Птолемей I (династия Птолемеев). Птолемей I Сотер: биография Птолемей i сотер мемуары

Сын Лага, греческого аристократа из Эордеи. Был одним из ближайших друзей Александра Македонского , одним из военачальников его армии и личным телохранителем.

Сыграл важную роль в походах Александра на Афганистан и Индию . По приказу Александра, в 324 до н. э. в Сузах женился на персидской аристократке Артакаме, однако в дальнейшей истории Птолемея это имя не упоминается.

Сатрап Египта

Именно Птолемею приписывают инициативу по разделению империи между диадохами после смерти Александра в 323 до н. э. Сам Птолемей стал сатрапом Эллинистического Египта, подвластным номинальным царям Филиппу Арридею и юному Александру .

Получив Египет в управление, он первым делом казнил назначенного Александром Клеомена , занимавшегося финансовыми делами сатрапии, и покорил Киренаику. Он сумел завладеть телом Александра, который должен был быть погребён преемником императора, и тайно переправил его в Мемфис. Это послужило причиной открытой вражды Птолемея и Пердикки - регента на троне империи. Пердикка предпринял попытку вторгнуться в Египет, но в ходе этого похода погиб (321 до н. э.).

Войны диадохов

На протяжении нескончаемых войн между македонскими военачальниками главной целью Птолемея было крепко удерживать свою позицию в Египте, а также завладеть Киренаикой, Кипром и Палестиной. Он получил Палестину в 318 до н. э. и тогда же установил протекторат над царьками Кипра. Когда Антигон, владыка Азии, в 315 до н. э. высказал свои претензии на эту же территорию, Птолемей вступил в союз против него и попытался дать отпор, но в конце концов был вынужден покинуть Палестину. Он преследовал сторонников Антигона на Кипре и к 313 до н. э. вновь отвоевал остров.

Мир продлился недолго, и в 309 до н. э. Птолемей направил свой флот к берегам Ликии и Карии, пересёк Грецию, покорив Коринф , Сикион и Мегару. В 306 до н. э. Деметрий напал на Кипр, в решающей битве при Саламине на Кипре победил брата Птолемея, Менелая, и захватил весь остров.

Антигон и Деметрий I Полиоркет приняли титулы царей; Птолемей, наряду с Кассандром , Лисимахом и Селевком последовали их примеру.

Зимой 306 до н. э. Антигон, окрылённый победой на Кипре, предпринял попытку вторгнуться в Египет, но Птолемей крепко удерживал границы. Сам Птолемей больше не пытался претендовать на земли Антигона на Пелопоннесе, однако освободил Родос от войск Деметрия (305 до н. э./304 до н. э.). Когда в 302 до н. э. вновь был образован союз против Антигона, Птолемей в третий раз вторгся в Палестину, пока сам Антигон бился с Лисимахом в Малой Азии. Узнав, что Антигон одержал верх, он в третий раз покинул территорию. Когда его достигла новость о том, что в битве при Ипсе в 301 до н. э. Антигон потерпел поражение и был убит Лисимахом и Селевком, Птолемей вновь занял Палестину.

Однако его отступление из Палестины в 301 до н. э. было расценено союзниками как бегство, а потому территория должна была перейти Селевку. Этот конфликт развился в более чем двухсотлетнюю вражду между Селевкидами и Птолемеями. С тех пор Птолемей практически перестал вмешиваться в дела Малой Азии и Греции ; он не сумел удержать свои владения на территории Греции, но отвоевал Кипр в 295 до н. э./294 до н. э. и покорил Кирену в 300 до н. э., которую отдал своему пасынку Магасу. В 312 до н. э. Птолемей вместе с Селевком , беглым сатрапом Вавилонии, вторгся в Палестину и в битве при Газе победил Деметрия, сына Антигона. Он снова занял Палестину и снова, несколько месяцев спустя, потерпев поражение в очередной битве с Деметрием и допустив вторжение войска Антигона в Сирию , бежал. В 311 до н. э. враждующие стороны заключили мир, а некоторое время спустя наследник империи Александр IV Македонский был убит в Македонии, что впредь делало Египет независимым государством, а его сатрапа - полноправным владыкой.

Итоги царствования

В 285 до н. э. Птолемей отрекся от египетского трона в пользу одного из своих младших сыновей от Береники I, который правил под именем Птолемея II; его старший сын, Птолемей Керавн, с чьей матерью Эвридикой I, дочерью Антипатра , он развёлся, бежал к Лисимаху .

Выдал падчерицу Теоксену за сицилийского тирана Агафокла .

Птолемей I Сотер умер в 283 до н. э. в возрасте 84 лет. Будучи проницательным и осмотрительным, к концу своего правления, несмотря на 50 лет беспрерывной войны, он создал крепкое и развитое государство. Его щедрость и благодушие привлекали наёмных греческих и македонских воинов на службу. Он внимательно относился к нуждам египтян. Будучи страстным поклонником литературы, он основал великую Александрийскую библиотеку, славившую Александрию во всем античном мире и открыл в Александрии Музей.

Он посвятил походам Александра Великого свою собственную книгу, отличавшуюся откровенностью и трезвостью повествования. Сама книга не дошла до наших времен, но она была основным источником информации для трудов Арриана из Никомедии.

Первым представителем и основателем династии был Птолемей Лаг или Птолемей I Сотер («спаситель»). Предположительно он родился около 360 года до н. э. и был сыном Лага и Арсипои. Семья его матери была более знатной, чем семья отца, поскольку состояла в родстве с династией македонских царей. Отец Птолемея – Лаг относился к одной из почтенных македонских семей, материальное благосостояние которых основывалось на землевладении.

Важнейшим событием, изменившим жизнь юного Птолемея, был Восточный поход Александра, который открыл македонянам совершенно новый мир. Они впервые увидели горы и долины Малой Азии, покрытый снегом Тавр, приморские равнины Финикии с ее крупнейшими городами Тир и Сидон. В ту пору Птолемей еще не принадлежал к ближайшему окружению Александра. Тем не менее, он участвовал в битве при Иссе (333 г. до н. э.) и вместе с Александром вступил на землю Египта. Особенно он проявил себя уже в конце Восточного похода, он был способным воином, отличавшимся осмотрительностью и личной храбростью. Но еще одной его отличительной чертой была хитрость и предусмотрительность, без которой он, скорее всего, не смог бы стать в будущем фараоном Египта. Жизнь Птолемея полностью изменилась со смертью Александра. В 323 году до н. э. он стал сатрапом Египта. Еще при Александре (332-331 гг.) Птолемей смог оценить преимущества, связанные с положением и населением этой страны. 5

Птолемей I объявил себя царем (фараоном) Египта в 305 году до н. э. Он проявил себя как осторожный и настойчивый владыка, как зачинатель во всех областях своей деятельности. Он вел активную завоевательную политику, начиная с 322 года, чтобы не только расширить границы своего царства, но и максимально обезопасить его рубежи в Средиземном море. Он сделал очень много для своей империи: ввел монетную систему, привлекал в Египет эллинов, старался удержать в войне наемников, наделяя их земельными участками – клерами. Он начал проводить политику сотрудничества между греками и коренным населением, также как это делал Александр, предложив им для почитания нового бога – Сараписа, который одинаково почитался как египтянами, так и македонянами. Так же он уделял большое внимание и покровительствовал развитию культуры и наук. Так он основал в Александрии Египетской Великую Александрийскую Библиотеку и Музей. 6

Сорок лет его правления знаменовали собой период бурного развития и расцвета государства. Птолемей I умер в конце 283 г. до н. э. За два года до своей смерти он назначил соправителем своего сына Птолемея. Именно так без всяких трудностей произошла смена правителя в державе Лагидов. Среди потомков Птолемея I, позднейших правителей и правительниц Египта, он навсегда остался образцом, преклонение перед которым было возведено в священный культ, а память о нем сохранялась и чтилась во все времена существования эллинистического Египта. 7

Его сын Птолемей II, правивший в 283-246 гг. до н. э., был женат на своей сестре Арсиное отсюда он и получил свое прозвище Филадельф («любящий сестру»). Он продолжил дело своего отца и также, как и он, вел активную внешнюю политику, которая была основана как на династических браках, так и на войнах, в частности с державой Селевкидов (1-я и 2-я Сирийские войны) и Антигонидов. В период наивысшего могущества Египта под властью Птолемея II находились Кирена, Кипр, Памфилия и др. Также он мог оказывать влияние на конфедерацию полисов Кикладских островов. Птолемей II дал Египту новую административную систему, которая позволила более эффективно эксплуатировать страну благодаря царским монополиям и строгой налоговой политике. Он реформировал монетную систему, которую когда-то ввел его отец, запретив при этом использование внутри страны иностранных денег, приказал восстановить канал Нехо, вернул к жизни Фаюмский оазис. При его дворе собирались самые знаменитые поэты, ученые и врачи эллинистического мира, а Музей и Александрийская Библиотека процветали и достигли во время его правления своего наивысшего расцвета.

Птолемей III Эвергет I (246-221гг. до н. э.) – «благодетель», сын Птолемея II, был женат на дочери царя Кирены – Беренике. Во второй половине своего царствования вел войну с державой Селевкидов (3-я Сирийская война). Его двор был не менее блестящим, чем у его отца Птолемея II. Он расширил Библиотеку Александрии, приказал организовать и отправить экспедицию в Персидский залив, создал необходимые условия для работы Эратосфена.

Но уже в это время начались народные волнения, из-за все более нарастающего социального напряжения, и так называемая порча монеты. Особенно обострились эти проблемы в период правления первых двух приемников Птолемея III: Птолемея IV Филопатора («любящий отца»), который воевал с Антиохом III Великим – правителем государства Селевкидов (4-я Сирийская война), и Птолемея V Эпифана («славный»), при котором Египет потерял Келесирию – и в итоге от всех внеегипетских владений остались только Кипр и Кирена.

После смерти Птолемея V Эпифана начался долгий период упадка, охвативший II и I вв. до н. э. Былое величие и могущество Египту попытаются вернуть последние представители династии Лагидов, в частности последняя царица Египта – Клеопатра VII. 8

Каждый правитель Египта из династии Лагидов внес свою лепту и вписал свое имя в мировую историю. Птолемей I, как один из наследников первого поколения Александра, относится к числу основателей эллинистических государств, а его потомки продолжали начатое им. Их дела пережили столетия. Именно они направляли судьбы государств в Македонии, Передней Азии и Египте, именно они открыли путь новым идеям и методам в политической и экономической областях, которые в будущем были восприняты римлянами и доведены до совершенства. Египет стал эллинистическим государством одним из первых и на нем же и закончится история эпохи эллинизма. 9

Птолемей I Сотер

(род. ок. 367 или 360 г. до н. э. – ум. в 283 или 282 г. до н. э.)

Правитель и царь Египта в 324–283 гг. до н. э. Основатель египетской династии. Полководец Александра Македонского, бывший некоторое время его соматофилаком (телохранителем). Один из диадохов – преемников Александра Македонского, разделивших после смерти великого завоевателя его империю.

Имя человека, ставшего основателем династии, более 260 лет правившей Египтом, вполне отвечает характеру этого незаурядного человека. «Птолемей» в переводе с греческого означает «воинственный».

Обстоятельства жизни Птолемея позволяют судить о нем как о человеке выдающемся, своей выдержанностью резко выделяющемся на фоне многих спутников Александра Македонского. В сущности, его можно считать одним из главных продолжателей дела великого завоевателя, хотя масштабы приложения сил Птолемея были несравненно меньшими. Поэтому историческая наука считает его лишь диадохом (преемником) или эпигоном (последователем) гения, стремившегося распространить эллинистическую культуру на страны Ойкумены – известной эллинам (грекам) части мира с центром в Элладе.

Конечно, не ему, пусть даже отличному воину, было равняться с Александром Великим. Да он и не стремился к этому. Птолемей просто хотел в меру своих сил продолжить дело Александра в стране, откуда был начат великий поход на завоевание Ойкумены. Храбрый воин, талантливый полководец, мудрый политик, щедрый, справедливый и внимательный к друзьям – так характеризуют его немногочисленные исследователи, и древние, и современные. Его биография, собранная по кусочкам из древних источников, – свидетельство правильности такой точки зрения.

Будущий царь Египта, единственный из всех диадохов, умерший в преклонном возрасте, да еще своей смертью, был сыном знатной македонянки Арсинои и менее знатного, но почтенного македонянина Лага. Существует легенда о том, что Арсиноя была возлюбленной отца Александра Македонского, царя Филиппа II, поэтому Птолемей якобы является сводным братом Александра. Однако эта версия, скорее всего, возникла уже в период царствования Птолемея, дабы укрепить его власть и приоритет над остальными диадохами.

Зато сомнения не вызывает то, что юный Птолемей входил в число близких друзей юного Александра. Именно поэтому его и будущего знаменитого флотоводца Неарха, наряду с другими приятелями Александра, царь Филипп изгнал из Македонии, когда непослушный Александр вознамерился жениться против желания родителей.

В 336 г. до н. э. Филипп был заколот офицером Павсанием, возможно, при подстрекательстве Олимпиады. Александр и его друзья, в том числе Птолемей, вернулись в Македонию.

Если бы Александр, унаследовавший власть, был обычным, пусть даже незаурядным правителем, Птолемей так и остался бы одним из его верных приближенных. Но Александр был гением. Он стремился распространить эллинскую культуру на весь известный грекам мир. На этой волне Птолемей, обладавший достаточным умом и образованием, чтобы понять идеи Александра, после его смерти сумел выдвинуться на первый план и добиться значительных результатов.

Конечно, его военный талант проявился еще во время походов Александра. В 333 г. до н. э. Птолемей в числе других полководцев участвовал в битве при Иссе, в сражении у Ворот Персеиды, в битве при Гавгамелах. Именно его Александр направил в погоню за персидским царем Дарием III. В результате Птолемей пленил персидского сатрапа Бесса, зарезавшего своего повелителя, чтобы тот живым не попал в руки врага.

Во время индийского похода македонский военачальник сам сразился с индийским царем (или князем). Противник ударил македонца в грудь копьем, но броня спасла Птолемея от смерти. Он пронзил индусу бедро, свалил его на землю и снял с противника доспехи. Потом будущий властитель Египта по приказу Александра захватил крепость Пир-Осап (Аорн), участвовал во множестве других опасных эпизодов индийской кампании македонцев.

Однако руководящей роли при Александре Лагид не играл, да, по-видимому, и не стремился к этому. Тем не менее в числе приближенных царя он все же состоял. Недаром во время легендарной массовой свадьбы в Сузах, когда Александр попытался связать родственными узами македонцев и персиян, в числе новобрачных находился и Птолемей. Его супругой стала знатная персиянка Артакама.

Об обстоятельствах этого брака источники хранят молчание. Более известна связь Птолемея с афинской гетерой Таис, которую историки подозревают также в близких отношениях с самим Александром. Легенда гласит, что именно по ее требованию великий завоеватель отдал приказ о сожжении персидской столицы Персеполиса. Таис якобы мстила за сожженные персами Афины и другие греческие города. Скорее всего, это не более чем легенда. Биографы Александра Македонского Г. Лэмб и А. Боннар утверждают, что Таис «играла роль императрицы в Мемфисе». Достоверно известно, что у нее от Птолемея были дети: сыновья Леонтиск и Лаг, а также дочь Эйрена. Судьба сыновей неизвестна. Дочь же со временем была выдана замуж за Эвноста, царя г. Солы на Кипре.

Александр умер 10 июня 323 г. до н. э. Смерть его не была неожиданной для приближенных царя. Однако для людей, искренне любивших Александра – среди них был и Птолемей, – это, несомненно, было жестоким потрясением. Однако жизнь продолжалась, и нужно было решать судьбу завоеваний великого македонца.

Срочно было собрано македонское войсковое собрание. Среди немногих, отстаивающих идею единой сильной власти над завоеванными землями, был Птолемей. Он и его единомышленники предлагали выбрать царя из числа сподвижников Александра, пользовавшихся наибольшим авторитетом. Судя по положению среди ближайших военачальников, Птолемей явно не имел в виду лично себя. Однако собрание решило временно возвести на освободившийся престол сводного брата Александра, слабоумного Филиппа III Арридея. Позже его должен был сменить еще не родившийся сын персидской жены умершего, Роксаны.

Было ясно, что оба кандидата, один из которых, кстати, мог и не появиться на свет (Роксана могла родить девочку), не в состоянии обеспечить порядок в империи таких размеров, которых до той поры история не знала. Выборы определенно были фикцией: диадохи боролись за власть, и каждый стремился ухватить кусочек пожирнее.

В этой ситуации Птолемей проявил недюжинные политические способности. Раздел империи, пока предусматривающий создание сатрапий, произошел в Вавилонии, находившейся под контролем Пердикки, наиболее авторитетного из диадохов, ставшего великим визирем (регентом). Трудно сказать, как именно Птолемей вошел к нему в доверие. Но если бы они не поладили, Лагид вряд ли получил бы такой лакомый кусок, как Египет, хорошо известный ему еще по александровскому походу 332–331 гг. до н. э.

В то же время положение Птолемея в качестве египетского сатрапа было не слишком прочным. В стране существовала греческая колония Навкратис. Ее гражданин Клеомен уже осуществлял, причем довольно неплохо, управление провинцией. Военного столкновения между двумя правителями не произошло – Клеомен подчинился Птолемею. Однако тому стало известно, что грек поддерживает связь с Пердиккой. Чтобы устранить угрозу предательства (а также ликвидировать соперничество), Птолемей велел убить Клеомена, что, впрочем, не произвело особого впечатления ни на македонцев, ни на египтян. Дело по тем временам было вполне понятным и заурядным.

Следуя традициям Александра, Птолемей проявил большую терпимость к чуждой ему религии египтян. Он восстановил множество храмов египетских богов, но одновременно попытался создать некий синтез эллинской и египетской религий – культ бога Сераписа (Сораписа, Сараписа) , в наши дни очень почитаемого поклонниками эзотерических учений. Для египтян он был Осирисом, иногда Аписом, для македонцев и греков – Зевсом.

В то же время новый сатрап быстро сумел наладить контроль над доходами с сельского хозяйства Египта, поставив во главе всей хозяйственной деятельности этой, в основном аграрной страны, диойкета – своего рода министра финансов и экономики.

Главным делом Птолемея в этот период стало обустройство сатрапии. Будучи реалистически мыслящим человеком, вполне отдающим отчет в собственных возможностях, он не стремился захватить власть над всем наследием Александра. С него было довольно и Египта, где диадох всеми силами стремился воссоздать мечту покойного друга о распространении эллинской культуры среди «варварских» народов.

К военной силе Птолемей прибегал только в тех случаях, когда считал, что это необходимо для укрепления его трона в Египте. В поход он отправлялся, хорошо взвесив все обстоятельства, поэтому почти не знал поражений. Бывали случаи, когда Птолемей прекращал кампанию тогда, когда надежда на победу еще была. Из-за этого современники обвиняли владыку Египта в нерешительности; на самом же деле это был трезвый расчет осторожного военачальника. Личная храбрость Птолемея хорошо известна по походам Александра, но рисковать своим положением и страной он не любил и не хотел.

Тем не менее почти весь период своего правления, особенно вначале, первый из Птолемеев воевал. Известны его походы в Кирену, Келесирию, на Кипр, в Грецию. Кроме того, египтянам пришлось отражать вторжение армий других диадохов, в частности Пердикки и Антигона Одноглазого.

Впервые Птолемей отправил свои войска за пределы Египта уже в 322 г. до н. э. по просьбе олигархов, чтобы помочь им справиться с внутренней смутой. Однако армию вел не сам сатрап, а военачальник Офелла. Он сумел разгромить войско смутьянов во главе со спартанцем Фиброном. Земли богатой Киренаики перешли под власть Египта, и Лагид сразу же явился туда, чтобы навести порядок. Управлять колонией стали доверенные лица Птолемея, однако их права были ограничены диаграммой – законом, составленным египетским властителем.

В это время Пердикка решил разделаться с самым значительным, по его мнению, противником в борьбе за первенство среди диадохов. Кроме того, Египет был несомненно лакомым кусочком. Воспользовавшись тем, что Птолемей примкнул к его врагам, Пердикка в 321 г. до н. э. вторгся в пределы страны.

Обстоятельства этой войны известны недостаточно, а имеющиеся данные довольно противоречивы. Неоспоримым фактом является то, что войска Пердикки не смогли взять крепость Камелонтейхос. В ее защите принимал участие сам Птолемей. Легенда гласит, что он собственноручно длинным копьем ослепил одного из боевых слонов, убил многих вражеских воинов и сбросил их со стены. Армия Пердикки понесла большие потери при переправе через Нил. Множество воинов было растерзано крокодилами. Эти неудачи возбудили в войске сильное недовольство военачальником. В конце концов он был убит в собственном шатре бывшим телохранителем Александра Пифоном, которого Птолемей наверняка хорошо знал.

В первые годы после смерти Александра формально его империя еще существовала. Напомним, что диадохи лишь считались сатрапами вверенных им территорий. Главным среди них был регент, избиравшийся с согласия остальных. Первым регентом стал Пердикка. После его смерти Птолемею было предложено это место, но он отказался. Прозорливый правитель понимал, что империя вот-вот окончательно распадется.

В это время Птолемея больше заботило укрепление границ Египта со стороны Палестины. Щитом против нашествий отсюда могла стать Сирия. Птолемей действовал быстро и решительно. В короткое время его военачальник Никанор захватил страну, пленил ее царя Лаомедонта и оставил там египетские гарнизоны. Сам же Птолемей двинулся на Иерусалим. Воспользовавшись тем, что религия евреев запрещала им предпринимать что-либо в субботу, сатрап Египта назначил штурм именно на этот день и легко овладел городом.

Между тем противоречия между диадохами нарастали. Антигон, прежний союзник Птолемея по борьбе с Пердиккой, вместе со своим сыном Деметрием Полиоркетом сумел захватить всю Азию и начал угрожать благополучию и власти остальных диадохов. Он стремился к воссозданию единой империи, во главе которой, естественно, видел только себя. Тогда Птолемей заключил союз с Кассандром и Лисимахом, правителями Македонии и Фракии, а также с Селевком, бежавшим в Египет. К Антигону было направлено посольство с требованием уступить часть завоеванных земель. Тот заявил, что давно готов к войне с Птолемеем, и послы уехали ни с чем.

В 314 г. до н. э. Антигон напал на подвластные Египту Финикию и Сирию. Египет мог потерять не только зарубежные владения, но и собственную независимость. В 312 г. до н. э. на Кипре, до сих пор не проявлявшем недовольства, вспыхнуло восстание против власти Египта. Есть предположение, что местные царьки действовали по наущению Антигона. Птолемей во главе большого войска переправился на остров. Расправившись с мятежниками, он перебрался в Карию, дошел до Киликии, в этот момент отпавшей от Египта, разграбил страну и вновь вернулся на Кипр, а потом отправился в Египет, чтобы сразиться с противником.

Решающее сражение между войсками Птолемея и Селевка, с одной стороны, и Деметрия – с другой, произошло в этом же 312 г. до н. э., под Газой. Здесь египетский и вавилонский цари одержали впечатляющую победу. Было захвачено множество пленных, часть которых была поселена в Египте. Сирия и Финикия были возвращены под власть Лагида.

Однако на этом война не закончилась. В 306 г. до н. э. флот Птолемея возле Кипра вступил в сражение с кораблями Деметрия. Результатом стало страшное поражение египтян. Господство на море на долгие годы перешло к Деметрию. Воодушевленные победой, Антигон и Деметрий провозгласили себя царями. Их примеру срочно последовали и остальные диадохи. Птолемей сделал это, скорее всего, уже в 305 г. до н. э., стремясь подчеркнуть свое независимое положение.

А в это время Антигон собирался к походу на Египет. Огромное войско было готово переправиться через Нил. Однако Птолемей сосредоточил на противоположном берегу многочисленные войска и катапульты. Врагу не удалось высадить даже десант. Вскоре из-за недостатка продовольствия вражеская армия вынуждена была уйти ни с чем.

Вероятно, эта борьба не на жизнь, а на смерть длилась бы еще многие годы. Однако в 301 г. до н. э. Антигон пал в битве при Ипсе (совр. Сипсин), сражаясь против объединенных войск диадохов. Птолемей в ней участия не принимал. По известным ему одному причинам из Сирии он вернулся в Египет, а на упреки союзников ответил, что до него дошли слухи об их поражении.

Шли годы. Границам Египта больше ничего не угрожало, поэтому последний период жизни царя оказался сравнительно спокойным. Пора было подводить итоги, которые были достаточно впечатляющими.

По отношению к своим подданным, чуждым ему по обычаям и по крови, Птолемей стремился реализовать эллинский идеал царя-правителя. В представлении греков идеальный царь должен был стать благодетелем, спасителем и защитником своих подданных. По мере сил царь Египта стремился выглядеть именно так. Во всяком случае, никакого различия между греками и варварами он не делал. Поэтому как в самом государстве, так и на подвластных Египту территориях было сравнительно спокойно.

Мистическим покровителем своей державы Птолемей сделал самого Александра Македонского, подчеркивая этим свое право считаться первым духовным наследником великого завоевателя. После длительной борьбы Птолемея с диадохами в Египет было доставлено забальзамированное тело Александра. Сначала оно было помещено в древнем коронационном центре в Мемфисе. Позже тело было погребено в специально построенной гробнице – Севе, в Александрии. Птолемей считал, что Александр должен быть погребен в городе, лично им основанном.

Стремясь к распространению эллинской культуры, царь перенес столицу из древнего Мемфиса, где были сильны египетские традиции, в основанную Македонским Александрию. Здесь он воздвиг лучший памятник себе и своему времени – знаменитый Музей, ставший главным центром развития науки и культуры того времени. Сюда съезжались ученые со всех концов эллинистического мира, чтоб приобщиться к сокровищнице научных знаний – Александрийской библиотеке. Лагид и сам был не чужд учености и обладал несомненным литературным талантом. Его перу принадлежит труд об Александре, к сожалению, дошедший до нас лишь во фрагментах.

Известно, что Птолемей несколько раз женился, преследуя при этим чисто политические цели. О судьбе его первой жены, персиянки Артакамы, ничего не известно. Чтобы подчеркнуть и упрочить свое положение главного идейного наследника Александра, Птолемей, еще будучи сатрапом, пытался жениться на его 47-летней сестре Клеопатре, но та была убита по приказу Антигона, и свадьба не состоялась. Во второй раз царь заключил брачный союз с дочерью диадоха Антипатра, Эвридикой, что связало его родственными узами с другими «наследниками» Александра, многие из которых тоже приходились Антипатру зятьями. Эвридика родила много дочерей, а также сыновей Мелеагра и Птолемея Керавна. Последний одно время считался будущим наследником трона египетских царей. Однако с Эвридикой Птолемей расстался и в 317 г. до н. э., по обычаю фараонов, женился на своей сводной сестре Беренике. Своим наследником он сделал ее сына Птолемея Филадельфа.

Основатель династии умер в 283 г. или в начале 282 г. до н. э. За два года до этого он, чтобы предотвратить свары между претендентами на престол, прозорливо сделал своим соправителем Филадельфа. Птолемей заявил, что быть отцом царя лучше, чем быть царем самому. Птолемей II Филадельф стал достойным преемником отца, значительно укрепив славу дома Птолемеев.

Царь Египта, родоначальник династии Птолемеев.
Его прозвище «Сотер» означает «Спаситель».

Птолемей и его наследники создали державу, включавшую Египет, Кипр и Южную Сирию.

Столицей Египта в эпоху Птолемеев стала Александрия (строго говоря, Александром Македонским было основано много Александрий на пути следования его войска, но эта – самая известная).

В 322 году до н. э. в Египет было привезено тело Александра Македонского . Птолемей I Сотер и его сын – преследуя свои политические цели – похоронили выдающегося полководца именно в Александрии (хотя покойный хотел быть похороненным в святилище египетского бога Амона в оазисе Сива).

«Его величайшей заслугой перед человечеством является создание Мусейона .
Это учреждение, созданное первым из Птолемеев, больше всего напоминало научно-исследовательский институт, где учёные работали, освобождённые от повседневных забот.
Царь постарался привлечь в Александрию многих выдающиеся поэтов и учёных того времени.
Здесь собрался цвет науки всего Древнего мира.
Александрийский Мусейон был и исследовательским центром, и величайшим музеем древности (от слова «мусейон» и возникло слово «музей»), с парком, ботаническим садом, зверинцем.
При нём была обсерватория, оборудованная астролябиями, глобусами, телескопами.
Быстрому развитию научных исследований способствовало щедрое финансирование.
Средств не жалели, и это создавало чрезвычайно благоприятные условия для творческой деятельности. Занимаясь исследованиями, учёные имели возможность ежедневно встречаться за совместными трапезами и на прогулках в прекрасных садах дома муз.
У них были исключительные возможности обмениваться опытом, советоваться, находить истину в спорах и комплексно решать научные проблемы.
Потомки основателя Мусейона поддерживали созданные им традиции. Царская казна продолжала снабжать учёных средствами на конструирование научных приборов, организацию экспедиций, покупку необходимых материалов и создание библиотеки.
Александрийская библиотека стала крупнейшим книгохранилищем Древнего мира.
Здесь было собрано около 500 тысяч свитков.
Библиотека сильно выросла и получила широкую известность при Птолемее II, обманным путём, хотя и за большие деньги, получившем самые ценные рукописи афинского собрания.
В числе знаменитых учёных, возглавлявших библиотеку, хочется упомянуть замечательного географа и
математика Эратосфена , сумевшего вычислить диаметр Земли с невиданной по тем временам точностью - до
75 километров».

Сергеев Б.Ф., Парадоксы мозга, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 21-23.

«Просвещённая династия Птоломеев всеми силами содействовала упрочению за своею столицей значения духовного центра человечества. Её усилиями было создано в Александрии небывалое по богатству собрание книг, привлекавшее искателей познания со всего мира и служившее ярким доказательством потребности в систематизации и сличении всех документов человеческого мышления, всех проявлений человеческого искания истины.
Птоломей I Сотер всюду обращался с заказами и просьбами о присылке рукописей для основанной им библиотеки; есть предание, что книги взимались в виде особой дани с судовладельцев и торговцев, отовсюду стекавшихся в Александрию как в центр мировой торговли.
По-видимому, с особенной тщательностью собирались трактаты по философии и религии, и если бы эта бесценная библиотека сохранилась до наших дней, то мы могли бы восстановить и изучить многие религиозные системы античного мира, о которых ныне имеем лишь самое смутное представление.
Предание гласит, что когда эта сокровищница человеческой мысли была предана огню фанатиками-мусульманами при взятии города Омаром в 641 г., то книг и рукописных свитков будто бы хватило на топку 4000 бань в течение шести месяцев!
Следует помнить, что и до этого горестного события Александрийскую библиотеку неоднократно постигали бедствия - и от злобного людского невежества, и от стихий.
Так, бесценное книгохранилище было однажды почти уничтожено пожаром в 47 г. до P. X. , во время похода Юлия Цезаря на Египет; современники уверяли, будто зарево было видно из самого Рима.
Если даже отбросить эти преувеличения, приходится отметить указание древних писателей, будто уже в царствование первых трех Птоломеев количество собранных книг достигало громадного числа - 400 000 .
Эти цифры, конечно, недоступны никакой проверке и лишь дают представление о том, какой невозвратимой потерей для человечества является утрата великолепной библиотеки, имевшей такое громадное значение в истории умственного движения, названного нами великим духовным брожением перед зарею христианства.
Главным образом именно в Александрии происходило сличение религиозных систем Востока и Запада, здесь впервые были выработаны синтезы, лёгшие в основу позднейших религиозных определений.
Здесь воспитывались великие мыслители, нашедшие догматические формулы для мистических порывов человечества.
Здесь же впервые произошло слияние одухотворённого Востоком эллинизма с иудейством, освободившимся из рамок своего узкого национализма, - и это обстоятельство было впоследствии одной из причин быстрого распространения христианской проповеди в среде эллинизированного иудейства и вошедшего с ним в соприкосновение эллино-римского мира.
История этого сближения иудейства с эллинизмом тесно связана с историей перевода еврейской Библии на греческий язык для Александрийской библиотеки - перевода, имевшего, как мы увидим впоследствии, громадное значение для истории христианской догматики».

Николаев Юрий, В поисках Божества. Очерки из истории гностицизма, Киев, «София», 1995 г., с. 15-16.

Позже Птолемеи утратили своё влияние и Египет превратился в одну из провинций Римской империи.

Вклад в науку Клавдия Птолемея переоценить невозможно. Труды ученого в области астрономии, физики, математики, географии и даже музыки стали если не фундаментальными, то, как минимум, дали толчок в развитии этих наук. До наших дней дошла масса литературы о достижениях ученого, но отсутствуют биографические сведения.

Птолемей разработал подробнейший справочник по античной астрономии, который вышел в свет под названием «Альмагест». Этот труд древнего ученого стал «библией астрономии» вплоть до теории , которая положила начало науке о небесных телах.

Широта научных интересов и глубина анализа позволили Птолемею стать основоположником научной литературы в области географии, физики (оптики), теории музыки и т.д. Клавдием также разработана теория, согласно которой небесные тела постоянно движутся и функционируют как один механизм.

Учение о звездах и их влиянии на судьбу человека, именуемое астрологией, также разработал Птолемей. Он же создал астрономический атлас, в котором указал видимые с территории Египта созвездия.

Детство и юность

Сведений о биографии древнего ученого не сохранилось. Связано это с тем, что современники избегали упоминаний о Птолемее в своих трудах. Все имеющиеся сведения черпаются из книг ученого-физика Филипа Болла, а также из собственных научных трудов античного ученого. Известно, что жил Клавдий на территории современного Египта, в городе Александрия. Информации о внешности ученого также не сохранилось, фото представляют собой некий усредненный образ из работ древних скульпторов.


В книге «Альмагест» Птолемей указывает периоды проведения астрономических наблюдений, которые помогают косвенно установить даты жизни ученого: 127-151 годы. Однако, после окончания работы над «Альмагестом», вышли еще как минимум две книги, представляющие собой энциклопедии, работа над которыми длилась еще 10 лет. А согласно записям философа Олимпиодора, Клавдий работал неподалеку от Александрии в городе Канопе – пригороде Александрии Абукир.

Хотя имя ученого (Птолемей) говорит о египетском происхождении, а биографические сведения - о принадлежности к выходцам из Греции, первое имя (Клавдий) указывает на римские корни его обладателя. Ввиду отсутствия достоверной информации установить национальность ученого не представляется возможным.

Наука и открытия

Научная деятельность Птолемея началась с работы под названием «Канопская надпись», которая представляет собой высеченные на каменной стеле в городе Канопе (пригород Александрии в Египте) астрономические параметры. Позднее стела подверглась разрушению, но нанесенная на нее информация сохранилась благодаря древнегреческим рукописям.

Уточнив ряд сведений, Клавдий разработал «Подручные таблицы» – нечто вроде астрономического справочника. В теории геоцентризма эти сведения выступали доказательством неподвижности Земли и движения вокруг нее других небесных тел.


До всемирно известного «Альмагеста» Птолемей работал еще над рядом научных книг, в том числе - "Планетными гипотезами". Отличие этого труда от других заключается в иной системе параметров, использованных для описания расположения астрономических объектов. В этом трактате появляется термин «эфир», который плотно вплетен в теорию Птолемея.

В «Альмагесте» Птолемей с удивительной для тех времен точностью вычислил расстояние от Солнца и Луны до Земли. Единицей измерения в исследованиях послужил радиус Земли. Однако в тех же «Планетных гипотезах» автор указывал расстояние между Солнцем и другими планетами, не имея их радиуса (вместо него ученый использовал следующее умозаключение: радиус планеты минимально равен расстоянию от нее до следующего объекта видимой Вселенной), что может указывать на несоответствие периодов написания научных работ.


Следующей книгой, по мнению исследователей, стала работа "Фазы неподвижных звезд". Этот труд представляет собой первые попытки составления метеорологических прогнозов погоды, основываясь на положении небесных тел и физических явлений на поверхности планеты. В этой же работе были сведены в единую систему знания о климатических зонах и географических поясах Земли, а также взаимном расположении географических объектов.

Для создания астрономических теорий Птолемею были необходимы геометрические знания о нашей планете. Теореме вычисления радиусов, дуг и окружностей посвящена работа Клавдия под названием «Аналемма». Прикладное значение этих знаний заключается в конструировании солнечных часов, которые были построены задолго до Птолемеевых исследований. Работа «Планисферий» посвящена стереографической проекции и ее применению в астрономических расчетах.


«Квадрипартитум» стал наиболее неоднозначным произведением Клавдия, поскольку он посвящен основам астрологии, или влияния небесных тел на жизнь человека. А вот восьмитомник «География» по популярности не уступает «Альмагесту». Она представляет собой не столько описательную географию, сколько математическую с основами картографии. В первом томе ученый предложил вести точку отсчета от нулевого меридиана, которым тогда служили Канарские острова.

Споры и дискуссии относительно вклада Птолемея в науку ведутся до сих пор, на основании того, что Гиппарх задолго до Клавдия описал положения небесных светил на небосклоне. Первым фальсификацию данных обнаружил поэт . А с появлением на международной научной арене Коперника астрономическое учение Птолемея и вовсе стало неактуальным. И только еще некоторое время развивал теорию геоцентризма, поддерживая в своих убеждениях древнего ученого. Однако вскоре геоцентрическая система мироздания была опровергнута другими учеными.

Личная жизнь

О семейном положении, а также наличии либо отсутствии детей у Клавдия достоверных сведений не сохранилось. Но точно известно, что у ученого были последователи и ассистенты, которые помогали ему совершать великие открытия в науке. Астрономическую книгу «Альмагест» Птолемей посвятил Сиру, но личность его не установлена, кем он приходился ученому и имеет ли отношение к его исследованиям или астрономии, вообще неизвестно.

В том же трактате упоминается математик Теон, данные которого использовал Клавдий при астрономических вычислениях, но был ли Теон учителем Птолемея или же коллегой - также неизвестно.


Ряд исследователей предполагают, что речь идет о Теоне Смирнском – философе, последователе , который тоже изучал звездное небо и составил примитивную карту ночного небосклона.

Определенные личные взаимоотношения были у Клавдия и с сотрудниками научной библиотеки в Александрии Египетской, поскольку доступ к необходимой литературе он получал беспрепятственно. В исторических источниках начала нашей эры Клавдия связывали с египетской династией Птолемеев, однако современные исследователи склонны считать это совпадением.

Смерть Птолемея

Обстоятельства и дата смерти ученого, как и все факты его биографии, остаются загадкой до сих пор. Мнение большинства исследователей сводится к тому, что датой смерти Клавдия следует считать 165 год нашей эры.


Согласно архивным сведениям, в этот период на территории стран Африки и Евразии свирепствовала эпидемия чумы, жертвой которой, возможно, стал и Птолемей. Но даже спустя три тысячи лет после смерти ученый продолжает жить в своих трудах и приносить пользу потомкам.

Библиография

  • "Канопская надпись"
  • "Подручные таблицы"
  • "Планетные гипотезы"
  • "Фазы неподвижных звезд"
  • "Аналемма"
  • "Планисферий"
  • "Четверокнижие"
  • "География"
  • "Оптика"
  • "Гармоники"
  • "О способности суждения и принятии решения"
  • "Плод"
  • "Тяжести" и "Элементы"