Преодоление препятствий. Преодоление препятствий применением внезапно изменяющихся условий


Чем больше наблюдаешь за своей жизнью, за мыслями и их последствиями, тем четче осознаешь, как много проблем, препятствий, “неразрешимых” ситуаций являются, буквально, выдуманными.

Окидываешь взглядом прошедший жутко суетливый день, когда куча дел и все в цейтноте, и вспоминаешь, как, много лет назад, был увлечен идеей о том, что авральный режим работы весьма стимулирует творческие ресурсы человека.

Такая вот увлеченность (т.е. полное одобрение и систематическое закрепление идеи) позволила сформироваться установке - “аврал - это хорошо”.

Прошло время, отмены установке не последовало, и она засела в подсознании как безусловная (стала неосознанной жизненной программой). И чего ж теперь удивляться периодически возникающим стресс-насыщенным дням?

Но, осознав причины и следствия, можно изменить ход событий при очередном появлении в жизни подобной ситуации. Причем, менять ничего не надо.

Достаточно вспомнить об уже понятом (осознанном) и ситуация сама изменяется в нужную сторону. Неосознанность привязанности к этой установке устранена, значит, и сама установка перестает работать. Она перестала быть подпрограммой с циклом: аврал - это хорошо, потому что аврал - это хорошо, потому что аврал…

Все мысленные установки, которые были сформированы нами и брошены в подсознание, становятся такими зацикленными подпрограммами. Они там работают и формируют (притягивают) соответствующие жизненные ситуации.

Остановка таких подпрограмм возможна только путем осознания их наличия и содержания, т.е. возвращения из подсознания в сознание. А тем, что осознанно, можно управлять.

Движущим механизмом для придумывания препятствий в жизни является установка на их преодоление, на борьбу с сопротивлением окружающего мира и людей, в нем живущих (очень помогают в этом стереотипы, тиражируемые во всех источниках информации).

Т.е., сначала, проблем, как таковых, могло и не быть, но установка на их преодоление была принята в качестве жизненной программы. В итоге, есть установка на преодоление препятствий, появляются и сами препятствия. А точнее неосознанно придумываются.

Наш разум так устроен, что ему нужны завершенные картины. Если чего-то не хватает, он достраивает. Поэтому, имея неосознанное желание преодолевать препятствия, даже, когда их нет, разум начинает рождать сомнения: “а не будет ли их в будущем?”, “а не нужно ли заранее готовиться к возможным проблемам?”, “если сейчас все хорошо, то это не значит, что завтра также будет” и т.п.

Было бы желание, а повод всегда найдется. Желание есть - это установка на преодоление препятствий . Повод - всегда будет предложен разумом.

Понаблюдав за своими мыслями, находишь, что подавляющее большинство “препятствий” в сферах здоровья, работы, благосостояния, личных отношений формировались и формируются именно так.

Все изначально хорошо -> но что-то надо преодолевать -> нужны препятствия -> появляются проблемы, с которыми в вялотекущем режиме (т.к. они воспринимаются как что-то само собой разумеющееся, не ненормальное) всю жизнь приходится справляться.

И получается жизнь “серединка-на-половинку”, немного радости, но много забот, чуть-чуть творчества и масса рутины… Можно жить так, это тоже неплохо. Но можно и по-другому.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Учебные занятия по преодолению препятствий

Содержание

  • Библиографический список

1. Цели и задачи учебных занятий по преодолению препятствий

Передвижение подразделений требует от личного состава высокого уровня профессиональных умений и навыков в преодолении естественных и искусственных препятствий, морально-волевых и физических усилий. Выдержать нагрузки могут только те, кто получил опыт на учебных занятиях и тренировках.

Совершенствование служебно-боевого мастерства требует специальных двигательных умений и навыков, которые целенаправленно формируются и совершенствуются в ходе занятий по преодолению препятствий. Это один из разделов физической подготовки, изучающих способы преодоления препятствий, специальные приемы и действия.

Тренировки в беге, прыжках, переползании и перелезании через различные заграждения, передвижении по узкой и неустойчивой опоре и на высоте, соскакивании в траншеи и выскакивании из них, ряд других приемов составляют комплекс способов и действий в условиях служебно-боевой деятельности. Хорошее владение ими - свидетельство боевого мастерства. Важная сторона обучения преодолению препятствий - отработка характерных для конкретной специальности приемов и действий и формирование у курсантов и слушателей необходимых прикладных навыков.

Одним из средств подготовки выступает выработка специальных действий, предполагающая сосредоточение больших физических усилий и профессиональных навыков. В ходе преодоления препятствий, выполнения специальных приемов и действий развиваются сердечно-сосудистая, костно-мышечная, дыхательная, вегетативная и центральная нервная системы; формируются и совершенствуются способности и умения действовать точно, быстро и правильно в любой сложной ситуации учебной и служебно-боевой деятельности; вырабатываются морально-волевые качества.

На занятиях по преодолению препятствий применяются различные по характеру и интенсивности физические нагрузки. Здесь происходит комплексная тренировка, состоящая из скоростного передвижения с переноской груза по водной преграде, в условиях возгорания предметов, взрывов, нанесения ударов и уколов, способствующая развитию прикладных навыков.

В содержание учебных занятий входят: преодоление препятствий, специальные приемы и действия.

Преодоление препятствий содержит: безопорные и опорные прыжки, прыжки в глубину, перелезание, пролезание и подползание, выскакивание из углублений (траншей, колодцев и люков), передвижение по узкой и неустойчивой опоре.

Специальные приемы и действия включают: передвижение в узких местах и проходах, посадку в транспортные средства (БТР, кузов автомобиля и др.) и высадку с них, действия с грузом, преодоление препятствий с помощью горизонтального и вертикального канатов, действия на специализированных комплексах.

Учебные занятия по преодолению препятствий - основной способ выработки у курсантов и слушателей быстроты и сноровки, так необходимых в различных экстремальных ситуациях. По данному разделу физической подготовки они сдают учебные нормативы.

Хорошее владение способами передвижения, приемами преодоления различных заграждений, особыми действиями помогает курсантам и слушателям успешно осваивать специальные дисциплины.

2. Организация и методика проведения учебных занятий

Учебные занятия по преодолению препятствий нацелены на:

обучение технике способов преодоления заграждений, специальных приемов и действий, тренировка их выполнения в различных сочетаниях;

развитие и совершенствование физических качеств - быстрота в действиях, сила, ловкость и выносливость;

воспитание морально-психологических качеств - смелость, уверенность в своих силах, инициативность и находчивость.

Учебное занятие включает: подготовку обучаемых к ее основной части, выполнение поставленных задач и организованное завершение урока. Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей, каждая из которых имеет свое содержание, задачи и продолжительность.

В подготовительной части занятия (до 15 мин) осуществляются: организация занимающихся, постановка задач, общеукрепляющие упражнения и подготовка к предстоящим нагрузкам в основной части. Преподаватель проверяет внешний вид обучаемых, состояние и подгонку оружия и обмундирования, кратко объясняет содержание занятия. Затем проводятся ходьба, бег и другие упражнения, чтобы слушатели и курсанты в основной части занятия были достаточно работоспособны. Целесообразно задавать им вопросы по содержанию, нормативам и порядку выполнения контрольных упражнений. Затем подается команда, чтобы обучаемые расстегнули воротнички и ослабили поясные ремни. Разминка проводится с постепенным ускорением темпа.

В целях сосредоточения внимания, развития быстроты, ориентировки, находчивости в действиях подаются неожиданные команды или сигналы, по которым занимающиеся должны немедленно укрыться или принять необходимое положение, например: "В укрытие", "К бою". Основное внимание уделяется быстроте и правильности изготовки к бою. Выполнение упражнений начинается по командам "Исходное положение - принять", "Упражнение - начинай". Для окончания выполнения упражнений подается команда "Стой" или "Упражнение - закончить".

Показ упражнения руководителем занятия производится только тогда, когда оно выполняется впервые или мало знакомо занимающимся. Для этого называется упражнение, например "Ходьба с выпадами и с закручиванием корпуса вправо и влево - показываю". Показ целесообразно осуществлять, находясь ближе к началу строя подразделения, и выполнить его 3-4 раза. Для преодоления отдельных препятствий подаются команды: "Вперед", или "Преодолеть участок полосы препятствий до забора с попутным преодолением любыми способами завала, рва и лабиринта, дистанция 5 шагов - вперед", или "Отделение, на рубеж - фасад разрушенного дома, перебежкой справа (или по-пластунски) по одному (по два) - вперед". Для изготовки к бою на месте и в движении подается команда "К бою - готовсь".

Основная часть занятия (до 65 мин) предполагает:

развитие физических (сила, быстрота, выносливость и ловкость), волевых и специальных качеств;

изучение способов преодоления препятствий, специальных приемов и действий, тренировка их выполнения;

выработка умений применять физические способности и усвоенные навыки в сложных условиях современного боя;

повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов, возникающих в учебной и служебно-боевой деятельности (стрельба, возгорание различных предметов).

Подразделение делится на группы; личный состав знакомится с приемами и действиями на полосе препятствий, которые разучиваются по разделениям и в целом, затем совершенствует их в ходе комплексной тренировки. Каждой подгруппе объясняется порядок выполнения приемов и действий, а также их последовательность. По команде "Для смены мест занятий бегом - марш" подгруппы меняются местами занятий, и выполнение упражнений продолжается в установленном ранее порядке.

Преподаватель добивается от курсантов и слушателей четкого выполнения упражнения. Если упражнения выполняются неправильно, нерасторопно и вяло, он возвращает обучаемых в исходное положение и требует повторения приема. Образцовое выполнение ставится в пример.

Комплексная тренировка с использованием состязательного метода проводится в целях закрепления приобретенных навыков в более сложной обстановке, что способствует развитию у курсантов и слушателей выносливости, быстроты, ловкости, силы, ориентировки, смелости и решительности в действиях. При составлении упражнений для комплексной тренировки предусматривается постепенное нарастание их сложности, увеличение интенсивности физической нагрузки.

Заключительная часть занятия (до 10 мин) проводится в составе подразделения. Личный состав выполняет медленный бег, ходьбу и упражнения на расслабление мышц и в глубоком дыхании, чтобы снизить физические нагрузки и привести организм в относительно спокойное состояние, понизить мышечное напряжение. Затем собираются гранаты, приводится в порядок инвентарь и оборудование, проверяется наличие оружия и боеприпасов.

При подведении итогов преподаватель дает оценку качеству усвоения выполненных приемов и действий, отмечает недостатки, сообщает задание на самостоятельную работу.

3. Подготовка к занятиям по преодолению препятствий

Успешное проведение учебных занятий по преодолению препятствий зависит от их организации: составления плана занятия; подготовки преподавателя, командиров учебных групп; материального обеспечения и контроля.

План отражает содержание занятия, организационно-методические указания, время на разучивание или совершенствование каждого приема или действия и предусматривает:

концентрированное прохождение программного материала;

включение в занятия программных упражнений;

регламентацию времени на отработку упражнений с учетом их сложности;

контроль усвоения приемов и действий, входящих в учебную программу.

План - отправной документ для успешного проведения тренировочного процесса.

Эффективность учебных занятий по преодолению препятствий с курсантами и слушателями во многом зависит от преподавателя. От него требуется высокий уровень теоретической и практической подготовки и методического мастерства. Подготовка к занятиям слагается из личной подготовки преподавателя, инструктажа командиров учебных групп и подготовки мест занятий и инвентаря.

Подготовка преподавателя охватывает: уяснение задач и теоретического содержания предстоящего урока (изучение различной методической литературы, в которой излагается техника выполнения приемов, дается подбор физических упражнений). Особое внимание уделяется военно-прикладным упражнениям, которые используются в целях создания оптимальной нагрузки. Применять слишком легкие упражнения не всегда целесообразно, так как не реализуются полностью физические возможности курсантов и слушателей. Слишком сложные по технике упражнения также отрицательно сказываются на здоровье личного состава. Физические нагрузки и упражнения следует дозировать; они должны быть разнообразными и посильными.

Осуществляя подбор физических упражнений, преподаватель учитывает их объем и содержание, глубоко продумывает организационное построение занятия, методику его проведения и материальное обеспечение, а затем приступает к составлению плана-конспекта. Каждый педагог излагает содержание занятия по-своему, однако обязательно указывает:

наименование основных и подготовительных упражнений для каждой части занятия;

время, отводимое на изучение отдельных упражнений и тренировку их выполнения;

число повторений каждого упражнения;

размещение обучаемых и их перестроение;

методические приемы обучения и тренировки, используемые на занятии;

порядок выполнения упражнений;

содержание комплексной тренировки и порядок ее проведения;

материальное обеспечение;

пособие для подготовки к занятию.

Опытные преподаватели могут готовить сокращенный план. Однако все обязаны практически отработать на полосе препятствий планируемые упражнения, приемы и действия, а также уточнить методики обучения и тренировки.

Инструктаж командиров учебных групп (помощников преподавателя) - важный элемент подготовки к занятию. Помощникам разъясняются обязанности во время проведения урока, их место и роль в каждой части занятия, во время комплексной тренировки, простейших состязаний, эстафет и игр. Обязательно показываются упражнения, приемы и действия, включенные в занятие; объясняются последовательность и методика разучивания, исправления ошибок.

Подготовка мест занятий и инвентаря способствует качественному проведению занятий. Поэтому преподаватель заранее заботится о материальном обеспечении занятия, каждой его части и каждого элемента.

Места занятий, оборудование и инвентарь проверяются на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, чтобы исключать возможность получения травм. Необходимо обращать внимание на устойчивость и исправность отдельных препятствий, на состояние мест приземления при соскоках и прыжках в глубину, ходов сообщения, рва, патронных (снарядных) ящиков, макетов оружия. Обнаруженные недостатки немедленно устраняются.

учебное занятие преодоление препятствие

4. Обучение приемам и действиям на полосе препятствий

Успешное овладение приемами и действиями на полосе препятствий предполагает последовательную и целенаправленную работу преподавателя по привитию курсантам и слушателям необходимых знаний, умений и навыков:

отработку техники упражнений, приемов и действий на отдельных местах полосы препятствий;

повышение общей физической подготовки обучаемых и совершенствование важных для них качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости);

воспитание морально-психологических качеств за счет выполнения сложных упражнений, приемов и действий на полосе препятствий.

В начале обучения у курсантов и слушателей затруднена координация действий, нет достаточной скорости их выполнения. Обучение упражнениям необходимо осуществлять осмысленно, поэтапно, постепенно усложняя приемы и наращивая нагрузки. Для успешных действий в экстремальных ситуациях требуется способность мгновенно переключаться от одних приемов к другим и действовать точно и наиболее целесообразно в сложной и быстро меняющейся обстановке. Недостаточно овладеть техникой отдельных приемов, важно довести их выполнение до автоматизма, выработать способность к мгновенным переключениям от одного вида работы к другому. Эта специфическая и весьма важная сторона данного раздела физической подготовки требует от преподавателей высокого методического мастерства, научно обоснованного подхода к учебно - воспитательному процессу.

Обучение приемам и действиям состоит в последовательном разучивании их сначала в простой обстановке с последующим многократным выполнением в постепенно усложняющейся обстановке, затем в сочетании с другими действиями, с увеличением нагрузки, нарастанием скорости передвижения и длины преодолеваемых дистанций. Эта методика обеспечивает успешное развитие физических качеств и способности к быстрым и ловким действиям в ходе учебной и служебно-боевой деятельности.

Обучение прикладным упражнениям происходит в определенной последовательность: ознакомление с приемом или действием, его разучивание и совершенствование. Ознакомление занимает несколько минут. Разучивание, как правило, проводится на первом занятии. Большую часть времени занимает совершенствование, которое осуществляется постоянно. Ознакомление, разучивание и совершенствование - единый педагогический процесс, деление его на части условно. Между этапами разучивания приема и совершенствованием его выполнения отсутствует резкая грань.

Цель ознакомления - создать у обучаемых правильное, полное и целостное представление об изучаемом действии, которое сначала объясняют, затем показывают в целом, в быстром (боевом) темпе; указывают на практическое (боевое, спортивное или профессиональное) применение; разъясняют его влияние на организм; показывают прием еще раз медленно или по частям с попутным объяснением техники выполнения.

Первоначальный показ изучаемого приема проводится быстро, слитно и без объяснений, чтобы курсанты и слушатели получили целостное представление о нем. При показе слушателей или курсантов надо расположить так, чтобы преподавателя было хорошо видно каждому (перед одношереножным строем или между двумя шеренгами).

Главная задача разучивания - добиться правильной техники выполнения приема, которая осуществляется:

по частям или в целом, в медленном темпе, в облегченных условиях;

в целом, в постепенно убыстряющемся темпе;

самостоятельно, индивидуально или в парах, по заданию преподавателя и под его наблюдением;

в быстром темпе, в движении в целях закрепления навыка и развития скорости, силы и выносливости.

Основное внимание на данном этапе уделяется закреплению навыков путем многократного повторения с использованием поточного и группового методов.

Совершенствование выполнения изученного приема представляет собой многократное его повторение в постепенно усложняющейся обстановке. На данном этапе происходит закрепление правильной техники, повышение физических и волевых возможностей курсантов и слушателей путем развития необходимых качеств, что достигается:

изменением исходных и конечных положений при выполнении приема;

выполнением приема на скорость, точность и результат;

увеличением дистанции бега, темпа движения, выкладки и груза, а также количества повторений;

применением внезапно изменяющихся условий;

выполнением приема в сочетании с другими, ранее изученными и на фоне уже имеющейся нагрузки;

включением в тренировку состязательного метода.

Совершенствуются приемы в ходе комплексной тренировки, которая предусматривает постепенное наращивание сложности упражнений при интенсивных физических нагрузках.

Важная проблема в методике обучения приемам - предупреждение и своевременное исправление ошибок, которые могут возникнуть при: нарушении правильной последовательности и недооценке принципов обучения; слабом владении преподавателем техникой изучаемого приема; недостаточно высокой дисциплине обучаемых и плохой организации занятий.

Предупреждение возникновения ошибок на занятиях по преодолению препятствий зависит от качества его подготовки. Занятия отличаются высокой плотностью, поэтому нельзя допускать перенапряжения, которое может отрицательно сказаться на здоровье обучаемых, их успеваемости по другим дисциплинам. Физические нагрузки должны разумно сочетаться с отдыхом, чтобы повысить тренировочный эффект, обеспечить качественное усвоение техники изучаемых приемов и действий.

Занятия по преодолению препятствий нацелены на формирование у курсантов и слушателей важных прикладных двигательных навыков - обретенной формой двигательной реакции организма, выработанной целенаправленным педагогическим воздействием.

5. Методические рекомендации по выполнению приемов и действий на занятиях по преодолению препятствий

Порядок преодоления препятствий на тренировках постоянно меняется. Отдельные участки полосы препятствий преодолеваются как в направлении от ее начала к концу, так и в обратном направлении.

Преодоление препятствий производится с занимающимися поочередно, группами по 2-3 человека или в составе подразделения, без груза и с грузом (с тяжелым оружием, патронным ящиком, мешком с песком, "раненым" товарищем). При групповом преодолении препятствий занимающиеся обучаются взаимопомощи и применению подручных средств.

Занятия по преодолению препятствий проводят преподаватели и инструкторы, спортсмены-разрядники по автомобильному спорту, многоборью кинологов, пожарно-прикладному спорту, служебному многоборью, прошедшие специальные курсы подготовки.

Для предупреждения травм при преодолении препятствий:

проверяется устойчивость препятствий (нет ли на них выступающих гвоздей и расщепленных мест, при прыжков в глубину - место приземления разрыхляется);

при преодолении высоких препятствий (забора, отвесной стены) штык-нож автомата отсоединяется;

на мокрой (обледенелой) полосе препятствий при необходимости места отталкивания и приземления посыпаются песком (шлаком);

при спрыгивании с узкой опоры в случае потери равновесия осуществляется страховка, контролируется правильное держание оружия.

Способы преодоления препятствий. При преодолении естественных препятствий и заграждений в зависимости от их характера и размера, а также от обстановки применяются: безопорные прыжки, прыжки с опорой о препятствие, перелезание, прыжки в глубину, соскакивание в траншею и выскакивание из нее, пролезание, передвижение по узкой опоре. Наряду с обучением преодолению препятствий проводится обучение приемам посадки в автомобиль и высадки из него.

Безопорные прыжки применяются при преодолении нешироких и невысоких траншей, небольших воронок, канав, оборванной проволоки.

Прыжок с приземлением на одну ногу. Перед препятствием увеличить скорость движения и оттолкнуться одной ногой, другую ногу широким шагом вынести вперед и, приземлившись на нее, продолжать движение. В момент прыжка рука с оружием подается вперед (рис. 1).

Прыжок с приземлением на обе ноги. Сделать энергичный разбег и оттолкнуться сильнейшей ногой, помогая взмахом обеих рук вперед-вверх. Подтянув согнутые ноги возможно больше к телу, перепрыгнуть препятствие и приземлиться на обе ноги (рис. 2).

Рис. 1. Способ преодоления рва с оружием (вариант 1)

Рис. 2. Способ преодоления рва с оружием (вариант 2)

Опорные прыжки применяются при преодолении препятствий высотой до уровня груди - невысоких стен, поваленных деревьев, изгородей.

Прыжок, наступая на препятствие. С разбега оттолкнуться одной ногой, резко вынося вперед противоположную руку. Наклоняя корпус вперед, мягко вспрыгнуть на препятствие на другую сильно согнутую ногу, не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу, которой был сделан толчок, соскочить на нее и продолжать движение (рис. 3).

Рис. 3. Преодоление препятствия с оружием

Прыжок с опорой рукой и ногой. После короткого, но энергичного разбега оттолкнуться левой ногой и, вынося правую руку с оружием вперед-вверх, вскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой (большим пальцем назад) и отведенной в сторону слегка согнутой правой ногой. Тяжесть тела на левой руке. Не останавливаясь, перенести через препятствие левую ногу, соскочить на нее и продолжать движение (рис. 4).

Рис. 4. Преодоление препятствия с опорой на руку

Перелезание применяется при преодолении высоких препятствий: заборов, стен, завалов. В зависимости от высоты препятствия перелезание производится самостоятельно или с помощью товарища.

Перелезание с опорой на руки. Подбежать к препятствию, взяться руками за его верхний край, оттолкнуться ногами и выйти в упор. Соскочить с опорой рукой и ногой (рис. 5) или перенести левую ногу через препятствие и сесть на бедро, а затем соскочить, перенося правую ногу. Оружие может быть взято за спину или находиться в правой руке.

Рис. 5. Перелезание через препятствие с опорой на руки

Если препятствие невысокое, целесообразно не выходить в упор на прямые руки, а, взявшись за верх препятствия, лечь на него грудью, а затем соскочить, как при перелезании "силой" (рис. 6).

Рис. 6. Перелезание препятствия

Перелезание "зацепом". Сделать разбег, оттолкнуться сильнейшей ногой на расстоянии шага от препятствия и, опираясь другой согнутой ногой о препятствие, ухватиться за его край. Подтянуться и повиснуть левым боком к препятствию так, чтобы его верхний край был подмышкой. Согнуть левую ногу коленом вперед, прижав ее бедром к препятствию. Правую ногу отвести назад и затем, взмахнув ею вперед, зацепиться за верх препятствия. Силой правой ноги и рук перевалиться через препятствие и соскочить. Оружие за спиной (рис. 7).

Рис. 7. Перелезание "зацепом"

Перелезание "силой". С разбега, оттолкнувшись одной ногой, так же как и при перелезании "зацепом", схватиться руками за верхний край препятствия. Подтягиваясь на руках и помогая себе ногами, выйти в упор. Перехватить левую руку большим пальцем вперед. Наклоняя корпус за препятствие, одновременно делая взмах соединенными ногами назад-вверх, упереться ладонью правой руки в противоположную сторону препятствия, перенести через него ноги и мягко спрыгнуть на землю (рис. 8). Оружие за спиной или в правой руке.

Рис. 8. Перелезание "силой"

В момент наскока оружие выносится за препятствие прикладом вперед, при соскоке плотно прижимается плашмя к препятствию. При влезании на препятствие, имеющее широкий верхний край (каменные стены, обрывы), выйти в упор сначала на предплечье, затем на прямые руки.

Перелезание с помощью. Перелезание производится с: опорой на бедро товарища (рис. 9); опорой на плечи товарища (рис. 10); помощью товарища, использующего подручные средства, помощью двух товарищей, использующих подручные средства. Перелезающему оказывается помощь (рис. 11).

Рис. 9. Перелезание с помощью

Рис. 10. Перелезание с помощью

Рис. 11. Перелезание с помощью

Прыжки в глубину применяются при соскакивании с препятствий высотой до 5 м, например при соскакивании в ров, со стены.

Прыжок в глубину из положения стоя. Стать на край препятствия и слегка присесть. Оттолкнувшись обеими ногами, спрыгнуть на носки полусогнутых, слегка расставленных ног. Оружие держать в обеих руках перед собой или в правой руке горизонтально; в момент прыжка подать его слегка вперед (рис. 12).

Рис. 12. Прыжок в глубину

Прыжок в глубину с опорой на руку. Стать на край препятствия, присесть и опереться о него левой рукой. Опуская левую ногу вниз, оттолкнуться правой ногой и спрыгнуть на обе ноги. Оружие держать в правой руке или за спиной (рис. 13).

Рис. 13. Прыжок в глубину с опорой на руку

Прыжок в глубину из положения сидя. Сесть на край препятствия и опереться о препятствие ладонями и каблуками. Оттолкнуться руками и ногами и спрыгнуть на полусогнутые расставленные ноги. Оружие может находиться в правой руке или за спиной. В последнем случае перед прыжком приклад (у автомата - ствол) вывести вперед за край препятствия, а в момент прыжка придержать правой рукой, предупреждая возможность удара оружием по спине (рис. 14).

Рис. 14. Прыжок в глубину из положения сидя

Прыжок в глубину из положения виса. Повиснуть на руках, держась за верхний край препятствия. Опуская правую руку, повернуться левым боком к препятствию и слегка согнуть ноги. Оттолкнуться от препятствия ногами и правой рукой и соскочить на согнутые расставленные ноги. Оружие за спиной (рис. 15) или в правой руке.

Рис. 15. Прыжок в глубину из положения виса

Соскакивание в траншею. Соскакивать в траншею следует с опорой на руку (рис. 16), а в неглубокие траншеи - из положения стоя. При соскакивании из положения стоя, став на край траншеи, оттолкнуться двумя ногами и соскочить на дно траншеи с одновременным поворотом налево или направо. Оружие перед прыжком взять в обе руки и прижать к груди стволом вверх, а соскочив, немедленно изготовиться к последующему действию (рис. 17).

Рис. 16. Соскакивание в траншею

Рис. 17. Соскакивание в траншею с опорой на руку из положения стоя

Выскакивание из траншеи с опорой на колено. Положить оружие на бруствер и опереться руками о край траншеи. Оттолкнувшись ногами от дна и выходя в упор, согнуться в пояснице и стать коленом между рук. Стать носком другой ноги на край траншеи. Взять оружие и начать движение вперед (рис. 18).

Рис. 18. Выскакивание из траншеи с опорой на колено

Выскакивание с опорой о крутости траншеи. При выскакивании из глубокой траншеи взять оружие в положение "на ремень", "на грудь" или положить его на бруствер. Опираясь руками и ногами о крутости траншеи, вылезти из нее и начать движение вперед (рис. 19).

Рис. 19. Выскакивание с опорой о крутости траншеи

6. Методические рекомендации посадки в автомобиль и высадки из него

Посадка в автомобиль и высадка из него производятся на остановке, а в особых условиях - и при движении с пониженной скоростью (10-15 км в час).

Посадка на месте. Перед посадкой оружие передать второму номеру. При посадке через боковой борт использовать в качестве подножки заднее колесо (рис. 20).

При посадке через задний борт в качестве подножки использовать: если борт открыт - имеющуюся на нем скобу, если закрыт - задний буфер, на правую скобу (буфер) ставить правую ногу, на левую - левую ногу. Сев в автомобиль, взять оружие свое и второго номера. При необходимости произвести посадку с оружием, взять его за спину или, имея в руке, перенести через борт прикладом вперед, поставить прикладом на дно кузова и затем держать вертикально.

Рис. 20. Посадка в автомобиль на месте

Высадка на месте. Перед высадкой оружие передать сидящему в другом ряду второму номеру. При высадке через правый борт, став лицом к борту, перешагнуть через него левой ногой и сесть на бедро, опустив ногу ниже. Взяться левой рукой за верх борта (большим пальцем вперед). Перенести правую согнутую ногу через борт и, поворачиваясь налево, спрыгнуть на обе ноги, придерживаясь за борт. Соскочив, взять оружие свое и второго номера. При высадке с левого борта сначала переносить правую ногу и опираться правой рукой. Произвести высадку с оружием, держать его в свободной руке (рис. 21).

Рис. 21. Высадка из автомобиля на месте

Посадка в движении. Перед посадкой оружие передать второму номеру. При посадке с правого борта подбежать к автомобилю, схватиться обеими руками за борт и, подпрыгнув, сесть левым бедром на выступ (габаритный брус) борта. Прижимаясь к борту, стать на выступ правой ногой, затем, выжимаясь на руках и наклоняясь внутрь кузова, стать на выступ двумя ногами. Перешагнуть через борт, взять оружие свое и второго номера и сесть на скамейку. При посадке с левого борта садиться на его выступ правым бедром и первой ставить на него левую ногу. При необходимости произвести посадку с оружием, взять его за спину и садиться с правого борта (рис. 22).

Рис. 22. Посадка в автомобиль в движении

Высадка в движении. Высаживаться необходимо с боковых бортов, лицом по ходу автомобиля. При высадке с правого борта оружие взять в правую руку, при возможности за спину; при высадке с левого борта оружие - в левой руке. Придерживаясь за борт, перешагнуть через него и стать на выступ борта. Приседая, оттолкнуться от автомобиля и спрыгнуть в сторону на согнутые, расставленные в положение шага ноги. Спрыгнув, немедленно отбежать в сторону (рис. 23).

Рис. 23. Высадка из автомобиля в движении

При увеличении скорости движения автомобиля (более 20 км/час) высадка выполняется с заднего борта следующим образом: опуститься за борт автомашины, повиснуть на руках, касаясь ногами земли пробежать некоторое расстояние за машиной, постепенно отпуская одну руку, потом - другую.

На рис. 24 показан сложный прием спрыгивания с движущегося автомобиля с выполнением кувырка назад по ходу движения автомобиля. Этот способ требует предварительных тренировок, которые включают: кувырки вперед, назад, через препятствие с места, с разбега; кувырки на движущейся дорожке; спрыгивание с небольшой высоты из виса на перемещающийся с различной скоростью ковер (дорожку), с последующими кувырками назад.

Рис. 24. Спрыгивание с движущего автомобиля

Затем переходят к соскакиванию с медленно движущегося автотранспорта сначала в глубокий снег, потом на грунтовую (зимнюю) дорогу. Завершает отработку данного приема спрыгивание на твердый грунт. Приземление отрабатывается перекатом назад и на бок. Элементы выполняются сначала без оружия, а по мере приобретения навыков отрабатываются приемы с оружием (сначала с макетами оружия, деревянными, обернутыми тряпками, в завершение - с учебным и боевым оружием со стрельбой холостыми патронами).

Рис. 25. Пролезание через узкие отверстия

Последовательность освоения техники посадки в автомобиль и высадки осуществляется: в спортивном зале, на улице, с места, в движении. Особое внимание уделяется тренировке мышц шеи, позвоночника и вестибулярного аппарата.

Пролезание производится головой вперед (рис. 25) или боком.

7. Методические рекомендации передвижения по узкой опоре

Передвижение по узкой опоре применяется при преодолении препятствий и различных заграждений по доскам, жердям, бревнам, балкам и рельсам.

Передвижение сидя верхом. Сесть верхом на бревно (балку, рельс). Наклонившись вперед, поставить руки в 30-40 см перед собой. Передавая тяжесть тела на руки и слегка приподнимаясь на них, сделать отмах ногами и передвинуться вперед к рукам. Продолжать передвижение таким же способом дальше. Оружие за спиной (рис. 26).

Рис. 26. Передвижение сидя верхом

Передвижение шагом и бегом. Стать на бревно, слегка согнуть ноги в коленях и начать движение вперед мелкими быстрыми шагами. Ступни ног ставить прямо вдоль бревна. Смотреть вперед (рис. 27). При групповом передвижении один за другим идти не в ногу, чтобы уменьшить раскачивание опоры. Передвигаясь по узкой опоре на большой высоте или с грузом, придерживаться за веревку, натянутую сбоку опоры на высоте пояса.

Рис. 27. Передвижение по узкой опоре

Преодоление проволочной сети по доске. Подбежать к проволочной сети и набросить на нее, ближе к кольям, доску. Опираясь рукой о кол и наступая ногой на среднюю нить проволоки у кола, стать на доску и пройти или пробежать по ней без резких толчков. Соскакивание производить плавно, придерживаясь рукой за кол (рис. 28). Оружие держать в одной руке горизонтально.

Рис. 28. Преодоление проволочного заграждения

8. Методические рекомендации передвижения по лестницам и канатам

Передвижение по вертикальным и наклонным лестницам производится в виде подъемов и спусков различными способами.

Подъем по вертикальной лестнице. Взяться правой рукой за ступеньку на высоте вытянутой вверх руки, а левой - на высоте груди, одновременно поставив левую ногу на нижнюю ступень (колено отвести слегка в сторону). Распрямляя левую ногу, перехватиться левой рукой за ступень над правой рукой, одновременно поставив правую ногу на очередную ступень (колено также отвести слегка в сторону). Поочередно меняя положение рук и ног, производить подъем. При лазаньи по лестнице с ограничительными дугами и небольшим диаметром разворачивать в стороны целесообразно не только колени, но и ступни ног.

Подъем по наклонной лестнице производится поочередным перехватыванием рук и постановкой ног на ступени.

При спуске по лестнице работа рук и ног производится в обратной последовательности.

Подъем по штурмовой лестнице для подразделений пожарной охраны (рис. 29, а, б, в, г, д, е).

Рис. 29, а, б, в, г. Преодоление по штурмовой лестнице

д е

Рис. 29, д, е. Преодоление по штурмовой лестнице

Передвижение по горизонтальному канату (веревке) выполняется несколькими способами:

1) встать спиной к направлению движения и схватиться руками за канат. С толчком одной ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом другой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень маховой ноги. Поочередно перехватываясь руками, продвигаться вперед; ноги при этом свободно скользят по канату. Оружие - за спиной (рис. 30);

Рис. 30. Передвижение по горизонтальному канату

2) встать спиной по направлению движения и схватиться руками за канат. С толчком правой ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом левой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень маховой ноги. Сгибаясь в пояснице и в тазобедренных суставах, подтянуть ноги как можно ближе к рукам. Поочередно перехватываясь руками за канат и выпрямляясь, продвигаться вперед. Цикл этих движений повторяется до конца каната, оружие - за спиной.

Передвижение по канату, перекинутому через овраг, производится стоя боком, приставными шагами, держась за страхующий трос руками.

Передвижение по вертикальному канату (шесту, веревке). Захватить руками канат как можно выше. Согнуть ноги в коленях, подтягивая их к груди, а стопами захватить канат, одной стопой (подъемом) - снизу, другой стопой, ее подошвой, наступить сверху на него, пропуская канат между коленями. Выпрямляя ноги в коленях, следует встать во весь рост, опираясь на зажатый стопами канат. Перехватить руками по канату вверх до отказа, закрепиться. Далее вновь ногами проделать то же действие и т.д. (рис. 31).

Рис. 31. Передвижение по вертикальному канату

Библиографический список

Размещено на Allbest.ru

1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006.

2. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2002.

4. Гуськов С.И., Платонов В.Н. Профессиональный спорт. - М.: Олимпийская литература, 2000.

5. Железняк Ю.Д. и др. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство. - М.: Академия, 2002.

6. Кузин В.В. Экономика физической культуры и спорта: Учебник для вузов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2003.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

9. Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2004.

10. Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов. /Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

11. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / Сост.Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1993.

12. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999, № 80-ФЗ.

13. Холодов Ж.К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. - М.: Академия, 2001.

...

Подобные документы

    Основные фазы прыжка лошади: разбег (подход), отталкивание, полет (подвисание) и приземление. Подготовка всадника к преодолению препятствий. Управление лошадью. Прыжковая гимнастика для улучшения прыжковой посадки в группах начальной подготовки.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2018

    Понятие естественных препятствий в туризме и их классификация. Классифицированные участки маршрута и принципы оценки их технической сложности. Туристская техника передвижения, применяемая для преодоления естественных препятствий в пеших и лыжных походах.

    лекция , добавлен 24.11.2008

    Основы технической подготовки спортсменов по туристскому многоборью. Требования, предъявляемые к спортивной технике. Разработка методик совершенствования техники преодоления препятствий в туристском многоборье. Особенности техники в спортивном туризме.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2012

    Методика обучения и совершенствования техники бега (на короткие дистанции, эстафетного, по повороту), финиширования, стартового разгона, вертикальных и горизонтальных препятствий. Освоение правильного держания мяча и хлестообразного рывка метающей руки.

    методичка , добавлен 20.01.2010

    Оформление профильной туристской выставки. Цели и задачи пешеходного туризма. Меры по обеспечению безопасности в походах и экскурсиях. Должностные обязанности руководителя группы, штурмана, инструктора. Преодоление естественных препятствий на маршруте.

    отчет по практике , добавлен 30.10.2013

    Типы естественных препятствий в пешеходном туризме, обучение технике их преодоления. Особенности движения по пересеченной местности, тропам, склонам, болотам и осыпям. Технические приемы и средства, обеспечивающие преодоление водных преград речного типа.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Начальная туристская подготовка. Классификация используемых в туристской практике узлов. Техника вязки узлов. Техника преодоления склона (подъем, траверс, спуск) с самостраховкой на веревочных перилах. Техника переправ через водные препятствия.

    методичка , добавлен 27.11.2008

    Особенности поведения в пещерах. Основные особенности спелеотуризма. Действия при несчастном случае. Путешествия по естественным подземным полостям (пещерам) и преодоление в них различных препятствий с использованием различного специального снаряжения.

    реферат , добавлен 08.01.2010

    Понятие и исследование треккинга – "самодеятельного пешего похода в горах, самоцелью которого не является преодоление естественных препятствий" - на примере восхождения на Эльбрус. Несколько особенностей туризма в неблагоприятных условиях высокогорья.

    реферат , добавлен 16.12.2009

    История пионерской военно-спортивной игры в СССР "Зарница", представляющей собой имитацию боевых действий, похожей на военные учения. Основные этапы игры. Схема полосы препятствий. Инсценировка военной песни. Ориентировка на местности по компасу.

Раздел 3. Способы преодоления базовых препятствий

Тренировочный комплекс препятствий, называемый «Тропой разведчика», включает в себя более двадцати различных элементов. В предлагаемом курсе рассмотрены шесть базовых препятствий, навыки преодоления которых позволят преодолеть большую часть препятствий «Тропы разведчика» с минимальными затратами сил и энергии в любом физическом состоянии (необходимо учитывать, что человек далеко не всегда находится в хорошей физической форме, сыт и здоров). Кроме того, систематическая отработка предлагаемых элементов содействует значительному повышению уровня специальной физической подготовленности обучаемых.

§ 7.3.1. Горизонтальное бревно

Горизонтальное бревно

Этот элемент «Тропы разведчика» предназначен для формирования навыков преодоления водных и других препятствий с помощью упавших или специально поваленных стволов деревьев, труб, балок и т.п., а также для преодоления буреломов. Кроме того, это упражнение позволяет развивать вестибулярный аппарат. Этап «Горизонтальное бревно» обустраивается следующим образом:

  • подбирается бревно длиной 7-10 м и диаметром 10-15 см;
  • бревно перебрасывается через канаву (овраг и т.п.) соответствующей глубины или крепится к двум вертикальным опорам (деревьям, столбам) на высоте 2-2,5 м;
  • над бревном на высоте 2 м натягивается основная веревка для организации страховки обучаемых.

Основные способы выхода на бревно и его преодоление представлены на фоторяде 3.1.

Способы выхода на бревно и его преодоление

Видео 3.1 Преодоление горизонтального бревна

На первом этапе отработки этого упражнения инструктор сопровождает обучаемого, пристегнутого к страховке, идущего по бревну без оружия, используя в качестве дополнительной опоры длинную ветку или палку. На втором этапе отработки упражнения обучаемые преодолевают препятствие на страховке с оружием в положении «За спину» без помощи инструктора. На третьем этапе обучаемые должны максимально быстро преодолевать бревно с оружием на изготовку, страховка – по решению инструктора.

§ 7.3.2. Вертикальная стенка

Этот элемент «Тропы разведчика» предназначен для формирования навыков преодоления различных преград, имеющих вертикальную стенку (забор, стена здания и т.п.). Для обустройства этого этапа подбирается или изготавливается из имеющихся материалов вертикальная стенка шириной 2,5 м и высотой 2,7-3,0 м.

Индивидуальный способ преодоления вертикальной стенки представлен на фоторяде 3.2 и предполагает использование вспомогательных средств.

Преодоление вертикальной стенки индивидуальным способом

Отметим, что, используя импровизированный крючок, нельзя упираться ногами в стенку - крючок используется как канат.

Видео 3.2 Преодоление вертикальной стены с крюком

Групповой способ преодоления вертикальной стенки (парой, группой), иллюстрируемый фоторядом 3.3, также предполагает использование вспомогательных средств и предъявляет довольно высокие требования к технической подготовленности участников группы. Отметим важные технические детали этого способа преодоления препятствий.

Преодоление вертикальной стенки в составе группы

Видео 3.3 Преодоление вертикальной стены двойкой

Обучаемый, имеющий больший вес, подсаживается на стенку первым, затем, закрепившись на стене, он максимально свешивает одноименные руку и ногу.

Обучаемый, находящийся внизу, захватывает своей рукой свешенную вниз руку. В тот момент, когда обучаемый, находящийся наверху, начинает подтягивать его вверх, обучаемый, находящийся внизу, делает подскок, захватывает штанину свешенной ноги под коленным сгибом и затем согнутыми коленями захватывает и сжимает голеностопный сустав свешенной ноги, минимально упираясь стопами ног в стенку.

Далее, он отпускает захват «рука-рука» и захватывает ремень обучаемого, находящегося наверху и, отпустив захват штанины под коленным сгибом, цепляется за край стены. Захват голеностопного сустава коленями сменяется захватом его стопами.

Выпрямившись, уходом вправо или влево, обучаемый, находившийся внизу, выходит на стену.

§ 7.3.3. Наклонная стенка

Этот элемент «Тропы разведчика» предназначен для формирования навыков преодоления крутых склонов, бетонных, каменных откосов, наклонных скальных стенок и т.п.

Для обустройства этого этапа подбирается или изготавливается из имеющихся материалов наклонная стенка шириной 2,5 м и высотой 4,8-5,0 м. Угол наклона стенки определяется уровнем подготовленностью обучаемых.

Индивидуальный способ преодоления наклонной стенки представлен на фоторяде 3.4 и предполагает использование вспомогательных средств.

Преодоление наклонной стенки (индивидуальный способ)

Видео 3.4 Преодоление наклонной стены с крюком

Групповой способ преодоления наклонной стенки (парой, группой) также предполагает использование вспомогательных средств и предъявляет довольно высокие требования к технической подготовленности участников группы.

Отметим важные технические детали этого действия.

Обучаемый, имеющий больший вес, подсаживается на стенку первым, затем, закрепившись на стене, он максимально свешивает обе ноги.

Обучаемый, находящийся внизу, сделав короткий разбег, в прыжке захватывает ноги закрепившегося на стене товарища.

Перебирая руками по одежде верхнего, нижний захватывает и сжимает коленями его голеностопные суставы.

Ухватившись за ремень верхнего, нижний меняет захват голеностопных суставов коленями на захват стопами.

Выпрямив ноги в коленях, нижний одной рукой захватывает край стены и уходом вправо (влево), выходит на стену.

Описанный алгоритм представлен на фоторяде 3.5.

Групповой способ преодоления наклонной стенки

Видео 3.5 Преодоление наклонной стены двойкой

§ 7.3.4. Вертикальная сеть

Этот элемент «Тропы разведчика» относительно нов и предназначен для развития специальной ловкости и силовой выносливости. Для обустройства этого этапа необходима веревочная или ленточная такелажная сеть, длиной не менее 5 м, закрепленная вертикально.

При проведении занятий на сети, инструктору необходимо страховать каждого обучаемого с помощью веревки (фоторяд 3.6).

Вертикальная сеть и способ ее преодоления

Видео 3.6 Преодоление вертикальной сети

§ 7.3.5. Горизонтальная веревка

Этот элемент «Тропы разведчика» предназначен для формирования навыков преодоления каких-либо препятствий по горизонтально или наклонно натянутой веревке.

Для обустройства этого этапа необходима основная веревка диаметром 8-10 мм, минимальным усилием на разрыв 1200-1500 кгс/см, натянутая горизонтально или наклонно на высоте 2,0-2,5 м (на первом этапе обучения) между двумя вертикальными опорами с расстоянием между ними 15-17 м.

Над основной веревкой натягивается такая же вторая веревка для обеспечения страховки обучаемых.

Это препятствие может преодолеваться как снизу веревки, так и сверху. Мы рассматриваем способ, требующий минимальной затраты сил – т.е. сверху веревки.

Перед отработкой проползания по веревке обучаемым необходимо научиться выходить на веревку из положения зависания. Сделав небольшой мах ногами, подтянувшись на руках, обучаемый забрасывает левую или правую ногу на веревку и сразу после этого переводит веревку подмышку разноименной руки. Делая обратный мах висящей ногой, разноименной рукой обучаемый «запихивает веревку под себя» и выходит на веревку сверху.

Затем обучаемым необходимо научиться лежать на веревке не теряя равновесия, то есть располагать свое максимально расслабленное тело на веревке так, чтобы она проходила от начала ключичной кости через грудину к тазовой кости.

Опорные точки описанного алгоритма приведены на фоторяде 3.7.

Переползание по горизонтальной веревке осуществляется следующим образом: двумя руками тело протаскивается по веревке, при этом согнутая в коленом суставе нога с заброшенным на веревку голеностопным суставом, опираясь на веревку, осуществляет синхронный с протягиванием тела руками толчок, помогая движению. Вторая нога свободно висит, помогая сохранять равновесие.

Выход на горизонтальную веревку

Видео 3.7 Выход на горизонтальную веревку

§ 7.3.6. Горизонтальная веревка с перилами

Этот элемент «Тропы разведчика» (фоторяд 3.8) предназначен для формирования навыков преодоления каких-либо препятствий по горизонтально или наклонно натянутой веревке, в частности, в том случае, когда необходимо переправить большое количество личного состава со значительной экономией сил и времени. Для обустройства этого этапа необходима основная веревка диаметром 8-10 мм, минимальным усилием на разрыв 1200-1500 кгс/см, натянутая горизонтально или наклонно на высоте 2,0-2,5 метра (на первом этапе обучения) между двумя вертикальными опорами с расстоянием между ними 15-17 м. Над основной веревкой, на высоте, равной росту самого маленького по росту обучаемого с вытянутыми вверх руками, натягивается такая же вторая веревка для обеспечения страховки и одновременно служащая перилами.

Способ преодоления горизонтальной веревки с перилами

Видео 3.8

Видео 3.9 Преодоление горизонтальной верёвки с перилами

В ходе выполнения поставленных задач на боевых машинах приходится преодолевать как естественные препятствия (реки, болота, крутые подъемы и спуски, овраги, густой лес, гряды камней и т. п.), так и искусственные заграждения (противотанковые рвы, воронки, уступы на спусках и подъемах, надолбы, завалы и т. п.). Наиболее сложные препятствия преодолеваются, как правило, после проведения работ по устройству проходов, разрушению крутостей или с использованием средств, повышающих проходимость машин (колейные мосты, фашины и др.).

При преодолении препятствий необходимо соблюдать следующие общие правила:

к препятствиям следует подходить на максимально возможной скорости, используя скрытые подступы и естественные маски;

при подходе к препятствию командир машины должен определить наиболее надежный способ его преодоления, подать команду снизить скорость и перейти на ту передачу, которая обеспечит быстрое, без остановок и повреждения машины преодоление препятствия;

направлять машину к препятствию следует под прямым углом к препятствию, и преодолевать его без переключения передач, остановок и по возможности без поворотов;

отходить от препятствия нужно быстро; если позволяют условия, то разогнать машину и перейти на высшую передачу.

Валики и выбоины являются самыми распространенными препятствиями на военных дорогах. Направляя машину к валику, следует выбирать участок его с меньшей высотой и крутизной, с более твердым грунтом. Подходить к нему под прямым углом, не снижая скорости. С выходом машины на гребень валика нужно уменьшить подачу топлива, а как только она начнет переваливать через гребень, отпустить педаль подачи топлива. Перевалив через гребень, в момент, когда передняя часть машины коснется земли, нужно быстро включить повышенную передачу и, увеличивая подачу топлива, быстро отойти от препятствия.

Уступы и вертикальные стенки могут преодолеваться с ходу, если их высота соответствует проходимости машины. Въезд на них возможен, если высота стенки не превышает высоты зацепа (для гусеничной машины) или 1/3 диаметра колеса (для колесной машины). Съезд с уступа возможен, если высота стенки не превышает 1/3 длины гусеничной или многоосной колесной машины. Уступы и вертикальные стенки большой высоты преодолеваются с помощью колейных мостов, бревен, фашин или после разрушения их крутостей. Плавность опускания носовой и кормовой частей достигается торможением машины двигателем и тормозами.

Окопы, траншеи, рвы и другие препятствия этого типа, ширина которых не превышает 0,3 длины корпуса гусеничной или многоосной колесной машины, преодолеваются под прямым углом со скоростью, допустимой условиями местности. Препятствия этого типа шириной 0,3–0,4 длины корпуса машины могут преодолеваться на низших передачах с использованием силы инерции. При этом в момент прохождения центра тяжести машины передней стенки рва надо резко увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, для преодоления широких рвов на многоосных колесных машинах надо снизить давление воздуха в шинах до 0,15 МПа и включить все мосты.

Эскарпы, контрэскарпы и противотанковые рвы преодолеваются после разрушения крутостей, по проделанным проходам или по колейным мостам.

Воронки , встречающиеся на маршруте движения, как правило, обходятся. При невозможности обхода воронки командир должен определить ее диаметр и выбрать способ преодоления. Воронка, диаметр которой не превышает ширины колеи машины, пропускается между гусеницами (колесами). Воронки больших размеров, если по ним возможно движение, преодолеваются, как и противотанковые рвы, по проходу.

Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно-силовой выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности.

Занятия по преодолению препятствий проводятся на местности, оборудованной отдельными естественными (искусственными) препятствиями, или на специально построенных полосах препятствий в военной форме одежды.

В содержание занятий включаются: преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделений; специальные приемы и действия на сооружениях, макетах боевой техники, с грузом, индивидуально и в составе подразделений; метание гранат на точность (по условиям выполнения контрольных упражнений); контрольные упражнения на полосах препятствий.

Подготовительная часть занятия проводится с оружием и без оружия на дорожках или местности, прилегающей к полосе препятствий.

При проведении подготовительной части занятия с оружием в нее включаются строевые приемы, ходьба и бег различными способами, перебежки, переползания, действия по внезапно подаваемым сигналам и командам («К БОЮ», «В УКРЫТИЕ», «ВОЗДУХ» и т.п.), бег на 150-200 м с попутным преодолением несложных препятствий. В подготовительную часть занятия без оружия включаются: ходьба и бег различными способами, общеразвивающие и прыжково-беговые упражнения, бег с попутным преодолением несложных препятствий. Перед выполнением упражнения (приема, действия) отдается предварительное распоряжение, в котором указывается исходное положение, содержание упражнения, конечное положение, порядок выполнения, а затем исполнительная команда, например: «Исходное положение - у лабиринта, перелезть через забор силой и бегом вернуться в строй, выполнить упражнение 2 раза в быстром темпе. Рядовой Петров - ВПЕРЕД». Для выполнения упражнений потоком подается команда, например; «Экипаж (взвод), потоком, дистанция 10 шагов - ВПЕРЕД».

В основную часть занятия включаются упражнения в преодолении участков полосы препятствий или местности длиной 40-60 м с выполнением изученных приемов и действий в различном темпе, а также метание гранат на точность. Упражнения выполняются: поточно, соревновательным, групповым, круговым способами. Метание гранат производится поочередно по горизонтальным, а затем - по вертикальным целям. В каждое занятие включаются комплексная тренировка в выполнении контрольного упражнения или большей его части в сочетании с бегом до 600 м и другие комплексные упражнения. Тренировка организуется потоком в парах, группах или в составе подразделения.

На первых занятиях в процессе тренировки совершенствуются точность и быстрота выполнения приемов с постепенным усложнением условий выполнения, которое достигается: применением различных исходных положений {лежа, с колена, за укрытием, в траншее) перед разбегом для преодоления препятствий или перед метанием гранат; увеличением дистанции до препятствий и целей; преодолением препятствий в сочетании с ранее изученными приемами; изменением порядка преодоления препятствий и поражения целей. На последующих занятиях основное внимание в процессе тренировки уделяется развитию общей и скоростной выносливости. Предупреждение травматизма на занятиях по преодолению препятствий обеспечивается: вскапыванием и засыпанием опилками (песком) мест приземления при прыжках с высоких препятствий; увеличением интервалов и дистанций при проведении занятий с оружием, а также в темное время суток; выполнением метания гранат в сторону от направления бега; очисткой ото льда и снега препятствий, мест отталкивания и приземления; строгим соблюдением правил применения имитационных средств.