Режим герцога альбы в нидерландах. Герцогиня де Альба: цена вечной молодости Герцог альба кто он такой

Благодаря этому его дети и внуки состояли в родстве с правящими в Испании монархами. Филипп II в начале правления покровительствовал своему кузену, 3-му герцогу Альба . Этот знаменитый в своё время полководец вошёл в историю жестоким подавлением Нидерландской революции (в 1567-73 гг. он управлял от имени короля Испанскими Нидерландами).

Третьему герцогу Альба наследовал сын, 4-й герцог, который прибавил к своим владениям герцогство Уэскар . Титулы переходили от отца к сыну вплоть до Франсиско Альвареса де Толедо (1662-1739), 10-го герцога Альба. Сыновей у него не было, а в мужья своей дочери он выбрал графа Гальве из рода Сильва-Мендоса - младшего сына герцога Инфантада .

Род Сильва

В этом браке родился 12-й герцог Альба (1714-78), известный своими приятельскими отношениями с Руссо . Его сын герцог Уэскар умер раньше отца, но оставил дочь по имени Мария дель Пилар Тереса Кайетана де Сильва и Альварес де Толедо . Она известна своим покровительством художнику Гойе . У герцогини Альба не было детей в браке с 15-м герцогом Медина-Сидония (прямым потомком 1-го герцога Фернардино). После её внезапной смерти в 1802 г. герцогский титул унаследовали потомки от брака сестры 12-го герцога Альба с герцогом Бервиком из рода Фитцджеймсов.

Фитцджеймсы

Род Фитцджеймсов происходит по мужской линии от внебрачного сына Якова II Стюарта и Арабеллы Черчилль (сестры герцога Мальборо). Старший сын 4-го герцога Бервика и Лириа от брака с принцессой Штольберг-Гедернской унаследовал титулы отца, а младший, Карлос Мигель (1794-1835), стал 14-м герцогом Альба. Следующий герцог, сын и наследник предыдущего, был женат на сестре французской императрицы Евгении , которая умерла в 1920 году в гостях у семейства Альба. 17-й герцог Альба в конце 1930-х представлял в Лондоне интересы Франсиско Франко .

18-я герцогиня Альба родилась в 1926 году в мадридском дворце Лирия . По данным книги рекордов Гиннесса , ей принадлежало больше официально признанных правительством титулов, чем кому-либо ещё . В общей сложности герцогиня Альба унаследовала от предков свыше сорока титулов. При состоянии, оцениваемом в 600 млн евро, она считалась самой богатой аристократкой Испании.

В октябре 2011 года в принадлежащем ей севильском Дворце дуэний 85-летняя герцогиня сыграла свадьбу с 60-летним чиновником Альфонсо Дьесом. Во время торжеств она пустилась в пляс . Её дочь Эухения Мартинес де Ирухо, герцогиня Монторо, была замужем за известным потомственным тореадором Франсиско Ривера Ордоньесом и растит их общую дочь Каэтану (род. 1999).

Герцогиня Альба скончалась 20 ноября 2014 года во время прохождения курса лечения в клинике «Саградо Корасон» (Sagrado Corazón), Севилья, куда она была госпитализирована из-за сердечной аритмии, пневмонии и обострения гастроэнтерита.

Список герцогов

  1. Дон Гарсия Альварес де Толедо (ок. 1424 - 1488 ), 1-й герцог Альба (1472-1488)
  2. Дон Фадрике Альварес де Толедо (1460-1531), 2-й герцог Альба (1488-1531)
  3. Дон Фернандо Альварес де Толедо (1507-1582), 3-й герцог Альба (1531-1582)
  4. Дон Фадрике Альварес де Толедо (1537-1583), 4-й герцог Альба (1582-1583)
  5. Дон Антонио Альварес де Толедо и Бомонт (1568-1639), 5-й герцог Альба (1583-1639)
  6. Дон Фернандо Альварес де Толедо и Мендоса (1595-1667), 6-й герцог Альба (1639-1667)
  7. Дон Антонио Альварес де Толедо и Пиментель (1615-1690), 7-й герцог Альба (1667-1690)
  8. Дон Антонио Альварес де Толедо и Бомонт (1627-1701), 8-й герцог Альба (1690-1701)
  9. Дон Антонио Мартин Альварес де Толедо Гусман (1669-1711), 9-й герцог Альба (1701-1711)
  10. Дон Франсиско Альварес де Толедо (1662-1739), 10-й герцог Альба (1711-1739)
  11. Донья Мария Тереса Альварес де Толедо (1691-1755), 11-я герцогиня Альба (1739-1755)
  12. Дон Фернандо де Сильва и Альварес де Толедо (1714-1776), 12-й герцог Альба (1755-1776)
  13. Донья Мария дель Пилар Тереса Кайетана де Сильва и Альварес де Толедо (1762-1802), 13-я герцогиня Альба (1776-1802), поскольку у неё не было прямых наследников, титул после её смерти перешел к её родственнику Карлосу Мигелю Фитц-Джеймсу Стюарту.
  14. Дон Карлос Мигель Фитц-Джеймс Стюарт (1794-1835), 14-й герцог Альба (1802-1835)
  15. Дон Хакобо Фитц-Джеймс Стюарт (1821-1881), 15-й герцог Альба (1835-1881)
  16. Дон Карлос Мария Фитц-Джеймс Стюарт и Портокарреро (1849-1901), 16-й герцог Альба (1881-1901)
  17. Дон Хакобо Фитц-Джеймс Стюарт и Фалько (1878-1953), 17-й герцог Альба (1901-1953)
  18. Донья Каэтана Фитц-Джеймс Стюарт , 18-ая герцогиня Альба (1926-2014)
  19. Дон Карлос Фитц-Джеймс Стюарт и Мартинес де Ирухо (род. ), 19-й герцог Альба (с 20 ноября 2014)

Владения герцогов Альба

Герцогам Альба принадлежит значительная картинная галерея. Наиболее ценные полотна - такие, как «Венера перед зеркалом », «Маха обнажённая » и «Мадонна Альба », - после смерти 13-й герцогини были распроданы. Кроме того, имя герцогов носит датированный XV веком кодекс Альба с одним из первых переводов Библии непосредственно с древнееврейского на романский язык.

Замок Кока близ Сеговии Замок Миранда-дель-Кастаньяр Дворец Лирия (Мадрид)

Напишите отзыв о статье "Герцоги Альба"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Герцоги Альба

– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.

Женщина, известная своей страстью к многочисленным пластическим операциям, которые изменили ее внешность до неузнаваемости, крайней экстравагантностью, эксцентричным поведением и необычным стилем в одежде - герцогиня Альба (фото ее мы представим в обзоре) довольно часто становилась героиней не только светской хроники, но и различных скандальных публикаций.

Происхождение

Чтобы подробно описать историю древнего аристократического рода, к которому принадлежит 17-я герцогиня де Альба, понадобится не одна сотня страниц. А если вкратце, то свое начало он берет в 1429 году, когда король Испании Хуан II подарил большое поместье под названием Альба де Тормес дону Гутьерре де Толедо за верную службу. Так как у хозяина имения не было своих детей, его наследником стал племянник - Гарсия де Толедо, он же первый герцог де Альба. Вскоре он породнился с испанским королевским домом - его женой стала родная тетка Фердинанда II Арагонского, которого прозвали Католическим Королем.

За несколько веков количество регалий благодаря многочисленным бракам увеличилось настолько, что общее количество официальных титулов приблизилось к полусотне. Этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Герцогиня Альба имеет настолько благородное происхождение, что английская королева Елизавета II должна пропускать ее первой и делать реверанс в ее присутствии. Также Каэтана не обязана опускаться на колени даже перед самим Папой Римским.

Рождение дочери

XVII герцог де Альба всю жизнь мечтал о наследнике, но 28 марта 1926 г. в испанской столице, на улице Принцессы, во дворце де Лирия, у него родилась дочь Каэтана (ее полное имя Мария дель Росарио Каэтана Альфонса Виктория Эухения Франсиска Фитц-Джеймс Стюарт де Сильва). В это время в доме гостили Ортега-и-Гассет и Грегорио Мараньон. Они-то и засвидетельствовали это событие.

На тот момент герцогу Альба исполнилось 48 лет. Было понятно, что у дона Хакобо сыновей уже не будет, и дело тут вовсе не в солидном возрасте герцога. Виной всему туберкулез его жены, который развился спустя некоторое время после рождения ребенка. Стоит отметить, что тогда эта болезнь считалась смертельной. Чтобы уберечь девочку от возможного заражения, ей не позволялось не только приближаться к матери, но и заходить в ту часть дворца, где были расположены апартаменты умирающей герцогини. Мать скончалась, когда Каэтане исполнилось 8 лет.

Крещение наследницы рода де Альба стало поистине великим событием для испанской аристократии. Об этом свидетельствует и тот факт, что крестными девочки стала испанская королевская чета - Альфонсо XIII и Виктория-Евгения, а на празднование явился весь двор. В связи с революционными событиями в стране самодержцы вскоре будут изгнаны, а герцогиня Альба, как и ее род, на всю жизнь сохранит преданность и уважение к монархам.

Первая любовь

Вокруг юной и сказочно богатой титулованной наследницы поклонников голубой крови было хоть отбавляй, и все они наперебой предлагали ей свою руку и сердце. Кстати, среди потенциальных претендентов был и племянник великого русского писателя - граф Толстой. Но Каэтане не нравились субтильные аристократы. Она предпочитала мужественных тореро и исполнителей фламенко. Поэтому неудивительно, что очень симпатичная 17-летняя девушка, а именно такой была герцогиня Альба в молодости, впервые влюбилась в матадора Пепе Луиса Васкеса.

Дон Хакобо, как и ожидалось, был недоволен поведением дочери. И после некоторых раздумий отправил ее назад в Лондон, где они жили вдвоем до этого. Дело в том, что после изгнания монархов герцог служил послом в Великобритании и был вынужден, несмотря на свои монархические убеждения, защищать режим Франко. С диктатором у него были весьма натянутые отношения. История вражды началась с того, что дон Хакобо отказался от организации первого совместного выхода в свет их дочерей. Франко, конечно же, не простил ему подобного высокомерия. Когда же опальный король Испании призвал своих сторонников оставить службу у диктатора, герцог Альба вернулся вместе с дочерью в Мадрид.

Первое замужество

В начале 1946 г. Каэтана познакомилась с Луисом Мартинесом де Ирухо, своим будущим супругом. Он был сыном герцога Сотомайорского и являлся достойным претендентом на роль мужа богатой наследницы рода Альба. Через полтора года в Севилие была сыграна, как окрестили ее историки, «последняя феодальная свадьба», преследующая династические интересы и к тому же роскошная до неприличия. Посудите сами, на организацию данного события было потрачено 20 млн песет, что соответствует современному курсу в 3,5 млн евро. И это в голодной стране! Бракосочетание было обставлено настолько пышно, что свадьба будущей королевы Великобритании Елизаветы II, праздновавшаяся на месяц позже, выглядела на ее фоне совершенно бесцветно.

Светская жизнь

Когда в 1953 г. умирает дон Хакобо, герцогиня Альба становится полноправной главой аристократического дома. Теперь, когда она полностью освободилась от строгого давления отца, Каэтана решает жить так, как ей хочется - устраивать роскошные балы, танцевать свое любимое фламенко и развлекаться на корриде.

В 1959 году был полностью отреставрирован дворец де Лирия, сильно пострадавший во время бомбежек. Кстати, герцогиня Альба в молодости (фото смотрите выше) была очень миловидной женщиной и одевалась со вкусом. Ее смело можно было назвать законодательницей испанской моды. Поэтому первое дефиле Ив Сен Лорана было организовано именно в ее дворце. На показе присутствовала вся элита Испании, что вызвало настоящий фурор не только в стране, но и за ее пределами.

Спустя какое-то время в роду Альба происходит новая трагедия - заболевает лейкемией герцог-консорт. Каэтана принимает решение сохранить в тайне тяжесть заболевания как от детей, так и от него самого. Луис Мартинес до самых последних дней ничего не знал о своем страшном диагнозе. В 1972 г. он умирает в страшной агонии. Двадцатипятилетний брак подошел к концу.

Наследники

Дети герцогини Альбы, а их было шестеро - пятеро сыновей и дочь, - все родились в этом браке. Но все же это утверждение спорно, так как в свое время ходили упорные слухи, что четвертый сын Каэтаны, Фернандо, не является ребенком Луиса Мартинеса. Его отцовство приписывают великому танцору фламенко - Антонио Эль Байларин, с которым у герцогини была якобы долгая и страстная связь. Каэтана, естественно, все отрицала, но перед смертью Антонио написал свою автобиографическую книгу, где он лично подтвердил свое отцовство. Проверить при помощи теста данное утверждение не представлялось возможным, так как все материалы были опубликованы уже после его смерти. Поэтому эту нелицеприятную историю поспешили попросту замять.

Второе замужество

Прошло всего 6 лет после смерти ее первого супруга, как герцогиня Альба встретила Хесуса Агирре - бывшего священника иезуитской церкви, который слыл блестящим интеллектуалом, и влюбилась в него. Аристократическое общество было просто в ужасе, так как не могло допустить, чтобы в их среде появился мужчина на 11 лет моложе своей невесты, да еще и социалист. Сложившаяся ситуация была действительно скандальной - из двухсот приглашенных на официальное представление новоиспеченного герцога-консорта не пришел ни один гость.

Но Каэтана не очень расстроилась. Она приложила все усилия, чтобы окружающие изменили свое мнение о ее муже, и это ей удалось. В конце концов даже дети, которые были настроены крайне враждебно, стали относиться к нему, как к родному отцу. Очень быстро Агирре удалось все ранее запущенные дела рода Альба не только привести в порядок, но и вернуть ему некогда утраченное финансовое благосостояние.

Но не это было главным. Хесус сумел сделать свою жену счастливой. Он признавался ей в любви день ото дня. Счастливый брак Каэтаны продлился 23 года, пока врачи не обнаружили у Агирре рак гортани. Второй муж герцогини Альба умер в 2001 г. Шок от утраты был настолько силен, что у нее отнялись пальцы на правой руке. В результате этого пришлось навсегда забыть о страсти к рисованию.

Третье замужество

Все ожидали, что герцогиня Альба (фото ее имеются в статье) наконец успокоится и посвятит оставшуюся жизнь общению с внуками. Но вместо этого она поехала на Ибицу и, надев полупрозрачный балахон и несколько браслетов на лодыжки, отдыхала на пляже, бросая тем самым вызов женщинам намного моложе нее.

В течение двух лет, начиная с 2007 года, она перенесла три довольно сложные операции, которые пагубно сказались не только на ее внешности, но и на здоровье в целом - из-за болезни герцогиня стала плохо и неразборчиво говорить и постоянно двигать челюстями. Но все знали, что она обладает неуемной жаждой жизни, поэтому мало кто удивился, когда у Каэтаны появился очередной поклонник.

Альфонсо Диес являлся простым чиновником, к тому же он был на 24 года моложе своей избранницы. Он не считался сколь-нибудь выдающейся личностью, поэтому пресса занялась поиском «скелетов в шкафу». Вскоре она нашла нечто интригующее из личной жизни Диеса. На одном из телеканалов его бывший любовник Хосе Луис Гомес дал интервью и рассказал об их гомосексуальных связях и о том, что смешно было бы ожидать от Альфонсо проявления искренних чувств к пожилой женщине. В ответ на такие обвинения Диес подал в суд на журналистов и выиграл это дело. За моральный ущерб ему выплатили 50 тыс. евро.

Бесприданница

Не обращая внимания на слухи, Каэтана решила выйти замуж в третий раз. Естественно, что дети отговаривали ее от такого опрометчивого шага. Они даже хотели объявить ее недееспособной, но до этого так и не дошло, так как за нее вступился сам король. По протоколу испанским грандам можно вступать в брак только после разрешения монарха. Хуан Карлос дал свое согласие, но только после того, как герцогиня передала все свои титулы и имущество детям и внукам, а Альфонсо Диес отказался от наследства.

Умерла самая титулованная аристократка

Герцогиня Альба, биография которой была то счастливой, то трагической, прожила долгую и интересную жизнь. Ее подругами были королева Великобритании Елизавета II и Жаклин Кеннеди. Она выпустила две книги мемуаров, где подробно рассказала о своей жизни и личных отношениях.

Перед смертью она попала в больницу, где ей поставили диагноз - сердечная аритмия и воспаление легких. Перенести болезнь 88-летняя женщина уже не смогла. Умерла герцогиня Альба 20 ноября 2014 года.

Надо сказать, что ее очень любили на родине, в Севилье, поэтому она стала единственной испанкой, которой поставили памятник еще при жизни. Он представляет собой бронзовую статую, выполненную в полный рост. Ее автором является Себастьян Карлос Калеро.

а глаза такие умные, добрые, печальные... (перевести бы ещё стишок под портретом)

Жил да был герцог Альба, слуга королю, отец солдатам. Много где воевал, много где прославился, но вряд ли представлял, каким его запомнят потомки после выполнения очередного королевского задания: собрать вещички и несколько терций, маршем пройти по Испанской Дороге и подавить протестантский мятеж. А всё потому, что сначала ты работаешь на имидж, а потом имидж работает на тебя.

Шаг первый: дистанцироваться от аристократов.

В то время, как офицерские должности в других европейских армиях были практически монополизированы аристократами, Альба в 1560-е — 1570-е наполнил свой генштаб идальго и простолюдинами. Люди вроде Хулиана Ромеро, Кристобаля де Мондрагона, Санчо де Лондоньо, Франсиско де Вальдеса и Санчо Давилы не могли писать «дон» перед своими именами, но заняли высокие должности благодаря тому, что эффективно действовали на поле боя. Герцог Альба, по натуре человек аскетичный и полностью сосредоточенный на любимом деле, требовал от них только высочайшего профессионализма и дисциплины, чему учил на собственном примере. Зато его противники получили возможность заявлять, что эти офицеры из низов по натуре не знакомы с рыцарской этикой, а потому склонны к неконтролируемой жестокости. Мол, что с них взять, с неблагородных, сама дурная кровь их толкает на насилие и грабежи. Короче, настоящий подарок для пропаганды. Никто особенно и не замечал, что грандов в армии Альбы всё равно было немало, поскольку при нём стало престижным даже служить в пехоте. Да и в Мадриде любителей шептать на ухо королю гадости про герцога его меритократия сильно прибавила.

Шаг второй: сражаться не красиво, а эффективно.

В отличие от многих столь же родовитых генералов своего времени, герцог Альба не гнушался лично вникать во все тонкости военного дела, вплоть до самых технических. Неслучайно, что это он был первым полководцем, который сделал мушкет стандартным оружием пехоты (в то время мушкет был существенно тяжелее аркебузы, требовал вилки-подпорки, но зато мог валить рыцарей как противотанковое ружьё — броневичок Ильича). Вместо одиночных снайперов Альба набрал мушкетёров вплоть до 8% от общей численности тогдашней терции (аркебузиров ещё 20%), чем привёл голландцев в состояние культурного шока. Другим коньком железного герцога были фортификации. Влезал во все подробности укреплений, изучал и применял на практике самые модные идеи. А вот сражаться в чистом поле терпеть не мог, предпочитая изматывать супостата хитроумными маневрами, изнуряющими стычками, частыми засадами и атаками нинзя-стайл под покровом ночи. Работало это даже лучше, чем тактика Квинта Фабия против пунийского слонолюба. Людей, которые считали такую тактику бесчестной, Альба посылал далеко и надолго, заявляя, что мятежники ничего лучше и не достойны. Более того, когда Вильгельм Нассау послал к нему герольдов с вызовом на битву и обещанием после обменяться пленниками, герцог не просто отказался, но ещё и вздёрнул гонцов высоко и скоро (ранее он честно предупреждал, что спам на его емайл никаких послов слать не надо, потому что с мятежниками ему говорить не о чем, кроме полной капитуляции, так что никакой неприкосновенности не будет). Естественно, подобная тактика легко ложится в канву дьявольски коварного злодея, который змеиной хитростью и подлостью побеждает отважных врагов, идущих в бой с развёрнутыми знамёнами и поднятыми забралами.

Шаг третий: соблюдать военное право при осадах.

Альба прославился как командующий, при котором в испанской армии дисциплина была действительно железной. Любое случайное проявление насилия против гражданских лиц немедленно пресекалось и каралось смертью. Зато неслучайного было хоть отбавляй. Педантично сделав вывод, что голландцы и им сочувствующие — не суверенная держава, а мятежники против короля, Альба с неизбежностью сделал вывод, что действующее военное право требует этот мятеж подавлять любыми приличествующими способами. Неутомимый герцог приступил к делу тщательно, отказавшись даже уводить армию на зимние квартиры. Методично он осаждал и брал один восставший оплот за другим, делая это так, чтобы другие знали цену бунту. Любой взятый город подвергался разграблению и резне, и в полном соответствии с существовавшей нормой спастись можно было только капитуляцией до момента начала осады. Как только Альба окружал город артиллерией, пощады можно было не ждать. Каждый должен был знать, что начало приготовлений к осаде — это уже точка невозврата. Исключение делалось только для тех городов, которые не восстали сами, а были захвачены войсками мятежников.

В сентябре 1572 года Фламандская Армия разграбила Валансьен и пощадила капитулировавший Монс. Три недели спустя Мехелен, покинутый гарнизоном на произвол судьбы, грабили трое суток, по сардоническому замечанию герцога, «чтобы солдаты немного освежились». То же случилось во взятом Зутфене, а в Наардене было уничтожено почти всё население, город сожгли, проломили стены и сравняли всё с землёй. После капитуляции Гарлема в июле 1573 года Альба приказал казнить большую часть гарнизона, в обмен на контрибуцию запретил солдатам разорять город и бесплатно помиловал большинство горожан в качестве бонуса.

Шаг четвёртый: привлекать мятежников к законной ответственности.

Никакие тогдашние нормы ведения войны не запрещали казнить мятежников, и Альба делал это с большим размахом, благо каждое столкновение с голландскими войсками кончалось повальным бегством и пленением восставших. За захват вражеского офицера живым или мёртвым полагались денежные награды. Пленных убивали не взирая на должность или положение, временно оставляли в живых только немногих с целью допроса.

В результате несколько важнейших стратегических крепостей сдались Альбе без всяких условий, и ещё много лет голландцы имели обычай сразу покидать места, которые вскоре должны были захватить испанцы. Проблема только была в том, что сопротивление мятежных городов и войск, которым не оставили пути к отступлению, становилось отчаянным, и оставив надежду сдаться они устраивали пафосный последний бой. Так что завоевание мятежных провинций в итоге не ускорилось, а сильно замедлилось.

Казнь трёх братьев Бронкхорст ван Батенбург в числе 18 дворян, казнённых за четыре дня до казни Эгмонта и Горна.

Война стала небывало жестокой, поскольку голландцы стали платить испанцам той же монетой и с процентами. Так, они не только казнили на месте, но в отличие от испанцев массово устраивали пытки или отдавали пленных на растерзание толпе. Взяв верные королю города, мятежники в свою очередь их грабили и разоряли. Они насильно загоняли к себе в армию крестьян и горожан любого возраста и пола, а это увеличивало жестокость испанцев к мирному населению. Принятые процедуры переговоров о капитуляции не соблюдались: пока объявившие о сдаче гарлемцы обсуждали условия, к ним подошли подкрепления, и переговоры были прерваны. Когда испанцы перебросили через их стены голову голландского офицера, в ответ им кинули семь испанских. Отдельной привычкой протестантов стало демонстративное осквернение религиозных изображений и пытки католических священников на глазах у осаждающих. Данные испанцам обещания ничего не стоили: после падения Гарлема были казнены те солдаты, которых уже однажды взяли в плен в Монсе, но отпустили под обещание не воевать против королевских армий. Ещё одним частым нарушением норм войны стали ложные переговоры, когда лже-парламентёры требовали встречи с полководцами только чтобы выстрелить в упор. После таких убийств взятый город без вариантов экстерминировали, что тоже играло на руку голландцам, создавая репутацию «диких боевых псов Испании».

Логично, что Альбу вовсю критиковали в Нидерландах, но интересно, что его действия ругали и в Испании, вплоть до отзыва его из Нидерландов в 1573 году и официального расследования, сломавшего карьеры многих его подчинённых. Учитывая, что дремучие в делах информационной войны испанцы верили на слово всему, что рассказывали обиженные мятежники про «безумное животное Альбу», сегодня уже не понятно, что из его грехов правда, а что байка. Суровый и несдержаный на язык герцог стал для пропаганды идеальным злодеем, а его имя — практически синонимом испанской жестокости. Примечательно, что его действия не только не отличались от общепринятого modus operandi, но и от того, как действовали его преемники во главе Фламандской армии. Зато дон Луис де Рекесенс и дон Хуан Австрийский в отличие от герцога не имели привычки постоянно во всеуслышание объявлять что-то типа «В этом городе нельзя щадить даже собак еретиков!», а потому за вежливостью и обещаниями быть помягче их эксцессы
замечали поменьше.

Возможно даже, после Альбы с мятежниками стали обращаться ещё жёстче, потому что дисциплина упала, и на неконтролируемое насилие стали смотреть сквозь пальцы и не наказывали за него. В конце концов, в ходе многомесячных осад солдаты терпели столько лишений, что удержать их от грабежа и резни во взятом городе было почти невозможно. При этом, в отличие от Альбы, уже не стали смотреть на то, восстал ли сам город, или был захвачен голландцами.

Фернандо Альварес де Толедо, герцог Альба, биография которого сообщает много интересных фактов о его жизни и деятельности, родился в 1507 году. Это был известный испанский генерал, а также популярный государственный деятель. Из-за своей жестокости получил прозвище "Железный герцог".

Детство и юность будущего кровавого герцога

Фернандо де Толеда появился на свет 29 октября 1508 года в одной из старейших и уважаемых дворянских семей Испании. Отец его умер, когда Альварес де Толедо был еще в малолетнем возрасте, далее его воспитанием занимался строгий дед. Он прилагал максимум усилий, чтобы вырастить из мальчика ярого католика, верного слугу царю и дисциплинированного солдата. В возрасте шестнадцати лет герцог Альба уже служит офицером в кампаниях императора Карла Пятого против французов.

С 1531 года Фернандо играл ведущую роль в операциях против турок. Более того, был произведен в генералы спустя два года и отличился во время осады Туниса в 1535 году. После защиты Перпиньян от французского нападения в 1542-м он был назначен Карлом Пятым военным советником при его преемнике Филиппе.

Наиболее известные даты сражений

Герцог Альба командовал кавалерией, которая в значительной степени способствовала императорской победе при Мюльберге в 1547 году. А спустя уже пять лет Фернандо Альварес взял на себя общее командование испанскими силами в Италии. Тем не менее, герцог не может предотвратить поражение имперских сил, как привело к отречению императора в 1556 году.

Филипп Второй, став королем Испании, назначил Фернандо де Толеда губернатором Милана, а также главнокомандующим военными силами Италии. Там герцог Альба ведет войну против папской армии Павла Четвертого, который являлся французским союзником, стоя во главе двенадцати тысяч испанских солдат. Избегая при этом прямого нападения на Рим, чтобы не было повторения 1527 года.

Хитрость Папы, или Полная победа Фернандо

Папа сделал вид, что призывает противников к перемирию, надеясь, что в это время подтянутся французские войска, но испанцы перехватили их и победили в битве при Сан-Квентине. А без поддержки ожидаемых армий папские войска были разбиты. Фернандо Альварес заставил Папу принять мир в 1557 году, что обеспечило испанское господство в Италии более чем на сто лет.

В этом же году между монархами Испании и Франции в городе Като-Камбрези было заключено перемирие. Пока длился этот договор, итальянский полуостров находился в длительном состоянии покоя. А следующий знаменательный этап в биографии известного Фернандо - поход герцога Альбы в 1567 году и его дальнейшее правление в Нидерландах, которое оставило глубокий след в истории в связи с жестокими и кровавыми событиями.

Кровавые деяния знаменитого герцога

В августе 1566 г. в Нидерландах произошло Иконоборческое восстание, в ходе которого был разграблен или вообще уничтожен ряд не только монастырей, но и церквей, а также католические статуи. Для решения возникших гражданских и религиозных вопросов король Филипп Второй отправил Фернандо во главе отборной армии в Нидерланды. Там герцог Альба, биография которого подробно останавливается на этом периоде, оставил о себе наиболее кровавые воспоминания.

Фернандо вступил на территорию Брюсселя 22 августа 1567 года и занял пост генерал-губернатора. И уже через несколько дней основал "Кровавый Совет", чтобы подавить ересь и бунт. Этот Совет работает с суровой строгостью. Даже двух наиболее важных и известных дворян страны, графов, глав фламандской знати, Эгмонта и Горна, арестовали и предали суду. Впоследствии они были казнены.

Новая система налогообложения

Также казням были подвергнуты более одной тысячи мужчин всех рангов, а многие бежали за границу в целях безопасности. Всех, кого осудили, казнили 5 июня 1568 года на Ратушной площади в Брюсселе. Герцог Альба, обладающий жестким характером, не был уверен во фламандской справедливости. Он воспринимал ее как симпатию к подсудимым. Поэтому Фернандо Альварес предпочитал казнь при многочисленных свидетелях.

Содержание войск во Фландрии повлекло за собой значительные экономические затраты. И кровавый герцог Альба решил ввести новый вид налогообложения в основанный преимущественно на испанской системе налогов в размере десяти процентов на каждой передаче товара. Многие провинции на тот момент выкупили свой путь по единовременным выплатам, в связи с этим началось глубокое беспокойство, что процветание стран Бенилюкса подрывается.

Отказ от выплаты налогов, или Мятежные восстания

Некоторые жители отказываются выплачивать "десятину", как прозвали этот налог, и начался бунт, быстро распространяющийся по всем Нидерландам. Принц Оранский по прозвищу Уильям Тихий обратился к гугенотам Франции, чтобы они предоставили необходимую поддержку, и стал поддерживать мятежников. Он вместе с войсками из Франции взял много территорий.

А осада Харлема характеризуется жестокими действиями с обеих сторон. Окончилась она сдачей города и потерей около двух тысяч человек. Благодаря длительным военным кампаниям и жестоким репрессиям повстанческих граждан, которые проводил герцог Альба, Нидерланды закрепили за ним прозвище "железный герцог".

Его репутация была использована в целях пропаганды среди мятежников и для дальнейшего воздействия на антииспанские настроения. Фернандо оставался популярен и в испанских войсках, где он, не колеблясь ни единой минуты, всегда мог безошибочно угадать настроение людей.

Возвращение в Испанию, или Последние годы жизни

Несмотря на продолжающиеся военные действия, ситуация в Нидерландах оказывается не в пользу Испании. После многочисленных репрессий, которые продолжались на протяжении пяти лет, около пяти тысяч казней и постоянных жалоб Филипп Второй решил облегчить ситуацию, разрешив Фернандо де Толеда вернуться в Испанию.

Герцог отплыл из Голландии, по-прежнему раздираемой восстаниями, 18 декабря 1573 года. По возвращении в Испанию Фернандо оказался в немилости у короля. Тем не менее, спустя семь лет Филипп Второй поручил завоевание Португалии именно ему.

Фернандо Альварес женился в 1527 году на своей кузине Марии Энрике де Толедо. От этого брака у него осталось четверо наследников: Гарсия, Фадрике, Диего и Беатрис. Есть также документальные сведения, что первый его ребенок был внебрачным, который появился на свет от дочери мельника.

Герцог Альба, фото которого, конечно, мало известно обычному человеку, но зато хорошо знакомо любому историку, изучающему биографии таких выдающихся личностей, умер в Лиссабоне 11 декабря 1582 года. Останки Фернандо перенесли в Альба-де-Тормес и похоронили в монастыре Сан-Леонардо.


Фрагмент картины "Маха одетая".

Испанская герцогиня Каэтана Альба, правнучка "самого кровавого человека Испании" - маршала Альба. Она прославилась своими балами и кутежами. Как утверждают, герцогиня позировала художнику Франциско Гойя для парных картин «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Эти произведения искусства были куплены Мануэлем Годоем, первым министром и фаворитом королевы Испании. Министр в тайне собирал коллекцию шедевров с обнаженными дамами.

В зале перед публикой картина «Обнаженная маха» была закрыта картиной с «Махой одетой». Когда министр был один, картина с "одетой махой" отъезжала в сторону при помощи специального механизма, так открывалась красота второго тайного шедевра с обнаженной фигурой.

Министр поплатился за свою страсть к искусству. Хотя уже наступил относительно толерантный XIX век. Гуманные испанские инквизиторы изымали аморальные шедевры, а коллекционеров и художников обычно ждало тюремное заключение и публичное унижение.


Маха обнаженная.

"Так лучезарно хороша, так непосредственна, так высокомерна, так капризна. То она вступала в разговор с уличными мальчишками о предстоящем бое быков, то вдруг высокомерно не замечала поклонов. То с вызывающим видом подчеркивала свои симпатии ко всему французскому, то держала себя как истая испанка, как самая настоящая маха" - описывает герцогиню Лион Фейхтвангер, биограф Гойи.

В общем, герцогиня была очень эмоциональной дамой, которая сама не любила скучать и другим не позволяла.
Наряжаться простой горожанкой и хулиганить было одним из любимых развлечений благородной особы.
Горожане всегда горячо обсуждали похождения герцогини, осуждая и восхищаясь одновременно. Она была королевой эпатажа своего времени.


Маха одетая.

Картины с голыми женщинами были изъяты у министра инквизиторами, а художнику Франциску Гойя предъявили обвинения в аморальном поведении. Благодаря влиятельным покровителям живописцу удалось избежать наказания.

"Франсиско Гойя написал портреты чуть ли не со всех ста девятнадцати испанских грандов. Он знал их грешки, их человеческие слабости, он держал себя с ними, как с равными" - пишет Фейхтвангер.


Мануэль Годой в молодости сразу понравился испанской королеве

Для министра-фаворита страшнее инквизиции был гнев королевы Марии Луизы, которая давно соперничала с герцогиней Альба. Однажды испанская королева отправила герцогиню в изгнание из Мадрида на три года.


Испанская королева Мария Луиза в молодости.

Народ Испании не любил королеву Марию Луизу и ненавидел ее фаворита Мануэля Годоя, а герцогиня Альба вызывала всеобщее народное восхищение. Когда тореадор посвящал бой с быком королеве – зрители молчали, когда бой посвящали герцогине Альба – зрители ликовали.

Романист Лион Фейхтвангер описывает противостояние герцогини и королевы, кто богаче и знатнее. Каэтане Альба народ прощал любой каприз.

"В общем, Каэтана де Альба вела не менее гордый и экстравагантный образ жизни, чем королева: у нее были такие же дорогостоящие причуды - и назвать ее много добродетельней королевы тоже было нельзя...

Большой смелостью было с ее стороны строить себе новый замок именно теперь, когда вся страна терпела из-за войны величайшие лишения. Ведь расточительность Марии-Антуанетты при постройке Трианона была одной из причин, приведших ее на плаху. Но донья Каэтана с самонадеянной улыбкой, как истая герцогиня Альба, подхватила забавы Марии-Антуанетты в тот самый момент, когда той пришлось их оставить. Многие, в том числе и Франсиско, не могли бы сказать, что она вызывает в них - восторг или ненависть. И всегда это было так: Мадрид злился на Каэтану, Мадрид смеялся над Каэтаной, Мадрид был влюблен в Каэтану".



Потасканный жизнью фаворит Мануэль Годой на портрете Франсиско Гойя


Королева Мария Луиза в одежде простой испанки. Портрет Франсиско Гойя

Каэтана Альба была 13-й герцогиней рода. Она также унаследовала несколько титулов от своих родственников. Полное имя герцогини звучит внушительно Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо.


Парадный портрет герцогини Каэтаны Альба (1795 год) работы Гойя.

В 12 лет родственники выдали Каэтану замуж за 14 летнего герцога де Толедо Медина-Сидония, который тоже принадлежал к роду Альба. Так родственники объединили две ветви семьи.

Семейные отношения супругов сложились гармонично, между ними было взаимопонимание и уважение. Сплетники говорили, что герцог и герцогиня изменяли друг другу и даже не жили вместе. В любом случае супруги соблюдали осторожность, чтобы не опозорить честь семьи и не унизить друг друга.

Герцог Толедо Альба скончался в возрасте 40 лет, супруги прожили вместе 26 лет.


Супруг Каэтаны - Герцог Альба на портрете работы Гойя.

Как утверждает легенда, художника и герцогиню связывал тайный многолетний роман. Работая над портретами герцогини Гойя писал другу: «Я порой так взволнован, что не могу сам себя переносить. С трудом я немного успокоюсь, чтобы опять взяться за работу».

После смерти герцога Гойя поселился в имении герцогини Альба, утешая ее от душевных страданий по покойному супругу. Герцогиня впустила художника в свою закрытую резиденцию, куда имели доступ лишь самые близкие люди.

"Новый замок был невелик; Каэтана пригласила только ближайших друзей и наиболее знатных грандов. Франсиско был горд и счастлив, что сопричислен к ним" пишет биограф.


Герцогиня Альба на портрете работы Гойя

На серьезные отношения художника Гойя и вдовы герцогини указывают две детали портрета: на пальцах дамы изображены кольца с именами "Гойя" и "Альба", и герцогиня указывает на надпись у своих ног "Solo Goya".

Предположительно «Маха обнаженная» была написана в 1800 году, после смерти герцога Альба. Герцогиня Альба ушла из жизни через два года после создания этого шедевра. Она умерла в 40 лет, как и ее покойный супруг.

Герцогиня Альба завещала свое состояние беднякам, а художнику Франсиско Гойя оставила в наследство свое простое кольцо.

Возможно, "Обнаженная маха" была написана после смерти герцогини специально по заказу министра - ценителя.



Молодой Франсиско Гойя

Потомки герцогини Альба не согласны с версией, что именно их благородная прабабушка изображена в таком непристойном виде "Обнаженная маха", но опровергнуть эту версию пока не удалось.


Другая герцогиня Каэтана Альба

В XX веке и наши дни прославилась другая Каэтана из рода Альба. Эта дама обладала самым большим количеством разных титулов в мире (7 титулов герцогини, 23 маркизы и 19 графини). В молодости она считалась одной из первых красавиц Испании, которой восхищались толпы поклонников.

Герцогиня XX века профессионально танцевала фламенко и каталась на горных лыжах.


Герцогиня Каэтана Альба в подвенечном платье (1948 год)

В 22 года герцогиня Альба вышла замуж за герцога Сотомайора, в браке у них родилось шестеро детей. Супруг скончался в 1972 году в возрасте 53 лет.


Второй брак Каэтаны Альба (1978 год)

Через шесть лет в 1978 году герцогиня вышла замуж за композитора Хесуса Агирре, директора департамента музыки Министерства культуры. Они прожили вместе 23 года, Агирре скончался в 2001 году.

Однако вдова, которой было 75 лет, не теряла надежду найти новое личное счастье. На вопросы прессы госпожа отвечала «Я еще буду хоронить вас всех!».


Третья свадьба герцогини (2011 год)

Новость об очередном бракосочетании 85-летней герцогини с Альфонсо Диеса (Альфонсо - это имя такое) в 2011 году обсуждал весь интернет.

Умная состоятельная дама перед свадьбой переписала все свое имущество на своих шестерых детей. Ее состояние оценивалось до 3,5 миллиарда евро.

К сожалению, долго наслаждаться семейной жизнью герцогине не удалось, она скончалась в 2014 году в возрасте 88 лет.

Такие судьбы двух ярких женщин-тезок из рода Альба, которые запомнились современникам, и их имя будут помнить потомки.