Отмостка перед гаражом своими руками. Этапы устройства отмостки своими руками Как сделать отмостку гаража руками

Сроки службы любого строения напрямую зависят не только от качества самой постройки, но и от прочности фундамента. Именно на эту часть здания приходится основная нагрузка на протяжении всего периода эксплуатации.

Известно, что такие внешние факторы окружающей среды как вода и заморозки оказывают негативное воздействие на фундамент и приводят к его постепенному разрушению. Для того, чтобы минимизировать воздействие окружающей среды и максимально защитить фундамент гаража, создаётся специальная отмостка.

В этой статье мы расскажем, как сделать отмостку гаража и какие виды отмостки существуют.

Очень часто гаражи строят с подвальными помещениями, которые используют для хранения сезонной резины, запасных частей или продуктов питания. В этом случае создание отмостки является обязательным требованием при проектировании и постройке гаража.

К сведению. Даже если вы купили или построили гаражное помещение без отмостки, её можно сделать в любой момент самостоятельно и без привлечения сторонних специалистов.

Устройство и особенности отмостки для гаража

Отмостка – это специальный защитный пояс по всему периметру фундамента, защищающий его от воздействия морозов и влаги, однако, очень многие предпочитают экономить средства и время, пренебрегая этим. В качестве материала для отмостки обычно используется бетон, который заливается монолитным слоем, как показано на фото ниже, и не должен иметь никаких швов или трещин.

Если осуществляется с нуля, то создание защитного пояса необходимо стразу после возведения стен.

Обычно отмостка состоит из двух основных слоёв:

  • Утепляющий слой , который укладывается по периметру фундамента и служит основой для финишного водонепроницаемого слоя.
  • Финишный слой – это самый верхний слой защитного пояса, который обычно делается из бетона и составляет единое целое с фундаментной частью гаража. Для декорации отмостки можно использовать камни, кирпичи, тротуарную плитку и даже асфальтное покрытие.

К сведению. При создании такого защитного пояса для фундамента общая цена постройки гаража увеличивается незначительно, но полученный результат гарантирует целостность и нормальное функционирование фундамента долгие годы.

Основные виды отмостки

В зависимости от месторасположения гаража и интенсивности эксплуатации окружающей территории, необходимо выбрать нужный вид отмостки.

  • Твердая отмостка у гаража изготавливается из бетона, который заливается по периметру гаража. Это самый быстрый и относительно не дорогой вид, который используется в том случае, если вокруг гаража практически никто не ходит и это пространство никак не используется. У такого варианта есть один существенный недостаток. Она постоянно находится вод воздействием влаги, солнца и перепадов температуры, что приводит к растрескиванию бетона и каждые несколько лет её приходится ремонтировать.
  • Мягкая отмостка для гаража потребует больших временных и финансовых затрат. В этом случае поверх бетонного слоя укладывают цементно-песчаную смесь и декорируют её тротуарной плиткой, камнями или кирпичами. Этот вид подходит в тех случаях, когда пространство у гаража используется для прохода людей, а также его необходимо гармонично вписать в общий дизайн ландшафта.

После того, как был выбран вид отмостки, можно приступать к процессу создания защитного пояса.

Создание отмостки твердого типа

Далее мы опишем пошаговый процесс создания защитного пояса, который может быть использован вами как инструкция для самостоятельной работы. Нам потребуется речной песок, щебёнка мелкой или средней фракции, цемент марки М-300 или выше.

Процесс создания выглядит следующим образом:

  • Первым делом необходимо произвести выемку грунта по периметру гаража на глубину 40 см и с шириной от 60 до 100 см от стенки фундамента (см. ), после чего основание тщательно утрамбовывается. Рекомендуется обильно полить грунт раствором специального гербицида, который уничтожит корневую систему растений и предотвратит прорастание под отмосткой.
  • Затем на дно канавы укладывают слой речного песка с толщиной 10-15 см и так же тщательно утрамбовывают.
  • Следующим слоем укладывается щебёнка толщиной 10 см и утрамбовывается максимально плотно. После чего устанавливается опалубка и укладывается арматура в виде сетки, как показано на рисунке ниже.

Важно. Как видно на фото, поперёк отмостки устанавливают деревянные доски, которые будут разделять заливаемое бетоном пространство на секции. Эти доски перед укладкой пропитывают антисептиками и желательно покрыть битумной мастикой. Они служат амортизаторами для бетона во время расширения или усадки при воздействии перепадов температур и предотвращают растрескивание.

  • Последним шагом производится заливка бетона, но перед этим фундаментная часть строения очищается от мусора и грунтуется для лучшего сцепления с бетонной отмосткой.

После того, как отмостка своими руками гаража создана, её накрывают мешковиной на 3-5 дней. При этом мешковину нужно периодически смачивать для обеспечения равномерного застывания раствора.

После застывания можно дополнительно оштукатурить бетонное основание, только в штукатурный раствор добавить специальный полимерный пластификатор. Этот слой закроет установленные доски и полностью предотвратит растрескивание.

После устройства фундамента и засыпки пазух по периметру всех наружных стен выполняют строительство отмостки гаража. Отмосткой называют покрытую бетоном или другим изолирующим материалом полосу земли, примыкающую к фундаменту. Такая конструкция препятствует проникновению атмосферной и другой влаги под фундамент и тем самым предотвращает его проседание. Она позволяет нижней части стен здания даже при сильных дождях оставаться сухой.

Отмостку лучше делать из бетона. Асфальт использовать нежелательно, так как он дает вредные для человека испарения. Для того чтобы грамотно выполнить отмостку, производят выемку грунта по периметру здания на глубину 15-20см. Канаву, особенно часть, примыкающую к гаражу, поливают гербицидом (например, симазином) для уничтожения корней сорняков. Затем приступают к выполнению бетонной или песчаной отмостки.

Бетонная отмостка. В вырытую и подготовленную для отмостки траншею укладывают слой песка толщиной 10см и утрамбовывают его ручной бабой. Затем в траншею насыпают слой мелкого щебня толщиной 10 см и уплотняют его. Поперек отмостки с шагом 1–1,2м ставят на ребро деревянные рейки, обмазанные битумом. Верх реек располагают на уровне поверхности бетона, учитывая небольшой уклон отмостки от дома.

На подготовленное ложе укладывают бетон, а рейки служат так называемыми маяками, по которым идет правилка при выравнивании поверхности бетона. Деление отмостки на участки с помощью реек предохраняет бетонное покрытие от разрывов в морозные дни. Сплошная отмостка из бетона разрушается, как правило, в первую же зиму.

Уложенную бетонную отмостку тщательно железнят, то есть припудривают влажную поверхность несколько раз цементом и заглаживают железным мастерком. Затем поверхность накрывают мокрой мешковиной и выдерживают 1 неделю. Бетон поливают время от времени водой из лейки, чтобы ткань все время была влажной.

Песчаная отмостка. Если песчаную отмостку полностью пропитать теплым раствором жидкого стекла, а затем закрепителем (отвердителем), то песок в результате связывается и превращается в камень-песчаник. Отмостка из закрепленного песка не размывается водой и препятствует ее проникновению в фундамент.

Растворимое стекло – силикат натрия (калия) – имеет обычно плотность 1,35г/см3. В малярных работах применяют калиевое жидкое стекло, в бетонных работах – натриевое. Есть в продаже и так называемая силикатная глыба, то есть твердая основа жидкого силикатного стекла. Чтобы превратить эту глыбу в жидкое стекло, ее размельчают, загружают в бак и варят в небольшом количестве воды 6–8 часов. При небольшом избыточном давлении в котле варку сокращают до 2–4 часов.

Изготовление отмостки, как и в первом случае, начинают со снятия растительного слоя толщиной 15–20см. В яму заливают гербицид, затем ее засыпают слоем песка толщиной 10см, который тщательно трамбуют.

Утрамбованный слой поливают из лейки теплым жидким стеклом, а затем сразу же раствором отвердителя. В качестве отвердителя применяют 5–10%-ный раствор кремнефтористого кальция или 3–7%-ный раствор кремнефтористого натрия. Песчаный слой должен быть весь пропитан растворами жидкого стекла и отвердителя. Верхний слой делают по возможности из просеянного мелкого песка. Его обрабатывают сначала жидким стеклом, затем отвердителем. Готовую отмостку прикрывают на 2–3 суток пленкой, рубероидом, пергамином, толем и др. Отмостку желательно окантовать водоотводной канавкой, которую также бетонируют.

Можно просто воспользоваться распиленной трубой, которую укладывают в эту канавку (рис. 171).

Рис. 171. Устройство отмостки: 1 – цементный раствор; 2 – слой щебня или битого кирпича; 3 – глина; 4 – грунт; 5 – водосточная канавка; 6 – фундамент

При устройстве отмостки следует предусмотреть небольшой уклон от здания, чтобы обеспечить сток талых и дождевых вод. Отмостку выполняют шириной 60–100 см.

Устранение неудобств, связанных с подъездом к гаражу

Если гараж находится на тихой улице или в небольшом поселке, то не исключено, что по обеим сторонам улицы будет проходить канава для стока воды. Нередко она является досадным препятствием для автомобилиста. Из этого следует, что при устройстве гаража следует заранее позаботиться о преодолении таких препятствий.

Наиболее простым сооружением, служащим для переезда через такую канаву, является деревянный мостик. Вдоль краев канавы роют ямы для лежней. Лежни изготавливают из наиболее смолистых бревен, тогда они дольше прослужат без замены. Под лежень на дно каждой ямы кладут песчаную подушку толщиной 15–20см.

Перед укладкой лежни обрабатывают, то есть затесывают с одной стороны и смазывают сторону, обращенную вверх, антисептиком, горячей смолой или гудроном. После этого их кладут в ямы, стараясь, чтобы они были расположены на одном уровне. Далее на лежни кладут четыре поперечных бревна, обтесанные сверху на всю длину, а снизу – в местах опирания на лежни. Бревна располагают таким образом, чтобы они совпадали по ширине с колесной базой автомобиля. Крепление бревен на лежнях производят с помощью скоб или глухарей – специальных больших гвоздей.

Поверх бревен набивают настил из досок-шестидесяток. Доски укладывают с просветом в 15–20мм: это нужно для проветривания настила. Кроме этого, бревна пропитывают антисептиком или горячей смолой. По обеим сторонам настила для лучшего закрепления поверху прибивают дополнительные доски.

Мостик можно сделать из железобетона, тогда он будет более долговечным. Основанием мостика могут служить заводские бетонные плиты или изготовленные самостоятельно.

Под опоры предварительно вырывают ямы, которые выкладывают плитами. До заливки бетона делают необходимую опалубку. Под опоры обязательно насыпают песчаную подушку толщиной 15-20см. Плиты кладут на опоры. Теперь мостик через канаву готов.

Чтобы избавиться от неприятностей, связанных с придорожной канавой перед гаражом, можно воспользоваться еще одним способом. В канаву помещают трубу, пропускающую через себя воду. Эта же труба будет служить опорой для колес автомобиля при переезде канавы. Глубина придорожных канав колеблется в пределах 1м. Необходимо отметить наибольшую высоту, которую будет занимать вода в период дождей или таяния снега. В том случае, если труба одиночная, необходимо, чтобы ее внутренний диаметр превышал расстояние от дна канавы до отметки уровня воды. Это нужно для того, чтобы в случае замерзания воды ледяная пробка не закупорила трубу и не закрыла весной отверстие стока.

Длина сточной трубы должна быть не менее 3м. После укладки в канаву трубу засыпают песком и щебнем с последующим трамбованием.

При отсутствии трубы большого диаметра можно использовать несколько тонких, расположив их друг над другом. В этом случае верхняя труба будет находиться выше максимального уровня поднятия воды. Смещение труб можно предотвратить, установив под ними деревянные стойки. Во избежание проседания стоек в грунте их желательно выполнить из более прочного материала, например бетона. Последующая засыпка труб песком и щебнем обязательна.

Устройство отмостки описано в СНиП 2.02.01-83. В этом документе сказано, что водонепроницаемые полосы должны быть сделаны вокруг каждого здания. Зачем нужна отмостка? Ее нужно делать для защиты фундамента дома от влаги.

Горизонтальную защитную полосу стоит сделать шириной не менее 1-2 м, она должна проходить по периметру дома. При строительстве отмостки важно обращать внимание на ее прочность. Очень часто делают утепление защитной полосы. Кроме того, она должна не пропускать воду и плотно примыкать к стенам фундамента. Необходимо уделять пристальное внимание качеству строительства, чтобы вода не проникала в щель между отмосткой и цоколем.

Конструкция защитной полосы может быть 2 видов, строители используют для ее возведения разные материалы. Вы можете выбрать любую конструкцию, но следует помнить о том, что защита фундамента должна удовлетворять следующим функциональным требованиям:

  • прочность;
  • утепление;
  • гидроизоляция.

Теперь вы знаете, для чего нужна отмостка.

Подробную информацию о размерах отмостки можно узнать, изучив СНиП. Обращайте внимание на вид грунта, поскольку каждый из них имеет свой тип просадочности. Все лессовые (глинистые) грунты можно отнести к просадочным. Если вы еще не знаете типа грунта на вашем участке, то для его определения обратитесь в специализированную лабораторию.

Изучив СНиП 2.02.01-83, вы увидите, что документ утверждает грунты 2 типов:

  1. Грунты I типа. К ним можно отнести те, просадка которых возможна при действии на них внешней нагрузки. От собственного веса просадка очень мала, допустимо до 5 см.
  2. Грунты II типа. Это те грунты, величина просадки которых превышает 5 см. Возможна просадка не только от внешней нагрузки, но и под влиянием собственного веса земли.

В документе представлена информация о том, какой ширины стоит делать отмостку. Если на вашем участке грунт I типа, то заливайте бетонную ленту шириной 1,5 м. Если лабораторный анализ показал, что грунт относится ко II типу, то сделайте отмостку шириной не менее 2 м.

Если на участке грунты, которые можно отнести к нормально несущим, то ширина отмостки должна быть не менее 0,8 м. Толщина отмостки является важным параметром, но СНиП нормирует ее в меньшей степени.

Снимите растительный слой с почвы, произведите выемку грунта. Насыпьте на дно щебень, песок или глину. Толщина основания должна быть не менее 15 см. Положите слой гидроизоляции и теплоизоляции. Готовая отмостка из бетона должна возвышаться над нулевой отметкой хотя бы на 5 см.

Если вы хотите сделать пешеходную отмостку, то должны уделить особое внимание прочности бетонной площадки. Рекомендуется увеличить ее ширину — это позволит сделать бетонное покрытие более надежным и комфортным для пешеходов.

Обратите внимание на уклон защитной ленты из бетона. На 1 м покрытия уклон должен составлять не менее 1 см. Чаще всего эту величину увеличивают, заливая отмостку с уклоном 3 см. Помните о том, что не стоит делать слишком крутой скат, ведь это будет способствовать увеличению скорости стока воды. В этом случае отмостка начнет разрушаться с краю. 10 см на 1 м ширины считается максимально допустимым уклоном.

Схема отмостки с уклоном

Очень хорошо, если вы можете позволить себе выделить дополнительные средства на сооружение водоприемных желобов. Их устанавливают на внешней границе бетонной площадки. Установив желоба, вы отведете дождевые воды от дома. Выделите достаточно средств на устройство бетонной отмостки.

Сооружение отмостки своими руками

Существует несколько способов возведения отмостки. Проще всего залить горизонтальную бетонную ленту, схема строительства достаточно простая. Сначала сделайте разметку и выкопайте котлован, установите опалубку. Засыпьте глину или щебень, хорошо утрамбуйте основание. Соорудите гидроизоляцию и уложите слой утеплителя. После этого возьмите арматурную сетку и аккуратно поместите ее сверху утеплителя.

Теперь можно заливать бетон, используйте примерно 80% готового раствора. Разровняйте его и утрамбуйте, а когда основной слой затвердеет, сделайте разметку поперечного уклона. Используйте для этого специальные рейки, прибейте их к опалубке.

Вторую часть бетона делайте более густой, раствор нужно выкладывать по секциям. Разравнивайте его, ориентируясь на рейки.

Устройство бетонной отмостки может выполняться и другим способом. Он заключается в отсыпке выравнивающего слоя на первом этапе строительства защитной ленты из бетона. Насыпьте больше щебня или глины ближе к стенам цоколя, аккуратно распределите материал и хорошо его утрамбуйте.

Для контроля уклона используйте уровень, пригодится в работе и нивелир. Когда вы положите гидроизоляцию и поместите в котлован слой теплоизоляции, залейте опалубку. Контролируйте уклон, обрабатывайте поверхность правилом.

Обратите внимание на бетонный раствор. Лучше всего в этом вопросе ориентироваться на ГОСТ. Если вы живете в местности с суровым климатом, то купите автодорожный бетон. Используйте марку не ниже М200, тогда отмостка будет служить очень долго.

Есть еще одна технология возведения отмостки. Асфальтобетонная площадка имеет твердый верхний слой, который образуется при застывании минеральных наполнителей. Эта технология строительства наиболее выгодна, если рассматривать бюджет, ведь асфальтобетонная отмостка доступна многим.

Особенности возведения мягкой отмостки

Мягкой называют ту отмостку, которая не имеет твердого верхнего слоя. Магазины предлагают потребителям большой выбор современных материалов. Если вы не желаете тратить времени на устройство бетонной отмостки, то можете остановиться на мембранных материалах. Их можно монтировать в любом климате, погодные условия не оказывают влияния на процесс укладки. Срок службы мембраны более 60 лет.

Отмостка будет состоять из нескольких слоев, профилированная мембрана заменит гидроизоляционный материал. С ней очень легко работать, мембрана не разлагается в почве, она не трескается. Используя ее в строительстве отмостки, вы получите возможность реализовать самый смелый проект.

Выберите наиболее подходящее финишное покрытие для отмостки, учитывая тенденции ландшафтного дизайна. Это может быть растительный субстрат или гравий. Устройство отмостки из тротуарной плитки понравится многим владельцам загородных домов. Вы можете сделать ландшафтный проект индивидуальным, выложив отмостку из брусчатки.

Отмостка из бетона привычна многим, но чаще всего в новых домах используется другая технология. Мягкая отмостка позволит сэкономить, ведь строительство обойдется намного дешевле, если вы выберете эту технологию.

Для частного домостроения важно сделать ландшафтный дизайн уникальным. Мягкая отмостка даст вам эту возможность, например, вы можете использовать отмостку в качестве пешеходной дорожки. Можно сделать на ее месте озеленение или выбрать любой другой вариант.

Теперь вы знаете, для чего нужна отмостка и какие преимущества у этой технологии строительства.

Строительство гаража является тяжелым и очень длительным процессом, особенно если человек строит его самостоятельно. Стоит вопрос выбора кладки фундамента, применяемого материала. Когда фундамент будет залит, стены возведены, крыша сооружена, надо сделать важную часть — отмостку в гараж.

Главная функция фундамента — это опорная, благодаря этому строение стоит надежно, не клонится из-за подъема грунта весной.

Но все равно надо подумать об отводе воды в весенний период. Для такого случая и необходимо сделать отмостку.

Состав отмостки

По окончании облицовки цоколя или стен создается полоса, защищающая фундамент от грунтовых вод. Она состоит из подстилающего слоя, который представляет собой уплотненную ровную основу для укладки покрытия, в состав которой входит песок, мелкий щебень и гарцовка.

Подбор материалов зависит от выбранного покрытия. Защитную функцию отмостки осуществляет гидроизоляционный слой из глины. Подстилающий слой имеет толщину 20 см.

Покрывают отмостку перед гаражом слоем толщиной 5-10 см, который обладает водонепроницаемыми свойствами. Для его устройства можно использовать асфальт, бетон, тротуарные плиты, мелкий булыжник, смесь щебня или песка с глиной.

Вернуться к оглавлению

Отмостка: виды

Наиболее популярный вид отмостки — бетонный. Он делается по периметру гаража в виде водонепроницаемой полосы. Главное преимущество — это простота монтажа и недорогая стоимость строительства. Однако надо выполнить деформационные зазоры по предотвращению образования трещин.

Наиболее популярные виды защитных полос:

Кладка плитки поверх отмостки.

  • перед въездом в гараж из асфальтобетона делается по простой технологии. Вначале в приготовленную траншею кладут основание из щебня 15 см и 5 см слоя асфальта. При выполнении работ вручную надо изучить особенности технологии и нюансы по работе с данным материалом, который выделяет вредные вещества;
  • создание мягкой отмостки как декоративного элемента благоустройства. Данная полоса делается из 10 см глиняного слоя, который надо утрамбовывать и разравнивать. Песка там быть не должно. Потом укладывается пленочная гидроизоляция, насыпается песок 5 см толщиной. Затем кладется геотекстиль, щебень (галька, керамзит, гравий) до 15 см и опять материал из пропиленовой нити (геотекстиль), который пропускает воду, но песку не даст заполнить пустоту в щебне. Завершающим этапом этой работы будет засыпание песка толщиной 5-6 см. Данная полоса имеет недостаток: по ней неудобно ходить, потому что утрамбовать плотно однородный материал — задача невыполнимая. Мягкая подмостка вполне подойдет, если строительство гаража происходит на земельном участке с малой интенсивностью эксплуатации;
  • сделать отмостку можно из бетонной брусчатки разных цветов: черного, серого, коричневого и других. Это придаст гаражу привлекательный архитектурный облик. Многообразные формы материала: волна, прямоугольник, шестигранник, квадрат придадут полосе оригинальный внешний вид. Бетонная брусчатка имеет преимущества: высокая устойчивость к температурным перепадам, морозам, механическим нагрузкам, простой монтаж;
  • устройство отмостки из каменной брусчатки. Это выглядит красиво и стильно, особенно если она имеет желтый, серый, красный цвет или когда она черная базальтовая, мраморная с прожилками. Единственным недостатком является дороговизна. Монтаж такой полосы делается так: насыпается слой глины, кладется гидроизоляция, потом слой песка, покрытие и заполнение песком швов;
  • монтаж защитной полосы из плитки признан самым универсальным вариантом. Это покрытие оригинальное и легко ремонтируемое.

Строительство гаража требует решения тех же проблем, что и при возведении обычного здания, дома, любой постройки, установленной на заглубленный в грунт фундамент.

При этом, учитывая, что каждый второй гараж выстраивается с подвальным помещением или погребом, проблемы с обустройством фундамента могут быть не меньше, а иногда и больше, чем у обычных зданий. Легкий каркас не в состоянии компенсировать мощные силы пучения грунта, если отмостка гаража построена неправильно или отсутствует вообще.

Для чего нужна отмостка перед гаражом

Основные функции обустройства отмостки можно перечислить в нескольких словах:

  • Отвод дождевой и талой воды от стен цоколя и фундамента гаража;
  • Защита от сорняков, теплоизоляция грунта и обратной засыпки, примыкающих к стенам фундамента и подвального помещения;
  • Кроме того, отмостка перед входом в гараж служит своеобразным пандусом или трамплином для облегчения заезда колес автомобиля на пороговую балку ворот.

Важно! Обустройство отмостки необходимо выполнить сразу же после возведения первых двух третей стен постройки. По мере роста стеновой кладки гаража увеличивается количество дождевой воды, стекающей по стенам к цоколю и фундаменту здания.

Обустройство отмостки перед гаражом

С каждым дождем пористая структура из глины и обратной отсыпки уплотняется и превращается в мокрую и плотную массу, не способную удерживать влагу и тепло. Таким образом, с помощью отмостки гаража своими руками мы избавляемся от множества возможных проблем с фундаментом в будущем.

Что будет, если не делать отмостку на входе в гараж

При отсутствии отмостки перед входом гараж или разрушении ее конструкции происходят следующие процессы:

  1. Резкое увеличение насыщения грунта водой приводит к его интенсивному пучению в морозы. В некоторых случаях в отсутствие отмостки верхний слой почвы может подниматься настолько сильно, что препятствует нормальному распахиванию створок ворот;
  2. Скопившаяся в грунте влага выдавливается, словно прессом, в стены подвального помещения. Соответственно, шлакоблок или бетонные блоки, из которых выложены фундамент или стены подвала, находящиеся выше уровня промерзания, медленно разрушаются замерзающей водой;
  3. Наибольший ущерб просочившаяся вода наносит фундаменту гаража. Расширяющийся на морозе обводненный слой грунта приподнимает край мелкозаглубленного или плитного фундамента. Усилие давления грунта настолько мощное, что способно сломать стену или привести к многочисленным трещинам в передней части здания.

К сведению! При этом абсолютно не важна степень армирования и толщина фундамента. Зафиксированы случаи разрушения кладки стен гаража в отсутствии отмостки даже на плитном фундаменте толщиной 50-60 см.

Проблема защиты края фундамента на входе в гараж усугубляется использованием стальной балки порожка. Отказаться от усиления порога нельзя, так как в противном случае край цементной стяжки пола или бетонной плиты будет выкрашиваться от давления колес и веса автомобиля. Стальной тавр или массивный швеллер служат идеальным проводником холода в грунт, примыкающий к фундаменту.

С другой стороны, эта балка всегда сваривается с вертикальными стойками и верхней перемычкой в одну жесткую стальную раму, на которую вывешиваются тяжелые стальные ворота. Вся массивная конструкция ворот частично компенсирует и перераспределяет нагрузки от вспучивания грунта.

Отмостка вокруг гаража строим своими руками

Конструкция отмостки во многом зависит от расположения гаража и особенностей его устройства. Например, в гаражном кооперативе гаражи зачастую строят по так называемой схеме с общими стенами. В этом случае гаражи в ряду имеют общую стену с боковыми соседями, а в некоторых случаях делают общей и заднюю стенку. Это наиболее простой и удобный способ предохранить фундамент от проблем с промерзанием и пучением грунта, требуется только грамотно изготовить отмостку перед входом в помещение.

Если коробка здания не имеет «соседей», отмостку необходимо изготавливать так же, как и для обычного частного дома.

По контуру коробки здания отрывается ленточный котлован, глубиной не менее 25-30см и шириной не менее 70-80 см. На дно котлована выкладывается и тщательно уплотняется трамбовкой слой глины с отсевом. При этом на поверхности формируют уклон в 5-7 о от стен гаража. На сформированное основание укладывается толстая полиэтиленовая пленка, один край которой приклеивают битумом к стенам гаража. Далее отсыпается слой крупного песка и аккуратно выравнивается под будущую заливку бетона. Чтобы край будущей ленты из бетона был приподнят над грунтом, по внешнему контуру котлована устанавливают доску опалубки высотой в 10-15 см.

Размеры и устройство отмостки перед входом в помещение чаще всего отличаются от остальной ленты. Во-первых, размеры плиты чаще всего увеличивают до одного-трех метров, превращая ее в площадку для автомобиля перед гаражом. Во-вторых, непосредственно под водосточным желобом, но не более чем на 40-50 см от порога, перед бетонированием в песок укладывают дренажный канал так, чтобы верхняя часть перфорированной асбестоцементной трубы не закрывалась слоем бетона.

В процессе бетонирования от металлической балки порожка до линии отверстий дренажной трубы делают сливной уклон поверхности. Аналогичный уклон выполняется на остальной части плиты. Саму плиту отливают из бетона отдельными секторами, шириной по 50-70см. Это позволяет избежать растрескивания бетона при проседании грунта.

Вывод из дренажной трубы отводят в сторону от гаража, не менее чем за 2-3 м от цоколя здания.

Заключение

При соблюдении технологии бетонирования и армирования отмостки стальной сеткой или прутком из композитной арматуры бетонная лента способна простоять не менее 20-30 лет. При появлении глубоких трещин или интенсивном выкрашивании поверхности специалисты рекомендуют выполнить полную вырезку перфоратором всей бетонной массы перед входом и забетонировать площадку в полном объеме. Попытки лечить трещины замазыванием цементным раствором, как правило, эффекта не дают.