Разница между землей и другими планетами солнечной системы. Отличие земли от других планет земной группы

2. Отличие Земли от других планет земной группы

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) близки по размерам и химическому составу. Средняя плотность их вещества от 5,52 до 3,97 г/см3. Характерная черта всех планет земной группы - наличие твердой литосферы. Рельеф их поверхности сформировался в результате действия внешних (удары тел, падающих на планеты с огромными скоростями) и внутренних (тектонические движения и вулканические явления) факторов. Также у всех планет земной группы кроме Меркурия имеется атмосфера. Земля отличается от других планет земной группы высокой степенью химической дифференциации вещества и широким распространением гранитов в коре, а также наличием атмосферы пригодной для жизни.

Атмосферы Марса и Венеры весьма близки по своему составу между собой, но в то же время значительно отличаются от земной. Для объяснения причин такого различия приходится обратиться к рассмотрению эволюционных изменений, происходящих на протяжении длительных промежутков лет. Считается, что атмосфера Марса и Венеры в основном сохранили тот состав, который когда-то имела Земля. За миллионы лет земная атмосфера в значительной степени уменьшила содержание углекислого газа и обогатилась кислородом за счет растворения углекислого газа в водах Мирового океана, который, по-видимому, никогда не замерзал, и за счет выделения кислорода появившейся на Земле растительностью. На Венере и Марсе эти процессы не могли происходить по простым причинам - отсутствие гидросферы и растительности. Современные исследования круговорота углекислого газа на нашей планете показывают, что только наличие гидросферы способно обеспечить сохранение температурного режима в пределах, необходимых для существования живых организмов.

МЕРКУРИЙ - планета, среднее расстояние от Солнца 0,387 астрономических единиц (58 млн. км), период обращения 88 суток, период вращения 58,6 суток, средний диаметр 4878 км, масса 3,3·1023 кг, в состав крайне разреженной атмосферы входят: Ar, Ne, He. Поверхность Меркурия по внешнему виду подобна лунной.

ВЕНЕРА - планета, среднее расстояние от Солнца 0,72 а. е., период обращения 224,7 суток, вращения 243 суток, средний радиус 6050 км, масса 4,9 . 10 24 кг. Атмосфера: CO 2 (97%), N 2 (ок. 3%), H 2 O (0,05%), примеси CO, SO 2 , HCl, HF. Температура у поверхности ок. 750 К, давление ок. 10 7 Па, или 100 ат. На поверхности Венеры обнаружены горы, кратеры, камни. Поверхностные породы Венеры близки по составу к земным осадочным породам.

ЗЕМЛЯ - третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь.

МАРС - планета, среднее расстояние от Солнца 228 млн. км, период обращения 687 суток, период вращения 24,5 ч, средний диаметр 6780 км, масса 6,4*1023 кг; 2 естественных спутника - Фобос и Деймос. Состав атмосферы: СО2 (»95%), N2 (2,5%), Ar(1,5-2%), СО(0,06%), Н2О (до 0,1%); давление на поверхности 5-7 гПа. Участки поверхности Марса, покрытые кратерами, похожи на лунный материк. Значительный научный материал о Марсе получен с помощью космических аппаратов «Маринер», «Марс», «Спирит», «Оппортьюнити».


3. Методы определения внутреннего строения и возраста Земли

Методы изучения внутреннего строения и состава Земли можно разделить на две основные группы: геологические методы и геофизические методы. Геологические методы базируются на результатах непосредственного изучения толщ горных пород в обнажениях, горных выработках (шахтах, штольнях и пр.) и скважинах. При этом в распоряжении исследователей имеется весь арсенал методов исследования сроения и состава, что определяет высокую степенью детальности получаемых результатов. Вместе с тем, возможности этих методов при изучении глубин планеты весьма ограничены – самая глубокая в мире скважина имеет глубину лишь -12262 м (Кольская сверхглубокая в России), ещё меньшие глубины достигнуты при бурении океанического дна (около -1500 м, бурение с борта американского исследовательского судна «Гломар Челленджер»). Таким образом, непосредственному изучению доступны глубины, не превышающие 0,19% радиуса планеты.

Сведения о глубинном строении базируются на анализе косвенных данных, полученных геофизическими методами, главным образом закономерностей изменения с глубиной различных физических параметров (электропроводности, механической добротности и т.д.), измеряемых при геофизических исследованиях. В основу разработки моделей внутреннего строения Земли положены в первую очередь результаты сейсмических исследований, опирающиеся на данные о закономерностях распространения сейсмических волн. В очагах землетрясений и мощных взрывов возникают сейсмические волны – упругие колебания. Эти волны разделяются на объёмные – распространяющиеся в недрах планеты и «просвечивающие» их подобно рентгеновским лучам, и поверхностные – распространяющиеся параллельно поверхности и «зондирующие» верхние слои планеты на глубину десятки – сотни километров.

Методы определения внутреннего возраста Земли

После открытия в конце XIX века французским физиком Анри Беккерелем явления радиоактивности и установления законов радиоактивного распада появился еще один способ определения абсолютного возраста геологических объектов. Радиоизотопные методы вскоре, если не вытеснили, то существенно потеснили остальные методы датирования. Во-первых, они, казалось бы, дают возможность абсолютного определения возраста, а, во-вторых, они давали очень большой возраст пород порядка миллиардов лет, который устраивал эволюционистов.

Рассмотрим сущность метода радиоизотопного датирования. Радиоактивный распад подобен песочным часам: по отношению числа атомов элемента, возникшего в результате распада, к числу атомов распадающегося элемента возможно определение продолжительности процесса распада. При этом считается, что скорость распада является постоянной величиной и не зависит от температуры, давления, химических реакций и других внешних воздействий. Чаще всего применяются методы и основанные на реакциях превращения атомных ядер. Процесс распада происходит в несколько стадий, от урана до свинца, их 14 и приводит к образованию стабильного изотопа Pb206. Ясно, что чем больше отношение числа атомов Pb206 к числу атомов U238 , тем старше должна быть проба, но при этом надо считаться с возможностью загрязнения свинцом Pb206 первоначальной породы.


Или “эпизоды”). Вначале “экскурсы” считались просто-напросто ошибками в палеомагнитных данных, но по мере накопления соответствующей информации оказалось, что это реальное явление, многократно происходившее в истории Земли. “Экскурсы” - это очень короткие в геологическом масштабе времени изменения магнитного поля - короче 10 тысяч лет. При этом происходит резкое, практически мгновенное изменение...

Условиях древней Земли и рассматривается Опариным как закономерный результат химической эволюции соединений углерода во Вселенной. По Опарину, процесс, приведший к возникновению жизни на Земле, может быть разделен на три этапа: 1. Возникновение органических веществ. 2. Образование из более простых органических веществ биополимеров (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, липидов и др.). 3. ...

Которая связана с формированием и эволюцией планет, с возможностью жизни на них. При изучении планет основное внимание уделяют поиску воды на поверхности планет, поскольку считается, что именно в воде начинается возникновение жизни. Как видно из приведенных выше материалов поиск внеземной жизни не занимает в современной астрономии особо важного места. Не получив каких то результатов проект SETI ...

Такой объединяющей идеей стал учебник "Естествознание" 5 класс под редакцией Т.С. Сухова, В.Н. Строганов . Концепция учебника: Формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира - одна из сложнейших задач естественно-научного образования. Главная проблема - как доступно для понимания детей раскрыть сложнейшие основы естествознания, имеющие...







Планета Земля Находится на третьем месте по отдаленности от Солнца. Это расстояние составляет км. Земля имеет грушевидную форму, которую называют геоидом. Земля отличается от всех других планет Солнечной системы своими морями и океанами, оптимальной температурой, которая достигается благодаря ядру планеты, а так же благоприятной атмосферой, которая поддерживается благодаря силе притяжения. Именно поэтому может существовать жизнь на планете Земля.Солнца




Планеты земной группы расположены ближе к Солнцу, получают от него больше энергии, сильнее нагреваются солнечными лучами. Чем дальше планеты от Солнца, тем ниже их температура. Химический состав планет типа Земля и планет типа Юпитер так же резко отличается. Планеты земной группы содержат мало легких газов, зато много тугоплавких элементов (кремний, железо и т.д.). А планеты- гиганты имеют малую среднюю плотность, т.е. состоят из легких химических элементов, таких, как водород, гелий.


Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из Солнечной туманности около 4,54 миллиардов лет назад, и вскоре после этого приобрела свой единственный естественный спутник Луну. Жизнь появилась на Земле около 3,5 миллиардов лет назад. С тех пор биосфера Земли значительно изменила

Урок окружающего мира во 2в классе. Тема: «Чем Земля отличается от других планет».
Дата
Учитель Паршина И.А.
Цель: способствовать формированию знаний учащихся о планете Земля, о её месте в солнечной системе, об особенностях и отличиях её от других планет солнечной системы; Луне, как спутнике Земли; расширению представлений о глобусе как модели Земли, формах земной поверхности; обеспечить развитие УУД:
1)личностных: мотивация учения; 2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,3)коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
4)регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; способности к познанию; экологическое воспитание; эстетическое воспитание.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Какая наука занимается познанием звездного неба? (Ответы детей.)
- Как называют ученых, изучающих звездное небо? (Ответы детей.)
- Назовите имена великих ученых - астрономов? (Н. Коперник.)
- А хотите и вы узнать о космосе, планетах что-то новое?
- Давайте попробуем и мы стать исследователями.
Девиз нашего урока: « Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Это высказывание великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.
- Как вы понимаете эти слова?

·I. Актуализация знаний, определение темы и постановка учебной проблемы

1.Отгадайте загадки и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо...
Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька.
На ноге стоит одной,Крутит-вертит головой.Нам показывает страны,Реки, горы, океаны.
- Какая взаимосвязь между словами-отгадками?
Тема: Чем Земля отличается от других планет?
–Какие задачи будем решать на уроке?
Почему возможна жизнь на Земле?
Глобус – модель Земли.
Луна – спутник Земли.
- Что вам уже известно по данной теме?
– Какой вопрос заинтересовал вас больше всего?
– Почему?
- Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи?
- Какие методы исследования помогут нам найти нужную информацию?
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:
1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение устанавливать аналогии;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

·
·I. Совместное открытие знаний

Как лучше организовать исследование?
- Почему вам нравится работать в группе?
- По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки.
Лист самооценки
Виды деятельности на уроке
Оценка деятельности

Выполнил самостоятельно
Были трудности
Выполнил с помощью товарищей

Определение темы

Постановка учебной задачи

Планирование

Изучение нового материала

Работа в группе

На доске маршрут исследования
1. Исследование «Чем Земля отличается от других планет?»
Таблица «Сравнение планет Солнечной системы». (Дополнительный материал.)
- Рассмотрите таблицу. Что вас заинтересовало? Какие вопросы возникли? (Краткие пояснения учителя.Прочитайте названия планет. (Ответы детей.)
Название
планеты
Температура поверхности

Длина суток (в земных
сутках)
Период
обращения
по орбите
(в годах)
Планета от Солнца
Количество
спутников

Макс. Мин.

Меркурий
+480 -180
58,65
0,24
первая
0

Венера
+480
243
0,62
вторая
0

Земля
+58 - 90
1
1
третья
1

Марс
0 - 150
1,03
1,88
четвертая
2

Юпитер
-160 -160
0,41
11,86
пятая
16

Сатурн
-150 - 150
0,44
29,46
шестая
17

Уран
-220 -220
0,72
84
седьмая
15

Нептун
-213 -213
0,74
165
восьмая
6

Плутон
-230 - 230
6,4
247,7
девятая
1

2. Анализ данных колонки «Температура поверхности».
- Определите, на каких планетах возможна жизнь, а на каких - нет?
- Какие еще условия необходимы для жизни, кроме температуры воздуха?
- Узнаем об этом из учебника. с.12
3. Работа со статьей учебника.
- Какие новые научные данные содержит статья «Чем Земл


Земля как планета. Её отличие от других планет

Земля́ (лат. Terra) - третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.

Чаще всего упоминается как Земля, планета Земля, Мир. Единственное известное человеку на данный момент тело Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми существами.

Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из Солнечной туманности около 4,54 миллиардов лет назад, и вскоре после этого приобрела свой единственный естественный спутник - Луну. Жизнь появилась на Земле около 3,5 миллиардов лет назад. С тех пор биосфера Земли значительно изменила атмосферу и прочие абиотические факторы, обусловив количественный рост аэробных организмов, так же как и формирование озонового слоя, который вместе с магнитным полем Земли ослабляет вредную солнечную радиацию, тем самым сохраняя условия для жизни на Земле. Кора Земли разделена на несколько сегментов, или тектонических плит, которые постепенно мигрируют по поверхности за периоды во много миллионов лет. Приблизительно 70,8% поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет и планетоидов Солнечной системы. Внутренние области Земли достаточно активны и состоят из толстого, относительно твёрдого слоя называемого мантией, которая покрывает жидкое внешнее ядро (которое и является источником магнитного поля Земли) и внутреннее твёрдое железное ядро.

Земля взаимодействует (притягивается гравитационными силами) с другими объектами в космосе, включая Солнце и Луну. Земля обращается вокруг Солнца и делает вокруг него полный оборот примерно за 365,26 дней. Этот отрезок времени - сидерический год, который равен 365,26 солнечным суткам. Ось вращения Земли наклонена на 23,4° относительно её орбитальной плоскости, это вызывает сезонные изменения на поверхности планеты с периодом в один тропический год (365,24 солнечных суток). Луна - начала своё обращение на орбите вокруг Земли примерно 4,53 миллиарда лет назад, что стабилизировало осевой наклон планеты и является причиной приливов, которые замедляют вращение Земли. Некоторые теории полагают, что падения астероидов приводили к существенным изменениям в окружающей среде и поверхности Земли, в частности, массовые вымирания различных видов живых существ.

Земля - более чем в 14 раз уступает по массе наименее массивной газовой планете - Урану, но при этом примерно в 400 раз массивнее наибольшего известного объекта пояса Койпера.

Планеты земной группы состоят главным образом из кислорода, кремния, железа, магния, алюминия и других тяжёлых элементов.

Все планеты земной группы имеют следующее строение:

в центре ядро из железа с примесью никеля.

мантия, состоит из силикатов.

кора, образовавшаяся в результате частичного плавления мантии и состоящая также из силикатных пород, но обогащённая несовместимыми элементами. Из планет земной группы коры нет у Меркурия, что объясняют её разрушением в результате метеоритной бомбардировки. Земля отличается от других планет земной группы высокой степенью химической дифференциации вещества и широким распространением гранитов в коре.

Две дальние из планет земной группы (Земля и Марс) имеют спутники и (в отличие от всех планет-гигантов) ни одна из них не имеет колец.

Внутреннее строение Земли (ядро внутреннее и внешнее, мантия, земная кора) методы следования(сейсморазведка)

Земля, как и другие планеты земной группы, имеет слоистое внутреннее строение. Она состоит из твёрдых силикатных оболочек (коры, крайне вязкой мантии), и металлического ядра. Внешняя часть ядра жидкая (значительно менее вязкая, чем мантия), а внутренняя - твёрдая. Геологические слои Земли по глубине от поверхности:

Внутренняя теплота планеты, скорее всего, обеспечивается радиоактивным распадом изотопов калия-40, урана-238 и тория-232. У всех трёх элементов период полураспада составляет более миллиарда лет. В центре планеты, температура, возможно, поднимается до 7 000 К, а давление может достигать 360 ГПа (3,6 млн. атм). Часть тепловой энергии ядра передаётся к земной коре посредством плюмов. Плюмы приводят к появлению горячих точек и траппов.

Земная кора

Земная кора - это верхняя часть твёрдой земли. От мантии отделена границей с резким повышением скоростей сейсмических волн - границей Мохоровичича. Бывает два типа коры - континентальная и океаническая. Толщина коры колеблется от 6 км под океаном, до 30-50 км на континентах. В строении континентальной коры выделяют три геологических слоя: осадочный чехол, гранитный и базальтовый. Океаническая кора сложена преимущественно породами основного состава, плюс осадочный чехол. Земная кора разделена на различные по величине литосферные плиты, двигающиеся относительно друг друга. Кинематику этих движений описывает тектоника плит.

Мантия - это силикатная оболочка Земли, сложенная преимущественно перидотитами - породами, состоящими из силикатов магния, железа, кальция и др. Частичное плавление мантийных пород порождает базальтовые и им подобные расплавы, формирующие при подъёме к поверхности земную кору.

Мантия составляет 67 % всей массы Земли и около 83 % всего объёма Земли. Она простирается от глубин 5-70 километров ниже границы с земной корой, до границы с ядром на глубине 2900 км. Мантия расположена в огромном диапазоне глубин, и с увеличением давления в веществе происходят фазовые переходы, при которых минералы приобретают всё более плотную структуру. Наиболее значительное превращение происходит на глубине 660 километров. Термодинамика этого фазового перехода такова, что мантийное вещество ниже этой границы не может проникнуть через неё, и наоборот. Выше границы 660 километров находится верхняя мантия, а ниже, соответственно, нижняя. Эти две части мантии имеют различный состав и физические свойства. Хотя сведения о составе нижней мантии ограничены, и число прямых данных весьма невелико, можно уверенно утверждать, что её состав со времён формирования Земли изменился значительно меньше, чем верхней мантии, породившей земную кору.

Теплоперенос в мантии происходит путём медленной конвекции, посредством пластической деформации минералов. Скорости движения вещества при мантийной конвекции составляют порядка нескольких сантиметров в год. Эта конвекция приводит в движение литосферные плиты (см. тектоника плит). Конвекция в верхней мантии происходит раздельно. Существуют модели, которые предполагают ещё более сложную структуру конвекции.

Ядро Земли

Ядро - центральная, наиболее глубокая часть Земли, геосфера, находящаяся под мантией и, предположительно, состоящая из железо-никелевого сплава с примесью других сидерофильных элементов. Глубина залегания - 2900 км. Средний радиус сферы - 3,5 тыс. км. Разделяется на твердое внутреннее ядро радиусом около 1300 км и жидкое внешнее ядро радиусом около 2200 км, между которыми иногда выделяется переходная зона. Температура в центре ядра Земли достигает 5000 С, плотность около 12,5 т/м³,давление до 361 ГПа. Масса ядра - 1,932×1024 кг.

Сейсморазве́дка - геофизический метод изучения структуры и состава земной коры при помощи искусственно возбуждаемых упругих волн. Основной характеристикой упругой волны является ее скорость - величина, определяемая плотностью, пористостью, трещиноватостью, глубиной залегания и минеральным составом горных пород. Различие геологических пластов по упругим свойствами обуславливает наличие в разрезе границ, отражающих и преломляющих упругие волны. Вторичные волны, образовавшиеся на границах раздела достигают поверхности наблюдений, где регистрируются и преобразуются для удобства интерпретации.

Методы определения возраста земли и Вселенной

Изучая через века прошлое нашей земли и вселенной физическими методами, некоторые ученые оценивают ее возраст миллиардами лет, хотя существует огромное количество фактов, опровергающих это утверждение. Остановимся подробнее на этом вопросе.

После открытия в конце XIX века французским физиком Анри Беккерелем явления радиоактивности и установления законов радиоактивного распада появился еще один способ определения абсолютного возраста геологических объектов. Радиоизотопные методы вскоре, если не вытеснили, то существенно потеснили остальные методы датирования. Во-первых, они, казалось бы, дают возможность абсолютного определения возраста, а, во-вторых, они давали очень большой возраст пород порядка миллиардов лет, который устраивал эволюционистов.

Рассмотрим сущность метода радиоизотопного датирования. Радиоактивный распад подобен песочным часам: по отношению числа атомов элемента, возникшего в результате распада, к числу атомов распадающегося элемента возможно определение продолжительности процесса распада. При этом считается, что скорость распада является постоянной величиной и не зависит от температуры, давления, химических реакций и других внешних воздействий. Чаще всего применяются методы, основанные аргон®Pb), калий ® свинец (U®на реакциях превращения атомных ядер: уран Sr) и радиоуглеродный метод датирования.® стронций (Rb®Ar) , рубидий ®(K

Pb) использует для определения® свинец (U ®Радиоизотопный метод уран 4,51 ~возраста распад ядер изотопа урана U238 с периодом полураспада миллиардов лет. Процесс распада происходит в несколько стадий, от урана до свинца их 14:

® a Rn222 + ® a Ra226 + ® a TH330 + ® b U234 + ® b Pr234 + ® a TH334 + ®U238 Po210® b Bi210 + ® a Pb210 + ® b Po214 + ® b Bi214 + ® a Pb 214 + ® aPo218 + . и приводит к образованию стабильного изотопа Pb206. Ясно, чтоa Pb206 + ® b+ чем больше отношение числа атомов Pb206 к числу атомов U238 , тем старше должна быть проба, но при этом надо считаться с возможностью загрязнения свинцом Pb206 первоначальной породы.

Для радиоизотопного датирования выбирают породы, подобные гранитам, которые возникли путем кристаллизации жидкости. Такая порода допускает определение возраста, и может оказаться полезной для определения возраста связанной с ней осадочной породы или находящихся в ней окаменелостей. Например, при кристаллизации циркона (ZrSiО4) атомы изотопа урана U238 могут в кристаллической решетке замещать атомы циркония. Далее атомы U238 распадаются, превращаясь в итоге в свинец Pb206. Понятно, что для правильного датирования необходимо знать первоначальное содержание в породе изотопа свинца Pb206. Его можно учесть, допуская, что соотношение концентраций изотопов Pb206 и Pb204 в цирконе и окружающих его породах, не содержащих уран, одинаково. Тогда по избытку изотопа свинца Pb206 в цирконе по отношению к окружающей породе (только этот изотоп свинца получается из урана) можно определить его долю, получившуюся из урана. Далее делается допущение, что не было загрязнения образцов свинцом, например, из грунтовых вод или выхлопа автомобилей, равно как не было и вымывания урана, и по отношению концентраций изотопов Pb206 и U238 определяется возраст кристаллов циркона. Приведенный пример показывает, насколько скрупулезный должен быть химический анализ пород, какие предположения делаются, а о реальности их выполнения предоставим судить читателю.

Ar) важен потому, что содержащие уран® аргон (K ®Радиоизотопный метод калий минералы встречаются редко, а содержащие калий - часто. Метод базируется на том, Ar40, превращаясь в ядра®-распад K40bчто ядра изотопа калия K40 испытывают аргона (период полураспада составляет 1,31 миллиарда лет). Главным недостатком этого метода является проникновение в породы аргона из атмосферы (а его в атмосфере около 1%), которое пытаются учитывать по соотношению концентраций атомов двух изотопов аргона Ar40 / Ar36, присутствующих в атмосфере. Однако аргон дает правдоподобные®далеко не всегда датирование по методу калий результаты: при анализе лавы с Гавайских островов, возраст которой был известен Ar был получен возраст 22 млн. лет?!®и составлял 200 лет, по методу K (по-видимому, из-за избыточного давления подводные лавы содержат больше аргона). Ar в десятки раз®Возраст каменных метеоритов, определенный по методу K превышает возраст геологических пород, в которых они найдены. Подобные обескураживающие результаты показывают ненадежность этого метода датирования и повышают скептицизм и к результатам других радиоизотопных методов ввиду множества трудно учитываемых источников ошибок. Отметим, что в калий-аргоновом методе датирования предполагается постоянство отношения концентраций изотопов аргона Ar40/Ar36 в атмосфере на протяжении миллиардов лет, что маловероятно, т.к. изотоп Ar36 образуется в атмосфере под действием космического излучения.

Общий чертой перечисленных выше радиоизотопных методов датирования являются близкие значения периодов полураспада используемых изотопов в несколько миллиардов лет, и соответствующий этим периодам возраст геологических пород. Во многом сами методы определяют получаемый с их помощью возраст, так как другой возраст, например порядка тысяч лет, эти методы дать не могут, точно так же, как на весах для взвешивания вагонов и автомобилей, невозможно определить вес обручального кольца или использовать их для нужд фармакологии.

Не стоит особенно доверять согласованности результатов, полученными различными радиоизотопными методами: все они основаны на одних и тех же допущениях, несостоятельность многих из которых давно доказана. Основными предположениями являются:

1. Происхождение Земли в соответствии с небулярной гипотезой Лапласа. Гипотеза Лапласа не выдержала проверку временем. Однако для геологии модель Лапласа не отменена и сегодня.

2. Пирогенное (застывание жидкости) или метаморфное (кристаллизация осадочной породы) образование кристаллов.

3. Замкнутость кристалла после его формирования.

4. Допущения о неизменности периодов полураспада и постоянстве процентного соотношения между изотопами во все времена.

Последнее допущение - экстраполяция в гигантском масштабе времени, так как распад ядер наблюдают всего около ста лет, а обобщают выводы о постоянстве характеристик на миллиарды лет, т.е. на период времени в 107 раз больший. Почему-то большинство людей индифферентно относятся к таким процедурам, по-видимому, у них существует иллюзия, что нам хорошо известно наше прошлое, но с этим нельзя согласиться, когда речь идет о геологических временах. Многие просто не осознают, что такое миллиард (ведь миллиардеров среди читателей, по-видимому, нет), и чем он отличается от миллиона. Чтобы легче понять о каких временах идет речь, сопоставим возрасту Земли в 5,6 млд лет одну неделю. Тогда Троянская война, - одно из первых событий, зафиксированных письменно в поэмах Гомера - имела место менее секунды назад.

Кроме того, независимость периода полураспада от внешних условий охватывает не все возможные случаи - ведь при облучении, например нейтронами, скорость распада ядер может стать сколь угодно большой, что реализуется в атомной бомбе и атомных реакторах. Поэтому во многом допущение постоянства скорости распада является актом веры, в чем не желает признаваться большая часть научного сообщества, убеждая мало посвященных, в том числе и такими терминами как «постоянная распада», чтобы не оставалось уже никаких сомнений в методе. Таким образом, из четырех предположений два являются сомнительными, как и сама униформистская концепция, имеющая и другие слабые места.

Существенно меньшими отрезками времени, соответствующими рукописной истории человечества (около 4000 лет) оперирует радиоуглеродный метод датирования. Углеродный метод был разработан и применен Уиллардом Либби, получившим в последствии за это Нобелевскую премию. Существуют два изотопа углерода стабильный и нестабильный с периодом полураспада 5700 лет. Баланс концентрации изотопов углерода обеспечивается потоком космических нейтронов в + p. Идея метода®результате происходящей в атмосфере ядерной реакции n + состоит в сопоставлении концентраций этих двух изотопов (на один атом С14 приходится 765 000 000 000 атомов С12). Метод опирается на допущение, что это соотношение не менялось в течение последних 50000 лет и концентрация изотопов одинакова во всей атмосфере. После образования, изотоп С14 практически сразу сахар®окисляется до СО2 и включается в углеродный цикл жизни: листья растений и т.д. Соотношение изотопов С14/С12 не меняется при жизни растения или® животного, а после гибели концентрация падает в соответствии с законом радиоактивного распада. Период полураспада - это время, за которое количество атомов радиоактивного изотопа уменьшается в два раза. Тогда за два периода оно уменьшится в четыре раза, за три - в восемь и т.д. Подобные рассуждения приводят к общей формуле: за n периодов полураспада число атомов уменьшается в 2n раз. Эта формула и устанавливает верхнюю границу применимости радиоуглеродного метода в 50000 лет. После разработки радиоуглеродного метода множество окаменелостей подверглись датированию, и среди них не оказалось объектов, не содержащих изотопа С14. Т.е. возраст всех окаменелостей был в пределах 50 000 лет, а не составлял миллионы и миллиарды лет, как считалось ранее. Однако впоследствии результаты углеродного датирования подвергались цензуре и неугодные эволюционистам факты стали попросту замалчиваться.

На основании сравнения скоростей продуцирования и распада изотопа С14 в рамках все той же униформистской модели возраст атмосферы, оцененный по сегодняшней концентрации изотопа С14, ограничивается примерно 20 000 лет.

Актуальность альтернативных трактовок истории Земли определяется и наличием еще многих других неоспоримых научных фактов, которые говорят о «молодом» (не достаточном для эволюционной теории) возрасте Земли:

1. Термоядерные реакции, ответственные за генерацию энергии Солнца, должны сопровождаться выбросом нейтрино, но в эксперименте интенсивность нейтринного фона не согласуется с теоретически предсказанным. Из-за этих трудностей возобновился интерес к теории сжатия Солнца, выдвинутой Германом Гельмгольцем, согласно которой возраст Земли не может быть более 10 млн. лет (сжатие экспериментально обнаружено и составляет около 0,1% за сто лет). Идеи циклических изменений размеров Солнца (как и циклических изменений магнитного поля Земли) ничего не объясняют и лишь приводят к прошлому с открытым концом.

Развивая идею Гельмгольца, мы придем к выводу о том, что Солнце моложе Земли. Это заключение согласуется со Священным писанием, но не устраивает эволюционистов, которые настаивают на идее образования солнечной системы, как единого комплекса тел, в результате последовательных превращений протозвезд в звезды и «обособившиеся» в силу случайных причин сгустки материи в планеты. Причем почему одни вращаются в одну сторону, а другие в противоположную (Венера, Уран) , а так же еще целый ряд «почему» с тем же ответом – в силу случайных причин. (Либо в нарушение физических законов.)

2. Считается, что замедление вращения Земли составляет 0,005 секунд в год, вопреки чему, начиная с 1980 г. добавляется 1 секунда в год, – величина в 200 раз большая. Но при такой скорости замедления вращения Земли пропорционально должен уменьшаться и ее возможный возраст.

3. В осадочных породах крайне редко встречаются железные метеориты, что удивительно при предполагаемом медленном их формировании в течение миллионов лет, и понятно, если они сформировались в короткое время локального или глобального потопа.

4. От 5 до 14 млн. тонн метеоритной пыли оседает на Землю в год, что за геологический возраст Земли в 4,6 млд. лет дает слой Fe-Co-Ni порошка в 15 м. Спрашивается, где он? Его нет и на Луне (в чем убедились американские космонавты), где ветер и дожди не могли бы смыть его в море.

5. Расстояние между Землей и Луной увеличивается на 4 см в год, что дает ее максимальный возраст 1 млд. лет. При этом вопрос о происхождении Луны повисает в воздухе, т.к. возраст Земли в 4,6 млд. лет не подлежит коррекции в вере эволюционистов.

Воистину, если бы не требования эволюционистской биологии и геологии, астрономия, освободившись от пут, могла бы развиваться без оглядки на возраст Земли и объектов Вселенной.

6. Ослабление магнитного поля Земли (природа которого до конца неизвестна) составляет 5 % в год, что соответствует времени полузатухания - 1400 лет. Поскольку магнитное поле Земли должно генерироваться токами, то с их циркуляцией связано Джоулево тепло, которое еще 8 000 - 10 000 лет назад делало жизнь невозможной. На основании существования пород с реверсированной намагниченностью предполагается, что могло асциллировать во времени и магнитное поле Земли. Но подчеркнем еще раз, любые предположения о периодичности подобных процессов приводят к прошлому с открытым концом и это - прежде всего попытка уйти от ответа по существу.

7. Модель Лапласа (охлаждение Земли из состояния расплава) позволила лорду Кельвину по тепловым потокам оценить верхний возраст Земли не более чем в 400 млн. лет. Новые расчеты по методу Кельвина дают верхний возраст в 20 млн. лет, а с учетом возможных ядерных реакций - 45 млн. лет - в 100 раз меньший возраста Земли, принятого у эволюционистов.

8. Геологический возраст Земли не согласуется с количеством гелия в атмосфере не менее, чем в 10 раз.

9. По отложениям Нильского ила можно сделать вывод, что их возраст составляет не более 30 000 лет.

10. Оценки возраста Мирового океана по концентрации солей и ионов дают результаты с большим разбросом от нескольких тысяч до сотен млн. лет. Например, по количеству соли NaCl в Мировом океане (в предположении, что он был первоначально пресным) его возраст ограничен 100 млн. лет.

11. Численность населения Земли при оценке в 2,2 ребенка на семью за миллион лет составила бы 102070 человек (для справки: число электронов во Вселенной примерно 1090) они бы не уместились во всей Вселенной, не то что на Земле. Современная численность населения Земли почти точно соответствует численности потомства от 4-х пар (семья Ноя), оставшихся в живых после Всемирного Потопа, произошедшего 5000 лет назад. По формуле, описывающей демографический взрыв, численность населения должна составить:(в "материалах к публикации)

где n - число поколений, х - число одновременно живущих поколений, с – число детей в семье. Расчет показывает, что при с =2,46, х = 3, числе поколений со времен потопа n = 100, численность населения на начало XXI века составила бы 4,8 млд. человек – что прекрасно согласуется с реальной численностью населения Земли. Кроме того, за миллион лет существования человека должно было накопиться гигантское количество его окаменелых останков, а их - нет. Таким образом, история человечества в миллионы и сотни тысяч лет не правдоподобна и с точки зрения численности жителей Земли.

Приведенные выше многочисленные факты, свидетельствующие в пользу молодого возраста земли, таким образом, не противоречат Священному Писанию, а находятся в согласии с ним.

Тектонические платформы

Согласно теории тектонических плит, внешняя часть Земли состоит из двух слоёв: литосферы, включающей земную кору, и затвердевшей верхней части мантии. Под Литосферой располагается астеносфера, составляющая внутреннюю часть мантии. Астеносфера ведёт себя как перегретая и чрезвычайно вязкая жидкость.

Литосфера разбита на тектонические плиты, и как бы плавает по астеносфере. Плиты представляют собой жёсткие сегменты, которые двигаются относительно друг друга. Существует три типа их взаимного перемещения: конвергенция, дивергенция и сдвиговые перемещения по трансформным разломам. На разломах между тектоническими плитами могут происходить землетрясения, вулканическая активность, горообразование, образование океанских впадин.

Список Крупнейших тектонических плит с размерами приведён в таблице справа. Среди плит меньших размеров следует отметить индостанскую, арабскую, карибскую плиты, плиту Наска и плиту Скотия. Австралийская плита фактически слилась с Индостанской между 50 и 55 млн лет назад. Наибольшей скоростью перемещения обладают океанские плиты; так, плита Кокос движется со скоростью 75 мм в год,а тихоокеанская плита - со скоростью 52-69 мм в год. Самая низкая скорость у евразийской плиты - 21 мм в год.

Эволюция земной коры

Горные породы, формирующие кору Земли, как мы помним, бывают изверженные - первичные, образовавшиеся при охлаждении и затвердевании магмы, и осадочные - вторичные, образовавшиеся в результате эрозии и накопления осадков на дне водоемов. Осадочные породы почти полностью покрывают поверхность суши, формируя - в числе прочего - значительную часть высочайших горных систем. Это означает, что порода, из которой слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировалась под водой, ниже уровня моря. Любой геолог считает это обстоятельство совершенно тривиальным, но первое осознание этого факта обычно поражает человека.

Эволюция земли

Согласно современным космогоническим представлениям, Земля образовалась 4,5 миллиарда лет назад путем гравитационной конденсации из рассеянного в околосолнечном пространстве холодного газопылевого вещества, содержавшего все известные в природе химические элементы.

Падение крупных сгустков вещества вызывало нагрев прото-Земли и ее расслоение. Тяжелые железосодержащие породы опускались глубже, за несколько сотен миллионов лет формируя ядро, легкие каменистые породы образовывали кору. Гравитационное сжатие и радиоактивный распад еще больше разогревали внутренние области нашей планеты.

Из-за убывания температуры от центра Земли к поверхности возникали очаги напряженности на границе с корой. Их результатами и по сей день являются землетрясения и дрейф материков.

Атмосфера и гидросфера выделились из недр нашей планеты, поскольку вода и газы входили в состав земных пород. Кислород появился в атмосфере из воды в результате фотодиссоциации, а впоследствии из-за фотосинтеза.

В 1912 году, сравнивая очертания береговой линии Африки и Южной Америки, немецкий ученый Альфред Вегенер выдвинул гипотезу дрейфа континентов. Она была подтверждена исследованием дна океана и магнитных свойств лавовых потоков на поверхности. Были зарегистрированы также 16 инверсий магнитных полюсов с северного на южный и обратно за последние десять миллионов лет.

В 1960 году американский геолог Гарри Хесс предположил, что горячая мантия поднимается под срединно-океаническими хребтами, распространяется в стороны от них, разрывая и расталкивая литосферные плиты. Вещество мантии заполняет образовавшиеся трещины – рифты. «Уничтожение» же участков поверхности Земли происходит, скорее всего, вблизи океанских желобов.

Сейчас считается, что 300–200 миллионов лет назад существовал единый суперматерик Пангея. Затем он распался на части, которые сформировали нынешние материки.

Дальнейшее остывание Земли приведет к прекращению тектонической деятельности. Эрозия сотрет горы, и поверхность Земли станет плоской и покроется океаном. Из-за увеличения светимости Солнца в далеком будущем океан испарится, обнажив ровную безжизненную пустыню.

Тема: « Чем Земля отличается от других планет» .

Цель : способствовать формированию знаний учащихся о планете Земля, о её месте в солнечной системе, об особенностях и отличиях её от других планет солнечной системы; Луне, как спутнике Земли; расширению представлений о глобусе как модели Земли, формах земной поверхности; обеспечить развитие УУД:

1)личностных: мотивация учения; 2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

3)коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

4)регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

способности к познанию; экологическое воспитание; эстетическое воспитание.

Оборудование: учебная презентация, таблица «Сравнение планет Солнечной системы», глобус, оборудование для опыта: мяч, фонарик, тексты для работы в группах

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Какая наука занимается познанием звездного неба? (Ответы детей.)

Как называют ученых, изучающих звездное небо? (Ответы детей.)

Назовите имена великих ученых - астрономов? (Н. Коперник.)

А хотите и вы узнать о космосе, планетах что-то новое?

Давайте попробуем и мы стать исследователями.

Девиз нашего урока: « Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Это высказывание великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.

- Как вы понимаете эти слова?

ΙI. Актуализация знаний, определение темы и постановка учебной проблемы

1.Отгадайте загадки и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...

    Ночью на небе один
    Золотистый апельсин.
    Миновали две недели,
    Апельсина мы не ели,
    Но осталась в небе только
    Апельсиновая долька.

    На ноге стоит одной,
    Крутит-вертит головой.
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны.

Какая взаимосвязь между словами-отгадками?


Тема: Чем Земля отличается от других планет?

Какие задачи будем решать на уроке?

    Почему возможна жизнь на Земле?

    Глобус – модель Земли.

    Луна – спутник Земли.

Что вам уже известно по данной теме?

Какой вопрос заинтересовал вас больше всего?

Почему?

Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи?

Какие методы исследования помогут нам найти нужную информацию?

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2)

Познавательные УУД:

1) особенности объектов;

2)

3)

4)

ΙΙI. Совместное открытие знаний

Как лучше организовать исследование?

Почему вам нравится работать в группе?

По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки.

Лист самооценки

Виды деятельности на уроке

Оценка деятельности

Выполнил самостоятельно

Были трудности

Выполнил с помощью товарищей

Определение темы

Постановка учебной задачи

Планирование

Изучение нового материала

Работа в группе

На доске маршрут исследования

1. Исследование «Чем Земля отличается от других планет?»

Таблица «Сравнение планет Солнечной системы». (Дополнительный материал.)

Рассмотрите таблицу. Что вас заинтересовало? Какие вопросы возникли? (Краткие пояснения учителя.)

Прочитайте названия планет. (Ответы детей.)

Название

планеты

Температура поверхности

Длина суток (в земных

сутках)

Период

обращения

по орбите

(в годах)

Планета от Солнца

Количество

спутников

Макс. Мин.

Меркурий

480 -180

58,65

0,24

первая

Венера

480

243

0,62

вторая

Земля

58 - 90

третья

Марс

0 150

1,03

1,88

четвертая

Юпитер

160 - 160

0,41

11,86

пятая

Сатурн

150 - 150

0,44

29,46

шестая

Уран

220 -220

0,72

седьмая

Нептун

213 -213

0,74

165

восьмая

Плутон

230 - 230

6,4

247,7

девятая

2. Анализ данных колонки «Температура поверхности».

Определите, на каких планетах возможна жизнь, а на каких - нет?

Какие еще условия необходимы для жизни, кроме температуры воздуха?

Узнаем об этом из учебника. с.12

3. Работа со статьей учебника.

Какие новые научные данные содержит статья «Чем Земля отличается от других планет?» (с.12) Вывод. (найдите на сенсорных крестах)

Физкультминутка (клип «Трава у дома»)

2.- Обратимся к маршруту исследования.

Глобус – модель Земли.

Пр актическая работа учащихся с. 17 учебника

Почему глобус разноцветный?

О чем могут рассказать цвета глобуса? (цвет глобуса обозначает форму поверхности – моря и сушу)

Какого цвета на глобусе больше?

3. - Обратимся к маршруту исследования.

Луна – спутник Земли.

Что значит слово спутник? (лексическое значение слова)

Работа со словарем.

а) Наблюдение за Луной. (посмотрите на слайд)

Как выглядит Луна?

б) Работа с текстом с.14

Как выглядит Луна?

Есть ли моря на Луне?

Как называют горы на Луне?

в) Проведение опыта.с.15 учебника

Почему Луна меняет свой вид?

Как будет выглядеть при вращении «Луна», если смотреть на нее со стороны «Земли»?

Учащиеся обсуждают результаты опыта и делают вывод:

Луна движется вокруг Земли, и мы видим ту её часть, которая в этот момент освещается Солнцем.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

ΙV. Применение нового знания

Работа в группах

Изучение возможности жизни на воображаемых планетах.

Работа с текстами, обсуждение: можно ли жить на этой планете? Докажите.

1 группа

Наш корабль опустился на планету. Огромная ледяная пустыня предстала нашему взору. Температура на планете не поднимается выше -29 градусов, а может опускаться до -85 градусов. То небольшое количество воды, которое есть на планете, находится в постоянно замороженном состоянии. Холодный ветер не давал возможности идти. Мы поспешили покинуть негостеприимную планету.

2 группа

Наш корабль приземлился, и нашему взору предстала огромная пустыня. Дул ветерок, но было нестерпимо жарко. В поисках воды наша экспедиция исследовала огромную территорию. Воды не было. Никаких животных мы не встретили. Лишь кое-где торчали из песка чем-то похожие на кактусы растения. Ветер гнал тучи пыли, дышать становилось трудно. Из-за песчаной бури мы ничего не видели и с трудом добрались до своего корабля.

3 группа

Поверхность планеты была покрыта невысокими горами. Было тепло, и мы заметили необычайных животных чем-то похожих на ящериц. Они мирно грелись на солнышке и смотрели на нас своими большими круглыми глазами. Мы продолжили свое путешествие и обнаружили небольшое озеро. Вода в нем была коричневого цвета, а растений кругом никаких не было. Но тут пошел мутный дождь, и мы поспешили к своему кораблю.

Составление синквейна

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Земля – планета,

шарообразная , голубая,

вращается, освещается, согревается

3-я планета после солнца

жизнь

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

2)

3)

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1)воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

3)воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4)экологическое воспитание;

5)эстетическое воспитание.

V. Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

На какие вопросы получили ответы?

Какие остались?

Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? (Если остались .)

Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?

Какой вывод сделали?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.