Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков л, л'. Правильный уклад органов артикуляции Артикуляционный уклад шипящих звуков

Уклад звуков (с – сь – з - зь –ц)

Первым обязательно выполняется упражнение на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка. Это необходимо для правильного произношении свистящих звуков.

1. Лягушка – хоботок

На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

2. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

3. Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя – пя – пя»

4. Киска сердится

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5. Упрямый ослик

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осел.

6. Трубочка

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем.

7. Чистим нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

8. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 – 2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

9. Посчитай нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ .

Звук Ш.

Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш , и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш . Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж ; добавив подъем средней части языка, получим щ ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч . Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш .

1. Сигматизмы шипящих звуков

Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция

Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их (см. рис. на заднем форзаце).

Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые ,

за исключением ч , который является смычно-щелевым , т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы.

Если звук ш произносится правильно, то:

Добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

Добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч .

Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш . Чтобы ознакомиться с основными нарушениями шипящих звуков и способами их исправления, обратимся к таблице 2 «Нарушения звука ш и их исправления».

Нарушения звука ш и их исправления

I. Правильная артикуляция звука ш

Межзубный .

Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

Кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

Средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком.

Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата.

Подготовительный этап . При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются:

Умение слегка выдвигать вперед округленные губы;

Подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами;

Длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука . Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш.

Боковой.

Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут.

Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево.

Кончик языка:

а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

б) опущен за нижние резцы;

Передняя часть спинки языка:

а) образует смычку с альвеолами;

б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена;

Средняя часть спинки языка:

а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена;

Задняя часть спинки языка:

а) поднята;

б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена;

Боковые края:

а) опущены;

б) опущен левый (правый) край языка.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя:

а) выходит по обоим краям языка;

б) идет вбок вправо (влево)

Нарушения звучания: хлюпающий звук.

Предраспологающие факторы:

Боковой открытый прикус;

Слабость мышц одной половины языка.

Подготовительный этап . Проводятся упражнения для:

Укрепления боковых краев языка;

Равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх;

Выработки воздушной струи, идущей посередине языка;

Отрабатываются звуки т и с .

Постановка звука . Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

Автоматизация звука .

Дифференциация звуков

Носовой.

Зубы: разомкнуты.

Кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта;

Передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом;

Средняя часть спинки языка оттянута назад;

Задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом;

Боковые края опущены.

Мягкое нёбо опущено.

Воздушная струя идет через носовую полость.

Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Подготовительный этап . Вырабатываются умения:

Удерживать широкий распластанный язык на верхней губе;

Направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа);

Различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении;

Отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука . Ребенку предлагается:

При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш.

- если нет звука р , то ставят звук ш от звука с с механической помощью.

Автоматизация звука

Дифференциация звуков . При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

2. Парасигматизмы.

2.1.Губно-зубной .

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

Передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

Средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка - «фапка», машина - «мафина», душ«дуф»).

Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

Отработки движений нижней губы вниз-вверх,

Подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука . Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

2.2. Призубный.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: незначительно разомкнуты.

Кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами;

Передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами;

Средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка становится более выпуклой;

Боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя толчкообразная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка - «тапка», машина - «матина», душ - «дут»).

Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Вырабатываются умения:

Сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы,

Различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная).

Проводятся упражнения для выработки:

Длительной, направленной воздушной струи;

Положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами,

Отрабатывается звук с.

Постановка звука . Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука . Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т.

2.3. Шипящий.

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов.

Кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

Передняя часть спинки языка напряженна;

Средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка приподнята;

Боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина - «маш’ина», душ - «душ’»).

Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения:

Поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами;

Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ.

2.4.Свистящий.

Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм.

Кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

Передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок;

Задняя часть спинки языка незначительна поднята;

Боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»).

Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая).

Отрабатывают движения:

Широкого языка вверх, к передней части твердого нёба;

Добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы;

Чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.

Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений

Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя, пя, пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, воспитатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука . После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, воспитатель предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем, воспитателя он начинает выполнять требуемые движения (сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произносить звук ш.

Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш находится

В начале слова: шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык;

В середине: мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катушка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка;

В конце: душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш. Ребенок называет эти слова.

После автоматизации звука ш в словах воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку записывает ему в тетрадь, например: Шалуны шумели и шалили. Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

Звук ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Воспитатель прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж в словах воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится

В начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон,

В середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник.

Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

Звук ч

Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

Если по подражанию звук ч поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится

В конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач, мяч, сыч;

В середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, кочан, мальчик, пончик, печенье, качели;

И лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

Вместе с ребенком воспитатель придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с печеньем.

Звук щ

Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно показать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится:

В начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы;

В середине: вещи, клещи, Кащей, ящик, хищник, площадь, овощи, голенище, удилище;

В конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

По просьбе воспитателя ребенок придумывает предложения с усвоенными словами. Например: Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.

(Дополнительный материал для автоматизации звука щ см. на с. 218.)

Вопросы.

Почему звук ш является базовым в группе шипящих звуков?

Какие виды сигматизма шипящих звуков вы знаете?

Какие виды парасигаатизма шипящих звуков вы знаете?

Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах шипящих звуков от этой же работы при парасигматизмах шипящих звуков?

Каким этапом и почему заканчивается работа при сигматизмах и парасигматизмах шипящих звуков? Дайте конкретные примеры.

Каков основной способ постановки звука ш?

Каковы особенности проявления межзубного произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления бокового произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления носового произношения звука ш и его исправления?

Как проводится автоматизация поставленного звука? Дайте примеры на шипящие звуки.

В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?

Уклад органов артикуляции. Для произнесения звука л необ­ходима достаточно сложная работа различных частей артикуля­ционного аппарата: губы нейтральны и принимают положение в; зависимости от следующего гласного; расстояние между верхни­ми и нижними резцами - 2-4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение); передняя и средняя части спинки языка опускаются, корневая его часть приподнимается и оттяги­вается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность; боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки колеблются, производя голос.

Артикуляция мягкого л" отличается от артикуляции твердого л тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Передне-сред­няя часть спинки языка поднимается по направлению ктвер­дому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спин­ки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.

Выработке необходимых движений языка способствуют сле­дующие упражнения.

    «Наказать непослушный язычок».

    «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

    «Качели-1».

Цель:

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачи­вать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    «Качели-1».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и ниж­няя челюсть были неподвижны.

    «Качели-2».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за ниж­ние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не дви­галась.

    «Вкусное варенье».

    «Пощелкать кончиком языка».

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

    «Беззвучно пощелкать кончиком языка».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и по­движность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед­ ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

10. «Горка», «Киска сердится».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упира­ется в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались непо­движными.

11. Упражнения в произнесении звука к (г).

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опушен и оттянут назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать вы­ гнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;

б) То же, но произносить звук г.

12. «Катушка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

13. «Пароход».

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно про­износить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хо­рошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя че­люсть были неподвижны.

Артикуляционная гимнастика основа правильного произношения

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, для тренировки которых существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых порах можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было вполне качественно. Затем количество повторений увеличивается, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, а лучше 2 раза в день. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым (!) пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Очень нравится малышам игра «рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка около 10 см. и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку».

Артикуляционный уклад звуков

Артикуляционный уклад звука “С”

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционный уклад звука “З”

губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.


Артикуляционный уклад звука “Ц”

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

артикуляция в два этапа:

1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,

Артикуляционный уклад звука “Ш”

Артикуляционный уклад звука “Ж”

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

средняя часть спинки языка прогибается,

задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

Артикуляционный уклад звука “Ч”

· губы вытянуты вперед и округлены,

· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

· кончик языка касается резцов,

· средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

· весь язык несколько продвинут вперед,

· артикуляция в два этапа:

1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

· струя воздуха сильная и короткая,

Артикуляционный уклад звука “Щ”

губы вытянуты вперед и округлены,

· кончик языка поднят до уровня верхних зубов,

· передняя часть спинки языка несколько прогибается,

· средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,

· задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,

Артикуляционный уклад звука “Л”

положение губ нейтральное,

· зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

· кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,

· спинка языка опущена,

· задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,

· боковые края языка опущены,

· слабая струя воздуха проходит по бокам языка,

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционный уклад звука “Р”

· положение губ нейтральное,

· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

· кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

· спинка языка опущена,

· задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· сильная струя воздуха проходит посередине,

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Загнать мяч в ворота . Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…"Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким ("Блинчик") . Цель.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Кто дальше загонит мяч? Цель . Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы. Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Методические указания . 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Наказать непослушный язык. Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Сделать язык широким ("Блинчик"). Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Приклей конфетку . Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Методические указания . 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок. Цель.

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

Кто дальше загонит мяч? ("Остудить блинчик"). Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола (подуть на кончик языка). Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье. Цель

Методические указания

Гармошка. Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус. Цель.

Методические указания.

В случае, если звук не вызывается по подражанию, следует перейти к его постановке. Для этой цели необходимо научить широкий передний край языка подниматься за верхние зубы и принимать форму «чашечки» или «ковшика», когда боковые края прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов, а середина передней части языка образует щель с передней частью твердого неба. Добиться такого положения можно опять же по подражанию, показав ребенку правильное положение губ и языка. Если не удается закрепить соответствующее положение, обращаемся за помощью, например, к шпателю.

В качестве помощника может подойти и ложка с широкой плоской ручкой: можно поднять широкий передний край языка к альвеолам и, удерживая в таком положении, попросить малыша «посвистеть», или произнести звук [С]. Произнесенный таким образом свистящий звук имитирует звучание [Ш]. Следует обратить внимание на это звучание и связать с новым звуком – [Ш]. После усвоения изолированного произнесения [Ш] проводится поэтапная автоматизация звука. Поскольку артикуляционные и акустические свойства свистящих и шипящих звуков очень близки, после этапа автоматизации звука необходимо провести их дифференциацию.

Можно порекомендовать еще один способ постановки звука [Ш] – от звука [Р], произнесенного шепотом, при условии, что ребенок владеет произношением этого сонора. С этой целью следует попросить ребенка широко открыть рот и произнести длительно звук [Р] – без голоса. Вибрация, производимая кончиком языка, начинает постепенно «угасать», переходя в «шипение». Можно спровоцировать произнесение [Ш] с помощью шпателя или зонда, если во время произнесения [Р] легонько прикоснуться к кончику языка с нижней его стороны. Дальнейшие действия – как и при других способах постановки.

Нарушение произношения звука [Ш] также называется сигматизмом и имеет сходные с нарушением свистящих виды. Другие звуки, относящиеся к группе шипящих, могут опираться на сформированные в ходе работы над звуком [Ш] произносительные навыки, в особенности это касается звука [Ж], отличающегося от [Ш] только наличием голоса. Однако особенности произнесения звуков [Ч] и [Щ] определили наличие некоторых индивидуальных приемов постановки. Это – предмет отдельного разговора.

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л]

Наказать непослушный язык. Цель . Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Вкусное варенье. Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания . 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит. Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания . Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не высовываться вперед.

Качели. Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания . Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка ("Лошадка"). Цель.

Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка. Цель . Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л. Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические рекомендации . 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняется только языком. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

После того как язык достаточно окреп и привык к положению между зубами, следует перейти к постановке межзубного звука [Л]. С этой целью широкий передний края языка просовывается между зубами и слегка прикусывается; добавляется гудение (произнесение звука [Ы] – ‛как пароход гудит, когда отходит от причала…») должен слышаться звук [Л]. Это межзубное произношение закрепляется в сочетании с гласными в слогах, словах и фразовой речи. После того как межзубный звук [Л] будет произноситься в спонтанной речи, можно перевести кончик языка за верхние зубы. Зачастую, этот переход осуществляется незаметно.

Артикуляционная гимнастика для звуков [Р] и [Р’]

"Заборчик". Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

"Трубочка" . Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

"Вкусное варенье". Цель . Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания . 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

"Почистить верхние зубы". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания . 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

"Лошадки" . Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

"Маляр". Цель . Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

"Грибок". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).

Методические указания . 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

"Фокус". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

"Барабанщик". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.