Регистры провоцирующие ориентировочную реакцию. Реакция ориентировочная

Если вы спокойно сидите в своей комнате, читая эту книгу, и вдруг проем окна чем-нибудь закроется, вы автоматически повернете голову, чтобы посмотреть, что произошло. В любом организме при встрече с новым или неожиданным раздражите­лем развивается ряд физиологических сдвигов, которые «насто­раживают» тело и подготавливают его к встрече с новой


ситуацией (Lynn, 1966). Наиболее заметной и быстрой реакцией оказывается ориентация тела в направлении раздра­жителя. По этой причине ориентировочная реакция была названа рефлексом «что такое?» При этом понижаются сенсор­ные пороги, приостанавливается текущая физическая актив­ность и для подготовки к действию происходит усиление мы­шечного тонуса. Эту сложную реакцию сопровождает мно­жество физиологических изменений, в том числе увеличение частоты электрической активности мозга (ЭЭГ), сужение сосудов конечностей, различные изменения сердечного ритма (обычно урежение) и дыхания (обычно более глубокие, но более редкие вдохи), внезапная реакция потовых желез. Ориен­тировочный рефлекс был совершенно случайно открыт одним из учеников И. П. Павлова. Всякий раз, когда Павлов входил в комнату, чтобы понаблюдать за ходом текущего эксперимен­та со слюноотделением у собаки, животное всегда к нему пово­рачивалось, а слюноотделение при этом тормозилось (Lynn, 1966). Иными словами, у собаки была ориентировочная реак­ция. То, что поначалу выглядело как помеха, стало в свою очередь предметом изучения как важный феномен, интересный сам по себе. Механизмы ориентировочной реакции постепенно

"стали ключевой темой русской психологии. По причинам исто­рического характера западные психологи начали изучать эту реакцию лишь сравнительно недавно.

Соколов (цит. по Lynn, 1966) в своих исследованиях при­шел к выводу, что следует различать ориентировочную реакцию на новые раздражители и оборонительную реакцию на стимулы угрожающего характера. Американские психологи давно изу­чали реакцию, которая сходна с оборонительной и которую они называют реакцией «вздрагивания» (startle-reaction). Если над вашей головой выстрелит ружье, ваша реакция на это будет значительно более резкой, чем в случае, если за окном мелькнет тень. При реакции типа вздрагивания животное застывает, нападает или убегает. Физиологические реакции при этом обычно очень похожи на те, которые происходят при ориентировочной реакции (и в действительности оказываются их крайним выражением), но, по Соколову, их можно различать

На основе характера кровотока в коже головы. Ориентиро­вочная реакция вызывает расширение артерий лба, тогда как оборонительная реакция сопровождается сужением этих со­судов (см. гл. 5).

Если раздражитель повторяется много раз, ориентировоч­ная реакция на него постепенно ослабевает. Такое ослабление ответа называется привыканием. В случае оборонительной реакции также происходит привыкание, но более медленно. Предложен ряд моделей, описывающих физиологические изме-

Глава 4

Нения при привыкании (см Lynn, 1966; Groves, Thompson, 1970), но рассмотрение их не входит в задачи этой книги.

В психофизиологических исследованиях скорость привы­кания часто используется как зависимый показатель. Испы­туемым предлагают, например, прослушивать серию тонов, которые подаются с правильными интервалами. Скорость привыкания будет измеряться числом тонов, которое надо подать, прежде чем исчезнет электрокожная реакция. С по­мощью этого метода было, в частности, показано, что у ши­зофреников привыкание происходит медленнее, чем у нормаль­ных людей (Zahn et al., 1968).

В историческом плане интерес к ЭАК объясняется лег­костью ее измерения и демонстративностью ее проявления И в наши дни студент, попавший в психофизиологическую лабораторию, бывает так же поражен четкостью РПрК, как были поражены ее первые исследователи. Ведь перед нами реакция, которую мы видим невооруженным глазом и которая позволяет нам заглянуть в скрытый мир внутренних пережи­ваний.

Мы видели, что ЭАК - это прежде всего результат актив­ности потовых желез, в основном тех, которые в первую оче­редь реагируют на психические раздражители. Далее, величина ЭАК примерно пропорциональна интенсивности внутреннего переживания. И наконец, разные показатели ЭАК дают раз­ные реакции в зависимости от характера раздражителя или внутреннего состояния испытуемого. УПрК и СРПрК не явля­ются взаимозаменяемыми показателями симпатической ак­тивации.

Можно ожидать, что в ближайшие годы различия между этими показателями будут выяснены более точно. Не исключе­но, что мы, исходя из того, что эти различия имеют биологи­ческий смысл, сможем даже начать построение биологической классификации переживаний и форм поведения. Например, вместо того чтобы исходить из довольно расплывчатой кате­гории «эмоций» и задаваться вопросом, какой из показателей ЭАК отражает их появление, мы можем начать с того факта, что УПрК и СРПрК независимы, а затем составить каталог тех форм поведения и переживаний, которые вызывают изме­нения каждого из этих показателей. Когда будут выявлены различные ситуации, в которых возникают УПрК и СРПрК, мы сможем поставить вопрос: что общего между собой имеют эти ситуации? Таким путем мы приблизимся к созданию науки, которая будет действительно базироваться на понимании биологической природы человека.


Сердечно-сосудистая система

Если потовая железа может с первого взгляда показаться в биологическом отношении чем-то несущественным, то никому не придет в голову недооценивать важнейшую роль сердечно­сосудистой системы. Сердце в буквальном смысле поддержи­вает жизнь, обеспечивая непрерывную циркуляцию крови. Даже самые первые анатомы были уверены, что сердце - очень важный орган, они только не знали точно, что именно оно делает.

История вопроса

Древние египтяне считали, что сердце ответственно за эмоции. Даже во времена Аристотеля философы еще припи­сывали сердцу большую часть функций, которые, как мы теперь знаем, связаны с мозгом. Следы этого древнего убеждения до сих пор сохраняются в языке - например, мы говорим, что у кого-то «разбито сердце» или что человек делает что-нибудь «не от всего сердца».

В средние века изучение сердца, как и всего остального, "приостановилось. Первый крупный шаг вперед по сравнению с античными знаниями был сделан в 1628 году, когда Уильям Гарвей пришел к убеждению, что кровь циркулирует по всему телу, причем в последовательных циклах кровообращения уча­ствует одна и та же кровь. Гарвей был так поражен своими наблюдениями, говорившими о сложности этой системы, что он попытался возродить представление древних о крови как вме­стилище души. Наука к этому не вернулась, однако искусные эксперименты и наблюдения Гарвея остаются впечатляющим примером научного метода.

Спустя примерно 100 лет английский священник Стефен Хэйлс изобрел метод, позволявший измерять артериальное давление, т. е. силу, с которой сердце накачивает кровь. Ис­пользуя сложное устройство, сделанное из медных трубок и гусиной трахеи, он обнаружил, что у кобылы при перерезке артерии кровь бьет фонтаном высотой до восьми футов. Позже ученые вычислили, что при том же методе кровь челове­ка поднималась бы примерно на 5 футов. К счастью, впослед­ствии были придуманы другие, безвредные для организма спо­собы определения артериального давления.

Глава 5


Сердечно-сосудистая система

Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо одним из пер­вых высказал мысль, что измерение артериального давления может оказаться полезным при изучении психических процессов. В частности, Лоброзо считал, что если у подозреваемого пре­ступника, которого допрашивает полиция, измерить давление крови, то можно будет определить, правду ли говорит этот человек (см. гл. 10).

В практической медицине в настоящее время широко из­вестно, что стресс и напряжение усиливают сердечно-сосу­дистую функцию.

С помощью портативных измерительных приборов было обнаружено, что во многих стрессовых ситуациях реальной жизни учащается ритм сердца (PC) и возрастает артериаль­ное давление (АД). Использование таких портативных прибо­ров часто имело решающее значение для диагностики сердеч­ного заболевания в случаях, когда оно не обнаруживалось при обследовании в спокойной обстановке врачебного кабине­та. Ганн и сотр. (Gunn et al., 1972) сообщают, например, об одном больном, у которого учащенный ритм сердца (точнее, пароксизмальная тахикардия предсердий) обнаруживался толь­ко во время игры в бридж, когда партнером была его жена. Несколько лет спустя этот больной умер от сердечного присту­па во время такой партии в бридж.

Ежедневные измерения сердечного ритма у здорового человека на протяжении года показали, что пики частоты сокращений приходились на субботы и понедельники, что легко объяснить состоянием возбуждения. Усиление сердеч­но-сосудистой функции обнаруживалось, кроме того, при вождении машины, сдаче крови, беседе с психиатром, перед прыжком на лыжах с трамплина, при приземлении самолета на авианосец, а также при выполнении функций маклера в часы работы фондовой биржи (Gunn et al., 1972).

Усиление сердечно-сосудистой функции наблюдается, конеч­но, и при мышечном напряжении во время физической работы. Один из более интересных примеров этого явления приводят Мастере и Джонсон (Masters, Johnson, 1966), изучавшие по­ловую активность: по-видимому, учащение ритма сердца, по крайней мере у женщин, коррелирует с интенсивностью ор­газма. Исследование половой активности указывает также на важность локальных изменений кровообращения. Эрекция в значительной степени определяется повышением притока крови к пенису и клитору. Покраснение кожи, часто наблюдаемое при половом возбуждении, тоже объясняется усиленным при­током крови к коже. Невинный румянец смущения - не что иное, как расширение артерий лица, ведущее к усилению кровотока и повышению температуры кожи.


Эмоции и активация (arousal)

В ранних психофизиологических исследованиях показатели работы сердечно-сосудистой системы часто использовались, так же как и показатели ЭАК, в качестве индикаторов уровня общей активации. Но если раздражители, на которые обнару­живается реакция ЭАК, были обычно довольно умеренными по силе (как, например, слово «проститутка»), то показатели сердечно-сосудистой системы изменяются только при более сильных стимулах.

Например, в одной серии работ было показано, что непосредственно перед экзаменами у студентов выявляются большие величины PC и АД (Brown, Van Gelder, 1938). Ниссен (Nissen, 1928) обнаружил, что у двух больных, сидевших в зубоврачебных креслах, подъем АД происходил в момент появления в кабинете зубного врача. В одном из более «острых» исследований, зарегистрированных в истории психологии, Лэн-дис (Landis, 1926) исследовал троих своих коллег, которых он заставил пребывать без сна двое суток. После этого каж­дого испытуемого подвергали воздействию электрического тока такой силы, какую он только мог вынести, и столько вре­мени, сколько он мог терпеть. В числе физиологических реак­ций на ток были заметное выделение пота, одышка, рвота и повышение АД.

Нет надобности говорить, что концепция общей активации сердечно-сосудистой системы, так же как и других физиологи­ческих систем организма,- это лишь первое разумное прибли­жение. Следующий шаг на этом пути - представление о различ­ных комплексах сердечно-сосудистых реакций при различных обстоятельствах.

Альберт Экс в своей классической работе (Ах, 1953) прямо поставил вопрос о том, можно ли на основе физиологических реакций отличить одну эмоцию от другой (см. гл. 2). Он оце­нивал состояние сердечно-сосудистой, кожной, дыхательной и мышечной систем. Одна из основных проблем при изучении эмоций - очень большая трудность воспроизведения этих состояний в условиях лаборатории. Для того чтобы заставить своих испытуемых сначала рассердиться, а затем испугаться, Экс прибегал к сложным хитростям, и это позволяло ему воспроизводить ситуацию повторно.

Якобы для изучения «гипертонии» отобрали 43 здоровых испытуемых. Человеку прикрепляли несколько электродов и объясняли, что от него требуется лишь одно - лежать спо­койно, в то время как медсестра будет один раз в минуту измерять у него давление. Между тем испытуемому как бы между прочим сообщалось, что сотрудник, обычно ведущий регистрацию показателей, заболел и что его заменяет человек.

Глава 5


Сердечно-сосудистая система

Которого недавно выгнали за некомпетентность и дурной нрав. После короткого периода покоя, в течение которого реги­стрировались все показатели, этот подставной оператор кричал из соседней комнаты, что с записью что-то не ладится. Тогда они менялись местами с экспериментатором и подставной оператор начинал оправдывать свою репутацию несносного человека. Он критиковал медсестру, грубо толкал испытуемого, «проверяя контакты», саркастически замечал ему, что все не ладится из-за него, поскольку он опоздал на обследование. Всего за пять минут он успевал обвинить испытуемого в том, что тот не пытается способствовать успеху обследования, что он шевелится, когда надо лежать спокойно,- словом, во всем, в чем только мог. Затем возвращался экспериментатор и извинялся за грубость своего помощника. С помощью этой хитрости успешно вызывали ярость испытуемых. Некоторые из них говорили, что «этому типу следовало бы дать по физио­номии».

Затем, после перерыва для отдыха, у испытуемых вызывали другую эмоцию - страх. (В том же исследовании у другой группы испытуемых порядок был обратным - сначала вызыва­ли страх, а потом ярость.) Теперь испытуемому на мизинец подавали удары электрического тока, силу которого постепенно повышали до появления жалоб. Экспериментатор инсцени­ровал тревогу, метался по комнате, предупреждал испытуемого, чтобы тот ради своей же безопасности лежал не шевелясь. Это представление продолжалось еще пять минут - в один из моментов экспериментатор даже нажимал кнопку, отчего по комнате сыпались искры. Нет надобности говорить, что угроза случайной гибели на электрическом стуле вызывала у испы­туемых страх. Один из них все время кричал: «Снимите, пожалуйста, провода! Помогите мне!» Другой молился, тогда как третий позже философски рассказывал: «Каждый из нас должен когда-то умереть. Я решил, что мой черед пришел».

Сложность методических приемов этой работы показывает, почему изучение эмоций ведется не так широко. Возросшее внимание к этической стороне дела при обмане испытуемых могло бы в наши дни сделать такую работу невозможной. Как бы то ни было, когда люди переживали два вида эмоций, у них были зарегистрированы две разные по характеру физиоло­гические реакции. Картина реакции страха была, по-видимому, связана с действием гормона адреналина, а картина ярости - с действием норадреналина. Вертс и Роберте (Weerts, Roberts, 1976), недавно продолжившие это исследование, нашли сход­ную картину физиологических реакций в случаях, когда люди только представляли себя в ситуациях, вызывающих у них ярость или страх.


Основным результатом изучения сердечно-сосудистой си­стемы был вывод, что повышение диастолического давления и замедление ритма сердца более характерны для чувства ярости, чем для страха. Среди других обнаруженных фактов было то, что общий уровень электропроводности кожи сильнее изменяется при ярости, тогда как спонтанные сдвиги этой величины чаще возникают при страхе. Учитывая данные Кил-патрика (Kilpatrick, 1972), можно думать, что в этой ситуации в чувстве ярости более выражен «интеллектуальный» компо­нент. Это говорит о том, что даже в таком тонком эксперименте "сохранение спокойной лежачей позы на протяжении всех собы­тий, возможно, изменило характер реакций по сравнению с тем, что было бы, если бы испытуемому действительно позволили дать «грубияну» по физиономии.

Описанный эксперимент позволяет сделать важный вывод. по крайней мере некоторые эмоции можно различать по физио­логическим реакциям - сердечно-сосудистым и другим Мы еще раз видим, что ключом здесь является характерная структура (паттерн) физиологической реакции.

Ориентировочная реакция расценивается как первое проявление взаимодействия организма с изменившейся ситуацией внешней среды. И. П. Павлов подчеркивал, что ориентировочная реакция является одним из фундаментальных актов поведения, благодаря которой «с места» происходит тонкий элементарный анализ раздражителей.

В дальнейшем этим термином стали объединять проявления, весьма различные по уровням интеграции и по сложности: от безусловного рефлекса настройки анализаторов на лучшее восприятие раздражителен (поворот головы, ушных раковин и пр.) до таких сложных форм, как исследовательское поведение, ориентировочно-пищевой рефлекс и др.

По представлениям П. К. Анохина (1958), так называемый ориентировочный рефлекс - это целостная реакция, специфическая деятельность организма, имеющая свою физиологическую архитектуру и закапчивающаяся приспособительным актом. Внешние выражения этой реакции, сколько бы их ни было,- это только выражения центральной интеграции.

Не может быть ориентировочной реакции вообще, не связанной с чем-то, оторванной от прошлого опыта, от доминирующей . Именно в процессе этой реакции осуществляется афферентный синтез, восприятие и оценка сигнала, формирование плана действия, «принятие решения», включаются механизмы эмоционального санкционирования.

Таким образом, все основные процессы , определяющие структуру и особенности биологически целесообразной, направленной поведенческой деятельности, осуществляются в период ориентировочной реакции, предшествующей любому поведенческому акту.

Подробно цзучепы внешние (вегетативные, биоэлектрические) проявления ориентировочной реакции (Е. Н. Соколов, 1968; О. С. Виноградова, 1961; Л, П. Латаш, 1968). Однако аналитическое изучение поведенческих проявлений ориентировочной реакции осуществлено в меньшем объеме. Одни и те же термины- «ориентировочная реакция», «настораживание» (alert), «пробуждение» (arousal), реакция внимания (attention)-применяются для обозначения довольно разных компонентов поведенческих и биоэлектрических сдвигов.
Нередко их используют как синонимы , хотя как вБешнее, так и внутреннее физиологическое содержание этих состояний не совсем идентично, что и пытаются отразить разнообразием терминологии.

Изучение ориентировочной реакции как таковой входит в комплекс методов психофармакологического исследования. Данные, полученные по этому тесту, дают определенную информацию о характере нейропсихотропного действия препаратов.
В период ориентировочной реакции осуществляются главнейшие процессы, формирующие ответное целенаправленное поведение, протекающее либо с эмоциональной окраской, либо без нее. В связи с этим важно определение поведенческих эквивалентов сменяющихся этапов формирования этого начального периода функциональной системы поведенческого акта. Мы пытались вычленить из всего комплекса внешних проявлений ориентировочной реакции те состояния, которые отражают разные ступени формирования ответного поведения, и определить, какой же этап в этой цепи является «критическим» для архитектуры последующего поведения и в какой степени психотропный эффект соединении может быть связан с их влиянием на ориентировочную реакцию как начальную фазу формирования целенаправленного поведения (А. В. Вальдман, М. М. Козловская, 1966, 1972).

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КИНОЛОГОВ МВД РОССИИ

Цикл кинологии

Лекционный материал

Подготовлен преподавателем

Лекционный материал одобрен

На заседании цикла кинологии

Протокол №______

Уфа 2011г.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКАЯ ШКОЛА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

КИНОЛОГОВ МВД РОССИИ

Цикл кинологии

«Утверждаю»

Начальник цикла кинологии

УШПСК МВД РФ

Полковник полиции

И.П. Яблонский

«___»_______________ 2012 г

ЛЕКЦИЯ: №_____ «Формы поведения»

Лекционный материал

Подготовлен преподавателем

Цикла кинологии капитаном полиции Ермиловым Е.Н.

Лекционный материал одобрен

На заседании цикла кинологии

Протокол №______

«_____»_______________2012 года.

Уфа 2011г.

1. Формы поведения животных.

2. Схема организации инстинктивного поведения.

1 учебный вопрос:

Формы поведения животных

Поведение собаки – это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды.

В начале жизни у щенка проявляются простые врожденные рефлексы и рефлекторные акты, обеспечивающие его выживание в определенных условиях. В дальнейшем эти рефлексы усложняются условными рефлексами, обеспечивающими более совершенные приспособительные функции организма к новым, постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

У взрослой собаки отдельные простые рефлексы и рефлекторные акты объединяются в сложные реакции поведения цепного характера, направленные на выполнение жизненно важных функций организма. Поведение взрослой собаки бывает настолько сложным, что малоопытному дрессировщику трудно заметить отдельные рефлексы. При внимательном наблюдении за рефлекторной деятельностью собаки можно выделить однородные группы рефлексов, проявляющиеся закономерно в определенной последовательности. Такие группы рефлексов называются реакциями поведения.



Из общего поведения собаки можно выделить следующие виды реакций:

–пищевая;

–защитно–оборонительная;

–апортировочная;

–ориентировочная;

–поисковая;

–привязанности;

–половая;

–родительская;

–игровая;

–подражательная;

–общения.

Эти реакции составляют основу жизни животного и используются или учитываются в практике дрессировки служебных собак. Большинство основных реакций поведения – составная часть более сложных, запрограммированных, врожденных реакций организма, называемых инстинктами. Инстинкты отличаются от основных реакций поведения тем, что они управляются специфическими физиологически активными веществами и гормонами, поэтому всегда стереотипны и доминируют над другими реакциями.

Исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для выхода из которых у животного нет готового двигательного ответа. Разрешение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма и среды как единого целого. Животное осуществляет активный выбор действий, а формирование данных действий происходит путем упражнений.

Торндайк сформулировал свою концепцию в ряде законов:

закон упражнения – сила связи между реакцией на ситуацию с самой ситуацией пропорциональна частоте повторения таких совпадений;

закон готовности – повторение таких совпадений изменяет готовность организма к проведению нервных импульсов;

закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии стимулов один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию (законы 1–3 были известны в психологии и ранее, но Торндайк перенес смысловой акцент с постулирования формирования ассоциаций внутри нервной системы на установление связей между движениями и внешними событиями);

закон эффекта – любой акт, приводящий в данной ситуации к положительному эффекту, далее ассоциируется с ней, так что если ситуация повторяется вновь, то выполнение этого акта становится более вероятным, чем прежде; напротив, любой акт, оказывающий в данной ситуации отрицательное воздействие на животное, при ее повторении появляется с меньшей вероятностью.

Пищевая реакция.

Пища – основа жизни собаки, определяющий фактор в формировании многих реакций поведения, в частности пищевой. Проявляется у голодной собаки, направлена на поиск, добывание и поедание пищи. Пищевая реакция является не только видовой, но и родовой, и даже имеет много сходного в целом семействе, например, псовых. Условные рефлексы, приобретенные в период поиска и поедания пищи, определяют характер пищевой реакции каждой собаки. Недостаток корма в период роста и развития молодой собаки вырабатывает у нее чрезмерную активность поиска пищи, сильную пищевую реакцию при виде корма и жадность при поедании. Условные рефлексы, приобретенные в связи с приемом корма, становятся натуральными, прочно закрепляются и долго сохраняются. Поэтому при недостаточном кормлении у молодых собак развивается и интенсивно проявляется пищевая реакция, при регулярном и правильном кормлении пищевая реакция развивается умеренно и проявляется в малоактивной форме. Надо учитывать, что у собак с хроническими заболеваниями желудочно–кишечного тракта пищевая реакция недостаточно развита и, как правило, у них плохой аппетит. Он может совсем отсутствовать при заболевании, переутомлении, смене пищи и режима кормления. Такие собаки имеют плохую упитанность и слабо поддаются дрессировке вкусопоощрительным методом.

Необходимо помнить, что большинство рефлексов у собак вырабатывается на базе пищевых рефлексов и реакции поведения. Знание и глубокое понимание пищевой реакции помогает дрессировщику легко ориентироваться в выборе метода и способа дрессировки своей собаки, в правильном применении пищевых раздражителей, а также позволяет методически грамотно выполнять приемы дрессировки.

Оборонительная реакция

Эту реакцию определяет большая группа врожденных и приобретенных двигательных рефлексов, направленных на сохранение жизни от врагов и различных вредных факторов внешнего воздействия. Поэтому эта реакция называется защитно–оборонительной. Она дает возможность собаке по определенным сигналам избегать опасности или активно бороться с ней. В основе активно–оборонительной реакции лежат сложные двигательные акты, связанные с перемещением тела в пространстве в целях нападения на источник опасности или удаления от него. На базе врожденных защитно–оборонительных реакций образуются сложные условные рефлексы, которые в конечном итоге определяют характер и особенности проявления защитно–оборонительной реакции. У взрослой собаки она может проявляться в трех формах: активно–оборонительной, пассивно–оборонительной и смешанной (злобно–трусливой).

Активно–оборонительная реакция – формируется при ровном, спокойном, уравновешенном обращении дрессировщика с собакой. Для формирования этой реакции необходима правильная организация воспитательной дрессировки щенков в возрасте от двух до шести месяцев. В этот период у щенков следует вырабатывать и развивать активность всех двигательных реакций, не допуская проявления пассивности, осторожности, боязливости и трусости. В процессе служебной дрессировки необходимо закреплять и совершенствовать активность собаки, вырабатывать смелость, небоязнь, умеренную злобность и недоверчивость к посторонним людям. Собаки с активно–оборонительной реакцией, как правило, хорошо поддаются дрессировке, тренировке и дают наиболее эффективные результаты на службе.

Пассивно–оборонительная реакция – формируется при неумелой организации воспитательной дрессировки щенков, а также при грубом и жестоком обращении с собакой во время дрессировки и тренировки. Применение сильных болевых раздражителей дрессировщиком вырабатывает у собаки пассивность, вялость, боязливость, переходящие в робость и трусость. Собака с пассивно–оборонительной реакцией малоподвижна, боится сильных раздражителей; уклоняется от ударов, убегает или прячется от неблагоприятных условий, при виде помощников ложится на землю, покорно подчиняется даже постороннему человеку.

Пассивная реакция в поведении собаки задерживает образование положительных условных рефлексов. Выработанные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика легко затормаживаются всевозможными внешними раздражителями. Такие собаки имеют низкие рабочие и служебные качества. Если пассивность у собаки переходит в боязливость и трусость, то такие собаки к службе непригодны и подлежат выбраковке.

Злобно–трусливая реакция поведения – формируется при неправильной дрессировке собак. Чаще всего она образуется у молодых собак в возрасте от шести до десяти месяцев, когда пытаются развивать злобную реакцию при отсутствии активной реакции и общей смелости у собаки.

Злобная реакция поведения – чаще всего бывает у собак, имеющих сильно выраженную активно–оборонительную реакцию, при частом развитии злобы в процессе дрессировки. Последнее мешает дрессировке и применению собак на службе, особенно для розыскных и сторожевых целей. Иногда приходится выбраковывать собак, имеющих чрезмерно злобную реакцию.

Ориентировочная реакция поведения

Врожденная реакция на новые или необычные раздражители и раздражители большой силы, проявляется в виде ориентировочно–установочного рефлекса "Что такое?" и исследовательских рефлексов обнюхивания, прислушивания, облизывания и т. д. Ориентировочные рефлексы – источник образования новых условных рефлексов собаки. С накоплением большого количества условных рефлексов ориентировочная реакция проявляется умеренно и в конечном итоге соединяется с условными рефлексами, обеспечивающими ориентирование собаки в сложной обстановке. Ориентировочная реакция в зависимости от сложившихся условий может заменяться другими реакциями: пищевой, активно–оборонительной, пассивно–оборонительной и чаще всего поисковой реакцией.

Поисковая реакция

Врожденная реакция поведения. Она обеспечивает выживание организма собаки. В процессе жизни и дрессировки собаки эта реакция обусловливается огромным количеством условных рефлексов и образует условно–рефлекторные комплексы с другими реакциями поведения. Работа собаки по чутью связана с проявлением обонятельно–поисковой реакции. При внимательном наблюдении во время ее постановки на запаховый след можно легко заметить и выделить составные элементы обонятельно–поисковой реакции: отыскивание на участке местности запахового следа, оставленного при передвижении человека, животного; определение направления движения человека или животного; преследование человека, животного до обнаружения и задержания.

В практике дрессировки известны случаи, когда собаку не могли приучить работать по следам. При исследовании было обнаружено, что у таких собак нет отдельных элементов обонятельно–поисковой реакции. Такие собаки непригодны к дрессировке для розыскной службы и не могут быть использованы в работе по чутью.

Реакция привязанности

Это сложные условно–рефлекторные акты животного, проявляющиеся в виде ласки, нежности, ожидания, покорности, подражания, послушания, радости, защиты и охраны человека. Эта реакция формируется при длительном совместном пребывании и взаимодействии человека и собаки. Реакция привязанности лежит в основе установления контакта дрессировщика с собакой, без которого невозможна дрессировка и использование собаки на службе. Хороший контакт дрессировщика с собакой – главное условие ее безотказной работы. У собак есть и другие реакции поведения, но они не представляют практического интереса и не используются в дрессировке собак.

Апортировочная реакция

Способность собаки бежать за брошенным апортировочным предметом, активно искать и поднимать его.

Игровая реакция

Способность собаки к игровому взаимодействию со своим хозяином. Эта реакция поведения очень необходима для процесса дрессировки, так как являться отличным положительным подкреплением.

Вслед за И.П.Павловым ориентировочный рефлекс часто называют рефлексом «что такое?». Этот рефлекс представляет собой комплексную реакцию (на уровнях моторики, вегетатики и активности ЦНС) психики на стимулы, воспринимаемые как новые, неизвестные.

Действительно, значимость неизвестного стимула потенциально может оказаться высокой, поэтому организму нужно «перестраховаться» и отнестись к незнакомому раздражителю с предельным вниманием.

Согласно принятой модели, образ (параметры) вновь воспринятого стимула сравнивается (на всех уровнях высшей нервной деятельности) с имеющимся в психике «следом». В случае наличия рассогласования между стимулом и «следом», возникает ориентировочная реакция.

На полиграмме такая реакция проявляется в изменении динамики всех основных параметров: КГР, плетизмограммы, дыхания.

По мере «привыкания» организма к стимулу, ориентировочная реакция угасает. Важно, что новизна стимула является «фонозависимой»: стимул, воспринимаемый как знакомый, в новых условиях, на фоне новой ситуации, может вновь характеризоваться как новый.

Ориентировочная реакция (точнее, ее начало – «настройка») является неспецифической: разные новые стимулы вызывают одни и те же изменения в организме, которые мы можем наблюдать на полиграмме. Затем разворачивается дифференцированный анализ стимула, связанный со специфичной активацией различных участков ЦНС.

В тех случаях, когда стимул, с которым «познакомился» организм, оказывается значимым и отрицательно валентным, на смену ориентировочной реакции приходит реакция оборонительная (защитная), формирующаяся на основе безусловного оборонительного рефлекса.

Безусловный оборонительный рефлекс также является многокомпонентной реакцией, и его проявления на полиграмме сходны с проявлениями ориентировочной реакции. Однако оборонительные условные реакции являются специфическими (вследствие специфичности стимулов, их провоцирующих), поэтому можно предположить, что у нас есть возможность различать ориентировочные и оборонительные реакции.

Вернемся к рассмотрению . Напомним, что мы не осветили эксперименты, направленные на выяснение качественных различий в реакциях на различные стимулы.

В первых опытах все стимулы сопровождаются ориентировочными (неспецифическими) реакциями. Через 10-20 предъявлений стимула ориентировочная реакция на него полностью угасает. Теперь, если один из стимулов (в эксперименте Лурия и Виноградовой – стимул «скрипка») будет подкрепляться ударом током, у испытуемого разовьется оборонительная (специфическая) реакция на него.

О.С.Виноградовой и Е.Н.Соколовым было установлено, что ориентировочные и оборонительные реакции по-разному проявляются в реакциях сосудов руки и головы. Если сосуды руки в реакциях обоих видов сужаются, то сосуды головы сужаются в оборонительной реакции (на болевой стимул) и расширяются в ориентировочной.

Указанное явление позволило Лурия и Виноградовой увидеть, что ядро значимого семантического поля «скрипка» вызывало именно оборонительные реакции; стимулы, входящие в периферию поля, стали сопровождаться ориентировочными реакциями; нейтральные стимулы реакциями не сопровождались.

Продолжение опытов приводило к уже описанному явлению: значимое поле «сужалось», периферийные стимулы становились нейтральными, компоненты ядра – переходили на периферию поля. Соответственно изменялся и характер реакций на стимулы.

Таким образом, наблюдая реакцию по типу оборонительной, мы можем предполагать высокую значимость вызывающих ее стимулов. С ориентировочной реакцией дело обстоит сложнее: она может быть вызвана как новизной стимула, так и новизной контекста (ситуации) в которой стимул предъявляется, и, кроме того, может свидетельствовать о некоторой средней (промежуточной между высокой и нулевой) значимости стимула.

Заметим, что дрейф стимула из поля личностных смыслов в поле значений сознания испытуемого означает уменьшение значимости этого стимула. Вместе с тем, ускорение такого перемещения определяется значимостью стимула: угасание реакции на значимый стимул происходит медленнее. Следовательно, отслеживая миграцию стимула между областями сознания проверяемого посредством анализа соответствующих ей изменений интенсивности и характера реакций (ориентировочные или оборонительные), мы имеем возможность оценивать как «относительную», так и «абсолютную» ситуационную значимость стимулов теста. Изменяющийся от предъявления к предъявлению характер реакций на данный стимул, связываемый с понятием лабильности симптомокомплекса, определяется, по-видимому, преимущественно названной миграцией стимулов по оси значимости (близости к центру поля личностных смыслов).

Для полиграфолога более комфортной ситуацией будет, пожалуй, та, в которой значимость стимула можно будет определять только лишь по интенсивности реакции (количественный показатель), а не по ее качеству. Возвращаясь к факторам развития реакций по типу ориентировочных (новизна стимула, новизна контекста, средний уровень значимости стимула), следует указать на пути купирования таких реакций.

Очевидно, что ориентировочные реакции угасают со временем (с количеством предъявлений). Это, кстати говоря, еще один аргумент в пользу тезиса о необходимости изучать реакции испытуемого в динамике, на протяжении нескольких предъявлений одного и того же теста. Первые ориентировочные реакции в ответ на стимулы развиваются у проверяемого уже в предтестовой беседе. Обстоятельное обсуждение тематики вопросов и их конкретных формулировок до начала тестирования является одним из основных путей минимизации ориентировочных реакций во время записи полиграммы.

Возможность купирования ориентировочных реакций предоставляется нам также через управление контекстом, в котором будут предъявляться стимулы. Здесь главными приемами являются использование общих контрольных вопросов (в нашей терминологии – контрольных релевантных) и служебных тестов, построенных вокруг таких вопросов (ТОКВ). Контрольные релевантные вопросы (например, «Вы намерены солгать, отвечая на вопросы этого теста?»), с одной стороны, принимают на себя первые ориентировочные реакции, и, с другой стороны, помещают следующие за ними стимулы в нужный контекст. При этом, кроме всего прочего, происходит дополнительная актуализация динамических личностных смыслов проверяемого, т.к. общий контрольный вопрос отсылает «правдивого» проверяемого к контрольным вопросам, а «виновного» – к релевантным. Это обеспечивается тем, что обращаясь даже к одному из стимулов семантического ряда (причем не обязательно к центральному), мы, тем самым, работаем со всем рядом как с единым целым.

Еще один путь минимизации проявления ориентировочных реакций состоит в исключении из тестового ряда стимулов, которые тяготеют к периферийной области личностнозначимого семантического поля. Это – стимулы, которые, с одной стороны, не имеют непосредственного отношения к доминанте значимого поля, но, с другой стороны, не рассматриваются и как безоговорочно незначимые. (Примером таких стимулов могут быть вопросы, смысл которых не установлен четко: «Вы имеете какое-либо отношение к краже денег?» вместо «Вы совершили что-либо намеренно, чтобы деньги пропали?»).

Использование полиграфической регистрации показало, что ориентировочная реакция вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений.

При предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции происходит генерализованная активация, одновременно с которой возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.

Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, используют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, неспецифична, быстро угасает, даже если вызвана болевым раздражителем, тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмоционального компонентов реагирования на новый стимул.

Нервная модель стимула. Механизм возникновения и угашения ОР получил толкование в концепции нервной модели стимула, предложенной Е.Н. Соколовым.

В результате повторения стимула в нервной системе формируется "модель", определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. "нервной моделью". Если действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ориентировочной реакции не возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная реакция возникает и оказывается тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раздражители. Реакция, возникающая в результате рассогласования афферентного раздражения с "нервной моделью" ожидаемого стимула, длится до тех пор, пока существует эта разница.

Ориентировочный рефлекс связан с адаптацией организма к меняющимся условиям среды, поэтому для него справедлив "закон силы". Чем больше изменяется стимул (например, его интенсивность или степень новизны), тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а нередко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они прямо адресованы к основным потребностям человека.

Факторы, провоцирующие ориентировочную реакцию , можно упорядочить, выделив 4 уровня, или регистра:

1. Стимульный регистр

2. Регистр новизны

3. Регистр интенсивности

4. Регистр значимости

Первый уровень оценки проходят практически все стимулы, второй и третий регистры работают параллельно. Пройдя любой из этих двух регистров, стимул поступает в последний и там оценивается его значимость. Только после этого завершающего акта оценивания развивается весь комплекс ориентировочной реакции.

Ориентировочная реакция возникает лишь на стимул, который предварительно оценивается как биологически значимый .

Выделяют следующие виды внимания: сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное), двигательное, эмоциональное и интеллектуальное, которые могут страдать независимо друг от друга, т.к. в их обеспечении принимают участие разные отделы мозга - зоны коры, непосредственно связанные с обеспечением соответствующих психических функций

Внимание поддерживается за счет работы разных анатомических зон, образующих сетевую структуру. Выделяется ряд функциональных подсистем внимания, обеспечивающих три главные функции: ориентацию на сенсорные события, обнаружение сигнала для фокальной (сознательной обработки) и поддержание бдительности, или бодрствующего состояния. В обеспечении первой функции существенную роль играет задняя теменная область и некоторые ядра таламуса, второй - латеральные и медиальные отделы фронтальной коры. Поддержание бдительности обеспечивается за счет деятельности правого полушария.

Согласно экспериментальным данным, правое полушарие в основном обеспечивает общую мобилизационную готовность человека, поддерживает необходимый уровень бодрствования и сравнительно мало связано с особенностями конкретной деятельности. Левое в большей степени отвечает за специализированную организацию внимания в соответствии с особенностями задачи.

Экспериментальное изучение физиологических коррелятов и механизмов внимания осуществляется на разных уровнях, начиная от нервной клетки и кончая биоэлектрической активностью мозга в целом. Каждый из этих уровней исследования формирует свои представления о физиологических основах внимания.

Нейрофизиологические механизмы внимания:

Ретикулярная формация наряду с лимбической системой образуют блок модулирующих систем мозга, основной функцией которых является регуляция функциональных состояний организма.

Первоначально к неспецифической системе мозга относили в основном лишь сетевидные образования ствола мозга и их главной задачей считали диффузную генерализованную активацию коры больших полушарий. По современным представлениям, восходящая неспецифическая активирующая система простирается от продолговатого мозга до зрительного бугра (таламуса).

Таламус - подкорковая структура, образованная двумя большими группами ядер, расположенными по обеим сторонам 3-го желудочка и связанными между собой серой спайкой. Таламус служит своего рода распределителем для информации от рецепторов, которую он интегрирует, интерпретирует и затем передает в мозг.

Функции таламуса:

Таламус, входящий в состав промежуточного мозга, имеет ядерную структуру. Он состоит из специфических и неспецифических ядер. Специфические ядра обрабатывают всю поступающую в организм сенсорную информацию, поэтому таламус образно называют коллектором сенсорной информации. Специфические ядра таламуса связаны, главным образом, с первичными проекционными зонами анализаторов. Неспецифические ядра направляют свои восходящие пути в ассоциативные зоны коры больших полушарий.

В 1955 г. Г. Джаспером было сформулировано представление о диффузно-проекционной таламической системе. Опираясь на целый ряд фактов, он утверждал, что диффузная проекционная таламическая система (неспецифический таламус) в определенных пределах может управлять состоянием коры, оказывая на нее как возбуждающее, так и тормозное влияние.

В экспериментах на животных было показано, что при раздражении неспецифического таламуса в коре головного мозга возникает реакция активации. Эту реакцию легко наблюдать при регистрации энцефалограммы, однако активация коры при раздражении неспецифического таламуса имеет ряд отличий от активации, возникающей при раздражении ретикулярной формации ствола мозга.