Постановка ш конспект. Звук Ш

Конспект

индивидуального

логопедического занятия

по постановке звука [ Ш ]

Тема:

Постановка звука [ Ш ] .

Цель:

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического слуха;

Устранение дефектного произношения звука Ш;

Развитие грамматического строя речи.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание самостоятельности.

Оборудование:

предметные картинки.

Этапы

Ход занятия:

1. Орг. момент

К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

2. Артикуляционная гимнастика

Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).

Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).

Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).


А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).

Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).

А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

3. Объявление темы занятия

Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

4. Постановка звука

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

5. Анализ артикуляции

    В каком положении находятся губы?

    В каком положении находятся зубы?

    Где находится кончик языка?

    Где находятся края языка?

    Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

6. Закрепление изолированного звука

По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

7. Развитие фонематического слуха

Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

8. Закрепление звука в слогах

Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

Давай, споём вместе с ними.

9. Закрепление звука в словах

Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

Давай назовём их….

10. Закрепление звука в предложении

Давай назовём их….

У Миши новая .

Папа едет на
.

Даша нашла .

Маша помогает
.

11.Домашнее задание

Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

В начале слова;

В середине слова;

В конце слова.

12. Итог занятия

Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

13. Оценка занятия

Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Постановка звука [ш]

Программное содержание:

1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].

2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.

3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.

Организация: индивидуальное занятие.

Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.

Ход занятия:

I. Психологический настрой на правильную речь:

Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.

Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.

II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

(«сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.

III.Объявление темы занятия:

Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].

Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.

IV. Постановка звука [ш].

а) По подражанию.

б) От артикуляционного уклада.

в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.

г) От слога са.

д) От звука р.

V. Анализ артикуляции: положение язык

Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса.См. выше.

VI. Закрепление изолированного звука [ш].

Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».

Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).

VII. Развитие фонематического слуха.

а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).

б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)

в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
(хлопки в ладоши).

г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).

д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»

VIII.Закрепление [ш] в слоге.

Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д)

IX.Закрепление [ш] в слове.

Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

X. Закрепление [ш] в предложении.

Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

XI. Домашнее задание:

нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].

XII. Итог:

какой звук отрабатывался, его анализ.

Напомним Тигренку, чтобы не забывал.

XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:

выбор настроения на экране.

Занятие окончено!

Приложение

Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны Язык ровный, свободно лежит на нижней губе
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой»
Крона состоит из веток

листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают

Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища Язык в той же позе

Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу

На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны

Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статическая

поза рук

Движения или статическая

поза языка

Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт»)
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину Руки вверх (к солнцу)

см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху

Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу
Идём по лесу дальше. . . Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Имитация ходьбы»
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку Поднять большой палец вверх.

Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны

Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой»
Через лес («топ-топ») вышли к реке Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Плавное движение широким языком вперёд — назад
Тяжело нести корзины, увидали лодку Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд
Приплыли домой Соединить пальцы «домиком» Присос — крыша домика ровная

Докшина А.А.,
учитель-логопед

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Постановка звука Ш».

Цели: - воспитание воздушной струи;

Формирование артикуляционного уклада звука Ш;

Развитие артикуляционного праксиса;

Различие названий овощей, фруктов;

Практическое образование существительных суффиксальным способом;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.

Ход занятия .

1. Организационный момент.

Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.

Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.

Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.

3. Развитие артикуляционного праксиса.

Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.

Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!

А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.

5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.

Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты - в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.

Давай поиграем в игру «Большой - маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку овощей.

7. Итог, оценка деятельности.

Чему ты сегодня научился? Ты меня очень порадовал на занятии!

В современном мире увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Проблемы в процессе развития речи могут возникнуть у любого ребенка. Но запущенность хотя бы одного звукового произношения влечет за собой риск появления больших логопедических проблем.

Поэтому постановка всех звуков ребенку совершается, начиная с первичного выявления причин нарушения произношения «Р», «С», «Ш», «З» и других.

Формирование звукового произношения начинается с первых месяцев жизни. Первые звуки возникают непроизвольно, обычно они самые простые в произношении («а», «о», «у»). До 3-х лет замена звуков, искажения в их произношении считается возрастной нормой. К 5-ти годам активно формируется полноценный фонематический ряд.

Если к 5 годам у ребенка не получается правильно произносить «ш», необходимо помочь ему с произношением звука артикуляционной гимнастикой и другими методами.

Постановка звука «Ш» возникает между третьим и пятым годом жизни. Первое время произношение ребенка страдает, звук получается нечетким. Иногда дети используют свистящий С вместо шипящего.

Наиболее распространены такие причины отставания в этапах речевого произношения: неправильное развитие речевого аппарата (проблемы с прикусом или уздечкой языка); малоподвижная нижняя челюсть.

Чтобы приступить к правильному формированию звукопроизношения, сперва необходимо разобраться в звуках, которые ребенку трудно произносить, в чем заключается трудность. Первой в обязательном порядке проверяется группа шипящих, свистящих и сонорных. Для корректной проверки нужно попросить ребенка рассказать стихотворение, историю, сказку.

Использовать можно специальные карточки с изображениями на букву, которую необходимо проверить.

Нарушение твердой согласной чаще всего сопровождается неправильным произношением мягкой. При этом проверяется произношение звука отдельно от слова. Если в таком виде ребенок правильно произносит звук, тогда заниматься нужно путем повторения фраз и слов. Когда понятно, что звук искажается, необходимо начинать работу по его постановке.

Причины отсутствия правильного «Ш»

Если речь идёт о здоровом ребенке с нормальным слухом и сохранным интеллектом, выделяют следующие причины искаженного звукопроизношения:

  • Неправильное речевое дыхание. При проблемах с дыханием речь ребенка остается тихой, запинается на каждом слове, конец предложения проглатывается из-за нехватки воздуха. Такой же процесс наблюдается в звукопроизношении, многие звуки искажаются из-за затрудненности речевого дыхания. Заметить трудности можно, когда выход при разговоре резкий, через нос. Также ребенок может добирать воздух, чтобы закончить предложение маленькими вдохами. Заниматься можно в домашних условиях. При ежедневной практике, которая будет длиться не более пяти минут, результаты проявятся в течение месяца, что значительно ускорит процесс постановки звука.
  • Проблема в речевом слухе. Благодаря фонематическому слуху появляется возможность отличить созвучные слова. Проявляется отклонение, когда ребенок не замечает различия в своем произношении от других людей. Нарушение речевого слуха приводит к трудностям в обучении письму, чтению. В некоторых случая развивается дислексия. Формированием речевого слуха следует заниматься с момента беременности, когда у плода начинают формироваться слуховые рецепторы. Фонематический слух развивается к четырем годам, поэтому если после этого возрастного периода ребенок всё ещё неправильно произносит звуки, не согласовывает окончания в словах - это повод обратится к специалисту. Комплексное обследование, картина анамнеза помогут точнее определиться с направлением корректирования нарушения.
  • Плохое развитие артикуляционного аппарата. Качество звукопроизношения зависит от функционирования речевого аппарата и отдельной работой органов ротовой полости. Звуки образовываются в полости рта, поэтому правильное расположение органов, которые отвечают за речь играет важную роль для звукопроизношения. Неправильное строение может заключаться в неправильном прикусе, строении неба, формировании зубов. Всё это приводит к образованию смазанной речи, нечеткому произношению слов, звуков. Для точного звукопроизношения необходимо развивать двигательную активность языка, подвижность губ (улыбка, округление), фиксированность нижней челюсти.
  • Индивидуальное строение уздечки. У всех людей разная длина подъязычной уздечки. Проблемы с правильной постановкой звуков могут возникнуть если родители замечают, что ребенок не достает языком до верхнего неба, кончик языка не высовывается, ребенок не может издать цокающий звук. Короткая уздечка препятствует возникновению сосательного рефлекса, формирует неправильный прикус. Исправить возникнувшую проблему можно с помощью логопеда, стоматолога. Операция по подрезанию уздечки требуется детям, у которых проявляется уплотнение или прикрепление фактически к кончику языка. В случаях, когда проблемы строения не выявлены - предлагают разрабатывать связку специальными упражнениями, массажем. Обычно выявление проблем происходит при осмотрах новорождённых, которым сразу в роддоме могут подрезать уздечку.

Артикуляционная гимнастика

Согласный звук «Ш» не имеет парного мягкого, по своей природе он глухой, твердый. При произношении речевой аппарат выстраивается особым образом:

  • губы немного выдвигаются вперед;
  • кончик языка не касается неба при подъеме;
  • сам язык по форме похож на ковш, не выпуская по бокам выдыхаемый воздух;
  • между связками есть пространство, струя воздуха ощущается теплой при подставленной руке.

Постановка звука Ш ребенку поэтапно заключается в формировании правильного артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика служит для вырабатывания правильного расположения органов с последующим звукопроизношением шипящих. Проводится методика по несколько раз каждый день, продолжительностью в пять-шесть минут. Подбор упражнения стоит начинать от простых к более усложненным.

Проводить с дошкольниками, младшими школьниками лучше в игровой форме, которая является основной деятельностью в этом возрасте. Так ребенок не потеряет интерес, мотивированность. Упражнения на закрепление стоит разбавлять новыми после того, как наладится выполнение первых.

Тренироваться начинают, используя зеркало, чтобы ребенок видел не только взрослого и его артикуляцию, но и свои ошибки, успехи. Родитель или специалист при проведении специальных упражнений старается только контролировать процесс выполнения.

Подкреплять результаты важно позитивной оценкой любых действий. Улучшение эмоционального фона приводит к старательности выполнения гимнастики.

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику . Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

Упражнения постановки от звука Т

При наличии межзубного сигматизма ребенку поэтапно ставят шипящий от звука Т. Предварительно учат дотрагиваться кончиком языка верхних зубов, немного выходя за них. Таким образом начинается отработка звука Т.

Ребенку предлагается несколько раз в замедленном ритме произносить мягкую Т, прикасаясь кончиком языка к корням верхних зубов. Затем, удлиняя выдыхаемый воздух, не прикасаясь к зубам вырабатывается звук Ш.

Упражнения постановки от звука Р

В случаях, когда у ребенка нормальное произношение звука Р - постановка звука «Ш» производится от него. Упражнение производят совместно с ребенком перед зеркалом. Произносить звук Р необходимо шепотом, поэтапно убирая напор воздуха при выдохе до прекращения вибрации. После появления легкого шипения звук Ш будет становиться без произнесения Р.

Упражнения постановки от звука А, Э, Ы

Когда возникает проблема постановки звука Ш от согласных звуков рекомендуют использовать гласные. Такой прием трудно использовать дома, потому что он требует наличие навыков управления логопедическим зондом. Ребенок произносит гласные звуки, специальным инструментом поднимают язык к нёбу.

Постановка звука «ШЬ»

Звук «Щ» — глухой, мягкий в произношении, описывается в некоторых случаях как ШЬ.

Артикуляция звука «Щ»: кончик языка необходимо поднять к альвеолам при этом прижимать боковые края языка к верхним зубам. Мышцы должны быть в напряжении. При выдохе давить кончиком языка на нёбо. Губы принимают округленную форму. Расстояние между зубами должно быть не больше пяти миллиметров.

Поднеся руку ко рту, на выдохе можно почувствовать струю теплого воздуха. Вибрация отсутствует, потому что звук глухой. Постановка звука ШЬ происходит после нормализации произношения Ш. Звук ШЬ в отличие от Ш произносится более тянущимся, напряженным. Язык при произношении давит на нёбо.

«Щ» может самостоятельно возникать после постановки всех шипящих звуков. Если этого не произошло - используют специальные логопедические приёмы. Начинать следует с упражнений на подражание. В таком случае ребенку предлагаются игровые приемы (представить шипящую змею, маленький паровозик).

Обязательно использование тактильных приемов для проверки правильной артикуляции.

При возникновении правильного звукопроизношения Ш ребенку предлагают длительно, растягивая улыбку и проталкивая язык вперед, произносит звук до появления Щ.

Автоматизация звука [ш] в слогах

Закрепление звука в слогах, словах, предложениях необходимо проводить в форме полноценного занятия или домашнего задания. Для того, чтобы ребенок активно включился в процесс занятия, оно должно происходить в игровой форме.

Необходимо заранее подготовить оборудование, которое будет использоваться. Это могут быть игрушки, рисунки под звук, методические разработки, логопедические инструменты.

Мимическая гимнастика

Занятия начинают с особой артикуляционной гимнастики, которая подготовит речевой аппарат к проведению упражнений, расслабит мышцы лица.

Мимическая гимнастика включает в себя следующие упражнения:

  1. Двигать губами вправо-влево, разминая лицевую мускулатуру. Выполнить пять раз в одну и другую сторону, отдохнуть, повторить ещё четыре раза.
  2. Попеременно надувать щеки, повторяя упражнение пять раз с недолгим отдыхом.
  3. Хмурить брови, надувать губы делая обиженное, капризное лицо. Практиковать злое выражение лица поджимая губы. Делать удивленное выражение поднимая брови вверх. Повторять каждое упражнение четыре-пять раз.
  4. Быстрое моргание чередовать со спокойным, расслабленным открыванием-закрыванием глаз.
  5. Обводить контур губ языком, словно облизывая остатки варенья, мороженного на лице.
  6. Корчить рожи, делать смешное выражение лица, складывать губы «уточкой».

Каждое упражнение можно сопровождать стихотворной рифмой, занимательным рассказом. Таким образом ребенок будет не только развивать мимику, но и тренировать речь, память.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука Ш на вдохе

Постановка звука Ш ребенку поэтапно может совершаться при помощи дыхательных упражнений.

Наиболее удачной оказывается звукопроизношение через Т. Для начала необходимо попросить ребенка длительно произносить звук Т прикасаясь кончиком языка к внутренней стороне верхних зубов. Звук должен выдавать струю воздуха, которая ощутима при поднесении ладони ко рту. Затем необходимо выдохнуть воздух, и на коротком вздохе произнести звук Т.

Ребенок должен втягивать в себя воздух, не используя при этом гортань. Необходимо втягивать в себя воздух до тех пор, пока язык плотно не ляжет на альвеолы. Звук должен получатся похожий на шорох, который вместе с тем пускает холодок на полость верхних зубов.

После того, как шорох будет слышаться важно после втягивания выталкивать воздух со звуком обратно. На этом этапе должен получится мягкий Ш.

Постановку необходимо выполнять осторожно с небольшими отдыхами, чтобы избежать гипервентиляции, которая может привести к головокружению.

Постановка с механической помощью

Для постановки некоторых звуков используют специальные логопедические инструменты, которые помогают управлять движением языка, губ.

Механическую постановку можно совершать от звука С. При длительном произношении специальным зондом в виде шпателя поднимают язык ребенка к верхним зубам, отодвигая немного назад. После получения звука Ш стоит пробовать произносить без помощи инструментов.

Возможно воздействие при произнесении звука Р. Для этого ребенок должен без голоса, растягивая, произносить звук Р. Кончиком инструмента необходимо приостановить вибрацию под языком до появления шипения. Спустя некоторое количество повторов шипение будет возникать непроизвольно.

Закрепляем произношение

Упражнения для автоматизации звука «Ш»

Упражнение на добавление окончаний со звуком «Ш»:

Заменить первый звук на Ш: тапки – шапки, губы – шубы, мыло – шило, пар – шар.

Образовать уменьшительно-ласкательное слово: зима – зимушка, тётя – тетушка, хозяйка – хозяюшка, хлеб – хлебушек, пятно – пятнышко.

Упражнения для улучшения речевого слуха:

  1. Угадай животное. Необходим магнитофон с записями звуков различных животных. Ребенку необходимо дифференцировать и назвать животное.
  1. Пальчиковая игра «Погодные явления» . Тому, кто проводит игру, необходимо называть одно из явлений, ребенок должен стучать по столу. Например, изображая гром ребенку необходимо кулаками стучать по столу. Молнию изображать легкими ударами пальцев, произнося при этом продолжительный звук Ш.

Как способствовать развитию речи у детей


Постановка правильного произношения всех звуков, в т. звука «Ш» ребенку совершается поэтапно для развития правильной речи. Помочь в этом может не только логопед, но и ежедневные самостоятельные занятия, которые можно превратить в игру, чтобы малыш шел на контакт более активно.

Видео о постановке звука «Ш» ребенку

Как поставить звук Ш ребёнку за 1 минуту: