Причастие: примеры слов в русском языке. Что такое страдательное причастие в русском языке

Всем известно, насколько загадочен и сложен для изучения наш русский язык. В нем «обитает» огромное количество частей речи и их различных форм. Краткие и полные причастия отличаются особой сложностью. Отличительные признаки этих глагольных форм рассмотрим подробнее.

Особенности

Лингвисты до сих пор еще не решили, какое место в морфологии отдать причастиям. Авторы учебников по русскому языку совершенно по-разному относятся к этому вопросу. Некоторые утверждают, что оно является лишь формой глагола, которая выражает не только действие, но и его признак. Другие говорят, что оно вполне самостоятельно и относят его к частям речи. Но известно одно: краткие и полные причастия просто незаменимы для нашей речи. Без них мы бесконечно будем употреблять слово «который». Например:

Поющий человек - человек, который поет.

Болеющий ребенок - ребенок, который болеет.

Сделанная работа - работа, которую сделали.

Имея при себе различные зависимые слова, причастие входит в состав причастного оборота, украшающего нашу речь.

Например: Ветер, дувший с моря, освежал мое лицо.

Полная форма

Одна из особенностей этой части речи - умение образовывать формы. Больше, кроме прилагательных, это неподвластно ни одной части речи.

Полная и краткая форма причастий различаются как грамматически, так и синтаксически. Как их не перепутать? Полной формой называют страдательные причастия, которые обычно отвечают на вопрос «какой». Страдательными они называются потому, что в своем значении предполагают действие, исполненное кем-то.

От образовать краткие невозможно.

Пример: Приобретенная - приобретена, решенная - решена.

Краткие и полные выполняют разные синтаксические функции. Все потому, что они имеют разные цели. Полная форма, отвечая на вопрос «какой», является определением. Это ее главное сходство с именем прилагательным.

Поэтому причастие, входящее в состав оборота, называют обычно обособленным определением.

Не стоит забывать о знаках препинания. Если куда входят только полные формы, стоит после определяемого слова, то в этом случае обязательно ставятся запятые с обеих сторон.

Лес, окутанный дымкой, очень красив.

Если же оборот идет после главного слова, то в этой ситуации запятые не ставят ни в коем случае: Сделанная вовремя работа была одобрена .

Краткая форма

Как нам удалось выяснить, краткие и полные причастия во многом схожи, но в предложениях играют разные роли.

Образуется эта форма путем отсечения окончаний от полной и присоединения других окончаний: проведенная - проведена (убрали -ая и часть суффикса, добавив -а).

Рассмотрим предложение: Поездка была оплачена. Краткая форма полного причастия «оплаченный» уже не является характеристикой признака по действию. Теперь она сама показывает процесс, являясь частью сказуемого. Таким образом, краткая форма выполняет роль главного члена предложения.

Главной особенностью является то, что краткие и полные причастия могут изменяться по родам. Написанная - написана, положенный - положен, потерянный - потеряно .

Отличить их не так сложно. Правильно заданный к причастию вопрос поможет с легкостью отличить краткую форму от полной.

Причастие - это особая форма глагола со следующими признаками:

1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?что делающий, что делавший?, что сделавший?.

2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

К признакам глагола относятся

Вид (СВ и НСВ),

Переходность (признак актуален для действительных причастий),

Возвратность,

Время (настоящее и прошедшее).

Залог (действительный и страдательный).

В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.:Рабочие строят дом - Дом строится рабочими) - см. возвратность глагола.

К признакам прилагательного относятся

Падеж (у полных причастий),

Полнота / краткость (только у страдательных причастий).

3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия - только частью сказуемого).

Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.

Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.

Глаголы СВ имеют только причастия прошедшего времени (то есть глаголы СВ не могут иметь никаких форм настоящего времени - ни в изъявительном наклонении, ни в причастных формах), глаголы НСВ могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,

переходные глаголы НСВ имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный),

непереходные глаголы НСВ имеют 2 причастия - действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший),

переходные глаголы СВ также имеют 2 причастия - действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный).

непереходные глаголы СВ имеют только 1 причастную форму - действительное причастие прошедшего времени (проспавший).

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие: мальчик, читающий книгу.

Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью суффиксов

Ущ-(-ющ-) для глаголов I спряжения: бег-ущ-ий, бега-ющ-ий,

Ащ-(-ящ-) для глаголов II спряжения: леж-ащ-ий, сто-ящ-ий.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ и СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

Вш- для глаголов с основой, заканчивающейся на гласный: чита-вш-ий,

Ш- для глаголов с основой на согласный: нёс-ш-ий.

Глаголы могут образовывать действительные причастия прошедшего времени от другой основы:

Некоторые глаголы на -сти (вести, обрести) образуют рассматриваемые причастия от основы настоящего/простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени): обретший (основа будущего времени обрет-ут, основа прошедшего - обре-ла), ведший;

Глаголы идти и увянуть образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим: шед-ш-ий, увяд-ш-ий.

У некоторых глаголов могут образовываться два причастия от разных основ: одно от основы прошедшего времени высохший и другое от основы инфинитива высохнувший, причём выбор суффикса осуществляется в соответствии с приведённым правилом.

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса

Ем- (иногда -ом) для глаголов I спряжения: чита-ем-ый, вед-ом-ый,

Им- для глаголов II спряжения: хран-им-ый.

Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы от непереходных глаголовруководить и управлять (значение объекта при этих глаголах выражается существительным в форме не В. п., а Т. п.: руководить, управлять заводом).

Не имеют страдательных причастий настоящего времени глаголы бить, писать, шить, мести и другие.

Страдательное причастие настоящего времени у глагола давать образуется от особой основы (даваj-ем-ый).

Глагол двигать имеет в настоящем времени два страдательных причастия:двигаемый и движимый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

Н(н)- от глаголов на -ать, -ять и -еть: прочита-нн-ый,

Ен(н)- от основ на согласный и -ить: унес-ённ-ый, построенный,

Т- от основ на -нуть, -оть, -ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый.

Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголовполюбить, искать, брать.

У некоторых глаголов на -сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: приведённый, обретённый, спрядённый, украденный.

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: хорошопрода-ющ-ие-ся (=продава-ем-ые) / продава-вш-ие-ся книги.

Страдательные причастия имеют полную и краткую формы: написанное мною письмо - письмо написано мною. Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого.

Причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- - прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Её воспитали в строгих правилах) - причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении «пропускать воду» непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой? Причастие обладает признаками глагола и прилагательного.

Морфологические (грамматические) признаки причастия:

Постоянные (это признаки, взятые у глагола):

1. Лексическое значение (значение действия; в отличие от прилагательного, обозначающего постоянный признак предмета, причастие обозначает признак предмета по действию, т.е. признак непостоянный, существующий в тот момент, пока совершается действие: пушистый котёнок (признак постоянный – это прилагательное) – играющий котёнок (признак непостоянный – это причастие);

2.Вид - несовершенный и совершенный: предлагавший (что делавший?)- предложивший что сделавший?;

3.Время - настоящее и прошедшее: спящий - спавший, чи­тающий - читавший.

От глаголов несов. в. можно образовать два причастия наст. вр. (предлагающий, предлагаемый) и одно причастие прош. вр. (предла­гавший). От глаголов сов. в. образуются только при­частия прош. вр.: предложивший, купивший, снявший, предложенный, купленный, снятый; 4.Возвратность : встречающий, радующий - невозвратные; встречающийся, радующийся - возвратные; 5. Залог - действительный и страдательный. Действительные причастия обозначают признак того лица или предмета, который сам совершает действие: рассматривающий, рассматривавший, рассмотревший. Страдательные причастия обозначают признак лица или предмета, на который направлено действие: рассматри­ваемый, рассмотренный. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Однако от некоторых переходных глаголов нельзя образовать причастия наст. вр. с суф­фиксами -ом-, -ем-, -им-, в частности, от глаголов: беречь, бить, брать, будить, звать, писать, пить. У некоторых переходных гла­голов, таких, например, как подождать, полюбить, разглядеть, толкнуть, отсутствуют формы страдательных причастий прош. вр. 6. Причастие сохраняет все лексические и синтаксические связи, которые имел глагол: возглавить правительство - возгла­вивший правительство, работать над книгой -работавший над книгой, глубоко задуматься - задумавшийся глубоко.

Непостоянные (это признаки, взятые у прилагательного)

1. Обозначают признак лица, предмета.

2. Изменяются по числам, родам и падежам: спящий ребёнок, спящая дочь, спящие дети, к спящим детям.

3. Страдательные причастия, как и качественные прилагатель­ные, кроме полной, имеют краткую форму: закупленный товар - товар закуплен, любимый всеми ребёнок - всеми любим.

4. Роль в предложении: полные причастия бывают только опреде­лением , краткие - только частью составного именного сказуемого .



Образование причастий

Причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени: нес-ут→нес-ущ -ий, нес-ом -ый . Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива: принес-ти →принёс-ш -ий, принес-ённ -ый . Страдательные причастия образуются от глаголов переходных: реша-ть→реша-ем -ый.

Страдательные причастия прошедшего времени – главным образом от глаголов совершенного вида: реши-ть →реш-ённ -ая. Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ- (- ющ-) от глаголов I спр., -ащ- (-ящ-) от глаголов II спр.: несущ ий, играющ ий;кричащ ий, белящ ий. Страдательныепричастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов –ем-(-ом-) от глаголов I спр., -им- от глаголов II спр.: читаем ый, ведом ый; ввозим ый.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов –вш- (после гласной) и –ш- (после согласной): решавш ий, росш ий. Страдательные причастия прошедшего времениобразуются с помощью суффиксов –нн-, -енн-(-ённ-), -т-: прочитанн ый, принесённ ый, разбит ый.

Правописание причастий

1.Выбор гласной в суффиксах причастий настоящего времени зависит от спряжения исходного глагола: колышущийся (от колыхаться - I спр.), колеблемый (от колебать - I спр.); строящийся (от строить - II спр.), видимый (от видеть - II спр.). ! от глагола брезжить образуется причастие брезжущий.

2.В страдательных причастиях прошедшего времени пишется –нн-, если глагол в неопределённой форме оканчивается на –ать, -ять: написать – написанный, развеять – развеянный; пишется –енн-(-ённ-), если глагол оканчивается на –еть, -ить, -ти, -чь: видеть – виденный, застрелить – застреленный, спасти – спасённый, сберечь – сбережённый.

3.В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн , если эти причастия имеют приставки или пояснительные слова: ис правленн ая рукопись, правленн ая корректором рукопись.

4.В бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется нн : брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый; и в некоторых причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида: виданный, виденный, слыханный, читанный. Исключения: названый брат, посажёный отец, смышлёный мальчик.

5.Причастия с суффиксом –ова-, –ева- пишутся с нн : балованный ребёнок, рискованный проект, корчёванный участок. В словах кованый, жёваный сочетания ов, ев входят в состав корня.

6.В кратких страдательных причастиях пишется н : теорема запутана. В кратких отглагольных прилагательных сохраняется нн : Его возможности ограниченны. Но: Масштабы работ ограничены средствами.

7.Падежные окончания причастий определяются как у прилагательных по вопросу: расстающимися (какими?) товарищами.

8.Частица не с причастиями пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а, или зависимые слова (причастный оборот), или причастие употреблено в краткой форме: не законченный, а только начатый рассказ; не возвращённая автору рукопись; не проверена.

9.Слитно с не пишутся слитно с полными одиночными причастиями или с причастиями, которые не употребляются без не : незамеченные опечатки, негодующий взгляд.

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, обособляется: Смолкли волны, придавленные тяжкой грудой льда. Придавленные тяжкой грудой льда волны смолкли. Если причастный оборот имеет значение причины или уступки, то он обособляется и перед определяемым словом: Раненный в руку, командир не оставил поле боя.

Употребление причастного оборота

ü Определяемое существительное должно находиться или перед всем оборотом, или после него, но не внутри оборота. Неправильно: Оторванный человек от действительности с трудом находит своё место в жизни (следует: Человек, оторванный от действительности,… )

ü Причастия имеют только две формы времени – настоящего и прошедшего, будущего времени у них нет. В этих случаях причастный оборот заменяется придаточным определительным предложением. Неправильно: Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку (следует: Ученик, который напишет… )

ü Необходимо учитывать видовой (или временной, или залоговый) разнобой: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (следует: имевшие место в 15 веке ); Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загорска, известны во всём мире (следует: выпускаемые )

! Причастия, употребляемые без зависимых слов в переносном значении,являются прилагательными, они легко могут быть заменены синонимами: организованный ученик (=волевой) - прилагательное, организованный учителем поход (тот, который организовали) – причастие.

! Полностью утратили глагольные признаки и стали прилагательными

–уч, -юч, -ач, -яч: дремучий, колючий, лежачий, бродячий;

*Слова, образованные от глаголов с суффиксом –л: горелый, запоздалый;

*Слова, образованные от глаголов с суффиксами –н, -ен, -ён , если при них нет зависимых слов: жареный, плетёный;

*Сложные слова, в состав которых входят суффиксы причастий: всесокрушающий, полуобгоревший.

Морфологический разбор причастия

1. Начальная форма (Им. п. ед.ч. муж.р)

2. Постоянные признаки:

- действительное - страдательное;

- время;

3. Непостоянные признаки:

- род;

- число;

- падеж;

- полная- краткая форма (для страдательных причастий);

4. Функция в предложении.

Образец разбора причастия

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Причастие – часть речи, являющаяся особой формой глагола, которая обозначает признаки действия. Отвечает на такие вопросы как «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Как глагольная форма причастия имеют такие грамматические признаки:

  • Вид: совершенный и несовершенный (например: вечер (какой?) дремлющий (что делать? – дремать); кот спрыгнувший (что сделать? – спрыгнуть);
  • Время: настоящее и прошедшее (дед (какой?) дремлющий, кот (какой?) сбежавший);
  • Возвратность: возвратные и невозвратные.

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Есть ученые, которые считают, что причастие – самостоятельная часть речи, потому что имеет признаки, которые не свойственны глаголу. В частности, причастия имеют некоторые признаки прилагательных, такие как

  • обозначение признака предмета
  • и согласованность с существительным (то есть тот же род, число и падеж).

Причастия бывают действительные и страдательные, некоторые имеют полную и краткую формы. Краткая форма причастия в предложении играет роль именной части составных сказуемых. Например: Учебник раскрыт на десятой странице.

Причастия способны склоняться по падежам, числам и родам, как прилагательные. Даже не смотря на то что причастия имеют глагольные признаки, в предложении они являются определениями. Например: Книга потерянная, портфель потерянный, панно потерянное.

Причастия имеют начальную форму, но она есть только у причастий, которые образованы от глаголов несовершенного вида. Причастия действительные и страдательные образуются при помощи суффиксов.

Виды причастий и их примеры.

Страдательные причастия.

Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.

Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов:

  • -ом- (-ем-) – для глаголов I спряжения
  • -им- – для глаголов II спряжения
  • -нн-, -енн-, -т- –от основ глаголов в прошедшем времени

Примеры: читаемый, несомый, зажигаемый, делимый, слышимый, посеянный, сломанный, испеченный. подстриженный, побитый, расколотый

Действительные причастия.

Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом. Например: Мальчик, рисующий картину.

Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов