды там не было.

В коридоре послышались шаги. Я снова лег, прикрыв простыней снятые бинты и куски гипса.

Дверь опять приоткрылась.

В палате вспыхнул яркий свет; на пороге высился здоровенный детина в белом халате, смахивавший на быка. Это он зажег свет: пальцы его до сих пор лежали на выключателе.

Что вы тут удумали? Сестра на вас жалуется, - сказал он.

Притворяться спящим больше не имело смысла.

Неужели? - спросил я. - И что же она говорит?

Детина некоторое время, наморщив лоб, обдумывал мой вопрос, потом строго произнес:

Вам пора делать укол.

Вы что, доктор?

Нет, но мне поручено сделать вам укол.

А я не желаю, чтобы мне делали укол, - заявил я. - И имею на это полное право. Что вы на это скажете?

Что я все равно укол вам влеплю, - ответил здоровяк и двинулся к кровати. В руке он держал шприц, которого я раньше не заметил.

Это был исключительно подлый удар, дюйма на четыре ниже пояса. Детина рухнул на колени.

Выдавил он некоторое время спустя.

Попробуй еще раз, - сказал я, - увидишь, что тогда с тобой будет.

Ничего, мы с такими пациентами справляться приучены! - выдохнул он.

И я понял, что настало время действовать.

Где моя одежда? - спросил я.

Повторил он.

Тогда, пожалуй, прядется позаимствовать твою. Раздевайся!

После третьего раза мне надоело. Я накинул простыню ему на голову и как следует врезал тем самым железным прутом, которым разбивал гипс.

Через несколько минут я был уже весь в белом. Этакий Моби Дик. Или ванильный пломбир-переросток. Жуть.

Я засунул этого типа в стенной шкаф и выглянул в окно. В небе сияла полная луна, освещая ряд высоких тополей. Трава в лунном свете казалась серебристой, сверкающей. Ночь близилась к концу. Ничто не подсказывало мне, где я могу находиться. Похоже, это был четвертый этаж. Из окна я заметил внизу, слева от меня, на втором этаже свет: тоже кто-то не спал.

Я вышел в коридор и осмотрелся. Слева коридор упирался в стену с зарешеченным окном. Там были еще четыре палаты, по две с каждой стороны коридора. Я дошел до окна и выглянул наружу. Ничего нового: такие же деревья, такая же трава, та же лунная ночь. Я повернулся и пошел в обратную сторону.

Двери, двери, двери, и ни лучика света изнутри. И тишина. Лишь шарканье моих собственных шагов: позаимствованные ботинки были великоваты.

Часы, тоже позаимствованные, показывали пять пятьдесят четыре. Железный прут я заткнул за пояс под белым халатом; при ходьбе прут втыкался мне в бедренную кость. Через каждые пять-шесть метров под потолком горела тусклая лампочка - ватт на сорок, не больше.

Так я добрался до лестницы, покрытой ковром, и стал тихо спускаться.

Третий этаж выглядел в точности, как мой четвертый, так что я пошел дальше вниз. На втором этаже свернул по коридору направо, пытаясь найти ту комнату, где горел свет.