Ребенок 6 месяцев развитие что должен. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

День, когда ребёнку исполнилось 6 месяцев – это долгожданное событие для многих родителей и достаточно солидный возраст для грудничка. Малыш сильно вырос, он стал намного активнее и требует гораздо больше внимания со стороны родителей, чем раньше. Он вовсю использует новые навыки: активно переворачивается со спины на животик и обратно, крутится как юла, может свободно сидеть в детском стульчике или коляске. Хотя большинство детей в 6 месяцев ещё не в состоянии сесть без посторонней помощи, они активно капризничают и канючат, пока их не усадит мама или кто-нибудь из взрослых.

Обычно в этом возрасте появляются первые зубы у ребёнка и успевшие отвыкнуть от ночных концертов родители снова могут лишиться ночного покоя.

Что умеет ребёнок в 6 месяцев?

    Ползает на небольшие расстояния, может доползти по ровной поверхности до интересующего его предмета. Если оставить шестимесячного ребёнка на кроватке без бортиков, существует опасность, что он самостоятельно доберётся до края, упадёт и ударится головой.
  • Активно лопочет, в лепете можно услышать повторяющиеся звуки «ба-ба-ба», «дя-дя-дя», «ма-ма-ма» или «гу-гу-гу» – это первый признак того, что кроха скоро начнёт говорить. Некоторые дети в 6 месяцев понимают простые слова, такие как «пойдём» (если мама произносит это слово, когда берёт на руки), «нельзя», «кушать».
  • Перекладывает игрушку из руки в руку.
  • Отлично держит голову и контролирует её положение в любой позе.
  • Переворачивается с животика на спинку и обратно.

Проявляемые грудничком эмоции становятся разнообразнее. Если раньше его состояние менялось между «рад» и «плачу», то теперь появилась новая гамма эмоций: «недовольство», «удовлетворение», «печаль», «страх», «настороженность». Расширение используемых эмоций влечёт качественное изменение лепета. Теперь за издаваемыми малышом звуками могут стоять такие желания, как «возьмите меня на руки», «посмотрите на меня» или «это мне нравится».

Развитие в 6 месяцев

Основная физическая особенность ребёнка 6-ти месяцев – первые молочные зубы. Конечно, развитие каждого грудничка индивидуально и время, когда появляются первые зубы различно для разных детей. У кого-то первый зуб покажется только в год, а есть малыши, которые к шести месяцам уже могут похвастать парой передних резцов. Однако в среднем у большинства деток первые зубки прорезаются в возрасте 6 месяцев.

Иногда первый зуб обнаруживается незаметно. При кормлении ребёнка с ложечки внезапно раздаётся звякающий звук или во время кормления карапуз начинает исследовать новые возможности своего организма и кусает только что прорезавшимся острым зубиком мамину грудь. Но в большинстве случаев прорезывание первых зубов проходит болезненно для малыша, связано с плачем, сниженным настроением и бессонными ночами для самого карапуза и его родителей.

аленькую вещь, как чайная ложка. Без труда меняет положение своего тела, переворачивается, крутится на месте, начинает понемногу ползать. Родителям следует быть осторожными, ведь совсем недавно ребёнок не мог самостоятельно выползти из ходунков или из коляски. Теперь же он активно изучает окружающее пространство и если какой-то интересный, но опасный предмет находится вне досягаемости, он постарается до него добраться.

Уход в 6 месяцев

Питание ребёнка в 6 месяцев кардинально меняется. Ему предстоит открыть для себя множество новых вкусов. Материнское молоко по-прежнему остаётся основной пищей, однако настала пора вводить прикорм для грудничка. Прежде чем начать прикорм ребёнка, проконсультируйтесь с педиатром, определите, какие продукты будете вводить и в каком порядке. Обычно это овощное пюре, различные каши. Не рекомендуется начинать прикорм с ягод, яркоокрашенных фруктов, а тем более цитрусовых – поскольку вероятность появления аллергических реакций на них выше всего. Не стоит спешить и пересаживать ребёнка «за общий стол» с взрослыми. Пока что для него под строгим запретом копчёное, жареное, жирное. Не стоит кормить малыша в 6 месяцев сладким: шоколад, конфеты и торты должны дождаться своей очереди.

Ведите дневник прикорма , записывайте туда все новые продукты, которые вы даёте попробовать малышу. Знакомство с новой едой следует начинать постепенно: до основного приёма предложите крохе попробовать пол чайной ложки нового блюда. Затем докормите его молоком. Если всё пройдёт успешно и не вызовет никаких отрицательных реакций – на следующий день вашему карапузу можно дать уже целую ложку. Главное – следить за реакцией детского организма: покраснения, сыпь на коже, боль в животике и понос – вот перечень отрицательных реакций. Если хоть что-нибудь из этого списка обнаруживается у вашего малыша – немедленно исключите из рациона новый продукт. По крайней мере 3 ближайших дня не давайте ребёнку пробовать ничего нового. Если же знакомство прошло успешно, через недельку можно расширить рацион малютки ещё на один продукт.

В остальном уход за ребёнком 6 месяцев мало отличается от того, что было в прошлом месяце. Ваш малыш по-прежнему нуждается в ежедневных прогулках на свежем воздухе , его следует купать каждый вечер, каждое утро умывать . При замене подгузника следите за гигиеной – содержите промежность в сухости и чистоте, применяйте средства по уходу за детской кожей – масло, крема, присыпки. Для того чтобы кожа малыша немного отдыхала, время от времени оставляйте его без подгузника на специальной клеёнчатой пелёнке или одеяльце.

Сон ребёнка в 6 месяцев составляет приблизительно 14 часов в сутки, днём малыш спит два раза по 2 часа, ночью около 10 часов. Время непрерывного ночного сна у шестимесячного ребёнка немного увеличилось – теперь он может проспать, не просыпаясь для питания, 7 часов подряд.

Чтобы ребёнок в 6 месяцев чувствовал себя хорошо, ему важно внимание взрослых. Надо выделять время и регулярно заниматься с малышом – играть в игры , поощрять к ползанию, делать массаж, разговаривать, вместе петь песни или проговаривать ритмические стишки . Благодаря постоянному общению с взрослыми, которые не подражают лепету ребёнка, а ласково, но внять разговаривают с ним, называют предметы и указывают на них, у крохи формируется пассивный запас слов и нарабатываются речевые навыки. Скоро он сможет осознанно повторять за вами и полноценно общаться, а пока нужно набраться терпения и помочь своему малышу.

Теперь это не беспомощный карапуз, а маленький человек, который многому научился и уже многое может понять.

Физиология

Развитие ребенка в 6 месяцев, и питание у малыша появляется прикорм. Если новая пища выплевывается, значит, ребенок еще не готов к новому меню. Задача мамы понять это и ввести новшество позднее.

Детям, имеющим избыточный вес, надо начать с пюре из овощей. А худеньким лучше всего подойдут каши из риса, гречи и кукурузы, сваренные на воде без соли и сахара. С первого прикорма малыша следует приучать к ложечке. Бутылки с соской использовать только при необходимости (в дороге).

Появление в рационе прикорма не исключает , ведь материнское молоко, богатое антителами, по-прежнему необходимо крохе в этом возрасте.

Психология

На шестом месяце жизни происходит серьезный прорыв в психологическом развитии. Малыш оборачивается, когда произносится его имя, он узнает свое близкое окружение, и может негативно среагировать на чужого человека. Это нельзя назвать закомплексованностью, это вступают в действие защитные механизмы организма.

По отношению к постороннему человеку ребенок может проявить приветливость, но главными людьми для него будут те, кого он хорошо знает. И успокоить плачущего малыша смогут только мама с папой.

Маленький член семьи как всегда является центром мирозданья, вокруг которого вращаются планеты-родственники. Он внимательно ко всему прислушивается, приглядывается и старается подражать действиям взрослых. Так, со временем у него звуки складываются в слоги, но настоящие слова будут произнесены еще не скоро.

Что мы умеем?

  • Ползать
  • Пользоваться обеими руками, бросать игрушки и хлопать в ладошки
  • Произносить слоги, пытаясь объясниться
  • при помощи взрослых
  • Спать всю ночь напролет. Ребенок в шесть месяцев очень активен, поэтому его сон более крепкий и долгий

Можно начинать читать малышу книги, веселить его смешными стишками и песенками. Если у ребенка появляется улыбка в начале чтения стишка, которое ему уже знакомо, это говорит о том, что у ребенка успешно развивается память.

Питание

Самостоятельно садиться и даже ползать умеет ребенок в 6 месяцев, развитие и питание при этом должно усиливаться (вводится прикорм).
В возрасте 6 месяцев малыш должен съедать суточный оббьем пищи 7-ю или 8-ю часть массы тела (приблизительно 1000 г).

С 6 до 7 утра - кормление молоком (грудным) или молочной смесью (адаптированной)
С 10 до 11 первой половины дня - прикорм, который неплохо начинать с постного кефира и творога.
Кефир. Начинаем с 3-4 ложечек на пробу (запиваем грудным молоком или смесью). До следующего дня наблюдать за реакцией организма ребенка и стулом. Все спокойно? Продолжаем питание, только даем в два раза больше, доводя до 150 мл за одно кормление. Можно немного подслащивать сахаром. После вводим немного нежирного творога (1 чайная ложка) в кефир. Наблюдаем за реакцией. Увеличиваем до 30 г. В среднем питание ребеночек 6 месяцев будет получать 180 г кефирно-творожной смеси зараз.
С 2 до 3; 6 до 7; 10 до 11 второй половины дня - без изменений (молочная смесь или грудное вскармливание).

Этого вполне достаточно для ребенка в 6 месяцев развитие, и питание не обременяет родителей для создания детских кулинарных шедевров.

Двигательное развитие

Теперь манипуляции с игрушками стали гораздо разнообразнее, чем месяц назад. Малыш научился перекладывать предметы из одной руки в другую, отбрасывать их, стучать о кроватку. Зрение дает возможность увидеть совсем небольшие предметы, кроха даже попытается схватить пальчиками нарисованный на подушке квадратик, которого раньше не замечал, или летящую в солнечном луче пылинку.

На 6 месяце развитие ребенок продолжает совершенствоваться в переворотах со спины на животик. Ему это доставляет огромное удовольствие, ведь теперь он может добраться до нужной игрушки и схватить ее. В этих движениях задействованы не только двигательные навыки, но и работа головного мозга.

Игры

В младшем возрасте малыш стучал по предмету рукой, чтобы почувствовать новые ощущения. Затем хватал его и отправлял в рот. Теперь же игрушка берется в руки с целью ближайшего рассмотрения и изучения.

Особенно в этом возрасте детей привлекают новые необычные вещи. Например, кукла «Ванька-встанька» (или «неваляшка»). Малыш как зачарованный наблюдает, как после падения кукла сама встает.

К шести месяцам ребенок становится маленьким следопытом. Ему хочется все потрогать, покрутить, пощупать. Поэтому игрушки должны быть с крышками, чтобы открывать, с определенной кнопкой, чтобы пищать, и которые можно сжимать или растягивать.

Начальное развитие речи

К полугоду малыш может уже долго и громко лепетать, повторяя одинаковые слоги. Тем самым он запоминает приобретенные

Если его поддерживают родители, выражая радость и одобрение, младенец вновь и вновь повторяет эти слова. Таким вот образом и строится цепочка от детского щебетпнья к осознанной речи. И хотя малыш пока еще не понимает того, что говорит, его речевые экзерсисы совершенно необходимы для будущего овладения речью.

Со временем маленький человек накапливает информацию о своем окружении, он очень внимательно относится к звукам, которые его окружают. Для него очень важно научиться различать людей по голосу.

Когда в комнату к малышу входит мама, он начинает радостно улыбаться и с энтузиазмом размахивать ручками и ножками, давая понять, что узнал ее по голосу. Если же в комнате появится незнакомый человек, то он насторожится и сделает недоверчивое лицо.

Ребенку в этом возрасте очень нравятся игры - с мамой, с водичкой, с игрушкой. Многие дети с удовольствием купаются в большой ванне, потому что можно брызгаться водой. Особый восторг у них вызывает хлопанье двумя руками одновременно, когда брызги разлетаются веером и заливают ему лицо. В этот момент малыш как будто узнает собственную реакцию на попадание воды в глаза, носик и ушки. И, судя по всему, ему это очень нравится!

Все о развитии ребенка: месяц шестой

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.

Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитяовладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.

Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.

Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка . Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?

Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.

Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.

Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становитсяпредметная деятельность – это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.

В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот периодяркой сенсорной активности ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием. Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой, неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции . Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги.Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков , возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.

В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка . Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии . Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка , советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание , а на три месяца и больше – как значительное отставание в развитии , которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.

Развитие и воспитание ребенка . 6-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития активной речи и мышления

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 6-го месяца

1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.

2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.

3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.

1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.

2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка .

3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.

1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку , используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.

2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.

1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.

2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).

3. Продолжать развивать действия рук.

Задачи

1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.

2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).

3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.

1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.

3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.

4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка , реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.

5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

1. Продолжать развивать речевой слух ребенка , побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.

2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).

3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи – проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.

4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.

5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.

1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.

3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе – подтягивание на руках: подползание (к игрушке).

4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).

5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)

6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.

Материал. Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).

Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).

Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.

Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка .

ЗАНЯТИЕ 3

1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.

2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.

Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).

Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.

3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.

Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.

1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.

Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.

В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.

Примечание:

«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.

2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.

Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка , называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка . Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.

Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.

1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка . Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка .

2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.

Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.

3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».

Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).

Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».

Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.

Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка . Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.

Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.

В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку , лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка .

Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.

Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Как стимулировать «говорение» малыша?

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма- ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы.

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

6 месяцев - одна из первых значимых дат в жизни малыша и его родителей. Кроха начинает знакомиться с новой пищей, совершенствует свои навыки. Каким должно быть развитие ребенка в этот период? Что он уже умеет делать и чему стоит обучать?

Физиология полугодовалого ребёнка

Первое, что делает педиатр при плановом осмотре малыша в шесть месяцев - измеряет его вес и рост, который сопоставляет с данными, указанными в центильных таблицах. С их помощью специалист ориентируется о темпах развития крохи. В таблицах указаны средние показатели веса, роста, окружности головы, грудной клетки, а также - допустимые отклонения выше или ниже нормы. Например, для мальчиков в возрасте 6 месяцев средним показателем нормального веса считается 7.9 кг. Но это не означает, что все детки будут весить в норме именно так. В пределах допустимой нормы вес от 6.6 кг до 9 кг. Но если ваш сынок в полугодовалом возрасте весит меньше 6.6 кг, или его масса превышает 9 кг, педиатр более пристально будет наблюдать за его физическим развитием.

Таблица норм веса мальчиков

Таблица норм веса девочек

Существует также специальная формула, по которой врач может рассчитать нормы веса: масса тела крохи при рождении +800хN (количество месяцев). Следует учитывать, что разница в прибавке веса может отличаться у детей, пребывающих на грудном вскармливании и тех, кто питается адаптированной смесью.

Не меньшее значение уделяется росту и окружности головы. На шестом месяце жизни кроха вырастает на 2–3 см. Средние показатели: 64–67 см. Допускаются отклонения в 3 см в ту или иную сторону. Окружность головы в норме составляет 42.1–44.6 см для мальчиков и 40.9–43.5 см для девочек.

В 6 месяцев малыш может изменить свой режим сна. Теперь он больше времени проводит в активном состоянии, изучая внешний мир. Перерыв между дневными снами может составлять до 3 часов. Как правило, в этом возрасте ещё сохраняется 3-разовый сон. Ночью кроха спит 10 часов с перерывами на кормления.

Все вышеуказанные данные являются среднестатистическими, так как каждый малыш индивидуальный. Ориентиром нормы должны служить его хорошее самочувствие, бодрость и активность.

Ещё одним нюансом шестимесячного возраста является период активного прорезывания зубов. У некоторых малышей этот процесс начинается немногим раньше, у других - задерживается на 2–3 месяца. Есть «уникумы», которые сохраняют беззубое состояние до года. Но среднестатистический малыш свой первый зуб «получает» именно к полугодовалому возрасту.

Основные навыки ребёнка в 6 месяцев

Полугодовалый ребёнок - это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:

  • самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
  • крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
  • держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
  • отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
  • ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
  • самостоятельно играть до 15 минут;
  • поднимать игрушки с любой поверхности;
  • искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке - начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.

Какие нюансы должны насторожить взрослых?

  • малыш не садится даже с поддержкой;
  • не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • не реагирует на звук;
  • не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.

Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.

Уход за 10-месячным крохой

В шесть месяцев настаёт период знакомства ребёнка со взрослой пищей. С чего начинать прикорм может посоветовать педиатр. Согласно рекомендациям ВОЗ сначала в рацион ребёнка включаются овощные пюре. Но маловесным деткам специалист может порекомендовать начинать прикорм с каш.

Энергозатраты полугодовалого малыша уже не покрываются одним грудным молоком. Но важно, чтобы ребёнок был готов к введению в рацион взрослой пищи. Ведь принцип употребления пюре другой, чем молока. Тут не действует сосательный рефлекс. Поэтому, если малыш не может справиться с другой пищей, давится и выплёвывает пюре или кашу - с прикормом можно немного повременить. Индивидуальный режим знакомства со взрослой пищей разрабатывается для малышей с аллергией или проблемами желудочно-кишечного тракта.

Видео, которое поможет понять, как правильно вводить прикорм

В шесть месяцев детки любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду во взрослую ванну. Купаться лучше спустя час после еды. Оптимальная температура воды +37 С.

После каждой смены подгузника попку малыша очищают при помощи влажных салфеток или подмывая её под краном. Желательно не забывать о воздушных ваннах: при возможности оставлять кроху без памперса.

Важное значение в этом возрасте имеют прогулки на свежем воздухе. Выбирать время для них можно как в период дневного сна, так и бодрствования крохи. В летний период ребёнок может весь световой день проводить на свежем воздухе. Зимой гулять нужно дважды в день по 1.5–2 часа. Причинами для отмены прогулки может быть только сильный ветер, дождь и мороз -10–15 градусов.

Развивающие игры с крохой в полгода

Полугодовалые малыши любят играть со взрослыми. В поле их интересов попадают коробочки, мячики, матрёшки, мягкие кубики, музыкальные игрушки. Вызывают интерес книги с яркими большими картинками.

Какие игры можно придумать для крохи?

  • потешки «Сорока ворона», «Ладушки»;
  • прятки (можно прятать под пеленочкой игрушку и просить ребёнка найти; также детки любят игру «а где ты»);
  • простые сортеры, состоящие из крупных предметов;
  • «достань игрушку» - родители отодвигают интересный предмет и просят малыша достать его.

Актуальными в этом возрасте будут все игрушки и игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики рук.

Видео по теме «Игры с малышами»

Не стоит забывать и о массажах и лечебной физкультуре. Массажи лучше проводить перед купанием. А для выполнения упражнений и развития координации хорошо подходит специальный мяч.

Гимнастика для деток (видео)

Что говорит доктор Комаровский о развитии деток в 6 месяцев

Известный доктор, мнение которого является авторитетным для многих мам и бабушек, считает, что темпы развития крохи в 6 месяцев - индивидуальны. Поэтому ребёнок не должен, например, самостоятельно сидеть в полгода. Он сядет тогда, когда полностью окрепнет его позвоночник. А это может случиться и в 7 и в 8 месяцев. Если кроха при попытке его посадить ещё заваливается, то это показатель его неготовности. Стимулировать развитие можно при помощи лечебной гимнастики, массажей, ползанья.

Также своё мнение у него есть по поводу прикорма: Если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условийдо достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.

Е.Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/dokorm-i-prikorm.html

Любой новый продукт вводится с микродозы: на кончике ложечки. Если ребёнок не хочет - не нужно настаивать . Порядок ввода продуктов в рацион также определяется индивидуально.

Видео по теме «Доктор Комаровский о прикорме»

Малыш в полугодовалом возрасте активно познаёт мир. Задача родителей - помочь ему это сделать безопасно и с пользой.