Отчёт по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность. Отчет по самообразованию"развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру" Отчет по самообразованию проектно исследовательс

Обобщение опыта

Проектно-исследовательская деятельность

во внеурочное время

Горяева Ирина Васильевна

воспитатель

Боровская областная санаторная школа-интернат

«… Проектное обучение поощряет и усиливает

истинное учение со стороны учеников,

расширяет сферу субъективности в процессе

самоопределения, творчества и конкретного участия …»

В. Гузеев

Введение

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческой активности обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Обоснование необходимости проектной деятельности

Развивая в детях навыки проектной и исследовательской работы, учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.
В дальнейшем работать с такими детьми будет легче и интереснее

Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети работают увлеченно.

Дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации творческой и познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности.

Цели и задачи

Цель: формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;

    Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.

    Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.

    Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

Основное содержание

Изучая различные методики воспитания, педагогические и образовательные технологии, пришла к выводу, что в формировании современного гражданина перед педагогом стоит задача помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в средних классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от кратковременных (1-2 дня) к долгосрочным, от личных проектов к групповым.

Проект имеет ряд достоинств:

Работа над проектом стимулирует учащихся к самообучению;

Воспитательная функция проектной деятельности заключается в возможности проявления и развития деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель), в умении сотрудничать с коллективом, подчиняться производственной дисциплине.

Степень активности учащихся и педагога на разных этапах разная.. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

педагог ученик

2-й этап

педагог УЧЕНИК

3-й этап

УЧЕНИК педагог

Как видно из схемы, роль педагога, несомненно, велика на всех этапах реализации проекта, но всё же главной задачей педагога является координирующая и направляющая функция. И от того, как педагог выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль педагога тоже велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать педагог с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась просто к самостоятельной работе по какой-либо теме?

Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта формулирую естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Например: рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.

В своей работе я использую различные задания для создания мини-проектов: газета– «Наркотикам Нет!», мегаВалентинка, коллаж ко Дню Учителя «Педагоги нашей школы», поздравительная открытка на Наурыз и др.

Организационный этап:

При организации проектно-исследовательской работы с учащимися, соблюдаю следующие требования:

    положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;

    предоставление права на свободу выбора;

    оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

    учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Плановый этап:

Каждый проект осуществляется под моим руководством:

Оказываю помощь в определении темы и разработке структуры проекта;

Обсуждаю с учащимися этапы реализации проекта;

Моя роль сводится к методическому сопровождению, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы.

Основной, практический этап:

Цель: воплощение творческого замысла.

Основной, практический этап самый продолжительный и интересный. Моя роль на этом этапе, в основном, консультационная. Учащиеся проводят сами самоконтроль качества работы. Дети изготавливают творческое изделие.

Завершается проект аналитическим этапом.

Презентация проекта. Анализируют свою деятельность (окончательная оценка проекта). Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, какие ставили цели, с какими столкнулись трудностями, что не получилось и почему? Часто проекты в процессе работы меняются, дополняются. Одноклассники оценивают проекты, выражают одобрение.

Плюсами проектно- исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:

    планировать свою работу;

    предвидеть результаты;

    использовать различные источники информации;

    самостоятельно отбирать и накапливать материал;

    анализировать, сопоставлять факты;

    аргументировать мнение;

    самостоятельно принимать решение;

    устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);

    адекватно оценивать себя и друг друга.

Реализуя программу « Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время», создаются условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Основные принципы организованной деятельности - индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.

В своей практике использую следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, плакатов;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и т.д.);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, сцены, и др.);

творческие (оформление результата в виде детского праздника, музыкального номера и др)

В результате учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

Формируются и отрабатываются:

    навыки сбора, систематизации, анализа информации;

    навыки публичного выступления (ораторское искусство);

    умения представить творческую работу в доступном, эстетичном виде;

    умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

    самоопределение учащихся в видах и формах творческой деятельности;

    умение работать в группе, в команде;

    повышение активности участия учащихся в конкурсах, выставках;

    умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

Повышается уровень художественной культуры.

Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Например, в результате реализации проектов «Грампластинка-вторая жизнь» - были изготовлены работы: «Бабочка» в технике Мозаика из стекла, в технике бумагопластика «Гроздь винограда», в технике ассамбляж «Тройка». Все работы были взяты на выставку детских работ в рамках смотра-конкурса «Детство без границ». В ходе работы были изучены истории техник: мозаика, бумагопластика, ассамбляж.

В ходе проекта «Буфы: вчера, сегодня, завтра» девочками была изучена история создания буфов и техника исполнения узора. Итогом работы послужило пошив декоративных подушек в данной технике.

Заинтересовавшись темой декоративных подушек, было решено изучить технику «Лоскутное шить». Результат: 2 картины сделанные в технике «печворк без иголки» и 2 диванные декоративные подушки украшают игровую комнату.

Считаю, что мне удалось выстроить такое воспитательно-образовательное пространство, в котором каждый заинтересованный ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в творческом деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха.

В итоге, необходимо отметить, что в ходе реализации педагогического проекта наблюдается положительная динамика по формированию положительной мотивации, направленной на развитие творческой активности обучающихся, повысился процент учащихся участвующих в разнообразных конкурсах разного уровня, участие в выставках и в изготовлении индивидуальных творческих проектов. Работа по реализации инновационного образовательного проекта показала, что процесс формирования творческой активности школьников оказался эффективным благодаря применению проектной технологии.

Формулу успеха знают многие,

дело за малым - познать сам успех.

В.И. Лизинский

Список литературы:

    Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

    Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

    Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр «Академия», 1999, - 224 с.

    Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55

    Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - с. 41-45

    Проект «Гражданин» - способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

    Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

    «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс - 81415.

    Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80

    Самарская С.В. "Формирование творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время через проектную деятельность"

Людмила Савельева
Отчёт по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность»

работы по самообразованию воспитателя МАДОУ «Сказка»

Савельевой Людмилы Владимировны

на 2016 - 2017 учебный год

Тема : « с детьми дошкольного возраста.»

Актуальность : Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию . Экспериментирование становится одним из ведущих видов деятельности .

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Именно в дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность .

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель : создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи :

Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности ;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

(заполняется в процессе реализации плана)

Возникающие трудности и во-просы по ходу реализации этапа

Информационно-аналитический этап

1. Выбор темы самообразования , составление плана работы Сентябрь

2. Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей до-школьного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации эко-логических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Об-руч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воз-дух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волго-град : Учитель, 2009.

9. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 5-7 лет».

10. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 3-7 лет» . Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию ) .

3. Изучение статей в педагогических журналах.

В течение года «Воспитатель ДОУ» ,

«Дошкольное воспитание» ,

«Ребенок в детском саду» ,«Обруч» Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию ) .

4. Изучение опыта работы педагогов В течение года

5. Прослушала вебинар «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Декабрь «Академия Роста»

Практический этап

Совместная деятельность взрослого и ребенка

1. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке . Сентябрь Опыты с песком и глиной.

2. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности , в исследовательской деятельности . Октябрь Опыты с воздухом.

3. Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности , в повседневно-бытовых ситуациях, в исследователь-ской деятельности . Январь Опыты с водой.

4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности , во время коллективных занятий, опыт-но-экспериментальной деятельности . Март Опыты с магнитом.

5. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Апрель Опыты «С водой и без воды» , «На свету и в темноте» .

6. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Сентябрь-май Картотека опытов и экспериментов для детей 6 -7 лет.

Практический этап

Взаимодействие с родителями

1. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» . Октябрь Участие во всероссийском конкурсе.

2. Подготовка детей к интернет конкурсу на тему : «Что из чего сделано?» с участием родителей Октябрь Диплом детям

3. Мини проект своей семьи.

Балабанская Арина «Свойства соли»

Куницына Вероника «Свойства воды» Ноябрь Представление мини проекта перед детьми.

4. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности . Май Фотовыставка «Юные исследователи» .

5. «Свойства песка и глины» Март Мастер-класс для родителей.

Представление опыта работы

1. Конспект НОД «Юные исследователи в лаборатории соли» Апрель Победитель во всероссийском конкурсе.

3. Отчёт о проделанной ра-боте по теме самообразования .

Май Выступление на педагогическом совете.

4. Отчет по теме самообразования Май Показ открытого занятия для учителей.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе за 2016- 2017 учебный год Воспитатель:.

Презентация «Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики через художественно-изобразительную деятельность» Отчет работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через художественно-изобразительную деятельность".

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства.

“Учение без размышлений – тщетный труд;
Размышления без учения – пагубны”.

Конфуций

Введение

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Основным принципом развития исследовательских способностей ребенка являются строки:

“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу

Цели и задачи темы самообразования

Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи.

1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

2. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

3. Обучить основам оформления работ.

4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Изучив много литературы по данной теме, я неоднократно проводила уроки с использованием исследовательской деятельности. Еще в 2007 году мы впервые попробовали запустить проект по решению задач. Класс был разделен на 3 группы. Одна группа решала в течение 2 недель задачи на движение. Они изучали разные виды транспорта, изучали их скорость движения, применение этих видов транспорта человеком. Затем составляли отчет: подбор картинок по видам транспорта с указанием их скорости. Применение формул на нахождение скорости, времени, расстояния.

Вторая группа решала задачи на нахождение периметра и площади. Они изучали, где и для чего нужно находить периметр и площадь, использование этих данных человеком. К отчету эта группа изготовила макет дома, который далее они использовали при решении задачи.

Третья группа изучали и решали составные задачи и задачи на смекалку. В течение 2 недель они находили разные задачи в разных источниках, обсуждали, пробовали найти разные решения, очень много находили заданий на смекалку в детских журналах. Итогом их работы стала математическая газета «Всезнайка», которую они выпустили для всего класса, приготовили памятки для решения задач для всего класса.

На открытом уроке каждая группа отчиталась по своей проделанной работе, показали решение задачи изученного вида.

Следующим этапом моей работы по исследовательской деятельности было выступление на районном конкурсе «Мастер – класс» по номинации – проектное обучение. Там я представляла теоретический материал по теме и практическое занятие на тему, «Какие бывают животные?».

Когда взяла этот класс, убедилась, что этот класс по работоспособности высокий, то сразу с первого класса начала применять приемы исследовательской деятельности.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из главных задач современного образования.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательской деятельности можно использовать самые разные методики.

Первая из них – развитие умений видеть проблему . Поиск проблем дело непростое. Умение видеть проблему развивается в течение долгого времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития я подбираю специальные упражнения, начиная с первого класса.

Задания:

Составить рассказ от имени другого персонажа. «Представьте, что вы вдруг стали маленькой капелькой воды (пушинкой, снежинкой, собачкой, птичкой зимой и т.д.) » Опишите один день вашей жизни.

Составьте рассказ, используя данную концовку. Например: «Желтый листок упал на землю».

Составьте текст рассуждение «Что я думаю о женщине?»

Назовите как можно больше признаков предмета. Игра «Спор»

Почти на каждом уроке математики когда подходит новая тема, я никогда не объясняю тему сама, стараюсь подбирать такие задания, которые заставляют детей найти решение самостоятельно, путем проб, ошибок, разных способов.

Например: 45: 3, 45: 15, 45: 7

Много заданий олимпиадного характера, где обязательно есть проблема.

Совсем недавно на уроке русского языка мы решали такую проблему: «Почему слово мышь пишется с ь, а слово камыш без ь?

Как вы предлагаете это узнать?

Дети предложили выполнить ряд заданий:

Разобрать слова по составу.

Разделить на слоги.

Определить часть речи, число, род.

Найти знакомые орфограммы.

Сделать фонетический разбор.

В итоге выполняя по порядку все эти задания они выделили общий признак в словах – шипящая на конце. Когда определяли род, это им ничего не дало. Дети задумались: почему ничего не получается и нет ответа на вопрос? Тогда Петя предложил: -Может еще другие слова исследовать с шипящими на конце. Тогда я предложила им еще слова из упражнения и затем они пришли к выводу, что слова мужского рода пишутся без ь, а женского с ь. Сколько было радости у Маши, когда она первая догадалась!

Вторая методика – развитие умений задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы и если их от этого не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

Прием «Сундучок мудрости»,

Кто такой кархародон? Что о нем интересного можно рассказать?

В честь кого был назван водопад Виктория?

Как узнать возраст дерева?

«Найди загаданное слово».

Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».

Очень любят дети игру «Угадай, о чем спросили». Ребенок выходит к доске, берет карточку с вопросом, читает ее, и, не проговаривая вопроса вслух, отвечает на него.

Вопрос «Почему заяц зимой белый?»

Ответ ребенка - зайцу зимой очень легко прятаться в снегу, потому что у него белая шерсть.

Третья методика – развитие умений давать определения понятиям.

Описание. Описать объект, это значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем это отличается от других предметов?», «Чем это похоже на другие предметы?»

Сочинения – описания.»Деревья зимой»

Идет белоснежная зима. Рассыпала пушистый снег. Ели и сосны укутались в мягкие волнистые шубы. Поля и луга покрыты снежным ковром. Деревья похожи на волшебников чародеев. Мне нравятся деревья зимой, потому что они красивые. Боднарчук Таня.

«Наступила прекрасная волшебная зима. Она покрыла деревья и кустарники серебристым снегом. Березы переоделись в тонкие прозрачные косынки паутинки и превратились в невест. Рябина и калина надели яркие бусы и сережки. Сосны укутались в теплые шубы и шапки. Я люблю зиму потому что деревья переливаются серебристыми огнями. Сенникова Лиза.

«О чем чирикал воробей?»

Пришла весна. Когда выглядывает солнышко все птицы кричат: «Хорошо! Хорошо! Хорошо! И воробей то же кричит: «Мне нравится солнце!» Беленок Лера.

Наступил февраль. Сейчас особенно труднее всего воробьям. Сидел воробей на крыше дома и размышлял: «Почему мне не ложат в кормушку зерен?» Щепелев Вадим.

2. Сравнение.

Подберите сравнение для таких предметов как: слон, сахар, дерево, велосипед. Если в 1-2 классах, дети делают маленькие сравнения, ответы односложные, то в 3 классе дети уже сравнивают более глубоко. Здесь я часто применяю загадки с подробным обобщением «Почему ты так решил?».

Четвертая методика – умение классифицировать . Этот метод часто применяю на уроках математики, когда классифицируем разные объекты, числа, выражения по определенным признакам, на русском языке, слова предложения, на окружающем мире.

Упражнения:

«Продолжи ряды».

Раздели на две группы.

«Третий лишний»

Объединение геометрических фигур по определенным признакам.

Найди ошибку и докажи, что там ошибка.

Пятая методика – развитие умений наблюдать.

Упражнения:

Найди различия.

Убери лишний предмет.

Найди два одинаковых предмета.

Найди ошибки художника.

Разгадай ребусы.

В течение 3- 4 лет на уроках я часто использую элементы исследовательской деятельности. В втором классе я проводила урок чтения по теме Б.С.Житков «Храбрый утенок». Дети в классе были разделены на 4 группы. Каждая группы имела свое задание по их занятию: 1 группа сценаристы, 2 группа иллюстраторы, 3 группа режиссеры, 4 группа актеры. Цель урока – составить фильм по рассказу «Храбрый утенок». Итогом урока был разыгран рассказ 4 группой. Работу каждой группы можно было проследить на уроке. 1 группа разделила текст на части и озаглавила их, 2 группа сделали иллюстрации к этому плану под руководством 1 группы, 3 группа составляли сценарий и готовили актеров, т.е. 4 группу для показа фильма. В итоге каждая группа проработала произведение, добились своих поставленных целей путем составления плана работы, распределения заданий каждому участнику группы, составления отчета по проделанной работе. Детям этот урок очень понравился, мы неоднократно проводили такую работу на других произведениях.

И мне и ребята нравится составлять разные проекты.

В 2008-2009 году мы принимали участие и составляли проект «Безопасность при пожаре».

Детям было дано задание найти материал по этой теме. Они находили информации о пожарах самых страшных, изучали причины пожаров, которые произошли в нашем поселке, подбирали стихотворения о пожаре, о правилах безопасного поведения. В итоге составили защиту выступления на общешкольный праздник и заняли первое место.

В этом году еще в ноябре был запущен проект «Народы Сибири «Русские люди». Дети самостоятельно искали литературу, ходили в библиотеки, спрашивали у меня, искали в компьютере. В итоге 10 учащихся приготовили проекты в виде докладов, сообщений, презентаций. Защита проходила на классном мероприятии «Русский дом», но к сожалению 2 из ребят не защитили свои работы. На общешкольное мероприятие выбрали самое главное про русских людей и опять заняли первое место.

На уроке окружающего мира по теме «Как размножаются животные?» дети тоже занимались исследовательской деятельностью по группам, где каждая группа самостоятельно изучала развитие и размножение животного, составляли схемы, готовили выступление.

Сейчас мы запустили долгосрочный проект «Фразеологизмы в нашей речи», уже провели много разной работы. Сейчас учимся разгадывать ребусы, делаем рисунки связанные с фразеологизмами. На каникулы они получат задания для проведения исследований. У все детей есть карточки с методами исследования.

Методы исследования – помощники:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить другого человека.

3. Посмотреть в книгах.

4. Посмотреть по телевизору (использовать видео и ДВД).

5. Получить информацию у компьютера.

6. Понаблюдать.

7. Провести эксперимент.

8. Связаться со специалистом.

Литература:

1. А.И.Савенков «Я исследователь» рабочая тетрадь. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005

2. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Самара: Издательство «Учебная литература», 2006

3. Г.В.Шакина «Развивающее обучение в начальной школе» Волгоград: «Учитель»

4. О.В.Рыбьякова «Информационные технологии на уроках. Волгоград: «Учитель»

5. А.И.Савенков «Ваш ребенок талантлив» Ярославль: Академия развития, 2004

6. Журналы «Начальная школа» 2001 – 2010 год

№ 12 – 2002 «Проблемы проектной деятельности»

№ 8 - 2001 «Уроки исследования»

№ 2 – 2006 «Исследовательская деятельность. Условия формирования исследовательских

умений младших школьников.

№ 2 2007 «Методы и приемы исследовательской деятельности»


Метод проектов

В течение 4 лет моей темой по самообразованию была «Исследовательская деятельность учащихся младших классов».

Итогом работы по этой теме стало участие детей моего класса в научно – практической конференции в 2009 году с исследовательской работой «Красная книга растений Кузбасса». Мы с детьми провели колоссальную работу по добыче информации, ее обработке и подготовке к защите. А самое главное мы приобрели огромный опыт в осуществлении исследовательской деятельности, результатом которой стала, созданная своими силами «Красная книга растений Кузбасса».

В последние годы все больше уделяется внимания самостоятельной исследовательской деятельности детей, а в связи с переходом школ на новые образовательные стандарты, эта тема стала еще более актуальной.

Все мы должны помнить, что самые ценные и прочные знания не те, которые выучены, а те, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий. Очень точно об этом говорит китайская пословица:

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь!»

Одной из важных составляющих исследовательской деятельности выступает метод проектов.

Основатель метода проектов – американский педагог Килпатрик. По его мнению, использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончании школы, но и помогает ему организовывать жизнь в настоящем.

В 20-30 годы метод проектов привлек и отечественных педагогов. Они считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе обучения, научит не просто запоминать знания, а уметь применять их на практике.

Что такое метод проектов?

Это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Для учеников, привыкших к традиционной модели обучения, он означает переход от исполнения указаний к саморегулируемой учебной деятельности; от запоминания и повторения – к открытиям; от теории – к применению теории; от зависимости от учителей – к получению самостоятельности. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проект это такая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а ученику предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы.

Проект – это «5П»:

^ 1П – ПРОБЛЕМА

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы). Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы.

– ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

– ПОИСК информации

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. В словосочетании проектная деятельность главным является слово деятельность. Более важен с точки зрения развития ребенка не конечный результат, а процесс.

Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, выделять главное, усваивать ее в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая служит цели формирования коммуникативной компетенции : умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями, техникой, с интернетом и любым информационным полем. Поэтому так важно позволить ребенку выполнять работу самому, чтобы родители, которых тоже надо привлекать при выполнении проекта, не брали на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помочь советом, информацией очень важно для поддержки мотивации и самостоятельности ребенка.

^ 4П – ПРОДУКТ

Выбор продукта проектной деятельности – одна из важных организационных задач участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения заданной проблемы.

Для младших школьников наиболее возможными продуктами проектной деятельности могут быть: учебное пособие, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, праздник, сказка, модель, слайд-шоу и другие.

^ 5П – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задачей не менее, а то и более сложной, чем выбор формы продукта проекта, является выбор формы его презентации. Здесь потребуется особый полет фантазии.

Презентация – это завершение работы, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, демонстрация результатов.

Для начальных классов виды презентационных проектов могут быть следующие: деловая игра, путешествие, реклама, спектакль, телепередача, ролевая игра и другие.

Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, анализировать свою деятельность

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, и требования к учебному проекту совершенно особые. Метод проектов предполагает:


  • Связь обучения с жизнью;

  • Развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

  • Развитие умения адаптироваться к действительности;

  • Умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации. Добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, иными словами он учит детей учиться.

^ Ценность метода проектов заключается в развитии познавательных и творческих способностей.

Важными аспектами организации проектной деятельности являются: постепенное увеличение уровня самостоятельности младшего школьника при работе над проектом; создание условий для самооценки результатов своей деятельности.

^ Последовательность реализации проектной деятельности такова:


  1. Обучение ребенка работе с информационными источниками, проведению опросов, анкетированию. Это тот этап, который использует в работе любой учитель, давая детям индивидуальные задания по добыче информации на заданную тему: подобрать пословицы к тексту, приготовить сообщение по теме и другое;

  2. ^ Выполнение индивидуальных проектов, объединенных общей темой. Такие проекты знакомят ученика со структурой и правилами проектной деятельности. Общая тематика позволяет каждому ученику координировать и сравнивать свою деятельность с деятельностью других учащихся. Приоритетный вид коммуникативного взаимодействия- ученик-учитель. Во втором классе этот этап наиболее приемлем.
В этом году мы с ребятами провели открытый классный час на тему «Профессии разные нужны, профессии разные важны», основываясь именно на этом этапе проектной деятельности. Дети самостоятельно должны были на зимних каникулах ознакомиться с профессией своих родителей или с той профессией, которая им уже нравится, и составить свой проект на эту тему. Заранее была дана установка о приемах поиска информации: опрос родителей, справочная литература, журналы, интернет и другие информационные источники; о том какая информация необходима: о значении профессии, о должностных обязанностях, стихи, пословицы, частушки, фотографии и рисунки; о правилах оформления работы.

Справились с заданием по-разному: у одних получились проекты именно такие, как и оговаривалось; у других их сделали за детей сами родители; третьи проекты оказались с недостаточной информацией, так как их делали дети без помощи родителей. Но опыт появился у всех, так как на защите проектов мы с детьми оценили коллективно каждый проект, нашли все минусы и плюсы, выбрали на презентацию самые интересные и достойные. Все проекты объединили в папку под названием «Мир человека. Профессии», оформили выставку рисунков - это и стало продуктом проектной деятельности. Презентация проектов проведена на классном часе в виде слайд-шоу с текстовым сопровождением. Кто приходил на классный час, тот увидел результаты нашего труда.

Самое замечательное в этой работе было то, что все ушли с праздника с хорошим настроением, что дети приобрели столько интересных знаний самостоятельно, сколько не смог бы рассказать ни один учитель за урок!


  1. ^ Выполнение индивидуальных проектных заданий. Эти задания ориентированы на развитие умений учащихся организовывать свою деятельность в соответствии с общим планом работы над проектом и задачами каждого технологического этапа. При выполнении индивидуального проектного задания возрастает уровень самостоятельности детей и расширяется сфера коммуникативного взаимодействия.

  2. ^ Выполнение коллективных проектов. В этом виде проекта группа учащихся работает над выполнением общего задания. Но функции и обязанности каждого учащегося четко обозначены. Каждый вносит частичку своего труда в создание общего продукта, что определяет коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь в процессе выполнения работы.
С ребятами прошлого выпуска мы выполняли такой вид проектной деятельности к открытому городскому семинару-практикуму по теме «Экологическое воспитание детей». Мы готовили проект на тему «Грибы». Весь класс был поделен на группы по интересам: одни искали информацию о грибах, почему они получили такое название, где и как растут, какую приносят пользу или вред; другие искали стихи о грибах, частушки; третьи – пословицы и поговорки, различные приметы, связанные с грибами; четвертые искали фотографии и рисунки; пятые знакомились с правилами сбора грибов. Причем дети, без всякой подсказки с моей стороны, делились собранной информацией с другими подгруппами, если им что-нибудь в результате поиска попадалось не по их заданию. Весь собранный материал коллективно обработали, так получился совместный продукт проектной деятельности – сценарий выступления агитбригады на семинаре. Осталось только хорошо все выучить и умело провести презентацию. Естественно нам помогали родители и в поиске информации, и при приготовлении костюмов на выступление. Презентация прошла очень интересно, дети остались очень довольны, ведь они показали продукт своего коллективного труда, а не заранее приготовленный учителем сценарий выступления.

В дальнейшем мы с детьми обязательно продолжим работу с проектами. Опыт показал, что, кроме огромного влияния на формирование основных компетенций, это и отличный способ повторения и обобщения пройденного материала, и отличный способ для получения новых знаний.

МО Классных руководителей

Смышляева Р.Н.