Паровоз своими руками с железной дорогой. Железнодорожный путь

На тему о том написано немало статей, но я решил написать свою и ниже я поясню почему…

Скажу сразу, у меня до недавнего времени не было опыта по постройке макета железной дороги. Поиск необходимой информации на просторах интернета дал мало. Одни статьи «обходили азы» и сразу «перепрыгивали на сложности» такие как: «а теперь будем делать горы».., или же предлагаемые макеты были сверхсложными: сразу же предлагалось овладеть программой Autocad. В других статьях акцент был сделан на какие-то пустяки вроде: «Вам понадобится молоток… «, вот и вся ценная информация. Все найденные статьи не соответствовали нашим целям и задачам. Пришлось самому все очно спрашивать и выпытывать в магазинах и конечно же у любителей.

Семейная традиция

Вернемся на 12 лет назад. На фото внизу, в Питерской коммуналке я играю с сыном Алешей в железную дорогу, которую мне подарил мой отец много-много лет назад, когда я еще учился в начальной школе!

Да, ничего не скажешь, качество и надежность PIKO было проверено временем. Ведь почти каждые выходные мы с сыном собирали-разбирали-конструировали… А когда наша семья переезжала в очередной раз, то каждый раз коробка с подарком моего отца стояла первая в списке вещей для переезда. Только нам пришлось ее оставить… и опять же у моего отца в деревне, она цела и по сей день!

Цели и задачи нашего будущего макета

Основная цель: психомоторное развитие ребенка.

Поэтому копийность , красота (да такая чтобы руками нельзя было трогать) и излишняя сложность отходят на второй план. Но это не значит, что мы должны сделать «простой круг» и «тупо гонять» по этому кругу паровозик… Другими словами, нужно сделать макет максимально функциональным и интересным для ребенка.

Наши задачи :

  • развитие мелкой моторики : сцепление и расцепление вагонов, загрузка и разгрузка, строительство разных объектов на самом макете и много других мелких операций;
  • развитие мышления и решение задач: это что-то вроде головоломки, например нужно убрать из середины состава какой-либо вагон (не просто руками конечно, а маневрами) и оставить его на запасных путях (чтобы не мешал) или на загрузку-разгрузку. Кажется элементарно, но поверьте, такая задача иногда и взрослого может немного «напрячь»;
  • взаимодействие ребенка с другими играющими : например ребенок управляет поездом, останавливает поезд и просит другого игрока переключить стрелку. Или ребенок подгоняет поезд точно к место загрузки, ждет пока другой игрок загрузит вагон и потом транспортирует этот груз;
  • получение знаний : дать понятие о различных видах транспорта и о их взаимодействии. Транспортировка разных грузов (для людей мы будем использовать пассажирский вагон, для крупногабаритных грузов — платформу итд). «Комбинированная» транспортировка, например мы будем что-то грузить в контейнер (прямо внутрь этого контейнера), далее перевозить сам контейнер и затем разгружать его на месте прибытия.

Этот список конечно можно бесконечно продолжать…

Основа

Очень коротко поговорим об основе: рельсах, локомотиве, вагонах и блоке питания.

Самым распространенным и удобным масштабом является H0 или 1:87 (∼ 90-95% всех железнодорожных моделей). Имейте ввиду, что его могут писать как буква «H» и ноль (более правильно), но также, как буква «H» и буква «О». Ширина колеи составляет 16,5 мм. Запомните, масштаб «H0 » [«аш ноль» или «эйч ноль»] — ищите, спрашивайте, покупайте только этот масштаб!

Есть еще одна деталь. Как Вы знаете, есть рельсы прямые, а есть и изогнутые. Так вот, эта «степень кривизны» измеряется радиусом. Т.е. если мы соберем из изогнутых рельсов круг, то мы можем измерить радиус. Если Вы планируете использовать только маленький двухосный локомотив, то никаких проблем нет. Но если Вы будете использовать большой шестиосный (две тележки по три оси), то он не сможет проехать при маленьком радиусе . Это все равно что грузовик с длинным прицепом не может проехать по дороге с резкими поворотами. Не буду забивать Вам этим голову, т.к. у разных изготовителей может быть разная маркировка «кривизны». Надо просто об этом помнить.

Хорошо если Вы приобрели готовый набор, и из него можно собрать не просто «круг» или «ов ал», и в нем есть стрелки, тупики… А как быть, если нужно собрать самому с нуля? Для начала Вам нужно решить какой будет размер макета (см ниже). После чего нужно сделать на бумаге его набросок. А потом чертеж можно сделать в натуральную величину. И если у вас есть уже рельсы, собираете их прямо на чертеже и обрисовываете. С этой огромной «картинкой» уже можно ходить и выбирать недостающие рельсы, просто прикладывая их к чертежу! Кстати, сейчас в продаже есть гибкие рельсы, гнете как хотите, т.е. можно одну такую положить вместо 4-6 обычных и самое главное, что эта длинная рельса может быть по Вашему желанию как прямой, так и изогнутой, точно повторяя все Ваши фантазии на чертеже!

Самой простой и более дешевой является аналоговая модель железной дороги. Тут все просто: по рельсам пускаем ток (на одной рельсе минус, на другой плюс) и локомотив едет, т.к. в нем электрический двигатель. Прекратили подачу тока — локомотив остановился, поменяли полярность — локомотив поехал в другую сторону. С недавнего времени появилось цифровое управление . В этом случае рельсы все время находятся под током, но особенностью является то, что локомотиву отправляется команда (по тем же рельсам), чтобы например включился двигатель, или свет итп. Каждому локомотиву присваиваться свой уникальный код. Если стоят два локомотива (даже рядом), то можно управлять одним из них, другой не будет реагировать на эти команды. Другими словами, можно управлять независимо разными составами. Такая система намного сложней и ее стоимость на порядок выше.
Для наших целей и задач простого, старого и надежного аналогового управления с недорогим блоком питания более чем достаточно.

Где купить

На многих сайтах, описывающих постройку макета, предлагают сразу купить стартовый набор. Если у Вас «денег куры не клюют» и Вам лень что-то делать своими руками, то это не проблема (вместо Вас всё сделают, и кстати… что Вы тут забыли?). Нужно иметь ввиду, что ребенок может что-то сломать в процессе игры. Другими словами, макет не должен быть «дешевкой», но и не должен быть чрезмерно дорогим, чтобы ребенок на него мог только смотреть. Кроме этого, нам не нужны только одинаковые вагоны, нам нужно разнообразие: платформа, вагон в котором открывается дверь (для загрузки), пассажирский вагон, какая-нибудь цистерна итд. Поэтому для старта, я бы посоветовал поискать б/у наборы, а уже дополнять их по необходимости как новыми объектами так и б/у. На самом деле такие наборы «валяются» у многих . В Монреале, где мы живем, их можно купить на Marché aux puces . Там я купил стартовый набор всего за 20 долларов при обычной цене — 100 CAD! Здесь я также видел много хороших предложений: kijiji.ca. Но будьте осторожны, часто необоснованно заламывают цены! Очень хорошие цены в магазине Udisco. Также можно покупать через интернет, например по ebay.com , но это в основном для дополнения. Кстати, когда жили в Санкт-Петербурге, очень много чего я видел на рынке Юнона.

Макет железной дороги своими руками

Можно играть на полу, но сама сборка железной дороги будет занимать от 30 — 40 минут, после этого Вам уже не останется сил на саму игру с ребенком. Потом постоянно будут где-то разъединяются рельсы, при этом вагоны будут сходить с них.. Нужно будет бесконечно ставить все обратно! Также будет часто терятся контакт, нужно будет искать где же не контачит. Ребенок будет ходить, наступать на рельсы, сметать построенные им объекты или даже может наступить на состав… А вот Вы все это время будете ползать на четвереньках (как я на фото вверху). Я через это уже прошел и меня это «доконало»…

Размер макета

К параметрам макета требования были следующими:

  • чтобы мог легко проноситься в дверь,
  • чтобы можно было ставить к стене (когда не играем),
  • чтобы во время игры можно было ходить вокруг макета,
  • чтобы макет был максимально большим,
  • чтобы ребенок мог спокойно играть «как на столе»,
  • чтобы мы, взрослые, не ползали на четвереньках и чтобы не надо было записываться к массажисту после таких игр.

Итак, мы с измерили пару комнат где планировалось играть в железную дорогу, прикинули и пришли к выводу, что размер приблизительно 1,5х2 метра подойдет. Чтобы не усложнять конструкцию макета, пока решили во время игры просто ставить его на четыре табуретки.

Начнем строительство

Я купил 8 мм фанеру. Проверяя еще раз, собрал на ней все рельсы и отпилил до нужных размеров.


На фото внизу Вы видите как собрана будущая железная дорога. Таким же образом я собирал рельсы на фанере перед тем как придать ей нужный размер. Железную дорогу надо сделать как можно насыщенной и интересной (по возможности), а не просто «круг» или «овал». Запланируйте различные ответвления, запасные пути. Конечно хочется, чтобы «железной дороги было больше», но по краям нужно оставить некоторое расстояние, чтобы локомотив или вагоны не падали на пол при схождении с рельс. Кроме того, ребенку легче что-то конструировать и играть на краю макета, он там может строить разные объекты, там может быть дорога итд.


Такая большая фанера будет деформироваться как за счет своей силы тяжести, так и за счет того, что ребенок будет опираться на нее во время игры. А при деформации фанеры будут деформироваться рельсы. В связи с этим с обратной стороны нужно сделать усиление. Кстати, это усиление также поможет защитить провода, если Вы захотите поставить какие либо дополнительные электрические объекты (как светофоры, огни или сделать стрелки чтобы они переключались дистанционно).


Я долго думал, чем покрыть весь этом макет. Сначала хотел просто покрасить краской, но выглядело бы это не очень красиво. Сами профессионалы, которые строят сложные макеты железной дороги, покрывают все клеем ПВА, а сверху сыпят специальную «траву». Но я остановился на специальном виниловом мате (Woodland scenics), который увидел в магазине. Не думаю что это идеал, возможно даже что лучше подойдет какая-нибудь ткань, НО имейте ввиду, что эта ткань не должна накапливать статическое электричество!


Меня заверили, что этот мат хорошо клеится и посоветовали определенный клей. Видя перед собой продавца преклонных лет, с серьезно-профессиональным выражением лица, я конечно же ему поверил. «Крутой» научный клей оказался в нашем понимании простым ПВА! И как потом оказалось, пластик нормально не приклеился. Так что будьте осторожны, перепроверяйте советы, даже если они даются с серьезным видом 🙂

Я дополнительно прибил скобками край мата к рейкам. Кроме этого, мат будет удерживаться рельсами, т.к. мы укладываем рельсы на мат и прибиваем их через него к фанере.

Сейчас рассмотрим как мы будем укладывать рельсы, почему-то этот важный момент все игнорируют . Можно рельсы сразу прибить на макет, но при этом может усиливаться вибрация от поезда, тем более у нас фанера, которая не будет ее эффективно гасить и легкие вагоны могут сходить с рельс. Поэтому под рельсы подкладывают этакую подстилку в виде насыпи. Эту «подложку под рельсы» называют балластом. Кстати, я сначала думал что это исключительно для красоты, пока мне не объяснили. Балласт часто делают из пробки, в моем случае балласт состоял из двух половинок, что облегчило задачу. Сначала мы собираем все рельсы на макете, как положено соединяя их контактными клеммами. Стараемся чтобы стыки были как можно незаметней. И потом насаживаем их специальными гвоздиками через специальные отверстия в шпалах (см фото внизу).

Затем мы приподнимаем рельсы, как на фото внизу…

И подсовываем балласт под рельсы. Далее мы наносим ПВА на макет (но не на рельсы) где будет балласт и аккуратно укладываем его шаг за шагом, повторяя конфигурацию полотна. И пришпиливаем его булавками. Осторожней с клеем, у меня он попал на стрелку, пришлось ее очень долго переключать, чтобы не заклеилась! 🙂

Далее также важный момент. Уложив какой либо участок, мы придавливаем аккуратно (!!!) рельсами и забиваем гвоздик. ОЧЕНЬ ВАЖНО: шляпка гвоздика не должна быть плотно прижата к шпале! Между шляпкой гвоздика и шпалой должно быть очень маленькое расстояние, приблизительно с толщину ватмана или плотной бумаги.

В следующей статье мы покажем Вам этот макет в игре и расскажем о дальнейших планах.

  1. PIKO — немецкая компания, выпускающая все для железнодорожного моделизма, была организована еще в ГДР и остается до сих пор одной из ведущих в мире.
  2. «Копийность» — термин … Многие люди делают макеты железных дорог очень похожими на их прототип, т.е. копию. При этом собирают составы так, чтобы локомотив и вагоны подходили друг к другу по времени использования, месту использования…
  3. Помните, что дети могут играть между собой (или со взрослыми), начиная где-то с четырех лет, имеется ввиду взаимодействие, например один ребенок «подъехал» на машине, подождал, пока другой ее загрузил и «поехал» дальше. До этого они играют «параллельно», можно выразиться так: «в одной песочнице, но не друг с другом».

Тут расказано о базовом макете железной дороги HO.
Мы сделали новый макет. Продолжение темы .

Колеса всего железнодорожного состава должны быть одинаковые. Их можно выточить на токарном станке, каждое в отдельности. Десять вагонов, считая по восемь колес на вагон, заставят выточить 80 одинаковых колес! И в каждом надо еще обработать по шесть спиц, - работа получается грандиозная и очень кропотливая. Поэтому, особенно, если подвижной состав не ограничивать всего десятью вагонами (что очень мало для хорошей модели), колеса следует отливать.

Их можно отливать из свинца или его сплавов (гарта) или из цинка. Если делать колеса сплошными, без спиц, форма делается очень просто на токарном станке. Вырезается шаблон по размерам колеса и по нему вытачивается из мягкого железа или чугуна или даже из алюминия (если лить будем из свинца) формочка по рисунку 55. В центре формы просверливается отверстие по диаметру оси для закладки оси в форму перед литьем. Расплавленный металл вливается ложкой (рис. 56). Затем ось с одним отлитым колесом переворачивается, в отверстие формы вставляется другой ее конец, после чего выливается второе колесо: готовый скат снимается с формы. Чтобы колеса с оси не спадали, в тех местах, где она соприкасается с металлом, надо сделать две зубильные зарубки или подпилить слегка напильником.

Если форма сделана из металла и прогрета перед отливкой, колеса получаются из свинца и цинка очень точными и не требуют дальнейшей обработки на станке.

Для колес со спицами при наличии токарного станка надо изготовить более сложную форму. Затрата времени на ее изготовление вполне окупится результатом: точность колеса, его чистый вид и возможность очень простой и массовой отливки заставляют посвятить время на изготовление хорошей формы. Тысяча колес, которые можно в ней быстро отлить, с лихвой окупят затраты: выпиливание спиц в каждом колесе отдельно займет гораздо больше времени.

Форма состоит из четырех точеных частей. Разрез ее показан на рисунке 57. Сперва точится заготовка b: верхний ее конец должен точно соответствовать внутреннему ободу колеса. Затем кожух а, в притирку садящийся на цилиндрическую часть корпуса b так, что в верхней части образуется пустота для отливки обода колеса (рис. 58). На верхнюю часть и сажается литниковая часть с (рис. 59), имеющая выточку для осевой втулки d и четыре отверстия: два для литья воронкой и два для выхода воздуха. В части d (рис. 60) верхнюю шейку тщательно полируют, так как она после отливки колеса вынимается из него. Чтобы во время литья осевая втулка не выпадала, на ней имеется внизу заточка, которая и удерживается специальным крючком (рис. 61 и 57).


Заготовка b обрабатывается на фрезерном станке или на шеппинге или вручную так, что получаются прорези для спиц, как это видно на рисунке 62. Это делается после тщательной разметки и очень аккуратно: спицы колеса должны быть строго одинаковы, иначе колесо и весь скат будут неравномерно вращаться и колеса выйдут неизящными и некрасивыми.

Литье производится через один из литников, когда вся форма собрана и прогрета. Приливы от литья, находящиеся на тыльной стороне, легко устраняются и колесо после простой обработки напильником оказывается вполне готовым к сборке.

Такая форма, повторяем, необходима для массовой отливки колес всего подвижного состава модели. Для паровоза, где колеса большего размера и другой конструкции, а колеса тележки меньшего диаметра, придется изготовить специальные формы из дерева или гипса: паровозных колес нужно будет гораздо меньше, чем вагонных.

Рельсы

Рельсы для моделей можно изготовить различными способами. Мы рассмотрим два из них. Один, приблизительно тот, который употребляется при фабричном изготовлении жестяных рельсов для игрушечных железных дорог. Это - рельсы из полосок жести. В сечении они приобретают форму, как на рисунке 63, на котором видно, сколько загибов имеет полоска жести. В последнее время в Германии сконструированы прессы, за один удар выпускающие готовый прямой рельс, образующий и головку и все семь загибов. Полуфабрикат таких рельсов можно изготовлять протаской, приготовив две плашки (рис. 64), между которыми полоска жести протаскивается. Можно изготовить рельсы без двойной загибки на подошве, как на рисунке 63 справа. Рельсы с последним упрощением при тщательном их креплении на шпалах вполне прочны, а протяжка и окончательная сгибка их значительно упрощаются.

По получении заготовки окончательное оформление рельса делается при помощи клещей (рис. 65) или двух железных линеек, которые зажимают шейку рельса в тисках по всей его длине. На этих линейках при помощи молотка прижимаются обратные загибки пятки, и рельс выправляется.

Жестяные рельсы соединяются друг с другом при помощи кусочков несколько заостренных проволок, на которых сделаны зубильные зарубки. Эти зарубки, после того как проволоки вставлены в головку рельса, дают возможность тем же зубилом укрепить проволоку в рельсе (рис. 66). При этом такое острие в правом рельсе будет входить в соседнее звено правого же рельса, а в последнем звене соединительная проволочка будет в левом рельсе. Таким образом, звенья рельсов очень прочно сцепляются друг с другом.

Рельсы из жести неудобны, однако, в том отношении, что криволинейные участки невозможно получить без специальной машины, так называемой «зиг-машины», зиговки. Она, правда, очень проста и представляет собой два или четыре ряда роликов, между которыми протягивается готовый рельс, отчего он получает нужную кривизну, но изготовлять такую машину имеет смысл только при массовой заготовке рельсов. Не так уж их много нужно для модели. Поэтому надо рекомендовать готовить рельсы из железной проволоки подходящего диаметра. Делать нужные закругления по деревянному выпиленному заранее из крепкого дерева (дуб - лучше всего) шаблону не представляет большого труда. Шаблон - заштрихованная часть (рис. 67) - вырезывается из деревянной дощечки по ширине колеи, по длине закругления и по радиусу его (пунктир). Вдоль ребер шаблона обиваются прямые заготовки рельсов легкими ударами деревянного молотка.

Проволока нарезается кусками и тщательно рихтуется (выправляется) деревянным молотком на доске. Лучше всего тут же очистить все куски шкуркой. Затем отрезки загибаются по кривой, вычерченной заранее и вычисленной, сколько и каких закруглений необходимо. По шаблонам, выпиленным из дерева, эти закругления заготовляются в нужном количестве.

Крепить проволоки можно несколькими путями. Один из них - изготовление жестяных подошв по рисунку 68. При этом можно делать полную подошву А из двух частей; Б без загибок для подошвы, без загибок для поддержки проволоки В и, наконец, Г на одном угольничке. Все способы вполне приемлемы. Для прямых отрезков пути, когда рельс прямой, жестяной угольничек, служащий шейкой и подошвой, делается во всю длину рельса, на закруглениях он составляется из кусков или подошва, опирающаяся на шпалу, подрезается в нескольких местах или вырезается до шейки маленькими угольничками, чтобы иметь возможность рельс закруглить. По всей длине проволочный рельс аккуратно припаян к жестяной шейке.

Можно употребить более упрощенный способ изготовления рельса - без шейки и подошвы. Отрезок такой пары рельсов изображен на рисунке 69. Здесь к проволоке припаяны маленькие прямоугольные нарезные кусочки жести, слегка загнутые с одного конца вверх (рис. 70). Еще лучше наштамповать жестяные подкладки по рисунку 71, где под проволоку сделано вогнутое ложе: оно плотнее держит рельс, несколько приподнимает его над шпалой и легче (с двух сторон) паяется. По два отверстия в каждой жестяночке дают возможность рельс прибивать к шпале.


Крепить рельсы на шпалах можно многими путями и шпалы можно изготовлять и жестяные и деревянные; жестяные легче по весу. Если путь приходится часто складывать и убирать, то звенья рельсов и шпалы следует делать целиком из жести. В этом случае последние сгибаются в два сгиба и выглядят, как на рисунке 72. До сгиба в каждой шпале прорубаются прорези, которые дают возможность крепить рельс к шпале, если он также целиком жестяной. При прорубке прорезей в шпале необходимо их разметить аккуратно таким образом, чтобы ширина колеи всюду строго соблюдалась. К жестяным шпалам проволочные рельсы можно крепить и непосредственно пайкой без подошв. Если же шпалы сделаны из дерева, рельс крепится или так, как это изображено на рисунке 73, или гвоздиками к шпалам. Но так как сравнительно тяжелая шпала может оторвать пайку, лучше рельсы крепить к специальным продолинам, а их уже к шпалам (рис. 69).

При этой конструкции пути отдельные звенья рельсов крепятся очень удобно - шпильками на шпале (видны на рис. 69); жестяные шпалы скрепляются особыми скобочками (рис. 74).

Прежде чем крепить рельсы на шпалах, надо приготовить шаблон для проверки ширины колеи. Такой шаблончик из железа изображен на рисунке 75. Он согнут в два сгиба, на которых круглым напильником вырезаны лунки; центры лунок находятся на расстоянии точной ширины колеи. При пайке или креплении рельсов на них накладывается шаблон, чтобы рельсы легли в лунки; этот прием будет гарантировать правильность и точность колеи.


Закругление пути требует еще одного устройства: некоторого подъема внешнего рельса над внутренним. Рисунки 76 и 77 объясняют причину, почему это необходимо. На прямом пути на состав действуют только две силы: тяговая - вперед и вес - вниз. На закруглении возникает горизонтальная сила, стремящаяся вытолкнуть вагон с рельсов. Слагающая этих сил диагональ а, если оба рельса находятся на одном уровне, выходит за рельсы и может опрокинуть на закруглении весь состав, как видно из рисунка 76. Чтобы этого не произошло, внешний рельс поднимают относительно левого и слагающая остается внутри рельсов (рис. 77), т. е. состав предохранен от падения. Это необходимо делать и в нашей модели, приподняв внешний рельс подкладкой из отрезка картона или жести на величину а, зависящую от кривизны поворота. Эта величина в моделях с колеей в 45 миллиметров колеблется от 1 до 3 миллиметров (рис. 78).

Стрелки

Железнодорожный путь может пересекаться с другим путем под прямым углом, под любым косым и, наконец, пути могут сливаться. Во всех этих случаях на путях устраиваются особые приспособления. Рассмотрим сперва случай пересечения дорог под прямым углом. Каждый рельс спаивается в этом случае под этим углом на квадратной жестяночке, как указано на рисунке 79, причем место соединения рельса спиливается напильником под тем же углом. Четыре таких угла напаиваются на квадратную жестянку, а между углами припаиваются отрезки такой длины, чтобы зазоры между отрезками и углами были достаточны для прохода ребер колес (рис. 80).

Когда обе пары рельсов спаяны, к ним припаиваются жестянки. Между рельсами согласно рисунку 84 впаиваются четыре контррельса с короткими концами (7, 2, 3, 4) и длинными (5, 6, 7,8). Короткие части этих контррельсов служат для плавного перехода колес через пересекаемый путь. Длинная часть служит для направления колес, чтобы они не сошли с рельсов при переходе через промежуток между рельсами.

Для перевода состава на другой путь нужно построить специальное приспособление - стрелочный перевод или стрелку.

Стрелка имеет подвижную часть из двух согнутых и срезанных с одного конца рельсов.

Как проходит поездной состав через стрелку?

На рисунках 85 и 86 схематически изображена стрелка настоящей железной дороги с одной парой колес (скат).

Колеса движутся от нижнего края (рис. 85) вверх и могут пойти в зависимости от положения стрелки по главному пути или по боковому влево. Стрелка АВН передвигается так, что хвост стрелки Н может примыкать то к одной стороне основного пути, то к другой.

На рисунке 85 левый срезанный на-нет конец рельса (стрелочное перо) стрелки примкнут к левому рельсу главного пути; при этом правый конец стрелки отодвинут от правого рельса. Левое колесо, катясь вперед, перейдет на левый конец рельса стрелки, с него к точке А пойдет по левому рельсу, таким образом оба колеса пойдут автоматически по главному пути вперед.

На рисунке 86 правый рельс стрелки примыкает к правому рельсу главного пути; правое колесо по правому рельсу стрелки перейдет на боковой левый путь. Оба колеса пойдут по боковому пути.

Стрелки делаются так, чтобы оба отрезка рельса вращались около точек А и В, противоположные же концы стрелки Н при ее переводе примыкают то к правому, то к левому рельсу пути.

Общий вид участка железнодорожного пути со стрелкой изображен на рисунке 87.

Так устроены настоящие стрелки, такими и будут наши самодельные.

Сперва сделайте неподвижную часть стрелки - раздвоение рельсов, как оно изображено на рисунке 88. Раздвоение имеет один прямой рельс Б, один с закруглением В и два рельса под острым углом из двух рельсов, слегка спиленных на конце. Все они, уложенные на продолину, набиваются на деревянную дощечку. В середине на винте А будет вращаться другая дощечка с двумя кусочками рельса (рис. 89-90). Один рельс должен быть так согнут и заострен, чтобы при одном крайнем положении дощечки один из коротких рельсов вплотную примыкал к прямому и вел состав на левый путь, другой отрезок рельса при этом не должен мешать движению. При перевороте дощечки около винта А, как вокруг оси, прямой отрезок рельса Б примкнет к закругленному рельсу, а кривой отойдет от своего и поведет состав по прямому пути. При своем движении дощечку надо ограничить двумя стопорными гвоздиками a (рис. 88).



Стрелку стрелочник переводит проволочной тягой, один конец которой зацеплен за ушко дощечки (рис. 88), другой - за рычажок с противовесом из свинца. Рычажок имеет крученую в виде спиральки петельку (рис. 91-92), через которую винтом рычажок с противовесом привинчен к стойке и на этом винте он может поворачиваться. Отгибая рычаг от себя или к себе, стрелочник переводит стрелку и направляет поезд по пути, указанному ему расписанием. Другая конструкция перевода изображена на рисунке 93.

При переходе с одного пути на другой, параллельный, приходится строить две стрелки, как на рисунке 94. Сделав одинарную стрелку, можно легко построить и двойную.

Как сделать макет железной дороги своими руками

.

Игрушечные железные дороги неотъемлемо ассоциируются с детством. У многих из нас в юном возрасте когда-то была пластмассовая или железная сборная модель железной дороги. А те, кто мог похвастаться моделью зарубежного производства, считались счастливчиками.

В наше время хобби игрушечных железных дорог выросло в крупную отрасль моделирования.

К главным атрибутам - колее и локомотиву с вагончиками, добавились деревья, дома, дороги, машины, рельефное окружение. А стол с полноценным макетом железной дороги, со множеством деталей и мелочей - это уже настоящее искусство.

За рубежом подобные изделия стоят от 2 тысяч долларов, мы же в этой статье расскажем, как сделать полноценный макет игрушечной железной дороги своими руками.

Стол

.

Для макета вам понадобится место. В идеале это должен быть отдельный стол, но можно обойтись и небольшим столиком, или просто отгороженной площадью на любой подходящей поверхности. Все зависит от вашего желания и размаха. Я рекомендую начать с небольшого места - например, части стола, и потом уже, если вдохновитесь, делать большой макет. Лучше начать с малого, чем сразу взяться за большой объем работы и бросить на полдороги.

Стартовый набор

.

То, без чего не получится сделать макет железной дороги - это сама железная дорога. А точнее - , и для него, или просто готовый моделей железных дорог.

.

Набросок

.

Чтобы знать, к чему вы движетесь, нужно иметь перед глазами цель. Сделайте на бумаге примерный набросок - где что должно находиться, и каким будет общий вид вашего макета. Побродите по интернету, посмотрите на многочисленные макеты железных дорог и возьмите на заметку то, что вам нравится - , . Можете сделать макет полустанка на Диком Западе, а можете - станции в центре современного города. Но обязательно определитесь до того, как приметесь за работу. И сделайте разметку на столе, чтобы не обнаружить вдруг, что колея выходит за границы стола, или что будет цепляться за проезжающий поезд.

.

Горы

.

Через который будет проезжать поезд, будет украшением макета. Для создания небольшой горы вам понадобится монтажная пена, фанера, нож, алебастр и наждачка.

Сначала продумайте и, по возможности, нарисуйте набросок будущей горы. Затем сбейте над рельсами небольшой короб из фанеры или другого подходящего материала. Убедитесь, что размер короба позволит свободно проезжать по тоннелю вашему поезду. Затем начинайте наносить пену вокруг короба, с паузами по полтора-два часа, чтобы дать слоям засохнуть и не проседать под своим весом. После того, как нанесете пену нужного объема, оставьте ее сохнуть на сутки, не меньше.

Через сутки берите в руки нож (удобнее - канцелярский), и начинайте ковырять гору - срезайте лишние куски, придавая ей намеченную вами форму. Вырезайте ложбинки, расщелины, постарайтесь придать ей максимальную натуралистичность.

Затем вам понадобится алебастр. Разведите его с водой, и тонким слоем до 3 мм покройте всю гору. Он быстро сохнет, так что разводите его небольшими порциями. Затем вновь подождите несколько часов, пока все застынет - феном при этом лучше не пользоваться.

Теперь нужно закрасить гору серым цветом. Для этого купите в любом автомагазине баллон грунтовки, под цвет серого камня, и можете красить вашу гору. Только испытайте сначала краску на чем-то другом, чтобы удостовериться, что ее цвет точно вам подходит.

Далее воспользуйтесь наждачкой и позатирайте местами гору, чтобы снять кое-где слои грунтовки. Это придаст горе большей натуралистичности, чтобы она была не однородного цвета, а оттенка от светлого до темно-серого. Можно повторить покраску и шлифовку несколько раз, пока у вас не получится то, что вас устроит. Можете также покрасить отдельные кусочки горы белым или черным цветом, для большей правдоподобности.

Напоследок возьмите зеленую краску и подкрасьте кусочки горы еще и в цвет зелени - так она будет еще натуралистичнее. Только краска должна быть правдоподобного, «мхового» цвета.

Ваша гора (или горка) готова. Поздравляю, вы уже проделали немалый кусок работы. На очереди - остальные детали рельефа.

Тут уже все упирается в вашу фантазию, размер свободного пространства и подходящие детали, которые у вас есть. Заполните незанятую поверхность стола - например, муляжом , который продается в магазинах.

Макет железной дорог своими руками изготовить можно, но для этого потребуется многосторонняя подготовка. При строительстве макета необходимы знания в области устройства и работы железной дороги, об этом можно прочитать в книгах, которые используются для обучения в высших учебных заведениях, техникумах, а также в инструкциях, таких как «Правила технической эксплуатации железной дороги», «Инструкция по железнодорожной сигнализации». Существует периодические издания, такие как, «Локотранс», «Семафор», «Железнодорожное дело». В этих журналах можно найти полезную информацию о железных дорогах России и мира, а в некоторых изданиях есть рубрики, посвященные железнодорожному моделизму. Там можно найти описание технологий, приемов работы, выкройки моделей подвижного состава, советы специалистов.

При строительстве макета своими руками необходимы навыки работы с различными инструментами: для работы с деревом – работа лобзиком, напильниками, для измерений и разметки – умение пользоваться угольником, линейкой, штангенциркулем. Для работы с электронными устройствами – правильно формовать детали, выполнять соединение проводов, паять, измерять силу тока, напряжение. В случае если навыков работы нет, то стоит изучить технику работы, потренироваться прежде, чем начинать возведение макета железной дороги. Для тренировок можно закупить дешевый материал и инструменты, а уже при строительстве макета использовать высококачественное сырье и инструменты.

Строительство макета начинается с создания плана работ, путевой схемы, примерной карты рельефа местности – с планирования и проектирования железнодорожной линии своими руками. После того, как проект готов первым делом сооружается основание для макета – подмакетник. В дальнейшем на нем будет расположен макет, причем будет использоваться как внешняя поверхность, на которой будут расположены пути, станции, депо, леса, горы, реки, но и внутренняя часть для проводов, различных устройств, которые обеспечивают работу макета.

На подмакетнике прокладываются пути. Железнодорожные рельсы и шпалы можно купить в магазине, но при помощи специальных станков можно изготовить своими руками. Таким производством мало кто занимается из моделистов. После прокладки путей, подключения электрической части макета, создается рельеф, растительность, устанавливаются модели жилых домов, заводов, вокзалы.

На макете какие-то детали, объекты можно изготавливать своими руками, а можно покупать в магазинах. Если покупные модели не устраивают своим внешним видом или имеют не достаточную детализацию, то их можно дорабатывать самостоятельно. Таким приемом пользуются некоторые моделисты.

Модели домов, растений, столбов освещения, светофоров – все эти элементы макета можно изготавливать самостоятельно, в домашних условиях. Подробнее о том, как это делается, вы можете найти в статьях раздела сайта «макеты и модули».

Кроме того строительство макета – это не только изготовление отдельных объектов инфраструктуры железной дороги, это объединение всех компонентов макета с помощью единого, одинакового масштаба, эпохи, темы макета и времени года.

атюрная железная дорога - это мечта почти каждого ребёнка. Достаточно посмотреть, как дети «прилипают» к выставочным стендам и музейным экспонатам, моделирующим железную дорогу. Очень интересно видеть паровозики и вагончики, которые являются уменьшенной копией настоящих. Составами можно управлять, они останавливаются на станциях, подают звуковые сигналы, проезжают через тоннели и заезжают в депо. Это очень красивое зрелище, но сделать все это совсем непросто.

Для того чтобы собрать макет дороги, нужно много времени, умений, материалов и финансовых затрат. Ребёнку это не под силу. Но многие взрослые готовы тратить время, силы и средства на создание собственной модели железной дороги. Это очень увлекательное занятие , и наградой будет макет, который можно развивать, совершенствовать, добавлять подвижной состав и детали ландшафта.

История появления макетов

Направления моделирования, которыми увлекаются поклонники макетов бывают разные:

  • Коллекционирование подвижного состава, рельсов, вагончиков.
  • Коллекционирование полноценных макетов железных дорог.
  • Изготовление миниатюрных дорог.
  • Изготовление копий реально существующих поездов и составов.
  • Создание парковых моделей на открытом воздухе.

Первые макеты появились в Германии во второй половине XIX века, и впоследствии масштаб, в котором они выпускались, был принят за основу другими производителями.

Макеты, копирующие формы и размеры настоящих поездов , сильно отличаются от детских игрушечных дорог с паровозиками. Почти век прошёл с тех пор, как моделизм превратился в увлекательное занятие для взрослых. Это заставило многие фирмы начать выпуск усовершенствованных моделей поездов и рельсов, производить домики, стрелки, светофоры и семафоры, детали ландшафта.

Миниатюрные дороги выпускаются в цифровом и аналоговом исполнении. Управление аналоговой железной дорогой сводится к управлению движением составов. При цифровом управлении функции значительно расширяются. Используя пульт, можно зажигать свет в вагонах и паровозах, подавать звуковые сигналы, переводить стрелки. Это очень интересный процесс , но не менее интересно создавать такие макеты самим.

Как сделать макет своими руками

Начинать стоит со сбора информации. Многие люди увлечены модельным строительством и делятся опытом, дают советы, выкладывают на страницах в интернете фотографии и ролики, показывающие собранные ими модели. Можно приобретать различные элементы конструкций и собирать их. Прежде всего стоит определитьс я с местом для макета. Это должно быть свободное пространство. Может подойти стол размером приблизительно два на полтора метра. Существуют способы устроить макет на откидной или выдвижной столешнице. Затем надо выбрать масштаб макета. Существует пять основных масштабов:

  • HO, колея 16,5 мм (1:87).
  • TT, колея 12 мм (1:120).
  • N, колея 9 мм (1:160).
  • Z, колея 6,5 мм (1:220).
  • G (1:28 или 1:22,5) - садовый или уличный масштаб.

Дорога в масштабе очень распространена. Она имеет размеры, позволяющие разместить макет в доме, и состоит из довольно крупных элементов, с которыми удобно работать и играть. Интересной является также возможность использовать дымогенератор , звуковой декодер, для воспроизведения шумов при движении составов, и систем безопасности.

Для другого распространённого масштаба ТТ многие немецкие фирмы выпускают модели и аксессуары, например, Tillig, Berliner T. T. Bahnen . Производят такие модели и другие европейские компании Piko и Roco, российские производители «ТТ-модель», «Пересвет».

Выбор масштаба зависит от места, выделенного для дороги. Z - слишком мелкий масштаб и макет будет трудно собирать и заниматься с ним. Наиболее употребительными являются TT и H0. При выборе масштаба надо учитывать минимальный радиус кривой. Для рельсов масштаба (1:87) он равен 380 мм. При прохождении больших локомотивов с пятью осями и длинных вагонов этот минимальный радиус надо увеличивать в 1,5-2 раза.

Исходя из этого, нужно рассчитать необходимое пространство для размещения рельсового пути. При масштабе (1:87) это будет три на полтора метра. Можно выбрать меньший масштаб (1:120). Минимальный радиус будет 275 мм и ширины в один метр вполне хватит.

Начинать построение макета нужно с создания схемы. Поначалу она может быть простой, один круг с составом. Постепенно будут добавляться новые ветки, стрелки, семафоры, домики и другие элементы.

Изготовление детской железной дороги

Определив размеры и нарисовав схему, можно приступать к изготовлению макета:

  1. Начинать надо с изготовления подмакетника, выбранного размера. Это может быть столешница или просто лист толстой фанеры. Далее следует перенести схему на подмакетник, нарисовав рельсовые пути, места установки стрелок и семафоров, расположение домиков, депо и станционных построек. Сложное расположение путей проектируется в специальном приложении на компьютере.
  2. После прорисовки схемы надо проложить рельсы. Их приклеивают или прибивают гвоздиками. Рельсы можно покупать или изготавливать самим из медной проволоки. В этом случае им нужно придавать прямоугольную форму методом прокатывания на станке. Шпалы изготавливаются тоже на станке. Они имеют вид тонких брусочков.

  1. Для подвижного состава необходима электрическая схема. Блок питания может быть самодельным или покупным с напряжением не больше 16 В. В качестве электромотора для локомотива можно использовать мотор, вынутый из какой-нибудь игрушки или приобретённый в магазине. Электропитание поездов будет осуществляться через рельсы. К ним нужно присоединить отводы от блока питания. Электрическую разводку полагается делать с помощью медных проводов и разъёмов. Она должна учитывать все места, где будут светофоры, семафоры, фонари.
  2. Чтобы рельсовые пути имели реалистичный вид, надо отсыпать балласт. Для этого можно использовать аквариумные грунты или специальный гравий модельный.
  3. Для придания макету законченного вида надо продумать и выполнить ландшафт, сделать горы, тоннели, провести дороги, поставить домики и фигурки людей. Можно купить присыпку грунт траву, деревья или сделать гору и тоннель при помощи монтажной пены и покрасить акриловой краской. Хорошее применение могут найти папье-маше, бумага, дерево, гипс, картон и другие материалы.
  4. Очень интересные модели поездов и вагонов можно сделать из бумаги. Для этого надо скачать из интернета и распечатать схемы. Их нужно сложить по линиям сгиба и склеить. Это простой способ наполнить макет новыми интересными модельками.

Моделизм своими руками - это увлекательное занятие и непрерывный творческий процесс. Требуется очень много фантазии и умелые руки, чтобы воплотить в жизнь задуманное. Вдвойне интереснее будет делать макет вместе с ребёнком. Это хороший повод привить ему навыки ручного труда и показать каким интересным может быть процесс конструирования и изготовления моделей. Совместное творчество сближает и обогащает.

Внимание, только СЕГОДНЯ!