Протокол логопедического обследования. Речевая карта (Индивидуальная логопедическая карта) Протоколы обследования дошкольников логопедия образец

Протокол обследования речи

Ф.И. ребенка_____

Как тебя зовут?____________________________________

С кем ты живешь?__________________________________________________

Кто из вас старше (младше) брат (сестра)?_____________________________

Кто старше бабушка или мама?_______________________________________

Какие у тебя есть игрушки ?__________________________________________

Обследование состояния звукопроизношения

звуки

характер

произношения

звуков

изолированно

в словах

во фразах

К,к*

Г,г*

Х,х*

Отметить характер нарушения звукопроизношения: в норме, мономорфное нарушение, полиморфное нарушение: антропофонический эффект (вид искажения), фонологический (отсутствие звука, замена звука, смешение звуков).

Обследование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па -ба_________________________ па-ба-па_____________________

га-ка-га_______________________ ка-га-ка______________________

да-та-да_________________________ та-да-та_____________________

за-са-за_________________________ са-за-са_____________________

тя-та-тя__________________________та-тя-та______________________

Состояние навыков фонематического анализа и синтеза:

Выделение начального ударного гласного из слов:

астра____арка____осень____озеро____ улей___ уши___иглы____искры_____

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.19

мышка-мишка______________корка-горка_________

почка-бочка________________катушка-кадушка___________

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.20

речка-редька________ рейка-лейка________

цвет-свет___________ челка-щелка________

Обследование фонетической стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность ): с.32

самолет____________скворец_________фотограф_________микстура_______мотоциклист______________ погремушка________________

Сестренка развешивает простыни.___________________________________

_________________________________

В универмаге продают продукты._____________________________________

____________________________

Мотоциклист мчится на мотоцикле.____________________________________

Обследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь

понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов): по картине «Наш детский сад» (Мы строим дом)

мальчик____ девочка_____голова мальчика_____голова девочки______

руки мальчика____ руки девочки______ ноги мальчика_____

ноги девочки_____дом_____ крыша дома______машина_____

колеса машины_____собака_____ уши собаки______глаза собаки_______

живот_____ шея мальчика______ живот____ и шея девочки______

окна дома____ дверь дома______ балкон______ труба на крыше дома______

стул____ ножки стула_____ кабина____ кузов грузовика_____

туловище собаки_______ голова собаки_______

покажи: с.9

мишка___ машинка___ чашка___ тарелка___ ложка____шапка_____куртка__

платье___ сапоги____ ботинки____ туфли____ кресло___ диван____

шкаф___ капуста_____ помидор_____ репка_____ яблоко_____ груша____

апельсин____ петух____ гусь____утка____

Подобрать обобщающие слова:

показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию): с.9,22

игрушки_________________________________________________________

одежда__________________________________________________________

обувь___________________________________________________________

посуда___________________________________________________________

Мебель__________________________________________________________

Овощи___________________________________________________________

Дикие птицы______________________________________________________

Домашние животные_______________________________________________

Дикие животные__________________________________________________

Транспорт_______________________________________________________

понимание действий (показать по предложенным картинкам): покажи, с.10

кто летит________ плывет________ идет___________ прыгает_______

ползет__________

понимание признаков (показать по предложенным картинкам): с.12

круглое печенье_____________ квадратное печенье__________________

треугольное печенье_________ овальное печенье____________________

сладкое__________горькое_________холодное_____ горячее________

Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам): с.13

глаз__________ глаза__________ стул__________ стулья___________

лист__________лист__________ листья________ окно_____ окна_______

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (В, НА, У, ЗА, ПО, ПОД): с.14

Покажи, где

цыпленок гонится за бабочкой_______ цыпленок спрятался под крыльцом_____ цыпленок ходит по крыльцу____ цыпленок стоит в корытце ______ цыпленок прыгает со ступеньки______ цыпленок стоит на корытце_______ цыпленок стоит у корытца_____________

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: (показывает ребенок) Покажи, где: с.15

Носок-носочек_________ чашка- чашечка_______окно- окошечко________

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): с. 16

птица летит_____птицы летят______ слон идет_____слоны идут______

кошка сидит____ кошки сидят_______

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): покажи с.16

птица, которая вылетает из клетки_____

птица, которая влетает в клетку_______

Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений: покажи, где с.17

собака бежит за мальчиком_____ мальчик бежит за собакой________

Понимание текста: сказка «Колобок» (если сказка не знакома, то логопед сначала рассказывает ее с опорой на картинки) с.18

Кто попросил бабку испечь колобок?_______Покажи.

куда бабка положила колобок? Покажи_________

Кого встретил колобок сначала? Покажи__________________

Кого встретил колобок потом? Покажи___________

Кто съел колобка? Покажи___________________

Обследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи: (однословная, фразовая, связная)

1. Активный словарь

Вспомнить и назвать несколько существительных по предложенным темам:

Овощи_________________________________________________________

Фрукты__________________________________________________________

Птицы__________________________________________________________

Мебель___________________________________________________________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам): с.21

нос________________________рукав (14)___________________

рот________________________воротник________________

шея ______________________ пуговица_________________

живот ____________________ кабина машины____________

грудь____________________ руль машины(23)______________

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке: с.9

мебель________________овощи ____________фрукты____________

птицы_____________

Глаголы (скажи, что делают те, кто изображен на картинках):

Перечисли, что делают животные на картинках: с.10

птицы летают_____ змея ползает______рыбка плавает________

лягушка прыгает_____ слон ходит_______

Имена прилагательные

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки): с.23

солнце какое? (Круглое)_____________Косынка какая?(треугольная)____

Печенье какое? (Квадратное)_________ Огурец какой? (овальный)_________

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного числа и множественного числа (образовать по аналогии): с.24

стол – столы

глаз-глаза______________ рот-рты_____________река-реки_____________

ухо-уши________________кольцо-кольца______________

Употребление имен существительных в косвенных падежах: ответь на вопрос: много чего? с.25

много шаров_________много ключей_________много берез___________

много ложек_________ много окон___________

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): с. 26

оранжевый апельсин_________ _____ голубая бабочка ________ _________

белое блюдце___________________________

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам): с.26

Где сидит снегирь? (На дереве)___________

Где стоит машина? (В гараже)_____________

У кого кукла? (У девочки)________________

Где стоит коза? (за забором)______________

Где едет машина? (по дороге)_____________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными: (ответить на вопрос «сколько») с.27

Два мяча___________ пять мячей_______

две розы_________ пять роз__________

два окна_______ _ пять окон_________

Образование существительных- с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам): (назвать большой и маленький предмет) с.28

Большая кукла, а маленькая куколка

забор-заборчик ___________носок-носочек ________________

лента-ленточка__________ окно-окошечко _______________

Образование названий детенышей животных:с.30

У лосихи –лосенок. А у медведицы кто?________________

У бобрихи________ ___ У барсучихи______________ У собаки____________

У коровы______________

Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

(Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?)

Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты логопедической работы:__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

Ф.И. ребенка__________________________________

Дата рождения__________________________________

Домашний адрес________________________________

Домашний телефон________________________________

Обследование поведения и эмоциональной сферы

1. особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование неречевых психических функций

1. иссследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)_____________________________________

_________________________________________________________________

Определение направления звука______________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________

_____ ______ ______ ________ ____________________

______ _______ _______ _____________________

_____ ______ ______________________

2. исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующего по цвету блюдца, к шапочкам – соответствующие по цвету шарики)

красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, оранжевый, розовый__________________________________________________________

__________________________________________________________________

восприятие формы (показать по просьбе заданные геометрические фигуры и формы)

круг____ квадрат____ овал____ треугольник____ прямоугольник_____

шар____ куб____

3. исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в пространстве:

покажи предметы, которые находятся вверху_____________, внизу_______,

впереди__________, сзади_________ слева_______ справа_________

Ориентировка в схеме собственного тела:

покажи правый глаз_______________ левый глаз____________

правое ухо_________________ левое ухо_________________

Складывание картинок из частей: (4-6 частей, вертикальный, горизонталь-

ный и диагональный разрезы)_______________________________________

__________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу: из 6 палочек

«домик»_______________ «елочка»__________________

из 7 палочек «Лесенка»_______________________

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений –заполняется после проведения тестовых упр.)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

попрыгать на 2 ногах________________________________________________
__________________________________________________________________

на левой ноге______________________________________________________

на правой ноге_____________________________________________________

прыгнуть в длину с места____________________________________________

__________________________________________________________________

потопать ногами и похлопать руками одновременно______________________

__________________________________________________________________

бросить мяч от груди________________________________________________

из-за головы_______________________________________________________

поймать мяч________________________________________________________

__________________________________________________________________

перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку________________________

_________________________________________________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии –заполняется после тестовых упр.)

Кинестетическая основа движений:

одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки _______________________________________________, на левой руке_________________________________обеих рук_____________________

____________________________________

Кинетическая основа движений:

упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой____________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________

«кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой________________________________

_________________________________________________________________

Навыки работы с карандашом

умение рисовать прямые____________________________________

рисование ломаных линий______________ замкнутые линии____________

человечек_______________

Манипуляции с предметами:

застегнуть пуговицы______________ расстегнуть пуговицы______________

завязывать шнурки________________развязывать шнурки_______________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок –заполняется после проведения тестовых упражнений)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

закрыть правый глаз______________левый глаз__________________

поднять брови___________________ нахмурить брови____________________

наморщить нос__________________ надуть щеки________________________

втянуть щеки____________________

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка – заполняется после проведения тестовых упр.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Движения нижней челюсти:

открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков______________

________________________________________________________________

Движения губ:

растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой» (чередовать)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Движения языка:

«лопата» -«жало» (чередовать)_______________________________________

________________________________________________________________

положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю губу «качели» ______

__________________________________________________________________

___________________________________________________

«маятник»___________________________________________________________________________________________________________________________

«чашечка»_______________________________________________________

Движения мягкого неба (широко открыть рот и четко произнести звук «А»- в этот момент в норме мягкое небо поднимается)_________________________

__________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

0тметить наличие и характер аномалий в строении :

а) губы

(толстые, тонкие, расщелина, послеоперационные шрамы, загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы));

б) зубы

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, кариозные, наличие диастем);

в) прикус

(прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус, физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний);

г) твердое небо

(высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, субмукозная щель, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, естественной высоты, куполообразное,);

е) мягкое небо

(укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, отсутствие);

ж) язык

(массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, короткий, длинный).

З) Маленький язычок

(отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма)

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_______________________

Продолжительность речевого выдоха _________________________________

Особенности динамической стороны речи

темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________

ритм (нормальный, дисритмия)_______________________________________

паузация (правильность растановки пауз в речевом потоке)_______________

употребление основных видов интонации_______________________________

__________________________________________________________________


Речевая карта

(образец)

1. Фамилия, имя

2. Возраст

АНАМНЕЗ.

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

5. Когда закричал

6. Асфиксия (белая, синяя)

7. Резус-фактор (совместимость)

8. Вес при рождении

9. Вскармливание:

а) когда принесли кормить

б) как взял грудь

в) как сосал

г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему

РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

1. Голову держит с /1,5 мес/

2. Сидит с / 6 мес/

3. Стоит с /10 мес/

4.Ходит с /11-12 мес/

5. Первые зубы/6-8 мес/

6. Перенесенные заболевания:

До года…

После года….

Инфекции…

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

7. речевой анамнез:

Гуление……../2 мес./

Лепет…../6 мес./

Первые слова…./к 12 мес./

Первые фразы…./к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Речевая среда………

Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

Отношение к своей речи…..

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

2. Состояние слухового внимания:

*покажи, какая игрушка звучала

*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)

3. Зрительное восприятие

* основные цвета (количество)

* оттеночные цвета

* подбор картинок к цветовому фону…

4. Ориентация в пространстве:

а) в собственном теле – правая, левая сторона

б) в пространстве – правая левая сторона

в) вверху, внизу, спереди, сзади

5. Ориентация во времени:

*Утро, день вечер, ночь

*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

*Сначала, потом, сейчас

6. Различение геометрических форм:

а) в активе

б) в пассиве

7. Счет: прямой

обратный

счетные операции

8. Логическое мышление

а) выделение 4-го лишнего :

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

б) классификация предметов : назови одним словом:

Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

Сапоги, туфли, тапочки, валенки.

Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

Шкаф, стол, кресло, тумбочка.

Синица, ворона, утка, воробей.

Автобус, электричка, трамвай, самолет.

9. Общая моторика:

Ловкий, неуклюжий…

Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

1. Губы:

Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

2. Зубы:

Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

3. Твердое нёбо:

Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

4. Мягкое нёбо:

Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

Прикус:

Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

6. Язык:

а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

г) удержание позы, симметричность.

д) наличие синкинезий.

е) тремор.

ж) саливация.

7. Состояние мимической мускулатуры:

* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

* равномерно поднять брови

* нахмурить брови

* сглаженность носогубных складок.

8. Общее звучание речи:

* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

*дикция (нечеткая, смазанная…)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

2. Составление рассказа по картинке: ….

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

4. Пересказ…

5. Рассказ по представлению…

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

1. Состояние словаря:

а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

б) объяснение значений слов :

холодильник…

пылесос…

самолет…

в)название частей предметов :

Чайник

Донышко

Носик

Крышка

Ручка.

Часы

Циферблат

Цифры

Стрелки

Ремешок

Стул

Сидение

Спинка

Ножки.

г) Глагольный словарь:

Что делает:

Повар

Учитель

Врач

Почтальон?

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

д) словарь признаков:

--подбор прилагательных к имени существительному :

Лимон (какой?)

Платье (какое?)

Лиса (какая?)

-- подбор антонимов :

широкий - …

прямой - …

сухой - …

высокий - …

длинный - …

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Стол –

Дом –

Ковер –

Топор –

Гриб –

Книга –

Рука –

Тетрадь –

Кошка –

Ведро –

Гнездо –

Окно –

Облако –

Воробей –

Хлеб –

Перо –

Б) Образование глаголов префиксальным способом:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

Скамейка из дерева (какая?)

Сумка из кожи

Ручка из пластмассы

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

Г) Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост заячий, а у волка?

Голова чья?

Дом чей?

Сумка чья?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

б) понимание числа :

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

в) понимание рода :

Где Саша упал? Где Саша упала?

Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

г) понимание падежа :

покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

д) понимание предлогов :

на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.

2. Наличие аграмматизмов:

Словоизменение:

А) изменение имен существительных по падежам:

У меня есть карандаш.

У меня нет…

Я рисую …

У меня есть бабушка.

Дома нет …

Подарю цветок …

Пойду гулять с …

Вспоминаю о …

Б) предложно-падежные формы:

(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

Стол – столы

Окно - …

Глаз - …

Дерево - …

Пень -…

Стул - …

Рот - …

Рукав - …

Воробей - …

Ухо - …

Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Одна корова – две … - пять …

Один дом – два … - пять …

Одно кресло – два … - пять …

Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

Столы – столов – столами – о столах,

Окна - …

Стулья - …

Ведра - …

Рыбки - …

Куклы - …

Уши - …

Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

Синяя машина - …

Синее платье - …

Красный флажок - …

Красное солнышко - …

Красная звезда - …

Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

Синий шар – синие шары,(см. выше).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

1. Гласные:

2. Звонкие и глухие согласные:

Б-П

В-Ф

Д-Т

К-Г

3. мягкие и твердые согласные:

Н-Нь

М-Мь

Т-Ть

К-Кь

Г-Гь

Х-Хь.

4. Свистящие:

ССь

ЗЗь

Ц

5. Шипящие:

ШЖ

ЩЧ

6. Сонорные:

ЛЛь

РРь

Й

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

Аоэ, уио, иэу.

Аэоу, уиоэ, уаэу.

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

Кот-кот-год, том-дом-том.

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

2. Отраженное проговаривание:

Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.

Логопедическое заключение:______________________________________

лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста .

Логопедическое обследование включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

6. Зрение.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

11. Заключение.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Заключение специалистов

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Фонетический слух

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

Фонематическое восприятие

1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па

2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___

6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Обобщение

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Узнай по описанию

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Слова-антонимы

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Слова-синонимы

Весёлый- Большой- Красивый-

Грамматический строй

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов

Листьяпадают___Самкатит___Снегпадает___Самварит___Самходит___Самлетает___

Пересказ

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

Особенности мышления

1. Составить целое изчастей___

2. Исключение___

3. Пространственно-временные понятия :

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

4. Цвет :

5. Форма :

6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Уточнение речевого диагноза

В течение учебного года

Учитель-логопед ___

РЕЧЕВАЯ КАРТА

на детей младшего школьного возраста

1. Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Класс, вид обучения______________________________________________________________________

4. Дата обследования_______________________________________________________________________

5. Успеваемость по русскому языку___________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _________________________________________________

7. Диагноз районной ПМПК_________________________________________________________________

I . Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Проверка состояния фонематического восприятия

1. ба - па - па - ба

2. ма - мя - мя - ма

3. ра - ла - ра ла - ра - ла

4. мо - но - мо но - мо - но

5. ца - са - ца са - ца - са

6. са - за - за - са

7. жа - ша - жа ша - жа - ша

8. са - ша - са ша - са - ша

2. Исследование артикуляционной моторики

губы в улыбке язык «иголочкой»

язык «лопаткой» «улыбка» - «трубочка»

«маятник» - язык высунут наружу и равно-мерно передвигается от одного уголка рта к другому;

Ребенок удерживает органы речи в нужном поло-жении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выпол-нить по 4-5 раз.

__________________________________________________________________________________________

3. Исследование звукопроизношения

СЬ

ЗЬ

ЛЬ

РЬ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

снег

текст

стакан

танкист

картофель

космонавт

термометр

пуговица

сковорода

Аквалангист

Электричка

разведчики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II . Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

Птичка свила гнездо.

В саду было много красных яблок.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Верификация предложений

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

У Нины большая яблоко.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составление предложений из слов в начальной форме

мальчик, открывать, дверь

сидеть, синичка, на, ветка

груша, бабушка, внучка, давать

Витя, косить, трава, кролики, для

Петя, купить, шар, красный, мама

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Добавление предлогов в предложение

Лена наливает чай... чашки. Щенок спрятался... крыльцом.

Почки распустились... деревьях. Пес сидит... конуры.

Птенец выпал... гнезда.

Используется два вида по-мощи: 1 - стимулирующая, 2 - в виде вопроса к пропущенному предлогу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы по картинкам (предлоги)

_________________________________________________________________________________________

5. Образование существительных множественного числа в име-нительном и родительном падежах

один стол, а много - это... дом, а много чего? - …

стул - ... стол - …

окно - … стул - …

звезда - … окно - …

ухо - … звезда - …

ухо - …

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III . Исследование словаря и навыков словообразования

у кошки - котята, а у...

козы - свиньи -

собаки - лисы -

волка - коровы -

курицы - льва -

утки - овцы -

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . Образование прилагательных от существительных

а) Относительных

кукла из бумаги - она бумажная. салат из моркови -

шляпка из соломы - суп из грибов - варенье из вишни -

кисель из клюквы - варенье из яблок - лист осины -

горка изо льда - варенье из сливы - лист дуба -

б) Качественных

если днем жара, то день - жаркий, а если…

мороз снег дождь солнце ветер

в) Притяжательных

у собаки лапа собачья, а у... кошки зайца белки

гнездо орла клюв птицы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматический строй речи

Словоизменение

Изменить существительные по падежам (И, Р, Д, В, Т, П)

Изменить прилагательные по родам (какой, какая, какое)

Изменение глагола по числам (летит-летят, растёт-растут, идёт-идут, играет-играют)

Изменить существительные женского, среднего и мужского рода по числам

Согласование существительных с числительными (Ж.р., М.р., С.р.)

Изменение глаголов по временам (что делает, что делала, что сделала, что будет делать)

Словообразование

Образовать новые глаголы с противоположным значением с помощью приставок

Завязывать, приклеить, Включить, задвинуть, уехать.

Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса (ключ,

пуговица, звезда, гриб, лист).

Подбор родственных слов

Дом_______________________________________________________________

Сад_______________________________________________________________

Ствол_____________________________________________________________

Свет______________________________________________________________

Образование названий детёнышей. (У лошади, Собаки, Коровы, Медведя, Волка, Курицы, Утки,

Овцы, белки, Кошки)

Словарь:

Имя существительное

Назвать части лица и части туловища (нога, рука, туловище, шея, голова, колено, локоть, пальцы,

волосы, уши).

Назвать обобщающим словом: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, звери,

животные, деревья

Назвать по картинкам близкие по значению слова, обозначающие предметы (поезд-вагон; лодка-

корабль).

Назвать профессии: врач, учитель, продавец, повар, шофер.

Глагол

Кто что делает (водитель, парикмахер, повар, художник, лётчик)

Кто как передвигается (Рыба, конь, собака, бабочка, змея.)

Назвать близкие по значению слова-действия (шьёт, вяжет, вышивает; варит, жарит, печёт)

Имя прилагательное

Подбор антонимов (Добрый, Высокий, Лёгкий, Хороший, Широкий, Длинный, Здоровый, толстый,

большой, сладкий).

Качественные прилагательные

Название форм (Круглый, квадратный, Треугольный, Овальный, Прямоугольный).

Название цвета (Белый, чёрный, Красный, синий, Зелёный, коричневый, Розовый, голубой,

Оранжевый, жёлтый).

Ответить на вопрос «Какой?» по картинкам (чайник, ёлка, туча, белка, ёжик)

Относительные прилагательные

Из чего? (Дерева, Бумаги, Соломы, Меха, Пуха, Кирпича, резины, стекла, железа, шерсти)

Притяжательные

Сумка тёти, Кофта бабушки, Газета Вовы, хвост лисы, Хвост зайца, Лапа медведя, Шерсть волка, игрушка Маши, стол папы, книга Веры.

Наречие

Как ползает черепаха? Как светит месяц? Как скачет конь?

Местоимение

Согласование сущ-х с местоимением (Мой, Моя, Мои, моё).

IV . Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок).

2. Пересказ прослушанного текста

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрыл-ся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V . Исследование навыков фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Сколько слов в предложении? 2. Сколько слогов в слове?

День был теплый. дом

Корова жуёт сочную траву. комар

Около дома росла высокая береза. карандаш

3. Определи наличие или отсутствие звука в слове? 4. Определи место звука в слове:

звук А в слове тюльпаны первый звук в слове крыша

звук Р в слове ракета последний звук в слове стакан.

звук Т в слове котенок третий звук в слове школа

5. Сколько звуков в слове? 6. Придумай слово

Рак сумка диктант из 5 зв., из 6 зв., из 5 букв и 4 зв.

7. Сколько гласных и согласных звуков в словах? 8. Составь слово из звуков.

Дом, кошка, самолёт. М а к с у м к а д м ы

9. Придумай слово с заданным звуком.

В К Р

Ребенку предлагается три попытки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI . Исследование понимания логико-грамматических отношений

1. а) Покажи ключ, карандаш, б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш - ключом.

2. а) Нарисуй круг под квадратом, б) Квадрат - над кругом, в). Круг над квадратом.

3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной?

4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V II . Обследование письменной речи

1. Обследование умения списывать с печатного (кодировать) и письменного (списывать) текста

__________________________________________________________________________________________

2. Записать под диктовку строчные и прописные буквы

__________________________________________________________________________________________

3. Диктант слогов

ас, лю, осе, мы, ри, але, яр, мя, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, глу, арк, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чти, чит, щус, хвы, айка, люс, крет, вач.

__________________________________________________________________________________________

4. Диктант слов различной структуры

Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть. - куст, щука, улица, бант, аист, насмешка.

Уснет, грач, утки, чищу, шарф, крыльцо. - глазок, природа, сильный, пружина, убрал,

__________________________________________________________________________________________

5. Слуховой диктант

1 класс

Клен

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.

Кот

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Идет весна

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна

2 класс

Птицы

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

3 класс

Ночь в лесу

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

6. Обследование умения мыслить в письменной форме

Напиши о любимой игрушке (Является ли сочинение текстом, раскрыта ли тема, есть ли логическая последовательность, умеет ли заканчивать мысли, какие лексико-грамматические конструкции использовались, грамматические ошибки, наличие и характер специфических ошибок, аграмматизмы, богатство лексического материала, наличие стереотипных структур)

Чтение своего почерка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI II . Обследование процесса чтения

Примерный речевой материал для чтения:

1. Слоги:

снег

мыло

герой

весна

ручьи

слезы

ягоды

радуга

сенокос

дежурный

коробка

жаворонок

фамилия

смородина

государство

республика

макулатура

первоклассница

экскаваторщик

метрополитен

предложение

3. Предложения:

Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловит сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень - снопами. Весна дает цветы, а осень - плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.

4. Текст: Белочка и зайчик

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик - морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик - под елкой. Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________