Проблемы женщин в современном мире. Социальные проблемы женщины в современном обществе

Реферат выполнила: уч-ца 10класса «А» Васильева Н.

Министерство образования Российской Федерации.

Средняя общеобразовательная школа № 34.

г. Хабаровск

«Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, а падение социального строя совершается пропорционально уменьшению свободы женщин».

Франсуа Мари Шарль Фурье (1808 г.)

О роли женщин в современном обществе.

Никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию, если в нем принижена роль женщины и не сбалансировано соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского, ведь положение женщин словно лакмусовая бумажка выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Как известно, в доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего лишь частью общего наследства и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать, ну а арабы-бедуины вообще считали рождение девочки большим несчастьем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим «божествам», либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание. Причем такая зверская жестокость по отношению к женскому полу наблюдалась в те далекие времена практически повсеместно. Но сегодня мы воочию видим, как многие женщины обладают пытливым и ясным умом, а также весьма высокими деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния.

Общеизвестно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине 19 века, тогда как Ислам почти пятнадцать веков тому назад открыто провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины и наделил ее неотъемлемым правом самой распоряжаться своими ценностями, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. Однако, несмотря на это, нам известно что в некоторых отсталых странах женщины по-прежнему находятся в тяжелом положении, угнетаются и унижаются, но нужно понимать, что это связано вовсе не с мудрыми установлениями Ислама, а, напротив, с дремучим невежест-вом, пренебрежительным отношением к его религиозным заповедям и основополагающим принципам со стороны тамошних мужчин, которые, в силу этого печального обстоятельства, являются, с точки зрения Шариата, вовсе не истинными мусульманами, а жестокосердными варварами. В отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать и наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкури-ровать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности, хотя это, конечно, далеко не всегда хорошо. Я глубоко убеждена, что особым почетом в нашей стране должны быть окружены именно женщины-матери и женщины-труженицы, поэтому государству необходимо раз и навсегда решить проблему их всесторонней и действенной поддержки. Со временем наша страна вообще должна стать для всего мира примером гуманного и бережного отношения к вопросам материнства и детства, образцом равноправия мужчин и женщин во всех без исключения сферах жизни общества.

Как часто мужчины, будучи убеждены, что этот мир находится у нас на попечении, не помним о том, что сами-то мы от рождения и до последнего дыхания находимся на попечении у женщин, нередко забываем, что помимо основной нагрузки на работе, они всю жизнь несут на своих хрупких плечах еще и изнурительную тяжесть нашего повседневного быта, а ведь большинство мужчин, будучи приставленными к повседневным домашним обязанностям, по всей вероятности очень быстро протянули бы ноги. Шутка, конечно, однако лично у меня не вызывает сомнения то, что в житейском плане наши женщины намного выносливее мужчин, а кроме того намного чувствительнее и конечно же намного добрее, поэтому, наверное, если бы женщины все-таки правили миром, то на свете было бы гораздо меньше войн, ведь только дающие по воле Всевышнего жизнь доподлинно знают ее настоящую цену. Отрадно, что женщины нашей стараются решать свои проблемы сообща, что им присуще чувство единения для защиты своих интересов и поэтому долг мужчин - помочь им в этом важном и необходимом деле, поскольку женские проблемы, по целому ряду вполне объективных причин, не могут быть разрешены одними женщинами. В целом, все наше общество должно постоянно заботиться о женщине-матери, женщине-труженице, для чего необходим целый комплекс социально-экономических, научно-технических и духовно-нравственных мер, что, в свою очередь, даст возможность нашим женщинам обрести всеобъемлющее чувство социальной защищенности и всемерно проявлять свою деловую, творческую активность. Меня искренне радует возрастающая активизация женского бизнеса и предпринимательства, продвижение женщин по службе в коммерческих фирмах и органах государственного управления, тем не менее, в этом вопросе необходимо также оказать им всестороннюю поддержку, создав необходимые предпосылки для того, чтобы их продвижение по служебной лестнице не было обусловлено исполнением всевозможных внеслужебных поручений и непристойных притязаний со стороны руководителей-мужчин.

На сегодняшний день женщинами нашей страны созданы многочисленные общественные организации и фонды, регулярно проводятся всевозможные благотворительные акции, марафоны и фестивали, тем не менее, очень многое в этой важной области нам еще только лишь предстоит для них сделать. В частности, я глубоко убеждена в необходимости осуществления дальнейших комплексных научных исследований по женской проблематике, укреплению социально-правовой защиты семьи и ее нравственного потенциала, развитию социальной инфраструктуры, системы профессиональной реабилитации и переподготовки женских кадров, и, конечно же, многое, многое другое. Но также есть и такое понятие, как

Социальная дискриминация женщин - ограничение или лишение прав по признаку пола всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политичес-кой, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина».

Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним. А сейчас немного истории нашей страны:

В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции основное направление движения к равенству мужчин и женщин шло через экономическое освобождение женщин, установление юридического равноправия в семейных, трудовых отношениях, создание системы льгот трудящимся женщинам. Советское государство отменило прежнее законодательство, закреплявшее дискриминацию женщины, предоставило ей равные права с мужчиной, открыло доступ к образованию. Государство признало своей обязанностью заботу о материнстве и детстве. В декабре 1917 года был создан специальный отдел по охране материнства и младенчества. В конце 1917-начале 1918 года был принят ряд декретов, направленных на охрану труда женщин. Запрещалось использовать женский труд на подземных и некоторых других тяжелых работах, в ночные смены, а также сверхурочно. Декретом ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 22 декабря 1917 года было введено денежное пособие по случаю родов в размере полного заработка в течение 8 недель до родов и 8 недель после родов. Этим же декретом предусматривалось, что работнице в период кормления ребенка могло быть выплачено пособие в размере от одной четверти до половины ее заработка в течение 9 месяцев после родов. В последующем также было принято значительное число нормативных актов о труде женщин, о льготах, предоставляемых им в период материнства.

С тех пор наша страна значительно продвинулась в деле обеспечения юридического и фактического равенства женщин и мужчин.

Однако по мере все большего вовлечения женщин в общественное производство, развития новых отраслей промышленности, связанных, в частности, с применением химических веществ, стали проявляться негативные тенденции и противоречия.

Уже в 60-х годах специалисты обратили внимание на снижение рождаемости в стране, чрезмерную загруженность женщин в народном хозяйстве и в сфере быта и, как следствие этого, ухудшение здоровья самих женщин и новых поколений. К специфической женской проблеме стали относить увеличение числа разводов и рост безнадзорности детей.

Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] Сергеева Алла Васильевна

§ 8. Положение женщины в российском обществе

«Курица - не птица, баба - не человек»

Русская народная пословица

Как следует из предыдущей главы, положение русской женщины в современном обществе двойственное. С одной стороны, в обществе существуют «осколки» рыцарского отношения к женщине. По традиции русская женщина благосклонно принимает знаки внимания мужчин, комплименты в свой адрес, материальное покровительство и все другие знаки, подчеркивающие ее женственность и роль созидательницы, матеры, великой труженицы, хранительницы домашнего очага.

Исторически в России женщины обладали более широкими экономическими и политическими правами, чем их подруги на Западе. Например, в «Домострое» (XVI век) строго порицался мужчина, не уважающий свою жену. И никогда не было такого, как например, в Польше, где в средние века одно из шляхетских наставлений рекомендовало мужу «учить» жену: избить ее, затем связать и повесить к каминной трубе, как окорок. Интересно, что в России никогда не было позорного права первой ночи, как на Западе. Зато русские женщины имели право распоряжаться собственным приданым, вести дела, снимать деньги с банковского счета, не получив на то юридически оформленного разрешения мужа. Возможно этим во многом объясняется непопулярность в России агрессивных форм феминизм, характерных для Европы и Америки, где женщины десятилетиями боролись за то, что в России разумелось само собою.

Нужно признать огромную роль советской власти в поднятии социального статуса женщины: она получила право голосовать (на 30 лет раньше своих подруг во Франции), право на работу и равную с мужчиной оплату труда; право на образование; развитая система яслей и детских садов освобождала ее для творчества и личной жизни и т. д. Кстати, в СССР официальное признание важной роли женщины выразилось в том, что 8 Марта было объявлено государственным праздником и нерабочим днем. Эта традиция перешла и к современной России: Женский день (8 Марта) объявлен праздником весны и любви, который отмечает поголовно все население страны.

Однако со времен «Домостроя» главное и уважаемое место российской женщины - дома. Она рождается для того, чтобы стать матерью и во имя любви к своему мужу и детям постоянно жертвовать собою: сном, досугом, здоровьем, карьерой и т. д.

Она отвечает за свою семью. К мужчине (отцу семейства) подобные требования предъявляются не так настойчиво: он, конечно, несет долгосрочную ответственность за детей. Но, в принципе, если он пожелает уклониться от нее, бросить, например, семью, детей и жениться на молоденькой девушке, то общество его не осудит так, как осудило бы женщину, пожелай она вести себя подобным образом. По статистике, в России только 12 % отцов после ухода их из семьи платят алименты на детей, а вот остальные пытаются уклониться от этой обязанности.

К тому же российская женщина должна адаптироваться к традиционному укладу семейной жизни, где ведущая роль в материальном обеспечении семьи отводится не ей, а мужчине. Это ведет к тому, что права женщин регулярно нарушаются - с самого детства. Например, мальчик может вести себя как угодно: озорничать, дурачиться, дерзить старшим, и это не вызывает эмоций. А вот девочка с детства обязана быть тихой, послушной, скромной, она во всем должна уступать - в том числе и своим сверстникам-мальчикам, обязана постоянно готовиться к роли жены и матери, и только тогда это - хорошая девочка.

В России девочек мало готовят к социальной реализации. Им говорят: «Ну что тебе надо? Главное - выйти замуж» в соответствии с народной мудростью: «Баба без мужа - что хомут без гужа». Жизненный выбор для женщин сужается до пределов замужества, поэтому даже страшно думать о перспективе остаться одинокой, незамужней: «Не найдешь паренька - выйдешь и за пенька». К незамужней женщине в обществе часто выказывается сострадание: вот, мол, жизнь у нее не состоялась, она одинока, в старости стакан воды никто не подаст и т. п. Быть женщиной незамужней воспринимается многими как ситуация ненормальная, которую нужно во что бы то ни стало исправить любым способом.

Такое двойственное положение привело к тому, что у русской крайне заниженная самооценка по сравнению с западной женщиной. Российские женщины гордятся своей образованностью, но мало кто откровенно признается, что заканчивает университет или институт только с одной целью - выйти замуж, найти себе достойного жениха. Существуют даже престижные «заповедники», «факультеты невест» - например, филологический в университете, педагогические институты или институты иностранных языков, т. е. вузы, в программу которых входит знание европейской культуры.

Конфликт между представлениями мужчин и женщин о правах и обязанностях полов возник в обществе еще в советскую эпоху. Так, мужчины гораздо чаще, чем женщины, думают, что женщина должна во главу угла ставить только семью. К тому же они гораздо реже считают, что муж и жена должны иметь равные обязанности по дому: многие домашние обязанности - немужское занятие. С другой стороны, они чаще полагают, что мужнина имеет больше права на флирт и на измену, чем женщина, и что инициатива в выборе партнера должна оставаться за мужниной. Подобные женские инициативы их шокируют. Мужчины полагают, что они должны вести активную социальную жизнь, а женщина - сидеть дома. Они не согласны с тем, что женщина может выбрать свой образ жизни, ни с кем не советуясь. Часто мужчины считают несправедливостью свою обязанность заботиться о более «слабых» женщинах, при том, что женщины не только не проявляют слабости, но и претендуют на равенство даже там, где его объективно не может быть.

Думая о судьбе русских женщин и о роли, уготованной им в социальной жизни, можно преисполниться гневом по поводу несправедливого отношения к ним. Но, с другой стороны, нельзя не сказать и о положительной (!) стороне этого. Ведь традиционный тип поведения повлиял на то, что для россиянок чрезвычайно высока роль женственности - в любой ситуации. Они остаются женственными не только в период «брачных игр». В любом возрасте они стараются хорошо одеваться (часто отказывая себе во многом и проявляя чудеса изобретательности), у них модная прическа и макияж, они всегда стараются нравиться, быть как можно более привлекательными, причем не преследуя при этом никакой определенной цели, а вполне бескорыстно. Это выгодно отличает их от европейских женщин и американок - более раскрепощенных, свободных, самодостаточных, которым наплевать на мужское внимание и оценки, и поэтому у них столь часто жесткое выражение лица и отсутствие желания нравиться, быть привлекательной.

Впрочем, точно так же абсурдно полное уравнивание женщин и мужчин. Существует чисто российская традиция взваливать на женские плечи всевозможные тяготы. Всем известно, как тяжело пришлось женщинам в годы Второй мировой войны, когда они работали для фронта, для победы. А после войны необходимость восстанавливать народное хозяйство еще больше укрепила «равенство женщин и мужчин», принимая абсурдные формы. И никого не смущало, что тяжелый физический труд отрицательно влияет на здоровье женщин, на их функцию деторождения. Вот во Франции, например, профсоюз тут же «съел» бы работодателя, если бы было замечено, что за смену женщина перенесла, толкнула или подняла 300–400 килограммов груза. А в России еще при Горбачеве бурно обсуждался вопрос об этих предельных нагрузках на женский организм, да так и не был решен.

Вот и опять мы приходим к образу России как загадочной страны контрастов с ее «русскими горками»: с одной стороны, галантное отношение к женщинам, большие и давно отведенные ей права, всенародное празднование «женского дня» (больше такого нет ни в одной стране мира). А с другой стороны, постоянное нарушение ее прав, бесконечное взваливание на ее плечи тягот и семейной и вообще российской жизни, участие в тяжелом физическом труде, второстепенная роль в традиционном укладе семьи и проч. Если внимательно разобраться, то «русские горки» в женской судьбе - итог исторического развития России: каждое время оставляло свой след в судьбе ее женщин - добрый или злой, праздничный или монотонно будничный: перед нею то галантно преклонялись, то гнали на кухню…

Сейчас положение женщин в России особенно сложно. Исследования об изменениях психологии населения России за последние 10 лет показывают особенно удручающие изменения в семьях: обвальный рост разводов (585 разводов на каждую 1000 браков, огромное количество неполных семей и матерей-одиночек, удвоение числа мужчин-алкоголиков как последствие перестройки, финансовых кризисов, собственных комплексов и наличия дешевой водки. Из 33 млн российских детей 14 млн (почти половина!) растут без отцов. И по традиции ответственность за все это остается на плечах женщин.

Все было бы еще хуже, если бы не женщины. Мужчины часто не выдерживают натиска проблем и ломаются. А вот женщины могут поплакать, погоревать, а потом в силах привычно стиснуть зубы и потащить на себе огромные сумки и свертки с кожаными куртками из Турции, дешевым ширпотребом из Китая, став «челноками». Во многом благодаря усилиям женщин в России возникло товарное изобилие. Они на свой страх и риск собирают у знакомых деньги взаймы, покупают туры в заграничное путешествие (Китай, Турция), там закупают дешевые товары (главным образом одежду), буквально на себе привозят и сами распродают это в России - через систему киосков или на рынке.

А что касается молодых женщин, то в России наметилась и бурно развивается новая для нее тенденция - женская эмансипация. При этом речь идет совсем не об агрессивном феминизме, поразившем Америку и некоторые страны Европы, но скорее о смене приоритетов. Еще пять лет тому назад для российской девушки главной целью в жизни было удачное замужество. На одинокую женщину смотрели с состраданием, каких бы успехов она ни добилась. В ходу была народная мудрость: «Бабы каются, девки замуж собираются». Так, по данным фонда «Общественное мнение», в марте 1995 года половина опрошенных высказались в пользу удачного замужества своей дочери, а хорошую работу выбрали для нее только 30 %.

В последние же годы девушки не спешат «выскочить замуж»: 64 % россиян считают, что для современной девушки главное - хорошая работа, и только 27 % придерживаются традиционных взглядов. Так реально решается проблема, которая в публицистике формируется следующим образом: следует ли женщине в изменившейся реальности следовать своему естественному предназначению, т. е. рожать и воспитывать детей, хранить семейный очаг? Или она должна прежде всего заботиться о заработке? Похоже, что совместить это пока удается не всем. Не будем рассуждать о женщинах «вообще», постараемся очертить психологический и социальный портреты женских типов современных россиянок, которые появились на российском горизонте в последнее десятилетие.

Совершенно новый для России тип: женщина-предприниматель. Средний возраст - примерно 36 лет, замужем, имеет детей. Интересно, что женщины, имеющие традиционную семью, оказываются более успешными в бизнесе, чем одинокие. Чаще всего они трудятся в сфере среднего бизнеса, имеют высшее образование и постоянно стремятся к повышению его уровня. Профиль образования, главным образом, экономический или гуманитарный. В большинстве случаев это хозяйки собственного дела или руководители предприятия. Им свойственны социальная мобильность, генерирование новых идей, предприимчивость. Они обычно очень загружены на работе и даже в нерабочее время занимаются решением деловых проблем. Эмоционально относятся к работе, не боятся самостоятельности, ответственности и риска. Такие женщины на работе исполняют функции управления, но стиль их руководства - коллегиальный. Они устают от постоянной загруженности (62 часа в неделю) и испытывают угрызения совести от того, что не могут уделить больше внимания и времени своей семье. И тем не менее обычно они удовлетворены своей работой. Их доход (в среднем $1150 в месяц) позволяет им играть роль главы в семье. В толпе они выделяются элегантной одеждой и уверенной манерой поведения.

К более традиционному для России типу относятся женщины-исполнительницы. Их средний возраст 31,7 года. Как правило, состоят в браке и имеют детей, часто живут в семье вместе с родителями. У них невысокий доход (меньше половины семейного бюджета), поэтому экономическая роль в семье невысока. Большинство имеет высшее техническое образование (60 %). Все без исключения - наемные работники государственных предприятий, много трудятся, и в свободное время их мысли заняты работой. Часто они не удовлетворены ею, в основном, из-за невысокой зарплаты. При деловом взаимодействии они предпочитают мягкий, «женский» бесконфликтный стиль. Работа не приносит им материального удовлетворения и воспринимается, скорее, как помеха для выполнения семейных обязанностей и личной жизни.

И еще один многочисленный тип - женщины-руководители, т. е. специалисты, сделавшие профессиональную карьеру. Их средний возраст 32,2 года. Часто они состоят в браке, но процент семейных среди них ниже, чем в других группах: часто они разведены или одиноки. Еще реже у них есть дети. Их доход составляет чуть больше половины семейного бюджета и дает им некоторую экономическую свободу в решении семейных вопросов. Они имеют высокий уровень образования (высшее образование, ученые степени, дополнительное образование - часто гуманитарного профиля) и постоянно стремятся его еще повышать: второй диплом, стажировки, специальные курсы и т. п. Обычно женщины-руководители - наемные работники, выполняющие управленческие функции. Очень заняты работой, живут ею. В деловых контактах предпочитают «мужской» жесткий стиль. Психологически близки к типу женщин-предпринимателей.

Новые типы женщин значительно изменили социально-демографическую структуру общества. Появление их доказало, что за прошедшие годы традиционные представления россиян о счастье и процветании для молодой женщины радикально изменилось. Современные «продвинутые» женщины часто работают в совместных частных фирмах, имеют высокую зарплату, экономически и морально независимы, водят машину, одеваются в дорогих бутиках, носят драгоценности, владеют иностранными языками, обладают твердым характером и достаточно категоричны. Они совсем не похожи на традиционных российских Душечек, которые могли умирать от неразделенной любви и одиночества, от мужского эгоизма и невнимания, а главное, которые смотрели на мир глазами любимого мужчины.

Исследования показывают, что чем большей властью обладают женщины, тем более жестким становится стиль их делового общения и тем меньше их привлекает коллегиальность.

Итак, в России все чаще подвергаются сомнению традиционные социальные роли мужчин и женщин. И вместе с тем по-прежнему почти 70%50 россиян считают, что мужчинам сделать карьеру намного легче, чем женщинам. Конечно, многими этот факт воспринимается как жестокая несправедливость, потому что среди женщин гораздо выше процент людей с дипломом о высшем образовании, чем среди мужчин: их среди всех дипломированных в России специалистов 55 %.

Известно, что российская Конституция закрепляет равные права мужчин и женщин. Однако почти половина россиян считают, что у мужчин больше возможностей реализовать свои права, чем у женщин, и только 35 %, что права тех и других равны.

Из книги Критическая Масса, 2006, № 1 автора Журнал «Критическая Масса»

Готическое общество. Дина Хапаева о сталинском прошлое в российском настоящем Стоят рождественские елочки Скрывая снежную тюрьму. И голубые комсомолочки, Визжа, купаются в Крыму. Они ныряют над могилами, С одной - стихи, с другой - жених. …И Леонид под

Из книги Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] автора Сергеева Алла Васильевна

§ 6. Клановая система в современном российском обществе «У всякого чина - своя причина» «Рука руку моет, вор вора кроет» Русские народные пословицы В § 1 этой главы («О русском архетипе») мы уже говорили о разрушительном воздействии на русский характер системы круговой

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

§ 1. Участие Запада в российском производстве «Все флаги в гости будут к нам» (А. С. Пушкин) «Всякому овощу свое время»Многие предприятия в России сегодня принадлежат иностранцам. Преимущественно государству принадлежат естественные монополии: «Газпром», МПС, РАО «ЕЭС»,

Из книги Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии автора Малиновский Бронислав

Из книги Страна восходящего солнца автора Журавлев Денис Владимирович

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Российское церемониальное застолье. Старинные меню и рецепты императорской кухни Ливадийского дворца автора Захарова Оксана Юрьевна

Положение женщины в браке После свадьбы жен, как и в XVI в. держали взаперти, они редко ходили в гости и чаще их посещали подруги, которых сами они посещать права не имели.И.Е. Забелин говорит, что нравственным идеалом домашнего устройства в допетровском быту было устройство,

Из книги Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010) автора Федоров Александр Викторович

26 мая 1913 года Торжественный ужин в Российском Благородном Собрании в честь 300-летия Дома Романовых Этот день в

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Приложение 5. Образ Запада на российском экране в эпоху «холодной войны»:

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

Из книги Топографии популярной культуры автора Коллектив авторов

Е. И. Степанова. Обсуждение успешности Болонский реформы в российском образовании Введение. Образование является огромным ресурсом развития в современном мире. Во многих странах реальный рост добавленной стоимости в отраслях, основанных на знаниях, в минувшие два

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

10.8. Привлекательность и сексуальный успех в современном российском обществе Проведенные нами, совместно с австрийскими коллегами, исследования в среде российского студенчества свидетельствуют, что у этой категории молодежи продолжают действовать универсальные

Которые могут привести к глобальной катастрофе на нашей планете. Сегодня мы поговорим о положении женщины в современном обществе и попробуем понять причины происходящего Так в чем же причина такого катастрофического положения дел на Земле в настоящий момент? Самой главной причиной этой беды является нарушение величайшего космического З акона равновесия Начал. Этот закон является основой развития любого общества. Равновесие и гармоничное сотрудничество Мужчин и Женщин и есть основа успешного развития жизни на всех планах бытия. Мужчина и женщина в Мироздании совершенно равнозначны, хотя и имеют определенные различия, которые могут взаимно дополнить друг друга.

Изначально на Земле жили бесполые люди, но они слишком медленно развивались. Высший разум разделил человечество на мужчин и женщин, наделил их разными по направленности преимуществами, которые дополняли друг друга. Лишь соединив их вместе можно получить гармонию. Через стремление друг к другу появился стимул, ускоряющий развитие каждого из Начал. Если в какой- то сфере бытия начинает преобладать одно из начал, это неминуемо ведет к замедлению развития и развалу в том процессе.

В современном обществе положение женщины незавидное, мужчины стали безраздельно главенствовать практически во всех направлениях бытия. А равноправие женщин и мужчин только декларируется. Вот этот перекос и является причиной всех бед на Земле. Ярким доказательством этого является развитие стран и коллективов. Так в Америке и в ряде стран Европы, где женщины добились большого прогресса в признании их равноправия с мужчинами во всех сферах жизни, общество достигло довольно больших высот в своем развитии. А вот в Египте и других странах Востока и Азии, где женщина подавлена и унижена, совсем противоположная картина.

Закон равновесия начал не нарушается даже в животном мире, пока туда не вмешивается «Царь природы», а потом «расхлебывает» негативный результат своего вмешательства. Приведу самый простой и очень наглядный пример с кошками. В нашем микрорайоне все решили завести кошек, но исключительно самцов (не дают потомства, меньше хлопот). Приходит весна, загораются инстинкты, коты бегают как сумасшедшие, а кошка одна на весь район и всех обслужить не может. Я думаю не трудно догадаться, что коты устраивают бои не на жизнь, а насмерть. В результате возвращаются домой изодранные в клочья, без глаза, без уха, с кровоточащими ранами, чем причиняют хозяевам дополнительные хлопоты и переживания. А иногда и вовсе не возвращаются. Хорошо, что рождение мальчиков и девочек регулирует сам Бог и держит это за семью печатями, иначе наша Цивилизация долго бы не продержалась.

Так вот эта истина о равенстве Начал уже очень давно ушла из сознания людей. Человечество в Эпоху формирования интеллекта, забыло о триединстве в развитии УМА, ДУШИ и ТЕЛА и о том, что их надо развивать гармонично, не отдавая приоритет любому из них. Человек же выбрал ориентиры на развитие интеллекта и физической силы (тела), поняв, что это быстро приведет их к власти, богатству. А господство и богатство надо защищать от соперников и конкурентов, в результате появилось соперничество, конкуренция, возросла агрессия друг к другу. Женщины не могли выиграть в этом сражении, им ведь от Природы не дан высокий интеллект и физическая сила. И в результате мужчины заняли господствующее положение в обществе, во всех сферах человеческой жизни. А женщина ушла на задний план, выключилась из участия в создании законов, экономики, политики, дипломатии, управления. Ее уделом стали кухня, рождение детей, семейный быт. И хотя женщина имеет равное право на труд, но при этом чаще всего ей приходится довольствоваться менее привлекательными профессиями и меньшей зарплатой, что делает женщину зависимой от мужчин и подогревает их значимость в нашем обществе. Так женщина потихоньку потеряла свою роль в современном обществе, хотя Природой ей было уготована роль Богини добра, мудрости и милосердия

Часть вины в том, что это произошло, лежит и на женщинах. Они, забыв свою истинную сущность, потеряв веру в свою женскую силу, перестали выполнять свою роль в обществе. А ведь у женщин очень почетная и важная роль в обществе . Ведь она своей сердечной добротой должна смягчать конфликты и направлять неуемную мужскую силу и энергию в положительное русло. Если нам удастся поднять положение женщины и уровнять ее значение в строительстве общества, то многие проблемы нашего общества будут решены

Духовный учитель нашей современности Н.К. Рерих писал: « Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женщине. Когда злобные силы одолевают, тогда призывают женщину». Даже древние племена использовали силу женщины и при возникновении крупных конфликтов, чреватых войной, именно женщин посылали на переговоры, избегая тем самым кровопролитий. Но сегодня победил кровожадный ум, которому всегда всего мало. И именно высоко развитый интеллект при умалении духовного начала привел нас сегодня в тупик, из которого надо срочно выбираться.

Женщины в современном обществе по-разному отнеслись к своему положению и по их жизненной позиции можно выделить несколько групп.

1. Золушки . Часть женщин смирилась с создавшимся положением, они выбрали роль жертвы и дочерям своим передают эту горькую долю.Да и сыновья этих женщин с молоком матери впитывают искаженную роль женщины в обществе. Таких женщин большинство. Мужчины не ценят таких женщин, но с удовольствием пользуются их обслуживанием.

2. Амазонки. Они, забыв свой источник силы, данный им от природы, вступили с мужчинами в непримиримый бой, пытаясь соревноваться с ними в интеллекте. Они стали играть по мужским правилам, постепенно теряя свою женскую привлекательность. В их гардеробе появились брюки, мужские сорочки, шляпы и галстуки, джинсы. Они начали курить, подражая мужчинам. Появились различные женские союзы и организации для борьбы за свои права, порой очень неординарные. Например, украинская группа «Феномен», в которой женщины борются обнаженными. Но не в интеллекте женская сила и они проигрывают это сражение. Тем более что в Природе действует закон действия и противодействия. И по этому закону сопротивление мужчин выросло в разы и не взять этот бастион женщинам силой своими хрупкими телами. К тому же женщины, ставшие на этот путь, теряют женственность, свой природный дар и силу

3.Проститутки и куртизанки. Эта часть женщин не стали бороться за свои права, но и роль Золушки их не устроила. Эти женщины решили использовать слабость мужчин в вопросах сексуальных инстинктов и свою сексуальную энергию в корыстных интересах. Главным их оружием стали тело и красота. И число таких женщин неуклонно растет. Женщины с низким интеллектом стали просто торговать своим телом и превратились в секс-машины. Другие, используя мужскую слабость, устроили с мужчинами бартерные отношения по типу « я тебе секс, а ты мне деньги, машины, шубы, брюлики…». Тем самым свели сущность женскую к товару. Мужчины с удовольствием используют это, хотя в душе презирают таких женщин. Да и сама женщина никогда не будет счастлива, ведь она знает, что «едва лишь наскучит мурлыканье это, встанут и сбросят её с колен» (Э.Асадов).

4. Лесбиянки. Эти женщины решили, что все мужчины «козлы» и не стоят их драгоценного внимания, стали искать свое счастье в тесном единении друг с другом.

5. Истинные женщины . Они мудры, знают себе цену, милосердны и сострадательны. Они образованы и стремятся с самосовершенствованию. Они используют в жизни свою природную силу и достигают успеха, счастья. Кстати в эту группу можно отнести истинных гетер и гейш. Их любят и ценят мужчины. Но их мало и они не могут сегодня переломить ситуацию к лучшему в нашем мире.

Мужчины восторжествовали в своем величии. В их сознании итак было заложено мнение о своем господстве над женщинами. Ситуация с положением женщины в современном обществе сегодня крайне неудовлетворительная. Сегодня многие мужчины видят в женщинах обслуживающий персонал, средства для утех, машину для производства детей. За доказательствами ходить не надо далеко, они на поверхности. Появилось огромное количество массажных салонов с сексуальными услугами, борделей, экскорт- услуг. Мужчины не хотят сегодня обременять себя ответственностью за семью, за женщину, предпочитая использовать ее в так называемых «гражданских браках». Мужчины начальники, используя свое положение, пользуются услугами своих подчинённых. Уже появились случаи, когда женщину используют лишь как инкубатор для выращивания детей (наш певец Киркоров яркий представитель этого) И в современных песнях они уже поют об этом. А ведь женщин в вопросах семьи, воспитания детей никто не может заменить. Это их предназначение. А в Эпоху Водолея, которая уже наступила, у женщин будет очень высокая миссия. Об этом надо знать каждой женщине, чтобы жить в эволюционном потоке, быть успешной и счастливой

Нам женщинам пора проснуться от кошмарного сна, отказаться от бесполезной борьбы за свои права. Женщинам надо просто занять свое законное место в обществе. Оно определено им Законами Природы. Надо вспомнить об этом, достать из сундука свою истинную силу и начать выполнять свою миссию, чтобы спасти наш Мир. Для этого есть еще время, но его не так много и оно быстротечно. Природа нам поможет. О том с чего начать и как жить дальше рассмотрим на следующей встрече.

С уважением к вам. Татьяна.


Введение.

1. Представления о социальном статусе и правах женщин.

2. Оценка достигаемых женщинами результатов.

3. Социальные представления о предназначении и женщин в обществе.

4. Феминизм как движение женщин за свои права.

Заключение.

Список литературы

Введение

Общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся веками стереотипов, т. е. убеждений. Эти стереотипы распространяются и на младенцев, хотя они не успели еще обзавестись мужскими и женскими чертами характера. Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

Положение женщин и мужчин в обществе проблема сложная и многоплановая. Уже изначально можно говорить о том, что положение женщины в обществе далеко не равно положению мужчины. Какую роль играла и играет сейчас женщина в обществе? Что произошло с понятием «женственности» за несколько столетий? Как сейчас трактуется понятие «пола»? Данную проблему можно анализировать с разных сторон, однако в данной работе предпринята попытка рассмотреть, как само общество рассматривает и оценивает положение женщины, ее статус, возможности, права и обязанности.

1. Представления о социальном статусе и правах женщин

Как считал Ф. Энгельс, смена матриархата патриархатом стала всемирно-историческим поражением женского пола, в результате которого женщина превратилась в рабыню мужских желаний, стала занимать подчиненное положение по отношению к мужчине.

Еще Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому мужчина управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие какого-то недостатка.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин.

Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. В индийских «Законах Ману» говорится, что в детстве женщина должна подчиняться отцу, в юности - мужу, после смерти мужа - сыновьям и что женщина никогда не должна быть свободна от подчинения. В Коране написано, что мужья стоят над женами за то, что Аллах дал первым преимущество над вторыми. В Библии можно прочитать: «Да убоится жена мужа своего», «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу».

В христианском учении женщина - это источник зла, корень всех грехов, «ворота, через которые входит дьявол»; ведь именно из-за Евы началось грехопадение человечества в лице Адама. Неслучайно именно женщины составили основной контингент жертв инквизиции. Римский поэт Ювенал в своей сатире говорил, что нет тяжбы, в которой причиной ссоры не являлась бы женщина. Всем известно выражение Cherches la femme - ищите женщину. Так, по слухам, говаривал в XVIII в. поручик парижской сыскной полиции Габриель де Сартин в тех случаях, когда не удавалось найти мотив того или иного преступления. С тех пор это принцип неоднократно декларировался в литературных произведениях.

Ж.-Ж. Руссо, признававший равные способности мужчин и женщин, все же был сторонником традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и приучаться выносить от него все, даже несправедливость. Естественным предназначением женщины он считал нравиться мужчине.

Неудивительно, что когда Французская революция, ставившая своей задачей уничтожение всякого неравенства, провозгласила Декларацию прав человека и гражданина, в ней не нашлось места женщинам. Поэтому в 1789 г. Олимпия де Гуж разработала Декларацию прав женщины и гражданки, требуя распространить права человека и политические права и на женщин.

Взгляд на женщин как на существа подчиненные, ущербные проглядывает во многих работах даже первой половины XX в. К. Юнг писал, что женщина всегда стоит там, где падает тень мужчины, поэтому ему очень легко их перепутать. Его удивляло и озадачивало то, что женщины думают, а не чувствуют, работают, а не сидят дома с детьми, носят брюки, а не юбки. Он заявлял, что интровертные чувства в основном свойственны женщинам и объяснял этим поговорку «в тихом омуте черти водятся». Описывая женщину, захваченную анимусом, как слишком уверенную, склонную к спорам, приверженной фактам, К. Юнг называет ее «плохим созданием мужчины».

Имеются также данные, что женщина может работать, только обладая в большей степени мужскими чертами, и что даже это не должно слишком сильно мешать выполнению ею роли жены и матери, которая соответствует ее женским и биологическим потребностям. Единственное исключение Хардинг делает для работающей женщины, когда она должна оплатить учебу мужа.

Возможности получения образования. В Европе и Америке мальчики и девочки имеют практически одинаковые возможности для получения полноценного школьного образования. Однако в большинстве стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии мальчиков в школе больше, чем девочек. Объясняется это и низким уровнем жизни, и тем, что в этих странах брак в подростковом возрасте, особенно для девочек, скорее норма, чем исключение. В ряде стран (Нигерия, Чад, Пакистан) дискриминация девочек в сфере образования выражена очень отчетливо: менее половины из них переходят в 5-й класс и только 12 % учатся в средней школе. Лишь половина взрослых женщин обладают элементарными навыками чтения, письма и счета. Талибы в Афганистане запретили учиться в школе девочкам старше 12 лет. Даже в такой развитой стране, как Япония, мужчин, получивших высшее образование, на 1991 г. было в 3 раза больше, чем женщин.

Среди детей во всем мире, не учившихся в школе, две трети составляют девочки. Количество неграмотных женщин во всем мире превышает количество неграмотных мужчин на 70 %.

Возможности в профессиональной деятельности. Лучшие должности на работе чаще всего достаются мужчинам, а не женщинам, даже если последние имеют такую же квалификацию. Дискриминация женщин имеет место и тогда, когда устанавливается заработная плата: за одинаковый труд у них она меньше, в США, например, на 30-40 %, Великобритании - на 49 %, в Германии - на 38 %, во Франции - на 28 %. Поразительно, но даже в такой «женской» профессиональной сфере, как педагогика, учителя-женщины получают в США 89 % зарплаты учителей-мужчин. Некоторые исследования показывают, что женщины получают более низкую стартовую зарплату, даже если ведут настойчивые переговоры с работодателем, а с увеличением стажа получают меньшую прибавку к жалованью. Семьдесят пять процентов таких случаев остаются необъясненными.

Можно назвать следующие предположительные причины такого положения дел.

1. Возможно, что на разную оплату труда влияет тот фактор, что женщины часто прерывают свою трудовую деятельность на какое-то время, чтобы заняться воспитанием малолетних детей. Поэтому они меньше сил и энергии уделяют профессиональной деятельности. Однако имеются данные, что на оплачиваемой работе женщины трудятся более усердно, чем мужчины.

2. В ряде случаев срабатывает предвзятость работодателей, склонных рассматривать работу, выполненную женщинами, как менее ценную, особенно если отсутствуют объективные критерии и женщина выполняет работу, традиционно считающуюся привилегией мужчин.

3. Считается также, что женщины не испытывают надобности или не ожидают получать то же жалованье, что и мужчины, даже если они соглашаются занять высокую должность. Действительно, Ш. Берн ссылается на ряд исследований западных ученых, в которых показано, что женщины ожидают и запрашивают меньшую оплату труда, так как не только свой, но и вообще женский труд оценивают более низко, чем труд мужчин. Возможно, это связано с несколькими причинами: меньшей оценкой своих способностей, сравнением своей зарплаты не с таковой мужчин, а с зарплатой женщин, которым платят меньше. Однако это не всегда так. Многие женщины хотят получать равную с мужчинами заработную плату, особенно когда узнают, что другим платят больше.

Таким образом, удовлетворенность или неудовлетворенность женщин своей заработной платой зависит от того, сравнивают ли они ее с таковой других женщин, или с заработной платой мужчин, занимающихся той же деятельностью.

Характерно, что по мере роста возможностей для проникновения в «мужские» профессии увеличивается число женщин, ощущающих неравенство в своем социальном положении.

Ущемление прав женщин видят и в том, что женщины чаще всего занимаются не только низко оплачиваемыми, но и не престижными видами труда. Однако с этим вряд ли можно полностью согласиться. Во-первых, мужчины тоже выполняют многие виды работ, не пользующиеся популярностью в обществе и низко оплачиваемые (вспомним мусорщиков, ассенизаторов, чернорабочих и т. д.). Во-вторых, к этим так называемым непрестижным профессиям у многих женщин имеется склонность, предпочтение. Например, в исследованиях профессиональных предпочтений было выявлено, что мужчины устойчиво отдают предпочтение технической, вычислительной и научной работе, а женщины проявляют больший интерес к литературной (вспомним библиотекарей), музыкальной (вспомним, кого больше среди учителей музыки), художественной, социальной и канцелярской работе.

И все же надо признать, что в отношении труда дискриминация женщин существует, в том числе и в России. По данным Госкомстата РФ что шансов найти новую работу у женщин меньше, чем у мужчин. Поэтому они остаются работать даже там, где уровень заработной платы низок. Отсюда уровень текучести женских кадров на треть ниже соответствующего показателя для мужчин.

О «вымывании» женщин с позиций высококвалифицированного и творческого труда свидетельствует то, что среди безработных женщин специалистов было больше - 30,3 %, чем мужчин - 12,2 %, в то время как женщин-рабочих было меньше - 50,6 %, а мужчин-рабочих больше - 71,6 %. 3

Политические права. Вплоть до начала XX в. женщины были лишены избирательных прав. Первыми странами, которые дали такие права женщинам, были Норвегия и Финляндия (1907). Затем их примеру последовали Дания (1915), Швеция и Канада (1918), США (1920) и т. д. Однако в Испании женщины были наделены избирательным правом лишь в 1977 г. В ряде мусульманских стран женщины лишены избирательных прав до сих пор.

Раньше всех (после Октябрьской революции) закон о равенстве прав мужчин и женщин был принят в России, а в странах Запада - лишь в 1970-1980-х гг. Это позволило женщинам не только избирать, но и быть избранными в различные органы власти. В 1990-х гг. доля женщин среди членов законодательных собраний в скандинавских странах, а также Дании и Нидерландах составляла 30-40 %. В то же время в таких странах, как Россия, Великобритания, Греция, Япония и др., женщины в парламентах составляли не больше 10 %. В среднем, во всех парламентах мира женщины составляют только 11 % от общего числа их членов.

В ряде европейских стран установлены квоты женского представительства в руководстве партиями, социальными движениями, парламентами, которые не превышают 30 %.

Социальные возможности. Б. Фридан описала психологические проблемы «идеально женственных женщин»: ощущение подавленности, чувство, что ее эксплуатируют и контролируют, желание растворить свою индивидуальность в индивидуальности мужчины; ощущение потерянности в его отсутствии. Никакой другой стереотип полоролевого поведения так не прочен, как стереотип о зависимости женщин.

Лидирующее положение мужчин отчетливо видно во многих правилах поведения и общения мужчин и женщин. В первой половине XIX в. хлопать в театре артистам можно было только мужчинам, для женщин это считалось неприличным. На танцах до сих пор кавалеры приглашают дам; для последних, чтобы уровнять шансы в предпочтении партнера, специально объявляют «белый танец». Предложение о заключении брака опять-таки исходит от мужчины. Именно поэтому в общественном мнении холостяк - это такой мужчина, который просто не желает связывать себя брачными узами, а незамужняя женщина - неудачница, в судьбе которой «что-то не состоялось».

В ряде мусульманских стран бесправное положение женщин закреплено в конституции. Муж в любую минуту только на основании собственного решения может развестись с женой, стоит ему 3 раза в присутствии свидетеля сказать жене «талак» («изгнана»), и она обязана покинуть его дом. Кстати, именно поэтому арабские женщины носят на себе такое количество украшений: после того как муж скажет жене 3 раза «талак», она не имеет права взять ни одной своей вещи из дома. Женщины не могут при приеме гостей находиться рядом с мужем. В Иране и Ираке жены до сегодняшнего дня не имеют права присутствовать на собственном бракоразводном процессе даже в качестве свидетельницы. В Иране женщинам запрещено посещать футбольные матчи.

Да что говорить про ислам, когда даже в просвещенной Англии в начале XIX в. в некоторых библиотеках книги, написанные женщинами, хранились отдельно от книг авторов-мужчин.

Представители ультраортодоксального иудаизма (хасиды) имеют право развестись с женщинами, которые отказывают в сексе своим мужьям или пренебрегают исполнением работы по дому, не спрашивая согласия жены и лишая ее прав на детей. Известны случаи, когда женщин, одетых в платья с короткими рукавами, хасиды забрасывали камнями. В то же время у евреев национальность детей определяется не по отцу, как у других национальностей, а по матери.

В Саудовской Аравии женщинам не разрешается управлять автомобилем. В Судане им запрещается покидать пределы страны без разрешения мужа, отца или брата.

С социально-психологических позиций все эти примеры однозначно показывают ущемление прав женщин.

А вот несколько другой взгляд на те же вещи: «равноправие женщины - это не просто равные с мужчинами права и предъявляемые требования, а и наиболее благоприятные условия для проявления и развития ее женской сущности». Непонимание природы половых различий приводит к ущемлению прав именно женщины, поскольку фактически в этом случае ей предъявляют требования как к мужчине. И действительно, ведь недаром в трудовом кодексе есть ограничения для физической нагрузки женщин, для работы на вредных производствах и т. д. И хотя женщины служат в милиции и в армии и выполняют вроде бы одинаковые обязанности с мужчинами, но в действительности эта одинаковость только внешняя. На самом деле их участие во многих делах ограничивается из-за их более низких физических возможностей (такие же ограничения имеют место в трудовом законодательстве и в отношении подростков мужского пола), а не потому, что они женщины.

Жесткие правила по отношению к женщинам в исламской культуре не отражают искреннее уважение к ним мужчин и восхищение их женскими достоинствами, и в этом отношении людям, принадлежащим к европейской культуре, у мусульман стоит поучиться. Даже тот унизительный, с точки зрения западной цивилизации, факт, что женщина должна идти не рядом с мужем, а позади него, на самом деле означает не что иное, как заботу мужа о безопасности жены: муж должен первым встретить возможную опасность и защитить жену.

В Талмуде написано, что в период месячных женщина считается нечистой и к ней запрещено прикасаться, что, на первый взгляд, унижает достоинство женщины. Но если отбросить этическую сторону этого запрета, то нельзя не видеть его полезность, охраняющего женщин в этот период от сексуальных домогательств мужчин.

В Египте жена имеет право выгнать мужа из дома, если докажет, во-первых, что муж ее вынудил к замужеству, и, во-вторых, что он импотент.

Да и в рыцарские времена мужчина скорее выполнял роль покровителя дам, а не властелина, а дамы вовсе не занимали позицию терпеливой мученицы, а были объектом поклонения. Так что социальное положение женщин по сравнению с мужчинами во многом определяется той культурой, в которой они находятся.

Стереотипные представления о роли женщин в обществе приводят к бесправию в западной цивилизации и мужчин: при разводах в абсолютном большинстве случаев суд постановляет, чтобы ребенок жил с матерью, а не с отцом, хотя финансовое положение последних более прочное, при разводе или раздельном проживании с супругом дети чаще живут с матерью, чем с отцом. Это приводит к тому, что большинство детей разведенных родителей имеют чаще всего лишь случайные контакты со своими отцами или вообще с ними не видятся, так как матери в отместку бывшим мужьям препятствуют свиданиям своих детей с отцами.

В то же время исследование отцов-одиночек показало, что они сохраняют тесные эмоциональные контакты с детьми, отдают много сил и средств заботе о них, очень переживают, если им не удается удовлетворить запросы своих детей или проводить с ними достаточно времени.

В настоящее время большая занятость женщин в профессиональной деятельности (в СССР в 1970-х гг. 92 % женщин работали вне дома) создает впечатление о равенстве женщин и мужчин в современном обществе. Однако при этом не изменились семейные роли тех и других. И. С. Клецина справедливо замечает, что женам дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным «правом»" на домашний труд. «Двойная занятость», «двойной рабочий день» остается одной из основных проблем семейных женщин. По данным исследований лишь 29-33 % мужчин разделяли с женами их женские домашние обязанности.

2. Оценка достигаемых женщинами результатов

женщина общество феминизм право

Все знаменитые женщины, по мнению О. Вейнингера, стали таковыми потому, что вследствие половой пикантности все, что ими создается, привлекает большее внимание, чем, при равных условиях, творчество мужчин. Кроме того, к творениям женщины относятся более снисходительно, не предъявляется больших требований. Женщины достигают известности благодаря произведениям, которые вряд ли были бы отмечены, если бы были созданы мужчиной.

В соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняют его способностями, а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее старанием (усилиями), случайной удачей или другими нестабильными причинами. При этом фактор «усилие» у мужчин расценивается как стабильный, как необходимое условие естественной мужской потребности в достижении, как средство преодоления барьеров и трудностей, возникающих на пути достижения цели.

Характерно, что даже женщины, по некоторым данным, имеют определенную предубежденность против самих себя, например, в сфере научной деятельности: студентки колледжей при оценке статей, написанных мужчинами и женщинами, отдали предпочтение первым. В эксперименте, в котором испытуемые обоего пола должны были оценить предлагаемые им на обозрение картины, одни из которых были якобы написаны мужчинами, а другие - женщинами, первенство тоже было отдано картинам «мужчин».

В последние годы, однако, ситуация кардинально изменилась. Возможно, отвечавшие учитывали, что быть антифеминистом теперь не модно и поэтому скрывали свое истинное отношение к возможностям женщин. Во всяком случае, скрытый сексизм (принижение роли женщин в обществе) все еще существует.

3. Социальные представления о предназначении и женщин в обществе

Социальные представления в отношении женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам.

В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью. «Женское» - с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. Во многих древних мифологиях луна, земля и вода трактуются как женское начало, а огонь, солнце и тепло - как мужское. Мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина - как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые - «экспрессивными». Мужчина - это «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине.

В 1902 г. в России вышел труд томского епископа Макария «Образование, права и обязанности женщины», в котором наиболее предпочтительными для женщин сферами приложения способностей объявлялись: ведение хозяйства и воспитание детей, а для несемейных женщин - обучение детей (преимущественно в младших классах), медицина (лечение женщин), благотворительность, миссионерская деятельность. Женщинам рекомендовалось также изучение философии, психологии, логики, астрономии, физики, но все это при условии выполнения ими хозяйственных обязанностей. Далее автор вопрошает: «А много ли найдется у женщины времени для умственного труда при добросовестном исполнении ею обязанностей супруги, матери детей и хозяйки дома? Умственную работу не приличнее ли считать междудельем, оставивши ее, как дело, по преимуществу, мужу; а ее дело - семья и хозяйство. Для этого она и назначена, для этого даны ей и способности, каких не дано мужчине».

Чаще всего сущность женщины характеризуется следующими особенностями: 1) женщина неполноценное и, в сущности, зависимое существо; 2) женщина низшее по сравнению с мужчиной существо, так как ей присущи крайняя ограниченность и слабость; 3) по своей внутренней сущности она не представляет собой ценности; 4) ее основное предназначение - служить мужчине и быть ему полезной, вне системы сексуального партнерства и материнства ее существование бессмысленно и имеет второстепенное значение; 5) сама по себе женщина самоотверженна, любяща, терпима, нежна и сентиментальна, что и является ее высшими добродетелями.

Можно с уверенностью сказать, что с начала XIX в. до 1960-х гг. существовавшее на Западе определение роли полов за редким исключением не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники апеллировали к природе, религии и традициям, которые якобы существовали с древнейших времен. Женщина рожала детей и вела хозяйство. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи, добывая для нее все необходимое в мирное время и защищая ее в годы войны.

Весь миропорядок держался на этом разграничении полов. Любое совпадение или смешение ролей рассматривалось как угроза освященным веками устоям, казалось чем-то противоестественным, отклонением от нормы.

Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины - это в первую очередь дом. Внешний мир - мастерские, фабрики и деловые конторы - принадлежал мужчине. Разделение мира по признаку пола (в общественной и частной жизни) привело к появлению двух строго противоположных установок в отношении мужчины и женщины, определявшихся их специфическими чертами. Находившаяся в домашнем уединении женщина вела хозяйство, растила детей, хранила семейный очаг. Для этого ей не нужны были смелость, честолюбие, решительность, предприимчивость. Мужчина же, напротив, ведя каждодневную борьбу за существование, должен был не уступать другим представителям своего пола и потому воспитывал в себе качества, считавшиеся для него естественными"

В настоящее время многие из этих представлений потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту. Так, до сих пор дискутируется вопрос о том, может ли женщина выполнять роль эффективного лидера в семье и на производстве. Мешают объективному решению этого вопроса существующие в обществе гендерные стереотипы. Н. Портер с соавторами давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Удивительно то, что это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток.

4. Феминизм как движение женщин за свои права

Организованная борьба женщин за равноправное положение с мужчинами началась в Англии во второй половине XIX в. Это буржуазное женское движение получило название суфражизм, а женщин, входивших в это движение, называли суфражистками. Свое подчиненное положение они объясняли «мужским эгоизмом».

Вскоре в ряде стран возникли различные феминистские организации, справедливо борющиеся за эмансипацию и равные политические и экономические права с мужчинами.

Однако феминистское движение не однородно. Есть феминистки - «сторонницы различий», которые подчеркивают желательность женских качеств, отличных от мужских (интуиции, эмоциональности, отсутствия эгоцентризма), и превращают их даже в источник гордости представительниц своего пола. Эти феминистки отвергают стереотипные качества мужчин и представления об их превосходстве. Они считают, что женщины по своей природе превосходят мужчин, этих «сексуальных хищников»; женская способность давать жизнь означает с их точки зрения то, что они олицетворяют «женские добродетели» трудолюбия, заботы и сотрудничества.

Когда женщины говорят о мужчинах как об «иных существах», приводя при этом аргументы типа «женщина никогда бы так не поступила» или «все мужчины такие бесчувственные», они нередко испытывают удовольствие просто от мысли о своей схожести с другими представительницами своего пола и об отличии от представителей противоположной гендерной группы.

С другой стороны, есть феминистки - «"сторонницы сходства», которые минимизируют гендерные различия и обращают внимание на сходство представителей разных полов. Некоторые из феминистски настроенных женщин-ученых даже полагают, что если женщины занимаются только «женскими» делами, то они сами не хотят стать людьми. Их лозунг - стать людьми, а не женщинами!.

Нельзя не отметить наступательную, порой агрессивную позицию феминисток, усиленно навязывающих свое мнение большинству женщин и предрекающих гибель цивилизации, если они не будут услышаны. Особенно это относится к американским феминисткам. В России это движение не имеет такого размаха: по данным петербургских социологов, феминистские установки разделяют только 20 % женщин. Большинство женщин все же считают, что главным природным предназначением женщин является материнство, любовь, семья, а мужчина - это добытчик, и его главным делом в жизни должна быть работа.

Феминизм - это не то же самое, что лесбийская любовь. Многие лесбиянки являются феминистками, но среди феминистов также много гетеросексуальных женщин и мужчин и геев (McCormick, 1994). За исключением нескольких экстремистов, которые заявляют, что гетеросексуальные женщины «спят с врагами», большинство феминистов придерживаются умеренных политических убеждений и имеют широкие взгляды на сексуальную ориентацию и многообразие сексуальных вкусов. Верно также и то, что многие лесбиянки не являются феминистками.

В стремлении ни в чем не уступать мужчинам и даже превосходить их эти феминистки подчас применяют для доказательства этого даже то, что доказательством быть не может. Так, Е. М. Зуйкова и Р. И. Ерусланова заявляют, ссылаясь на ученых, что уже трехлетние девочки превосходят мальчиков того же возраста в умственных способностях и что это различие в последующие годы только увеличивается. Опирается это мнение на то, что у женщин лучше... память. При этом в сторону отбрасывается доказанный факт опережающего развития, в том числе и интеллектуального, девочек в детском возрасте, которое затем нивелируется, и даже выявляется преимущество мальчиков в интеллекте.

Иногда ультрафеминистки видят ущемление своих прав там, где их нет; например одна из феминисток считает, что имеется неравноправная оценка и восприятие мужчины и женщины даже с лингвистической точки зрения. Она указывает на то, что выражение «стать мужчиной» чаще всего означает «стать взрослым», тогда как выражение «стать женщиной»" означает подчиниться мужчине и потерять свою девственность. Жаль, что она не знает украинского языка, а то у нее появились бы более веские основания говорить о неравноправном восприятии мужчин и женщин. Ведь на этом языке мужчина - это «чоловик», а женщина - «жинка».

Развитие движения за освобождение женщин в изоляции от мужчин - это явление почти уникальное и характерное только для Америки. В Швеции, где женское движение добилось максимальных успехов, это движение называют не «освобождением женщин», а «дискуссией о половых ролях». Поэтому оно воспринимается не как исключительно женская проблема, в решении которой мужчины могут «помочь», а как проблема обоих полов, решая которую мужчины и женщины могут учиться друг у друга. Отчеты западноевропейских женских организаций показывают, что у них есть «гораздо более глубокое стремление «освободить» не только женщин, но и мужчин от их традиционной роли кормильцев семьи и соперников, что позволит мужчинам играть в семье активную и приносящую более глубокое удовлетворение роль».

В своем стремлении во всем видеть происки мужчин одна из феминисток поставила под сомнение даже возможность женщин выходить раньше мужчин на пенсию. Вот что она пишет по этому поводу: «Непрямая дискриминация вообще не присутствует в качестве концепции в трудовом праве большинства стран, однако она реально существует, обычно в виде протекционистского, по отношению к женщинам, законодательства. Ярким примером является более низкий для женщин возраст выхода на пенсию. Это приводит к уменьшению получаемого женщиной дохода в 2-3 раза. Скрываемая за заботой о здоровье реальная причина вытеснения женщин активного профессионального возраста с рынка труда заключается в том, что, с одной стороны, таким образом, осуществляется освобождение рабочих мест для нового поколения, с другой - предполагается, что «молодые бабушки» необходимы для присмотра за внуками, чтобы оба родителя могли работать, так как пособия, которые платит государство по уходу за ребенком, малы, а зарплаты одного работающего для содержания семьи не хватает». Конечно, в этих рассуждениях есть резон. Но нельзя забывать, что более ранний пенсионный возраст женщин вовсе не означает их обязательный уход с работы. Многие женщины работают и будучи пенсионерками. При этом во многих государствах разработаны такие законы о пенсиях, которые подравнивают женские пенсии к мужским.

Заключение

Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. Лучшие должности на работе чаще всего достаются мужчинам, а не женщинам, даже если последние имеют такую же квалификацию.

В настоящее время многие из бытовавших ранее представлений потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту.

Признать существование неравенства означает согласиться более справедливо делить обязанности в домашней сфере. Но кому хочется стирать, менять подгузники, стряпать, мыть пол и пылесосить, накрывать праздничный стол, а потом делать уборку? Кто захочет, чтобы тысячи новых людей со свежими силами влились в борьбу за рабочие места, власть и карьеру? Более того, из-за перемен в гендерных ролях мужчина теряет хорошего помощника, который раньше заботился о его питании, одежде, расписании, развлечениях и т. д. Для многих мужчин половая принадлежность - это источник очень важной части их идентичности, части, которая включает роль добытчика в семье и четко отделяет то, что относится к мужчинам, от того, что относится к женщинам. Из-за подобных мыслей многие мужчины сопротивляются переменам в гендерных ролях и рационализируют существование неравенства.

Список литературы

1. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158.

2. Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991.- № 4.- С. 74-82.

3. Григорьев С.И., РАстов Ю.Е. Основы современной социологии. М., 2001.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. М., 2003. // www . i - u . ru

5. Маркова О.Ю. Женщина и общество: проблемы наступившего века. // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество , 2003. С.160-180.

6. Митина О. В. Исследование гендерного женского поведения в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1. - С. 179-191.

7. Мюллер У. Пол и организация // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11. № 2. C.115-132.

8. Трофимова Е.Н. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях. Общественные науки и современность М., 2002. № 6.

9. Тульчинский Г.Л. Гендер, гражданское общество и свобода // Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конференции «Российские женщины и европейская культура». СПб., 2002.

Подобные документы

    Представления о социальном статусе и правах женщин. Оценка достигаемых женщинами результатов. Социальные стереотипы о предназначении и женщин в обществе. Феминизм как движение женщин за свои права. Проблема гендерного неравенства в политике и в семье.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Формирование и негативная роль гендерных стереотипов в обществе. Качества, ассоциирующиеся только с мужчинами или только с женщинами. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе. Феминизм как движение женщин за свои права.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Конституционное провозглашение равенства мужчин и женщин. Влияние гендерных стереотипов на роль женской части населения в современном обществе. Характеристика важнейших функций женщин в семье. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья женщины.

    реферат , добавлен 13.03.2012

    Древний мир или время патриархата. Бесправие женщин в средние века. Проявление рыцарской культуры с почитанием Прекрасной Дамы, культ Богородицы. Эмансипация женщин, возрождение женского вопроса. Современное положение мужчин и женщин в обществе.

    реферат , добавлен 16.03.2014

    Сущность понятия "социальная дискриминация женщин". Исторический аспект положения женщины в обществе. Проблемы женской занятости, их экономической независимости и безопасности. Социально-правовая поддержка женщин в России. Реализация прав женщин в России.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2010

    История политической жизни женщин в России. Мужчина и женщина в политике. Нужны ли женщины в политике? Женщина в гражданском обществе. Партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной демократии.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2006

    Женские общественные организации как объект социологического анализа. Социальные предпосылки вхождения женщин в научную сферу. Гендерная ассиметрия во власти, влияние феминизации на общество. Ценность профессиональной карьеры и семейные функции женщины.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Положение различных слоев американской женщины XIX века. "Милая светская женщина" Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса. Эволюция положения американской работницы. Цветные женщины: рабыни и индианки. Права женщин.

    дипломная работа , добавлен 18.12.2006

    Движение женщин за равноправие в начале XX века. Основные направления современного феминизма. Возможности занятия женщинами лидирующих позиций в управлении предприятием. Женщина в бизнесе: стереотипы и предубеждения, преимущества перед мужчинами.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2016

    Диагностические методики для эмпирического исследования, выявляющего социальные представления о сексуальном насилии: маньяк и жертва молодых мужчин и женщин. Рекомендации и коррекционная программа по снижению агрессивности, враждебности, развитию эмпатии.

С давних времен женщине отводилась второстепенная роль, которая заключалась в служении мужчине. Она должна была быть кухаркой, прислугой, существом без своего мнения и амбиций, обычной рабыней. До сегодняшнего дня некоторые мужчины считают, что заключается в выполнении обязанностей по дому, что становится серьезной проблемой на пути к самореализации и личностному росту представительницы прекрасной половины.

Еще в прошлом столетии началась борьба с неравенством полов. Женскую силу стали вовлекать в производство лишь в военное время, обусловлено это было нехваткой мужской рабочей силы на рынке труда. Но после окончания войны, все вернулось на свои места, женщины вновь оказались у плиты.

Какова ? Обычным делом стало для любой современной женщины построить карьеру, достичь высот. Что касается мужской половины, то не всем это приходится по душе, что порождает множество различных мнений на данный счет.

Но как бы женщина ни старалась, все же ее главное предназначение заключается в материнстве и хранении домашнего очага. Попробовать себя женщина может в любой сфере деятельности. Проходя по нелегкому пути к достижению успеха, преодолевая различные препятствия, женщина может достичь высот в любой сфере, разрушая устоявшийся стереотип «кухарки». Но в этом ли ее истинное призвание?

Женщины делятся на два типа. К первому типу относятся женщины, которые пытаются соответствовать образу успешной женщины. Для нее важен имидж. Она отлично выглядит, свежая, подтянутая, милая, улыбчивая и кокетливая.

Ко второму типу относятся карьеристки. Их мало заботит внешняя красота. Для них работа стоит на первом плане, что касается личной сферы, то на нее времени практически не хватает. Она может быть коллегой, сотрудником, бизнесменом, конкурентом, но не женщиной. Зачастую, такие дамы грубы, неэмоциональны, даже озлобленны. На работе о них можно услышать много нелестных отзывов.

Стремление к самореализации не считается карьеризмом, чаще всего это относится к фанатичности женщины. Однако бывают моменты, когда женщина просто вынуждена упорно работать, к примеру, матери-одиночки.

Роль женщины в современном обществе заключается не только в выполнении своих прямых обязанностей на работе, но также реализации себя в качестве хорошей матери, примерной жены и хозяйки.

Главным принципом для любой женщины должно стать умение соблюсти правило золотой середины.

P.S. Оставляйте свои комментарии к статье, буду рада на них ответить. Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь с ней друзьями, нажав кнопки соц.сетей.